Все начинается с любви...

Мочалова Татьяна Викторовна

Эссе.

Все начинается с любви…

                                       

Все начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребенка-

Все начинается с любви.

Р. Рождественский

Современная  жизнь предъявляет совершенно новые требования к системе образования, и сегодня    перед  школой    стоит   задача  воспитать независимую, самоорганизованную,  способную  к самоопределению личность,   умеющую неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность.

Чтобы научить человека творчески мыслить, жить в постоянно меняющихся условиях,   педагог сам должен работать творчески. «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества» - эти слова М. Горького и стали   девизом в моей работе.

Да, нужно обязательно любить то, что делаешь…. Любить того, для кого делаешь…. А еще нужно быть самому счастливым. Что такое счастье - знают дети.  Они умеют смотреть на мир добрыми, светлыми глазами, умеют радоваться и удивляться. Они  умеют любить и  прощать.

Сегодня мы, взрослые, как никогда, нуждаемся в детской любви и внимании. Без ответной любви сердце наше черствеет, воспитание становится бессмысленным. Ответная любовь детей – это та единственная награда, которой дорожат и родители и педагоги. Эта любовь объединяет семью. Делает ее счастливой. Эта любовь – источник, откуда учитель черпает силы и энтузиазм для такой непростой, но такой нужной работы. Эта любовь вливается  в душу навсегда, и, как бы трудно  ни было, педагог, вспоминая своих питомцев, оживает: появляются силы для преодоления дальнейших трудностей. О педагоге или о родителе можно судить по тому, как он любит детей, насколько строг и требователен в   своей любви, насколько щедр и доверчив, честен и творчески энергичен. Любовь к детям рождает творческую энергию, благодаря которой, развивается   педагогический талант. Любовь ставит учителя перед необходимостью осваивать все новые и новые ступени знаний, чтобы полнее и ярче   была детская жизнь. Любовь заставляет трудиться над собой и над своей собственной душой, чтобы щедрые детские сердца дарили доверие и признательность.

Сегодня, впрочем,  как и вчера, мы хотим, чтобы дети наши  хорошо учились и трудились, были умными, сильными и красивыми. Для этого нужно, чтобы мы признали право ребенка на любовь к своим возможностям. Иногда надо удовлетворить несколько детских потребностей, чтобы он подошел к той, которая нас больше всего волнует. Современный ребенок умен и хитер: он отлично понимает, чего от него хотят взрослые.   И дело не в том, чтобы расставить ловушки, в которые он бы вошел по доброй воле, а в том, чтобы воля ребенка наконец-то решила: «Раз я  смог  это, почему бы мне не испробовать себя в том, что для меня кажется самым трудным».

Хочется  вспомнить притчу, которую много лет назад рассказала мне моя мама – заслуженный  учитель России, посвятивший всю свою жизнь   детям. Давным-давно старейшины одного племени ввели традицию: собираться один раз в году на Майдане, чтобы выбрать самую искусную  мастерицу. И вот наступил очередной день выбора. На Майдан вереницей потянулись женщины: кто-то нес сшитые своими руками рубахи, вышитые золотом рушники, необычайно красивые глиняные горшки, аппетитный хлеб с непревзойденным запахом, и только Мария пришла на площадь, сжимая в своей руке  ладошку сына Иванко, который нес дудочку. Когда пришла очередь Марии, ее сын поднес дудочку к губам, и в то же мгновение в небесной вышине раздалась песнь жаворонка, точь-в-точь повторяющая звуки дудочки.

И совет старейшин единогласно решил, что самой искусной женщиной племени должна быть Мария, потому что она сумела научить своего сына давать людям не что-то материальное, а духовный взлет к прекрасному. И хотя это не так видно на первый взгляд, как праздничный хлеб или искусно сшитая рубаха, но прекрасно сыгранная  мелодия наполняет сердца людей стремлением к красоте, благородством и желанием остаться в памяти потомков. Только сила материнской любви способна на такое.

Я часто рассказываю своим ученикам притчу о Марии, самой искусной мастерице, подарившей людям   дорогое – душу и талант своего сына, и тайно мечтаю, что когда-нибудь кто-то из них придет ко мне и скажет: «Вы очень похожи на Марию, потому что  своей любовью взрастили во мне уверенность в собственных силах и желание повести людей к совершенству…   Благодаря  Вам я понял, что все настоящее в этой жизни основывается на любви и ничего выше нее нет…»

По долгу своей профессии, сталкиваясь с родителями своих учеников, часто слышу: «Он  не умеет рисовать, у нас никто никогда не мог рисовать». Мне не понятен настрой родителей, отбивающих  у детей  таким своим определением способностей желание творить, и, соответственно, навсегда закрывающих этим дорогу к творчеству и самореализации, а иногда и  развивающих у собственного ребенка комплексы. В такой ситуации всегда вспоминаю отрывок из «Маленького принца» Антуана Де Сент-Экзюпери: «Я много раздумывал о полной приключений жизни … и нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Я показал моё творение взрослым… Взрослые  посоветовали мне не рисовать больше…. Вот как случилось, что шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками, я утратил веру в себя».  Именно вера в свои силы и способности - важнейшее качество, помогающее не только выжить ребенку  в нашем сложном мире, но и добиться успеха, не пасть духом в трудной ситуации. И не все в руках учителей, многое - в силах родителей: повысить и поддержать веру ребенка в себя.

По моему мнению, главной, первостепенной задачей педагогов и родителей в Новой школе должно стать   создание такой творческой среды, чтобы каждый из детей мог проявить свои таланты, найти ту единственную тропинку, по которой он пройдёт всю свою жизнь,

Я абсолютно согласна, что для достижения высоких результатов образования сегодня  современная школа должна быть оснащена высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством… Но хочется отметить: «Школа - это не только здание». В нашей удивительной стране   существует  огромное количество учебных заведений, не соответствующих этому пункту Образовательной инициативы, но многие из них по праву можно назвать «Школами» с большой буквы. Школами, в  которых навечно поселились  вдохновение, творческий задор, доверие друг к другу и  любовь.  И этот мир,  называемый любовью, творит Учитель!

Все начинается с любви.

Твердят:

«В начале

 было слово».

 А я провозглашаю снова:

 Все начинается

 с любви!