Методическая копилка

На этой страничке размещены разработки уроков, статьи, программы элективных курсов для учащихся 8,9, 10 классов. Надеюсь этот материал будет полезен моим коллегам в работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конструирование технологической карты урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС

МБОУ «Федоровская СОШ №2  с углубленным

изучением отдельных предметов»

учитель русского языка и литературы

Кашапова Тансылу Рамиловна


План-конспект урока по учебнику «Литература. 5класс: в 2-х частях». Автор: Коровина В.Я.

Тема: «Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни»

 (Технологическая карта изучения темы)

Тема

Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни.

Цель темы

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:    повторение изученного и применение знаний для решения  поставленных задач

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:           развитие коммуникативных и регулятивных качеств, умений работать в группе и действовать согласованно

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:    воспитание чувства ответственности, чувства патриотизма, целеустремлённости,  активности, способности самооценке и оценке деятельности группы,   культуры  общения и положительного отношения к обучению

- познакомить учащихся с историей создания басни «Волк на псарне»; выявить жанровые признаки басни; развивать навыки выразительного чтения; навыки анализа произведения; развивать умение понимать иносказательный смысл басни и мораль.

Оборудование:

Оборудование: столы, расставленные по группам,  карты – задания для работы групп,  интерактивная доска, готовые презентации к теме урока (домашняя работа); костюмы для инсценировки; галстуки разных цветов; учебники; тест для рефлексии, фонохрестоматия

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

- навыки анализа текста;

- выразительное чтение, чтение по ролям;

- умение определять жанровую принадлежность текста;

- умение понимать и формулировать тему, идею;

- умение характеризовать героев произведения;

- понимание связей литературного произведения с эпохой их написания;

- выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей;

- владение терминологией.

Личностные: 

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

- формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам;

- формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим;

Регулятивные: 

- целеполагание и планирование путей достижения целей;

- самостоятельный контроль своего времени;

- принятие решений в проблемной ситуации;

- развитие навыков самооценки;

Познавательные: 

- поисковое чтение, выразительное чтение, чтение по ролям и структурирование текста;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- устанавливать причинно-следственные связи

 Коммуникативные: 

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- работать в группе;

- осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку;

- использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.

Основные понятия

Басня, эзопов язык, мораль, аллегория, иносказание, олицетворение; патриотизм, позиция автора.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

История

Музыка

Живопись

Русский язык

- групповая

- фронтальная

- художественный текст

- мультимедийная презентация

- Интернет (для подготовки индивидуального домашнего задания)


Этапы уроков

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 - й этап: Постановка цели и задачи урока

1. Мотивирует, создаёт игровую ситуацию:

Инсценирование фрагментов (фотография

2. Создаёт проблемную ситуацию: знакомит обучающихся с лексическим значением слов «патриот, авторская позиция».

3. Ставит проблемный вопрос: Что патриотического мы видим в басне?

Выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя.

Выделять значимую для урока информацию из бытовой ситуации.

Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Актуализировать личный жизненный опыт.

Взаимодействие коллектива и учителя, фронтальный опрос.

Слушать и высказывать свою точку зрения.

Целеполагание.

Слушание и контроль ответов обучающихся.

Слушать, сохраняя целевую установку. Дополнять и уточнять мнения собеседников по существу полученного задания.

2-й этап: Реализация домашнего задания

1. Организует деятельность слушающих и выступающих, ставит учебную задачу:

1) прослушать сообщения, (фотография)

2) задать вопросы выступающим,

3)оценить их по ранее разработанному алгоритму.

2. Выставляет отметки выступившим.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о:

1) войне 1812 года, о Кутузове и Наполеоне; об истории создании басни «Волк на псарне»

(фотография)

2) об истории создании басни «Волк на псарне»

 (фотография)

Остальные учащиеся задают вопросы по теме докладов.

Выделяют значимую информацию. Учатся строить монологическое высказывание. Анализируют соответствие ответов обучающихся поставленному вопросу.

Учатся ставить вопросы по прослушанному материалу.

Слушают монологическое высказывание.

Понимать на слух текст высказывания. Формулировать свои вопросы к докладчику.

Взаимооценка по разработанному алгоритму (правильность ответа, последовательность, правильность речи, ответы на заданные вопросы).

Понимать и сохранять учебную задачу.

Осуществлять взаимоконтроль.

3 этап: Работа в группах

1. Мотивирует учащихся на групповую работу (поиск информации в тексте) с помощью вопроса: 1) по каким признакам можно определить, что пред вами басня? (I группа); 2) как на основе текста составить представление о героях (Кутузове, Наполеоне)? (II группа); 3) какой дополнительный смысл появляется у слов в басне (слова предлагаются)? (III группа); 4) объясните, опираясь на текст, какова позиция автора (IV группа)

(План-карта №1,2,3,4)

Актуализация знания текста

Искать ответ на вопрос учителя.

Осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания текста

Понимать на слух ответы обучающихся, вопрос учителя.

Строить устный ответ.

Самоконтроль понимания текста.

Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль.

2. Организует и регулирует работу обучающихся  в группе: выразительное чтение басни; инсценирование фрагмента текста; прослушивание актерского чтения (фонохрестоматия)  (фотография)

Смысловое чтение текста, поиск заданной информации, составление ответа в форме 1) устного и письменного высказывания; 2) схемы или списка на листе бумаги.

Выделение значимой информации, отбор того, что необходимо внести в схему или список, анализ текста.

Кооперация усилий для решения поставленной учебной задачи,  

Согласовывать свои действия с действиями других членов группы, договариваться и приходить к общему мнению, контролировать ход решения учебной задачи.

Само- и взаимоконтроль, планирование деятельности группы.

Планировать работу, контролировать время, соотносить результаты своей деятельности с поставленной задачей.

3. Организует выступление «докладчиков», творческих групп, взаимооценку групп.

 

Анализ и восполнение «пробелов» в знаниях

Выделение незнакомой ранее информации, актуализация своих знаний.

Участие в обсуждении ответов «докладчиков», выступлений творческих групп

Понимать на слух ответы обучающихся.

Строить устный ответ.

Само- и взаимоконтроль.

Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль.

4 этап: Рефлексия

1. Возвращает учащихся к проблемной ситуации.

Отвечают на проблемный вопрос путём синтеза имеющихся и полученных на уроке знаний. Поднимаются на новый уровень понимания текста.

Анализ и структурирование информации, построение логических выводов.

Участвуют в обсуждении.

Слушать ответы обучающихся, принимать точку зрения другого или возражать ему в этикетной форме.

Самооценка и взаимооценка.

Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль.

2. Проводит мини-тест по басне «Волк на псарне» (приложение №1,2)

Отвечают на вопрос мини-теста.

Анализ и выбор ответа из предложенных.

Самоконтроль понимания текста.

Осуществлять самоконтроль.

5 этап: Фронтальная словарная работа

Задаёт вопросы: что такое патриотизм, авторская позиция? Как понимаете слово патриотизм в контексте сегодняшнего дня?  Даёт точное значение слова «патриотизм»

Формулируют приблизительное значение слова «патриотизм», «авторская позиция» сопоставляют его со словарной статьёй.

Построение определения слова.

Участвуют в обсуждении.

Слушать ответы обучающихся, принимать точку зрения другого или возражать ему в этикетной форме.

Самоконтроль и взаимоконтроль.

Осуществлять само- и взаимоконтроль.

6 этап: Знакомство с басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом»

Рассказывает о басне

Слушают рассказ учителя.

Восприятие информации на слух.

Общение с учителем.

Слушание.

7 этап: Домашнее задание

Объясняет домашнее задание: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом»;письменно ответить на вопросы стр. 62. Первый и второй вопросы – для тех, кому достаточно отметки «4», третий вопрос – для тех, кто хотел бы получить отметку «5».

Выбирают домашнее задание

Целеполагание и планирование своей самостоятельной деятельности.



Предварительный просмотр:

Сценарий  урока  литературы в 5в классе

Урок-путешествие

Тема «М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»

Цель урока:    

1. Рассмотреть историческую основу стихотворения.

2. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свое Отечество; воспитывать уважение к великому прошлому России, гордость за свой русский народ.

Оборудование: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», рисунки учащихся, портреты героев-военачальников, репродукции о войне 1812 года; компьютер, интерактивная доска; план-задание, костюмы для инсценировки.  

Использование ИКТ:   видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир»,видеоматериалы, подготовленные старшеклассниками, мультимедийная презентация;  компьютер, интерактивная доска.

План урока:

I.    Вступительное слово учителя (целеполагание)  (2 минуты)

II.   Погружение в историю через рисунки, репродукции, через фильм  (4 минуты)

III.  Инсценировка из произведения «Бородино» (2 минуты)

IV.  Работа в группах (7 +8= 15 минут)    

V.  Метапредметное задание(2 минуты)

VI. Итоги работы (рефлексия) (2 минуты)

VII. Чтение стихотворения старшеклассниками (видеоролик) (2 минуты)

VIII. Домашнее задание (1-2 минуты)

Ход урока:

I.  Вступительное слово учителя.

     Сегодня мы продолжаем работать по творчеству М.Ю.Лермонтова, по стихотворению «Бородино». Тема урока звучит так: «Историческая основа. Патриотический пафос  стихотворения».

Как вы понимаете тему урока?  Значения всех ли слов вам понятны?

Патриотизм  -  преданность и любовь к своему отечеству и своему народу.

Патриот -  человек, проникнутый патриотизмом.

Пафос –  воодушевленный, подъем, энтузиазм (опережающее индивидуальное задание: работа по толковым словарям).

Целеполагание.

-Какие цели каждый из вас ставит сегодня на уроке?

-  Что вы ожидаете получить для себя от этого урока?

II.  Погружение в историю.  Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок – путешествие. Мы с вами отправимся в 19 век.

Как вы себе представляете это время? (Дома, дворцы, красивые дамы, кавалеры, фонари на улицах, балы).

Совершенно верно.Какое трагическое для нашей страны событие произошло в 19 веке? (Отечественная война 1812 года).

Наши временные рамки сузим до этого периода. Теперь отправимся в путешествие, это позволят нам сделать ваши рисунки, репродукции, фрагмент  бородинского сражения из фильма «Война и мир».

Внимательно посмотрите этот фрагмент, обратите внимание  на лица героев, на одежду, на военное снаряжение. (Учащиеся должны уметь использовать различные приёмы поиска информации в сети Интернет).

Вопросы после просмотра фрагмента.

- Какие  новые ощущения вы испытали?

- Какие чувства вас переполняют?

- Возможно, кто-то желает поделиться своими мыслями?

(Обсуждение)

III. Инсценировка.  Вернуться к сюжету стихотворения «Бородино» нам поможет инсценировка фрагмента этого произведения. (Опережающее задание для работы во временных творческих группах: инсценировка фрагмента произведения.Старый солдат – КалдыбаевИлияз, молодой солдат – Алиев Али).

(Просмотр сценки, оценка учащихся)

IV. Работа в группах. (Работа выполняется под музыку «Реквием» (Моцарт)

I группа (Творческая. На учащихся галстуки зеленого цвета. Командир группы – Наточий Валерия).

Цель группы: опираясь на текст стихотворения «Бородино»,  на ключевые слова, на схему в тетрадях,  создать образ старого воина. Связать  образ с темой урока.

Речь  героя –

Внешний вид солдата –

Настроение –

Отношение к происходящему –

(Характеристика солдата: скромный, в нем есть гордость за воинское братство, готовность сложить голову на поле брани, мужество, смелость)

Вывод:  Старый солдат – патриот своей страны, тяжело переживает случившиеся события, гордится прошлым своего отечества. Через патриотизм простого русского солдата мы ощущаем патриотический пафос произведения.

Вопросы к группе.

II   группа (Теоретики. На учащихся галстуки синего цвета. Командир группы –   МуйдиноваШахноза)

Цель группы: схематично (знаково) представить образ главного героя; показать, через какие признаки определили характер героя. Связать с темой урока.

                                                                           речь                                                                                                                                                                           Молодой солдат

                                                                         поступки

                                                                  воспоминания                                                    Главный  герой                                              с сослуживцами  

                                                                     отношениек другим   участникам

Один участник группы представляет схему  на интерактивной доске.

Вывод:  Схема помогает представить взаимоотношение героя с другими участниками событий, глубже охарактеризовать персонаж, увидеть в характере старого солдата патриотические чувства.

Физминутка.

III группа (Историки. На учащихся галстуки жёлтого цвета. Командир группы – Алиев Али).

Цель группы:  опираясь на текст, доказать, что данное произведение отражает реально произошедшие события, подобрать цитаты для подтверждения своих мыслей. (Можно все представить схематично (знаково). Связать с темой урока. (Учащиеся должны  уметь создавать  и использовать сообщения;  избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации).

Ответ ученика: Географические названия («Умремте же под  Москвой», «И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой»).

Присутствие воюющих  сторон: ( «Французы двинулись как тучи», «Чужие изорвать мундиры О русские штыки»

Устаревшие слова («Пора добрать до картечи», «Но тих был наш бивак открытый», «Кто кивер чистил весь избитый»)

                                                                              Москва

                                                                                Бородино

Историческое событие                                         французское войско

                                                                                  русское войско

Вывод:   Реальные географические названия (Москва, Бородино), присутствие русских и французских солдат, устаревшие слова (Драгун, улан, кивер, картечь)  помогают нам понять, что события имели место быть и отражали баталию  1812 года.

Вопрос  КалдыбаеваИлияза  к одному из членов группы.

- Является ли старый воин историческим лицом?

(Обсуждение)

 IV  группа  (Учащиеся в красных галстуках. Командир группы –Калдыбаев Илияз).

Цель группы:  Выписать из стихотворения «Бородино» эмоционально-выразительные средства, заполнить таблицу. Ответить на вопрос:

- Какую роль эти слова играют в тексте? Связать с темой урока.

Эмоционально – выразительные средства

Примеры

Сравнения  (стр. 153)

Французы двинулись как тучи; носились знамена как тени; земля тряслась  - как наша грудь (показывают грандиозность событий, тяжесть его).

Метафора  (стр.153)

Звучал булат; картечь визжала; и залпы оружий слились в протяжный вой;  гора кровавых тел (делает текс ярче, выразительнее, создают звуковое ощущение, ужасающее количество жертв).

Глаголы движения.

Двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали (помогают передать быстроту, стремительность происходящего, динамичность, напряженность  боевых действий)

Вывод:  Все эти слова ярче, образнее помогают представить события тех лет.

Самоанализ.  Оценка работы в группах. Каждый командир  оценивает работу группы.

V.  Метапредметное задание.  

- Обращение к ученикам. Ребята, мы увидели отношение старого солдата к военным событиям. Как вы думаете, что бы  обо всем этом сказал старый солдат французской армии? (Война приносит страдания, война это плохо, войн не должно быть)

VI. Итоги урока.  Рефлексия.

- Реализованы ли цели, поставленные вами в начале урока?

- Что вам дал этот урок?

-С каким чувством уйдете с урока?

(Обсуждение)

VII. Чтение авторского стихотворения  «Бородино» ученицы гуманитарного класса Тригубенко Дарьи. (читает ученик 11б класса Кеня Евгений на фоне подготовленной им аудиозаписи). (Учащиеся должны уметь воспринимать информацию, представленную с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов)

(Обсуждение)

VIII. Домашнее задание.  Подготовить электронную  презентацию (2-4 слайда) к стихотворению «Бородино», подобрать к иллюстрациям цитаты из текста. (Учащиеся должны уметь  находить  информацию в различных источниках, в том числе сети Интернет).

IX. Самооценка деятельности на уроке. (При помощи цветных квадратиков каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке).