Методическая копилка
Разработки уроков, презентации и другое.
Ссылки на мои публикации:
1. http://ито-ростов.рф/2013
2. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98660776
3. http://multiurok.ru/olgakopylova
4. http://kopilkaurokov.ru/informatika?class=1
5. http://www.proshkolu.ru/user/olgakop40/file/5042655/
5. http://учителя.1сентября.рф/100-912-548
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Аксайская средняя общеобразовательная школа №1
КОНСПЕКТ
урока по информатике
Тема: «История развития ЭВМ»
Учитель: Копылова Ольга Викторовна
г.Аксай
2014 г.
Тема: История развития ЭВМ.
Тип урока: урок - путешествие.
Информатика
Цели:
Образовательная:
- познакомить учащихся с историей развития ЭВМ, формирование умения извлекать полезную информацию;
Развивающая:
- развитие способности анализировать полученную информацию, развитие логического мышления на основе анализа полученной информации;
Воспитательная:
- формирование интереса к профессиям, связанными с использованием ЭВМ, востребованными в нашем регионе.
Макроструктура урока
1. Введение. Мотивационное начало урока.
Цель:
- организационный момент
- формирование мотивации
- стимулирование учебной деятельности
2. Путешествие.
Цель: научить использовать полученную информацию.
Форма проведения: просмотр слайд - фильма
3. Работа с картой путешествия.
Цель:
- умение выделять главное
- формулирование общего вывода
4. Подведение итогов, анализ занятия.
Цель: - пропедевтическая.
Техническое оснащение урока: компьютер, проектор, экран.
Оборудование урока: карта путешествия для каждого учащегося, создание слайд – фильма «История развития ЭВМ».
Ход урока.
- Мотивационное начало урока.
Вопрос: Посмотрите, пожалуйста, на экран и скажите что это такое. (На экране изображение компьютера первого поколения).
Варианты ответов: - Лаборатория исследовательская.
- Какой то завод.
- Нет. Это не совсем так. На экране изображен компьютер. Вы удивлены? Раньше, когда только компьютеры только создавались, они выглядели именно так. А хотите узнать больше о создании и развитии компьютеров и компьютерной техники? Тогда давайте отправимся с вами в путешествие.
Вопрос: А как будет называть наше с вами путешествие?
Вариант ответа: История развития компьютера
- Да, история развития ЭВМ. Поехали.
- Путешествие. Работа с картой путешествия.
Учитель: Мы будем с вами не просто путешествие, а по ходу путешествия вы будете составлять свою карту путешествия.
Ваша задача: записать и дать ответы на поставленные вопросы в карте путешествия. Вспомнить и рассказать какие профессии появились с развитием ЭВМ.
Учащиеся просматривают фильм об истории развития ЭВМ. Учитель дает комментарии по ходу фильма. (акцентируя внимание учащихся на основные вопросы, которые рассматриваются в карте путешествия и на развитие информационных технологий и возникновение профессий, связанных с их появлением)
4. Отчет о путешествии.
- Итак, ребята мы совершили с вами путешествие в историю создания и развития ЭВМ. Какие этапы развития ЭВМ мы с вами узнали?
Варианты ответов: первый этап- это ламповые компьютеры, которые стоили очень дорого и занимали очень много места, второй этап – компьютеры на интегральных микросхемах, и они тоже занимали много места, третий этап – первые персональные компьютеры с использованием процессоров, например IBM PC, четвертое поколение – современные настольные компьютеры, пятое поколение – появление ноутбуков и карманных компьютеров.
- А какие профессии появились с развитием ЭВМ?
Варианты ответов: оператор вычислительных машин, программист, пользователь ПК, секретарь- референт.
- А в каких профессиях используется знания, полученные в процессе изучения информатики?
Варианты ответов: бухгалтер, программист, секретарь-референт, инженер, дизайнер, кассир, администратор и т.д.
Да, ребята вы правы. Все эти профессии сейчас очень востребованы и многие предприятия и фирмы нуждаются в них и в нашем городе.
- Рефлексия.
- Полезно ли было наше путешествие?
Поможет ли данное занятие вам в выборе профессии?
Большое всем спасибо за урок. До свидания.
Предварительный просмотр:
Конспект к уроку: «Типы вычислительных устройств. История появления и развития ВТ: вычислительные инструменты, автоматизированные системы древности, первые ЭВМ.»
Компью́тер (англ. computer — «вычислитель»), ЭВМ (электронная вычислительная машина) — машина для проведения вычислений, а также приёма, переработки, хранения и выдачи информации по заранее определённому алгоритму (компьютерной программе).
На заре эры компьютеров считалось, что основная функция компьютера — вычисление. Однако в настоящее время полагают, что основная их функция — управление.
История создания средств цифровой вычислительной техники уходит в глубь веков. Она увлекательна и поучительна, с нею связаны имена выдающихся ученых мира.
В дневниках гениального итальянца Леонардо да Винчи (1452-1519) уже в наше время был обнаружен ряд рисунков, которые оказались эскизным наброском суммирующей вычислительной машины на зубчатых колесах, способной складывать 13-разрядные десятичные числа. Специалисты известной американской фирмы IBM воспроизвели машину в металле и убедились в полной состоятельности идеи ученого. В те далекие годы гениальный ученый был, вероятно, единственным на Земле человеком, который понял необходимость создания устройств для облегчения труда при выполнении вычислений.
1623 г. Через сто с лишним лет после смерти Леонардо да Винчи нашелся другой европеец – немецкий ученый Вильгельм Шиккард (1592-1636), не читавший, естественно, дневников великого итальянца, – который предложил свое решение этой задачи. Причиной, побудившей Шиккарда разработать счетную машину для суммирования и умножения шестиразрядных десятичных чисел, было его знакомство с польским астрономом И. Кеплером. Ознакомившись с работой великого астронома, связанной в основном с вычислениями, Шиккард загорелся идеей оказать ему помощь в нелегком труде. В письме на его имя, он приводит рисунок машины и рассказывает, как она устроена. К сожалению, данных о дальнейшей судьбе машины история не сохранила. По-видимому, ранняя смерть от чумы, охватившей Европу, помешала ученому выполнить его замысел.
Об изобретениях Леонардо да Винчи и Вильгельма Шиккарда стало известно лишь в наше время. Современникам они были неизвестны.
В 1641-1642 гг. девятнадцатилетний Блез Паскаль (1623-1662), тогда еще мало кому известный французский ученый, создает действующую суммирующую машину ("паскалину"). Вначале он сооружал ее с одной единственной целью – помочь отцу в расчетах, выполняемых при сборе налогов. В последующие четыре года им были созданы более совершенные образцы машины. Они строились на основе зубчатых колес, могли производить суммирование и вычитание десятичных чисел. Было создано примерно 50 образцов машин, Б. Паскаль получил королевскую привилегию на их производство, но практического применения "паскалины" не получили, хотя о них много говорилось и писалось.
В 1673 г. другой великий европеец, немецкий ученый Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646-1716), создает счетную машину (арифметический прибор, по словам Лейбница) для сложения и умножения двенадцатиразрядных десятичных чисел. К зубчатым колесам он добавил ступенчатый валик, позволяющий осуществлять умножение и деление. "...Моя машина дает возможность совершать умножение и деление над огромными числами мгновенно, притом не прибегая к последовательному сложению и вычитанию", – писал В. Лейбниц одному из своих друзей. О машине Лейбница было известно в большинстве стран Европы.
Заслуги В. Лейбница, однако, не ограничиваются созданием "арифметического прибора". Начиная со студенческих лет и до конца жизни он занимался исследованием свойств двоичной системы счисления, ставшей в дальнейшем основной при создании компьютеров. Он придавал ей некий мистический смысл и считал, что на ее базе можно создать универсальный язык для объяснения явлений мира и использования во всех науках, в том числе в философии.
В 1799 г. во Франции Жозеф Мари Жакард (1752-1834) изобрел ткацкий станок, в котором для задания узора на ткани использовались перфокарты. Необходимые для этого исходные данные записывались в виде пробивок в соответствующих местах перфокарты. Так появилось первое примитивное устройство для запоминания и ввода программной (в данном случае управляющей ткацким процессом) информации.
1836-1848 г.г. Завершающий шаг в эволюции цифровых вычислительных устройств механического типа сделал английский ученый Чарльз Беббидж (1791-1871). Аналитическая машина, проект которой он разработал, явилась механическим прототипом появившихся спустя столетие ЭВМ. В ней предполагалось иметь те же, что и в ЭВМ, пять основных устройств: арифметическое, памяти, управления, ввода, вывода. Программа выполнения вычислений записывалась на перфокартах (пробивками), на них же записывались исходные данные и результаты вычислений.
Главной особенностью конструкции этой машины является программный принцип работы.
Принцип программы, хранимой в памяти компьютера, считается важнейшей идеей современной компьютерной архитектуры. Суть идеи заключается в том, что:
программа вычислений вводится в память ЭВМ и хранится в ней наравне с исходными числами; команды, составляющие программу, представлены в числовом коде по форме ничем не отличающемся от чисел.
Программы вычислений на машине Беббиджа, составленные дочерью Байрона Адой Августой Лавлейс (1815-1852), поразительно схожи с программами, составленными впоследствии для первых ЭВМ. Замечательную женщину назвали первым программистом мира.
Несмотря на все старания Ч. Беббиджа и А. Лавлейс, машину построить не удалось... Современники, не видя конкретного результата, разочаровались в работе ученого. Он опередил свое время.
Непонятым оказался еще один выдающийся англичанин, живший в те же годы, – Джордж Буль (1815-1864). Разработанная им алгебра логики (алгебра Буля) нашла применение лишь в следующем веке, когда понадобился математический аппарат для проектирования схем ЭВМ, использующих двоичную систему счисления. "Соединил" математическую логику с двоичной системой счисления и электрическими цепями американский ученый Клод Шеннон в своей знаменитой диссертации (1936 г.).
Через 63 года после смерти Ч. Беббиджа нашелся "некто", взявший на себя задачу создать машину, подобную по принципу действия той, которой посвятил жизнь Ч. Беббидж. Им оказался немецкий студент Конрад Цузе (1910-1985). Работу по созданию машины он начал в 1934 г., за год до получения инженерного диплома. Конрад ничего не знал ни о машине Беббиджа, ни о работах Лейбница, ни об алгебре Буля, тем не менее, он оказался достойным наследником В. Лейбница и Дж. Буля, поскольку вернул к жизни уже забытую двоичную систему исчисления, а при расчете схем использовал нечто подобное булевой алгебре. В 1937г. машина Z1 (что означало "Цузе 1") была готова и заработала! Она была, подобно машине Беббиджа, чисто механической.
К. Цузе установил несколько вех в истории развития компьютеров: первым в мире использовал при построении вычислительной машины двоичную систему исчисления (1937 г.), создал первую в мире релейную вычислительную машину с программным управлением (1941 г.) и цифровую специализированную управляющую вычислительную машину (1943 г.).
Эти воистину блестящие достижения, однако, существенного влияния на развитие вычислительной техники в мире не оказали... Публикаций о них и какой-либо рекламы из-за секретности работ не было, и поэтому о них стало известно лишь спустя несколько лет после завершения Второй мировой войны.
По-другому развивались события в США. В 1944 г. ученый Гарвардского университета Говард Айкен (1900-1973) создает первую в США (тогда считалось первую в мире!) релейно-механическую цифровую вычислительную машину МАРК-1. В машине использовалась десятичная система счисления. Замечательным качеством машины была ее надежность. Установленная в Гарвардском университете, она проработала там 16 лет!
Вслед за МАРК-1 ученый создает еще три машины (МАРК-2, МАРК-3 и МАРК-4) – тоже с использованием реле, а не электронных ламп, объясняя это ненадежностью последних.
В отличие от работ Цузе, которые велись с соблюдением секретности, разработка МАРК1 проводилась открыто, и о создании необычной по тем временам машины быстро узнали во многих странах. Шутка ли, за день машина выполняла вычисления, на которые ранее тратилось полгода! Дочь К. Цузе, работавшая в военной разведке и находившаяся в то время в Норвергии, прислала отцу вырезку из газеты, сообщающую о грандиозном достижении американского ученого.
К. Цузе мог торжествовать. Он во многом опередил появившегося соперника. Позднее он направит ему письмо и скажет об этом.
В начале 1946 г. начала считать реальные задачи первая ламповая ЭВМ «ЭНИАК» (ENIAC), созданная под руководством физика Джона Мочли (1907-1986) при Пенсильванском университете. По размерам она была более впечатляющей, чем МАРК-1: 26 м в длину, 6 м в высоту, вес 35 тонн. Но поражали не размеры, а производительность – она в 1000 раз превышала производительность МАРК-1! Таков был результат использования электронных ламп!
В 1945 г., когда завершались работы по созданию ЭНИАК, и его создатели уже разрабатывали новый электронный цифровой компьютер ЭДВАК, в котором намеривались размещать программы в оперативной памяти, чтобы устранить основной недостаток ЭНИАКа – сложность ввода программ вычислений, к ним в качестве консультанта был направлен выдающийся математик, участник Матхеттенского проекта по созданию атомной бомбы Джон фон Нейман (1903-1957). В 1946 г. Нейманом, Голдстайном и Берксом (все трое работали в Принстонском институте перспективных исследований) был составлен отчет, который содержал развернутое и детальное описание принципов построения цифровых электронных вычислительных машин, которых и придерживаются до сих пор.
Поколения ЭВМ
В СССР первая ламповая ЭВМ - МЭСМ (малая электронно-счетная машина), была создана коллективом под руководством С.А. Лебедева. Ламповые ЭВМ уже оказались в состоянии выполнять сотни и тысячи арифметических или логических операций за одну секунду. Они могли обеспечить высокую точность вычислений. Человек уже не мог соперничать с такой машиной.
Жизнь первого поколения ЭВМ оказалась короткой - около десяти лет. Электронные лампы грелись, потребляли много электроэнергии, были громоздки и часто выходили из строя. Над компьютерщиками продолжали посмеиваться: чтобы сложить, скажем, два числа, требовалось написать программу из многих машинных команд. Например, такую: "Ввести в машину первое слагаемое; ввести второе; переслать из памяти первое слагаемое в арифметическое устройство; переслать в арифметическое устройство второе слагаемое и вычислить сумму; переслать результат в память; вывести это число из памяти машины и напечатать его". Каждую команду и оба слагаемых "набивали" на перфокарты и только потом вводили колоду перфокарт в компьютер и ждали, когда протарахтит печатающее устройство и на выползающей из него бумажной ленте будет виден результат - искомая сумма.
В конце пятидесятых - начале шестидесятых годов на смену электронной лампе пришел компактный и экономичный прибор - транзистор. Компьютеры сразу стали производительнее и компактнее, уменьшилось потребление электроэнергии. ЭВМ второго поколения "научились" программировать сами для себя. Появились системы автоматизации программирования, состоящие из алгоритмических языков и трансляторов для них. Теперь пользователь изучал язык ЭВМ, приближенный к языку научных, инженерных или экономических расчетов. Например, Фортран или Алгол-60.
Программа, написанная на известном машине языке, переводилась на язык команд автоматически, с помощью программы-переводчика. Такие программы называли трансляторами, а процесс перевода - трансляцией. Транслятор не только переводил программу с алгоритмического языка на язык команд, но и проверял грамотность составленной пользователем программы, выявлял и классифицировал ошибки, давал советы по их устранению.
Прошло всего 7-8 лет, и это поколение буквально вытолкнули машины следующего, третьего поколения. Перевод вычислительной техники на интегральные микросхемы серьезно удешевил ее, поднял возможности и позволил начать новый этап ее практического применения. Компьютеры вторглись - уже не штучно, а в массовом порядке - практически во все сферы науки, экономики, управления.
Развитие микроэлектроники позволило создать и освоить технологию интегральных схем с особо большой плотностью компоновки. На одном кристалле размером меньше ногтя стали размещать не десятки и сотни, а десятки тысяч транзисторов и других элементов. С появлением сверхбольших интегральных схем (СБИС), составивших элементную базу ЭВМ четвертого поколения, их производительность возросла фантастически - до сотен миллионов операций в секунду.
Подлинный переворот в автоматике и управлении произвели появившиеся в семидесятые годы микропроцессоры и микро-ЭВМ - сверхминиатюрные изделия вычислительной техники. Малый вес и габариты, ничтожное электропотребление - все это позволило встраивать "монолитные" микро-ЭВМ и микропроцессорные наборы непосредственно в средства связи, машины, механизмы, приборы и другие технические устройства, чтобы наилучшим образом управлять их работой и контролировать ее.
Основное направление в развитии компьютеров - разработка машины, более похожей на человека по способам ввода и хранения информации и методам решения задач. Различные области информатики занимаются изучением этих проблем - задач искусственного интеллекта и экспертных систем.
Итоговая таблица.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа в 9 В классе составлена на основе:
- федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, № 1089;
- примерная программа, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- программы по информатике для общеобразовательных учреждений, составители – И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова;
- адаптированная программа по информатике для СКК VII вида (Программы и тематическое планирование для специальных (коррекционных) классов VII вида. Сборник материалов ГОУ ЯО «Институт развития образования». Выпуск № 26. Формат: CD. – Ярославль, 2007).
Программа рассчитана на 35 часов – 1 час в неделю по ШУП.
Основная цель:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основная задача: Реализация программ предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами при преподавании предмета являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них; использование для решения познавательных и коммуникативных задач из различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и базы данных; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Особое внимание в программе следует отвести практическим работам. Их количество и содержание также определяются обязательным минимумом.
Часть практических работ в классе проводятся как обучающие, т.е. направленные на формирование первоначальных умений и не требующие оценивания. В 9-м классе целесообразно сделать обучающими основное количество практических работ, поскольку приёмы учебной деятельности по предмету на этом этапе у школьников еще только формируются.
По данному курсу определяются и результаты его изучения. Они должны быть ориентированы на содержание изучаемого материала и полностью соответствовать стандарту. Основная их направленность: реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
9 КЛАСС (34 часа)
Передача информации в компьютерных сетях (6 часов )
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет, WWW, поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные ученые порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов и документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ и НАВЫКИ
Познавательная деятельность:
· Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране), звуковом представлении.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении школьных предметов и другой образовательной деятельности, организации собственного информационного пространства (набора личных папок), охватывающего (на простейших примерах) наиболее массовые сферы применения информационных и коммуникационных технологий
Рефлексивная деятельность:
· Решение задач построения простейших наглядных информационных моделей объектов и процессов реального мира..
Информационной моделирование (4 часа)
Понятие модели; модели натуральные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ и НАВЫКИ
Познавательная деятельность:
· Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране), звуковом представлении.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении школьных предметов и другой образовательной деятельности, организации собственного информационного пространства (набора личных папок), охватывающего (на простейших примерах) наиболее массовые сферы применения информационных и коммуникационных технологий
Рефлексивная деятельность:
· Решение задач построения простейших наглядных информационных моделей объектов и процессов реального мира.
Хранение и обработка информации в базах данных (6 часов)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой БД; открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблиц по одному или нескольким ключам; создание однотабличной БД; ввод, удаление и добавление записей. Знакомства с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города).
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ и НАВЫКИ
Познавательная деятельность:
· Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране), звуковом представлении.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении школьных предметов и другой образовательной деятельности, организации собственного информационного пространства (набора личных папок), охватывающего (на простейших примерах) наиболее массовые сферы применения информационных и коммуникационных технологий
Рефлексивная деятельность:
· Решение задач построения простейших наглядных информационных моделей объектов и процессов реального мира.
Табличные вычисления в компьютере (6 часов)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, замена формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логической функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде ЭТ.
Общеучебные умения и навыки:
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ и НАВЫКИ
Познавательная деятельность:
· Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране), звуковом представлении.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении школьных предметов и другой образовательной деятельности, организации собственного информационного пространства (набора личных папок), охватывающего (на простейших примерах) наиболее массовые сферы применения информационных и коммуникационных технологий
Рефлексивная деятельность:
· Решение задач построения простейших наглядных информационных моделей объектов и процессов реального мира.
Управление и алгоритмы (11 часов)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнения, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке «Паскаль». Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных - массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, откладка, тестирование.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ и НАВЫКИ
Познавательная деятельность:
· Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране), звуковом представлении.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении школьных предметов и другой образовательной деятельности, организации собственного информационного пространства (набора личных папок), охватывающего (на простейших примерах) наиболее массовые сферы применения информационных и коммуникационных технологий
Рефлексивная деятельность:
· Решение задач построения простейших наглядных информационных моделей объектов и процессов реального мира.
Информационные технологии и общество (1 час)
Предыстория информационных технологий. История чисел и системы счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие о информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ и НАВЫКИ
Познавательная деятельность:
· Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране), звуковом представлении.
Информационно-коммуникативная деятельность:
· Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении школьных предметов и другой образовательной деятельности, организации собственного информационного пространства (набора личных папок), охватывающего (на простейших примерах) наиболее массовые сферы применения информационных и коммуникационных технологий
Рефлексивная деятельность:
· Решение задач построения простейших наглядных информационных моделей объектов и процессов реального мира.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать
- виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
- единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
- основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
- программный принцип работы компьютера;
- назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
- выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
- проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Список литературы для учителя:
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
- Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера,. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004
- Семаким И.Г. Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
- Государственный образовательный стандарт //Вестник образования. 2004. №5
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования //Вестник образования. 2004. №10
- Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования
Список литературы для ученика:
- Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ, Базовый курс: Учебник для 9 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009
Календарно – тематическое планирование 9 в класс
Тема | Кол-во часов | ДАТА | Темы уроков | Мониторинг | Коррекционные задачи | Средства решения коррекционных задач |
Передача информации в компьютерных сетях | 6 | 3.09 |
| развивать личностные компоненты познавательной деятельности, формировать гибкость мышления; -развивать умения воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного осуществления учебно – познавательной деятельности; -осуществлять индивидуальную коррекцию недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции; | Работа с учебником. Просмотр презентации по данной теме. | |
10.09 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
17.09 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
24.09 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
1.10 |
| |||||
8.10 |
| |||||
Информационное моделирование | 4 | 15.10 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||
22.10 |
| Контрольная работа №1 | Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | |||
12.11 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
19.11 |
| Практическая работа | ||||
Хранение и обработка информации в базах данных | 6 | 26.11 |
| развивать личностные компоненты познавательной деятельности, формировать гибкость мышления; -развивать умения воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного осуществления учебно – познавательной деятельности; -осуществлять индивидуальную коррекцию недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции; | Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | |
3.12 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
10.12 |
| |||||
17.12 |
| |||||
24.12 |
| Контрольная работа №2 | ||||
14.01 |
| |||||
Табличные вычисления в компьютере | 6 | 21.01 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||
28.01 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
4.02 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
11.02 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
18.02 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
25.02 |
| |||||
Управление и алгоритмы | 11 | 4.03 |
| развивать личностные компоненты познавательной деятельности, формировать гибкость мышления; -развивать умения воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного осуществления учебно – познавательной деятельности; -осуществлять индивидуальную коррекцию недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции; | Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | |
11.03 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
18.03 |
| Контрольная работа №3 | Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | |||
1.04 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
8.04 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
15.04 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
22.04 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
29.04 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
6.05 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
13.05 |
| Годовая контрольная работа | Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | |||
20.05 |
| Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | ||||
Информационные технологии и общество | 1 | 27.05 |
| развивать личностные компоненты познавательной деятельности | Работа с учебником. Практическая работа на компьютере. | |
34 | итого |