творческая лаборатория
здесь вы сможете посмотреть конспекты интересных уроков, а также программы и разработки внеурочных мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа недели географии | 75.5 КБ |
5_kl_fgos_geografiya.docx | 105.35 КБ |
otchet_nedeli_tehnologii_i_geografii.docx | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА НЕДЕЛИ
биологии ,химии и географии
День недели | Содержание мероприятия |
Понедельник | 1. Открытие недели Ознакомление с программой на разводе |
Вторник | 1. Конкурс рисунков и плакатов «Земля в опасности» 3. Викторина 5-11 кл |
Среда | 1. Общешкольное мероприятие: КВН «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ» 2 команды по 1 ученику с 5-9 кл 2. Открытый урок |
Четверг | 1. Подведение итогов конкурса рисунков 2. Внеклассное мероприятие по географии «Счастливый случай». 5-6 кл |
Пятница | 1. Подведение итогов недели |
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА
«ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЮ СТРАНУ?»
- Сколько соседей имеет Россия?
- Как называется крайняя южная точка нашей страны?
- Сколько раз можно встретить Новый год в России?
- Сколько морей омывает территорию нашей страны?
- Какой самый высокий действующий вулкан в России?
- О каком полезном ископаемом Петр I сказал: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»?
- Какой полуостров России омывается водами двух океанов?
- Что южнее – Магадан или Санкт-Петербург?
- Назовите самое глубокое озеро России (и в мира)?
- Самая длинная река России?
- Какие горы России самые молодые?
- Какие горы России самые древние?
- Как называется климат Русской равнины?
- Самое холодное место, абсолютный температурный минимум в России?
- Почему лес не растет в тундре?
- Где в России есть гейзеры?
- Назовите моря, омывающие Россию, названные в честь мореплавателей.
- Назовите русский город, по которому получил свое название один из геологических периодов.
- Самое распространенное дерево в России.
- Почему много озер в Карелии?
- Дельта какой реки – самая большая на территории Европейской России?
- Как ранее русские называли Урал?
- Кто такой В.В.Докучаев и как называется его главный научный труд?
- К бассейну какого моря принадлежит река Ангара?
- Как зовут главного сказочника Урала?
- Какая впадина отделяет Русскую Равнину от Кавказа?
- Москва – порт пяти морей. Какие это моря?
Задания для проведения
КВН «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»
- Состав команды: 5 человек (по одному представителю с каждого класса (5-9кл)).
- Выбрать капитана команды, придумать название, девиз, эмблему команды.
- Приготовить приветствие для жюри и команды-соперницы.
1 конкурс: - «Разминка» на тему: «Самые, самые …»
Вопросы командам задаются последовательно, время на обдумывание 30 сек.
- Самая многоводная река России? (Енисей)
- Самый крупный остров в России? (Сахалин)
- Самая высокая вершина России? (Эльбрус)
- Самый высокий действующий вулкан России? (Ключевская Сопка)
- Самое глубокое озеро в России? (Байкал)
- Самая длинная река в России? (Обь с Иртышом)
- Самое глубокое море у берегов России? (Берингово)
- Самое жаркое лето? (Волгоград)
- Самая холодная зима? (Оймякон)
10.Самая большая равнина России? (Восточно-Европейская)
2 конкурс: «Составление названий географических объектов из заданных букв».
Вам нужно переставить буквы в словах так чтобы получились названия: города: остров -………. (Ростов) рубаха -…………(Бухара) реки: мура -……………(Амур) | Вам нужно переставить буквы в словах так, чтобы получилось название: города: остров-………... рубаха -……….. реки: мура -……………. |
Конкурс болельщиков № 1
3 конкурс: «Географический аукцион» - нужно назвать наибольшее число рек нашей страны. Называют по очереди, не повторяясь. Победителем считается та команда, за которой осталось последнее слово (не более 5 мин.)
4 конкурс: «Конкурс эрудитов» - Командам предлагается назвать о каком уголке России идет речь.
1. В России есть полуостров, на котором нет ни высоких гор, ни глубоких ущелий. По площади оно несколько больше Болгарии. Лишь на 1 метр оттаивает его поверхность летом. На полуострове растут карликовая березка, морошка. Здесь пасутся олени, а в недрах огромные запасы газа. Назовите этот полуостров. (Ямал) |
2. В России есть полуостров, по площади в 12 раз больше Бельгии. Он покрыт таежной растительностью. На нем располагается более сотни вулканов, из них около 30 – действующие. В ущельях и долинах бьют горячие источники и гейзеры. Назовите этот полуостров. (Камчатка) |
3.Летом здесь почти не заходит солнце. Белые ночи придают особое очарованье зеленым массивам лесов, причудливым очертаниям озер с прозрачной водой, рекам с порогами и водопадами. Зимой здесь царство чистого белого снега с синевой замерших озер и со стройными елями и соснами. Часто этот уголок России называют страной озер и гранита. Здесь расположен знаменитый водопад Кивач. (Карелия) |
4.Эта территория – одно из лучших украшений Русской равнины. Когда-то эту территорию называли горами, на самом деле это возвышенность, которая существовала здесь еще до ледникового периода. В память о последнем оледенении здесь расположились многочисленные озера. Главное сокровище этой территории – озеро Селигер, его причудливая форма напоминает цветок орхидеи. (Валдай) |
5 конкурс: Представьте себе, что в весенние каникулы вы отправились отдыхать и не успеваете к началу занятий. Чтобы как-то оправдаться, вам необходимо послать телеграмму учителю географии с описанием этого района. Денег хватит только на 10 коротких фраз. Составьте такую телеграмму.
1. Вы отдыхаете на Кавказе.
2. Вы отдыхаете на Чукотке.
Конкурс болельщиков № 2.
6 конкурс: «Конкурс капитанов»
Планируя летний отдых, семья Ивановых, проживающих в Омской области, столкнулась с неразрешимыми трудностями. Мама не желала резко менять климат и ехать за границу. Сыновья хотели посетить регион с необычной историей, а папа мечтал об отдыхе на берегу моря. Предложите место отдыха, удовлетворяющее всех членов семьи. Опишите природные и историко-культурные особенности этого региона. |
Планируя зимний отдых, семья Максимовых, проживающих в Омской области, столкнулась с неразрешимыми трудностями. Папа хотел покататься на горных лыжах и подышать чистым воздухом, а мама желала отдохнуть в месте с хорошим уровнем обслуживания, но, напуганная террористическими событиями, наотрез отказалась ехать на Кавказ. Дети же и слушать не хотели о практиковании в иностранных языках, и без того уже надоевших в школе. Предложите место отдыха, удовлетворяющее всех членов семьи. Опишите природные и историко-культурные особенности этого региона. |
7 конкурс: «Географический кроссворд»
1. Река, вытекающая из озера Байкал.
2. Самая большая река Дальнего Востока.
3. Река, на которой находится Красноярская ГЭС.
4. Самая длинная река Европейской части России.
5. Самый крупный приток Иртыша.
Конкурс болельщиков № 3.
8 конкурс: «Литературно-географический».
Много поэтов посвятили свои стихи нашей прекрасной Родине. Определите автора произведения прочитанных отрывков.
1. Урал!
Завет веков и вместе
Предвестье будущих времен.
И в наши души, точно песня,
Могучим басом входит он.
Урал!
Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец.
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец!
(А.Твардовский)
2. Кавказ подо мною, один в вышине
Стою под снегами, у края стремнины.
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отсюда я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
(А.С.Пушкин)
9 конкурс: «Знатоки путешественников»
О каком путешественнике или исследователе идет речь?
- Купец из Твери. В XV веке совершил путешествие в Индию, преодолев на пути туда и обратно Каспийское, Аравийское и Черное моря. Свои впечатления изложил в книге «Хождение за три моря». (Афанасий Никитин)
- Русские мореплаватели, открывшие Антарктиду в 1820 году. Их героическое плавание продолжалось 751 день. (Михаил Петрович Лазарев и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен)
- Российский исследователь-мореплаватель. Исследовал северные и восточные берега нашей страны, открыл пролив между Азией и Америкой. (Витус Беринг)
- Русский путешественник, исследовал труднодоступные районы Азии. Нанес на карту более 20-ти горных хребтов, целый ряд озер и рек. (Николай Михайлович Пржевальский)
- Мореплаватель, возглавивший первое русское кругосветное плавание. (Иван Федорович Крузенштерн)
- Русские мореплаватели, участники 2-й камчатской экспедиции, двоюродные братья, обследовавшие северное побережье нашей страны. (Лаптевы Харитон и Дмитрий)
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ № 1
1. Угли пылают, совком не достать.
Ночью их видно, а днем не видать. (звезды)
2. Идет по небу бабушка и плачет. (туча)
3. Кто в году четыре раза переодевается? (земля)
4. Дверь не открывает, а в комнату попадает? (солнечный свет)
5. Летом одевается, зимой – раздевается. (Лиственный лес)
6. С неба сыплет пшено,
Ни курица не клюет,
Ни человек не жует,
Солнце увидит – уберет! (снег)
- Дождь пришел и вырос мост,
Растянулся на семь верст,
И висит он золотой –
Над деревней и рекой
Ни проехать по нему
Ни машине, ни коню. (радуга)
- Заря-зарница, красная девица
По полю ходила, ключи оборонила
Месяц видал, ни слова не сказал.
Солнце увидало, все ключи подобрало. (роса)
- Меня ждут не дождутся,
А как увидят разбегутся. (дождь)
10.По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает,
Пыль поднимает.
В село мчится,
В окно стучится,
Ворота отворяет,
Никто его не поймает. (ветер)
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ № 3
- Самое глубокое море у берегов России (Берингово)
- Самое большое море, омывающее Россию (Берингово)
- Самое маленькое море России (Азовское)
- Самое большое озеро мира (Каспийское море-озеро)
- Самый большой полуостров России (Таймыр)
- Самая большая природная зона России (лесная)
- Самые высокие приливы (в Охотском море)
- Самое мелкое море у берегов России (Азовское)
- Какой полуостров России кричит о своей величине? (Ямал)
10. Какой пролив отделяет Россию от США? (Берингов)
11. Какая территория Россия самая густозаселенная? (Центр. Россия)
12. Где в России сосредоточены основные запасы газа? (на севере Западной Сибири)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Актанышская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова »
Рассмотрено на МО учителей гуманитарных предметов Протокол № ___ от «___» августа 2015г. Руководитель МО Муллахметова Е.Р. ___________________ | Согласовано зам. директора по УВР школы______________ Маликова Р.Т «_____» августа 2015г. | Утверждаю Директор МБОУ «КШИ» ____________И.И.Ялалов. Приказ №___ от « ____ » августа 2015г. |
Рабочая учебная программа
по географии
(наименование учебного предмета)
для 5 класса
Количество часов: 1час в неделю (35 часов)
Программу составила учитель географии
Шакирова Роза Ришатовна
Ф.И.О. учителя
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №___
от___ августа 2015 года
2015-2016 учебный год
I.Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2015-2016 учебный год;
- Учебный план в 5 классе ГБОУ «Актанышская кадетская школа интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова» на 2015 – 2016 учебный год.
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основепримерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www. drofa.ru.
и рабочей программысоставителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего
образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, контурных карт.
Вклад учебного предмета в общее образование:
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие;
- предпрофильной ориентации учащихся.
Цели и задачи программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и основной образовательной программой ООО МБОУ «Нижнекулойскаясош».
Изменения, внесенные автором в программу:
Нет
Структура программы:
I.Пояснительная записка
II.Общая характеристика учебного предмета
III.Место учебного предмета в учебном плане
IV.Результаты освоения учебного предмета
V.Содержание программы
VI.Календарно-тематическое планирование по предмету
VII.Требования к уровню подготовки учащихся
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
IX.Планируемые результаты изучения учебного предмета
Х. Приложения к программе
II. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
III.Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ «Актанышская кадетская школа-интернат».
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
География в основной школе изучается с 5 по 11 классы.
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам:
с 5 по 7 класс - География Земли,
с 8 по 9 класс - География России.
С10 по 11 класс- Экономическая и социальная География мира
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как
планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения
растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний
страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об
особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» - центральный в системероссийского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российскогои других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 3;
практических работ - 4;
Рабочая программа имеет целью знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества-
географической картой, со взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно
смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике
ФГОС ООО.
Курс является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе, отсюда некоторые вопросы рассматриваются на уровне
представлений. Это объясняется тем, что курс опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы,
вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий
обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ
IV.Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской
Федерации, житель конкретного региона);
— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии
посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе
географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества
и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,
принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к
условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
V.Содержание программы
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География - наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география - два основных раздела географии. Методы географических
исследований. Географическое
описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия
Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение
Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении
Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и
Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета - Земля. Земля - планета
жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли - Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва - особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека на
природу. Как сберечь природу?
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы по программе Бариновой И.И. | Часы по планированию (рабочей программе) | В том числе на: | |
лабораторно- практические работы | Проверочные (контрольные) работы | ||||
1 | Тема 1. Что изучает география | 5 | 5 | - | 1 |
2 | Тема 2. Как люди открывали Землю | 5 | 5 | 1 | - |
3 | Тема 3. Земля во Вселенной | 9 | 9 | - | 1 |
4 | Тема 4. Виды изображений поверхностиЗемли | 4 | 4 | 1 | - |
5 | Тема 5. Природа Земли | 10 | 10 | 2 | |
6 | Итоговый тест за 1- 2 полугодие | 2 | 2 | 2 | |
итого | 35 | 35 | 4 | 4 |
VI. Календарно-тематическое планирование по предмету
Количество часов в неделю – 1;
Количество учебных недель – 35;
Плановых контрольных уроков – 2, тестов - 1 .
Планирование составлено на основе авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин и рабочей программысоставителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
Тематический план география 5 класс
№ п/п | Раздел | Общее кол-во часов | Виды деятельности ученика |
Что изучает география | 5 | Формировать и развивать практические компетентности применения знаний наук о природе в решении географических задач; Уметь, используя различные источники информации, находить взаимосвязь тел, веществ и явлений в природе; Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдениями за погодой, фенологическими явлениями, высотой Солнца. | |
Как люди открывали Землю | 5 | Формировать и развивать практические компетентности применения географических изображений Земли в решении географических задач; Сформировать представления о зарождении географии, об исследовательском подходе в развитии наук о Земле; Развитие этических и моральных чувств понимания страданий и напряжения первопроходцев, развитие гордости за выдающихся первооткрывателей России. | |
Земля во Вселенной | 9 | Организация и обучение приемам учебной работы с дополнительными источниками информации; Сформировать представления о Вселенной и Солнечной системе; Формировать умения ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, работать в соответствии с поставленной учебной задачей под руководством учителя; Оценивать вклад отечественных ученых. | |
Виды изображений поверхности Земли | 4 | Формировать способности практического применения знаний о плане местности и географической карты; Развивать способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, оценивать и перерабатывать информацию, получаемую из различных источников; Формировать ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. | |
Природа Земли | 11 | Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; Формировать и развивать творческие способности учащихся; Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. |
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету
География. Начальный курс. 5 класс 35 ч. (1 ч. в неделю)
№ п/п | Тема урока, | Тип урока | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | ||||||
Предметные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р) | Личностные результаты | |||||||||
Раздел 1. Что изучает география (5 ч.) | |||||||||||
1 | Мир, в котором мы живём. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться называть черты науки географии, показыватьеероль В освоении планеты человеком, понимать Уникальность планеты Земля | К: продолжить обучение в эвристической беседе. Р: уметь самостоятельно выделять познавательную цель. П: уметь объяснять особенности планеты Земля. | Развитие личностной рефлексии, толерантности | §1,задания рабочей тетради. | |||||
2 | Науки о природе | Комбинированный урок | Научиться объяснять значение понятий тело и вещество | К: уметь отображать информацию в графической форме. Р: самостоятельно искать и выделять необходимуюинформацию. П: уметь выделять сходств естественных наук. | Формирование мотивации в изучении наук о природе | §2, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
3 | География–наукаоЗемле | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять ,для чего изучают географию | К: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение). Р: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ. П: уметь выявлять различия двух частей географии. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | §3, задания рабочей тетради. | |||||
4 | Методыгеографических исследований | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы. | К: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Р: применять методы информационного поиска. П: показывать ценность географической информации для человечества | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | §4, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
5 | Обобщение знаний поразделу «Что изучаетгеография» Проверочная работа | Урок обобщения и систематизации знаний. Тестирование | Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как о компоненте научной картины мира. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Индивидуаль-ные задания. | |||||
Раздел 2. Как люди открывали Землю (5 ч.). | |||||||||||
6 | Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия древности и Средневековья. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. | К: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения. Р: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). П: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества. | Формирование целостного мировоззрения. | §5, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
7 | Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1.Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском) | Комбинированный урок | Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. | К: добывать недостающую информацию в электронном приложении. Р: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения. П: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §6, задания элек- тронного приложения и рабочей тетради. | |||||
8 | Открытия русских путешественников. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках. | К: систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы. Р: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. П: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | §7, задания элек- тронного приложения и рабочей тетради. | |||||
9 | Открытия русских путешественников. | Комбинированный урок | Научиться самостоятельносоставлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках. | К: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать. Р: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. П: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Повторить материал раздела. | |||||
10 | Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю. | Урок обобщения и систематизации знаний Тестирование | Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы. Р: применять методы информационного поиска. П: уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса. Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | Индивидуаль-ные задания. | |||||
Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.) | |||||||||||
11 | Как древние люди представляли себе Вселенную. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов. Р: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. П: объяснять представления древних людей о Вселенной. | Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. | §9, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
12 | Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться читать и понимать текст. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной. | Формирование навыков организации своей деятельности в группе. | §9, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
13 | Соседи Солнца. | Комбинированный урок | Научиться составлять характеристику планет по плану. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять главное отличие Земли от других планет. | Формирование познавательного интереса к предмету изучения. | §10, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
14 | Планеты-гиганты и маленький Плутон. | Комбинированный урок | Научиться выделять признаки планет. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | §11, задания рабочей тетради. | |||||
15 | Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.Проверочная работа | Комбинированный урок. | Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: объяснять особенности различных небесных тел. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §12, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
16 | Мир звёзд. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться находить на звёздном небе созвездия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | §13, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
17 | Уникальная планета – Земля. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле. | Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. | §14, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
18 | Современные исследования космоса. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться составлять презентацию о космонавтах. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: изучить важнейшие события в освоении космоса. | Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России. | §15, задания рабочей тетради. | |||||
19 | Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». | Урок обобщения и систематизации знаний Тестирование | Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | Индивидуаль-ные задания. | |||||
Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) | |||||||||||
20 | Стороны горизонта | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться определять стороны горизонта. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: находить основные и промежуточные стороны горизонта. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §16, задания рабочей тетради. | |||||
21 | Ориентирование | Урок комплексного применения ЗУН. | Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: формулировать алгоритм работы с компасом. | Формирование познавательного интереса к предмету исследования. | §17, задания рабочей тетради. | |||||
22 | План местности и географическая карта. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | §18, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
23 | Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте | Урок обобщения и систематизации знаний Тестирование | Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий. П: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | Индивидуаль-ные задания. | |||||
Раздел 5. Природа Земли (12 ч.) | |||||||||||
24 | Как возникла Земля. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §19, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
25 | Внутреннее строение Земли. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. | К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек. | Формирование устойчивой мотивации к исследова- тельской деятельности, конструированию. | §20, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
26 | Землетрясения и вулканы. Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов. | Комбинированный урок | Научиться обозначать объекты на контурной карте. | К: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | §21, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
27 | Путешествие по материкам. Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли. | Урок комплексного применения ЗУН. | Научиться различать материки по контурам и особенностям природы. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя. | §22, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
28 | Вода на Земле. | Комбинированный урок | Научиться подписывать реки на контурной карте. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §23, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
29 | Воздушная одежда Земли. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли». | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». | Формирование устойчивой мотивации к исследова-тельской деятельности. | §24, задания электронного приложения и рабочей тетради. | |||||
30 | Живая оболочка Земли. | Комбинированный урок | Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §25, задания рабочей тетради. | |||||
31 | Почва – особое природное тело. | Комбинированный урок | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П:уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. | Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. | §26,задания рабочей тетради. | |||||
32 | Человек и природа. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | §27, задания электронного приложения и рабочей тетради. Подготовиться к итоговому уроку. | |||||
33 | Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». | Урок обобщения и систематизации знаний | Научиться самодиагностике. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. | Индивидуаль-ные задания. | |||||
34-35 | Обобщение знаний. Проверочная работа | Урок обобщения и систематизации знаний | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | К: слушать и слышать другдруга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. |
Проверочные работы за 2 и 4 четверти
VII.Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен многое знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
- осознание роли географии впознании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
- осознание роли географии впознании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
VIII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебники и УМК:
- Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2011. – 75 с.
- География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.
- Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
Литература для учителя и обучающихся:
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
4. Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
5. Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
6. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
7. Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
8. Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
9. Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
10. Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
11. Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
12. Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
13. Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
14. Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
15. Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Медиаресурсы
Предварительный просмотр:
Отчет недели Технологии и Географии
Цели и задачи недели: повышение интереса учеников к предмету технология и географии, расширение и углубление знаний и умений, учащихся по предмету; реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению; создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учеников в творческой деятельности.
План проведения «Недели Технологии и Географии»
Понедельник 19.01.15 | Открытие недели технологии и географии Решаем кроссворды, ребусы |
Вторник 20.01.15 | Творческое мероприятие «А, ну-ка девочки, а, ну-ка мальчики!» |
Среда 21.01.15 | 7Б-7А классы, Технология урок- игра (девушки) 7Б-7А классы, Технология открытый урок (юноши) 9 класс, География открытый урок |
Четверг 22.01.15 | Конкурс рисунков «Труд -красит человека!» |
Пятница 23.01.15 | Выставка работ учащихся. Подведение итогов |
19 января на утреннем разводе было проведено разьяснение и ознакомление с планом мероприятий. С вечера предыдущего дня в фойе школы вывесили кроссворды, чайнворды, которые в течение всей недели разгадывали школьники. Ответы были проверены. Результаты подвелись в конце недели на общешкольном мероприятии. Победитель - Татыев Б. 6 кл
20 января с 16.00 по 17.00 была проведено общешкольное мероприятие «А ну- ка мальчики, а ну-ка девочки» . В данном мероприятие участвовали 2 команды из 8 Аи 8 Б классов. Ученики 8А класса стали победителями.
21 января Курбанов К.М. провел открытый урок в 7 б. а классах (юноши)
22 января проводилась выставка рисунков . Итоги таковы 1 место- Мухаметгалиев З. 6 класс, 2 место-Скоробогатов Ю. 8 класс, 3 место- Хазиев Д., 5 класс
23 января оформили выставку декоративно-прикладного искусства, где были представлены работы учащихся, изготовленные на уроках технологии и дома в течение прошлого и этого учебного года; выставка творческих работ; выставка литературы по рукоделию .По окончании выставки лучшие работы были тоже оценены. 1 место 8Б, 5 классы; 2 место 7Б, 6 классы, 3 место 7А
На разводе были проведены итоги мероприятий , все участники получили подарки и грамоты.
ГБОУ «Актанышская Кадетская школа-интернат имени
Героя Советского Союза Хасана Заманова»
Отчет недели
Технологии и Географии
Составила: Шакирова Р.Р..
учитель географии и технологии
2015, Казкеево