Работа с родителями

Чернухина Татьяна Николаевна

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

 

Взаимодействие школы и семьи.

Цель: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

Задачи:

·         создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;

·         позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;

·         преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие организации;

·         способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье;

·         создавать условия для духовного общения детей и родителей;

·         создать систему целенаправленной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.

Повышение педагогической культуры родителей

 

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников основана на следующих принципах:

·         совместная педагогическая деятельность семьи и школы, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;

·         сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

·         педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

·         поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

·         содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

·         опора на положительный опыт семейного воспитания.

Содержание воспитательной работы:

·         создание банка данных о семьях учащихся и потребностно-ценностной сфере детей и родителей;

·         изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях учащихся;

·         сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребёнка в семье;

·         создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель»;

·         удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи психолого-социальной службы школы;

·         разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики, воспитания учащихся, использование активных форм просветительской деятельности;

·         организация проведения совместного досуга родителей и учащихся;

·         привлечение родителей к активному участию в жизни школы, формированию внутренней политики школьной жизни;

·         демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного опыта семейного воспитания;

·         поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы.

  • Работа в социуме. Работа с родителями
  •  

 

 

 

 

День профилактики для родителей. « Проблемы младшего возраста» (1 кл)

 

Индивидуальные консультации для родителей                                      (1-4 кл)

 

Посещение на дому  неблагополучных семей                                        (1-4кл)

 

Индивидуальные беседы с родителями слабоуспевающих детей       (1-4 кл)

 

Анкетирование детей и родителей « Режим дня школьника»             (1 кл)

Анкетирование родителей « Взаимоотношения детей и родителей» (2 кл) 

Анкетирование родителей «Свободное время ребенка»                       (3 кл)

Анкетирование родителей «Ваше отношение к друзьям ребенка»      (4 кл)

 

Родительские собрания

«Трудности адаптации первоклассников к школе»                                (1 кл)

« Режим дня школьника. Правила и обязанности учеников и родителей. Знакомство с Уставом школы»                                                              ( 1 кл)    « Профилактика заболеваний и вредных привычек»                           (1 кл)

«Итоги года. Правила безопасности во время каникул»                      (1 кл)

 

Родительское собрание « Трудности учебной работы. Причины слабой успеваемости» ( встреча с психологом)                                                ( 2 кл)

 «Капризы ребенка»                                                                                 (2 кл)

«Наказание и поощрение в семье»                                                         (2 кл)  

«Итоги года. Правила безопасности во время каникул»                     (2 кл)

 

«Нравственный микроклимат в семье»                                                 (3 кл)                                                               

 «Семейные праздники и их значение для ребенка»                           (3 кл)

«Почему дети лгут. Проблема нравственности»                                  (3 кл)

«Итоги года. Правила безопасности во время каникул»                     (3 кл)

 

 

«Как научить своего ребенка жить в мире людей»                              (4 кл)

«Выбор дальнейшего пути : «за» и «против»                                       (4 кл)

«Подготовка к итоговым экзаменам»                                                    (4 кл)

 «Итоги года. Правила безопасности во время каникул»                     (4 кл)

Совместный праздник «Последний звонок»                                         (4 кл)

 

Экскурсии, выезды                                                                                 (1-4 кл)

Поход с родителями на природу                                                          (1-4 кл)

Подготовка документации к пришкольному лагерю

( сбор заявлений, справок)                                                                     (1-4 кл)

 

 

В теч.года

 

В теч. года

 

В теч. года

 

В теч. года

 

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Апрель

 

 

Сентябрь

 

Ноябрь

Февраль

Май

 

 

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

 

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

 

 

Октябрь

Декабрь

Февраль

Май

Май

 

В теч. года

Сентябрь, май

 

Май

 

 

 

 

 

 

Название:родительское собрание в 1 классе "Адаптация первоклассников к школе" - презентация.
 

Переход из дошкольного, в младший школьный возраст нередко сопровождается кризисом 7 лет. Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание. Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность напряжение. Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.

Возрастные особенности первоклассников.

Формируется самооценка личности.

Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей.

Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.

Особую роль в жизни школьника играет учитель, который выступает как центр его жизни.

Период приспособления к требованиям школы, существует у 1-классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3-их растягивается на 1-ый учебный год.

Особенности современного первоклассника:

У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.

У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.

У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение. Высокий уровень самооценки.

Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими. Авторитет – не тот!

У современных детей более слабое здоровье.

Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Как сформировать у ребенка положительное отношение к школе и помочь ему адаптироваться в новых условиях, объясняет педагог-психолог В. В. Данилова.

Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников.

·         В первые дни, недели посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышается температура.

·         Первоклассники отвлекаются быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

·         Поведение нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

·         Для детей характерна высокая утомляемость

Когда уместна тревога?

Обычно

·         Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям.

·         Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.

·         Радуется, когда не надо делать домашнее задание.

·         Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.

·         Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.

Опасно

·         Полное отсутствие интереса к учёбе,

·         Делает уроки только «из-под палки»

·         Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней (кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой симуляцией этих симптомов.

·         Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию

·         Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они требуют хоть какого-то напряжения.

·         Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков

Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.
Уровни адаптации:
Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях;
Высокий – избыточный уровень; высокие результаты адаптации, достигнутые благодаря значительному психическому и моральному напряжению;
Низкий – обусловлен недостаточной требовательностью к себе;
Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие; невротические реакции (неумение приспосабливаться к школьной жизни).

Показатели адаптационных затруднений:

·         Недостаточная реализация личностного потенциала;

·         Слабая интегрированность ребёнка в детском коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие роли ученика;

·         Трудности в общении;

·         Острое переживание неудач;

·         Неадекватная самооценка;

·         Несамостоятельность, поиск причин во вне.

 

 

 

Советы родителям:

Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой». Школьник, не задающий вопросов, - это повод для родительской тревоги.

«Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы, прежде всего самому себе, использовать словари и т.п. Родители должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не отмахиваться от них.

Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней библиотеки, в интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно – сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.

Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Умение размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать, выбирать…

Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её. Необходимо развивать внимание и память ребёнка

Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать их с другими детьми.

Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно».

Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте.

Памятка родителям первоклассника

1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.

«Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам.

«Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться.

Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень.

2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений.

3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха.

4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.

5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать.

6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»

8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?»

9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»

Школа – это не страшно!

Робость и неуверенность перед школой возникает у большинства детей младшего школьного возраста, многие не хотят идти в школу.

·          И лучше чем родители уладить эту проблему никто не сможет.

·         С момента просыпания у ребёнка должно быть хорошее самочувствие и приподнятое настроение, для этого родителям необходимо предусмотреть следующие моменты.

·         Утром поднимите ребёнка пораньше, чтобы неторопливо, спокойно собраться в школу. Помните: спешка усиливает тревожность.

·         Постарайтесь накормить ребёнка его любимым блюдом. Вкусная, съеденная с удовольствием пища поднимает настроение.

·         Одежда, в которую вы нарядили ребёнка, должна нравиться не только вам, но и ему самому, при этом она должна быть максимально удобной, чтобы он не чувствовал себя в ней неловко. Когда человек себе нравится, он чувствует себя увереннее.

·         Когда ребёнок приходит с хорошими отметками, хвалите его. А в конце четверти устройте с ним праздник. Играйте с ним дома в «Школу», пусть он побудит учителем, и вы сможете увидеть его отношение к школе.