Главные вкладки
Играем и занимаемся дома
Игры и занятия которые можно организовать с ребенком дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Словесно-логические задачки для детей | 17.35 КБ |
70 важных дел с ребенком | 15.65 КБ |
Игралочка Познавательные опыты с ребенком | 666.49 КБ |
Игры с песком и водой дома | 20.15 КБ |
Копилка игр для снятия мышечного напряжения | 23.19 КБ |
Адаптационные игры | 29.2 КБ |
Игровые сеансы с детьми раннего возраста | 19.13 КБ |
Раскраски для малышей | 1.07 МБ |
Шаблоны для игр с пуговицами | 480.3 КБ |
Игры своими руками Классификация | 584.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Предлагаю вашему вниманию подборку словесных логических задачки для занимательного времяпрепровождения с ребенком, которые помогут вам увлекательно провести время с малышом, развить речевые и логические навыки!
Задачи на подбор слов с противоположным значением
Педагог называет слово, а ребенок должен подобрать к нему противоположное по значению.
Слова, обозначающие людей, предметы, явления (имена существительные)
Вопросы: Кто? Что? мама — папа
день — ночь
утро — вечер
зима — лето
солнце — луна
дождь — солнце
мальчик — девочка
мужчина — женщина
брат — сестра
жара — холод
огонь — вода
ложь — правда
зло — добро
уродство — красота
болезнь — здоровье
земля — небо
враг — друг
Слова — признаки предметов и явлений (имена прилагательные)
Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
злой — добрый
плохой — хороший
высокий — низкий
далекий — близкий
толстый — тонкий
широкий — узкий
короткий — длинный
грустный — веселый
холодный — теплый
горький — сладкий
кислый — соленый
летний — зимний
ночной — дневной
несчастный — счастливый
сухой — влажный
небесный — земной
твердый — мягкий
слабый — сильный
шершавый — гладкий
бойкий — робкий
пологий — крутой
тупой — острый
Слова действия и слова-состояния (глаголы)
Вопросы: Что делать? Что сделать?
смеяться — плакать
засмеяться — заплакать
ненавидеть — любить
молчать — кричать
падать — вставать
упасть — встать
взлетать — приземляться
взлететь — приземлиться
увядать — распускаться
намочить — высушить
мокнуть — сохнуть
сушить — мочить
Слова — признаки действия (наречия). Вопрос: Как?
горячо — холодно
тяжело — легко
высоко — низко
глубоко — мелко
широко — узко
далеко — близко
умно — глупо
уродливо — красиво
шершаво — гладко
Звериная семья
Первый вариант
Педагог называет слово, ребенок должен сказать, как называется детеныш животного.
Слониха — слоненок Кошка — котенок
Мышь — мышонок Лиса — лисенок
Собака — щенок Лошадь — жеребенок
Курица — цыпленок
Второй вариант
Родитель называет слово, обозначающее самца какого-нибудь животного, а ребенок должен назвать самку этого же животного. Слон — слониха
Кот — кошка
Воробей — воробьиха
Лис — лиса
Волк — волчица
Медведь — медведица
Скворец — скворчиха
Воробей — воробьиха
Петух — курица
Гусь — гусыня
Селезень — утка
Верблюд — верблюдица
Осел — ослица
Козел — коза
Можно объяснить детям, что не для всех животных придумали слова, обозначающие самца или самку. Например, слово «мышь» или слово «крыса» существуют только в женском роде. И для обозначения животных другого — мужского — пола используют выражения «самец мыши», «самец крысы». А с дельфинами все наоборот: им не придумали специального слова для обозначения животных женского пола. Говорят: самка дельфина.
Третий вариант. Этот вариант объединяет в себе оба предыдущих упражнения. Ребенку нужно подобрать не одно слово, а два, достроив «семейную цепочку».
Образец: слон — слониха — слоненок
Задания:
Петух — … — …
Пес — … — …
Жеребец — … — …
Кот — … — …
Грач — … — …
Скворец — … — …
Медведь — … — …
Правда, эти цепочки отражают не реальные семейные отношения в животном мире, а приемы словообразования. Но мы в данном случае упражняем детей в формальной логике.
Дело мастера боится
Педагог называет слово, обозначающее мастера какого-то дела. Ребенок, ориентируясь на образец, должен назвать продукт, создаваемый этим мастером.
Сапожник — сапог
Пирожник — пирог
Булочник — булка
Молочник — молоко
Садовод — сад
Огородник — огород
Другой принцип объединения слов в группу — профессия и место работы.
Строитель — стройка
Почтальон — почта
Крановщик — кран
Тракторист — трактор
Комбайнер — комбайн
Милиционер — милиция
Кондитер — кондитерская
Ведущий называет слово, отвечающее на вопросы кто? или что, а ребенок придумывает слово, отвечающее на вопрос какой?
Море — морской
Земля — земляной
Песок — песчаный
Стекло — стеклянный
Дерево — деревянный
Глина — глиняный
Пластилин — пластилиновый
Хлеб — хлебный
Фрукт — фруктовый
Овощ — овощной
Город — городской
Село — сельский
И т.д.
Чей домик?
Взрослый называет слово, а ребенок подбирает пару, отвечающую на вопрос чей? Чтобы задача была детям понятней, можно сказать так: «Это домик. Чей он? Решайте сами.
В домике живет Вася. Домик чей? — Васин.
В домике живет Маша. Домик чей? — … (Машин).
В домике живет бабушка. Домик чей? — … (Бабушкин).
В домике живет дедушка. Домик чей? — … (Дедушкин)».
По аналогии составляются предложения с другими именами, со словами мама, папа, тетя, дядя, прабабушка, прадедушка, хозяйка.
У павлина хвост павлиний
Более сложный уровень задач связан с подбором слов, обозначающих принадлежность какому-нибудь животному. Можно предложить детям разные предметы и явления для определения их принадлежности — домик, хвост, лакомство и т.п. Сначала педагог задает словесный образец. Затем дети по образцу подбирают пары к словам.
- Здесь живет собака. У собаки домик собачий.
Здесь живет кошка. У кошки домик — … (кошачий).
Здесь живет волк. У волка домик — … (волчий).
Здесь живет лиса. У лисы домик — … (лисий).
Здесь живет медведь. У медведя домик — … (медвежий).
Здесь живет воробей. У воробья домик — … (воробьиный). - Это лакомство для комара. Это лакомство комариное.
Это лакомство для крокодила. Это лакомство — … (крокодилье).
Это лакомство для кролика. Это лакомство — … (кроличье).
Это лакомство для птички. Это лакомство — … (птичье). - Это хвост слона. Это хвост слоновий.
Это хвост мышки. Это хвост — … (мышиный).
Это хвост лошади. Это хвост — … (лошадиный).
Это детеныш собаки. Это собачий детеныш.
Это детеныш волка. Это — … (волчий детеныш).
Это детеныш верблюда. Это — … (верблюжий детеныш).
Предварительный просмотр:
Совместные дела с ребенком навсегда остаются в памяти детей.
Они способствуют установлению контакта с родителями и другими членами семьи, создают чувство безопасности и эмоциональной близости.
Что следует сделать вместе с вашим ребенком, чтобы счастливые воспоминания детства остались на всю жизнь:
- Пускать солнечные зайчики.
- Наблюдать как прорастают семена.
- Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
- Вырезать челюсти из апельсиновых корок.
- Смотреть на звезды.
- Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.
- Дырявить льдинки под струей воды.
- Приготовить жженый сахар в ложке.
- Вырезать гирлянды бумажных человечков.
- Показывать театр теней.
- Пускать блинчики на воде.
- Рисовать мультфильм на полях тетради.
- Устроить жилище в коробке от холодильника.
- Плести венки из одуванчиков.
- Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.
- Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.
- Писать под копирку.
- Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.
- Слушать пение птиц.
- Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.
- Построить шалаш.
- Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).
- Наблюдать восход и закат.
- Любоваться лунной дорожкой.
- Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
- Сделать флюгер и ловушку для ветра.
- Светить в темноте фонариком.
- Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.
- Сходить на рыбалку.
- Оставлять отпечатки тела на снегу.
- Кормить птиц.
- Делать секретики.
- Строить дом из мебели.
- Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.
- Запускать воздушного змея.
- Крутить ребенка за руки.
- Построить замок из песка. Закапываться в песок.
- Сидеть в темноте, при свечах.
- Делать чертиков из намыленных волос.
- Дуть в пустую бутылку.
- Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.
- Издавать победный крик команчей.
- Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.
- Прыгнуть в центр лужи.
- Делать записи молоком.
- Устроить бурю в стакане воды.
- Закопать сокровище в тарелке с кашей.
- Объясняться знаками.
- Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.
- Дуть на пушинку.
- Выдавливать формочками печенье.
- Нанизывать ягоды на травинку.
- Петь хором.
- Починить любимую игрушку.
- Пускать мыльные пузыри.
- Наряжать елку.
- Свистеть через стручок акации.
- Смастерить кукольный домик.
- Залезть на дерево.
- Играть в привидений.
- Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.
- Говорить о мечтах.
- Стучать в самодельный барабан.
- Выпустить в небо воздушный шар.
- Организовать детский праздник.
- Смотреть на мир через цветные стеклышки.
- Рисовать на запотевшем стекле.
- Прыгать в кучи осенней листвы.
- Начать обед с десерта.
- Надеть на ребенка свою одежду.
Предварительный просмотр:
Познавательные опыты для детей
Источник: Журнал "Мастерилка" Издательского Дома "Карапуз"
Краткое содержание:
Химический опыт - невидимые чернила.
Опыты с лимонной кислотой и содой.
Эксперименты с поверхностным натяженим на воде.
Могучая скорлупа.
Научи яйцо плавать.
Анимация.
Опыты с оптическими иллюзиями.
Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные опыты. Большинство их них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.
Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или с помощью лимона запускать самодельную ракету. Подобные развлечения можно включить в программу дня рождения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Невидимые чернила
|
Лимон надувает воздушный шар
|
Лимон запускает ракету в космос
|
Разбегающиеся зубочистки
|
Могучая скорлупа
|
Научи яйцо плавать
|
"Наживка" для льда
|
Может ли "кипеть" холодная вода?
|
Соломинка-пипетка
|
Соломинка-флейта
|
Соломинка-рапира
|
Птичка в клетке
|
Как квадрат превращается в круг?
|
Сильная газета
|
Могучее дыхание
|
Рекордный вес
|
Предварительный просмотр:
Картотека игр с песком и водой
Игра «Топчем дорожки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Содержание:
Воспитатель с малышом шагаетпо песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ! » Взрослый и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Игра «Я пеку, пеку, пеку»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, моторики рук.
Содержание: Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра «Волшебные отпечатки на песке»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Содержание: Воспитатель и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т.д.
Игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию
Содержание: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Игра «Во саду ли, в огороде»
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Содержание: По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Игра «Путешествие в сказочный город»
Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.
Содержание: Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.
Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.
Игра «Самодельный водопад»
Цель: развитие моторики рук
Содержание: Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он "шумит". А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.
Игра «Чистюли»
Цель: Привитие элементарных трудовых навыков.
Дать понятие о «грязном» и «чистом».
Содержание: Воспитатель приносит в тазу игрушки, предлагает засучит рукава.
В другой таз наливает теплую воду из ведра и каждому дает поручение: вымыть игрушку. Воспитатель вовлекает всю группу детей и разговаривая с ними, подсказывает, что и как мыть.
Затем тряпочкой каждый ребенок вытирает свою игрушку.
Пересыпание сухого песка через воронку
Цель: Познакомить детей со свойствами сухого и влажного песка.
Содержание: Воспитатель подводит группу детей (не более 8 человек) к песочнице. Раздает детям бутылочки, ведерки, формочки.
Показывает как сыплется песок через воронку, как пересыпается из ведерка в формочку. Затем поливает часть песка, перемешивает совком и показывает, что мокрый песок сыпать нельзя, но из него можно лепить, придавая разную форму.
Воспитатель показывает детям как наполнять формочку, прижимать песок пальцами или совком, опрокинуть формочку на борт песочницы, украсить «пирог», «торт».
Постройка домика для куклы
Цель: Закрепить свойства песка. Подвести к тематическим постройкам.
Содержание: Воспитатель подводит детей к песочнице. «Смотрите какой желтый песок. Набирает на совок и ссыпает несколько раз: Ой, песок, песок!
Вот песок какой!
Сыплю я песочек,
Сыплю золотой!
-сделаем из песка горку. Высокую горку. Помогайте мне. Давайте посадим вокруг горки цветы и кустики (веточки). Вместе с воспитателем дети втыкают их в песок. Вот какой красивый сад! А кто в нем будет гулять? Дети подсказывают, что кукла Нина. Давайте позовем ее. Появляется кукла. «Здравствуйте, дети! Какой красивый сад! Как красиво все кругом! Я хочу построить дом! » -Давайте построим дом для куклы. Строит.
Появляется собачка. Для нее строят будку.
Появляется козочка, ест траву, цветы, портит сад. Собака прогоняет козу – лает на нее. Кукла благодарит собаку за помощь.
Такие постройки в игровой форме подводят детей к постройке огорода, озера. Можно использовать ветки, цветы, фанерные игрушки.
Игры с решетом
Цель: Развитие тактильных ощущений.
Знакомство со свойствами песка.
Содержание: Воспитатель показывает как просеивать песок сквозь решето. Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребенок найдет небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)
Игра «Норки для мышки»
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Содержание:
Ребенок вместе с Воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем мама озвучивает игрушку, например, мышку-норушку, пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик, просовывая в него игрушку.
Игра «Заборчики»
Цель:
знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Содержание:
Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. Или катать вдоль него грузовик.
Игра «Город, где мы живем»
Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.
Содержание: Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.
Игра «Уточки плавают»
Цель: дать представление о том, что предметы «плавают», о числовом определении «один», «много».
Содержание.
Воспитатель пускает в воде резиновые игрушки. «Смотрите, как уточка плавает. Сейчас я покручу палочкой по воде (делает круговые движения палочкой). Уточка двигается. Вот как интересно!
А теперь, Коля, на тебе палочку, покрути ей, и т. д. другим детям.
Была одна уточка, а теперь сколько?
После воспитатель предлагает вынуть игрушки из воды и оптереть их тряпочкой. Они мокрые, вытирайте игрушки, теперь они стали сухими.
Положите игрушки на место. Выльем воду из таза. Вот как она льется.
Игра «Вода принимает форму»
Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут.
Содержание.
Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Игра «Горячо-холодно»
Цель: Дать представление о холодной, теплой и горячей воде.
Содержание.
Дети сидят на стульчиках полукругом вокруг стола. Воспитатель ставит таз или ванну и говорит детям, что сейчас кукла Таня будет купаться. Наливает холодную воду и опускает куклу. Кукла «выскакивает». Она не хочет купаться. Почему? Вода холодная. Дети подходят и трогают воду рукой.
Я подолью горячей воды, она станет теплая. Дети убеждаются, что вода теплая. Теперь куклу снова сажают в таз, она с удовольствием купается.
Активизация словаря: холодная, теплая, горячая.
Игра «Мокрое-сухое»
Цель: Закрепить понятие о «мокром» и «сухом». Закрепить название одежды.
Содержание.
Группа детей стоит около таза с водой.
«Сегодня я хочу постирать кукольное белье»_ говорит воспитатель. Сама стирает и сопровождает действия словами: «Сначала налью теплой воды. Намочу платье. Намылю как следует, потру, смою мыло в воде, выжму.
В другом тазике прополощу в чистой воде и снова выжму. Теперь протяну веревочку и повешу белье. Пусть просохнет. Сейчас оно мокрое, а потом будет сухим.
Затем предлагает детям постирать и дает каждому белье от куклы, мыло. Дети рассказывают кто что стирает (закрепить название одежды) .
Подготовка канавки, горки для прогулки куклы
Цель: Подвести к тематическим постройкам. Закрепить свойства песка.
Содержание.
Воспитатель реет в песке ямку, делает канавку, горку. Затем «выходит на прогулку» кукла (собачка, во время прогулки она преодолевает все эти препятствия: падает в ямку, влезает на горку, перепрыгивает через канавку. По этому примеру дети тоже роют ямки, канавки, делают горки и кукла гуляет по всей площадке, могут быть включены в игру другие куклы или игрушки.
Через канавки можно положить дощечки, мостик, на горку сделать ступеньки.
Игра «Что я закопала в песок? »
Цель: Развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Содержание: Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово! », «Можно! », дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребенок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребенок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.
Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.
Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.
Если ребенок правильно отгадал, то выбирает другого, а сам закапывает игрушку.
Переливание воды из кружки в кружку или через воронку
Цель: Дать представление о свойствах воды- «льется», О «мокром», о «сухом».
Содержание.
Воспитатель зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу». (называет кто кому нальет) .
Предварительный просмотр:
Копилка игр на снятие мышечного напряжения.
Игра «Дуй сильнее!»
- Цель: снятие напряжения в области мышц лица.
- Детей поделить на две группы и посадить на противоположных концах площадки. По середине поставить стояки и протянуть между ними параллельно две нитки (одну – выше, другую – ниже), каждая длиной в 1 м. На нити нанизить кусочки бумаги. С каждой группы воспитатель зовет по одному ребенку с группы. Они подходят к нитям с бумагам и дуют на них с такой силой, чтобы каждый кусочек бумаги продвигался в конец по нити.
Игра «Кукла на качели»
- Цель: снятие напряжения в области мышц лица.
- На горизонтальной длиной нитке, прикрепленной к стоякам, привязать короткие ниточки, к которым прикреплены разные цветные фигурки кукол. К куклам вызвать детей. Поддувая кукол, дети как бы их качают. Выигрывает тот, чья кукла подлетает выше.
Игра «Подпрыгни и подуй на шарик»
- Цель: улучшение функции дыхания, прыгучести, ориентация в пространстве, снятие мышечного напряжения.
- Количество игроков: 5-15 человек.
Инвентарь: воздушный шарик, веревка, на которой подвешивается шарик.
Инструкция. Чуть выше головы ребенка висит воздушный шарик. Дети сидят на скамейке или стоят. По сигналу ведущего ребенок подходят к шарику, подпрыгивает и дует на него, шарик отлетает.
Хороводная игра «Зайка»
- Цель: снятие мышечного напряжения.
- Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой
Упражнение «Рисуем на ладошках»
- Цель: снятие напряжения в области мышц рук, формирование доверия.
- Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой – вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.
Упражнение «Ветер и ветерок»
- Цель: развитие слухового восприятия, выразительности движений.
Игровой материал: деревянные палочки (прутики).
Музыкальный материал: пьеса «Лендлер», музыка Бетховена.
Методика проведения. Педагог: «Покажите, как ветерок качает ветки деревьев». Дети берут в руки прутики, по показу педагога поднимают руки вверх, раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой. Музыкальный руководитель исполняет пьесу «Лендлер».
Педагог: «А теперь налетел сильный ветер... А вот опять легкий ветерок».
Дети в соответствии с музыкальными фразами выполняют раскачивание с различной амплитудой
Упражнение «Лягушки»
- Цель: на расслабление мышц лица.
- Внимательно посмотрите, как я буду делать следующее упражнение. (Показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и», обратить внимание на напряжение и расслабление губ.) А теперь слушайте и делайте, как я.
Мы весёлые лягушки
Тянем губы прямо к ушкам!
Потяну – перестану!
Губы не напряжены
И расслаблены...
Упражнение «Орешек»
- Цель: на расслабление мышц лица.
- Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Показать, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, всё расслаблено. Слушайте и делайте, как я
Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются...
Игра «Психологическая лепка»
- Цель: снятие мышечного напряжения, формирование умения сотрудничать.
- Психолог просит детей «слепить» из своих тел одну общую фигуру, например, морскую звезду, и показать, как она движется. Можно предложить ракушку, кота, птицу, цветок, машину и т.д. Дети не только «лепят» фигуру, но и «оживляют» ее, двигаясь плавно и синхронно, не нарушая ее целостности.
- Пластические этюды «Птицы» Цель: снятие мышечного напряжения, развитие выразительных движений.
- Изобразить журавля, который стоит на одной ноге, ходит по болоту, ловит лягушек.
«Совушка-сова»
- Цель: снятие мышечного напряжения.
- Перед началом игры следует показать ребенку сову и рассказать ему о ней. После этого надо взять небольшой резиновый мячик, нарисовать на нем глаза и клюв совы и прочитать про нее стихотворение, показывая ребенку мячик:
Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела,
Во траву свалилася,
В яму покатилася!
Упражнение «Ласковый мелок»
- Цель: Развитие навыков общения, снятие мышечного напряжения в области спины.
- Проведение: Дети делятся на пары. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик, букву. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.
Упражнение «Штанга»
- Цель: расслабить мышцы спины.
- Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз
Игра «Рубка дров»
- Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.
- Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».
Игра «Хоровод сказочных героев»
- Цель: развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности.
- Возраст: дошкольный.
- Описание игры: Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога (например, Буратино).
Психогимнастика «Покажи нос»
- Цель: Снятие мышечного напряжения.
- Проведение: Психолог читает стишок, а дети показывают:
Раз, два, три, четыре, пять! Начинаем мы играть.
Вы смотрите. Не зевайте. И за мной вы повторяйте,
Что я вам сейчас скажу И при этом покажу
«Уши-уши» (дети показывают уши)
«Глазки-глазки»
«Ручки-ручки» и т.д.
Игра «Мыльные пузыри»
- Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения.
- Описание игры: Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды «Лопнули!» дети ложатся на пол.
Упражнение «Бабочка и ветерок»
- Цель: снятие напряжения в области мышц рук и плечевого пояса.
- Один из играющих – «бабочка», другой – «ветерок». «Ветерок» протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. «Бабочка» слегка касается ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.
- Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором «ветерок» управляет руками-«крылышками» «бабочки». В процессе танца партнеры меняются ролями («бабочка» открывает глаза и поворачивает свои руки ладошками вверх). Если подобрать спокойное, умиротворяющее сопровождение, игра превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.
Упражнение «Щенок отряхивается»
- Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.
Упражнение «Ласковый ветерок»
- Цель: снятие напряжения в области мышц лица..
- Дети сидят на стульчиках. Ведущий: «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще».
Предварительный просмотр:
Адаптационные игры для детей раннего возраста
Задачи:
- Укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми в период адаптации.
- Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение.
- Развивать навыки общения
- Тренировать психомоторные функции.
- Развивать доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми.
1. Как летит листочек
Дайте малышу листок газетной бумаги, помогите ему выполнить действия, о которых говориться в рифмовке:
- Листочек взлетел,
- Листочек кружится,
- Листочек кружится,
- Под ноги ложится.
- Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.
Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая превратить в подобие бумажного шарика.
2. Прыгай побыстрей
Педагог собирает детей в круг, предлагает взяться за руки, ритмично подпрыгивая вверх – вниз, приговаривая:
- Прыгай, прыгай побыстрей,
- Прыгай, прыгай веселей.
- Вверх – вниз,
- Вверх – вниз.
- Крепче за руки держись!
3. В нашей группе
Педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая
- В нашей группе, в нашей группе
- Много маленьких ребят,
- Много маленьких ребят
- Вместе рядышком сидят.
Называем по очереди всех детей:
- А у нас есть … Настя
- А у нас есть … Петя и т.д.
- Много маленьких ребят,
- Много маленьких ребят
- Вместе рядышком сидят.
4. Доброе утро
Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:
- Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)
Вы проснулись? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)
Вы проснулись?
- Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)
Ты проснулся?
- Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)
Вы проснулись?
- Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику).
Ты проснулся? (хлопки в ладоши)
- Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)
5. Перышки
Взрослый звонит в колокольчик, подзывает детей к себе.
- Ребята, посмотрите, какое красивое, легкое перышко! (на ниточке.) Взрослый дует на перышко.
Оно летит и садится на ладонь взрослого.
- Ах! Какое легкое перышко, оно умеет летать. Давайте подуем все вместе.
- А теперь легкое перышко полетело и село на ладошку Тане.
Взрослый сажает перышко на ладошку ребенка.
- Подуй на перышко. Ой! Полетело. К Сереже на ладошку село.
Перышко перелетает с ладошки на ладошку.
6. Попрыгунчик
Продекламируйте малышу этот стишок, сопровождая слова действиями, а потом предложите малышу, присоединиться к вам:
- Стоит в поле теремок
(сядьте на корточки и накройте голову руками)
- Кто в тереме живет?
- Дверка открывается
(медленно приподнимаете руки над головой)
- Кто там появляется?
Ш-ш-ш-ш, ба-бам!
(подпрыгиваете, вытягивая руки вверх)
- Попрыгунчик там!
7. Топ, топ, стоп
Возьмите ребенка за руку и идите, приговаривая:
- Топ, топ, топ, топ, топ, стоп.
На слово «стоп» останавливаетесь. Дальше идете в припрыжку.
- Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп, стоп.
Опять останавливаетесь на слове «стоп».
8. Зайчик
Для игры подойдет любая мягкая игрушка.
Читаем стишок, сопровождая его действиями:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик поскакать. (потрясите игрушку вверх, вниз)
Огляделся, (поверните голову игрушки влево – вправо)
Повертелся, (вращайте игрушку)
Посмотрел наверх и вниз, (наклоните игрушку назад и вперед)
Пробежался, (бегите с игрушкой)
Забоялся…
Где ты, зайчик, отзовись? (спрячьте игрушку за спину)
9. Ладушки – хлопушки
Взрослый декламирует стишок, выполняя действия:
- - Ладушки – ладушки,
- Звонкие хлопушки,
- Хлопали в ладошки,
- Хлопаем немножко. Да!
(громко хлопаем в ладоши)
- - Кашу варили,
- Ложечкой мешали.
(взрослый помогает ребенку водить пальчикомправой руки по ладошке левой)
- - Куколку кормили. Да!
- - Кошечке давали. Да!
(протягиваем левую ладонь вперед)
- - Кулачки сложили,
- Кулачками били,
- Тук, тук, тук, тук, тук,
- Тук, тук, тук, тук, тук. Да!
(сжимаете пальцы в кулаки и решительнопостукиваете ими друг о друга)
- - Ладошки плясали,
- Деток забавляли,
- Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
- Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)
- - Ладушки устали,
- Ладушки поспали,
- Баю-бай, баюшки,
- Баю-бай, ладушки. Да!(складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)
10. Утреннее приветствие
Дети и воспитатель встают в круг.
Все поднимают руки вверх. Воспитатель говорит:
- С добрым утром, солнце! Мы тебе рады.
- Все мы проснулись, за руки взялись!
Дети берутся за руки.
Воспитатель, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, продолжает:
- И Таня здесь… (дети вслед за воспитателем повторяют)
- И Саша здесь… и т.д.
Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь?».
Дети встают на цыпочки, подняв руки вверх, и хором говорят: «Все здесь!». Медленно опускаются на корточки.
11. Покажи нос
Дети стоят напротив воспитателя, который говорит им:
- - Раз, два, три, четыре, пять,
- Начинаем мы играть.
- Вы смотрите, не зевайте
- И за мной все повторяйте,
- Что я вам сейчас скажу
- И при этом покажу.
Далее воспитатель называет вслух и показывает на себе какую – либо часть лица, тела:
«Уши – уши» - все показывают уши.
«Глазки – глазки» - все показывают глазки.
«Ручки – ручки» - все показывают ручки и т.д.
12. Поймай зайчика
Воспитатель показывает детям солнечный зайчик на стене, обращая внимание на то, что он прыгает, замирает, потом вдруг неожиданно убегает.
- Солнечные зайчики,
- Прыг, прыг, скок.
- Прыгают, как мячики,
- Прыг, прыг, скок.
Затем предлагает малышам догнать зайчика, иногда, давая им возможность ловить световое пятно.
Если зайчик «устал», спрятался в норку, детям предлагается тоже отдохнуть, закрыть глазки, поспать «понарошку».
13. Заинька – паинька
Взрослый встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:
- Будем заинькой?
- Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.
- Вот так, вот так, поклонись. (кланяются в разные стороны)
- Заинька, повернись, серенький повернись.
- Вот так, вот так, повернись. (поворачиваются, руки на поясе)
- Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.
- Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни и ножкой.
- Вот так, вот так, топни ножкой. (топают по очереди каждой ножкой)
В конце игры педагог хвалит «зайку», поглаживает по головке: «Молодцы!». Поглаживает ручки и ножки. По желанию ребенка игра повторяется.
Рекомендации для педагогов и родителей
«Игры в адаптационный период»
Кто из нас в детстве не играл в «куличики»? Ведерко, формочки, совок — первое, что мы приобретаем своему ребенку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.
Игра в песок, особенно для малышей первых-вторых младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. Родители и воспитатели младших групп могут использовать игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатели естественным путем могут осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.
В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего Я. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
1. В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
2. В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
3. В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
4. В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.
5. Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.
Песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:
- развить более позитивную Я-концепцию;
- стать более ответственным в своих действиях и поступках;
- выработать большую способность к самопринятию;
- в большей степени полагаться на самого себя;
- овладеть чувством контроля;
- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
- развить самооценку и обрести веру в самого себя.
Что нужно для игры в песок в помещении?
1. Водонепроницаемый деревянный ящик с ручками размером 50 х 70 х 8 см. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, что позволяет охватывать его взглядом целиком. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера.
Внутреннюю поверхность ящика лучше окрасить в синий или голубой цвет.
2. Чистый, просеянный, прокаленный в духовом шкафу песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика.
Для песочных игр песок должен быть влажным.
3. Коллекция специальных игрушек высотой не более 8 см:
- фигурки людей;
- здания (дома, школы, церкви, замки);
- животные (домашние, дикие, морские, древние);
- машины (сухопутные, водные, космические, боевые);
- растения (деревья, кусты, цветы, овощи);
- постройки (мосты, ограды, ворота, загоны для скота);
- ракушки, веточки, камешки, шишки, косточки;
- символические предметы для загадывания желаний, коробочки с «сокровищами и драгоценностями»;
- фигурки сказочных героев (добрых и злых);
- пластиковые или деревянные буквы, цифры, различные геометрические фигуры.
Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образцов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста или вырезать из бумаги.
Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий
1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнятьпо подражанию или из любопытства.
2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.
3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.
4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.
5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)
На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.
Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.
Правила поведения, запреты, поощрения осуществляются взрослым через свою игрушку-посредника —«Песочного человечка»
Взрослый знакомит детей со своей игрушкой — «Песочный человечек».
Педагог. Песочный человечек — это добрый волшебник, который любит детей, игрушки, ему очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками. (Дети показывают игрушки и по возможности называют их.) Песочный человечек приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир.
Сначала дети осматривают песочный поднос: дотрагиваются до бортиков, крышки, тихонько стучат пальчиками по крышке. Песочный человечек разрешает войти в ее песочный дом (взрослый снимает крышку с песочницы). Дети осматривают песочницу изнутри. Взрослый указывает на борта песочницы: «Они голубого цвета, как небо», указывает на дно песочницы без песка: «Оно голубое, как вода в море».
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Педагог. Песочный человечек хочет показать деткам и их игрушкам много интересных игр в песочном мире. Давайте поздороваемся с нашим новым другом — песком.
Правила игры в песочнице для малышей
На этом этапе целесообразно познакомить ребенка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). Так как часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание ребенка на это факт.
Педагог. Песочный человечек загрустил, потому что ее друзья -песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочный человечек просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Игра-занятие «Песочный детский сад»
В данной игре поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание необходимо уделить в игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например расставание с родителями или прием пищи.
Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочный человечек выполняет роль педагога. Он объясняет правила поведения игрушек-«детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.
Среди больших игрушек в группе выбирается такая, которая в понимании ребенка может символизировать родителя. От имени игрушки-родителя воспитатель несколько раз говорит и демонстрирует необходимость расставания: мама или папа уходят на работу, а игрушка-малыш на некоторое время остается в песочном детском саду.
Игра с игрушкой- «родитель» и игрушкой «ребенок»
«Родители» приводят «ребенка» в песочный детский сад, где их уже ждет песочный человечек—педагог. Педагог показывает малышу место, где он будет переодеваться, и помогает ему переодеться. Родители целуют малыша и оставляют ему в кармашке/мешочке кусочек конфетки или печенья. Затем родители уходят (взрослый уносит игрушку из комнаты). Песочный человечек–педагог вместе с малышом машут родителям и идут вместе в группу — песочницу, где уже приготовлено место для игровой комнаты: там стоит игрушечный столик с посудой, спальня с игрушечной кроваткой, туалет с игрушкой — имитация горшка. Часть песочницы может быть засажена веточками-деревьями — это игровой участок для прогулок на свежем воздухе. Далее игровой сюжет развивается в соответствии с реальной жизнью ребенка в детском саду.
При многократном проживании в игре психотравмирующей ситуации, например расставания с родителями, у ребенка наступает своего рода снижение чувствительности и страха в реальной стрессовой ситуации, так как его песочный опыт будет показывать предсказуемость и благополучный исход реальных событий: «каждое утро ты идешь в детский сад», «на некоторое время ты остаешься с другими детьми и взрослыми без родителей», «ты можешь весело поиграть с другими детьми», «воспитатель всегда поможет тебе», «ты должен слушать, что говорит и что просит тебя сделать воспитатель», «родители всегда придут за тобой, они любят тебя».
Таким образом, любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.
Игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды. Но как оптимально использовать их, мало кто знает. Педагоги нашего детского сада детского сада считают, что песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а детки с удовольствием играют с песочком. Таким образом, интуитивно педагоги понимают тайну «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом и одним из основателей психоанализа. Многолетние наблюдения и опыт показали, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Основной принцип игр на песке — это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность. Для занятий с детьми я подбираю задания и игры в сказочной форме. При этом я полностью исключаю негативную оценку действий и результатов ребенка и стараюсь максимально поощрять фантазию и творческий подход.
Предварительный просмотр:
Игровые сеансы для детей раннего дошкольного возраста
Цель: сохранение психического и физического здоровья детей раннего возраста.
Задачи:
- регуляция двигательной активности детей;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- создание положительного эмоционального фона.
Игровой сеанс № 1
- Укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми в период адаптации.
- Развивать доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми.
Как летит листочек
Предлагаем детям листок газетной бумаги и выполняем действия, о которых говориться в рифмовке:
- Листочек взлетел,
- Листочек кружится,
- Листочек кружится,
- Под ноги ложится.
- Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.
Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая превратить в подобие бумажного шарика.
Прыгай побыстрей
Педагог собирает детей в круг, предлагает взяться за руки, ритмично подпрыгивая вверх – вниз, приговаривая:
- Прыгай, прыгай побыстрей,
- Прыгай, прыгай веселей.
- Вверх – вниз,
- Вверх – вниз.
- Крепче за руки держись!
Перышки
Взрослый звонит в колокольчик, подзывает детей к себе.
- Ребята, посмотрите, какое красивое, легкое перышко! (на ниточке.) Взрослый дует на перышко.
Оно летит и садится на ладонь взрослого.
- Ах! Какое легкое перышко, оно умеет летать. Давайте подуем все вместе.
- А теперь легкое перышко полетело и село на ладошку Тане.
Взрослый сажает перышко на ладошку ребенка.
- Подуй на перышко. Ой! Полетело. К Сереже на ладошку село.
Перышко перелетает с ладошки на ладошку.
Игровой сеанс № 2 «Играем с зайкой»
- Укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми.
- Снять у детей эмоциональное и мышечное напряжение.
Хороводная игра «Зайка»
Цель: снятие мышечного напряжения.
- Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Зайка, зайка! Что с тобой? Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи! Вот морковку получи!
Вот морковку получи! Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
Упражнение «Рисуем на ладошках»
Цель: снятие напряжения в области мышц рук, формирование доверия.
- Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой – вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.
Упражнение «Орешек»
Цель: на расслабление мышц лица.
- Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Показать, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, всё расслаблено. Слушайте и делайте, как я.
Зубы крепче мы сожмём,
А потом их разожмём.
Губы чуть приоткрываются
Упражнение «Ласковый ветерок»
Цель: снятие напряжения в области мышц лица.
- Дети сидят на стульчиках. Ведущий: «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще».
Игровой сеанс № 3 «Веселый щенок»
Утреннее приветствие
Дети и воспитатель встают в круг.
Все поднимают руки вверх. Педагог говорит:
- С добрым утром, солнце! Мы тебе рады.
- Все мы проснулись, за руки взялись!
Дети берутся за руки.
Педагог, обращая взгляд поочередно к каждому ребенку, продолжает:
- И Таня здесь… (дети вслед за воспитателем повторяют)
- И Саша здесь… и т.д.
Затем воспитатель оглядывает каждого ребенка и говорит: «Все здесь?».
Дети встают на цыпочки, подняв руки вверх, и хором говорят: «Все здесь!». Медленно опускаются на корточки.
Покажи нос
Дети стоят напротив воспитателя, который говорит им:
- - Раз, два, три, четыре, пять,
- Начинаем мы играть.
- Вы смотрите, не зевайте
- И за мной все повторяйте,
- Что я вам сейчас скажу
- И при этом покажу.
Далее воспитатель называет вслух и показывает на себе какую – либо часть лица, тела:
«Уши – уши» - все показывают уши.
«Глазки – глазки» - все показывают глазки.
«Ручки – ручки» - все показывают ручки и т.д.
Упражнение «Щенок отряхивается»
- Цель: Коррекция тревожности, снятие мышечных зажимов.
- Предложите ребенку показать, как отряхивается щенок (например, после купания). Обратите его внимание на то, что щенок отряхивается всем телом – от носа до хвоста. Покажите это сами, пропуская волну трясения сверху донизу и обратно. Повторите упражнение вместе с ребенком.