"Инновационная деятельность на базе КФУ"
Тема инновационной деятельности «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников»
«Самое лучшее, что есть в жизни – это свободное движение под музыку» А.И. Буренина.
Введение
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.
Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечественными педагогами музыкантами С.Д. Рудневой, Л.С. Генераловой, Э.М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза.
Психолог Б.М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения». Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятен взрослым, и детям. Основой, конечно, является музыка, т.к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна, и широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
1. Актуальность
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.
Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.
И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия.
Цель: Развитие музыкально-творческих способностей, с учетом возможностей каждого ребёнка, посредством музыкального движения.
Задачи музыкально-ритмического развития дошкольников можно сформулировать следующим образом:
*. развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и творческие способности детей в процессе освоения ритмических движений;
* учить детей воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении;
* формировать и развивать двигательные навыки, ритмические способности детей на основе музыкального искусства.
2. Новизна педагогического опыта
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики, состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу - от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
Принципы педагогического опыта:
1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
2. Творческая направленность – результатом, которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. .Систематичности и последовательности. Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий: от простого к сложному
4. Доступности и индивидуализации
Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера — "Танец осеннего дождя", "Снежный вальс", «Весёлый зоопарк».
Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.). Приложение1
Планируя занятия, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
5. Наглядности - Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, концерты детей).
Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы. (Приложение 2) Взаимодействие с родителями.
В соответствии с ФГОС ДО семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семьи. Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства («Как провести день рожденья дома», «Для чего нужны танцы»), мастер-классы («Расскажите детям сказку», «Чудо-театр дома», «Театр ложек»), музыкально-литературные гостиные («Пусть музыка звучит», «Музыка души»), анкетирование. Родители являются активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений, проявляют интерес к участию в работе клуба «Музыкальная гостиная», которые посещают совместно с ребенком. Здесь взрослые превращаются в детей: с интересом играют в детские игры, раскрывают свои творческие способности, узнают о талантах своих детей. Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный опыт, развивают коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время. (Приложение 3)
Вся деятельность детей и педагога на музыкальном занятии по развитию танцевального творчества проходила через этапы.
1. Начальный этап. Установление контакта.
Основная задача начального этапа работы – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических способностей при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально-ритмической деятельности), диагностика сформированности музыкально-ритмической деятельности. (Приложение 4) Получены следующие результаты:
Музыкально-ритмические движения: высокий уровень – 25%
средний уровень – 60%
низкий уровень - 15%
танцевальные движения: высокий уровень – 10%
средний уровень - 40%
низкий уровень - 50%
На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями.
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей: «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др. Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.
Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры, направленной тематики:
- «Танец, песня, марш»
Участником раздаются карточки с изображением детей, танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Дети слушают небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют творческую пляску.
- «Весело и грустно»
Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции
Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета: как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.
Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «Листопад» М. Красева, «Есть у зимушки ковёр», р.н.п.,«Мальчишкины мечты» и др.
Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике «Капустная вечеринка» (участие детей в свободном переплясе на р. н. мелодию - в танце «Солнышки-подсолнушки») и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», «Новогодние игрушки» и др.
2 Основной этап.
На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем – это импровизации в танцах («Бабочки», «Сказочный лес», «Скоморохи»).
Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении
В ход занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку:
(«Солнечные лучики», «В стране цветов», «Аквариум» и другие)
Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы: «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Моряки и стюардессы», «Модница» и др.)
В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта («Фигурный вальс», «Танец с розами», «Капитан», «Весна пришла» и т.д. отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.
Новогоднем празднике в игре «Волшебный снежок», дети выходили и, не стесняясь, исполняли творческое задание - станцевать танец под разную музыку: р.н.п., современную, восточную)
3 Этап (заключительный) - Анализ деятельности ребенка.
На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.
По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Муз. ритмические движения: -высокий уровень – 75%, средний – 25%
Танцевальные движения: - высокий уровень – 25%, средний –75%
Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:
«Кот Мурлыка», «Волшебные кисточки», «Прогулка по сказочному лесу» и другие. Это высший уровень развития творчества. Дети сами выделяют наиболее удачные танцевальные движения, учатся быть разными в танце. Данные упражнения способствуют выражению индивидуальности каждого, умению находить необычные способы выражения движения.
Обучение детей приемам образного перевоплощения продолжалось на материале танцевального спектакля по мотивам сказки «Муха - цокатуха». В качестве подготовки к нему я предлагала некоторые этюды, в которых дети представляли себя в определенном образе. Для его воплощения детям необходимо было самостоятельно найти соответствующую выразительную пластику, используя, главным образом, пантомимические движения, изобразительные приемы.
В процессе прохождения всех выше перечисленных этапов происходит:
• Развитие факторов креативности: Фантазии;
Изобретательности;
Оригинальности;
Многовариантности.
• Умение владеть телом (перевоплощение в образ, предмет, ориентировка в пространстве);
• Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);
• Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного творческого развития личности.
Опыт использования творческих заданий позволяет говорить о практической значимости, ценности, универсальности данной работы.
После проделанной работы передо мной встал вопрос, а каким образом продемонстрировать достижения ребят в музыкально танцевальном творчестве? Возникла идея создания «Музыкальной гостиной».
В музыкальной гостиной стали проводиться вечера, тематические праздники, доминантные занятия. Гости музыкальной гостиной - педагоги, родители, Учащиеся ДМШ, выпускники детского сада. Данная форма привлекает тем, что она дает возможность проявить индивидуальность каждому ребенку, получить положительные эмоции необходимые для полноценного творческого развития, в том числе музыкально-двигательных способностей.
В реализации опыта использованы инновационные технологии:
1. Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.
2. Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
3. Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях.
3. Теоретическая база
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т.И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С.Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е.В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н.В. Зарецкой, З.Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
4. Педагогическая идея
Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.
5. Эффективность педагогического опыта
Инновационный педагогический опыт направлен на развитие музыкально-ритмических движений у детей, творческой фантазии в элементарном движении под музыку.
Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования.
В процессе обучения я использую несколько методов:
Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.
Образный рассказ побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.
Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.
6. Результативность опыта
Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.
Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.
Практический опыт по данной теме позволил разработать авторский проект «Мы любим танцевать» для детей старшей, подготовительной группы (Приложение 5). Данный проект получил высокую оценку у родителей и педагогов ДОУ.
Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и районных мероприятиях:
• участие в районном творческом фестивале «Стань звездой»;
• выступление детей в Федеральных и Республиканских семинарах – практикумов курсов повышения квалификации 2012, 2013, 2014 г.
Наличие грамот и благодарностей за активное участие воспитанников в различных мероприятиях, является подтверждением признания опыта педагогическим сообществом.
1. Диплом Лауреата 2 степени. «Апрельские проталинки» Хореографический коллектив «Веселинка» - 2011, 2012 г.
2. Благодарственное письмо за активное участие в мероприятиях района – 2011 г.
3. Диплом за активное участие в гала концерте фестиваля «Стань звездой» - 2013, 2014, 2015 г.
4.
5. Грамота за личный вклад в систему дошкольного образования Кировского и Московского района г. Казани – 2015 г.
6. Диплом 1 место в творческом конкурсе «Наши звёздочки». Хореография «Граница»
7. Диплом 3 место в творческом конкурсе «Рассударики» Хореография «Танец в шляпках»
Наблюдения показали, что дети с удовольствием импровизируют в танце, показывают свою индивидуальность и отражают настроение героев. Я смогла побудить ребят к действию, а главное, к творчеству.
Мне доставляет радость творить вместе с детьми, видеть, как меняет их танец. Я всеми силами души стараюсь, чтобы музыка танца распространялась, увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору.
8. Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара.
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.
Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни. Занятия музыкой являются многосторонним процессом, в котором должны активно участвовать как педагог, так и его воспитанники. Для развития интереса к музыке у детей педагогу необходимо все время искать новые приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс. Главное место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей, а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях. И музыкально-ритмические движения играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Перспективы развития опыта
• Конкретное распределение музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности по циклам (разминки, тематические занятия, доминантные по импровизации) значительно совершенствует усвоение старшими дошкольниками практических умений и навыков в танцах.
• Предлагаемая система работы позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные творческие способности ребенка.
• Полученный багаж знаний, умений и навыков в области музыкально-ритмического и танцевального искусства позволит развить творческую инициативу, поддержать интерес ребенка к музыкальной деятельности, желание продолжать заниматься данным видом деятельности.
9. Наличие приложений
1 игры, упражнения, этюды https://yadi.sk/d/GpVWxHHnmpPkj
2. консультация, беседа для воспитателей https://yadi.sk/d/fQ_oibPzmpUF8
3. план музыкальной гостиной https://yadi.sk/d/LPoTGznjmpXVc
4. мониторинг https://yadi.sk/d/q1nb8vnlmpbMw
5. проект «Мы любим танцевать» https://yadi.sk/d/JybmcEJbmpdGw
6. конспект занятия «Музыка в сказке» https://yadi.sk/d/KRcrTOdPmpde8
7. танцевально – игровые занятия для малышей https://yadi.sk/d/kKoLOc-1mpeTm
8. перспективный план https://yadi.sk/d/6KK3O0ogmpemG
9.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Десять причин, по которым ребенок
должен заниматься танцами.
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровой и разносторонне развитой личностью. Именно поэтому, не успеет кроха начать ходить, а молодые мама и папа уже вовсю обсуждают в какие кружки и секции нужно будет записаться.
Понятно, что для мальчика выбор в основном делает отец, а для девочки мать. Также логично, что некоторые секции традиционно считаются девчачьими или мальчишескими. Мало кто отдаст свою малышку с трех лет в бокс, а папа навряд ли разрешит учить пацана вышиванию.
Однако, при этом, есть занятия, которые одинаково полезны и привлекательны для детей обоих полов. И одно из таких хобби — это танцы.
Есть веские причины учить ребенка танцам, и эти причины должны знать современные родители.
Причина первая - Физическое здоровье.
Нагрузки во время занятий танцами дают оптимальную тренировку сердцу, оказывают позитивный эффект на сосуды, мышцы и суставы тела. Причем нагрузки могут быть самыми оптимальными, так как выбрать можно любой танец. В отличие от спорта или художественной гимнастики, танцы практически не травматичны, ими могут заниматься и четырехлетние дети, и пенсионеры. Для тех, кого волнует «лишний вес», Как бонус – избавление от лишних кг-шек.
Причина вторая - Правильная осанка.
Современные дети огромное количество времени проводят в душных помещениях, согнувшись над компьютерами. При этом появляются самые разные проблемы с позвоночником. Но если дети танцуют, об этом можно забыть. Ничто так не корректирует спину и не способствует оздоровлению и выравниванию позвоночника, как занятия танцами.
Причина третья - Красивая походка.
Люди, умеющие красиво ходить, видны издалека. На них хочется обернуться, на них хочется быть похожими. А этому можно научиться на занятиях танцами.
Причина четвертая - Развитие координации
Действительно, танцоры не бывают неуклюжими и неповоротливыми.
Танец – это идеальный способ научиться управлять своим телом. И в будущем ребёнок будет в совершенстве чувствовать свой автомобиль, избегая ненужных ДТП и чувствовать себя комфортно в любом посудном магазине!
Причина пятая – Раскрытие и развитие таланта
Ни для кого не секрет, что наши таланты начинают проявляться уже в раннем детстве. Многие дети обожают прыгать и веселиться, заслышав песенку из любимого мультфильма. Как понять, что ваш ребенок - прирождённый танцовщик?
Неусидчивость
Склонность к танцам, конечно, может проявиться в самом характере ребенка! Например, если малыш буквально не может усидеть на месте, вертится, как юла, и начинает плясать, когда слышит, хоть какое-то подобие музыки - его точно стоит отвести в танцевальную студию.
Желание показать себя
Дети, склонные к сценическим профессиям, показывают это с самого детства – устраивают домашние представления для своих родителей и друзей или воображают себя артистами театра. Если ребенок расклеивает свои «афиши» на стенах квартиры, ищет шторы, чтобы сделать занавес, и выдумывает свои танцевальные постановки - самое время отдать его на танцы.
Причина шестая - Новые знакомства
Удивительно, но занятие танцами помогут обрести не только здоровье, но и прекрасных друзей и знакомых. Постоянно приходя в одну и ту же группу, общаясь с людьми своего же круга интересов, можно завести много очень интересных знакомств.
Причина седьмая - Эмоциональная разрядка
Ни один вид деятельности не приносит столько удовольствия и радости, как занятия танцами.
Во время танцев в организме вырабатываются эндорфины – гормоны счастья, которые положительно влияют на психологическое состояние человека. Движение под музыку улучшает настроение, уменьшает стресс и стабилизирует психоэмоциональное состояние человека. Когда дети танцуют, они выплескивают весь накопившийся за день стресс и это очень важно - ведь дети тоже испытывают много негативных эмоций, не меньше, чем взрослые.
Причина восьмая - Музыкальность и чувство ритма.
Регулярные занятия учат ребенка слушать музыку, разбираться в ней, улучшается музыкальных слух ребёнка, развиваются творческие способности, а так же проявляются индивидуальные таланты. В кругу друзей он всегда сможет похвастаться знаниями музыкальных произведений. Кроме того, развившееся чувство ритма поможет танцевать на любом празднике, под любую музыку.
Причина девятая - Воспитание личностных качеств
дети, которые активно посещают уроки танцев, учатся намного лучше обычных детей и опережают их в своем развитии по всем параметрам.
Кроме того, танцы воспитывают в маленьком человеке такие качества, как трудолюбие и целеустремленность, организованность, собранность и внутреннюю дисциплину, умение концентрироваться, запоминать, преодолевать трудности, терпение и волю к победе, умение чувствовать партнера, работать в ансамбле, общительность и внутреннюю раскрепощенность.
Выступления и соревнования, хорошо поставленная хореография, красивые костюмы сформируют у ребят эстетический вкус.
И конечно, благодаря выступлениям, занятия танцами дают ребятам ощутить вкус успеха – столь важное в сегодняшнем мире чувство.
Причина 10 - И мы надеемся, что не последняя...
Танцы - это приятный досуг, прекрасное время препровождение, приносящее удовольствие
Детали…
- Посещение кружка бальных танцев хотя бы два раза в неделю уменьшает риск слабоумия.
У людей, профессионально занимающихся танцами, не бывает болезни Паркинсона - Как возник танец живота? Существует легенда, согласно которой однажды, во время выступления танцовщицы, ей под одежду залетела пчела и, испугавшись, девушка стала вращать плечами и животом, чтобы прогнать насекомое, при этом, не прерывая своего выступления. И, как ни странно, зрители пришли в восторг от тех движений, которые им удалось увидеть.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему «Влияние музыкально-ритмических и танцевальных движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, танцев, речедвигательных и музыкальных игр, способствующих развитию и коррекции речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Представить педагогам приемы развития речи у детей дошкольного возраста через танцевально – ритмическую деятельность.
• Раскрыть содержание игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста.
*Показать значимость применения танцевально – ритмических движений для речевого развития дошкольников.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития и коррекции речи дошкольников через танцевально – ритмическую деятельность.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть: «Актуальность использования данной методики».
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития и коррекции речи через танцевально – ритмическую деятельность.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
Актуальность
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.
Часто у детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается недоразвитие ряда психомоторных функций:
• страдает внимание,
• память,
• имеет место общая моторная неловкость.
На музыкальных занятиях использую такой эффективный метод преодоления
речевых нарушений, как танцевально – ритмическая деятельность.
Почему ритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с
самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Ритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и
движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с
преобладанием одного из них.
Мной было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются, позволяют задействовать малоактивных детей. Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях.
Цель танцевального воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей в сочетании с движением и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребёнком и окружающим миром. Формируя и развивая у детей двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.
Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Это различные танцы, поставленные к праздникам такие как: «хоровод с листочками», «Звездный дождь», «Танец утят», «Паровозики», «Веселая полька», русский танец «Емеля».
Ещё один плюс занятий по танцам, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку
научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно
взаимодействовать.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что речевое развитие не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии речи должно участвовать все наше тело.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-7 и немного подвигаться вместе со мной!
Практическая часть
- Коммуникативные игры и танцы -
Они основаны на взаимосвязи слова, музыки и движения.
В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Коммуникативный танец «Улыбнись» А Евтодьева
- Ритмические упражнения.
Основная задача этих упражнений – умение управлять своими движениями и координировать их с заданным ритмом и темпом.
«Скок, скок, сапожок»
Выходи – ка на лужок.
То прыжком,
То бочком,
Топай, топай каблучком.
Скачут по дорожке красные сапожки
(Педагог смотрит и называет у детей цвет обуви, дети выходят в круг и танцуют. Можно любые движения, какие хотят танцевать ребята, либо для более старшего возраста усложнить игру, предложить свои. В данном случае под песню «Шоколадные мишутки» А. Евтодьевой)
Музыку выключает педагог и все говорим:
Это ни сапожки,
Это деточкины ножки. Показываем, разводя руками на ноги детей.
Игру можно повторить 2-3раза.
- Использование программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной
способствует расширению спектра движений ребёнка.
В работе с детьми очень важно чтобы детям нравилось то, что они делают. В старшем дошкольном возрасте я для этого использую героев любимых мультфильмов или сказок.
Для разучивания следующего танца я взяла сказку «Буратино» Алексея Толстого. Потому что именно в этой сказке все герои имеют совершенно разный характер, который и поможет нам поставить танец.
Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием художественного слова стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик.
Танец «Дружба» (танцевально-ритмическая композиция) приложение
- Упражнения, активизирующие мышечный тонус.
Позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий “сильно - слабо”, как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения и соответствует терминам “громко - тихо”.
Упражнение «Мороженное»
- Упражнения, активизирующие внимание.
Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти – зрительная, слуховая, моторная.
«У жирафа» Дети прикасаются ко всему, что названо.
- Игры с пением
помогают успешно отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения.
«РАСТЯПА»
(ИГРАЕТ НЕЧЕТНОЕ КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ ПО КРУГУ, НА «УХ!»- БЫСТРО НАЙТИ СЕБЕ ПАРУ, РАЗОРВАВ КРУГ.)
Скоро ягода поспеет - черная смородина. Посмотрите – ка на нас, Казань - наша родина! Ух! (Исполняется на мелодию тат. нар. песни «Апипа»)
КОМУ НЕ ХВАТИЛО ПАРЫ, ГОВОРИТ: РАЗ, ДВА – РАСТЯПА Я!
ОСТАЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ: ДВА, ТРИ – РАСТЯПА ТЫ!
- Использование сюжетных, национальных, характерных танцев
зависит от двигательных умений детей. Такие танцы я обычно разучиваю с небольшой группой детей или индивидуально, с учётом развитости двигательных навыков детей. Ещё один плюс занятий по танцам, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку
научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать.
"Крылатый танец" просмотр видеоролика. Выступление детей в ДК «Полимер»
Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова даёт положительные результаты: активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Чаще хвалите ребенка, чтобы ребенок поверил в свой успех, в это же должны поверить взрослые.
Рефлексия
-Уважаемые коллеги! Наша встреча закончилось! Прошу вас показать на лицах эмоции, которые вы испытали во время нашего общения.
Говорить дети будут как надо
И с улыбкой, смотрите какой! (На экране появляется улыбающийся смайлик)
Спасибо за внимание и участие!
Танец «Дружба» (гр. «Барбарики») Приложение 1
Вступление В самом начале наш герой спешит в школу. Как он идёт? Конечно же, подскоком. * И, вдруг, он встречает злого Карабаса - Барабаса и пятится назад Буратино попадает в комнату с Пьеро и Мальвиной. | Движения С двух сторон с боковых линий подскоком выходим вперёд. Спиной назад на носочках встаём на свои позиции |
1Если друг не смеётся, Пьеро всегда грустный
| Пожали плечами Правую руку вверх, левая на поясе. |
Припев | |
Есть друзья, а для них и пускаются в пляс | «Ковырялочка» 4 раза |
2 Если свалится счастье, друзья убегают от Карабаса Б. | Боковой галоп по кругу |
А когда будет надо, когда это удалось, все поздравляют
| Сужаем круг Делаем большой круг |
Припев | |
Есть друзья, а для них и весело танцуют | «Ковырялочка» 4 раза |
3 Если каждый друг по кругу друзья убежали от Карабаса | Делаем 2 кружочка, подскоки |
Если каждый друг планеты они радуются цветам,
| Машем правой рукой вверху
|
Припев | |
Есть друзья, а для них и снова пустились в пляс | «Ковырялочка» 4 раза |
Проигрыш в парах наши герои играют в часики и прятки, меняются местами и снова играют В конце танца поклон А теперь, давайте всё это соединим, и под музыку исполним замечательный танец «Дружба». | Часики 2 раза, меняемся местами |
*текст читает педагог
Предварительный просмотр:
Сабантуй – 2017 г.
Выходят ведущие: мальчик и девочка в татарских костюмах. Исполняют несколько тат. танцевальных элементов для приветствия
Мальчик: Шатлыклар күңелебездә,
Ак кояш күге бездә.
Килегез, дуслар, кунакка –
Сабантуй бүгенбездә!
Девочка: У татарского народа есть обычай
Каждый год, потеплеет лишь погода,
После посевных работ,
Все идут на праздник дружно,
Пляшут, весело поют!
Соревнуются в чём можно
И скучать нам не дают!
В Татарстане мы сегодня,
Дружно, весело живём
Дорогие наши гости, на Сабантуй мы вас зовём!
Под веселую музыку дети собираются на спортивной площадке. Звучит песня “Сабантуй”, сл. Г. Зайнашевой, муз. Л.Батыр – Болгари.
1 ребёнок: К нам пришёл сегодня праздник,
Весельчак, батыр, проказник,
Сабантуй, Сабантуй,
Пой, скачи, борись, танцуй.
2 ребёнок: Сабантуймы, Сабантуй-
Уеннар туе бит ул,
Тәм-томнарсые бит ул,
Җиңүләруе бит ул.
3 ребёнок: Зазвенел теплом июнь
Настал праздник Сабантуй!
После сева летним днём
Мы станцуем и споём!
4 ребёнок Сабан туе-хезмәт туе,
Шатлыкһәмбәхет туе!
Уйнап, биеп, җырлап, көлеп
Бәйрәмитиккөнбуе!
Все: Веселись же и ликуй!
Это праздник Сабантуй!
5 ребёнок:Күңелле Сабан туйлары,
Бүгенбәйрәмзурбәйрәм!
Матурҗырларҗырлый-җырлый
Уйныйбызәйлән–бәйлән!
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! мы пригласили вас на праздник «Сабантуй. Это самый любимый, самый веселый, самый красивый народный праздник. Этот праздник объединяет народы, поднимает настроение. Радует и веселит.
6 ребенок: Праздник, праздник к нам пришел!
Все об этом знают.
Всюду музыка слышна,
Баянист играет!
7 ребенок: Мы в Республике Татарской
Дружно, весело живем!
Дорогие наши гости,
Наш воспитатель для вас споёт!
Звучит в записи национальный инструмент - курай. На фоне звучания курая, воспитатель читает стихи:
когда я слушаю курай, то радость льется через край.
Неприхотлив и невелик курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу, домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез, как зашумит весенний лес.
И зажурчит наверняка, в ней мелодичная река.
Держу курай... В родном краю я песни звонкие пою.
Исполняется песня «Туган як»
ВЕД: Ребята, а как же без танцев на празднике, встречаем девочек из группы “Светлячки”, которые приготовили для нас танец «Кубаляк».
Танец «Кубаляк».
ведущая: А сейчас, мы послушаем замечательное стихотворение Г. Тукая,
«ребёнок и бабочка»
8 ребенок: Снова песня зазвучала,
Подпевай ей и танцуй!
Мы сегодня отмечаем
Наш веселый Сабантуй!
9 ребенок: Дружно песню мы поем,
Песню солнца, песню лета.
И веселый дружный хор
Подпевает песню эту!
Звучит песня “Лето” муз. и сл. С. Вахрушева. В исп. Шарафеевой Эмилии
На площадку выходит дед в национальной татарской одежде.
Бабай. Здравствуйте, ребята! Проходил мимо детского сада и услышал веселые голоса. Вот решил к вам зайти.
Ведущий:У нас сегодня праздник. Присоединяйся к нам.
Бабай: А что за праздник у вас сегодня?
Вед: Дедушка, так сегодня Сабантуй!
Дед (переспрашивает): Не слышу, что вы сказали?
Ведущий повторяет еще, но дед не слышит, затем повторяют с детьми.
Дети (хором): Сабантуй!
Ведущий: Добро пожаловать на праздник, дедушка!
Дед: Сабантуй! Я очень люблю этот праздник! Когда я был молодой, мы на празднике пели песни, танцевали, играли, состязались, веселились.
ведущая: И мы умеем веселиться
Оркестр «Апипа»
Вед: А что вы ещё делали?
Бабай: Ещё молодёжь участвовала в скачках. Желающие принять участие в скачках, добро пожаловать на майдан!
Игра «Скачки»
Бабай: ни один праздник Сабантуй не обходится без традиционного национального состязания «Корэш – Борьба». А победители этого состязания получают почётное звание – Батыр Сабантуя. Перед борцами стоит задача положить соперника на лопатки.
Вед: И у нас сегодня тоже будет организована борьба между нашими маленькими борцами, Итак, для участия в состязании на ковёр приглашаются………..
Состязание «Борьба»
Бабай: Ещё в мешках прыгали. Только не знаю, сможете ли вы так?
«Бег в мешках» (командная игра)
Бабай: А ещё мы любили разбивать горшки с закрытыми глазами. Это одна из излюбленных национальных забав. Давайте, молодёжь, покажите, на что вы способны.
Игра «Разбей горшок»
Бабай: Я сегодня собрал яйца в курятнике, хочу проверить, как вы подготовились к празднику.Требуется всего ничего: зажав в зубах деревянную ложку с яйцом, первым добежать до финиша, не выронив яйца.
Игра «Не вырони яйцо»
бабай: Молодцы, ребята, вы у нас самые смелые, ловкие и быстрые. Проигравших нет, так как Сабантуй – это праздник мира, дружбы и спорта. Спасибо вам за активное участие на нашем празднике! До новых встреч! Саубулыгыз, балалар!
Появляется юная гимнастка
Лиза: Кубок конфедерации FIFA 2017, пройдет в столице нашей республике – городе Казани. Туда приедут футболисты со всего мира.
В нашем садике ребята
Знают все такой секрет:
Физкультура и зарядка
Лучше “Фанты” и конфет.
Рассказать о чем мечтаем?
Ждем торжественного дня,
Чтоб Казань столицей стала
Олимпийского огня!
Спортивный номер от Лизы
На первый план выходят чтецы.
1 бала: Җилфердичиккәнсөлгеләр
Бүләкләркүбебезгә.
Көрәшиктә,узышыйк та-
Сабантуй бүгенбездә!
2 реб: Праздник плуга, праздник лета-
Вот, что значит Сабантуй.
И на празднике на этом
Песни пой, играй, танцуй!
3бала: Сабантуе – хезмәт туе
Шатлык һәм бәхет туе.
Уйнап — биеп, җырлап көлеп
Бәйрәмитек көн буе!
4 бала: Күңелле сабан туйлары
Бүген бәйрәм,зурбәйрәм!
Матур җырлар җырлый-җырлый
Уйныйбыз әйлән бәйлән!
5 бала:”Кончил дело, гуляй смело”-
Мудро вторит нам народ.
И на нашем сабантуе
мы заводим хоровод!
Музыкальная композиция «Родная Казань»
После всех угощает национальным татарским блюдами.
Ведущий: Вот и подошёл к концу наш веселый праздник. Спасибо всем участникам и гостям. Желаем всем здоровья и бодрости!
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность
с детьми подготовительной школе группы по развитию творческих способностей через танцевально – ритмические движения «Приглашение на бал»
Автор – составитель: Галинова Майя Ансаровна, музыкальный руководитель, высш. кв. категория, МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 351», г. Казань
- Цель: Развитие творческих способностей детей на основе музыкально ритмических и танцевальных движений.
- Программное содержание:
образовательные задачи:
Расширять представление о разнообразии танцевального жанра, учить определять характер музыки и передавать его через движения своего тела.
Познакомить с элементами бального танца «вальс»
развивающие задачи:
Развивать координацию, выразительность движения.
создавать ситуации, развивающие активность детей в танцевально - ритмической деятельности.
Воспитательные задачи:
Воспитывать устойчивый интерес детей к танцевальной деятельности, обогащать музыкальные впечатления
- Словарная работа: поклон, реверанс, вальс, бал, кавалер.
- Материал: фонозапись музыки, письмо из сказочной страны, игровое панно со съёмными картинками, изображающее сказочную страну (по сказке «Золушка»): дорожка, на которой стоят собака Татошка и Страшила; пенёк, за ним спрятана туфелька Золушки; дом Мачехи, за окном - её силуэт; озеро с лилиями, за фрагментами лилий – спящая Фея, танцующие феички; дворец, от которого идёт лесенка вверх, в бальный зал, за окошками которого танцующая Золушка с Принцем.
- Предварительная работа: чтение: сказки «Золушка», произведений Г.П. Шалаевой «Школа этикета» (для маленьких рыцарей и принцесс), разучивание этюда «Приглашение к танцу», знакомство с танцем «Вальс». Беседа – рассуждения “Что такое бал?» ( Накануне воспитатель проводит беседу – рассуждение о бале, чтобы обсудить некоторые правила и учесть пожелания детей).
- Методы и приемы работы с детьми.
Наглядные методы:
Письмо – приглашение от Золушки, игровое панно по сказке «Золушка»
Практические методы:
Обыгрывание ситуаций, танцы
Игровые методы:
Танцевальная дорожка
воображаемая ситуации в развернутом виде.
Словесные методы:
вопросы, этюды, беседа
Ход занятия:
Здравствуйте ребята. Я приветствую вас в нашем уютном и светлом зале. Ребята! Сегодня я получили письмо из сказочной страны. Интересно, кто же написал это письмо? Хотите узнать?
Читаю: «Здравствуйте друзья! Это я – Золушка. Я приглашаю вас на бал. С нетерпением буду вас ждать».
Ребята Золушка приглашает нас на бал. Кто-нибудь из Вас уже был на настоящем балу? А что там делают, чем занимаются люди на балу? (Встречаются, танцуют, общаются). Бал - это великолепие. Представьте себе - гремит музыка, повсюду шум, веселье, смех! Вы согласны отправится на бал? (ответы детей).
Молодцы, ребята! Я вижу, что вы готовы к путешествию. Милости прошу вас в карету, и лошадки мигом домчат нас до сказочной страны.
«Цирковые лошадки» - шаг с высоким подниманием колена.
(музыкальный руководитель открывает панно сказочной страны)
Мы видим сказочную страну, в которой живёт Золушка! Куда же нам пойти? Смотрите, - это сказочные жители этого королевства – собака Татошка и Страшила! Может, они нам помогут?
(На дорожке собака Татошка и Страшила здороваются друг с другом)
Ребята, а что они делают? (Здороваются). Правильно - это они здороваются. А зачем здороваться? (Нормы этикета, правила поведения в гостях, культура, желают здоровья друг другу, а нас пригласили в гости). А вы знаете, что даже в танце танцоры приветствуют друг друга? Нам надо обязательно научиться, ведь мы идет на Бал.
Мальчики выполняют поклон, девочки реверанс – разучивание первого движения. Закрепление под музыкальное сопровождение.
Я вижу, что за пеньком, что-то лежит.
(За пеньком лежит туфелька)
Посмотрите, что это?! Мы нашли туфельку, значит, Золушка здесь пробегала? В путь, смелее! Пусть наши ножки во время движения стремительным шагом будут прямыми и красивыми
(стремительный шаг)
Из леса ведут две дорожки. Одна в дом Золушки, а другая - к озеру, там живёт добрая Фея. Попробуем заглянуть в дом к Золушке. (Открывает ставни, за окном виден силуэт Мачехи). Вспомните, какой характер у Мачехи. ( Злой, сварливый…)
Давайте попробуем изобразить, как бы она посмотрела на Золушку, если бы встретила её дома.
(Исполняется этюд «Мачеха». Дети оценивают выразительность мимики своих товарищей). Развивать у детей творческое воображение.
Ребята, я думаю, Золушка не захотела встречаться с такой злой Мачехой и побежала к Фее. Мы отправимся вслед за ней, а чтоб было веселей идти пойдём по танцевальной дорожке.
Танцевальная дорожка
Вам уже знаком поскок, давайте его повторим
(поскок)
Друзья, погуляем по саду, полюбуемся фонтанами, волшебными птицами!
(дыхательные упражнения, с образными движениями рук)
Идём приставным шагом
(приставной шаг)
(пружинящий шаг)
(шаг с притопом)
(«ковырялочка»)
Кружимся все на месте!
(кружимся на поскоках)
Браво! Я аплодирую вашему старанию! Повторяйте за мной!
(ритмические хлопки)
Ну, вот мы и пришли. Интересно, что делает Фея?
(Звучит «Колыбельная» Моцарта, дети догадываются, что Фея спит. Снимается фрагмент цветка и все видят спящую Фею).
Не будем мешать Фее отдыхать, а знаем, что делают её помощники.
(звучит музыка. Дети определяют, что феички кружатся. Разучивание второго движения - кружение в парах и по одному. Дети повторяют под музыкальное сопровождение.)
Ребята, Золушки нигде не видно, Наверно, она побежала дальше. Эта дорожка ведёт во дворец, там живёт её друг – маленький паж. Паж любит сочинять стихи для Золушки. Давайте сделаем ей приятное, покажем, как Паж сочиняет стихи.
(ребёнок берёт перо, блокнот и создаёт пластическую композицию «Паж сочиняет стихи», его движения сопровождает «Мелодия» Готье. Дети оценивают выразительность движений. Музыкальный руководитель открывает дверц, за ним видно улыбающиеся лицо Пажа).
Посмотрите, как весело улыбается Паж, наверное, Золушка недавно побывала тут! Ну, а мы – дальше! Перед нами лестница, ведущая в бальный зал.
А перед ней придворные короля. Какое интересное движение они выполняют. Попробуем его повторить?
3 движение: мальчик сидит на колене, девочка обегает его. Разучивание и исполнение под музыкальное сопровождение.
Ребята мы с вами вот так незаметно выучили несколько движений из бального танца (Вальс). Это самый главный танец, который танцуют на балу. А значит, можем подняться в бальный зал. А наши мальчики готовы пригласить девочек на бал?
Принцы, ведите своих принцесс
(4 движение мальчик подают руку девочке, и они идут). Шествие под Полонез.
Вот мы и во дворце, в бальном зале. Здесь всегда звучит музыка.
(Открываются двери бального зала, за ними видна танцующая Золушка с Принцем)
Посмотрите, вот и Золушка нашлась. А чтобы хорошее настроение у вас сохранилось надолго, мы станцуем танец «вальс» вместе с Золушкой и Принцем.
Дети импровизируют под вальс, используя движения, выученные на занятии
Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Элементы, какого красивого бального танца мы разучили? (Вальс). Вы большие молодцы. Давайте поблагодарим друг друга танцевальным поклоном за прекрасное общение на нашем бале.
(исполняется танцевальный поклон)
В благодарность Золушка передала для вас небольшой сюрприз – альбом раскраску. Мы надеемся, что нас ещё пригласят на такой бал. А сейчас я с вами прощаюсь, вам пора возвращаться в группу.
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему «Влияние музыкально-ритмических и танцевальных движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, танцев, речедвигательных и музыкальных игр, способствующих развитию и коррекции речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Представить педагогам приемы развития речи у детей дошкольного возраста через танцевально – ритмическую деятельность.
• Раскрыть содержание игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста.
*Показать значимость применения танцевально – ритмических движений для речевого развития дошкольников.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития и коррекции речи дошкольников через танцевально – ритмическую деятельность.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть: «Актуальность использования данной методики».
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития и коррекции речи через танцевально – ритмическую деятельность.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
Актуальность
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.
Часто у детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается недоразвитие ряда психомоторных функций:
• страдает внимание,
• память,
• имеет место общая моторная неловкость.
На музыкальных занятиях использую такой эффективный метод преодоления
речевых нарушений, как танцевально – ритмическая деятельность.
Почему ритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму.
Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с
самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
Ритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и
движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с
преобладанием одного из них.
Мной было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются, позволяют задействовать малоактивных детей. Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях.
Цель танцевального воздействия – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей в сочетании с движением и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.
Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребёнком и окружающим миром. Формируя и развивая у детей двигательные способности, мы воздействуем на сенсомоторный уровень, создаём базу, основу для воспитания речи, устранения речевых нарушений.
Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Это различные танцы, поставленные к праздникам такие как: «хоровод с листочками», «Звездный дождь», «Танец утят», «Паровозики», «Веселая полька», русский танец «Емеля».
Ещё один плюс занятий по танцам, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку
научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно
взаимодействовать.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что речевое развитие не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии речи должно участвовать все наше тело.
Поэтому сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей лет 5-7 и немного подвигаться вместе со мной!
Практическая часть
- Коммуникативные игры и танцы -
Они основаны на взаимосвязи слова, музыки и движения.
В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Коммуникативный танец «Улыбнись» А Евтодьева
- Ритмические упражнения.
Основная задача этих упражнений – умение управлять своими движениями и координировать их с заданным ритмом и темпом.
«Скок, скок, сапожок»
Выходи – ка на лужок.
То прыжком,
То бочком,
Топай, топай каблучком.
Скачут по дорожке красные сапожки
(Педагог смотрит и называет у детей цвет обуви, дети выходят в круг и танцуют. Можно любые движения, какие хотят танцевать ребята, либо для более старшего возраста усложнить игру, предложить свои. В данном случае под песню «Шоколадные мишутки» А. Евтодьевой)
Музыку выключает педагог и все говорим:
Это ни сапожки,
Это деточкины ножки. Показываем, разводя руками на ноги детей.
Игру можно повторить 2-3раза.
- Использование программы «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной
способствует расширению спектра движений ребёнка.
В работе с детьми очень важно чтобы детям нравилось то, что они делают. В старшем дошкольном возрасте я для этого использую героев любимых мультфильмов или сказок.
Для разучивания следующего танца я взяла сказку «Буратино» Алексея Толстого. Потому что именно в этой сказке все герои имеют совершенно разный характер, который и поможет нам поставить танец.
Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием художественного слова стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик.
Танец «Дружба» (танцевально-ритмическая композиция) приложение
- Упражнения, активизирующие мышечный тонус.
Позволяют детям овладеть своими мышцами, научиться управлять своими движениями. В содержание этого раздела входит усвоение понятий “сильно - слабо”, как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения и соответствует терминам “громко - тихо”.
Упражнение «Мороженное»
- Упражнения, активизирующие внимание.
Этими упражнениями воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители, развиваются все виды памяти – зрительная, слуховая, моторная.
«У жирафа» Дети прикасаются ко всему, что названо.
- Игры с пением
помогают успешно отрабатывать координацию пения и движения. Они улучшают звукопроизношение, позволяют закрепить сложные двигательные навыки, автоматизируют движения.
«РАСТЯПА»
(ИГРАЕТ НЕЧЕТНОЕ КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ ПО КРУГУ, НА «УХ!»- БЫСТРО НАЙТИ СЕБЕ ПАРУ, РАЗОРВАВ КРУГ.)
Скоро ягода поспеет - черная смородина. Посмотрите – ка на нас, Казань - наша родина! Ух! (Исполняется на мелодию тат. нар. песни «Апипа»)
КОМУ НЕ ХВАТИЛО ПАРЫ, ГОВОРИТ: РАЗ, ДВА – РАСТЯПА Я!
ОСТАЛЬНЫЕ ОТВЕЧАЮТ: ДВА, ТРИ – РАСТЯПА ТЫ!
- Использование сюжетных, национальных, характерных танцев
зависит от двигательных умений детей. Такие танцы я обычно разучиваю с небольшой группой детей или индивидуально, с учётом развитости двигательных навыков детей. Ещё один плюс занятий по танцам, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку
научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать.
"Крылатый танец" просмотр видеоролика. Выступление детей в ДК «Полимер»
Гармоничное сочетание музыки, движения и художественного слова даёт положительные результаты: активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Чаще хвалите ребенка, чтобы ребенок поверил в свой успех, в это же должны поверить взрослые.
Рефлексия
-Уважаемые коллеги! Наша встреча закончилось! Прошу вас показать на лицах эмоции, которые вы испытали во время нашего общения.
Говорить дети будут как надо
И с улыбкой, смотрите какой! (На экране появляется улыбающийся смайлик)
Спасибо за внимание и участие!
Танец «Дружба» (гр. «Барбарики») Приложение 1
Вступление В самом начале наш герой спешит в школу. Как он идёт? Конечно же, подскоком. * И, вдруг, он встречает злого Карабаса - Барабаса и пятится назад Буратино попадает в комнату с Пьеро и Мальвиной. | Движения С двух сторон с боковых линий подскоком выходим вперёд. Спиной назад на носочках встаём на свои позиции |
1Если друг не смеётся, Пьеро всегда грустный
| Пожали плечами Правую руку вверх, левая на поясе. |
Припев | |
Есть друзья, а для них и пускаются в пляс | «Ковырялочка» 4 раза |
2 Если свалится счастье, друзья убегают от Карабаса Б. | Боковой галоп по кругу |
А когда будет надо, когда это удалось, все поздравляют
| Сужаем круг Делаем большой круг |
Припев | |
Есть друзья, а для них и весело танцуют | «Ковырялочка» 4 раза |
3 Если каждый друг по кругу друзья убежали от Карабаса | Делаем 2 кружочка, подскоки |
Если каждый друг планеты они радуются цветам,
| Машем правой рукой вверху
|
Припев | |
Есть друзья, а для них и снова пустились в пляс | «Ковырялочка» 4 раза |
Проигрыш в парах наши герои играют в часики и прятки, меняются местами и снова играют В конце танца поклон А теперь, давайте всё это соединим, и под музыку исполним замечательный танец «Дружба». | Часики 2 раза, меняемся местами |
*текст читает педагог