Опыт работы "Роль игры в психофизическом развитии ребенка дошкольного возраста"
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра | 685 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
Содержание 1
Информационная карта программы 2
Введение 7
Часть I Планирование системы занятий в соответствии с целями обучения 15
Предполагаемые результаты по развитию творческих способностей детей 5 - 6 лет через сюжетно-ролевую деятельность 16
Предполагаемые результаты по развитию коммуникативных качеств детей 5 - 6 лет через сюжетно-ролевую деятельность 17
Планирование игровой деятельности детей 5-6 лет 18
Предполагаемые результаты по развитию творческих способностей детей 6 - 7 лет через сюжетно-ролевую деятельность 23
Предполагаемые результаты по развитию коммуникативных качеств детей 6 - 7 лет через сюжетно-ролевую деятельность 24
Планирование игровой деятельности детей 6 -7 лет 25
Часть II. Система в работе с родителями 29
Часть III. Результативность образовательного процесса
Обследование, анализ уровня развития детей…………………………...…………
Показатели развития общения со взрослыми………………………………..……
Показатели развития общения со сверстниками………….…………………...………
Диагностическая карта формирования коммуникативных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста, в процессе сюжетно-ролевой деятельности……………….………………………………………………………….
Диагностическая карта формирования творческих способностей, коммуникативных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевую деятельности……………………………………………
Творческие задания для отслеживания результативности образовательного процесса…………………………………………………………………………………
Часть IV. Приложение к авторской программе «Игра – школа общения» ….................................................................................................................................
Конспекты занятий…………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………………
Введение
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку. Отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – является, своего рода, средством познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития [4,стр.13]. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни []. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Психолог Запорожец З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков» [5,стр17.]
В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы. В данных играх дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные.
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный характер. Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых». [4, стр. 8]
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры, проявляя активный интерес к явлениям жизни, людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенок удовлетворяет через игровые действия.
Опыт работы в данном направлении я обобщила в программе «Игра – школа общения» в которой представлены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников по формированию дружеских, социально-приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью, и возможное их использование в качестве эффективного средства социально-нравственного воспитания.
Актуальность: данная программа значима, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе, сюжетной игре, как важному фактору развития ребёнка.
Новизна программы:
- создана коммуникативно-диалоговая основа взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект нравственного, творческого развития личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности сюжетно-ролевой деятельности в образовательный процесс ДОУ и семьи;
- организована предметно-развивающая среда в ДОУ, которая является движущей силой в целостном процессе становления личности будущего школьника и способствует формированию творческого, коммуникативного опыта детей старшего дошкольного возраста;
- создано единое ценностно-смысловое сотрудничество педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования социально-коммуникативного, творческого опыта детей старшего дошкольного возраста;
- систематизированы и распределены средства и методы сюжетно-ролевой деятельности, в соответствии с психолого-педагогическими особенностями этапов дошкольного детства по формированию творческих, коммуникативных качеств;
- обоснована необходимость формирования коммуникативного, творческого опыта детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую деятельность с ориентиром на дошкольника как творческую личность;
- разработана система перспективного планирования по использованию сюжетно-ролевых игр для развития дружеских взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Цель программы:
Формирование у детей дошкольного возраста творческих способностей и коммуникативных навыков через создание системного подхода, максимально благоприятных условий, для включения сюжетно-ролевой деятельности в образовательный процесс ДОУ.
Задачи программы:
1. Формировать у детей:
- умение хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, владеть навыками всевозможных способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачах, радоваться за успех другого),
- умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия,
- умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения,
- умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности,
- умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
- умение налаживать партнерские отношения через сюжетно-ролевую деятельность.
2. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной сюжетно-ролевой деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе.
3. Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.
4. Развивать творческие, коммуникативные способностей детей, которые предполагают навыки построение адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения.
5. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через сюжетно-ролевую деятельность.
Программа рассчитана на 2-летний срок обучения детей от 5 до 7 лет.
Программа состоит из 4 частей:
Часть I. Состоит из трех разделов работы с детьми старшей и подготовительной групп детского сада:
1. Раздел - Планирование игровой деятельности.
Тесно связано с другими видами деятельности. Охват разделов, которые способствуют обогащению сюжетно-ролевой деятельности.
2. Раздел - Подготовительная работа.
Включает в себя беседы, экскурсии, составление рассказов, чтение художественной литературы, изготовление атрибутов к играм, рассматривание репродукций, дидактические игры, строительные игры, подбор художественной литературы, наблюдения, демонстрация презентаций по заданной тематике.
3. Раздел - Организация сюжетно-ролевой деятельности.
Игры-фантазирования, заключаются в построении новых цепей событий, воображаемого и реального мира. Совместная игра-фантазирование полезна для развития воображения, творчества, способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами, несомненно, обогащает их эмоциональную и нравственно-приемлемую жизнь. В основе этих игр лежит совместное сюжетосложение. Формирование у детей умений и навыков игрового взаимодействия посредством целенаправленного и планомерного руководства развитием сюжетных линий в ролевых играх.
Часть II. Включает в себя работу с родителями и педагогами детского дошкольного учреждения по формированию творческих способностей, коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Привлекая внимание родителей к сюжетно-ролевой деятельности детей, подчеркивая успехи ребенка, работа по программе «Игра-школа общения» способствует сплачиванию членов семьи, наполняет жизнь содержательной деятельностью, радостными ожиданиями. Для создания обратной связи, эффективного взаимодействия с родителями по вопросам успехов детей в учебной и творческой деятельности, с целью дальнейшего развития детей, нами создано и внедрено в практику работы ДОУ – «Портфолио дошкольника».
Функции данного портфолио:
- диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
- мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
- содержательная - раскрывает весь спектр направлений деятельности ребенка.
Одна из частей «Портфолио дошкольника» отражает результативность процесса формирования творческих способностей, коммуникативных качеств через сюжетно-ролевую деятельность
Часть III. Обследование, анализ уровня развития детей:
- критерии оценки творческого развития детей;
- критерии оценки формирования социально-коммуникативных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Уровень образованности воспитанников в программе определяется с учетом последовательности приобщения ребенка к социальному опыту по следующим составляющим рекомендуемого результата дошкольного образования:
- деятельностно-коммуникативная (уровень развития навыка эффективного применения освоенных способов, умений в продуктивных видах деятельности и области отношений с другими);
- предметно-информационная (степень владения информацией, раскрывающей особенности ближайшего природного и социального окружения);
- ценностно-ориентационная (степень соответствия индивидуальных ориентаций принятым нормам и правилам жизнедеятельности).
Часть IV. Приложение к программе.
Разработки проектов, конспекты занятий по сюжетно-ролевым играм, игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.
Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса через такие компоненты среды как:
Компоненты образовательной среды, оказывающие влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса | |
Эмоционально-поддерживающий | отношения между участниками совместной жизнедеятельности |
Эмоционально-стабилизирующий | режимные моменты, организующие творческий процесс ребенка на занятиях |
Эмоционально-настраивающий | внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) |
Эмоционально-активизирующий | организация занятости детей (игры, занятия, «сюрпризные» моменты и пр.) |
Эмоционально-тренирующий | проведение психогимнастических упражнений с детьми, развивающих тренингов. |
Результат работы по программе представлен в виде образовательного результата, а именно, способности ребенка (коммуникативная, регуляторная, познавательная, творческая). Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетенций.
Таким образом, занятия сюжетно-ролевой деятельностью с дошкольниками по программе «Игра-школа общения», развивают не только психические функции личности ребенка, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Перспективное планирование сюжетно – ролевой игры
старшая группа
Виды игр | Предварительная работа | Игровой материал | Задачи совместной игры | Задачи самостоятель-ных игр | |||
Сов-местные | Самостоя-тельные | ||||||
Сентябрь | |||||||
Семья | Шофер | Рассказы родителей о своей семье детям. Разговор с детьми. Беседы о маме. Чтение произведений о работе шофера. Родителям сводить детей в «Книжный магазин». Рассматривание картин по теме игр. Экскурсия в медицинский кабинет | Ввести отдел «Подарков». В «Магазин» внести «весы», «витрину». В «Семье» – «пылесос», «телевизор», мелкую кукольную мебель | Расширить представление детей о продаже товаров в магазине. Закрепить ролевое взаимодействие продавец – покупатель, взаимовежливость. Товар продается за деньги. В игре «Семья» ввести роль «бабушки». Взаимодействие членов семьи | Учить детей отражать собственное представление о профессии шофера, врача, медсестры, развивать ролевые диалоги. Создавать ситуации для использования игрушек - заместителей | ||
Магазин | Больница | ||||||
Октябрь | |||||||
Парикма-херская | «Семья» | Рекомендовать родителям побывать с детьми в парикмахерской. Беседа с детьми о работе парикмахерской. Рассматривать иллюстрации «причесок». Изготовление совместно с родителями детьми игрового материала для игры «Аптека», изготовление одежды для игр «Аптека», «Парикмахерская» | Вывеска «Аптека», «парикмахерская». Одежда для игр, «лекарства», «рецепты», витрины, выставка причесок | Продолжать расширять представление детей о профессиях. Как называются люди, работающие в парикмахерской, «Аптеке», развивать ролевое поведение. Речевые диалоги. Индивидуальная работа с малоактивными детьми. «Обмен ролями» развивать коммуникативные способности детей | Создавать условия для самостоятельного развития сюжета, поощрять совместные игры детей, умение использовать игровой материал по назначению, беречь игрушки, убирать после игры на место | ||
Аптека | «Магазин» | ||||||
«Больница» | |||||||
Ноябрь | |||||||
Строители | Магазин | Экскурсия по детскому саду. Чтение произведений «Кем быть». Рассматривание картин и иллюстраций о строителях. Беседа с детьми о труде строителей. Пополнение магазина игрушками – самоделками. Беседа с детьми по теме «Семья». Труд. Поможем «няне», «стирка» белья для кукол. Д/игра «Лечение куклы», «Накормим куклу» | Костюмы к сказке «Теремок», бутафория «сцены», «домик – теремок», обустройство детского сада для кукол. | Показать варианты использования строительного материала, развивать устойчивый интерес к использованию «конструктора» в сюжетно – ролевой игре В игре «Детский сад для кукол». Отразить действия «повара», «музыкального руководителя», «воспитателя», «шофера», «врача». Развивать обыгрывание нового персонажного сюжета в игре «Детский сад», «Строители» | Развивать положительные взаимоотношения в игре. Передавать образ персонажа в драматизации через речевое подражание. | ||
Детский сад | Больница | ||||||
Драматизация сказки «Теремок» | Семья | ||||||
Декабрь | |||||||
Путешест-вие на корабле | Парикма-херская | Экскурсия по детскому саду в прачечную, к швее. Рисование любимых сказок. Чтение сказок «Репка», «Колобок». Изготовление костюмов, шапочек, бинокля. Атрибуты, снаряжения «Корабля». Пересказ сказок в ролях | Оборудование игры и театра: ширмы, костюмы. «Снаряжение» для путешествия. Пополнить прачечную стиральной машиной. Белье для кукол. Мыло. Внести «швейную машинку», магазин «одежда для кукол» | Пополнить знания детей о других городах. Путешествие на «автобусе», «пароходе». О реке Волге. Приобщать детей к театрализованной деятельности. Отражать социольные отношения в игре «Детский сад» и «Путешествие». | Преодолевать застенчивость. Развивать речевое и пластическое подражание героям сказок. | ||
Строители | |||||||
Детский сад | |||||||
Драматизация сказки «Репка» | |||||||
Январь | |||||||
Поездка в театр на автобусе | Семья | Экскурсия в театр «Кузя». Изготовление «подарков» к Дню рождения, изготовление атрибутов для кафе – мороженное из теста, «денег». Рекомендации родителям посещение с детьми «Кафе», «Театра». Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций. Совместные игры со старшими детьми | Оборудование кафе – мороженного. Пополнить уголок «Ряжения», шляпками, бусами, бантами. Элементы: украшения одежды | Закрепить представление детей о театре «артисты», «зрители», «сцена». Правила поведения в театре. Расширить представления детей о социальных взаимоотношениях, забота о друзьях, родственниках. Подготовка к «Дню рождения». Закреплять представления детей о «правилах хорошего тона», вежливые слова, положительные эмоции от общения | Создать условия для самостоятельной игры детей, умение обыгрывать сюжет взаимодействия в семье, обозначать свою роль. Развивать ролевые речевые диалоги. Творчески использовать игровой материал. Закреплять представления о профессиях | ||
Театр | Детский сад | ||||||
Светофор | Парикма-херская | ||||||
День рождения» посещение кафе | |||||||
Февраль | |||||||
Скорая помощь | Магазин | Комплектование сумки «Скорой помощи». Пополнить атрибуты игры «Аптека», «Горчичники», «Витамины», «Рецепты», разговор с детьми. Рекомендации родителям посетить с детьми аптеку, обратить внимание на чистоту, порядок | Сумка «Скорой помощи», телефон. Магазины «Продукты», «Подарки». Пополнить «Семью» мебелью, посудой, телевизор, мойка, плита и т.д. Комнаты «Кухня», «Спальня», «лекарства» детям, взрослым | Закреплять представления детей о профессии врача, аптекаря. Передавать ролевое поведение через совместные игры в качестве равного партнера, обмен ролями. Передача способа «социальных отношений», «индивидуальные игры вдвоем с застенчивыми детьми» | Развивать ролевое взаимоотношение. Использование игрового материала. Оценивать собственное поведение детей в игре в последующих беседах. Поощрять творчество. Развивать коммуникативные взаимоотношения детей | ||
Аптека | Семья | ||||||
Больница | |||||||
Март | |||||||
Путешествие на автобусе | Строители | Пересказ сказок с детьми в диалогах, монологах. Рассматривание иллюстраций, изготовление костюмов, бутафории. Рекомендации родителей, рассказать о дедушках, бабушках, как о них нужно заботиться. Праздник мам и бабушек | Подарки мамам, бабушкам. Внесение костюмов в театр артисты готовят костюмы. Атрибуты к игре в Путешествие | Обыгрывание игры «Путешествие» во взаимосвязи с другими играми «Семья», «Театр», «Магазин» в совместной игре передавать игровой способ взаимосвязей разных игровых сюжетов | Формировать заботливое отношение к близким. Переносить полученные знания о строителях в самостоятельной игре, самостоятельно разрешать конфликты, договариваться. Изображать воображаемую ситуацию в игре | ||
Семья | Семья | ||||||
драматизация сказки «Кот, лиса и петух» | Скорая помощь | ||||||
Апрель | |||||||
Детский сад | Парикма-херская | Пополнение игрушек – животных: домашних, диких. Чтение произведений Барто, Маршака, Чуковского. Экскурсия в библиотеку. Наблюдения за трудом дворника. Оформление альбома «Домашние и дикие животные» | Пополнить строительный уголок атрибутами: веревки, дощечки, средства связи, игрушки – животные, детский сад, игрушки – заменители из природного материала | Закреплять представления детей о работниках детского сада, воспитывать заботливое отношение к животным, пополнить знания детей о местах обитания. Ввести роль «начальника стройки», «строителя», рабочий день, перерыв, поощрения за труд – деньги, благодарность | Отражать социальные отношения в совместных играх, устойчивый интерес к ролевым взаимодействиям. Коммуникативные возможности, ролевые диалоги | ||
Зоопарк | Больница | ||||||
Строители | |||||||
Май | |||||||
Светофор | Детский сад | Изготовление атрибутов для игры «Светофор». Устройство библиотеки. Экскурсия в библиотеку. Театр «Кузя» рассказы детей о посещении театра, рисунки детей о театре и «улице города» | Макет улица, перекресток, светофор, транспорт. Ввести настольный театр по знакомым сказкам | Обогащение представлений детей о ПДД. Пешеход – водитель. Правила поведения на дороге. Интерес детей к театру, народному творчеству. Формы общения, поведения. Сохранять ролевое поведение в разных игровых ситуациях, через совместные игры в роли партнера | Закреплять и расширять представления детей об окружающем мире, отражать его в плане собственных представлений. Развивать в игре положительные взаимоотношения детей в игре. Применять знания полученные в игре в реальной жизни | ||
Театр | Семья | ||||||
Библиотека | Бытовые игры |
Перспективное планирование сюжетно – ролевой игры
подготовительная к школе группа
Виды игр | Предварительная работа | Игровой материал | Задачи совместной игры | Задачи самостоятель-ных игр | |
Сов-местные | Самостоя-тельные | ||||
Сентябрь | |||||
Семья | Магазин | Задание родителям: - сходить с ребенком на почту. - беседа о работе почтовых работников, - чтение произведения Маршака «Почта». - рассказ о родословной, где живут родственники, как с ними поддерживают связь, кто дедушка, бабушка, у кого есть прабабушка, прадедушка | Пульт телеграф, телеграммы, посылки, почтовый ящик. В «Семье» оборудование кухни, спальни, гостиной. Картины, фотографии на стене | Обогащение представления детей о работе почты через обыгрывание «Телеграфиста». «Почтальона». Составлять текст телеграммы. Передавать детям способ построения сюжета с ориентацией на партнера в игре «Семья» | Создать условия для организации самостоятельных игр. Умения распределить роли, договари-ваться. Отражать знания об окружающем в игре, развивать сюжетную линию игры |
Почта | Больница | ||||
Строители | |||||
Октябрь | |||||
Сельский двор | Семья | Изготовление атрибутов к «Сельскому двору»: - загон, - животные, -кормушки, -пастух, - поилка, сарай. Чтение произведений о военных моряках, рисунки животных. Экскурсии на улицу, участие в конкурсе «Зеленый огонек» Беседы с детьми | Атрибуты подготовленные с детьми, животные, загон. «Светофор» оборудование макетов по ПДД к игре. Военные моряки, карта, бинокль, спасательные круги, капитанский мостик, одежда моряков | - Учить обсуждению игры до начала распределения ролей по развитию сюжета через косвенное руководство, - в роли «Моряка» передать понятие субординации, -воспитывать произвольность поведения - расширить знания о жизни животных в деревне - подготовка к конкурсу ПДД | - Развивать партнерские отношения в самостоятельных играх - закреплять культурное общение, ролевые диалоги - самостоятель-ность застенчивых детей в игровом общении |
Военные моряки | Парикма-херская | ||||
ПДД | Почта | ||||
Светофор | |||||
Ноябрь | |||||
Школа | Зоопарк | Изготовление атрибутов для игры «Школа», «Библиотека» (парта, журнал, тетради, доска), картотека. Экскурсии в школу, библиотеку МОУ. Подготовка костюмов к сказке, обыгрывание ролей. Рисунки по сказке. | Оборудование «Школы», «Библиотеки» (куклы – учитель, ученики). Корабль для пассажиров с сервисом для отдыха и столовой. Мелкие дикие животные «Зоопарк» | Сформировать интерес детей к школе, как начинается и кончается урок. «Звонок», поведение школьников, учителя разных предметов. В совместной игре взять роль «учителя», «библиотекаря». Развивать артистические личностные качества. | Развивать творческое воображение через реализацию своих представлений. Придумывать и развивать сюжет ориентировка на партнера. |
Библио- тека | Пассажи-рский корабль | ||||
Драмати-зация сказки «О рыбаке и рыбке» | Бытовые игры | ||||
Декабрь | |||||
Ателье | Светофор на улице | Рекомендации родителям сходить с детьми в ателье. Занятие с детьми «откуда взялась одежда?». Рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений. Подготовка с детьми выкроек, моделей. Изготовление костюмов для сказки, декорации (домик, лес). Занятия по ОБЖ (лекарственные травы) | Ткани, лекало, выкройки. Выставка моделей швейных машин, журнал регистрации, квитанции. Атрибуты для игры «Светофор». Аптека, ввести лекарственные травы. | Расширить представления о видах тканей, труде «модельера», технология изготовления одежды. Воспитатель: в роли приемщицы заказов. Развивать у детей интерес к драматическому искусству. Работа с закомплексован-ными детьми через телефонный разговор | Отражать собственные представления о дорожном движении. Поощрять ролевое взаимодействие, субординацию в роли (косвенное руководство). Закреплять понятия о социальной действительности. |
Больница | |||||
Аптека | |||||
Драматизация сказки «Кот, петух и лиса» | Скорая помощь | ||||
Семья | |||||
Январь | |||||
Военные моряки в связи с играми «Семья» | Школа | В разговоре с детьми выяснить их представление об Армии. Чтение худ. произведений. Сбор иллюстраций и открыток. Отражение в рисунках. Изготовление атрибутов для «космического корабля», «военного», рыболовного, водоходов. | Пульт управления, рации, шлемы для выхода в «космос», «Бинокли», «карты», «рупор», спасательные круги, «парашюты», телесвязь. «Пища для космоса», угощение в кафе и т.д. | Закреплять с детьми понятие «род войск» их назначения, средствах связи с землей. Выполнять роль командира и рядовых военных воспитателю в роли «командира». Способствовать развитию сюжета. Воспитывать патриотические чувства детей | Развивать сюжет объединяться в большие группы, распределять главные роли, развивать ролевые диалоги. Поощрять продолжительные игры, творческие замыслы детей. |
Магазин | Ателье | ||||
Почта | Кафе | ||||
Кафе | |||||
Февраль | |||||
Военно-патриоти-ческие игры: Водолазы
| Строители | -рассматривать картины художников - подборка в библиотеке литературы о защитниках отечества - устроить выставку рисунков детей и фотовыстав-ки о службе в Армии родителей - рассказ о службе спасателей водолазов, пожарных и т.д. | - пополнить игры водолазными «костюмами»«пожарными касками», «шлангами», машинами -космическое и морское снаряжение кораблей | - развивать игровой замысел через второстепенную роль воспитателей «управление с землей» -воспитывать интерес и уважение к профессии военных - придумывать новые роли «приключения» | -отражать в самостоятельных играх ролевое поведение в соответствии назначения роли -придумывать самостоятельный сюжет, -учиться сговору игры -обговаривать сюжет |
Космический корабль | Зоопарк | ||||
Пожарные | |||||
Военные корабли | |||||
Март | |||||
Праздник в семье | Школа | Беседа о семье, о любимых занятиях и блюдах мам, бабушек, как празднуют их день рождения, выставка рисунков. Подготовка костюмов и декораций к сказке, обыгрывание ролей. Пополнить знания детей о защитниках Отечества в спортивных и подвижных играх, физкультурных занятиях | Все игры «Праздник в семье» (угощение, подарки и т.д.) Предлагать атрибуты для военно – патриотических игр. Костюмы – шапочки для ролей сказки. Игрушки – заменители | Воспитывать уважение к близким. Передать «ритуал» праздника в качестве одной из ролей воспитателя в совместной игре. Передавать эмоциональные ощущения в игре, праздник и драматизации. | Через косвенное управление, т.е. предложение играть, вопросы перед началом игры, побудить детей к роли разных учителей, учеников. Воспитывать культуру, выдержку. Умение общаться учитель – ученик |
Театр | Библио-тека | ||||
Драматическая сказка для малышей «Волк и 7 козлят» | Военно – патриоти-ческая игра | ||||
Апрель | |||||
Разговор с детьми о жизни домашних животных в селе. Рассматривание картин из серии «Домашние животные». Рисование домашних животных, лепка, устройство загона, фермы. Ветеринарной помощи животным. Заготовка корма, посещение «Зимнего сада» | Набор животных, ферма, загон, «животновод», «ветеринар». Атрибуты для игр «Больница», «перевязочная скорой помощи», «аптека». Внести почтовый ящик в группу, газеты, посылки, телеграммы, телефон, игрушки – заменители | Ввести дополнительные роли врачей, «участковый», «врач скорой помощи». Учить построению сюжета во взаимодействии всех врачей, медсестры, «больных» их «семей», «детей». Построение много – сюжетного, много – персонажного сюжета | Содействовать развитию большой коллективной игры во взаимосвязи ролей, согласованию действий развитию сюжета, умению считаться с интересами других | ||
Май | |||||
Путешествие на корабле, самолете, автобусе
| Ателье, бытовые игры | Пошив костюмов для «театра мод», выставка «моделей». Разговор о путешествиях и путешественниках цели путешествий: деловые для отдыха и т.д. Придумывание рассказов «Мое путешествие» | Костюмы для мод. Атрибуты для «отдыха», «украшения». Игрушки заменители, игрушки для «бытовых игр». | Расширить понятие детей «научное, спортивное путешествие». Ввести роль экскурсовода, пополнить знания о странах мира. Умение пользоваться схемой – картой. Закрепить нравственные нормы и правила поведения, коммуникативные качества личности. | Уметь договариваться, развивать сюжет, согласовывать свои интересы в игре с общими целями игры, отражать представления о социальной действительности. |
Театр моды | Демонс-трация летних мод |
Перспективный план по работе с родителями
Диагностика уровня развития сюжетно – ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Задание 1
Взятие ребёнком на себя роли
Цель: Изучение особенностей взятия ребёнком на себя роли.
Экспериментальный материал:
Сюжетные игрушки для игр в «детский сад», «семью», больницу».
Ход проведения исследования
Проводится три экспериментальные серии игр с детьми 5- 7 лет.
Первая серия. Игры в «самих себя», во «взрослых», в «товарищей».
Серия состоит из трёх взаимосвязанных ситуаций:
1 ситуация | 2 ситуация | 3 ситуация |
Экспериментатор организует игру в «детский сад», но так, чтобы каждый из её участников оставался самим собой: воспитатель – воспитателем, а дети - детьми. Если дети согласны, воспитатель передаёт им управление игрой, при необходимости спрашивает «Что надо делать?» - и выполняет их указания | В случае отказа от игры в «самих себя» или по её окончании, если игра возникает, взрослый предлагает играть иначе: один ребёнок будет воспитателем (называя при этом имя воспитателя группы), а воспитатель с другим ребёнком - детьми. В дальнейшем педагог участвует в развёртывающейся игре в роли одного из детей | Воспитатель предлагает поиграть так: он будет воспитателем группы, а дети будут играть роль кого-либо из товарищей своей же группы. При этом он или сам называет имена тех, кого будут изображать играющие, или предлагает детям выбрать самим |
В каждой из организованных таким образом игр принимают участие по двое детей.
Вторая серия. Игры с нарушением последовательности действий при выполнении ребёнком роли. Организовывают игры с хорошо знакомым детям содержанием: в «детский сад», «семью», больницу». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое, а потом суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей.
Третья серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль ставиться в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребёнок. Можно использовать 2 ситуации:
1 ситуация | 2 ситуация |
С детьми развёртывается ролевая игра «трамвай»: предлагается сумка для денег, билеты, подготавливается место для вожатого. После того как игра разворачивается, детям предлагают играть так: вожатый будет продавать билеты, а кондуктор вести вагон. Когда изменённая игра начинается, экспериментатор, играющий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовёт начальник депо | Разыгрываются игры с правилами:
Предлагают, чтобы гуси ловили волка, зайцы – лису и волка, мыши – кота |
Оценка результатов. В первой серии определяют, что, прежде всего, выделяет ребёнок в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами действия или общественного поведения.
Во второй серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется. Как относится ребёнок к нарушению логики действий, и каковы мотивы протеста против её нарушения.
На основе данных первой и второй серии определяют уровень развития игры для каждого ребёнка (таблица 1). В третьей серии определяют отношение ребёнка к роли, взятой на себя в игре, доказать, что внутри роли фактически имеется известное правило поведения, отражающее логику реального действия и реальных отношений.
Таблица 1
Уровни развития сюжетно – ролевой игры
(по Д. Б. Эльконину)
Показатель игры | 1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | 4 уровень |
Основное содержание игры | Действия с определёнными предметами, направленные на соучастника игры | В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному | Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношений с другим участником игры | Выполнение действий, связанных с отношением к другим людям |
Характер игровой роли | Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не определяют действие. При ролевых разделениях функций в игре дети не вступают друг с другом в типичные для реальной жизни отношения | Роли называются. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью | Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры Появляется ролевая речь, обращенная к товарищу по игре, но иногда прорываются обычные неигровые отношения | Роли ясно выделены и очерчены, названы до начала игры Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер |
Характер игровых действий | Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций | Логика действий определяется жизненной последовательностью. Расширяется число действий и выходит за пределы какого либо одного типа действий | Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны | Действия чётко, последовательно воссоздают реальную логику. Они очень разнообразны. Ясно выделены действия, направленные к другим персонажам игры |
Отношение к правилам | Логика действий легко нарушается без протестов со стороны детей. правила отсутствуют | Нарушение последовательности действий не принимается фактически, но не опротестовывается, непринятие ничем не мотивируется. Правила явно ещё не вычленяется но оно явно может победить в случае конфликта непосредственное желание | Нарушение логики действий опротестовывается ссылкой на то, « что так не бывает». Вычленяется правило поведения, которому дети подчиняют свои действия. Оно ещё не полностью подчиняет поведение, но может победить возникшее непосредственное желание. Нарушение правил лучше замечается со стороны | Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную действительность, но и указанием на рациональность правил. Правила явно вычленены. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое |
Задание 2
Устойчивость в поведении игровому правилу
(по Д. Б. Эльконину)
Цель диагностики:
Изучение устойчивости в подчинении игровому правилу.
Экспериментальный материал:
Сюжетные игрушки для игры в «дочки - матери» и «пожарных».
Ход проведения исследования.
Исследование проводится с детьми 5-7 лет. Сюжет игры варьируется с учётом возраста и пола ребёнка.
Взрослый организует следующие ситуации:
1 ситуация | 2 ситуация |
Экспериментатор предлагает детям поиграть в «дочки - матери». Когда игра разворачивается, он берёт на себя роль воспитателя и предлагает играющим оставить своих дочек в детском саду | Экспериментатор организует игру в «пожарных», берёт на себя роль пожарного и, когда команда прибывает тушить пожар, просит шофёра остаться в машине |
Оценка результатов. Анализируют поведение ребёнка в ситуации борьбы мотивов, когда необходимо подчиняться правилу, вытекающему из роли, преодолев сиюминутные желания. Детей распределяют по четырём уровням подчинения игровому правилу (таблица 1).
Задание 3
Влияние сюжета и роли на подчинение правилу, содержащемуся в игре
(по Д. Б. Эльконину)
Цель диагностики:
Изучение влияния сюжета и роли подчинение правилу игры.
Экспериментальный материал:
Разработанные сюжеты игр в «эстафету», «машинистов», «прятки», «кошки – мышки».
Ход проведения исследования
Исследователь организует несколько серий.
Первая серия. Взрослый с детьми проводит эстафету. Все испытуемые встают на линию и по сигналу экспериментатора – «Раз, два, три!» должны бежать к нему.
Вторая серия. Экспериментатор предлагает поиграть в «машинистов». Дети встают на одну линию, каждый из них - машинист. По сигналу экспериментатора (3 хлопка в ладоши) машинисты должны бежать. Кто выезжает раньше или задерживается, тот проигрывает.
Четвёртая серия. Проводится индивидуально. Игра в «кошки – мышки». Ребёнок – мышка прячется в норку. Перед этим экспериментатор – кошка говорит: «Сиди тихо. Я - голодная кошка. Если выглянешь или зашумишь, я тебя сразу найду и съем».
Таким образом, во второй серии появляется роль, а в четвёртой ещё и сюжет.
Оценка результатов. Подсчитывают количество детей подчинившихся и не подчинившихся правилу. Результаты заносятся в таблицу (таблица 2).
Рассматривают особенности поведения детей разных возрастов в играх с сюжетом и без сюжета и особенности подчинения правилу в игре. Делают выводы о влиянии сюжета и роли на эффективность подчинения правилу.
Таблица 2
Подчинение правилу в играх без сюжета и с сюжетом
Возраст детей | Игра | |||||||
«Эстафета» | «Машинисты» | «Прятки» | «Кошки – мышки» | |||||
+ | - | + | - | + | - | + | - | |
5-6 лет | ||||||||
6-7 лет |
«-» - не подчинились правилу игры;
«+» - подчинились правилу игры
Задание 4
Особенности сюжетно – ролевой игры
Цель диагностики:
Изучение особенностей сюжетно – ролевой игры.
Ход проведения исследования
Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно – ролевой игрой детей 5-7 лет.
Оценка результатов: Анализ протоколов проводят по схеме:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полученные результаты соотносят с таблицей 3 и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребёнка.
Таблица 3
Развитие игровой деятельности
Компоненты игры | 5-7 лет |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач | Замыслы игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнёра, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в неё новые идеи и образы, т. е. плановость, согласованность игры сочетается с импровизацией |
Содержание игры | В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми |
Сюжет игры | Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в их играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. |
Выполнение роли и взаимодействие в игре | Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает всё больше места в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7- 10 ролей в играх, из них 2- 3 любимые |
Игровые действия, игровые предметы | Игровые действия часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами- заместителями, природным материалом, игрушками самоделками. Широко используют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы. |
Правила игры | Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли |
Характеристика уровней развития сюжетно - ролевой игры детей
Уровень 1: сюжетно-отобразительная игра,
Уровень 2: начальный этап сюжетно – ролевой игры,
Уровень 3: развитая сюжетно – ролевая игра
На каждом этапе у детей может быть разный уровень развития игры: высокий, средний, низкий. Характеристику уровней развития игры (таблица 4).
Таблица 4
Сюжетно – отобразительная игра | |
Высокий уровень |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Таблица 5
Начальный этап сюжетно – ролевой игры | |
Высокий уровень |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Таблица 6
Развитая сюжетно-ролевая игра | |
Высокий уровень |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень | Считаем, что низкого уровня развитой сюжетно- ролевой игры нет. |
Задание №5
Игровая комната
Цель диагностики:
Выявление особенностей общения и взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в процесс игровой деятельности.
Ход проведения исследования
Взрослый вызывает к себе одного ребенка и дает следующую инструкцию: «Представь себе, что к тебе прилетел волшебник и пригласил в свой замок. В этом замке есть волшебная комната, в которой собраны все игры, все игрушки, какие только есть на белом свете. Ты можешь прийти в эту комнату и делать в ней все, что захочешь. Но есть правда два условия. Ты должен прийти туда не один. Возьми с собой двоих кого захочешь. И еще: все, что вы будете там делать, будешь предлагать ты сам».
Затем ребенку задают вопрос: « Кого ты с собой возьмешь?». Если ребенок называет имена детей, например: «Возьму Сашу и Вову», то важно уточнить, что это за дети (из группы детского сада, куда ходит ребенок; соседи; родственники; знакомые по даче и т.п.). Какого они возраста (такого же, старше, младше). После этого ребенку говорят: «Вот теперь вы пришли в волшебную комнату, что ты предложишь там делать?». После ответа ребенка (например: «Играть в машинки») следует уточнить, как будет проходить игра, что дети будут делать. Затем экспериментатор продолжает: «Хорошо, все поиграли, а потом сказали, что им это надоело, и они не будут в это больше играть. Что ты дальше предложишь?» Обсуждается второе предложение ребенка, после чего взрослый просит предложить еще что-нибудь делать. После того, как ребенок сделал третье предложение, ему говорят: «Ты предложил, а ребята не хотят так играть. Что ты будешь делать?» В заключении ребенку необходимо сказать, что он очень хорошо все придумал, и волшебник, наверное, еще пригласит его в свой замок.
Оценка результатов. При анализе данных могут рассматриваться следующие параметры: (таблица 7).
Таблица 7
Инициатива и позиция в общении |
|
Благополучие общения | По тому, сколько партнеров и кого именно для воображаемой игры выбирает ребенок, можно судить о его благополучии в общении.
|
Развитие игровых навыков | Уровень развития игровых навыков в старшем дошкольном возрасте определяется умением детей включаться в сюжетно-ролевую игру или в игру с правилами, распределять роли, выполнять их, последовательно разворачивать сюжет игры. Об уровне развития игровой деятельности могут свидетельствовать разнообразие и характер предлагаемых ребенком игр.
|
Способы разрешения конфликтной ситуации | Конфликтную ситуацию задают через воображаемый отказ детей принять третье предложение ребенка-испытуемого.
|
Показатели развития общения со взрослыми
Старший дошкольный возраст.
Баллы | Показатели | |||
Умение слушать и слышать взрослого | Умение следовать инструкции взрослого | Отношение к допущенным ошибкам | Направленность бесед со взрослым | |
1 балл | Не сосредотачивается на объяснении взрослого, отвлекается | Выполняет только легкие задания, сложные задания выполнять отказывается | Не хочет исправлять ошибки, говорит что у него все хорошо, обижается в ответ на замечания | Темы общения связаны с окружающими предметами |
2 балла | Слушает задание, начинает выполнять его, при этом отвлекается, разговаривает со сверстниками | Сложные задания выполняет частично, не доводит до конца, начинает заниматься другими делами (отвлекается) | Исправляет ошибки, но неохотно | Расспрашивает о явлениях окружающего мира |
3 балла | Внимательно слушает все, что говорит взрослый, выполняет задания взрослого, даже если оно ему не очень интересно. | Старается выполнить задание, независимо от его сложности, доводит начатое дело до конца, стремится выполнить указания взрослого | Старательно исправляет ошибки, спрашивает у взрослого, правильно ли он теперь сделал | Вопросы касаются особенностей человеческих отношений и личности взрослого |
Низкий средний - 1 балл;
Средний уровень – 2 балла;
Высокий уровень – 3 балла.
Показатели развития общения со сверстниками
Старший дошкольный возраст
Баллы | Показатели | |||||
Отношение к результатам действий, желаниям, способам действия сверстника | Установление и выполнение правил совместной деятельности | Разрешение возникающих конфликтных ситуаций | Умение различать и понимать эмоциональные состояния, настроения сверстников | Развитие сочувствия и сопереживания | Умение увлечь своими идеями | |
1 балл | Не считается с желаниями сверстника, отвергает его предложения в совместной деятельности учитывает только свои идеи, хочет действовать в общей деятельности самостоятельно, сверстник должен быть большей части наблюдателем | Правила совместной деятельности не устанавливаются детьми, каждый из участников действует независимо и самостоятель-но, без помощи сверстника | Не владеет способами выхода из конфликтной ситуации, совместная деятельность распадается из-за невозмож-ности договориться | Ребенок не различает сходные эмоциональные состояния ровесников (гневается, злится, сердится, обижается) | Ребенок чаще всего не отклика-ется на эмоциональные проявле-ния сверстни-ков, не делится своими пережи-ваниями | Не предлагает вариантов деятельно-сти |
2 балла | Ребенок прислушивается к идеям сверстника, но применяет в деле редко, как правило объясняя, что лучше так, как он придумал, а партнер должен помогать, осуществлять его замысел | Договаривает-ся со сверстником о том. Чем будут заниматься вместе, но при этом во взаимодействии не могут распределить обязанности, договориться об очередности действий | При разрешении конфликтных ситуаций пользуется только небольшим набором способов – помощью взрослого, применением силовых способов | Различает эмоции и настроения ребят. При этом не проявляет интереса к их состоянию | Наблюда-ется желание ребенка поделиться своими эмоциями и переживаниями, но отклик на эмоцио-нальные проявления сверстников наблюдается редко | Предлага-ет различные варианты деятель-ности но они трудно выполни-мы, или не может заинтерес-вать в них партнера |
3 балла | Учитывает идеи и желания сверстника, распределяет работу между партнерами, отказ от использования некоторых идей объясняет нецелесообразностью предложенных действий | Ребенок совместно с партнером обсуждает общий результат, распределяет обязанности, устанавливает и выполняет правила совместной деятельности | В конфликтных ситуациях использует разные способы их разрешения – договор, обмен, обращение к «судьям», привлечение взрослого и т.д. | Видит настроение сверстников, оказывает воздействие на их эмоциональ-ное состояние | Ребенок может как делиться своими эмоциона-льными состояниями, так и откликаться на эмоцио-нальные проявления сверстников | Предлагает различные варианты деятель-ности может увлечь своими замыслами |
Низкий уровень - 1 балл; Средний уровень – 2 балла; Высокий уровень – 3 балла.
Диагностическая карта формирования коммуникативных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста, в процессе
сюжетно-ролевой деятельности
№ п/п | Ф.И. ребенка | Коммуникативные качества: | Деятельностные качества | Общечеловеческие ценности | Общий уровень знаний, умений на начало проведения исследования | ||||||||||
Умение вести диалог, дискуссию | Умение обосновывать свою точку зрения | Умение работать с различными источниками информации | Умение анализировать и планировать собственную деятельность | Способность к постоянному развитию и самосовершенствованию | Способность к профессиональному самоопределению | Умение кооперироваться, налаживать партнерские отношения | Умение действовать в конфликтных ситуациях | Умение отстаивать свои права | Терпимость, дипломатичность | Способность к творческому самовыражению | Дисциплинированность | Ответственность | |||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 |
Низкий уровень - 1 балл;
Средний уровень – 2 балла;
Высокий уровень – 3 балла.
Методические рекомендации организации предметно-развивающей среды в групповой комнате для проведения сюжетно-ролевых игр
Старшая и подготовительная группы
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):
«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)
«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.
«Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)
Материалы для сюжетной игры
Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне изменяются в двух направлениях. С одной стороны это усиление реалистичности игрушки с одновременным уменьшением её размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), а также сборные модели (типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов) и игрушки-трансформеры.
С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребёнку осуществлять действие, приближающиеся к реальному (например, игрушечная швейная машина, которая действительно шьёт, позволяет «портнихе» в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п.
Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление – изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты – предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории.
Второе направление – изменение крупных прототипических маркеров в сторону всё большей условности. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолёта, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевёрнутые стулья, стол со спущенной скатертью и пр.) Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.
Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный макет») или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребёнку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е выступать в качестве творца.
Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» - разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем. Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр.
Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные – динозавры и пр., позволяющие ребёнку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя её исторические и географические рамки для себя.
В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, которые могут обслужить любую задуманную ребёнком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см, с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребёнок может приписать им любые роли. Такого рода игрушки служат опорой для игр, как мальчиков, так и девочек.
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение.
В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под замыслы». Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнёры ребёнка уходят на второй план, поскольку всё большее место в детской деятельности занимает совместная игра с партнёрами сверстниками. Функция сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в сочетании с мелкими маркерами пространства – макетами.
Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб – это игровые макеты с тематическими наборами фигурок-персонажей и сомасштабными им предметами оперирования («прикладом»).
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они должны быть переносными (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей целесообразно размещать в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальные макет мог быть легко и быстро «населён» по желанию играющих).
«Полные» сюжетообразующие наборы – макеты типа «лего» (замок, кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть представлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют развёртыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые населяются и достраиваются по собственным замыслам детей.
Примерный набор сюжетообразующих материалов для старшей и подготовительной групп
Сюжетообразующие материалы | Наименование | Количество на группу | |
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты | Набор кукол: семья (средние) | 2 | |
Куклы средние (20-30 см.) | 5 разные | ||
Мягкие животные, средние и мелкие | 8-10 разные | ||
Набор персонажей для плоскостного театра | 3-4 разные | ||
Набор наручных кукол би-ба-бо: | 10 разные | ||
Наборы мелких фигурок (5-7 см) | Домашние животные | 1 | |
Дикие животные | 1 | ||
Динозавры | 1 | ||
Сказочные персонажи | 3-4 разные | ||
Фантастические персонажи | 2 разные | ||
Солдатики (рыцари, богатыри) | 3-4 разные | ||
семья | 2 | ||
Фигурки-человечки (объёмные мелкие 5-7 см) | 10 разные | ||
Белая шапочка | 2 | ||
Плащ-накидка | 5 разные | ||
Фуражка / бескозырка | 3 | ||
Каска / шлем | 2 | ||
Набор масок сказочных животных, сказочных персонажей | 3-4 разные | ||
Корона, кокошник | 2-4 | ||
Игрушки-предметы оперирования | Набор чайной посуды (средней) | 2 | |
Набор кухонной посуды (средней) | 2 | ||
Набор чайной посуды (мелкий) | 2 | ||
«Приклад» к куклам среднего / мелкого размера | 2 / 2 | ||
Чековая касса | 1 | ||
Часы | 2 | ||
Грузовик (средний) | 2 | ||
Автомобили разного назначения (средних размеров) | 5 | ||
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные) | 2 | ||
Телефон | 3 | ||
Подъёмный кран, средний | 1 | ||
Набор: военная техника | 2-3 | ||
Набор: самолёты / корабли (мелкие) | 1 / 1 | ||
Самолёт, вертолёт средних размеров | 2 | ||
Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель) | 2 | ||
Сборно-разборные автомобили, самолёт, вертолёт, ракета, корабль | По 1 каждого наименования | ||
Бинокль (подзорная труба) | 2 | ||
Весы | 2 | ||
Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением | 1 | ||
Набор: железная дорога (мелкая, сборно-разборная, механическая или электрифицированная) | 1 | ||
Кораблики, лодки, средних размеров | 2 | ||
Ракета-робот (трансформер), средних размеров | 1 | ||
Автомобили мелкие | 10 разные | ||
Маркеры игрового пространства | Стойка с рулём / штурвалом (съёмным) | 1 | |
Стойка-флагшток | 1 | ||
Объёмные или силуэтные деревья на подставках, мелкие (для ландшафтных макетов) | 10-20 разные | ||
Набор мебели «школа» для мелких персонажей | 1 | ||
Набор мебели для мелких персонажей | 2 | ||
Набор мебели для кукол среднего размера | 1 | ||
Бензозаправочная станция - гараж (сборно-разборная) | 1 | ||
Маяк | 1 | ||
Набор дорожных знаков и светофор для мелкого транспорта | 1 | ||
Универсальная складная рама / ширма | 1 | ||
Трёхстворчатая ширма-театр (или настольная ширма-театр) | 1 | ||
Кукольный дом (макет) для кукол среднего размера / для мелких персонажей | 1 / 1 | ||
Макет замок / крепость | 1 | ||
Ландшафтный макет (коврик) | 1 | ||
Тематические строительные наборы для мелких персонажей: | город | 1 | |
крестьянское подворье (ферма) | 1 | ||
зоопарк | 1 | ||
крепость | 1 | ||
домик | 3 | ||
Полифункциональные материалы | Объёмные модули (крупных размеров, разной формы) | 10 | |
Ящик с мелкими предметами-заместителями | 1 | ||
Крупный строительный набор | 1 | ||
Куски такни (полотняной, разного цвета,1×1м) | 5 | ||
Ёмкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета и фактуры | 1 |
Схема предметно-развивающей среды групповой комнаты
Содержание центра сюжетно-ролевых игр
Опыт работы по теме: «Игра – школа общения» объективно доказала эффективность подходов и принципов руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников по формированию дружеских социально-приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений с окружающей ребенка действительностью, и возможное их использование в качестве эффективного средства социально-нравственного воспитания.
Осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку в процессе игровой деятельности, я опираюсь на общественное мнение группы детей. В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Определенные игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность и верность долгу, выдержку и терпение, мужество и великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах. Выражение общественного мнения группой детей, влекущее за собой иногда и исключение из игры, заставляет ребенка переосмысливать и изменять свое отношение к коллективу, создает у детей опыт ответственности за общее дело, сплачивает детский коллектив.
Игровое общение с детьми позволяет мне направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми.
В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Широкое использование в игре предметов-заместителей в дальнейшем позволяет ребенку овладеть другими типами замещения, в частности, подготовиться к пониманию смысла моделей, схем, символов и знаков в процессе школьного обучения.
Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.