Элективный курс "Моделирование физических процессов на ЭВМ"
Элективный курс рассчитан на изучение в 10 -11 классах естественно - математического, физико - математического, технологического профилей обучения. Одной из главных задач профильного обучения в средней общеобразовательной школе является ориентация выпускника на выбор профессии для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Содержание программы нацелено на закрепление понятий, законов, положений, теорий по основным разделам физики: механика, молекулярно - кинетическая теория, электродинамика и формирование умений применять полученные знания в практической деятельности, в частности - использовать компьютерные технологии.
Использование компьютерного моделирования физических процессов дает возможность сформировать умения выполнять исследования с помощью компьютера, а также получить представление о возможностях и границах применимости компьютерного эксперимента.
Элективный курс: "Моделирование физических процессов на ЭВМ" имеет прикладную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_fizicheskikh_protsessov_na_evm.rar | 884.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю»
Директор школы ________/ Дамашева А.А./ Приказ № 92/1 от 05.10.20..г.
Рассмотрено на заседании МО: __________
Руководитель МО:_________ /Попова Г.Н./
Рассмотрено на заседании Методсовета
03.10.20..г.
Руководитель: _________ /Туленкова А.Г../
Программа
элективного курса
«Моделирование физических процессов на ЭВМ».
10 -11 класс.
Составитель: Фаттахова З.Х.,
учитель физики,
Квалификационная категория: высшая.
г. Советский
20…г.
Пояснительная записка.
Элективный курс рассчитан на изучение в 10 -11 классах естественно - математического, физико - математического, технологического профилей обучения. Одной из главных задач профильного обучения в средней общеобразовательной школе является ориентация выпускника на выбор профессии для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Содержание программы нацелено на закрепление понятий, законов, положений, теорий по основным разделам физики: механика, молекулярно - кинетическая теория, электродинамика и формирование умений применять полученные знания в практической деятельности, в частности - использовать компьютерные технологии.
Использование компьютерного моделирования физических процессов дает возможность сформировать умения выполнять исследования с помощью компьютера, а также получить представление о возможностях и границах применимости компьютерного эксперимента.
Элективный курс: "Моделирование физических процессов на ЭВМ" имеет прикладную направленность.
Целью курса:
-знакомство на практике с основными путями и методами применения знаний на практике;
-внутрипрофильная специализация в естественно - математическом, физико-математическом и технологическом профилях обучения;
-предоставление учащимся возможности удовлетворить индивидуальный интерес к изучению практических положений физики в процессе познавательной деятельности при проведении экспериментов и исследований физических процессов на ЭВМ.
Основные задачи:
-оказать помощь ученику в профессиональном самоопределении;
-развить интерес к физике и информатике;
-формировать навыки в решении задач и их моделировании на компьютере;
-познакомить на практике с такими видами деятельности, которые являются ведущими во многих инженерных технических профессиях, связанных с практическим применением физики и информационных технологий.
-формировать умения применять получение знания к решению задач, выполнять эксперименты на компьютере, обрабатывать результаты исследований, моделировать физические процессы на ЭВМ, работать с научной и методической литературой.
Учащиеся должны уметь:
-выполнять определенные программой исследования с использованием компьютерных моделей;
-решать физические задачи, строить таблицы, диаграммы;
-работать со средствами информации (осуществлять поиск и отбор информации, конспектировать, осуществлять ее реферирование);
-оформлять полученные результаты;
-моделировать физические процессы на ЭВМ и осуществлять их исследование.
Методы и организационные формы обучения:
При проведении занятий используются такие формы занятий, как вводные лекции, практические занятия по решению задач, самостоятельная работа учащихся (коллективная, групповая, индивидуальная), консультации.
При выполнении работ с компьютерными моделями организуется исследовательская деятельность по экспериментальному установлению зависимостей между величинами. В зависимости от уровня владения учащимися исследовательским методом, уровень самостоятельности при его осуществлении и характер помощи со стороны учителя могут быть различными.
Помимо исследовательского метода целесообразно использовать частично- поисковый метод, в отдельных случаях информационно-иллюстративный. Последний метод используется, когда у учащихся отсутствует база, позволяющая использовать продуктивные методы
Материал, составляющий содержание элективного курса, соответствует государственному
образовательному стандарту физического образования на профильном уровне, в связи, с чем не столько расширяет круг предметных знаний учащихся, сколько углубляет их за счет усиления внепредметных и методологических компонентов содержания.
Средства обучения:
Основные средства обучения перечислены в программе курса. Однако особого обсуждения заслуживает вопрос применения компьютеров на занятиях элективного курса. Применение персональных компьютеров возможно в нескольких направлениях:
- применение компьютерных обучающих программ для моделирования физических процессов;
- поиск информации в Интернет;
- применение компьютеризированных комплексов.
- применение компьютеров как средства представления информации.
На сегодняшний день достаточно велико число компьютерных обучающих программ по физике. Среди них есть как отечественные, так и зарубежные, представляющие учителю и ученику различные возможности. Хорошими можно считать программы, позволяющие не только наблюдать за ходом эксперимента, но и изменять те или иные параметры
(например: "Открытая физика", "Живая физика").
Продолжительность курса 34 часа (17 часов - физики, 17 часов - информатики).
Учебно - тематическое планирование
№ | Содержаниме тем, занятий. | Кол-во часов | Формы работы | Формы контроля | ||
Всего | Физика | ИВТ | ||||
1. | Прямолинейное равномерное движение. Построение и чтение графиков скорости и перемещения. Задача № 26, 27, 45. А. П. Рымкевич. Сб. задач по физике. MS Excel. | 2 | 1 | 1 | Беседа, работа с персональным компьютером. | Оценка построенных графиков. |
2 | Прямолинейное равноускоренное движение. Решение графических задач. Задача № 56, 57, 65, 72. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа с ПК. | Оценка выполнения практических заданий. |
3 | Определение величины ускорения, перемещения и скорости при равнопеременном движении. Задача № 77, 83(ПРГ). | 2 | 1 | 1 | Урок - практикум | Оценка созданной модели |
4. | Моделирование физических процессов. Модель «Движения тела, брошенного под углом к горизонту» в электронных таблицах. Задача № 230, 235, 236. Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа с ПК. | Оценка созданной модели |
5. | Исследование физических моделей. Модель движения небесных тел и планет. Вычисление высоты стационарной орбиты спутника Земли. И. Семакин. Задачник – практикум. Стр. 155 | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа с ПК | Оценка созданной модели |
6. | Закон сохранения импульса и его применение для вычисления скорости движения ракеты. И. Семакин. Задачник – практикум Стр. 167. | 2 | 1 | 1 | Беседа, работа с ПК. | Оценка выполнения практического задания. |
7. | Модель школьного опыта с «мёртвой петлёй». Программирование в среде Турбо – Паскаль. Задача № 366. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа с ПК | Оценка созданной модели |
8. | Определение КПД простого механизма с использованием компьютерного эксперимента. Задача № 394, 397, 399. А. П. Рымкевич. | 2 | 1 | 1 | Беседа, работа с ПК | Оценка выполнения практического задания |
9. | Модель управления процессом. Значение обратной связи. Двигатель внутреннего сгорания. Задача № 673, 674. А. П. Рымкевич. | 2 | 1 | 1 | Беседа, работа с ПК. | Оценка созданной модели |
10. | Моделирование колебаний математического маятника. Изучение графика гармонических колебаний. Задача № 422, 417, 418, 428. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа с ПК. | Оценка созданной модели |
11. | Экспотенциальная запись числа при решении задач молекулярной физики. Задача № 486, 479.
| 2 | 1 | 1 | Беседа, работа с ПК. | Оценка построенных графиков. |
12. | Построение графиков изопроцессов в среде автоматизации вычислений MathCad. Задача № 538, 539. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа с ПК | Оценка построенных графиков |
13. | Графическое изображение электрических и магнитных полей. И. Семакин. Задачник-практикум Том 2. Стр 178. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа с ПК | Оценка построенных графиков. |
14. | Изучение электрических цепей с помощью учебной программы «Открытая физика» Правила Кирхгофа для разветвлённых цепей. В. А. Балаш. Задачи по физике и методы их решения. Стр. 290. | 2 | 1 | 1 | Беседа, работа с ПК | Оценка выполнения практического задания. |
15. | Моделирование движения заряженной частицы в электрическом и магнитном поле. Задача № 844, 845. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа с ПК. | Оценка созданной модели. |
16. | Моделирование логических элементов ЭВМ с помощью электрических схем. ( Полусумматор, триггер).
| 2 | 1 | 1 | Индивидуальная работа с ПК. | Оценка созданной модели. |
17. | Презентация самостоятельно созданных моделей физических процессов. | 2 | 1 | 1 |
Содержание программы
№ | Содержание интегрированного курса. | Содержание курса физики | Моделирование на ЭВМ | Кол. - во часов |
1. | Прямолинейное равномерное движение. Построение и чтение графиков скорости и перемещения. | Законы равномерного движения | Построение графика равномерного движения | 2 |
2. | Прямолинейное равноускоренное движение. Решение графических задач.
| Законы равноускоренного движения | Вставка рисунка. Построение. | 2 |
3. | Определение величины ускорения, перемещения и скорости при равнопеременном движении.
| Равнопеременное движение | Построение модели движения | 2 |
4. | Моделирование физических процессов. Модель «Движения тела, брошенного под углом к горизонту» в электронных таблицах. | Сложение движения.Расчет параметров. | Попади в цель. Исследование модели | 2 |
5. | Исследование физических моделей. Модель движения небесных тел и планет. Вычисление высоты стационарной орбиты спутника Земли. | Формулы движения по окружности | Модель движения планет. | 2 |
6. | Закон сохранения импульса и его применение для вычисления скорости движения ракеты. | Вывод формулы закона сохранения импульса. | График движения ракеты. | 2 |
7. | Модель школьного опыта с «мёртвой петлёй». Программирование в среде Турбо – Паскаль. | Закон сохранения энергии. | График движения самолета. | 2 |
8. | Определение КПД простого механизма с использованием компьютерного эксперимента. | Теория механизмов. Сложение сил. | Компьтерный эксперимент. | 2 |
9. | Модель управления процессом. Значение обратной связи. Двигатель внутреннего сгорания. | Автоколебания. | Модель часового механизма. | 2 |
10. | Модель управления процессом. Значение обратной связи. Двигатель внутреннего сгорания. | Уравнение колебаний. | График колебаний. | 2 |
11. | Экспотенциальная запись числа при решении задач молекулярной физики | Молекулярно - кинетическая теория | Модель массы и размеров молекул. | 2 |
12 | Построение графиков изопроцессов в среде автоматизации вычислений MathCad. | Газовые законы. | Цикл Карно. | 2 |
13. | Графическое изображение электрических и магнитных полей. | Электродинамика. Электрическое и магнитное поле. | Силовые линии. | 2 |
14. | Изучение электрических цепей с помощью учебной программы «Открытая физика». | Закон Ома.Закон Кирхгофа. | Модель действующей электрической цепи. | 2 |
15. | Моделирование движения заряженной частицы в электрическом и магнитном поле. | Движение электронов в электро - лучевой трубе. | Исследование движения. | 2 |
16 | Моделирование логических элементов ЭВМ с помощью электрических схем. ( Полусумматор, триггер). | Логические схемы. | Моделиролвание схем. | 2 |
17 | Презентация собственных разработок. |
Литература:
- Информатика. Задачник – практикум. Том 2./ Под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. - М.: "Лаборатория". 2001.
- Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. Пособие для учителя. - М.: "Просвещение", 1983.
- Самоучитель. Турбо Паскаль "7,0". Москва - Санкт Петербург - Нижний Новгород - Ростов на Дону - Екатеринбург - Самара - Киев - Харьков - Минск. 2003.
- Рымкевич А.Г. Сборник задач по физике.9 -11 классы. - М.: "Дрофа",2000.
- Могилев А.В., Пак Н.И. Информатика. / Поб ред.Хеннера Е.К. - М.: "АСА Дема",1999.
- Таевский А.Ю. Самоучитель работы в М. Office, Word 27\ 2000 Ekcel 97|2000/, электронная почта. Киев, "А.С.К.", 2002.
- П. И. Совертков. Занимательное компьютерное моделирование в элементарной математике. Учебное пособие. - М.: "Гелиос АРВ", 2004.
- Н. Угринович. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 -11 кл./ Н.Д. Угринович, - М.: "Бином. Лаборатория знаний", 2003.
- Касьянов В.А. Физика. 10 класс. Учебник. - М.: "Дрофа", 2001.