Консультация для родителей
Данная консультация представляет собой информацию для родителей детей старшего дошкольного возраста по развитию лексико-грамматических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Речь старшего дошкольника
В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает достаточный словарный запас, все реже допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. На вопросы отвечают развернутыми фразами, могут самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомый текст.
Почти полностью формируется произносительная сторона речи. Большинство детей четко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков (Ш-С, Ж-З), появляются звуки Р и Л. Ребенок по мере необходимости говорит громко, тихо, шепотом; быстро или медленно, умеет использовать интонационные средства выразительности.
Отличие от речи взрослых: не всегда быстро могут подобрать нужное слово, иногда смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), употребляют их не по назначению. Встречаются и грамматические ошибки: чаще всего неправильно употребляют окончания имен существительных во множественном числе родительном падеже (много письмов, карандашов).
А как дела у вашего ребенка?
Поиграем вместе!
Все недостатки речи необходимо устранить до школы. Специальные упражнения помогут в этом. Работа по совершенствованию детской речи идет в следующих направлениях:
• Развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений.
• Формирование грамматически правильной речи.
• Совершенствование звукопроизношения.
1. Ребенок должен уметь подбирать синонимы. Вы называете словосочетание «грустный мальчик» и спрашиваете: «А как назвать по-другому?» (Печальный, невеселый). Боится – опасается, трусит, пугается, дрожит.
2. Подбор антонимов – слов с противоположным значением.
Например: один мальчик слабый, а другой… сильный;
Нож бывает острый, а бывает… тупой и т.д.
3. Дать качественную характеристику предмета.
Предложите ребенку рассказать, какой может быть стол: круглый, квадратный. Письменный, обеденный, деревянный и т.д.
Река – широкая, узкая, чистая, глубокая, извилистая.
4. Употребление обобщающих понятий к словам, обозначающим однородные предметы и явления.
• Игра «Назови одним словом»
Яблоко, груша, апельсин - … фрукты.
Шкаф, кровать, стол - … мебель.
Вспомните посуду, овощи, одежду, обувь, животных (диких и домашних), насекомых, транспорт.
• Игра «Продолжи ряд»
Картофель, свекла, морковь,….
• Игра «Четвертый лишний»
Мухи, комары, пчелы, белки. (Что лишнее и почему?)
Тарелка, чашка, кресло, кастрюля.
5. Упражняем в образовании относительных прилагательных.
Как называется шапка, сделанная из меха?... Меховая.
Сапоги из резины, перчатки из кожи, носки из шерсти,…
6. Учим образовывать притяжательные прилагательные.
Хвост лисы. А как сказать по-другому чей хвост? - …Лисий.
Лапы медведя, уши зайца, голова вороны, шерсть волка,…
7. Образовать одно слово из двух.
У куклы голубые глаза. Как можно назвать куклу?... Голубоглазая.
Светлые волосы – светловолосая, круглое лицо – круглолицая, …
8. Образование существительных в форме множественного числа родительного падежа.
• Игра «Скажи про много предметов»
У меня 1 груша….А у меня много груш.
1 карандаш – много карандашей, 1 ветка – много веток,….
9. Обогащать речь глаголами.
• Игра «О чем еще так говорим?»
Идет…человек, время, дождь, снег,…
Поболтать…ногами, поговорить,…
10. Назвать человека по его занятию.
Собирает грибы….грибник.
Строит – строитель, учит – учитель, водит автобус – водитель,…
Богатый словарный запас поможет ребенку быстро подбирать проверочные слова при применении грамматических правил во время школьного обучения!!!