Мои работы
На этой странице вы можете познакомиться с моими статьями и методическими разработками по музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya_na_urokakh_muzyki.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
НА
УРОКАХ МУЗЫКИ
КОНЮШАЯ ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА
2007 год
В последнее время заметно изменились социальные условия жизни в нашей стране. Общее состояние здоровья детей, как известно, ухудшилось. А объём и сложность информации возросли. В сложившейся ситуации появляется необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Для решения поставленной задачи стоит рассмотреть уроки музыки с точки зрения музыкальной терапии. Ещё Лев Толстой замечал, что «(музыкальное искусство) по своему свойству имеет непосредственное физиологическое воздействие на нервы» (Л. Толстой. Литература, искусство. М., 1978). Область действия музыки – чувства, а через чувства и душу человека она влияет на личность в целом. Следовательно, при правильной постановке занятий учитель может добиться значительного эффекта по воздействию на психологическое здоровье учеников. Наряду с музыкально-педагогическими целями (овладение определёнными знаниями и умениями в рамках программы) учителю необходимо ставить перед собой и музыкально-терапевтические задачи. Среди них: регуляция психо-эмоционального состояния детей, повышение их социальной активности, усвоение учащимися положительных установок и форм поведения.
В своей работе я опираюсь на исследования В. Петрушина, В. Элькина, К. Рюгера.
В. И. Петрушин, автор учебника по музыкальной терапии, считает, что «каждый музыкант или учитель музыки, осознают они это или нет, являются стихийными психотерапевтами, изменяющими при помощи музыкальных произведений настроения и чувства своих учеников» (В. Петрушин. Музыкальная психотерапия. М., 2000). В его работах приводятся примеры практических занятий, которые можно использовать и во время уроков.
Два других автора, названных выше, исследуют влияние конкретных музыкальных произведений на определённые эмоциональные состояния людей.
Музыкотерапия как официальный метод лечения признана Минздравом России в 2003 году. На Западе работа в этой области ведется с середины прошлого века. Исторически же исцеляющее влияние музыки на психические и соматические расстройства известно с глубокой древности. Однако задача учителя музыки состоит не в выполнении функций врача. Нам важно сохранить здоровье ребёнка и сформировать у него положительную жизненную мотивацию в процессе освоения учебного материала. По определению чешских учёных З. Матейовой и С. Машуры, «Содержанием музыкотерапии является система разнообразных дифференцированных методов, способов и элементов лечебно-воспитательного воздействия, осуществляемого с помощью активной и рецептивной деятельности» (З. Матейова, С. Машура. «Музыкальная терапия при заикании». Киев, 1984). Формы деятельности детей на уроке очень разнообразны, и каждую из них можно рассматривать с точки зрения музыкотерапии, как активной (самостоятельная музыкальная деятельность), так и рецептивной (процесс восприятия музыки). Ниже приводятся примеры такого подхода.
Ритмические упражнения
Почти каждое невротическое нарушение сопровождается и нарушением ритмов в организме – от ритмов сна до ритмов биотоков мозга. Их нормализация и приведение к точности функционирования способствуют гармонизации душевной жизни человека. Ритмические упражнения помогают достичь эмоциональной разрядки, снять умственное переутомление и нервное напряжение
Двигательные упражнения и танцы имеют непосредственное отношение к ритму. В. М. Сеченов (физиолог) говорил, что любое наше переживание в конце концов завершается напряжением какой-либо группы мышц. К. С. Станиславский предлагал развивать технику и воображение актёра при помощи физических действий. Актёр может вызывать в себе любые эмоциональные состояния, если сумеет совершить необходимые физические действия, сопровождающие эти состояния. Овладение новыми позами и движениями означает и овладение новыми чувствами. Вводить элементы движения на уроке можно при освоении различных ритмов (прохлопывание, танцевальные движения, подскоки); во время разучивания мелодий песен или пьес для свирели (свободное движение по классу, прислушиваясь к голосам одноклассников); во время слушания музыкальных произведений (имитация игры на инструменте или дирижирование).
Движение по кругу (хоровод) давно известно как средство для установления контакта.
Игра «Замри» (свободный танец с остановками в различных позах) указывает на степень раскрепощённости человека. Чем более однообразны позы, тем больше зажат человек. В такую игру можно играть даже сидя на стуле: «танцуют» при этом руки.
Дыхательные и голосовые упражнения – влияют на дыхание, а через него и на внутренние органы человека. По утверждению врача- музыкотерапевта В. В. Белоусова (http://zvann.narod.ru), правильное дыхание благотворно влияет на многие органы – от сердца до органов пищеварения, помогает избавиться от некоторых болезней, снимает усталость. Звук и вибрационные характеристики голоса давно использовались в различных культурах для лечения физических и душевных недугов. Известно, что только 20% производимого человеком звука направляется во внешнее пространство. Остальная часть вибраций охватывает пространство внутреннее, вызывая резонирование органов и тканей.
Распевание, пение, игра на свирелях – вот формы работы, связанные с дыханием. Как известно, певческое дыхание, как и дыхание во время игры на свирели, способствует массажу внутренних органов и обогащению мозга кислородом. Перед распеванием дети обычно выполняют несколько упражнений по системе А.Стрельниковой. Во время работы над исполняемыми произведениями длительность периода между вдохом и выдохом обычно регулируется при помощи фразировки. Таким образом, решается одновременно две задачи: исполнительская и здоровьесберегающая.
Слушание музыки.
Цель слушания - расширение переживаний и формирование мировоззрения школьника. Внимательно слушая музыку, человек как бы расшифровывает чувства и мысли, заложенные в музыкальное произведение. Предлагаемые в учебных программах произведения, как правило, являются частью «золотого фонда» мирового музыкального искусства и несут в себе положительную психотерапевтическую нагрузку. В восприятии и переживании лучших образцов классического, современного и фольклорного искусства соединяются эстетотерапия (лечение красотой) и аретотерапия (лечение идеалами). Слушанию на уроке уделяется довольно много времени. Но большинство современных детей не может надолго сосредоточиться на музыкальном произведении. Следовательно, перед учителем стоят две задачи: подбор произведения, соответствующего уровню музыкального развития класса; активизация процесса восприятия музыки.
Первая задача очень важна. Музыка, соответствующая состоянию души слушателя, вызывает катарсис (потрясение, очищение, изживание негативных эмоций). Если же психологическое содержание произведения расходится с внутренним состоянием слушателя, возникает явление «кессона» (термин использует петербургский музыкотерапевт В. Элькин). На него указывают безразличие к музыке, отрицание, оценки типа «примитивно», насмешка и даже физиологические реакции – кашель, беспокойство. Автор используемой мной программы (Г. П. Сергеева) не настаивает на обязательном использовании определённых произведений для реализации той или иной темы. Такая позиция помогает разрешить поставленную задачу. Например, в 5-м классе есть тема «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве». Решать её предлагается на музыке С. В. Рахманинова (части «Светлый праздник» и «Слёзы» из Сюиты для двух фортепиано). Но в классе, где дети отличаются возбуждённым поведением и не умеют сосредоточиться, можно предложить более яркое и эмоциональное произведение С. Рахманинова с колокольными интонациями (например, Этюд-картину до-диез-минор ор. 33 № 9).
Другой путь – давать классическое произведение и его современную обработку, предлагая сравнить собственные ощущения от их слушания. В такой форме работы можно найти элементы «музыкального массажа», т. к. чаще всего современные обработки отличаются от оригинала темпом, большей эмоциональностью, подчёркнутым ритмом.
Для активизации восприятия перед слушанием ставится определённая задача. Это может быть и определение количества частей в произведении, и обозначение вступления определённой темы жестом, и сочинение мини-рассказа и т. д. При прослушивании произведения, созданного на основе литературного или живописного источника, можно не называть исходный материал, а предложить детям подумать, что это может быть. Именно так мы сочиняем сказку под музыку «Кикиморы» Лядова и рисуем картинки, слушая «Картинки с выставки» Мусоргского. Затем ученикам сообщается правильный ответ.
Иногда требуется активизация зрительных образов и представлений. У многих людей сужен круг представлений, все мысли вращаются вокруг собственных проблем. Произведения искусства, взятые во взаимодействии (например, просмотр картин природы на фоне звучащей музыки), могут на время отвлечь человека и показать ему другие сферы жизни. Сходные задачи решаются в процессе музыкального массажа (попеременного слушания произведений противоположного характера).
Знакомство с биографиями великих людей также производит определённый психотерапевтический эффект, особенно если композитору или исполнителю приходилось преодолевать какие-то жизненные испытания.
Процесс слушания должен быть удобен ребёнку. На наших уроках дети обычно слушают музыку в удобной позе, чаще всего полулёжа на парте, закрыв глаза. Так сбрасывается мышечное напряжение, исчезает необходимость следить за правильной посадкой, можно сосредоточиться на музыкальном образе.
Не менее важен и правильный подбор песен. В практике музыкотерапевтов используются так называемые формулы музыкального самовнушения, несущие положительный заряд. Но задача учителя – знакомить детей с высокохудожественными произведениями. Упомянутые формулы, как правило, художественной ценности не имеют, так как созданы с другой целью. Поэтому формировать мировоззрение детей можно с помощью подходящих по смыслу песен. Здесь можно назвать как любимые музыкальными терапевтами песню О. Митяева «Как здорово» или Б. Окуджавы «Пожелание друзьям», так и другие песни авторов-исполнителей.
В нашей школе авторская песня на уроках музыки звучит довольно часто. Конечно, для выработки вокальных навыков большинство авторских песен – не самый подходящий материал (можно назвать исключения – «Ленинградский вальс» А. Дольского или «Наполним музыкой сердца» Ю. Визбора»). Но такие песни, особенно в средней школе, очень часто становятся любимыми именно благодаря своему содержанию.
Творчество.
Процесс творчества требует активности и координации всех нравственных сил. Выполнение творческих заданий – один из наиболее эффективных и сложных приёмов. Поисковая активность – залог устойчивости человека в разных стрессовых ситуациях (В. Ротенберг, В. Аршавский. «Поисковая активность и адаптация»). Занимаясь музыкальным творчеством, человек творит не только музыку, но прежде всего себя. Творческая составляющая есть в любом из видов деятельности на уроке. Занимаясь ритмическими упражнениями, можно самостоятельно придумывать ритмы и движения. Во время слушания музыки дети могут рисовать, сочинять рассказ на тему прослушанного произведения, давать ему своё название. Импровизации, самостоятельная выработка исполнительского плана песни или пьесы, театрализация – применяются во время пения и игры на свирели.
И самое главное. Нам, учителям музыки, повезло. В своё время наши родители смогли создать для нас условия, благодаря которым мы познали чудо по имени МУЗЫКА. Не у всех бывает такое везение. Мы должны любить и жалеть таких «невезучих» детей и по мере сил делиться с ними этим чудом. Возможно, тогда немного легче станет всем нам.
Литература:
Толстой Л. Литература, искусство. – М., 1978.
Петрушин В. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
Матейова З., Машура С. Музыкальная терапия при заикании. – Киев, 1984.
Ротенберг В., Аршавский В. Поисковая активность и адаптация. – М., 1984.