Ученикам

Дивии Аяна Ивановна

Вся полезная информацция для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarik_paronimov.docx18.06 КБ
Файл podg_po_zadaniyam_1-23.rar439.39 КБ

Предварительный просмотр:

Словарик паронимов

Краткий словарик паронимов


Адресат – адресант 
адресат – тот, кому адресовано почтовое отправление (получатель); 
адресант – тот, кто посылает почтовое отправление (отправитель).

Анекдотический – анекдотичный 
анекдотический – присущий анекдоту, основанный на анекдоте (анекдотический рассказ); 
анекдотичный – смешной, нелепый, странный (анекдотичная личность). 

Архаический – архаичный 
архаический – свойственный старине (архаический стиль); 
архаичный – вышедший из употребления, не соответствующий новым взглядам, правилам (архаичное употребление). 

Будний – будничный 
будний – не праздничный (будний день); 
будничный – прозаичный, однообразный (будничные заботы). 

Всякий – всяческий 
всякий – каждый, какой угодно из всех, любой (всякая минута); 
всяческий – самый разнообразный (всяческие маски). 

Выборный – выборочный 
выборный – относящийся выборам, избираемый голосованием (выборная должность); 
выборочный – частичный (выборочная проверка). 

Демократический – демократичный 
демократический – относящийся к демократии, демократу (демократический лагерь); 
демократичный – характерный для демократии, демократа (демократичный поступок). 

Динамический – динамичный 
динамический – относящийся к динамике, движению (динамическая теория); 
динамичный – обладающий большой внутренней энергией (динамичный темп). 

Дипломатический – дипломатичный 
дипломатический – относящийся к дипломатии, дипломату (дипломатический пост); 
дипломатичный – тонко рассчитанный, уклончивый (дипломатичное поведение). 

Длинный – длительный 
длинный – имеющий большую длину (длинный доклад); 
длительный – долговременный (длительный отпуск). 

Добровольный – добровольческий 
добровольный – совершаемый без принуждения (добровольный взнос); 
добровольческий – относящийся к добровольцу (добровольческая инициатива, добровольческая армия).

Драматический – драматичный 
драматичный – выражающий сильные чувства, полный драматизма (драматичная ситуация); 
драматический – относящийся к драме (драматический кружок). 

Дружеский – дружественный 
дружеский – относящийся к другу, друзьям (дружеская встреча); 
дружественный – основанный на дружбе (дружественная страна). 

Запасный – запасливый 
запасный - имеющийся в качестве запасе (запасный выход); 
запасливый - умеющий запасаться (запасливый человек). 

Злой – злостный 
злой – исполненный чувства вражды (злой человек); 
злостный – имеющий дурную цель, преднамеренный (злостный неплательщик). 

Исполнительный – исполнительский 
исполнительный – старательный, точно и хорошо исполняющий поручения (исполнительный работник); 
исполнительский – относящийся к исполнителю (исполнительный стиль). 

Историчный – исторический 
историчный – соответствующий историческим фактам, точный, правильный (историчный взгляд); 
исторический – относящийся к истории (исторический роман). 

Командированный – командировочный 
командированный – лицо, находящееся в командировке (командированный специалист); 
командировочный – относящийся к командированному (командировочные расходы). 

Комический – комичный 
комический – относящийся к комедии (комический рассказ); 
комичный – забавный (комичный вид). 

Критический – критичный 
критический – относящийся к критике (критический разбор); 
критичный – исполненный критики (критичный подход). 

Логический – логичный 
логический – относящийся к логике (логическое мышление); 
логичный – правильный, разумный, последовательный (логичное рассуждение). 

Методический – методичный 
методический – относящийся к методике (методическая конференция); 
методичный – точно следующий плану (методичная работа). 
Ненавистнический – ненавистный 
ненавистнический – проникнутый ненавистью (ненавистнические планы); 
ненавистный – вызывающий ненависть (ненавистный враг). 

Нестерпимый – нетерпимый 
нестерпимый – такой, который невозможно стерпеть (нестерпимый холод); 
нетерпимый – недопустимый (нетерпимое отношение). 

Одеть – надеть 
одеть – кого-либо (одеть ребёнка); 
надеть – что-либо (надеть плащ). 

Описка – отписка 
описка – случайная ошибка при письме (досадная описка); 
отписка – ответ, не затрагивающий существа дела (дерзкая отписка). 

Освоить – усвоить 
освоить – научиться пользоваться чем-либо, включить в круг своей деятельности (освоить новую профессию); 
усвоить – сделать привычным; понять, запомнить (усвоить прочитанное). 

Органический – органичный 
органический – относящийся к растительному или животному миру (органическое удобрение); 
органичный – неразрывно связанный, закономерный (органичная целостность). 

Осуждение – обсуждение 
осуждение – выражение неодобрения, вынесение приговора (осуждение преступника); 
обсуждение – всестороннее рассмотрение (обсуждение проблемы). 

Отчётный – отчётливый 
отчётный – относящийся к отчету (отчетный период); 
отчётливый – хорошо различимый (отчетливый звук). 

Политический – политичный 
политический – относящийся к политике (политический деятель); 
политичный – действующий дипломатично, осторожно (политичный намек). 

Понятливый – понятный 
понятливый – быстро понимающий (понятливый человек); 
понятный – ясный (понятная причина). 

Представительный – представительский 
представительный – производящий выгодное впечатление (представительная наружность); 
представительский – относящийся к представительству, представителю (представительские расходы). 

Представление - предоставление 
представление - вручение для ознакомления, выдвижение для поощрения (представление характеристики); 
предоставление - выделение чего-то в чье-то распоряжение (предоставление кредита). 

Приметливый – приметный 
приметливый – способный примечать (приметливый критик); 
приметный – заметный (приметное неудовольствие). 

Реалистический – реалистичный 
реалистический – следующий реализму (реалистическая живопись); 
реалистичный – соответствующий действительности, вполне практический реалистичная цель). 

Скрытый – скрытный 
скрытый – тайный, невидимый (скрытая угроза); 
скрытный – неоткровенный (скрытный человек). 

Тактичный - тактический 
тактичный – обладающий тактом (тактичный поступок); 
тактический – относящийся к тактике (тактическая задача). 

Удачливый - удачный 
удачливый – счастливый, тот, кому везет (удачливый человек); 
удачный – успешный (удачный день). 

Фактический - фактичный 
фактический – соответствующий фактам (фактическое положение дел); 
фактичный – содержащий много фактов (фактичный доклад). 

Хозяйский - хозяйственный 
хозяйский – относящийся к хозяину; такой, как у хорошего хозяина (хозяйская заинтересованность); 
хозяйственный – занятый хозяйством, связанный с хозяйством (хозяйственные вопросы). 

Явный - явственный 
явный – очевидный, нескрываемый (явное превосходство); 
явственный – отчетливый, хорошо различимый (явственный шепот). 

Больше слов в словарях паронимов: 

1971 г. Н. П. Колесников «Словарь паронимов русского языка» Тбилиси 
1984 г. О. В. Вишнякова «Словарь паронимов русского языка» Москва, издательство «Русский язык» 
1992 г. В. П. Григорьев, Н. А. Кожевникова, З. Ю. Петрова «Материалы к словарю паронимов русского языка» Москва 
1994 г. Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева «Словарь паронимов современного русского языка» Москва 
1995 г. Н. П. Колесников «Словарь паронимов и антонимов» Ростов-на-Дону 
2005 г. О. А. Седакова, «Церковнославяно-русские паронимы» Издательство Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина 
2007 г. Ю. А. Бельчиков, М. С. Панюшева «Словарь паронимов русского языка» 
2010 г. Л. А. Введенская, Н. П. Колесников «Учебный словарь паронимов русского языка»



Предварительный просмотр:

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку

Это задание состоит из небольшого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Необходимо провести логикосмысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нем, проследить причинноследственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Так проверяется умение выпускников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию сообщения, используя сжатие текста.


Алгоритм выполнения задания:

  1. Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания текста; обратите внимание на главную часть сложноподчиненных предложений.
  2. Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте.
  3. Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, повторы).
  4. Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
  5. Соотнесите свой вариант сжатия текста с одним из ответов.
  6. Выберите правильный вариант ответа.


Давайте рассмотрим Тестовое задание и вместе разберём его:

В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе. 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия. 
2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку. 
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу. 
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми. 

выделяем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста: 

1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. 
2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц - пыли, дыма, сажи. 
3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей среде. 

определяем причинно-следственные отношения между предложениями: 

Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере - газообразные и твердые примеси). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении. 

отсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии. 

В воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью много газообразных и твердых примесей. Загрязнители воздуха наносят урон не только здоровью человека, но и окружающей природе. 

передаем в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте. 

Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде. 
1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия. 
2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку. 
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу. 
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми. 

Ответ: 2

Тестовые варианты для задания 1 из Егэ по Русскому:

Попробуйте решить их самостоятельно и сравнить с ответами в конце страницы


Пример 1:


Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами.Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных и купеческих династий России. 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Московские меценаты - представители богатейших промышленных и купеческих династий России. 
2) Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих династий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию. 
3) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России. 
4) Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.



Пример 2:


Причиной волн являются ветры, дующие вдоль поверхности воды. Хотя вода и не течёт вслед За ветром, она всё же взлетает вверх в направлении ветра, образуя гребни, затем падает вниз и возвращается на своё место, делая при этом круги в вертикальной плоскости. Вот почему предмет, плавающий на волнах, лишь поднимается вверх и опускается вниз, но никуда не движется. 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Причиной волн являются ветры. 
2) Ветер поднимает волны, которые, опускаясь, возвращаются на своё прежнее место, поэтому предметы, плавающие в воде, никуда не движутся. 
3) Волны под действием ветра делают круги в вертикальной плоскости, образуя при этом гребни и передвигая плавающие по воде предметы в направлении самого ветра. 
4) Вода нс течёт вслед за ветром, а взлетает вверх в его направлении, образуя гребни волн.



Пример 3:


На поверхности нашего тела и внутри него живёт огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. Большинство бактерий безопасны для организма человека и даже необходимы для его функционирования, но некоторые виды опасны - они могут вызвать заболевания. Вот почему важно перед едой мыть руки с мылом

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Большинство живущих на коже человека бактерий безопасны для организма и даже необходимы для его функционирования. 
2) В организме человека живет огромное количество бактерий, видимых только под сильным микроскопом: на маленьком кусочке кожи величиной с ноготь мизинца насчитывается пять миллионов бактерий. 
3) Кроме огромного количества безопасных или необходимых для организма человека бактерий, на поверхности кожи могут оказаться болезнетворные бактерии. 
4) Перед приёмами пищи необходимо мыть руки с мылом, так как на коже человека живёт множество бактерий, в том числе болезнетворных.



Пример 4:


Ветер может обладать большой.разрушительной силой. Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они дви.жутся, тем сильнее удар. ПоЭтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья., сносить крыши с домов. 

В каком из при.еедённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Ветер способен нанести большой ущерб: выкорчевать деревья, снести крыши домов. 
2) Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия. 
3) Молекулы воздуха ударяются о предметы, к:оторые стоят на их пути, и поэтому дует ветер. 
4) Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы способны принести большие разрушения.



Пример 5:


Греки украшали керамические изделия орнаментальной и сюжетной росписью, в том числе сценками из повседневной жизни. Эти изображения дали учёным представление о том, как выглядели древние греки, что носили, какие у них были дома и мебель и какую жизнь они вели. Именно поэтому керамические· сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях. 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Изображения на керамических изделиях дали археологам представление о жизни и быте древних греков. 
2) Керамические сосуды имеют большое значение в археологических исследованиях, так как греки украшали их орнаментальной росписью. 
3) Керамические сосуды дали учёным представление о том, какого уровня достигло развитие ремесла в Древнем Риме. 
4) Для украшения керамических изделий древние греки широко использовали сюжетную живопись.



Пример 6:


Если Вам довелось во время грозы при кратких вспышках молнии оказаться на оживлённой городской улице, Вы, конечно, заметили одну странную особенность: улица, только что полная движения, кажется в такие мгновения словно застывшей, прохожие останавливаются в напряжённых позах, машины неподвижны, отчётливо видна каждая спица колеса велосипеда. Причина кажущейся неподвижности заключается в ничтожной продолжительности молнии - тысячные доли секунды. Неудивительно поэтому, что улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молний совершенно неподвижной: ведь мы замечаем на ней только то, что длится тысячные доли секунды. 

В каком из приведённых ниже предложени верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Оживлённая городская улица, полная разнообразных движений, представляется при свете молнии совершенно неподвижной. 
2) Молния длится тысячные доли секунды, и поэтому при её свете человек замечает только то, что длится именно этот промежуток времени. 
3) Установлено, что продолжительность молнии составляет всего тысячные доли секунды. 
4) При кратких вспышках молнии на оживлённой городской улице за тысячные доли секунды можно отчётливо увидеть движущиеся предметы



Пример 7:


Любители понаблюдать за живой палитрой. осенних листьев обратили внимание на то, что она потускнела, и пришли к такому выводу: глобальное потепление климата планеты влияет на интенсивность окраски осенней листвы. Изучая, каким образом климат влияет на цвет листьев, учёные пришли к выводу, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. Таким образом, интенсивность цвета осенних листьев зависит от погоды. 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Любители понаблюдать за живой палитрой осенних листьев отмечают, что при засухе листья коричневеют и опадают, а при облачной погоде в листе замедляется образование красного пигмента. 
2) Учёные пришли к выводу, что глобальное потепление климата влияет на интенсивность окраски осенней листвы. 
3) Интенсивность цвета осенних листьев зависит не от глобального потепления климата, а от погоды. 
4) На интенсивность окраски осенней листвы влияет как глобальное потепление, так и погода.



Пример 8:


Среди сотен принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом. Ведь каждый человек, как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, хочет знать, что его работа, устремлённость в будущее имеют значение не только для него одного. Только тогда человек чувствует себя нужным, а свои способности - востребованными другими людьми. 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Чтобы верно выбрать профессию, наполнить своё существование истинным смыслом, человеку необходимо быть востребованным в обществе. 
2) Каждый человек как бы он ни был поглощён повседневными делами и заботами, должен думать о том, чтобы его способности были востребованы другими людьми. 
3) Решением о том, по какой дороге пойти, какую профессию выбрать, как наполнить своё существование истинным смыслом зависит от способностей самого человека. 
4) Человек чувствует себя востребованным в обществе только тогда, когда его работа имеет значение не только для него самого, но и для других, поэтому важно правильно выбрать профессию.



Пример 9:


В связи с тем, что в прошлом женщины в основном занимались домашним хозяйством, а мужчины добывали хлеб насущный себе, жене и детям, подавляющее большинство профессий были мужскими: воин, пахарь, строитель, гончар, столяр, кузнец ... И нет ничего удивительного в том, что названия почти всех профессий в языке тоже мужские: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, политик, художник и др. Женских вариантов названий этих профессий не существует, прежде всего, потому, что обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами. 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Названия почти всех профессий в языке были и остаются мужскими: рабочий, инженер, учёный, поэт, писатель, композитор, художник ... 
2) В связи с тем, что в прошлом мужчины добывали хлеб насущный для семьи, подавляющее большинство профессий были мужскими. 
3) В языке отсутствуют эквиваленты названий многих мужских профессий для женщин, потому что исторически эти профессии были исключительно мужскими. 
4) Старинные обычаи не разрешали женщинам заниматься мужскими делами. 


Пример 10:


Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников. 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Бактерии обитают всюду. 
2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях. 
3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. 
4) Бактерии обитают в каждом живом организме.



Пример 11:


Как некоторые вещества расширяются при нагревании, видно на примере работы градусника. В тоненькой трубочке в середине градусника находится ртуть - металл, который уже при комнатной температуре переходит в жидкое состояние. Чем сильнее нагревается градусник, например, за счёт температуры тела, тем больше ртуть расширяется и поднимается по стеклянной трубочке. 

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте? 

1) Ртуть - металл, при комнатной температуре переходящий в жидкое состояние, - поднимается по трубочке градусника, показывая температуру тела. 
2) Работа градусника иллюстрирует процесс расширения некоторых веществ при нагревании.
3) Ртуть - это металл, который уже при комнатной температуре переходит в жидкое состояние. 
4) Ртуть находится в тоненькой трубочке в середине градусника.



Ответы: 
1) 2 
2) 2 
3) 4 
4) 2 
5) 1 
6) 1 
7) 3 
8) 4 
9) 3 
10) 1 
11) 2