Методическая копилка
На этой страничке размещены разработки уроков, статьи, программы элективных курсов для учащихся 8,9, 10 классов. Надеюсь этот материал будет полезен моим коллегам в работе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конструирование технологической карты урока литературы в соответствии с требованиями ФГОС
МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным
изучением отдельных предметов»
учитель русского языка и литературы
Кашапова Тансылу Рамиловна
План-конспект урока по учебнику «Литература. 5класс: в 2-х частях». Автор: Коровина В.Я.Тема: «Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни»
(Технологическая карта изучения темы)
Тема | Аллегорическое отражение исторических событий в басне И.А.Крылова «Волк на псарне». Патриотическая позиция автора. Мораль басни. | |||
Цель темы | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: повторение изученного и применение знаний для решения поставленных задач РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развитие коммуникативных и регулятивных качеств, умений работать в группе и действовать согласованно ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитание чувства ответственности, чувства патриотизма, целеустремлённости, активности, способности самооценке и оценке деятельности группы, культуры общения и положительного отношения к обучению - познакомить учащихся с историей создания басни «Волк на псарне»; выявить жанровые признаки басни; развивать навыки выразительного чтения; навыки анализа произведения; развивать умение понимать иносказательный смысл басни и мораль. | |||
Оборудование: | Оборудование: столы, расставленные по группам, карты – задания для работы групп, интерактивная доска, готовые презентации к теме урока (домашняя работа); костюмы для инсценировки; галстуки разных цветов; учебники; тест для рефлексии, фонохрестоматия | |||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||
- навыки анализа текста; - выразительное чтение, чтение по ролям; - умение определять жанровую принадлежность текста; - умение понимать и формулировать тему, идею; - умение характеризовать героев произведения; - понимание связей литературного произведения с эпохой их написания; - выявление заложенных в них непреходящих нравственных ценностей; - владение терминологией. | Личностные: - совершенствование духовно-нравственных качеств личности; - формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам; - формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим; Регулятивные: - целеполагание и планирование путей достижения целей; - самостоятельный контроль своего времени; - принятие решений в проблемной ситуации; - развитие навыков самооценки; Познавательные: - поисковое чтение, выразительное чтение, чтение по ролям и структурирование текста; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; - устанавливать причинно-следственные связи Коммуникативные: - учитывать разные мнения; - формулировать собственное мнение и позицию; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; - работать в группе; - осуществлять взаимоконтроль и взаимооценку; - использовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств. | |||
Основные понятия | Басня, эзопов язык, мораль, аллегория, иносказание, олицетворение; патриотизм, позиция автора. | |||
Организация пространства | ||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||
История Музыка Живопись Русский язык | - групповая - фронтальная | - художественный текст - мультимедийная презентация - Интернет (для подготовки индивидуального домашнего задания) |
Этапы уроков
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1 - й этап: Постановка цели и задачи урока | ||||||
1. Мотивирует, создаёт игровую ситуацию: Инсценирование фрагментов (фотография 2. Создаёт проблемную ситуацию: знакомит обучающихся с лексическим значением слов «патриот, авторская позиция». 3. Ставит проблемный вопрос: Что патриотического мы видим в басне? | Выдвигают предположения о теме урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя. | Выделять значимую для урока информацию из бытовой ситуации. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Актуализировать личный жизненный опыт. | Взаимодействие коллектива и учителя, фронтальный опрос. | Слушать и высказывать свою точку зрения. | Целеполагание. Слушание и контроль ответов обучающихся. | Слушать, сохраняя целевую установку. Дополнять и уточнять мнения собеседников по существу полученного задания. |
2-й этап: Реализация домашнего задания | ||||||
1. Организует деятельность слушающих и выступающих, ставит учебную задачу: 1) прослушать сообщения, (фотография) 2) задать вопросы выступающим, 3)оценить их по ранее разработанному алгоритму. 2. Выставляет отметки выступившим. | Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о: 1) войне 1812 года, о Кутузове и Наполеоне; об истории создании басни «Волк на псарне» (фотография) 2) об истории создании басни «Волк на псарне» (фотография) Остальные учащиеся задают вопросы по теме докладов. | Выделяют значимую информацию. Учатся строить монологическое высказывание. Анализируют соответствие ответов обучающихся поставленному вопросу. Учатся ставить вопросы по прослушанному материалу. | Слушают монологическое высказывание. | Понимать на слух текст высказывания. Формулировать свои вопросы к докладчику. | Взаимооценка по разработанному алгоритму (правильность ответа, последовательность, правильность речи, ответы на заданные вопросы). | Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять взаимоконтроль. |
3 этап: Работа в группах | ||||||
1. Мотивирует учащихся на групповую работу (поиск информации в тексте) с помощью вопроса: 1) по каким признакам можно определить, что пред вами басня? (I группа); 2) как на основе текста составить представление о героях (Кутузове, Наполеоне)? (II группа); 3) какой дополнительный смысл появляется у слов в басне (слова предлагаются)? (III группа); 4) объясните, опираясь на текст, какова позиция автора (IV группа) (План-карта №1,2,3,4) | Актуализация знания текста | Искать ответ на вопрос учителя. Осознанно и произвольно строить высказывание в устной форме. | Участвуют в обсуждении содержания текста | Понимать на слух ответы обучающихся, вопрос учителя. Строить устный ответ. | Самоконтроль понимания текста. | Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль. |
2. Организует и регулирует работу обучающихся в группе: выразительное чтение басни; инсценирование фрагмента текста; прослушивание актерского чтения (фонохрестоматия) (фотография) | Смысловое чтение текста, поиск заданной информации, составление ответа в форме 1) устного и письменного высказывания; 2) схемы или списка на листе бумаги. | Выделение значимой информации, отбор того, что необходимо внести в схему или список, анализ текста. | Кооперация усилий для решения поставленной учебной задачи, | Согласовывать свои действия с действиями других членов группы, договариваться и приходить к общему мнению, контролировать ход решения учебной задачи. | Само- и взаимоконтроль, планирование деятельности группы. | Планировать работу, контролировать время, соотносить результаты своей деятельности с поставленной задачей. |
3. Организует выступление «докладчиков», творческих групп, взаимооценку групп.
| Анализ и восполнение «пробелов» в знаниях | Выделение незнакомой ранее информации, актуализация своих знаний. | Участие в обсуждении ответов «докладчиков», выступлений творческих групп | Понимать на слух ответы обучающихся. Строить устный ответ. | Само- и взаимоконтроль. | Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль. |
4 этап: Рефлексия | ||||||
1. Возвращает учащихся к проблемной ситуации. | Отвечают на проблемный вопрос путём синтеза имеющихся и полученных на уроке знаний. Поднимаются на новый уровень понимания текста. | Анализ и структурирование информации, построение логических выводов. | Участвуют в обсуждении. | Слушать ответы обучающихся, принимать точку зрения другого или возражать ему в этикетной форме. | Самооценка и взаимооценка. | Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль. |
2. Проводит мини-тест по басне «Волк на псарне» (приложение №1,2) | Отвечают на вопрос мини-теста. | Анализ и выбор ответа из предложенных. | Самоконтроль понимания текста. | Осуществлять самоконтроль. | ||
5 этап: Фронтальная словарная работа | ||||||
Задаёт вопросы: что такое патриотизм, авторская позиция? Как понимаете слово патриотизм в контексте сегодняшнего дня? Даёт точное значение слова «патриотизм» | Формулируют приблизительное значение слова «патриотизм», «авторская позиция» сопоставляют его со словарной статьёй. | Построение определения слова. | Участвуют в обсуждении. | Слушать ответы обучающихся, принимать точку зрения другого или возражать ему в этикетной форме. | Самоконтроль и взаимоконтроль. | Осуществлять само- и взаимоконтроль. |
6 этап: Знакомство с басне И.А.Крылова «Свинья под Дубом» | ||||||
Рассказывает о басне | Слушают рассказ учителя. | Восприятие информации на слух. | Общение с учителем. | Слушание. | ||
7 этап: Домашнее задание | ||||||
Объясняет домашнее задание: выразительное чтение басни «Свинья под Дубом»;письменно ответить на вопросы стр. 62. Первый и второй вопросы – для тех, кому достаточно отметки «4», третий вопрос – для тех, кто хотел бы получить отметку «5». | Выбирают домашнее задание | Целеполагание и планирование своей самостоятельной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока литературы в 5в классе
Урок-путешествие
Тема «М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения»
Цель урока:
1. Рассмотреть историческую основу стихотворения.
2. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свое Отечество; воспитывать уважение к великому прошлому России, гордость за свой русский народ.
Оборудование: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир», рисунки учащихся, портреты героев-военачальников, репродукции о войне 1812 года; компьютер, интерактивная доска; план-задание, костюмы для инсценировки.
Использование ИКТ: видеозапись (фрагмент) фильма «Война и мир»,видеоматериалы, подготовленные старшеклассниками, мультимедийная презентация; компьютер, интерактивная доска.
План урока:
I. Вступительное слово учителя (целеполагание) (2 минуты)
II. Погружение в историю через рисунки, репродукции, через фильм (4 минуты)
III. Инсценировка из произведения «Бородино» (2 минуты)
IV. Работа в группах (7 +8= 15 минут)
V. Метапредметное задание(2 минуты)
VI. Итоги работы (рефлексия) (2 минуты)
VII. Чтение стихотворения старшеклассниками (видеоролик) (2 минуты)
VIII. Домашнее задание (1-2 минуты)
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем работать по творчеству М.Ю.Лермонтова, по стихотворению «Бородино». Тема урока звучит так: «Историческая основа. Патриотический пафос стихотворения».
Как вы понимаете тему урока? Значения всех ли слов вам понятны?
Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству и своему народу.
Патриот - человек, проникнутый патриотизмом.
Пафос – воодушевленный, подъем, энтузиазм (опережающее индивидуальное задание: работа по толковым словарям).
Целеполагание.
-Какие цели каждый из вас ставит сегодня на уроке?
- Что вы ожидаете получить для себя от этого урока?
II. Погружение в историю. Ребята, сегодня у нас не просто урок, а урок – путешествие. Мы с вами отправимся в 19 век.
Как вы себе представляете это время? (Дома, дворцы, красивые дамы, кавалеры, фонари на улицах, балы).
Совершенно верно.Какое трагическое для нашей страны событие произошло в 19 веке? (Отечественная война 1812 года).
Наши временные рамки сузим до этого периода. Теперь отправимся в путешествие, это позволят нам сделать ваши рисунки, репродукции, фрагмент бородинского сражения из фильма «Война и мир».
Внимательно посмотрите этот фрагмент, обратите внимание на лица героев, на одежду, на военное снаряжение. (Учащиеся должны уметь использовать различные приёмы поиска информации в сети Интернет).
Вопросы после просмотра фрагмента.
- Какие новые ощущения вы испытали?
- Какие чувства вас переполняют?
- Возможно, кто-то желает поделиться своими мыслями?
(Обсуждение)
III. Инсценировка. Вернуться к сюжету стихотворения «Бородино» нам поможет инсценировка фрагмента этого произведения. (Опережающее задание для работы во временных творческих группах: инсценировка фрагмента произведения.Старый солдат – КалдыбаевИлияз, молодой солдат – Алиев Али).
(Просмотр сценки, оценка учащихся)
IV. Работа в группах. (Работа выполняется под музыку «Реквием» (Моцарт)
I группа (Творческая. На учащихся галстуки зеленого цвета. Командир группы – Наточий Валерия).
Цель группы: опираясь на текст стихотворения «Бородино», на ключевые слова, на схему в тетрадях, создать образ старого воина. Связать образ с темой урока.
Речь героя –
Внешний вид солдата –
Настроение –
Отношение к происходящему –
(Характеристика солдата: скромный, в нем есть гордость за воинское братство, готовность сложить голову на поле брани, мужество, смелость)
Вывод: Старый солдат – патриот своей страны, тяжело переживает случившиеся события, гордится прошлым своего отечества. Через патриотизм простого русского солдата мы ощущаем патриотический пафос произведения.
Вопросы к группе.
II группа (Теоретики. На учащихся галстуки синего цвета. Командир группы – МуйдиноваШахноза)
Цель группы: схематично (знаково) представить образ главного героя; показать, через какие признаки определили характер героя. Связать с темой урока.
речь Молодой солдат
поступки
воспоминания Главный герой с сослуживцами
отношениек другим участникам
Один участник группы представляет схему на интерактивной доске.
Вывод: Схема помогает представить взаимоотношение героя с другими участниками событий, глубже охарактеризовать персонаж, увидеть в характере старого солдата патриотические чувства.
Физминутка.
III группа (Историки. На учащихся галстуки жёлтого цвета. Командир группы – Алиев Али).
Цель группы: опираясь на текст, доказать, что данное произведение отражает реально произошедшие события, подобрать цитаты для подтверждения своих мыслей. (Можно все представить схематично (знаково). Связать с темой урока. (Учащиеся должны уметь создавать и использовать сообщения; избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации).
Ответ ученика: Географические названия («Умремте же под Москвой», «И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой»).
Присутствие воюющих сторон: ( «Французы двинулись как тучи», «Чужие изорвать мундиры О русские штыки»
Устаревшие слова («Пора добрать до картечи», «Но тих был наш бивак открытый», «Кто кивер чистил весь избитый»)
Москва
Бородино
Историческое событие французское войско
русское войско
Вывод: Реальные географические названия (Москва, Бородино), присутствие русских и французских солдат, устаревшие слова (Драгун, улан, кивер, картечь) помогают нам понять, что события имели место быть и отражали баталию 1812 года.
Вопрос КалдыбаеваИлияза к одному из членов группы.
- Является ли старый воин историческим лицом?
(Обсуждение)
IV группа (Учащиеся в красных галстуках. Командир группы –Калдыбаев Илияз).
Цель группы: Выписать из стихотворения «Бородино» эмоционально-выразительные средства, заполнить таблицу. Ответить на вопрос:
- Какую роль эти слова играют в тексте? Связать с темой урока.
Эмоционально – выразительные средства | Примеры |
Сравнения (стр. 153) | Французы двинулись как тучи; носились знамена как тени; земля тряслась - как наша грудь (показывают грандиозность событий, тяжесть его). |
Метафора (стр.153) | Звучал булат; картечь визжала; и залпы оружий слились в протяжный вой; гора кровавых тел (делает текс ярче, выразительнее, создают звуковое ощущение, ужасающее количество жертв). |
Глаголы движения. | Двинулись, промелькнули, носились, смешались, пролетали (помогают передать быстроту, стремительность происходящего, динамичность, напряженность боевых действий) |
Вывод: Все эти слова ярче, образнее помогают представить события тех лет.
Самоанализ. Оценка работы в группах. Каждый командир оценивает работу группы.
V. Метапредметное задание.
- Обращение к ученикам. Ребята, мы увидели отношение старого солдата к военным событиям. Как вы думаете, что бы обо всем этом сказал старый солдат французской армии? (Война приносит страдания, война это плохо, войн не должно быть)
VI. Итоги урока. Рефлексия.
- Реализованы ли цели, поставленные вами в начале урока?
- Что вам дал этот урок?
-С каким чувством уйдете с урока?
(Обсуждение)
VII. Чтение авторского стихотворения «Бородино» ученицы гуманитарного класса Тригубенко Дарьи. (читает ученик 11б класса Кеня Евгений на фоне подготовленной им аудиозаписи). (Учащиеся должны уметь воспринимать информацию, представленную с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов)
(Обсуждение)
VIII. Домашнее задание. Подготовить электронную презентацию (2-4 слайда) к стихотворению «Бородино», подобрать к иллюстрациям цитаты из текста. (Учащиеся должны уметь находить информацию в различных источниках, в том числе сети Интернет).
IX. Самооценка деятельности на уроке. (При помощи цветных квадратиков каждый ученик оценивает свою деятельность на уроке).