Патриотическое воспитание в музыкальной деятельности

Гаврилова Елена Вениаминовна

Сценарии праздников и развлечений по нравственно - патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-igra.docx23.84 КБ
Файл chudesa_rossii_integrir._zanyatie.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий квест - игры по патриотическому воспитанию для детей старшей группы общеразвивающей направленности

на тему «Родина моя – Россия» 

Цель: актуализировать знания о родине - России, и о малой родине – городе  Городце.

Предварительная работа: 1. Беседы о родной стране – России;

2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия;

3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;

4. Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;

5. Слушание песен о России, Родине, ее просторах.

6. Дидактические игры по патриотическому воспитанию из серии «Моя родина – Россия»

Ход игры.

 1. Организационный момент

Под песню «Родина мать» дети спокойным шагом заходят в зал.

Воспитатель: День необычный сегодня у нас,

Мы искренне рады приветствовать вас.

Для умной игры собралась детвора,

Игру начинать нам настала пора

 2. Пояснение.

Воспитатель: - У нас необычная игра в форме квеста. Напомню всем, что квест - это такая игра, в которой участники находят и выполняют не одно задание, а целый ряд заданий для того, чтобы выполнить главную задачу.

- А о чём наша игра, мы узнаем из загадки:

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь — скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Родина)

 - Правильно, наша игра называется «Родина моя - Россия»

 3. Создание интереса

Воспитатель показывает картинку с ромашкой, читает стихотворение Ромашки, ромашки – цветы полевые,

Вы символом стали российских полей.

Ромашки, ромашки – вы солнца кусочек,

Вы светлый денёчек России моей.

Воспитатель: - Ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок, символизирующий Россию, я, выбрала бы ромашку.

Белая ромашка - это истинно русский цветок. И я думаю, что его можно назвать одним из символов России.

4. Постановка цели

Воспитатель: - Вот и сегодня, ребята, я предлагаю собирать ромашку. Задача нашей игры: найти главное слово. А какое это слово вы узнаете, когда соберете 6 лепестков от ромашки. Для этого нужно выполнить 6 заданий. Задания спрятаны в конверте, а каждый конверт - спрятан где-то в  зале.

      Для выполнения главной задачи необходимо пройти и выполнить все задания. После правильного выполнения задания вы получите лепесток ромашки с буквой. Только когда вы пройдете все испытания, и у вас будут все лепестки, вы сможете найти главное слово. А сейчас, давайте посмотрим маршрут и определим, куда нам идти сначала

5. Последовательность игры

Раздается колокольный звон – сигнал для начала квеста. Дети рассматривают свой маршрут, находят номера нужных пунктов и идут выполнять задание. На маршруте обозначен квадратиком уголок музыкально-театральный, дети подходят и находят конверт – отдают воспитателю 

Воспитатель: - Первое задание: «Я спрошу, а ты ответь!»

Вопросы: 1. Как называется страна, в которой мы живём?

2. А как называется столица нашей Родины?

3. Как называются люди, живущие в России?

4. Что мы называем малой родиной?

5. Как называется город нашей малой родины?

6. Кто является президентом России?

 - Итак, вы справились с этим заданием. Получайте первый лепесток от ромашки.

 - Давайте посмотрим наш маршрут, где нас ожидает следующее задание. Следующее задание  около маленьких стульев.

Дети находят, отдают воспитателю, тот зачитывает 

Воспитатель: - Следующее задание «Назови государственные символы России».  Давайте вспомним, что является государственным символом России?

1. Герб - это эмблема государства.

2. Флаг.

Что же означает белый, синий и красный цвет? Белый цвет означает мир и чистоту души, синий - верность и правду, красный - отвагу и любовь.

3. Гимн.

4. Берёза

5. Балалайка

6. Матрёшка

Воспитатель: - Молодцы, вот вам ещё один лепесток. Давайте посмотрим на наш маршрут и определим, куда идти дальше.

 Дети определяют, что следующее задание спрятано в углу за цветком, находят там 2 конверта

Воспитатель: - Здесь лежат 2 конверта, значит, 2 задания и мы можем заработать сразу 2 лепестка, но для этого нам нужно поделиться на две команды. Кто знает, как можно разделиться? (по считалке, на мальчиков и девочек, по счёту) Воспитатель предлагает поделиться на 2 группы по желанию детей

Воспитатель: - Задание для 1 команды, убрать все государственные флаги и оставить только флаг России.

Задание для 2 команды, аналогичное, только убрать нужно государственные гербы, оставив герб России Дети выполняют. 

Дидактическая игра: «Флаг моей страны»

Показать детям флаг России, убрать и предложить выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России. 

Дидактическая игра: «Герб моей страны»

Показать детям герб России, и предложить детям составить герб из частей картинки.  

Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте 3 и 4 лепесток от ромашки. Давайте посмотрим, где следующее задание

Дети сообщают, что идти нужно  к центральной стене,  находят конверт. Воспитатель: - Сейчас испытание называется защитники Отечества, а кто же такие защитники Отечества?

Дети: - Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Песня «Мы шагаем как солдаты» (мальчики)

Воспитатель: - Сейчас нет войны, на нас никто не нападает, зачем же нужная армия в мирное время? (Предположения детей) - Армия всегда должна быть готова к тому, чтобы отразить нападение врагов. - Что же делают солдаты в армии в мирное время? (Солдаты тренируются) А задание такое, нужно потренироваться, как тренируются солдаты.                          

                       Физкультурная минутка «Честь имею» 

Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте 5 лепесток от ромашки. И давайте посмотрим, где искать последний 6 лепесток? Дети определяют, где спрятан последний конверт (на окне) Воспитатель: - Последнее задание «Малая родина» - Кто ответит, что такое малая родина? - Малая Родина – уголок, где мы родились. - Место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди. - Правильно. Это наш родной город – город ….?. - А кто знает, почему его назвали  Городец?  Правильно. Вам необходимо собрать картинки и назвать, какие известные места изображены на них.

Дети работают с разрезными картинками, по окончании называют, что изображено. 

7. Рефлексия

Воспитатель: - Молодцы, вы справились с этим заданием. Получайте 6 лепесток от ромашки. Сейчас я его прикреплю. Присаживайтесь на стульчики, игра наша подошла к концу, понравилась она? А чем мы занимались? Какие задания вам понравились больше всего? А зачем мы их выполняли? Кто помнит, какая главная задача стояла перед нами? (найти главное слово) - Нашли мы слово? - Тогда я приглашаю сюда гостей и прошу с ромашки снять бабок-коробок и показать нам нашу ромашку.

Один из присутствующих гостей снимает бабочек, под ними появляются буквы. Воспитатель предлагает детям их прочитать

Дети: - Р-о-д-и-н-а

Воспитатель: - Правильно, это главное слова для любого человека на нашей планете – это слово Родина, родиной мы зовём нашу страну – это … (Россия), и нашу малую родину – город…? Что ещё мы Родиной зовем?

1 ребёнок: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем

2 ребёнок: Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

3 ребёнок: Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый,

Хлеб за праздничным столом

4 ребёнок: Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим – синим

Флаг России над Кремлем.

Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! На этом наша игра заканчивается. А эти медали вам будут напоминать о нашей необычной игре. Воспитатель раздаёт медали «Я люблю Россию»

Танцевальная композиция с флажками «Мы – дети России»



Предварительный просмотр:

Чудеса России

Интегрированное занятие по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Звучит фонограмма народной музыки.  Дети парами входят в зал, выполняя разные народные танцевальные движения.

Музыкальный руководитель: Добро пожаловать! Проходите! Будем веселиться, песни петь, плясать, смеяться, шутить, никому не дадим грустить. Пригласила я вас неспроста, а чтобы вспомнить былые времена. Рассаживайтесь, сейчас все узнаете.

Дети занимают места на лавках.

М.Р.: Вот и прошла зима. Ночи были длинные, а дни короткие. Чем же раньше занимался народ длинными, зимними вечерами?

(Дети отвечают.) Собирался народ в самой большой избе, а если погода удалась, то во дворе. Устраивали пиршества, умельцы хвалились своими рукотворными изделиями, а также шутили, пели, рассказывали друг другу небывальщины.

Ребенок: Хозяюшка, а почему у вас так много сундуков? Что в них лежит?

М.Р.: Сейчас обо всем расскажу. Всему свое время! В этом сундуке спрятаны разные платки.

Достает платки по одному, каждый платок надевает на девочку, которая проходит, делая круг и демонстрируя платок под  музыку.

М.Р.: Вот  платочек простой, ситцевый. Сделан он в городе Иваново, который славится своими тканями на всю Россию. Все девочки и женщины на Руси носили платки всегда и дома, и на улице. Вот еще один платочек. Он украшен вологодскими кружевами. На что они похожи? Такими кружевами украшали не только платки, а также полотенца, скатерти, кофты, платья, накидки. Кружева плетут мастерицы вручную, а узоры подсказывает сама матушка – природа.

Девочка: За окном снежок искрится.

Под коклюшек разговор

Выплетает кружевница

Зимний звездчатый узор.

Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры!

Все в букетах белых роз!

Может, вывел их мороз?
Что за скатерть получилась!

Может, все это приснилось?

Пляшут весело коклюшки,

Смотришь – кругом голова!

И бегут, бегут с подушки,

Как затейливые стружки,

Белой стежкой кружева.

М.Р. (показывает следующие платки):

А это не платок, а настоящее волшебство! Легкий, тонкий, как паутинка, и теплый, как солнышко. Как вы думаете, можно ли такой большой платок протянуть через колечко? Давайте-ка попробуем…(Взрослый продевает через кольцо платок.) Такие чудо-платки делают в Оренбурге.

  Самые большие платки – павло - посадские. Они бывают разного цвета, с большими яркими цветами. О каком времени года напоминает вам этот платок? (Лето.)  Такие платки надевали по большим праздникам и выходили «на люди». На какой праздник вы надели бы такой платок?  (На Масленицу.)

  Знаменит на весь мир русский платок. Его узоры разнообразны, извилисты, переплетаются между собой, словно девичий венок. Даже в наше время модницы носят такие платки. Самое время показать красоту русского платка в хороводе, где музыка также переплетается и вьется, словно узоры на платке.

Хоровод с платками «Гляжу в озера синие» (девочки)

М.Р.: А вот еще изделия русских мастеров. Знакомы вам эти промыслы?

(Дети рассказывают о промыслах и из чего сделаны работы.)

Да, прославили Россию умельцы на весь мир.

Песня «Русские умельцы»

(После песни мальчики обращают внимание на сундуки, подходят к ним и открывают.)

Мальчик: Ребята, посмотрите, это наши работы, но мы их не успели закончить.
М.Р.: Как говорится в русской пословице, «не тот молодец, кто нашел свое дело, а тот молодец, кто исполняет его умело». Не сразу мастера изготавливали свои работы. Вот и вы свои работы сегодня завершите. Ну что? За дело?

  Дети подходят к рабочим местам, на которых приготовлены заготовки изделий русских ремесел. Хохлома – аппликация шерстяными нитками на основе фетра, дымковская игрушка – рисование тычками на гипсовых заготовках, богородская  игрушка – работа в технике «пластилинография», городецкая роспись. Дети разбирают свои заготовки и продолжают над ними работать, при этом рассказывая пословицы о труде и умении.

М.Р.: Коль закончили вы дело, пора и представить его смело.

Дети выходят к зрителям и показывают свои работы, читая стихи о своем ремесле, передавая характер ремесла.

М.Р.: Вот такие мастера на ярмарках торговали – ремесло прославляли. Коль появится ложечник, да с целой корзиной расписных деревянных ложек, так они вмиг продавались. Всем нужны были деревянные ложки!

Мальчик (показывая 2 деревянные расписные ложки, говорит громко, нараспев):

Ложки, ложки,

Расписные ложки!

Ложки золоченые,

Узоры крученые!

Хочешь – щи хлебай!

Хочешь – музыку играй!

Песня «Ложки деревянные»

(С игрой на ложках)

М.р.: Делу время, а потехе час. Раньше по вечерам сидели и разные сказки сочиняли.  «Докучные сказки» знаете? (Дети отвечают.) Вот сундук – в нем сказки живут! Сундук открываю – сказку начинаю!

М.Р. надевает на руку ребенка игрушку-сову, тот выполняет движения по словам сказки.

М.р.: Рассказать вам сказку про сову? Хорошо! Слушайте и не перебивайте!

Летела сова, веселая голова.

Вот она летела, летела, на березку села.

Хвостиком повертела, по сторонам посмотрела,

Песенку пропела, опять полетела.

Девочка: А можно, я расскажу про сову?

Летела сова, веселая голова.

Вот она летела, летела,

На (называет дерево) села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела

И опять поглядела и опять запела…

Дальше  рассказывать?

Ребенок: Я хочу рассказать!

Жил-был старичок. Поехал на мельницу муки намолоть…

М.Р.: Чего молчишь? А дальше что?

Ребенок: Кабы доехал, рассказал бы,  а может, неделю будет ехать!

Дети: А нам можно? (Берут куклы из сундука):

Жил-был карась, вот и сказка началась!

Жили-были два налима,

Вот и сказки половина.

Жили-были три гуся.

Вот и сказка вся!

М.Р.: А может, все вместе расскажем?

(Попевка с движениями на ускорение ритма.)

Жила-была бабка да у самой печки.

Захотелось бабке искупаться в речке.

И купила бабка мыло и мочало.

Эта песня хороша, начинай сначала!

  Наигрались, насмеялись, присядем, отдохнем!

В зал входит Иван, здоровается.

Иван: Что-то больно тихо в избе вашей. Решил заглянуть. Не спят ли хозяева? Это хорошо, что веселились. Так давайте играть.

Тай-тай, налетай!

Поиграйте с нами в интересную  игру,

А какую – не скажу. Догадайтесь сами!

Раз, два, три, четыре, пять –

Кто пойдет со мной играть?

Русская народная игра «Тетерка»

(Иван приглашает и зрителей.)

Иван: А в пляске себя покажете? Кто кого перепляшет?

(Девочки и мальчики начинают спорить.)

Мальчик: Раздайся, народ! Видишь, пляска идет!

 Танец с ложками (мальчики)  Дети садятся на скамейки.

Иван: А вы слыхали? Вы слыхали – в соседней деревне что творится?

(Дети отвечают.)

Жили-были Дед да Баба с маленькою внучкой,

Кошку рыжую свою называли Жучкой.

А Хохлаткою они звали жеребенка,

А еще была  у них  курица Буренка.

А еше у них была собачонка Мурка,

А еще два козла, Сивка да Бурка!

М.Р.: Да это что! Вот!

Кто поверит, что это бывает?

Кошка с мышкой в обнимку гуляет,

Волк овечку катает в коляске,

А под вечер читает ей сказки.

Рыба песни поет, словно птица.

Трус охотник зайчишку боится.

Жаба с ветки на ветку порхает…

Кто поверит, что это бывает?

Дети: Нет! Не верим! Все это небылицы и враки!

Иван: Вы слыхали, что мост через речку поломали?

Нет? А я сам все своими глазами видел!

Шла изба по мостику

И махнула хвостиком,

Зацепилась за перила,

Прямо в речку угодила.

В речке шум, в речке звон!

Кто не верит – выйди вон!

Дети: Нет, нет! Все это выдумки, небывальщины!

М.Р.: Довольно вам спорить! А я вот слышала, что за тридевять земель, в тридесятом царстве, живет птица сказочная. Перья ее светятся, как огонь. Кто про такую птицу слышал?   (Дети отвечают.)

Иван: Это чудо мне знакомо. Живет она в яблоневом саду, где растут яблоки не простые, а золотые. Голыми руками Жар – птицу не поймать, да и зачем ее ловить? Нрав у нее добрый, сама красива, любит петь и танцевать. Стоит балалаечке заиграть, как она сама прилетит.

Иван берет балалайку, начинает играть, появляется Жар-птица.

«Танец Жар-птицы»

По окончании танца оставляет перо.

М.Р.: Вот так красота! И волшебное перо оставила!

Иван: Да, перо вам очень пригодится. К печке поднесешь – сразу огонь загорится, печь затопится, дымок из трубы пойдет…

М.Р.: А давай проверим!

Подносят перо к печке, в печи «загорается огонь».

Вот так чудо! Заодно и  пряников напечем! А пока будут печься  пряники, мы песню про  них  споем.

Песня «Прянички»

М.Р.: Вот и пироги поспели для ребят!

Воспитатель (входит в зал): Не засиделись ли мои дети в гостях? Пора в группу возвращаться!

М.Р.: Хорошо мы с вами посидели? Весело вам было у меня в гостях? Раз пора вам возвращаться, Иван вас проводит, корзину с пирогами донесет.

Иван: Донесу!

М.Р.: Постарайся целиком донести!

Дети исполняют попевку «До свидания!» и под музыку выходят из зала.