Дистанционный курс

Продолжаем подготовку к итоговому сочинению по литературе. Ниже даны ссылки на сайты, где можно найти образцы сочинений, рекомендации для написания сочинения. Обратите внимание на подборку произведений по каждому направлению. 

ссылки на сайты 

http://russkiy-na-5.ru/

 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Направления итогового сочинения 11 класс

Слайд 2

«Время» направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха .

Слайд 3

«Дом» направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.

Слайд 4

«Любовь» направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.

Слайд 5

«Путь» направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.

Слайд 6

«Год литературы» направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.

Слайд 7

Даты проведения: 2 декабря 2015. 3 февраля 2016. 4 мая 2016.

Слайд 8

кзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Слайд 9

Параметры оценки сочинения Соответствие теме; аргументация и использование литературных источников; композиция; качество речи; грамотность.

Слайд 10

критерии оценки для выпускного школьного сочинения в 11 классе. Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными . Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Слайд 11

Критерий №1 « Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия ( например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»)

Слайд 12

Критерий №2 «Аргументация» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала : от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. « Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 13

Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно -доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»)

Слайд 14

Критерий №4 « Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»)

Слайд 15

Критерий №5 « Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).



Предварительный просмотр:

Цитаты для подготовки к итоговому сочинению в 2015-2016 году

В этой подборке содержатся цитаты, которые помогут выпускникам и учителям во время подготовки к выпускному сочинению по литературе по направлениям, разработанным специалистами ФГБНУ «ФИПИ»: «Время», «Дом», «Любовь», «Путь», «Год литературы». Цитаты можно будет использовать в качестве эпиграфа или тезиса к рассуждению по тому или иному направлению.

Время

Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем. Ганди Махатма

Время подобно ребёнку, ведомому за руку: смотрит назад... Кортасар Х.

Мы не знаем, как поступить с нашей коротенькой жизнью, но все-таки желаем жить вечно. Франс А.

Великая наука жить счастливо состоит в том, чтобы жить только в настоящем. Пифагор

Все течет, все меняется. Гераклит

Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой. Гоголь Н. В.

Все изменяется, ничто не исчезает. Овидий

Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения. Пушкин А.С.

Все бесконечное конец свой обретает. Тагор Р.

Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя - и оно не может быть мыслимо иначе. Толстой Л. Н.

Будущее тревожит нас, а прошлое нас держит. Вот почему настоящее ускользает от нас. Флобер Г.

Будущее должно быть заложено в настоящем. Лихтенберг Г.

Времени нет, есть только мгновение. И поэтому в одно это мгновение надо полагать все свои силы. Время проходит, но сказанное слово остается.

На день надо смотреть как на маленькую жизнь. Горький М.

Счастливые часов не наблюдают. Грибоедов А. С.

Власть времени — это закон, достойный уважения. Публий

Промедление смерти подобно. Петр Первый

Час ребенка длиннее, чем день старика. Шопенгауэр А.

Никогда не бойся мгновений — так поет голос вечности. Тагор Р.

Откапывая ошибки, теряют время, которое, быть может, употребили бы на открытие истин. Вольтер

Время проходит, но сказанное слово остается. Толстой Л. Н.

Дом

Счастье — это когда у тебя все дома. Приключения домовенка Кузи

Дом — это не место, а состояние души. Сесилия Ахерн

Дом - это там, где твое сердце. Плиний Страший

Где любят нас — лишь там очаг родимый. Байрон

Счастлив тот, кто счастлив дома. Толстой Л. Н.

Пусть вошедший в наш дом дивится нам, а не нашей посуде. Луций Анней Сенека (младший)

Хозяйка дома — вот что такое дом. А дом без хозяйки подобен лесу. Древняя Индия, неизвестный автор

Дом не может считаться жилищем человека, пока в нем нет пищи и огня не только для тела, но и для разума. Сара Маргарет Фуллер

Тот, кто всюду живет, нигде не живет. Марциал

Нужна сотня мужчин, чтобы устроить лагерь, но довольно одной женщины, чтобы устроить дом. Роберт Ингерсолл

Дом — это место, где большие малы, а маленькие велики. Генри Луис Менкен

Дома новы, а предрассудки стары. А. Грибоедов

Жить - так на воле, умирать - так дома. Анна Ахматова

Достаточно одного ребенка, чтобы заполнить весь дом и двор. Марк Твен

Дом без хозяина - сирота. И хозяин без дома тоже сирота. Дома и стены помогают. Приключения домовёнка Кузи

Дети не должны расти в доме, где люди не любят друг друга. Анна Гавальда. Глоток свободы

Не судите о доме по владельцу, но по состоянию дома судите о владельце. Цицерон Марк Туллий.

Два хозяина в одном дому быть не могут. Александр Васильевич Суворов

У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность. Александр Дюма (отец)

В гостях хорошо, а дома лучше. Пословица.

Будь ты король или простой землепашец, ты будешь по-настоящему счастлив лишь тогда, когда в твоем доме будет мир и покой. Иоганн Гёте

Только тогда легко жить с человеком, когда не считаешь ни себя выше, лучше его, ни его выше и лучше себя. Толстой Л. Н.

Лучшая школа дисциплины есть семья. Смайлс Сэмюэл

Любовь

Нам всегда кажется, что нас любят за то, что мы хороши. А не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят. Толстой Л. Н.

Любовь - восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его. Стендаль

Разлука для любви - то же, что ветер для огня: маленькую любовь она тушит, а большую раздувает еще сильнее. А.И.Куприн

Любовь, как огонь, без пищи гаснет. М. Лермонтов

Любить - значит желать другому того, что считаешь за благо, и желать притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить ему это благо. Аристотель

Любовь превозмогает всё. Вергилий

Только та любовь справедлива, которая стремится к прекрасному, не причиняя обид. Демокрит

Люби, чтобы тебя любили. Марциал

Нужно жить всегда влюблённым во что-нибудь недоступное тебе. Человек становится выше ростом оттого, что тянется вверх. Максим Горький

Для любви не существует вчера, любовь не думает о завтра. Генрих Гейне

Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. Дж. Аддисон

В любви, как и в природе, первые холода чувствительнее всего. Н. Буало

Дружба трагичнее любви - она умирает гораздо дольше. Оскар Уайльд

Любовь слышится в голосе раньше, чем угадывается во взгляде. Оноре де Бальзак

Любовь так плохо выносит домашние дрязги, что для прочного счастья нужно найти друг у друга выдающиеся качества.Оноре де Бальзак

Всегда любите друг друга всей душой. В мире нет почти ничего, кроме любви. Виктор Гюго

Любовь отдаёт себя в дар; купить её невозможно. Генри Лонгфелло

Любовь без уважения недолговечна и непостоянна, уважение без любви - холодно и немощно. Бен Джонсон

Любовь не рассуждает: с крыльями и без глаз, она эмблема слепой опрометчивости. Уильям Шекспир

Похвалы хороши, комплименты тоже прекрасны, но любовь - это последняя и драгоценнейшая награда, какую только способен завоевать человек своим характером или своими достоинствами. Марк Твен

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. Михаил Булгаков

Путь

Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим. Конфуций

Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага. Лао-цзы

У каждого из нас есть только одно истинное призвание - найти путь к самому себе. Герман Гессе

Никакие рассуждения не в состоянии указать человеку путь, которого он не хочет видеть. Ромен Роллан

Только когда мы приходим к цели, мы решаем, что путь был верен. Поль Валери

Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует. Иоганн Гёте

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят что угодно. Данте Алигьери

Достойный человек не идет по следам других людей. Конфуций

Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти. Оноре де Бальзак

К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники. Владимир Набоков

Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути. Фрэнсис Бэкон

Кто начинает идти уверенно закончит сомнениями, а тот, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности.Джонатан Свифт

Мы встречаем свою судьбу на пути, который выбираем для того, чтобы уйти от нее. Жан Лафонтен

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это самый легкий, и путь опыта - это самый горький. Конфуций

Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь подобно звездам спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели. Иоганн Гёте

Всегда выбирайте самый трудный путь - на нём Вы не встретите конкурентов. Шарль де Голль

Дорогу осилит идущий. Пословица

Одно дело — считать, что ты нашел верный путь, и совсем другое — уверять себя и других в том, что этот путь единственный. Пауло Коэльо

Есть на свете те, кто остается, и те, кто собирается в путь. И так было всегда. Каждый волен выбирать, покуда есть время, но после, сделав выбор, нельзя от него отступаться. Туве Янссон

Никого нельзя привести туда, куда не дошел сам. Виилма Лууле

Прямой путь не всегда самый короткий. Дж.Р.Р. Толкиен

Год литературы

Не все, что является фактом, заслуживает того, чтобы быть описанным. Вольтер

Самая новая и самая самобытная книга та, которая заставляет любить старые истины. Люк де Клапье Вовенарг

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.Максим Горький

Литература - дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями. Максим Горький

Краткость - сестра таланта. Антон Павлович Чехов

Время проходит, но сказанное слово остается. Лев Николаевич Толстой

Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я еще не читал. Авраам Линкольн

Когда писатель глубоко чувствует свою кровную связь с народом - это дает красоту и силу ему. Максим Горький

Каждый писатель до известной степени изображает в своих сочинениях самого себя, часто даже вопреки своей воле. Иоганн Вольфганг Гёте

Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. Так же и в книгах. Лев Николаевич Толстой

Книги на злобу дня умирают вместе со злободневностью. Вольтер

Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное. Федор Михайлович Достоевский

В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Франческо Петрарка

Есть люди, которые читают лишь для того, чтобы находить у писателя ошибки. Люк де Клапье Вовенарг

Чтение хороших книг - это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли. Рене Декарт

Литература рождается из глубины народной души. Адам Мицкевич

Писатель существует только тогда, когда тверды его убеждения. Оноре де Бальзак

Иной рифмует хорошо, но судит крайне плохо. Н. Буало

Чтение — вот лучшее учение! Пушкин А. С.

Следует читать много, но не многое. Плиний Младший



Предварительный просмотр:

Время

«Ход времени в русской литературе»
Подумайте на тем, как течёт время для литературных героев. Ощущение времени героями. Время субъективное и объективное. Отражение человека и его времени, героя и эпохи в литературе. Время на войне.

А. С. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», «Медный всадник»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор», «Портрет»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
М. А. Булкаков «Мастер и Маргарита»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
Р. Сенчин «Зона затопления»


«Времена не выбирают»
Мы не выбираем времени: каждому уготовано своё. Во времена любых исторических коллизий люди жили, оставаясь людьми. Как остаться человеком в любое время?

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. Н. Рыбаков «Дети Арбата»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
А. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»
В. Т. Шаламов «Колымские рассказы»
Р. Сенчин «Нубук», «Зона затопления»

«Путешествие во времени»
Исторические романы переносят нас в другое время. История, черты и приметы времени: прошлое и настоящее в литературе..

А. Н. Толстой «Пётр первый»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Г. Ян «Чингиз-хан», «Батый»
Е. Г. Водолазкин «Лавр»
Вальтер Скотт «Айвенго»


«Время в антиутопии»
Черты и приметы времени в антиутопии. Время реальное и воображаемое. Человек и время в эпоху тоталитаризма.

Е. И. Замятин «Мы»
Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Джордж Оруэлл «Скотный двор», «1984»
  

«Приметы времени в русской литературе»
Как о времени рассказывают писатели. Произведение литературы как портрет времени. Век XVIII, век XIX, век XX в произведениях русских писателей.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
Н. В. Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»
К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гросман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
В. М. Шукшин Рассказы
В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
Р. Сенчин «Зона затопления», «Нубук»

 


«Книги на все времена»
Требования времени, проверка временем... Что есть в книгах, которые считаются книгами на все времена? Вечное и сиюминутное. Личное и всеобщее.

Русская и зарубежная классика по вашему выбору. Примеры:

А. С. Пушкин «Маленькие трагедии»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
К. Симонов «Живые и мёртвые»


Дом

«Дома и их обитатели»
Что может рассказать о человеке его дом? Образы домов, вошедшие в историю литературы. Разные люди — разные дома. Материальное и духовное. Человек и место.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. М.  Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков « Белая гвардия». «Мастер и Маргарита»
Р. Сенчин «Елтышевы»
Р. Сенчин «Чего вы хотите?»
Р. Сенчин «Нубук»

«Прекрасные и ужасные дома в русской литературе»
Дом как миропорядок. Устои. Внешние проявления глубинных процессов. Ценное и бесценное в восприятии героев и авторов русской литературы.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»
А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
И. С. Тургенев «Муму», «Отцы и дети»
А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница»
И. А. Гончаров «Обломов»
Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита», Собачье сердце»
Р. Сенчин «Елтышевы»
Р. Сенчин «Минус»
Р. Сенчин «Нубук»
Р. Сенчин «Вперёд и вверх на севших батарейках»


«Счастье в доме»
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему» (Лев Толстой). Что общего находим мы в счастливых домах? Что делает дома счастливыми?

Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
Т. Л. Сухотина-Толстая «Воспоминания»


«Бездомные»
Каково потерять дом и родных? Оказаться без родного дома уже от рождения? Сироты. Судьбы людей с ограниченными возможностями. Потери и обретения.

Рубен Давид Гонсалес Гальего «Белое на чёрном»
М. Шолохов «Судьба человека»
В. Закруткин «Матерь человеческая»


«Знаменитые дома: дом в Обухове
 переулке»
 История дома. Фантастическое и реальное. Мир профессора Преображенского. 

М. А. Булгаков «Собачье сердце»

«Знаменитые дома: дом на Садовой»
«Нехорошая квартира» — место событий романа М. Булгакова.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»



Путь


«Путешествия литературных героев»
Литературные герои меняют место. Зачем литературным героям путешествовать?

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
М. Ю Лермонтов «Герой нашего времени»
Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»
Ф. М. Достоевский «Идиот»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»


«Встреча в пути»
Встречи, показывающие нам, кто мы такие. Неожиданные встречи. Судьбоносные встречи. Случайные встречи. Встреча как этап жизненного пути.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н. В. Гоголь «Ревизор»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей», «Маленький принц»

«Витязь на распутье»
Литературные герои перед выбором. Трудный выбор литературных героев.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В. Быков «Сотников»


«Выбор пути»
Молодой человек: становление и выбор жизненного пути. Ценности и антиценности. Обретение и потеря себя.

Н. В. Гоголь «Портрет»
Оскар Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Джек Лондон «Мартин Иден»
Ги де Мопоссан «Милый друг»


«Путь в никуда»
Жизненные тупики. Поступки, которые приводят к наказанию. Преступления перед собой.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
Теодор Драйзер «Американская трагедия»
В. Распутин «Живи и помни»
В. Быков «Сотников»

 

«Пути и перепутья войны»
Человек на войне — человек в пути. Трудные дороги войны.

К. Симонов «Живые и мёртвые»
В. Гроссман «Жизнь и судьба»
В. П. Некрасов «В окопах Сталинграда»


Любовь

«Сила любви»
Способность к любви как характеристика человека.

М. А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
Стендаль «Пармская обитель», «Красное и чёрное»


«Ожидание любви»
Любовное томление юности. Порывы души. Боль.

В. Шекспир «Ромео и Джульетта»
А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка»
И. С. Тургенев «Первая любовь», «Ася»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. В. Иванов «Географ глобус пропил»
А. В. Дмитриев «Крестьянин и тинейджер»


«Безответная любовь»
Если на любовь не отвечают? Муки любви для любящего сердца и объекта безответной любви.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
А. И. Куприн «Гранатовый браслет»
А. Н. Островский «Снегурочка», «Бесприданница»


«Любовь и верность, любовь и измена»
От чувства верности супружескому долгу (Татьяна) до супружеской измены (Анна Каренина) - как русская литература прослеживает трансформацию любви своих героинь. Корысть и бескорыстие. Женская жертвенность. Русские литературные герои в любви.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
Л. Н. Толстой «Анна Каренина», «Война и мир».
А. Н. Островский «Гроза».

 


Год литературы

https://godliteratury.ru/ — это сайт, посвящённый году литературы в России. Здесь можно найти много любопытных фактов, которые можно использовать в качестве исходного материала.

«Человек и книга»
«Круг чтения литературных героев»
«Поэт в России больше, чем поэт»

 



Предварительный просмотр:

ОБРАЗ ДОРОГИ (ПУТИ). (Материалы к выпускному сочинению.)

Каждая национальная литература имеет свой привычный круг тем, традиционные образы, устойчивые мотивы. Для русских писателей и поэтов одним из основных тем становится тема дороги (пути).  По словам А.Блока, « первым признаком самобытности русского художника является чувство пути, дороги».

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков, таких, как А.С.Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Н.А. Некрасов.

 А.С.Пушкин. Роман «Капитанская дочка».  Образ дороги играет важную роль в сюжете романа А.С.Пушкина и в раскрытии характера главного героя Петра Гринева. Именно по дороге в Белогорскую крепость он встречается с Пугачевым, тогда еще неизвестным ему прохожим. Вожатый заинтересовал Петрушу своей незаурядной внешностью и своеобразным языком. Дорога ведет героя вместе с Пугачевым в крепость для освобождения сироты Маши Мироновой. По дороге происходит разговор Пугачева с Гриневым. И Петруша поражается его своей необычностью и стремлением к свободе. По дороге из крепости Гринев навсегда расстается с Пугачевым, слышит его последние слова, в которых звучат доброта и великодушие.

М.Ю.Лермонтов. Важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…»: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.

Н.В.Гоголь. Поэма «Мертвые души». Образ дороги, запутанной, пролегающей в глуши, никуда не ведущей, только кружащей путника, - это символ обманного пути, неправедных целей главного героя. Рядом с Чичиковым то незримо, то явно  присутствует другой путешественник - это сам писатель. Реальная дорога, по которой едет Чичиков, превращается у автора в образ дороги как жизненного пути. "Что до автора, то он ни в коем случае не должен ссориться со своим героем: еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука в руку..." Этим Гоголь указывает на символическое единство двух подходов к дороге, их взаимное дополнение и взаимопревращение.

Н.А.Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». В поэме Некрасова тема дороги является связующей. Поэт начинает поэму “со столбовой дороженьки”, на которой сошлись семеро мужиков-правдоискателей. Эта тема ясно видна на протяжении всего длинного повествования, но для Некрасова дорога' лишь иллюстрация жизни, малая ее часть.

Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник». Путь героя Лескова, странника Флягина, – это путь поиска гармонии между стихийной силой личности и требованиями самой жизни. В странничестве героя заложен глубокий смысл. Мотив дороги в повести становится ведущим. Каждый этап жизненного пути Флягина становится новым шагом в его нравственном развитии.

М.И.Цветаева. Стихотворение «Над синевою подмосковных рощ…». Странничество для  М.Цветаевой имеет особый смысл. Это и предназначение, и дар. Путь самоотречения, кроткого служения Богу непрост и нелегок. Земные страсти и заботы держат душу в своем плену. И однажды, думается героине, устав от этого плена и отрешившись от всех мирских привязанностей, она тоже встанет не этот путь:

И думаю: когда-нибудь и я,

Устав от вас, враги, от вас, друзья,

И от уступчивости речи русской, -

Надену крест серебряный на грудь,

Перекрещусь и тихо тронусь в путь

По странной по дороге по калужской.

 И.А.Суязова