Патриотическое воспитание в музыкальной деятельности
Сценарии праздников и развлечений по нравственно - патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra.docx | 23.84 КБ |
chudesa_rossii_integrir._zanyatie.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий квест - игры по патриотическому воспитанию для детей старшей группы общеразвивающей направленности
на тему «Родина моя – Россия»
Цель: актуализировать знания о родине - России, и о малой родине – городе Городце.
Предварительная работа: 1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия;
3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
4. Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;
5. Слушание песен о России, Родине, ее просторах.
6. Дидактические игры по патриотическому воспитанию из серии «Моя родина – Россия»
Ход игры.
1. Организационный момент
Под песню «Родина мать» дети спокойным шагом заходят в зал.
Воспитатель: День необычный сегодня у нас,
Мы искренне рады приветствовать вас.
Для умной игры собралась детвора,
Игру начинать нам настала пора
2. Пояснение.
Воспитатель: - У нас необычная игра в форме квеста. Напомню всем, что квест - это такая игра, в которой участники находят и выполняют не одно задание, а целый ряд заданий для того, чтобы выполнить главную задачу.
- А о чём наша игра, мы узнаем из загадки:
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
- Правильно, наша игра называется «Родина моя - Россия»
3. Создание интереса
Воспитатель показывает картинку с ромашкой, читает стихотворение Ромашки, ромашки – цветы полевые,
Вы символом стали российских полей.
Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,
Вы светлый денёчек России моей.
Воспитатель: - Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок, символизирующий Россию, я, выбрала бы ромашку.
Белая ромашка - это истинно русский цветок. И я думаю, что его можно назвать одним из символов России.
4. Постановка цели
Воспитатель: - Вот и сегодня, ребята, я предлагаю собирать ромашку. Задача нашей игры: найти главное слово. А какое это слово вы узнаете, когда соберете 6 лепестков от ромашки. Для этого нужно выполнить 6 заданий. Задания спрятаны в конверте, а каждый конверт - спрятан где-то в зале.
Для выполнения главной задачи необходимо пройти и выполнить все задания. После правильного выполнения задания вы получите лепесток ромашки с буквой. Только когда вы пройдете все испытания, и у вас будут все лепестки, вы сможете найти главное слово. А сейчас, давайте посмотрим маршрут и определим, куда нам идти сначала
5. Последовательность игры
Раздается колокольный звон – сигнал для начала квеста. Дети рассматривают свой маршрут, находят номера нужных пунктов и идут выполнять задание. На маршруте обозначен квадратиком уголок музыкально-театральный, дети подходят и находят конверт – отдают воспитателю
Воспитатель: - Первое задание: «Я спрошу, а ты ответь!»
Вопросы: 1. Как называется страна, в которой мы живём?
2. А как называется столица нашей Родины?
3. Как называются люди, живущие в России?
4. Что мы называем малой родиной?
5. Как называется город нашей малой родины?
6. Кто является президентом России?
- Итак, вы справились с этим заданием. Получайте первый лепесток от ромашки.
- Давайте посмотрим наш маршрут, где нас ожидает следующее задание. Следующее задание около маленьких стульев.
Дети находят, отдают воспитателю, тот зачитывает
Воспитатель: - Следующее задание «Назови государственные символы России». Давайте вспомним, что является государственным символом России?
1. Герб - это эмблема государства.
2. Флаг.
Что же означает белый, синий и красный цвет? Белый цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и правду, красный - отвагу и любовь.
3. Гимн.
4. Берёза
5. Балалайка
6. Матрёшка
Воспитатель: - Молодцы, вот вам ещё один лепесток. Давайте посмотрим на наш маршрут и определим, куда идти дальше.
Дети определяют, что следующее задание спрятано в углу за цветком, находят там 2 конверта
Воспитатель: - Здесь лежат 2 конверта, значит, 2 задания и мы можем заработать сразу 2 лепестка, но для этого нам нужно поделиться на две команды. Кто знает, как можно разделиться? (по считалке, на мальчиков и девочек, по счёту) Воспитатель предлагает поделиться на 2 группы по желанию детей
Воспитатель: - Задание для 1 команды, убрать все государственные флаги и оставить только флаг России.
Задание для 2 команды, аналогичное, только убрать нужно государственные гербы, оставив герб России Дети выполняют.
Дидактическая игра: «Флаг моей страны»
Показать детям флаг России, убрать и предложить выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
Дидактическая игра: «Герб моей страны»
Показать детям герб России, и предложить детям составить герб из частей картинки.
Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте 3 и 4 лепесток от ромашки. Давайте посмотрим, где следующее задание
Дети сообщают, что идти нужно к центральной стене, находят конверт. Воспитатель: - Сейчас испытание называется защитники Отечества, а кто же такие защитники Отечества?
Дети: - Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.
Песня «Мы шагаем как солдаты» (мальчики)
Воспитатель: - Сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужная армия в мирное время? (Предположения детей) - Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. - Что же делают солдаты в армии в мирное время? (Солдаты тренируются) А задание такое, нужно потренироваться, как тренируются солдаты.
Физкультурная минутка «Честь имею»
Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте 5 лепесток от ромашки. И давайте посмотрим, где искать последний 6 лепесток? Дети определяют, где спрятан последний конверт (на окне) Воспитатель: - Последнее задание «Малая родина» - Кто ответит, что такое малая родина? - Малая Родина – уголок, где мы родились. - Место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди. - Правильно. Это наш родной город – город ….?. - А кто знает, почему его назвали Городец? Правильно. Вам необходимо собрать картинки и назвать, какие известные места изображены на них.
Дети работают с разрезными картинками, по окончании называют, что изображено.
7. Рефлексия
Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте 6 лепесток от ромашки. Сейчас я его прикреплю. Присаживайтесь на стульчики, игра наша подошла к концу, понравилась она? А чем мы занимались? Какие задания вам понравились больше всего? А зачем мы их выполняли? Кто помнит, какая главная задача стояла перед нами? (найти главное слово) - Нашли мы слово? - Тогда я приглашаю сюда гостей и прошу с ромашки снять бабок-коробок и показать нам нашу ромашку.
Один из присутствующих гостей снимает бабочек, под ними появляются буквы. Воспитатель предлагает детям их прочитать
Дети: - Р-о-д-и-н-а
Воспитатель: - Правильно, это главное слова для любого человека на нашей планете – это слово Родина, родиной мы зовём нашу страну – это … (Россия), и нашу малую родину – город…? Что ещё мы Родиной зовем?
1 ребёнок: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем
2 ребёнок: Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.
3 ребёнок: Что мы Родиной зовём?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый,
Хлеб за праздничным столом
4 ребёнок: Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.
Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! На этом наша игра заканчивается. А эти медали вам будут напоминать о нашей необычной игре. Воспитатель раздаёт медали «Я люблю Россию»
Танцевальная композиция с флажками «Мы – дети России»
Предварительный просмотр:
Чудеса России
Интегрированное занятие по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Звучит фонограмма народной музыки. Дети парами входят в зал, выполняя разные народные танцевальные движения.
Музыкальный руководитель: Добро пожаловать! Проходите! Будем веселиться, песни петь, плясать, смеяться, шутить, никому не дадим грустить. Пригласила я вас неспроста, а чтобы вспомнить былые времена. Рассаживайтесь, сейчас все узнаете.
Дети занимают места на лавках.
М.Р.: Вот и прошла зима. Ночи были длинные, а дни короткие. Чем же раньше занимался народ длинными, зимними вечерами?
(Дети отвечают.) Собирался народ в самой большой избе, а если погода удалась, то во дворе. Устраивали пиршества, умельцы хвалились своими рукотворными изделиями, а также шутили, пели, рассказывали друг другу небывальщины.
Ребенок: Хозяюшка, а почему у вас так много сундуков? Что в них лежит?
М.Р.: Сейчас обо всем расскажу. Всему свое время! В этом сундуке спрятаны разные платки.
Достает платки по одному, каждый платок надевает на девочку, которая проходит, делая круг и демонстрируя платок под музыку.
М.Р.: Вот платочек простой, ситцевый. Сделан он в городе Иваново, который славится своими тканями на всю Россию. Все девочки и женщины на Руси носили платки всегда и дома, и на улице. Вот еще один платочек. Он украшен вологодскими кружевами. На что они похожи? Такими кружевами украшали не только платки, а также полотенца, скатерти, кофты, платья, накидки. Кружева плетут мастерицы вручную, а узоры подсказывает сама матушка – природа.
Девочка: За окном снежок искрится.
Под коклюшек разговор
Выплетает кружевница
Зимний звездчатый узор.
Что за дивные узоры,
Полотенца и подзоры!
Все в букетах белых роз!
Может, вывел их мороз?
Что за скатерть получилась!
Может, все это приснилось?
Пляшут весело коклюшки,
Смотришь – кругом голова!
И бегут, бегут с подушки,
Как затейливые стружки,
Белой стежкой кружева.
М.Р. (показывает следующие платки):
А это не платок, а настоящее волшебство! Легкий, тонкий, как паутинка, и теплый, как солнышко. Как вы думаете, можно ли такой большой платок протянуть через колечко? Давайте-ка попробуем…(Взрослый продевает через кольцо платок.) Такие чудо-платки делают в Оренбурге.
Самые большие платки – павло - посадские. Они бывают разного цвета, с большими яркими цветами. О каком времени года напоминает вам этот платок? (Лето.) Такие платки надевали по большим праздникам и выходили «на люди». На какой праздник вы надели бы такой платок? (На Масленицу.)
Знаменит на весь мир русский платок. Его узоры разнообразны, извилисты, переплетаются между собой, словно девичий венок. Даже в наше время модницы носят такие платки. Самое время показать красоту русского платка в хороводе, где музыка также переплетается и вьется, словно узоры на платке.
Хоровод с платками «Гляжу в озера синие» (девочки)
М.Р.: А вот еще изделия русских мастеров. Знакомы вам эти промыслы?
(Дети рассказывают о промыслах и из чего сделаны работы.)
Да, прославили Россию умельцы на весь мир.
Песня «Русские умельцы»
(После песни мальчики обращают внимание на сундуки, подходят к ним и открывают.)
Мальчик: Ребята, посмотрите, это наши работы, но мы их не успели закончить.
М.Р.: Как говорится в русской пословице, «не тот молодец, кто нашел свое дело, а тот молодец, кто исполняет его умело». Не сразу мастера изготавливали свои работы. Вот и вы свои работы сегодня завершите. Ну что? За дело?
Дети подходят к рабочим местам, на которых приготовлены заготовки изделий русских ремесел. Хохлома – аппликация шерстяными нитками на основе фетра, дымковская игрушка – рисование тычками на гипсовых заготовках, богородская игрушка – работа в технике «пластилинография», городецкая роспись. Дети разбирают свои заготовки и продолжают над ними работать, при этом рассказывая пословицы о труде и умении.
М.Р.: Коль закончили вы дело, пора и представить его смело.
Дети выходят к зрителям и показывают свои работы, читая стихи о своем ремесле, передавая характер ремесла.
М.Р.: Вот такие мастера на ярмарках торговали – ремесло прославляли. Коль появится ложечник, да с целой корзиной расписных деревянных ложек, так они вмиг продавались. Всем нужны были деревянные ложки!
Мальчик (показывая 2 деревянные расписные ложки, говорит громко, нараспев):
Ложки, ложки,
Расписные ложки!
Ложки золоченые,
Узоры крученые!
Хочешь – щи хлебай!
Хочешь – музыку играй!
Песня «Ложки деревянные»
(С игрой на ложках)
М.р.: Делу время, а потехе час. Раньше по вечерам сидели и разные сказки сочиняли. «Докучные сказки» знаете? (Дети отвечают.) Вот сундук – в нем сказки живут! Сундук открываю – сказку начинаю!
М.Р. надевает на руку ребенка игрушку-сову, тот выполняет движения по словам сказки.
М.р.: Рассказать вам сказку про сову? Хорошо! Слушайте и не перебивайте!
Летела сова, веселая голова.
Вот она летела, летела, на березку села.
Хвостиком повертела, по сторонам посмотрела,
Песенку пропела, опять полетела.
Девочка: А можно, я расскажу про сову?
Летела сова, веселая голова.
Вот она летела, летела,
На (называет дерево) села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять поглядела и опять запела…
Дальше рассказывать?
Ребенок: Я хочу рассказать!
Жил-был старичок. Поехал на мельницу муки намолоть…
М.Р.: Чего молчишь? А дальше что?
Ребенок: Кабы доехал, рассказал бы, а может, неделю будет ехать!
Дети: А нам можно? (Берут куклы из сундука):
Жил-был карась, вот и сказка началась!
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили-были три гуся.
Вот и сказка вся!
М.Р.: А может, все вместе расскажем?
(Попевка с движениями на ускорение ритма.)
Жила-была бабка да у самой печки.
Захотелось бабке искупаться в речке.
И купила бабка мыло и мочало.
Эта песня хороша, начинай сначала!
Наигрались, насмеялись, присядем, отдохнем!
В зал входит Иван, здоровается.
Иван: Что-то больно тихо в избе вашей. Решил заглянуть. Не спят ли хозяева? Это хорошо, что веселились. Так давайте играть.
Тай-тай, налетай!
Поиграйте с нами в интересную игру,
А какую – не скажу. Догадайтесь сами!
Раз, два, три, четыре, пять –
Кто пойдет со мной играть?
Русская народная игра «Тетерка»
(Иван приглашает и зрителей.)
Иван: А в пляске себя покажете? Кто кого перепляшет?
(Девочки и мальчики начинают спорить.)
Мальчик: Раздайся, народ! Видишь, пляска идет!
Танец с ложками (мальчики) Дети садятся на скамейки.
Иван: А вы слыхали? Вы слыхали – в соседней деревне что творится?
(Дети отвечают.)
Жили-были Дед да Баба с маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А Хохлаткою они звали жеребенка,
А еще была у них курица Буренка.
А еше у них была собачонка Мурка,
А еще два козла, Сивка да Бурка!
М.Р.: Да это что! Вот!
Кто поверит, что это бывает?
Кошка с мышкой в обнимку гуляет,
Волк овечку катает в коляске,
А под вечер читает ей сказки.
Рыба песни поет, словно птица.
Трус охотник зайчишку боится.
Жаба с ветки на ветку порхает…
Кто поверит, что это бывает?
Дети: Нет! Не верим! Все это небылицы и враки!
Иван: Вы слыхали, что мост через речку поломали?
Нет? А я сам все своими глазами видел!
Шла изба по мостику
И махнула хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
В речке шум, в речке звон!
Кто не верит – выйди вон!
Дети: Нет, нет! Все это выдумки, небывальщины!
М.Р.: Довольно вам спорить! А я вот слышала, что за тридевять земель, в тридесятом царстве, живет птица сказочная. Перья ее светятся, как огонь. Кто про такую птицу слышал? (Дети отвечают.)
Иван: Это чудо мне знакомо. Живет она в яблоневом саду, где растут яблоки не простые, а золотые. Голыми руками Жар – птицу не поймать, да и зачем ее ловить? Нрав у нее добрый, сама красива, любит петь и танцевать. Стоит балалаечке заиграть, как она сама прилетит.
Иван берет балалайку, начинает играть, появляется Жар-птица.
«Танец Жар-птицы»
По окончании танца оставляет перо.
М.Р.: Вот так красота! И волшебное перо оставила!
Иван: Да, перо вам очень пригодится. К печке поднесешь – сразу огонь загорится, печь затопится, дымок из трубы пойдет…
М.Р.: А давай проверим!
Подносят перо к печке, в печи «загорается огонь».
Вот так чудо! Заодно и пряников напечем! А пока будут печься пряники, мы песню про них споем.
Песня «Прянички»
М.Р.: Вот и пироги поспели для ребят!
Воспитатель (входит в зал): Не засиделись ли мои дети в гостях? Пора в группу возвращаться!
М.Р.: Хорошо мы с вами посидели? Весело вам было у меня в гостях? Раз пора вам возвращаться, Иван вас проводит, корзину с пирогами донесет.
Иван: Донесу!
М.Р.: Постарайся целиком донести!
Дети исполняют попевку «До свидания!» и под музыку выходят из зала.