Проектно-исследовательская деятельность
Метод: активный, неимитационный
Технология: исследовательская
Форма: проект, курсовая работа, ВКР, конференция
Цель: формирование общих компетенций
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 4»
по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся по профессиональному модулю (фрагменты)
Специальность 31.02.01 Лечебное дело
Пушкино 2018
автор: Чагаева О.И.
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение обучающимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. (Д.А. Иванов). Среди требований к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена ФГОС СПО (п.7.1) отмечает, что образовательная организация должна предусмотреть использование активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе.
Одним из видов активных методов обучения является проектно-исследовательская деятельность обучающихся, руководство которой относится к трудовым действиям педагога СПО.
Таблица 5
Умения и знания педагога СПО в области проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Необходимые умения | Необходимые знания |
консультировать обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ | электронные образовательные и информационные ресурсы, необходимые для организации учебной (учебно-профессиональной), исследовательской, проектной и иной деятельности обучающихся, написания ВКР |
контролировать и оценивать процесс и результаты выполнения и оформления проектных, исследовательских, выпускных квалификационных работ; проверять готовность выпускника к защите ВКР, давать рекомендации по совершенствованию и доработке текста | методология, теоретические основы и технология научно-исследовательской и проектной деятельности |
организовывать проведение конференций | научно-методические основы организации учебно-профессиональной, проектной, исследовательской и иной деятельности обучающихся |
разрабатывать задания, участвовать в работе оценочных комиссий, готовить обучающихся к участию в конференциях | требования к оформлению проектных и исследовательских работ |
________________________________
[1] Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты от 08.09.2015 №608н)
Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. (А.В. Леонтович)
Метод проектов – способ организации обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Проектная деятельность обучающихся представляет собой ограниченную во времени совместная учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, представленную в виде мероприятий, направленную на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков (Яковлева Н.Ф.).
Таким образом, понятие «проектно-исследовательская деятельность» объединяя оба метода – исследовательский и проектный – включает те виды проектов, которые требуют проведения исследования характерного для научной сферы (исследовательский, информационный). Методической целью проектно-исследовательской деятельности обучающихся является: формирование учебно-исследовательских умений, формирование навыка публичного выступления (публикации) и защиты.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в системе СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело представлена:
- Выпускной квалификационной работой (ВКР, дипломная работа)
- Курсовой работой
- Проектной деятельностью (инофрмационный проект, курация пациентов, анализ документации ЛПУ и т.д)
Одной из форм публичной демонстрации учебного исследования является учебная конференция. Под конференцией (лат. conferentia, от conferre — собирать в одно место) понимается мероприятие, проводимое с целью обсуждения научных, методических и производственных вопросов и выработки рекомендаций по их решению, которое отличается наличием регламента и торжественностью. Основная задача преподавателя на конференции заключается в том, что он обобщает и оценивает ее работу, оценивает активность как всего коллектива, так и отдельных его членов, отмечает их достижения. При анализе докладов студентов следует акцентировать внимание не на ошибках и недостатках, а преимущественно на положительных моментах, так как сама инициатива студентов выступать с докладами требует всяческого поощрения. В таких случаях порицание оказывает отрицательное влияние на активность студентов. При проведении конференций рекомендуется организовывать соревнование студентов, которое проводится после выслушивания всех выступлений путем анонимного анкетирования (опроса мнений) всех участников.
Приложения:
- Приложение 1. Проектно-исследовательская деятельность в системе СПО.
- Приложение2. Пример оформления учебно-исследовательской работы в виде мультимедийной презентации
- Приложение 3. Критерии оценки результатов учебного исследования в форме реферативного проекта (курсовой работы)
- Приложение 4. Критерии оценки результатов учебного исследования в форме мультимедийной презентации
Информационные источники
1. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании /М. Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6(12)). Адрес: http://testuser7.narod.ru/School2/Ivanov2.pdf
2. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144с. Адрес: http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/71da327648fc882ccefc7530c24077b1/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf
3. Авдеева Т.И. Конференция, как одна из форм активной научной и учебной деятельности студентов / Т.И. Авдеева, М.И. Высокос, С.И. Зыкова // Глобальный научный потенциал. – 2016. - №1 (58). – с.26-28. Адрес: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/58/g-n-p-1(58)-main.pdf
4. Алалыкина О. Активные методы обучения в контексте дополнительного образования. Учительская газета, 24.07.2017 Адрес: http://www.ug.ru/method_article/1171
5. Ардашева Н.В. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в процессе формирования современного специалиста // Символ науки. – 2016. –№7-1. –с.99-101. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayuschihsya-v-protsesse-formirovaniya-sovremennogo-spetsialista
6. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – №76-2. – с.30-35 Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-i-proektnaya-deyatelnost-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovanii
7. Гоева В.В., Миронов К.Е. Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении технических дисциплин в вузах // Карельский научный журнал. – 2016. –№2 (15). – с.11-15. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-aktivnyh-i-interaktivnyh-metodov-obucheniya-pri-izuchenii-tehnicheskih-distsiplin-v-vuzah
8. Гриншкун В.В. Организация учебной проектной деятельности студентов с применением информационных и телекоммуникационных технологий / Гриншкун В.В., Широченко М.Э. // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. – 2017. – №2. – с.180-187 Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebnoy-proektnoy-deyatelnosti-studentov-s-primeneniem-informatsionnyh-i-telekommunikatsionnyh-tehnologiy
9. Князева Н.Г. Организация учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе подготовки специалистов среднего звена // Теория и практика общественного развития. – 2014. – №2. – с.225-226 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-protsesse-podgotovki-spetsialistov-srednego-zvena
10. Мурадова Н. С. Семинары по организации научно исследовательской деятельности учащихся // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. №1. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/seminary-po-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya
11. Полат Е.С. Метод проектов / Вопросы интернет-образования. – 2001. – №1 [Электронный ресурс] Адрес: https://web.archive.org/web/20080503101731/http://vio.fio.ru/vio_01/Article_0_1.htm
12. Родина Е.В. Анализ организации учебно-исследовательской деятельности студентов колледжа // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №10 . – с. 127-130. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-organizatsii-uchebno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-kolledzha
13. Ростова А.В. Формы научно-исследовательской деятельности студентов // Вестник Волжского Университета им. В.Н.Татищева. – 2011. – №7. – с. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov
14. Чолак В.В. Интерактивное обучения // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – №3 (21). Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnoe-obuchenie-1
15. Широбокова Т.С. Организация и проведение исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях системы СПО // Научные исследования в образовании. – 2011. – №7. Адрес: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-provedenie-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-sistemy-spo
Приложение 4.
Критерии оценки результатов учебного исследования в форме мультимедийной презентации[1]
критерии оценивания | «5» (отлично) | «4» (хорошо) | «3» (удовлетворительно) | «2» (неудовлетворительно) | |
---|---|---|---|---|---|
полнота раскрытия темы | тема раскрыта полностью | тема в основном раскрыта | раскрыты отдельные аспекты темы | тема не раскрыта | |
порядок изложения материала | соблюден | соблюден | материал изложен непоследовательно | порядок изложения материала не соблюден | |
наличие иллюстративного материала (рисунки, графики, диаграммы) | имеется | имеется | приводится минимально | не имеется |
Оформление презентации
1 | количество слайдов | не более 20, не менее 10 | не более 20, не менее 10 | требования не соблюдены | требования не соблюдены |
2 | эстетичный внешний вид | деловой стиль, единое оформление | деловой стиль, единое оформление | стиль отвлекает от восприятия информации, отсутствует единое оформление | стиль оформления отсутствует, стиль отвлекает от восприятия информации, отсутствует единое оформление |
3 | характеристики компонентов слайда | размер и цвет шрифта и фона оптимальные, отсутствует злоупотребление анимацией | размер и цвет шрифта и фона воспринимаются хорошо, отсутствует злоупотребление анимацией | размер и цвет шрифта и фона воспринимаются плохо, злоупотребление анимацией | размер и цвет шрифта и фона воспринимаются плохо, злоупотребление анимацией |
4 | цветовое выделение заголовков, терминов | имеется | имеется | частично имеется | не имеется |
5 | изложение текста | краткое | присутствуют элементы повествования | стиль изложения повествовательный, не умение отделить главное от второстепенного | стиль изложения повествовательный, не умение отделить главное от второстепенного |
6 | структурирование с помощью таблиц, нумерации, маркеров | достаточное | недостаточное | недостаточное | отсутствует |
Защита презентации
1 | соблюдение регламента защиты | соблюдает | соблюдает | не соблюдает | не соблюдает |
2 | владение материалом | свободное | достаточное | недостаточное | не владеет материалом по теме |
3 | аргументация ответов | ответ аргументирован | ответ аргументирован | ответ аргументирован плохо | ответ не аргументирован |
4 | поведение | зрительный контакт с аудиторией, отсутствие излишней жестикуляции, соответствующий внешний вид | зрительный контакт с аудиторией непостоянный, элементы излишней жестикуляции, соответствующий внешний вид | зрительный контакт с аудиторией отсутствует, излишняя жестикуляция, соответствующий внешний вид | зрительный контакт с аудиторией отсутствует, излишняя жестикуляция, несоответствующий внешний вид |
[1] Оформление презентации осуществляется в программе Microsoft Power point
Пример учебно-исследовательской работы. Защита курсовой работы, 2018г.