Уроки на время карантина
В этом разделе будут представлены материалы для 5-11 классов на время карантина с 6 апреля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karantin.docx | 13.34 КБ |
Существительные общего рода 5 класс 6 апреля | 328.69 КБ |
Деепричастие 10 класс 6 апреля | 144.5 КБ |
Задание 5 класс на 6 апреля | 15.37 КБ |
6 апреля задание для 11 класса | 44.82 КБ |
7 класс задание на 6 апреля | 246.5 КБ |
11 класс 7 апреля вариант 22 | 43.41 КБ |
5 класс д/з на 7 апреля | 52.83 КБ |
7 класс на 7 апреля д/з | 52.9 КБ |
7 апреля 10 класс д/з | 15.68 КБ |
11 класс ЦАРЬ-РЫБА. ВОПРОСЫ | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Карантин
Учитель: Тинчурина Д.И.
Во время карантина на моём сайте можно будет найти уроки, материалы и видео к ним тем, у кого нет скайпа. Если не сможете работать на сайтах Учи.ру и РЭШ, скачивайте материалы и тесты здесь https://nsportal.ru/diniya-iskhakovna.
Желательно завести новую тетрадь по предметам с 6 апреля. Делать записи классной и домашней работы. Тесты будут проверяться. Их переписывать не нужно. Они есть на сайтах.
Номер телефона: 8-965-635-83-45
Скайп: skype-skype-1999@bk.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тест «Что мы знаем об именах существительных». 1.Нужно заключить в кавычки собственное наименование: а) село Бородино; б) битва Бородинская; в) стихотворение Бородино 2) Является одушевленным существительное: а) мороз; б) кукла; в) дерево 3) К женскому роду относится существительное: а) мозоль б) рояль в) тюль 4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании: а) вкусный яблоко б) хороший шампунь в) золотая семечко 5) Пишется мягкий знак после шипящих на конце существительного: а ) грач..? б) много луж…? в) рож..?
Проверка теста по эталону 1 . в) стихотворение «Бородино» 2. б) кукла; 3. а) мозоль б ) хороший шампунь в) рожь Поставьте себе оценку: Правильных ответов: 5 - «5», 4 – «4»; 3 - «3»
Определяем проблему урока О ком идёт речь – о мальчике или о девочке? «Ну и копуша же ты!» – не выдержал отец. Сделайте это понятным. «Ну и копуша же ты, Маша !» – не выдержал отец. «Ну и копуша же ты, Миша !» – не выдержал отец. Проверьте себя
Слова, которые можно отнести к лицам разного пола Сформулируйте тему урока . Какое противоречие вы заметили? К какому роду вы бы его отнесли? жен.? / муж.? копуша Какое слово можно употребить применительно и к лицу женского пола, и к лицу мужского пола?
Имена существительные общего рода. 1. Какие существительные называют лиц как женского , так и мужского пола? Что они выражают? 2 . Правильно употреблять их в речи. Зачем нужно уметь определять род имён существительных?
Подумаем над окончанием 1) прилагательных и 2) глаголов прошедшего времени единственного числа : м.р . м.р . Миша – больш забияка . ж.р . ж.р . Марина – удивительн забияка . м.р . м.р . Левша Коля рисовал _ красиво. ж.р . ж.р . Левша Маша рисовал _ красиво. ОЙ АЯ А
Зачем нужно уметь правильно определять род существительных? 1. Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении а ) с прилагательными, местоимениями, числительными, б ) с глаголами в прошедшем времени в единственном числе.
Определите слово общего рода по лексическому значению и запишите его: 1. Человек, которому не сидится на месте. 2. Недоучившийся, мало знающий человек. 3. Неуклюжий, неловкий человек. 4. Неаккуратный человек. Что объединяет все записанные вами слова? непоседа недоучка недотёпа неряха Это существительные общего рода с окончанием - а . Они характеризуют человека (часто отрицательно), пишутся с не слитно.
Невежи и невежды Вспомните, что они обозначают ? Составьте предложения, чтобы в одном они означали лиц мужского пола, а в другом – женского. Невежа – грубый, невоспитанный человек Невежда – малообразованный человек Что общего у этих слов? Это существительные общего рода. Раньше эти слова имели одно значение. Они были однокоренными со словом ведать (знать). В современном русском языке значения этих слов разошлись. Проверьте себя
Пример: Маленьк ая невежа Катя не слушал а сь маму . ( ж.р .) Больш ой невежа Коля разбил _ стекло. ( м.р .)
Проверьте себя Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница. Саморефлексия Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: муж.р . жен.р . общий род мужской род женский род общий род носок мозоль забияка вестибюль фамилия растяпа тюль мышь непоседа рояль стража умница врач умник
- Какая она, эта страничка? Сложная или нет?______ - Понятна ли? __________________________ - Чему научила эта страничка? ______________ - Что осталось непонятным? __________________ - Захотелось ли читать эту книгу дальше? - Для чего нужно определять род существительных ?
Домашнее задание ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК! МОЛОДЦЫ!
Разгадайте загадку и найдите в ней спрятанное существительное общего рода. Сердитый недотрога Живет в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки – ни одной. ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деепричастие как глагольная форма неизменяемая форма глагола обозначает добавочное действие Признаки Глагола: 1. Имеет вид, возвратность. 2. Что делая? Что сделав? 3. Управляет зависимыми словами. Наречия: 1. Не изменяется. 2. В предложении является обстоятельством. 3. Управляет зависимыми словами.
Суффиксы деепричастий Совершенный вид: -вши -в -ши -а (-я) Несовершенный вид: -а (-я)
Вид деепричастий Совершенный: 1. Законченное добавочное действие. 2. Что сделав? 3. Суффиксы: -вши, -в, -ши, -а (-я). Несовершенный: 1. Незаконченное добавочное действие. 2. Что делая? 3. Суффиксы: -а (-я).
Правописание деепричастий Не с деепричастиями Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Н е зная (дееприч. ) Некоторые деепричастия без не не употребляются, поэтому пишутся слитно . Негодуя (без не не употр.) Правописание суффиксов деепричастий совершенного вида В деепричастиях совершенного вида перед суффиксами –В, –ВШИ пишется та же буква, что и перед ТЬ в инфинитиве. Куп и в (куп и ть)
Проверь себя! 1.Сов.в.: брос и в – брос и ть, услыш а в – услыш а ть, закричав; нес.в.: ломая, не р азбирая (деепр.)
Деепричастный оборот Деепричастие зависимые слова Орфей ушёл от людей и целые дни проводил один, скитаясь в лесу и изливая в песнях свою тоску .
Проверь себя! Ключи к тесту. 1 - в 2 - г 3 - в 4 - г
Проверь себя! Ключи к цифровому диктанту. 1-2 2-2 3-1 4-2 5-1 6-3
Творческое задание. Эссе. Образец написания. Как вы напишите НЕ в словосочетаниях: не коснувшись, не опечалены? В данных выражениях я напишу НЕ со всеми словами раздельно. Во-первых, эти слова употребляются без НЕ: коснувшись, опечалены. Во-вторых, деепричастия и краткие причастия пишутся раздельно, если употребляются без НЕ.
Домашнее задание Тест см. на сайте
Предварительный просмотр:
Существительные общего рода
- Укажите имена существительные общего рода. Запишите их.
«Ах ты, обжора! Ах, злодей!- тут Ваську повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе…»
Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлевах и рвутся вон на драку. Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит. «А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть…» - Найди пару
Рассеянный, невнимательный человек
Человек , который склонен часто плакать
Медлительный, нерасторопный человек
Человек, который говорит медленно, вяло и невнятно
Человек, который ябедничает(занимается клеветой)
Отчаянный человек, удалец, большой озорник
Тихий, незаметный человек
Тихоня Мямля Разиня, раззява Плакса, рева Сластена
Задира
Предварительный просмотр:
ЕГЭ по русскому языку. 2020 год. Вариант №17
Часть 1
Ответами к заданиям 1–26 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)В Мировом океане заключены огромные, поистине неисчерпаемые ресурсы механической и тепловой энергии, к тому же постоянно возобновляющейся. (2)<...>, как правило, концентрация такой энергии в водных массах очень невелика, что затрудняет ее эффективное производственное использование. (3)Тем не менее в качестве потенциального резерва энергетические ресурсы Мирового океана имеют большое значение.(4)Из энергетических ресурсов океана более всего используется энергия приливов и отливов. (5)В перспективе предполагается использование энергии океанических течений, морского прибоя, разности температур поверхностных и глубинных вод.
1В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1) Мировой океан – сокровищница энергетических ресурсов, пока недоступных человеку, поскольку не разработаны современные технологии их добычи.
2) Ресурсы Мирового океана в целом делятся на биологические, минеральные, энергетические.
3) Механическая и тепловая энергия Мирового океана образует водные возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы человеком, но современные технологии позволили освоить пока только энергию приливов.
4) Растворённые в океанской и морской воде органические и неорганические элементы образуют возобновляемые энергетические ресурсы, которые могут быть использованы человеком и способны обеспечить потребности человечества на многие сотни лет.
5) Кроме энергии приливов и отливов, в перспективе в производственной деятельности людей будет использоваться энергия водных течений, морского прибоя, разности температур.
2Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) предложении? Выпишите это слово.
3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РЕСУРСЫ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. РЕСУРС, -а; м.
1) Обычно мн.: ресурсы, -ов. Запасы, средства, которые используются при необходимости. Природные, производственные ресурсы. Доступные, дешёвые ресурсы. Денежные ресурсы.
2) Техн. предполагаемая продолжительность эксплуатации машины, механизма или отдельной детали. Р. двигателя. Повышение ресурса станка. Продлить р. установки.
4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
созданА
кремЕнь
молЯщий
щемИт
обеспечЕние
5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На южном склоне горы раздался ОТРЫВИСТЫЙ, лающий крик.
Только очень подвижным и грустно-весёлым лицом он напоминал пожилого КОМИЧЕСКОГО актёра.
В лесу уже нельзя было РАЗЛИЧИТЬ ямы от камня.
Василий Львович моргал и посапывал, как всегда бывало с ним в ЗАТРУДНИТЕЛЬНЫХ обстоятельствах.
Деревья качались и подымали всю КОРНЕВУЮ систему.
6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
В колхозе воздвигли новый коровник.
7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять КАСТРЮЛЬ
шире ПЛЕЧ
свыше СТА пятидесяти метров
НАКОРМИВ супом
в ТЫСЯЧУ девятисотом году
8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- ошибка в построении предложения с однородными членами
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Вдали забелели оснащённые баржи парусами.
- А. Н. Островский создаёт в пьесах не только типичные, а также глубоко индивидуальные образы.
- Многие из тех, кто посетили выставку картин Поленова в Третьяковской галерее, были приезжими.
- Интерьер в картине И. Репина «Не ждали» пронизан зыбким светом солнца, которое едва проглядывает сквозь грозовые облака.
- Немало критических статей и литературоведческих исследований посвящено комедии «Горю от ума».
- Благодаря необычной архитектуре Покровский собор относят к выдающимся памятникам русского зодчества.
- Обладая более высокой надёжностью, транзисторные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.
- По приезду в Москву в 1835 году Тургенев поселился на Остоженке.
- Кто бы ни изучал историю русского флота, все восхищались блестящим военным искусством адмирала Фёдора Ушакова.
А
Б
В
Г
Д
9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) г..ниальность, посв..тить (фонарём), расс..кать (волны)
2) ижд..венец, разр..дить (обстановку), оп..раться
3) в..негрет, дел..катес, нач..нающий
4) нап..дающий, пом..щение, забл..ставший
5) поч..нить, ут..пический, прибл..жение
10Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пред..дущий, об..ск, сверх..нициативный
2) по..ведомственный, на..пилить, пре..пенсионный
3) пр..смотреться, пр..небрегать, пр..амурский
4) и..расходовать, ра..бередить, бе..вкусный
5) кар..ерист, в..ются, видеос..ёмка
11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) врач..вать, сырь..вой
2) выкорч..вывать, чесуч..вый (пиджак)
3) удва..ваться, незатейл..вый
4) карандаш..к, повизг..вая
5) выздоров..ть, находч..вость
12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) полыха..щая (заря), таможенники провер..т
2) вытерп..шь, обнаруж..нный
3) отним..шь, леле..мый
4) раскле..в, уравновеш..нный
5) полощ..щий (бельё), рокоч..т (самолёты)
13Определите предложение, в котором НЕ/НИ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В довершение всего оказалось, что баки (НЕ)ПРИСПОСОБЛЕНЫ для полётов вверх колёсами.
Я знаю водительские способности Юрия, а яхта его (НЕ)ПОДВЕДЁТ.
В отдалении курсируют моторные катера, шлюпки, байдарки, (НЕ)УЧАСТВУЮЩИЕ в гонке яхты.
Море, по которому бежали хлопотливые (НЕ)КРУПНЫЕ волны, было пепельного, серого тона.
На улыбчивом лице была уже (НЕ)УСМЕШКА, а застывший оскал.
14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ВСЕМУ было видно, что энергичный моряк решился так или иначе, морем или сухопутьем, выполнить поручение во ЧТО(БЫ) то ни стало.
Круглая печурка превратилась в раскалённую тумбу, ТОЛЬКО(ЧТО) вынутую из горна: нажми металлическим стержнем - проткнёшь (НА)СКВОЗЬ.
В одном месте (ОТ)КУДА-ТО ИЗ(ПОД) земли появляется лейтенант с артиллерийскими эмблемами на петлицах.
(ЗА)ТЕМ полмесяца он [Шатров] пролежал в госпитале и вот (С)НОВА на фронте.
С тяжёлым, надсадным кряканьем рвутся снаряды, окантовывая (ЖЁЛТО)КРАСНЫМ поясом выступ (ПОЛУ)ОСТРОВА.
15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Посреди двора, огороже(1)ого от улицы плетё(2)ым ивовым забором, завис на четырёх деревя(3)ых столбиках и печной трубе, увенча(4)ой старым, без дна, ведром, покатый навес летней кухни.
16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На тренировках и соревнованиях он не нервничал и не кричал.
2) Неприятельские корабли окутались дымом и глухой гром непрерывно катился по морю.
3) Распоряжения компании не только срывали широкие планы Невельского но угрожали голодной смертью всем участникам экспедиции.
4) Он [Леонид] мог быстро плыть баттерфляем и двести и четыреста и даже пятьсот метров.
5) В комнату доносились гулкие гудки автомобилей басовитые сирены троллейбусов и автобусов шум толпы и далёкая музыка.
17Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Внизу стояли модели самолетов, моторных лодок. Ледокол (1) выкрашенный (2) в голубую краску (3) разрезая (4) острым носом волны (5) искусно сделанные (6) из материи (7) как бы плыл навстречу школьникам.
18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сыпь (1) тальянка (2) звонко, сыпь (3) тальянка (4) смело!
Вспомнить, что ли, юность, ту, что пролетела?
Не шуми (5) осина (6) не пыли (7) дорога.
Пусть несётся песня к милой до порога.
(С. А. Есенин)
19Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Полк майора Волошина (1) в составе (2) которого находился батальон (3) был сформирован только в конце лета.
20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Собака резко подняла голову (1) и (2) когда (3) послышался грозный рык (4) беглец понял (5) что ему не уйти.
21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений В ПОРЯДКЕ ВОЗРАСТАНИЯ.
(1)Удивительная природа Приморского края сочетает в себе северные и южные элементы: здесь можно встретить северянку-пихту, ель, сосну, могучие кедры, а по соседству с ними произрастают, например, субтропические деревья амурского бархата, который называют также пробковым деревом. (2) Настоящие субтропические лианы: амурский виноград, актинидия, лимонник - нередки в густой Приморской тайге. (3)Ю. Аракчеев писал: «Самое интересное в природе Приморья – это реликты». (4)Жители северной тайги: соболь, рысь, рябчик, глухарь — соседствуют с леопардом, уткой-мандаринкой, изумрудно-синим широкоротом. (5)Встречается очень редкое горное парнокопытное животное — горал. (6)Хозяин тайги - уссурийский тигр. (7) Это наиболее знаменитое из дальневосточных животных.
Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
(1)Двухгодовалый малый пудель коричневого окраса Томми проснулся утром на своей подстилке и вскочил, вздыбив на загривке шерсть.
(2)Окультуренный, изнеженный человеком донельзя, почти утративший инстинкты дикой собаки, он вдруг почувствовал смерть. (3)Она присутствовала рядом, здесь - в этой комнате.
(4)Томми вытянул морду, обрамленную коричневыми кудряшками и, дрожа всем телом, подался вперёд. (5)Посредине кровати лежала его хозяйка. (6)Её большое рыхлое тело, как-то странно согнутое, медленно выпрямлялось, трепеща. (7)Из-за стиснутых зубов доносился хрип.
(8)Никогда хозяйка не вела себя так. (9)Томми сильно перепугался и рванулся к двери, куда они с хозяйкой утром и вечером выходили гулять и откуда возвращались усталые и счастливые. (10)Но дверь оказалась заперта.
(11)Томми забежал на кухню, запрятался под стол и замер, положив морду на лапы. (12)Так он пролежал некоторое время, но никто за ним не гнался, да и хрипы прекратились.
(13)Томми, с поджатым хвостом, осторожно прокрался в комнату, косясь на кровать. (14)Тело хозяйки застыло в неподвижности. (15)Томми, неслышно ступая по паласу и опустив вздыбленную шерсть, подошёл, тоненько гавкнул:
(16)- Гав! - лай был испуганным.
(17)Хозяйка чуть приоткрыла глаза, слезящиеся от боли, и шепнула:
(18)- Томми!
(19)Этого было достаточно для счастья. (20)Томми одним прыжком вскочил на кровать и облизал торопливым, дрожащим от радости языком лицо хозяйки. (21)Они опять вместе! (22)Он и она! (23)Как это здорово!
(24)Но хозяйкино тело вновь напряглось и вновь на Томми повеяло смертью. (25)И он, взвыв от отчаяния и страха, бросился к двери, царапая ее когтями.
(26)Нет, у него не было гибкого человеческого ума и ясного понимания происходящего, что часто приписывают своим питомцам люди. (27)Остатки инстинкта от далекого древнего предка подсказывали, что его единственный любимый человек на всем белом свете - хозяйка - находится между жизнью и смертью и ей необходимо помочь.
(28)Один раз так уже случалось, но тогда в комнате находились ещё и люди в белых халатах, остро и дурно пахнущие. (29)Сейчас, кроме Томми, никого не было. (30)Хотя, несмотря на раннее утро, со двора доносились человеческие звуки. (31)И поэтому Томми рвал когтями дерматин двери, чтобы открыть ее, выскочить во двор, звонким лаем привлечь внимание, позвать на помощь. (32)Дверь не поддавалась. (33)Тогда Томми подбежал к окну, вскочил на подоконник, сминая штору.
(34)Томми ударился грудью о стекло, оно выдержало, стояло хотя и прозрачно, но несокрушимо. (35)Томми взвыл от отчаяния.
(36)Томми соскочил с подоконника и подбежал к кровати. (37)Хозяйка не шевелилась, но дышала. (38)Сердце её работало трудно, с перебоями. (39)И в унисон ему маленькое собачье сердце то замирало от ужаса, то начинало биться в бешеном ритме.
(40)- Гав?! - Томми просил у хозяйки подсказки, помощи в создавшейся ситуации, хотя в помощи как раз нуждалась она сама. (41)- Гав?!
(42)Он снова заскочил на кровать, снова торопливо и жарко облизал любимое лицо. (43)Молчание и неподвижность хозяйки пугали. (44)Смерть ещё не забрала хозяйку, но была рядом.
(45)Опять не поддающаяся когтям дверь, на которой дерматин уже повис клочьями. (46)Опять подоконник...
(47)Во дворе людей прибавилось, они спешили на работу. (48)Наверное, поэтому вой Томми никого не остановил, никто не поднял голову, чтобы взглянуть на окно шестого этажа, где бился о стекло и выл малый пудель коричневого окраса. (49)Люди безучастно шли мимо. (50)Мало ли кто воет, мало ли что взбредёт в собачью башку.
(51)Хозяйка застонала, и Томми сорвался с подоконника, зацепившись лапой за тюль занавески. (52)С грохотом упал карниз. (53)Томми испугался и забился под стол, ожидая хозяйского окрика. (54)Нет, она ни разу не ударила его за два года. (55)Журила - да. (56) Покрикивала иной раз... (57) Пусть ругает его хозяйка. (58)Только бы встала с кровати и перестала стонать.
(59)Сколько просидел Томми под столом, неизвестно, если бы не телефон. (60)Телефонный звонок тренькнул и зазвенел требовательно, громко. (61)Этот звук пронзил маленькое тело Томми. (62)Он выскочил из-под стола и подбежал к тумбочке, на которой стоял телефонный аппарат.
(63)Именно через его трубку хозяйка поддерживала связь со своими знакомыми и друзьями. (64) Не раз и не два подносила она трубку к уху Томми, и он, косясь глазом от непонимания, слышал знакомые голоса тех людей, что бывали у них в гостях, громко разговаривали и смеялись здесь, вот в этой комнате.
(65) «Дзинь! Дзинь! Дзинь!» - надрывался телефон.
(66)И Томми не выдержал, рыча, подбежал к тумбочке и рванул скрученный спиралью чёрный провод вниз. (67)Трубка соскочила с аппарата и повисла, чуть касаясь пола. (68)И из трубки вдруг донесся знакомый голос подруги хозяйки:
- (69)Надя! Надя! Это я... Алло! Алло!
(70)Томми так обрадовался, что залаял звонко, но тут же заскулил жалобно.
(71)- Томми! Томми! Малышка, это я... (72)Ты мой славный, хороший... - донеслось из трубки.
(73)Томми втянул сильно воздух носом, уселся на пол, задрал морду к потолку и завыл. (74)Завыл горько, отчаянно...
(75)Глухо стукнул ключ в дверном замке, повернулся со скрежетом, и Томми кинулся навстречу входящему с громким лаем. (76)Да, это была подруга хозяйки. (77)Она открыла дверь своим ключом, мгновенно оценила обстановку и бросилась к телефону. (78)А Томми вдруг потерял быстроту движений, стал вялым. (79)Сердце его не привыкло к таким перегрузкам. (80)Медленно он взобрался на кровать, обнюхал хозяйку ещё живую, тяжело вздохнул и улегся рядом, широко разевая пасть в нервной зевоте. (81)Маленькое сердце Томми теперь работало точно так же, как больное сердце хозяйки, - трудно, с перебоями. (82)И если, не дай Бог, сердце хозяйки сейчас бы замерло, замерло бы навеки сердце Томми.
(по Свинцову В.)
Свинцов Владимир Борисович (1938-2008) – алтайский писатель, лауреат премий им. В. М. Шукшина, Демидовского фонда, автор книг «Несостоявшаяся охота», «Лопоухий бес», «Разрешение на подлость» и др. Данный текст составлен по рассказу «Верное сердце Томми».
22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Маленький пудель любил свою хозяйку, несмотря на то что она иногда ругала его.
2) Звонкий лай пуделя привлёк внимание соседей, и они вызвали скорую помощь.
3) Томми отчаянно провыл в трубку телефона, и звонившая подруга поняла, что с Надей случилась беда.
4) Томми не нашёл способа сообщить людям о случившемся с его хозяйкой.
5) Маленький пудель обладал гибким человеческим умом, поэтому он сразу почувствовал, что хозяйка находится между жизнью и смертью.
23Какие из перечисленных утверждений является ошибочными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 1-4 содержат рассуждение.
2) Ведущий тип речи в этом тексте – описание.
3) Предложения 1-4 содержат элементы описания.
4) В предложениях 33-36 описаны последовательные действия персонажа.
5) В предложениях 54-58 описываются мысли человека.
24Из предложений 73-75 выпишите синонимы.
25Среди предложений 75-82 укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
26«Спокойно, доступно, ненавязчиво автор повествует о трагедии маленького пуделя Томми, который пытается спасти свою хозяйку. Передавая душевное состояние собаки, физические усилия маленького пуделя, автор прибегает к таким синтаксическим средствам, как (А) ____ (предложения 21-23), (Б) ____ (предложения 31, 33, 66, 73, 74 и др.), (В) ____ (например, «Томми...» в предложениях 34-36 и «Опять...» в предложениях 45-46). Разговорный фразеологизм «взбрело в ... башку» и (Г)____ «мало ли» в предложении 50 помогают передать внутренние мысли Томми, делают его похожим на человека».
Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) диалог
3) риторический вопрос
4) эпитеты
5) сравнение
6) синонимы
7) восклицательные предложения
8) лексический повтор
9) анафора
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте предложения. Докажите, что это текст . Определите тип и стиль текста 1. Утром я неожида..о пр..снулся потому что нач..лась гр..за. 2. Я влез (на) лавку открыл окно чтобы в лицо мне хлынула пр..хлада. 3. Когда грохот ре(з,с)ко обрывался я зам..рал. 4. (В) этот момент мне пок..залось что з..мля и небо живые. 5. Всюду в..лнуются дерев(?)я словно р..кочет гул г..лосов. 6. Если бы я спал (ни)кто так и (не) увидел бы волшебн..го пр..буждения з..мли.
Способ определения группы подчинительного союза: 1. Грамматическая основа СПП. 2. Подчинительный союз. 3. Схема СПП. 4. Смысловое значение.
Задание: выписав союз, определить его значение. Мальчик поливал цветы, чтобы они не завяли. Лошади остановился, оттого что пошел сильный дождь. Пойду с друзьями в поход, если будет хорошая погода. Я радовался, что погода прояснилась. Мне не бывает скучно, когда я отдыхаю с друзьями. Была очень красивая полянка, словно ее придумал волшебник.
1. чтобы цель) 2. оттого что ( причина) 3. если ( условие) 4. что ( изъяснительный) 5. когда ( время) 6. словно ( сравнение)
Предварительный просмотр:
ЕГЭ по русскому языку. 2020 год. Вариант №22
Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. (2)Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. (3)Но <...> современное поколение стало свидетелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, чтобы через считаные секунды адресат его получил.
1Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Не только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми, но и электронная почта.
2) Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.
3) Обмен информацией между людьми — главный двигатель прогресса.
4) Люди заинтересованы, чтобы информация дошла до адресата как можно скорее, поэтому инженерами были изобретены телеграф, телефон, радио и электронная почта.
5) Современный способ обмена информацией между людьми, который обеспечивает скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, электронная почта, является наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, способом.
2Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите эту частицу
3Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СВЯЗЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СВЯЗЬ, -и, о связи, в связи и связи, жен.
1) Отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-н. С. теории и практики. Причинная с.
2) Тесное общение между кем-чем-н. Дружеская с. Укреплять международные связи.
3) Близкое знакомство с кем-н., обеспечивающее поддержку, покровительство, выгоду. Иметь связи во влиятельных кругах. Большие связи.
4) Сообщение с кем-чем-н., а также средства, которые дают возможность соотноситься, сообщаться. Космическая с. Живая с. (через связных). Воздушная с. Междугородная телефонная с.
5) Отрасль народного хозяйства, относящаяся к средствам сообщения (почта, телеграф, телефон, радио), а также совокупности таких средств, сосредоточенные в соответствующих учреждениях. Служба связи. Работники связи.
4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
Иксы
окружИт
цЕпочка
прИнятый
ненадОлго
5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Я был вызван на беседу и имел ДОВЕРЧИВЫЙ разговор с министром.
Детская аудитория - самая БЛАГОДАРНАЯ, независимо от качества спектакля реагирует горячо и радостно.
Если не принять мер, этот ЗЛОСТНЫЙ сорняк очень быстро распространится по всему саду.
Обширные территории Сибири и Дальнего Востока расположены в зоне ВЕЧНОЙ мерзлоты.
Необходимо ставить новые базовые телефонные станции, стремясь ОХВАТИТЬ всю территорию города.
6Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Лично мне кажется, что вы уже обращались с этой просьбой.
7В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
наши ИНЖЕНЕРЫ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
много спелых ВИШЕН
свыше ЧЕТЫРЁХСОТ метров
ПОСПЕШИТЕ пройти
8Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
- неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
- нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
- ошибка в построении предложения с однородными членами
- нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- неправильное построение предложения с косвенной речью
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
- Когда я спросил брата, «какое у тебя любимое стихотворение», он затруднился ответить.
- Работая в этой должности полтора года, инженер много успел сделать для предприятия.
- Чеховский интеллигент был человеком, сочетавшим порядочность с неумением осуществлять свои идеалы.
- Медикаменты, или лекарства, - это вещества, применяемые как для лечения болезней, так и травм.
- Сформулировав в сочинении собственное мнение, у меня возникла неожиданная идея.
- Л. Н. Толстой писал, что в романе «Анна Каренина» его волновала прежде всего «мысль семейная».
- Взоры гостей привлекали развешанные картины по стенам дома.
- К числу своих хобби могу отнести увлечение музыкой и занятия спортом.
- Продолжая движение, он достал длинную, тонкую, крепкую цепь с грузом на конце и размахивает ею во все стороны.
А
Б
В
Г
Д
9Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) сбал..нсированный, т..рминология, м..стерство
2) р..скошный, г..рдиться, оз..рять
3) подск..чить, прил..гательное, к..рамель
4) усм..рённый, гарм..ничный, поз..лоченный
5) бл..готворительность, ум..лять (роль), возр..жать
10Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..видение (в замке), беспр..страстный (прокурор), воспр..имчивый (к заболеванию)
2) с..гравший, пред..стория, пост..мпрессионизм
3) с..естные, п..едестал, под..ём
4) пре..сказательница, по..чинение, о..торгать
5) ра..ползаться, и..тратить, бе..содержательный
11Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) юрод..вый, накапл..ваться
2) тем..чко, бесонн..ца
3) эмал..вый, запот..вать
4) раста..ть, ветр..ная (мельница)
5) доплач..вая, протал..нка
12Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
1) неувяда..мые (цветы), любу..шься (рассветом)
2) налаж..нный, сыпл..шь
3) чита..мая (книга), немысл..мые (идеи)
4) ненавид..вший (врага), засе..нное (поле)
5) лаз..щие, учу..ли
13Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В сосновом лесу и в болоте (НЕ)ОДИН раз находили рога лосей.
Снег вокруг лежал чистый-чистый, никем (НЕ)ТОПТАННЫЙ.
Берег к Оби опускался (НЕ)ВЫСОКИМ обрывом, а спускаться всё равно было трудно.
(НЕ)ОТРЫВАЯСЬ от делового письма, профессор привычно слушал ещё и телефон.
Коричневатые орехи (НЕ)ВИДНЫ на земле среди жёлтой листвы.
14Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова
Министр (НА)ВСТРЕЧУ не прибыл, (ЗА)ТО приехали губернаторы нескольких областей.
(ЗА)ТЕМ приехали туристы, которые, ТАК(ЖЕ), как и мы, с удовольствием путешествовали по Северу России.
(ЧТО)БЫ образ был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ)ЧЁМ делал это очень талантливо.
Женя ТО(ЖЕ) упорно тренировался, ПОТОМУ(ЧТО) ему предстояло трудное восхождение.
Александра строго следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.
15Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Родители привели на двор своих откормле(1)ых коров и угощали меня парным молоком, а их сосед, необыкнове(2)о милый старичок, стал покрикивать на соотечестве(3)иков сухим голосом.
16Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Машина резко тронулась с места сделала круг на площади перед зданием и выехала на городские улицы.
2) Владимир Сергеевич сделал короткий звонок по мобильному телефону и попросил водителя сходить за пакетом в отдел электроники и бытовой техники этого центра.
3) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.
4) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.
5) При отцовской поддержке старший сын с лёгкостью управлял в равной степени и автопоездом и микроавтобусом и семейным минивеном.
17Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Все события (1) обдуманные (2) и пережитые Ф. И. Тютчевым (3) облекались им в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения.
18Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Что говорить — здесь (1) конечно (2) не рай,
Но невмоготу (3) переписка,-
Знаешь (4) что (5) милая (6) ты (7)приезжай:
Дальний Восток — это близко!
(В. Высоцкий)
19Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Через сто лет (1) Петербург стал пышным городом (2) перед красотой (3) которого (4) померкла старая столица.
20Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Снег засыпал следы уставших путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) обратную дорогу искать будет очень трудно.
21Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Мамаев курган – самый большой комплекс в мире, посвящённый Великой Отечественной Войне. (2)Возвышенность находится в центре Волгограда, на правом берегу Волги. (3)На Мамаевом Кургане установлен памятник «Героям Сталинградской битвы». (4)Его расположение неслучайно – в период войны тут велись жесточайшие сражения. (5)Тот, кто занимал курган, мог контролировать почти весь город. (6)Скульптура «Родина-мать зовет!» - композиционный центр памятника. (7) Высота статуи, изображающей женщину с мечом в руке, - 85 метров. (8)На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 000 воинов - защитников Сталинграда.
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)С глазами, полными слез, Иван глядел в снег под собою: подступал конец его сказки. (2)Правда, добрая половина Облога стояла еще нетронутой, но в сознанье мальчика бор перестал существовать одновременно с гибелью той могучей хвойной старухи, что осеняла Калинову кровлю. (3)Оставлять её было немыслимо: в первую же пургу, при падении, она раздавила бы Калинову сторожку, как гнилой орех.
– (4)Теперь раздайсь маленько, – тусклым голосом сказал Кнышев. –(5) Дакось и мне погреться чуток!
(6)Неожиданно для всех он сбросил с себя поддевку и остался в белой рубахе, опоясанной кавказским ремешком с серебряным набором. (7)Десяток рук протянули ему пилы; он выбрал топор у ближайшего, прикинул на вес, одобрительно, на пробу, тронул ногтем лезвие, прозвеневшее, как струна, и притоптал снежок, где мешал, – прислушался к верховому шелесту леса и неторопливо, как на эшафоте, с маковки до пяты оглядел свою жертву. (8)Она была неслыханно хороша сейчас, старая мать Облога, в своей древней красе, прямая, как луч, и без единого изъяна; снег, как розовый сон, покоился на ее отяжелевших ветвях. (9)Пока ещё не в полную силу, Кнышев размахнулся и с оттяжкой на себя, как бы дразня, ударил в самый низ, по смолистому затеку у комля, где, подобно жилам, корни взбегали на ствол, а мальчик Иван чуть не ахнул от удивления, что кровка не забрызгала ему рук.
– (10)Вот как её надоть, – наставительно промолвил Золотухин. – (11)Учитеся!
(12)И хотя Кнышев действовал без передышки, все понимали: он несколько подзатягивает свое удовольствие, чего простые люди никогда не прощали и заправским палачам...
–(13)Пошла-а... – придушенно шепнул кто-то над головой Ивана.
(14)Еле заметное движение родилось в ветвях, что-то деловито хрустнуло внизу и мелкой дрожью отозвалось в вершине. (15)Нет ничего медленней и томительней на земле, чем падение дерева, под чьей сенью посещали тебя смутные грёзы детства!
(16)Не дождавшись конца, весь содрогаясь, Иван отправился побродить по оголённому пространству. (17)Он вернулся, когда миновал приступ отчаяния.
(18)Непонятно по прошествии стольких лет, откуда у тихого крестьянского отрока взялась такая ярость, но следует допустить одно для понимания всего дальнейшего: призвание смолоду ведёт человека по искусно подобранным зрелищам бытия, чтобы воспитать в нём сноровку и волю на осуществление его исторических целей. (19)Можно только гадать, каким чудом оказалась у Ивана рогатка, кто вложил ему камень в руку посреди зимы.
(20)Кнышев успел выпустить первое облачко дыма, когда в щёку ему угодил Иванов гостинец. (21)Произошло замешательство, скверная брань вспыхнула. (22)Подоспевший помощник Кнышева Титка псом бросился на обидчика, пустившегося к лесу по снежной целине. (23)Молодому было легче перескакивать завалы, зато на одном из них у Ивана соскочил валенок, и он со всего маху распорол себе ногу о сук, спрятанный под сугробом. (24)Уже не больше десятка шагов разделяло их, и ходить бы Ивану – будущему профессору Вихрову - век с надорванным ухом, если бы не подвернулась та спасительная, под отлогим углом наклонённая берёза. (25)Мальчик с ходу взбежал до развилины и сидел там, как в седле, обнажив зубы, страшный в своем недетском озлоблении, а Титка похаживал внизу, длинным языком лизал снег с ладошки, перстом грозился, пока во всем снаряжении не подоспел сам Кнышев.
– (26)Слазь, волчонок, – глухо сказал большой, еле переводя дух.
– (27)Гнилой барин! – повторил маленький, словно знал, что для Кнышева, гордившегося своим здоровьем и плебейским происхождением, нет клички обидней.
(28)Тут за дело взялся Титка:
– (29)Покарауль его, сейчас мы его жердиной оттеда сковырнём!
(30)Кнышев щурко смотрел на мальчонку, на его под рваным треушком сверкающие глаза, на босую, в крови, слегка посиневшую ступню. (31)Что-то изменилось в его намерениях: вряд ли пожалел человеческого зверька в лохмотьях, но подивился, наверное, что за целое десятилетие его злодейской деятельности лишь один этот, во всей России, крестьянский паренёк с кулаками вступился за русские леса.
–(32) Ступай отсюда, дурак! – приказал Кнышев Титке. –(33) Нет, погоди... валенок ему сперва отыщешь...
(По Л. М. Леонову*)
*Леонид Максимович Леонов (1899-1994) – русский советский писатель, в центре внимания которого философская и нравственная проблематика.
22Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Иван со слезами смотрел, как рубили его любимую могучую сосну на Облоге.
2) Кнышеву жалко было рубить сосну.
3) Кнышев отпустил Ивана, потому что оценил, что тот вступился за лес.
4) Крестьянский паренёк Иван в будущем стал профессором.
5) Кнышеву, выполнившему трудную и важную работу, Иван передал гостинец.
23Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложение 7 содержит повествование.
2) В предложении 8 представлено описание.
3) В предложении 18 содержится рассуждение.
4) Предложения 21-22 противопоставлены по содержанию.
5) В предложении 25 представлено рассуждение.
24Из предложений 22–25 выпишите фразеологизм.
25Среди предложений 26–31 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и контекстных синонимов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите последовательность цифр без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
26 «Л. М. Леонов - мастер психологической прозы. Образ старой сосны показан глазами мальчика Ивана. Красота и величие дерева переданы с помощью таких тропов, как (А) ________ («как луч», «как розовый сон» в предложении 8), (Б)________ («могучей хвойной старухи» в предложении 2) и (В)________ («без единого изъяна» в предложении 8, «лишь один этот, во всей России, крестьянский паренёк с кулаками вступился за русские леса» в предложении 31). Особенности речи персонажей писатель передаёт с помощью такого лексического средства, как (Г)________ («маленько» в предложении 4, «чуток» в предложении 5, «жердиной» в предложении 29)».
Список терминов:
1) литота
2) сравнение
3) восклицательные предложения
4) метафора
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) разговорная и просторечная лексика
8) гипербола
9) ряд однородных членов предложения
Часть 2
Предварительный просмотр:
Домашнее задание на 7 апреля
Тест по русскому языку «Имя существительное. Род несклоняемых имён существительных» для 6 класса
1. Укажите имя существительное женского рода:
1) жюри
2) миледи
3) пенальти
4) мафиози
2. Укажите имя существительное мужского рода:
1) факсимиле
2) манго
3) портье
4) кашне
3. Какое слово не относится к среднему роду?
1) колибри
2) алиби
3) кредо
4) меню
4. Укажите имя существительное мужского рода:
1) какао
2) капучино
3) кофе
4) пепси
5. Укажите существительное среднего рода:
1) подмастерье
2) конферансье
3) маэстро
4) монпансье
6. Какое существительное не относится к женскому роду:
1) авеню
2) интервью
3) салями
4) кольраби
7. Укажите имя существительное мужского рода:
1) леди
2) цеце
3) фламинго
4) иваси
8. Укажите имя существительное мужского рода:
1) реноме
2) резюме
3) портмоне
4) атташе
9. Укажите существительное среднего рода:
1) фрау
2) кенгуру
3) какаду
4) рагу
10. Укажите имя существительное мужского рода:
1) хинди
2) хобби
3) такси
4) шоссе
Предварительный просмотр:
7 класс Домашнее задание на 7 апреля
Тест по русскому языку «Союз. Подчинительные союзы» №2 для 7 класса
1. Укажите подчинительный союз:
1) который
2) где
3) куда
4) когда
2. Какое слово может быть и союзом, и местоимением?
1) который
2) откуда
3) что
4) сколько
3. Укажите подчинительный союз:
1) ибо
2) согласно
3) также
4) потому
4. Укажите составной подчинительный союз:
1) ежели
2) однако
3) то – то
4) так что
5. Укажите причинный подчинительный союз:
1) с тем чтобы
2) в связи с тем что
3) между тем как
4) лишь только
6. Укажите сравнительный подчинительный союз:
1) оттого что
2) невзирая на то что
3) словно как
4) как только
7. Укажите целевой подчинительный союз:
1) едва лишь
2) как будто
3) из-за того что
4) для того чтобы
8. Укажите изъяснительный подчинительный союз:
1) хотя
2) что
3) коли
4) лишь
9. Укажите временной подчинительный союз:
1) даром что
2) когда
3) либо
4) несмотря на то что
10. Какой союз не является условным?
1) когда бы
2) раз
3) чтобы
4) если бы
Предварительный просмотр:
10 класс Тест по русскому языку «ЕГЭ-2020. Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами»
Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На вышке топтался (1) поёживаясь от ночной прохлады (2) караульщик в армяке (3) наброшенном на плечи (4) поверх шинели. (Чесноков И.)
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Впереди обыкновенно бежал (1) свесив набок (2) длинный розовый язык (3) белый пудель Арто (4) остриженный наподобие льва. (Куприн А.)
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отойдя от стоянки (1) версты на две (2) Устин поднялся по глинистому склону (3) на поросший лесом (4) угор. (Чесноков И.)
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Издавна тюменские лесники (1) уходя на медведя (2) оставляли дома (3) завязанную узлом (4) рубаху. (Ананьев А.)
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Расселина (1) напоминавшая (2) глубокий кривой коридор (3) постепенно сужаясь (4) вела и вела их вверх. (Быков В.)
6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Поднимаясь по трапу на верхнюю палубу (1) Лёша посторонился (2) давая дорогу (3) быстро сбегавшей сверху (4) смуглой черноволосой девушке. (Князев Л.)
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Наш эшелон (1) собранный из товарных теплушек (2) проплутав около недели (3) по заснеженным пространствам России (4) наконец февральской вьюжной ночью нашёл себе пристанище в серпуховском тупике. (Носов Е.)
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Томми вытянул морду (1) обрамленную коричневыми кудряшками (2) и (3) дрожа всем телом (4) подался вперёд. (Свинцов В.)
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Три мужика сидели на куче мешков (1) сваленных на палубе (2) и (3) задрав головы (4) ждали распоряжений. (Чесноков И.)
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
На площадях плотники (1) посмеиваясь(2) пилят (3) пахнущие смолой и лесной сыростью (4) доски. (Гроссман В.)
Предварительный просмотр:
Вопросы по произведению В.Астфьева «Царь – рыба» 11 кл
(письменно)
- Какую проблему затронул Астафьев в произведении «Царь-рыба»?
- Какими художественными средствами передает писатель свое отношение к миру природы? Привести примеры.
- Опишите раздумья Игнатьича. О чем сожалеет он и почему?
- Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он решил никому не говорить о ней? Привести пример.
- Какие особенности авторского повествования вы заметили?
- Какова авторская позиция по отношению к браконьерству?
7.В чем состоит самая главная вина Игнатьича?
8.Что можно сказать об идее произведения?
В.Астфьев «Царь – рыба»
Что можно сказать об идее произведения?
Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и природа «повязаны одним смертным концом»
- Что вы заметили в отношении автора к своим героям?
Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции
Роман «Царь-рыба» - самое крупное произведение Астафьева. Природа и человек здесь представлены как нечто неразрывное. Это размышление о природе, что есть жизнь, небо, земля; это боль по земле, по природе. Отношение человека к природе – это уже и сам человек, его душа, характер, философия. Писатель рисует человека и природу вместе. Герои книги живут трудной жизнью, а природа, окружающая их, сурова., вот тут-то , в этом испытании, люди и делятся на тех, для кого она все равно остается любимой матерью, и на других – для которых она уже не мать, а что-то такое, от чего надо побольше взять.
В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско – нравственных мыслей автора.
- Где происходит действие?
- Кто главный герой рассказа?
- Кем работал Игнатьич?
- Почему главного героя все зовут Игнатьич?
- Чем он выделяется среди односельчан?
- Как чушенцы относятся к Игнатьичу?
Почему не может наладить отношения с братом?
- Прочитайте предложенный текст из произведения Астафьева «Царь-рыба», подумайте над его смыслом.
Писатель обращается к важным проблемам человеческого существования — к взаимной связи человека и природы. В изображенной трагической ситуации Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, через отношение к природе осуществляется проверка духовной ценности и состоятельности этой личности.
- Какими художественными средствами передает писатель свое отношение к миру природы?
Жанр «Царь-рыбы»—«повествование в рассказах». Одним из ведущих художественных средств передачи своего отношения к миру природы является использование ассоциаций между человеком и природой. Автор во всех рассказах цикла видит человека через природу, а природу через человека. Для этого используются самые разнообразные метафоры и сравнения. Вот одно из таких сравнений: «И рыба и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это ему, человеку, в тепло надо, он на земле обитает. Так зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь — на одной ловушке, в холодной осенней воде».
Отношения человека и природы Астафьев рассматривает Kaк родственные, отношения матери и дитя, и тем самым достигает идеи единства, понимания, что человек — это часть, это дитя природы. Природа в критические моменты помогает человеку осознать его грехи, даже очень давние. Даже когда самый осторожный и порядочный из браконьеров — Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой и превратился в пленника собственной добычи, он вспоминает свои былые преступления и воспринимает случившееся с ним как кару: «Пробил крестный час, пора отчитаться за грехи…»
- Проанализируйте раздумья Игнатьича. О чем сожалеет он и почему?
В момент пребывания между жизнью и смертью Игнатьич думает о прожитом, анализирует его, наиболее остро ощущает утраты духовного начала, которые произошли из-за постоянной погони за наживой. Из-за нее «забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!». С горечью думает Игнатьич о детстве, которого-то и не было. На уроках думал о ловле рыбы. Всего лишь четыре зимы с мукой отсидел в школе, сожалеет Игнатьич, что после школы и в библиотеку не заглядывал, своими детьми не занимался. Хотели в депутаты выдвинуть — и отвели, потому что тихомолком рыбу ловит, все время в погоне за прибылью. Не уберегли от бандитов прекрасную девушку, потому что сами на ловле были. Обострилась совесть в критический момент, когда оказался он на грани пропасти.
- Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
Легче потому, что отступила смерть. Телу стало легче, потому что уже не тянуло вниз. «А душе — от какого-то, еще не постигнутого умом освобождения». Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Материал с сайта http://iEssay.ru
Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько Можешь!»
- Какие особенности авторского повествования вы заметили? 2.
Авторское повествование в этом отрывке часто сливается с раздумьями героя — Игнатьича. Порой трудно отделить слова самого Астафьева от размышлений прозревающего героя, осознающего смысл жизни, ответственность за содеянное. Поражает умение уловить и передать тончайшие оттенки движений природы («Тишина!Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно»). Порой повествование приобретает сказовый характер. Следует также отметить в повествовании наличие элементов разговорной речи, диалогической структуры во внутренних монологах автора и его героя.
В рассказ "Царь-рыба поднимается очень сложный и важный психологический вопрос, заключающийся в отношении между индивидуумом и обществом. В роли первого здесь выступает Игнатьич, а в роли второго - жители его родного поселка Чуш.
Игнатьич - это мастер на все руки, готовый прийти на помощь любому и ничего не требующий за это, хороший хозяин, умелый механик, и истинный рыбак. Но не это главное в нем. Главное в Игнатьиче - это его отношение к остальным чушанцам с некоей долей снисходительности и превосходства. Именно эти снисходительность и превосходство, хотя и не выказываемые им, образуют пропасть между ними. Со стороны это выглядит так, как будто Игнатьич стоит на одну ступень выше своих же земляков.
Как сам автор говорит об Игнатьиче: "Был он родом здешний - сибиряк и природой самой приучен почитать "опчество", считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом лишка не ломать, или, как здесь объясняются, - на давать себе на ноги топор ронить."
Именно это одно предложение и заключает в себе весь смысл рассказа. Разбираться же в характере Игнатьича нужно последовательно. К нему ни в коем случае не применимы строгие, однозначные ярлыки "отрицательный" или "положительны" герой.
И так, первая мысль при прочтении рассказа - это "характер Игнатьича очень противоречив". Да, это действительно так, но это легко объясняется его самостоятельностью. Да, именно самостоятельностью. Игнатьич, в детстве просто Зинка, рос, надеясь только на себя самого. Он не хотел просить помощи у других, считая, что всего сможет добиться сам. И действительно он добился всего сам, но только пока рос, настолько отдалился от общества, в котором жил, что, достигши всего, так и остался сам по себе.
По-моему, пока он так рос, в его душе сформировался его собственный мирок со своими порядками и законами. К тому же, помогая другим людям вроде бы и бескорыстно, Игнатьич на самом деле вырабатывал в них особое отношение к своей личности. Поначалу это было не заметно, но, как только Игнатьич уверенно встал на ноги, он заявил о своем положении в обществе. Скорее всего, он думал так: "Я делаю все, что вам надо и как надо, а за это еще и ничего не беру, поэтому не трогайте меня и не учите, как жить". Все это усугублялось приобретенной Игнатьичем привычкой молчаливого общения, той, которая так отталкивала от него людей.
Вставши на ноги, Игнатьич невольно становится над обществом, которому он все время помогал. Это объясняется тем, что все, скорее всего, ему что-то должны, так как когда-то в свое время он им чем-то помог. Таким образом и объясняется некий психологический террор Игнатьича, заключающийся в чистой одежде, хорошем доме, блестящем умении удить. Это давлению он подвергает весь поселок. То есть на самом деле опровергается данное самим автором определение отношения "опчества" и Игнатьича. На самом деле он не почитает его, не считается с ним и постоянно раздражает своим поведением.
Показав это, дав понять читателю: кто есть на самом деле Игнатьич, автор приступает к свершению наказания для своего героя. Это наказание явилось ему в образе царь-рыбы, окоторой очень много узнал от всего деда-рыбака. Понадеявшись, как и всегда, только на свои силы, Игнатьич на этот раз жестоко поплатился. Это необдуманное решение почти стоило ему жизни. Но пока он находился в воде с этой рыбой, он, как мне кажется, сильно изменился. Все дело в том, что он впервые по-настоящему попросил у всех прощения, почти не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь, да услышит его. И только попросив прощения, он ощутил душой какое-то особое освобождение, еще не постигнутое умом.
Только теперь, по моему мнению, и начинается настоящая жизнь рыбака Игнатьича, а не жалкое подобие, которое он вел до встречи с царь-рыбой.
Виктор Петрович Астафьев (1924-2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность к самому себе и
сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.
В «повествовании в цикле рассказов «Царь-рыба» (1976) автор говорит о необходимости безотлагательности «возвращения к природе» В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.
II. Работа по содержанию рассказа.
краткое содержание рассказа «Царь-рыба»
- Браконьер Игнатьич поймал на Енисее огромную рыбу-осетра, но при попытке перевалить ее в лодку сам упал в воду и зацепился за крючки самолова. Так человек оказался в ловушке вместе со своей жертвой. Выбившись из сил, запутавшись в крючках из собственных самоловов, связанный одной гибельной цепью с царь-рыбой, в итоге герой покаялся в своих грехах и отказался от добычи. В конце рыба освобождается и уходит.
«Человек- часть природы», человек и природа – единое целое»
( Браконьерство - страшное зло. Автор показывает браконьера Игнатьича. В чем есть своя золотинка человеческой любви, человеческого достоинства, но все это подавляется безграничным хищничеством, превратившимся в стремление урвать лишний кусок ) .
- В чем смысл показа судьбы этого героя?
(смысл в том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, допускает существование зла везде).
- В чем состоит самая главная вина Игнатьича? ( Это – надругательство над любившей его девушкой. Получается, что начав творить зло, остановится почти невозможно. Убийца дочери Командора – духовный двойник Игнатьича. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно ).
- Какова же авторская позиция по отношению к браконьерству?
(Астафьев осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное по своей разрушающей силе, причем писатель ведет речь не только об уничтожении живой и неживой природы вне нас, говорит о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы).
- Что вызывает откровенно неприязненное отношение автора к таким людям, как Гога и браконьеры? 1.
( Это бездуховность.Бездуховность не в смысле отсутствия культурных интересов, а в смысле отказа признать нравственные законы, объединяющие людей и природу, отсутствие ответственности за все, что не «я» ).
VI. Обсуждение идейного содержания.
- Что вы заметили в отношении автора к своим героям?
( Астафьеву больно смотреть, как его земляки преступили старинную заповедь и решились на разбойный зверский лов рыбы. Он не судит героев, а заботится об их душевном исцелении, выступает с позиций добра, гуманности, против варварской позиции ) .
- Что можно сказать об идее произведения?
( Вмешиваясь в жизнь природы, грубо нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден к природе, беспощаден ко всему живому, а стало быть , к себе самому. В символической картине единоборства человека с природой ни на чьей стороне не может быть победы, так как человек и природа «повязаны одним смертным концом» )
Гармония отношений может быть сохранена только благодаря духовно - историческому опыту предшествующих поколений. Человек у Астафьева не торжествует, доказывая свое превосходство, а вымаливая у рыбы спасение. Можно согласиться, что люди действуют против законов природы, но повинуются законам природы.
Мир для В.П.Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном. Неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика его вера в торжество добра, в то, что каждый из нас сможет познать себя как человека.
2.