Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы: из опыта работы.

На этой странице можно найти некоторые рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «СОШ № 55» ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Слайд 2

Цель инклюзивного образования- создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество

Слайд 3

Модели инклюзивного образования ПОЛНАЯ ИНКЛЮЗИЯ ЧАСТИЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ ВНЕУРОЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) КЛАССЫ

Слайд 4

ПОЛНАЯ ИНКЛЮЗИЯ Дети с ОВЗ посещают школу наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса. Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия

Слайд 5

ЧАСТИЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ Дети с ОВЗ обучаются на дому по индивидуальному учебному плану и частично посещают школу (по согласованию с родителями). Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

Слайд 6

ВНЕУРОЧНАЯ ИНКЛЮЗИЯ Дети с ОВЗ обучаются только на дому по индивидуальному учебному плану и (по согласованию с родителями) посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

Слайд 7

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) КЛАССЫ Дети с ОВЗ обучаются в специальном классе III-IV, V видов по специальному учебному плану, по направлению ПМПК. Посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

Слайд 8

Условия : наличие высококвалифицированных педагогических кадров методическое обеспечение материально-техническая база

Слайд 9

Материально-техническая база

Слайд 10

Материально-техническая база

Слайд 11

Материально-техническая база

Слайд 12

Материально-техническая база

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

в условиях общеобразовательной школы

МБОУ «СОШ № 55»

   Наше учреждение было открыто 1 сентября 2012 года. В этом году мы отмечаем 35-летие. Вот так школа выглядела при открытии.

   За 35 лет  мы выпустили 59 учеников, имеют золотую и серебряную медаль. 35 лет – это период и неудач,  и побед, но последних больше.

   Мы занимаем призовые место в различных конкурсах: 1м. – областной конкурс детского и юношеского творчества «Новые звезды», мы победители фестиваля школьных гимнов и презентаций на 2 Всероссийском слете учителей, 2 место – областной конкурс детской эстрадной песни «Музыкальный лабиринт», 3 место в соревнованиях «Пара-ски»

   На протяжении многих лет мы побеждали в городском и областном конкурсе «Дни защиты от экологической опасности», в смотре-конкурсе «Лучшая школа года» по различным номинациям.

Среди наших педагогов есть «Лучшие учителя России - 2012».

  В школе трудится 30 педагогов, из них 1 квалификационную категорию имеют 9 человек, высшую – 13.

  Коллектив относительно стабилен. Стаж от 16 лет имеют 10 человек, от 25 – 12 человек.

   Все это позволяет педагогам активно участвовать в конкурсах. Среди нас – 11 человек – участники конкурса «Народный учитель», внедрять новые формы обучения.

   В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Связано это с тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья, обучаясь в специальных (коррекционных) учреждениях, остаются изолированными от  сверстников с нормальным развитием, лишены участия в общественной жизни. Таким образом, эта категория детей лишена конституционного права на получение полноценного образования, возможности социализации, что противоречит национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».  

«Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…»

Преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы,  реструктуризация системы образования диктуют необходимость создания такой модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

   Понятия «интеграция» и «инклюзия» при определенных отличиях имеют много общего.

Интеграция – выборочное помещение учеников с ограниченными возможностями здоровья в обычные общеобразовательные школы или создание специальных классов, ученики которых часть учебного времени проводят со своими сверстниками с нормативным темпом развития.

  Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему и членам его семьи различных поддерживающих услуг.

   Таким образом, актуальность новой модели образования заключается во включении детей с ограниченными возможностями здоровья  в воспитательно-образовательный процесс обычной общеобразовательной школы с целью их адекватной социализации в обществе, создании безбарьерной среды для всех категорий обучающихся.

   Нечто подобное происходит и в нашей школе. В настоящий момент перед нами стоит задача:

  создать условия и отработать модель интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной  школы с целью получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимого для их максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

Подобное образование должно:

- исключить любую дискриминацию детей;

- обеспечить толерантное отношение ко всем участникам образовательного процесса;

- обеспечить индивидуальный подход к обучающемуся;

- позволить детям с ограниченными возможностями здоровья получить необходимые образовательные услуги и поддержку;

- предоставить детям  с ограниченными возможностями здоровья возможность учиться рядом с домом, жить в семье, быть вместе со своими сверстниками;

- способствовать успешной социализации личности.

   Итак, каким же мы идем путем?  А мы идем путем проб и ошибок, как, впрочем и многие, потому что данный вид образования ещё мало изучен. Различают следующие модели инклюзивного образования:

- полная инклюзия

  - частичная инклюзия

  - внеурочная инклюзия

  - специальные (коррекционные) классы

      Полная инклюзия - дети с ОВЗ посещают школу наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам, который может совпадать с учебным планом соответствующего класса. Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

   Частичная инклюзия - дети с ОВЗ обучаются на дому по индивидуальному учебному плану и частично посещают школу (по согласованию с родителями). Могут посещать кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

 

   Внеурочная инклюзия - дети с ОВЗ обучаются только на дому по индивидуальному учебному плану и (по согласованию с родителями) посещают кружки, секции, различные внеклассные   мероприятия.  

 

Специальные (коррекционные) классы - дети с ОВЗ обучаются в специальном классе III-IV, V видов по специальному учебному плану, по направлению ПМПК. Посещают кружки, секции, различные внеклассные мероприятия.

   В течение последних лет у нас был опыт организации учебного процесса по принципу частичной инклюзии, но мы сами этого не осознавали. В нашей школе два ребенка инвалида находились на  «домашнем обучении», но вместе с тем частично посещали уроки и различные мероприятия, когда это позволяло здоровье.

  Третий год у нас в учреждении открываются на первой ступени обучения специальные (коррекционные) классы V вида. Это тоже очень сложное дело, потому что просто так не открываются подобные классы. Ведь главное не просто выделить для них помещение и назначить учителя. Нужно прежде всего создать необходимые условия:

- наличие высококвалифицированных педагогических кадров

- методическое обеспечение

- материально-техническая база

- наличие педагогических кадров (учитель должен быть квалифицированным, для этого в учреждении был разработан план повышения квалификации педагогов и план переподготовки: учителя начальных классов прошли не только курсы повышения квалификации по введению новых ФГОСов, но и получают второе педагогическое образование по специальности «учитель-логопед»; заместитель директора по УВР также прошла необходимую курсовую подготовку по работе с «видовыми» классами в условиях инклюзивного образования; 27 педагогов прошли 102 часовые курсы по специальной педагогике

- методическое обеспечение: (найти базисный учебный план для данного вида классов, составить свой план и защитить его тоже не составило большого труда; куда сложнее было найти программы, написать по ним свои рабочие программы и получить на них лицензии; и практически невозможно было приобрести учебники – мы изготавливали их сами в типографии; чтобы не носить учебники в школу, «особые» дети должны иметь  два комплекта учебников, для школьных и домашних занятий.).

- материально-техническое обеспечение: педагоги, работающие в классах данного вида имеют доступ к компьютерам  

   открыт кабинет психомоторной разгрузки

 уроки физической культуры проходят в спортивном зале, капитально отремонтированном в 2011 году

занятия спортом у детей, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, проходят с этого учебного года в новом тренажерном зале, открытие которого после капитального ремонта состоялось 10 сентября 2012 года

дети занимаются с логопедом в специальном кабинете, оснащенном в соответствии со всеми нормами

вторая половина дня у детей проходит в группе продленного дня, для чего так же выделен специальный кабинет

дети получают двухразовое питание в новой школьной столовой, которая также была открыта в 2011 году

В этом году в сентябре мы получили мобильный компьютерный класс,  медицинское обслуживание в специально оборудованном кабинете, который мы готовы «отлицензировать».

С сентября 2013 года мы продолжим работу учреждения в данном направлении, но дополнительно планируем открыть с 1 по 12 класс специальные (коррекционные) классы III-IV вида для детей незрячих и слабовидящих. Таким образом, со следующего учебного года в школе будут реализованы все 4 модели инклюзивного образования: специальные (коррекционные) классы, частичная и внеурочная инклюзия, а  также полная инклюзия, потому что некоторые дети в соответствии с медицинскими показаниями будут обучаться в общеобразовательных классах, но по индивидуальному учебном плану.

   В школе планируется открыть инклюзивные классы,  или классы инклюзивного обучения, с целью создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Подобные классы очень важны и нужны, т.к. система работы в них направлена на создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности, на развитие их потенциальных возможностей. Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей) и в соответствии с заключением  ПМПК.

   Конечно, будут проблемы: штатное расписание, индивидуальный учебный план… А ещё для сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо полное или частичное присутствие тьютера. Но мы готовы преодолевать эти трудности.       Поэтому уже сегодня Мы защитили проект «Разработка и реализация интегрированной модели образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» и являемся базовой площадкой КРИПКиПРО. Срок работы площадки – 2012-2015 годы.      

Таким образом, мы создаем определенные условия для детей с ОВЗ, что способствует достижению ими адекватного уровня физического, психического и социального развития;- определенного уровня образования; формирования положительных качеств личности;
подготовки к самостоятельной жизни; успешности в производственных,  деловых и человеческих отношениях.

Пока еще рано подводить итоги, работа по интегрированию детей-инвалидов в образовательный процесс продолжается. Но уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать друг друга.  

   

   

  

Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться.

Сегодня можно выделить несколько проблем для реализации инклюзивного образования:

-отсутствие гибких образовательных стандартов;

-несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка;

-отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии;

-отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей;

- недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.);

-отсутствие возможности введения в штатное расписание образовательных учреждений специальных работников.