Рабочие программы
Рабочие программы по истории России, Всеобщей истории, обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа «Основы исследовательской деятельности. Юный историк» | 26.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к программе «Основы исследовательской деятельности. Юный историк»
Программа «Основы исследовательской деятельности. Юный историк» призвана обеспечить возможность в получении дополнительного развития для учащихся, обладающих повышенными способностями в познавательной деятельности, проявляющих интерес к самостоятельной продуктивной деятельности, обладающих творческим исследовательским потенциалом.
Цель программы: формирование и развитие у учащихся компетенции исследователя.
Задачи:
- Сформировать основы ведения проектной деятельности, оптимальные представления о технологии создания исследовательского проекта как универсальной схемы успешной продуктивной деятельности.
- Развивать исследовательское мышление, поисковый тип познавательной деятельности.
- Формировать культуру научного труда.
- Развивать самостоятельность в поиске и анализе информации; развивать общеучебные мыслительные навыки (анализ, синтез, интерпретация, классификация, сравнение, обобщение).
- Развивать коммуникативные навыки (деловое общение, культуру публичного выступлении).
Реализация программы осуществляется на основе проектного обучения, которое располагает следующими преимуществами:
- Проект формирует представления о способах осуществления продуктивной деятельности (общая схема любой деятельности, в том числе и профессиональной); методике ведения исследования; позволяет учащимся проявить степень своих способностей в определенной области, но не обязательно требует от них глубокой научной работы, дает возможность определить для каждого перспективу исследовательской деятельности.
- Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении.
- Организация обучения в группе вне рамок класса дает возможность собрать способных учащихся с разных классов, объединить их как единомышленников.
- Технология проектного обучения убирает узкие рамки отдельных предметов и направлена на формирование «общих», методологических способностей и умений в обучении.
- Технология проектного обучения главным делает не трансляцию знаний, а идеологию развития.
- Технология меняет систему общения учителя и ученика, и возникает диалог, сотрудничество, происходит взаимообогащение друг друга. В такой роли учитель в проектной деятельности сопровождает деятельность, корректирует, находится не «над», а «рядом», т.е. становится тьютором.
Работа учителя при обучении в такой технологии состоит из компонентов:
- Создание ситуации осознания и оценивания учащимися тех навыков, качеств групповой исследовательской деятельности, которыми они обладают на настоящий момент и того потенциала, который им необходимо проявить, раскрыть. В зависимости от этого избирается характер деятельности каждого внутри группы.
- Совместное с учащимися построение стратегии реализации проекта: определение проблемы, цели, шагов по ее достижению, обязанностей-ролей внутри группы.
- Направление, поддержка при поисковой деятельности, как знаниевой теоретической, так и практической.
- Совместный анализ и рефлексия действий.
- Выстраивание партнерства и взаимодействия с другими людьми и структурами под решение своих задач.
Программа состоит из трех разделов:
1. Технология создания проекта. Формирование представлений об основах проектной деятельности, признаках научного исследования.
2. Разработка исследовательского проекта. Непосредственно практическая работа по планированию и проведения исследования. Эмпирическая деятельность.
3. Представление результатов работы. Обучение защите работы, формирование навыков публичного выступления, культуры публичного делового общения.
Ведущими формами обучения проектной деятельности являются: тренинги, диагностики, практикумы, чтение материалов с режиме графической разметки с обсуждением. Практическая реализация подготовки проекта предусматривает использование исследовательских методов (как теоретических, так и практических).
Предлагаемые для использования исследования примерные темы работ:
- Роль исторической личности в судьбе России.
- Современные концепции исторического развития.
- Человек в истории. Россия – ХХ век.
- Историческое прошлое и современность города Новый Уренгой.
- Проблемы выбора профессии учащимися 11-х классов.
- Проблема выбора индивидуального образовательного маршрута.
Тематическое планирование к программе «Основы исследовательской деятельности. Юный историк»
№ | Тема занятия | Содержание | Форма | Дата |
Раздел 1. Технология создания проекта | ||||
1 | Кто такой исследователь? | Формирование базовых представлений об исследовательской поведении человека как особом типе мышления. Выработка качества личности, необходимых исследователю. | Тренинг | 04.10 |
2 | Особенности научного исследования | Формирование представлений о признаках исследования: Понятие научной новизны и научной актуальности как основополагающего признака научного исследования. Различия между новизной субъективной и объективной. Эмпирия исследования. Научная методика. | Практикум Беседа | 11.10 |
3 | Актуальность и научная новизна | Формирование умения различать актуальность темы от актуальности работы; различать актуальность работы для автора и научную актуальность работы. | Учебная мастерская | 18.10 |
4 | Этапы исследования | Формирование представлений об этапах проекта: проблематизация, целеполагание, поиск ресурсов (ресурсообеспечение), выбор методики, планирование, реализация (эмпирия), систематизация данных, синтез (вывод), рефлексия. | Тренинг | 25.10 |
5 | Культура научного труда | Авторское право, корректность использования теоретической базы, особенности получения результатов работы | Практикум | 08.11 |
Раздел 2. Разработка исследовательского проекта. | ||||
6 | Поиск проблемы. Актуальные проблемы исторической науки | Анализ объектов реальности с точки зрения наличия неразрешенной на данный момент проблемы. Использование приема вопросов. Определение актуальности проблемы. | Мозговой штурм | 15.11 |
7 | Формулирование целей, задач, гипотезы работы | Определение предполагаемого результата работы, формулирование цели, определение объекта и предмета исследования, построение задач работы | Практическая работа | 22.11 |
8 | Изучение исторических научных работ | Формирование теоретической базы исследования, составление тезауруса, выбор ведущих научных теорий, ученых. | Практическая работа. Консультация | 29.11 |
9 | Выбор исторических методов исследования | Анализ существующих научных методов исследования на предмет соответствия заявленным целям. | Семинар | 06.12 |
10 | Сбор материалов исследования | Подбор материала для исследования, работа с объектами репрезентации языковых единиц | Практическая работа. Консультация | 13.12 |
11 | Сбор материалов исследования | Подбор материала для исследования, работа с объектами репрезентации языковых единиц | Практическая работа. Консультация | 20.12 |
12 | Формирование банка результатов исторического и социологического исследования | Отбор единиц исследования из материалов исследования. Составление исследовательской базы исследования (банк единиц исследования) | Практическая работа. Консультация | 27.12 |
13 | Первичная обработка результатов исторического социологического исследования | Оформление банка единиц исследования, упорядочивание собранного материала | Практическая работа. Консультация | 17.01 |
14 | Анализ исторического и социологического исследования | Составление классификации исторических и социологических единиц по ведущим схемам | Практическая работа. Консультация | 24.01 |
15 | Компонентный анализ исторических и социологических единиц | Изучение структуры социологических единиц, выявление ведущей модели построения, анализ структуры | Практическая работа. Консультация | 31.01 |
16 | Функциональный анализ исторических и социологических единиц | Изучение речевой функции языковых единиц, формирование групп, их описание | Практическая работа. Консультация | 07.02 |
17 | Статистическая обработка полученных данных | Количественный анализ математическими методами, выявление процентных соотношений полученных групп языковых единиц, построение графиков | Лабораторная работа | 14.02 |
18 | Систематизация исторических и социологических единиц | Переработка полученных данных в системный вид, классификация, построение описательных моделей | Лабораторная работа | 21.02 |
19 | Систематизация исторических и социологических единиц | Переработка полученных данных в системный вид, классификация, построение описательных моделей | Лабораторная работа | 28.02 |
20 | Интерпретация полученных данных | Формирование текущих выводов. Истолкование полученных результатов с опорой на научные идеи | Лабораторная работа | 07.03 |
21 | Формулирование лингвистических выводов | Выработка итогового заключения. Синтез полученных данных. Моделирование итогового результата. Соотнесение результатов работы с целью и гипотезой. Корректировка работы. | Мозговой штурм | 14.03 |
22 | Оформление работы | Формирование умений представления результатов работы в итоговом продукте в зависимости от типа проекта. Отбор материала для итогового продукта. | Практикум | 21.03 |
23 | Подготовка презентации PowerPoint | Формирование умений грамотно выстраивать содержание презентации для публичной защиты | Практикум | 04.04 |
Раздел 3. Представление результатов работы | ||||
24 | Культура публичной защиты. | Формирование умений пользоваться этикетными формулами публично защиты. Развитие умения держаться на публике. | Тренинг | 05.04 |
25 | Конференция. Защита проектов | Формирование умений представлять и защищать работу, вести конструктивный научный диалог. Оценивать участников конференции. | Конференция | 09.04 |
26 | Конференция. Защита проектов | Формирование умений представлять и защищать работу, вести конструктивный научный диалог. Оценивать участников конференции. | Конференция | 09.04 |
27 | Конференция. Защита проектов | Формирование умений представлять и защищать работу, вести конструктивный научный диалог. Оценивать участников конференции. | Конференция | 09.04 |
28 | Конференция. Защита проектов | Формирование умений представлять и защищать работу, вести конструктивный научный диалог. Оценивать участников конференции. | Конференция | 09.04 |
29 | Итоги конференции | Формирование умений анализа успешности выступления, умений обсуждать преимущества представленных работ с научной точки зрения | Практикум | 18.04 |
30 | Я эксперт. Практикум по оцениванию работ | Уметь оценивать работу по критериям | Практикум | 25.04 |
31 | Перспективы исследования | Формирование умений перспективно видеть направления возможного исследования на базе полученного результата | Мозговой штурм | 02.05 |
32 | Рефлексия участия в разработке проекта | Развитие умений рефлексировать собственную деятельности с позиций: что удалось в работе, что способствовало успеху, что не удалось, в чем причины, как этого следует избежать. Прогнозирование собственного поведения, выстраивание новых целей. | Диагностика | 7.05 |
33 | Что важнее в проекте: процесс или результат? | Формирование мотивации учащихся для участия в проектной деятельности. Обсуждение признаков качества процесса и качества результата проектной деятельности | Дискуссия | 05.05 |
34 | Круглый стол | Обсуждение в коллективе исследователей результатов работы, обмен впечатлениями | Круглый стол | 16.05 |