Внеклассная работа

Кобиц Елена Николаевна

Классный час

в 3 Б классе

учитель Кобиц Е.Н.

«Партизанские лапти»

проводится после посещения школьного музея

Цель: формировать уважительное отношение к участникам ВОВ, прошлому нашей Родины.

Задачи:

- познакомить учащихся с подвигами народа в годы ВОВ, расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

- развивать исследовательские навыки и творческие способности;

- воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Оборудование: компьютер, презентация,  мультимедийный проектор, экран, выставка книг о Великой Отечественной войне.  

Ход мероприятия.

Суровым испытанием для нашего народа была Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года без объявления войны немецко-фашистские войска напали на нашу Родину. Навеки останутся в памяти народной оборона Брестской крепости, битвы под Москвой, Сталинградом, Смоленском, блокада Ленинграда и др.

Но в летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая борьба партизан и подпольщиков.

На экскурсии в нашем школьном музее вы задали вопрос: «А почему вместе с экспонатами ВОВ находятся лапти, похожие мы видели в историко-краеведческом музее?»

Сегодня мы попытаемся вместе ответить на этот вопрос.

(Сообщение, подготовленное учеником).

Ученик 1.На территории Рославльского района с осени 1942 г. вели партизанскую войну отряд имени Суворова (командир А. Л. Шигорцев), диверсионная группа капитана А. X. Кушмизокова (позднее командовал 3-й Клетнянской партизанской бригадой), партизанская бригада имени Сергея Лазо (командир Г. И. Кезиков), 1-я Клетнянская партизанская бригада (командир Ф. Н. Данченков), 4-й батальон 2-й Клетнянской партизанской бригады (командир батальона В. П. Добровольский).

 В рядах этих формирований немало было рославльчан. Партизаны были связаны с населением, опирались на его поддержку, получали необходимую помощь. В этом единстве и взаимосвязи и состоял всенародный характер партизанской войны в тылу врага.

 

Ученик 2. Вот как в своем стихотворении о партизанах «Походный марш курян» написал Валентин Шульчев.

 

В тылу врага мы бьемся непреклонно,

Повсюду наши зоркие посты.

Взлетают к небу вражьи эшелоны,

Пылают склады, рушатся мосты.

За нашу кровь, за слезы и за раны

Мы вражьей своре предъявили счет.

Смелее в бой, лихие партизаны,

За матерей, за Родину — вперед!

Описание: C:\Users\Elena\Downloads\партизаны.jpg                       Описание: C:\Users\Elena\Downloads\землянка.jpg

Ученик 3. Из воспоминаний Евдокии Романовны Бондаревой (Анодиной):

(воспоминания хранятся в музее)

До войны я жила в д. Лузганки это в 1 км. от Баркович. Закончила 7 классов, работала в колхозе, была комсомолкой. Когда началась война и пришли фашисты в наших лесах стали создаваться партизанские отряды. В них было много солдат – окруженцев и местных жителей.

Я пришла в отряд в конце 1941 года, была в полковой разведке, в 7 роте 3 батальона. Среди партизан были и женщины, и девушки. Мы наравне с мужчинами несли службу, ходили на задания, участвовали в боях. Моя сестра погибла в бою за деревню Далесичи. Я тоже участвовала в боях. Запомнилось одно задание. Это было под деревней Сукромля. Нужно было добыть “языка”. Ребята сработали быстро и аккуратно: взяли в плен немецкого солдата прогуливавшегося с русской девушкой. Он не сопротивлялся и много раз повторял: ”Сталин – гут, Гитлер - дурак! ”

Очень тяжёлой была немецкая “гонка” на партизан весной 1943 года. Немцы применяли танки, самолёты. Сильный бой был на партизанской стоянке в лесу возле деревни Прыща. Обозы с продовольствием, ранеными отправили к Клетне, а здесь на несколько дней остановили наступление фашистов. Это было после разгрома фашистов под Сталинградом, и этот бой стали называть “ Партизанский Сталинград ”. Сейчас там могила погибших партизан и памятник.

Все подлесные деревни были сожжены ещё летом 1942 года. Но люди вернулись на свои пепелища, идти было некуда. Построили землянки и жили там. В основном, это были старики, женщины и дети. 8 марта 1943 года гитлеровцы собрали со всей округи людей в д. Селинцы (там был колхозный сарай), и сожгли заживо 140 человек. Партизаны узнали об этом несколько дней спустя, пришли и похоронили в братской могиле. У многих здесь погибли дети, сёстры, братья.

Партизанская жизнь была не лёгкая. Надо было постоянно маскировать лагерь, ведь немецкие солдаты – разведчики часто кружили над лесом. Нужно было силой добывать оружие, продовольствие, одежду. Особенно напряжённо было с обувью. Выручали лапти. Сколько я их пар сплела – не сосчитать! Всё приходилось делать: и хлеб печь, и готовить, и стирать, и за ранеными ухаживать, и шить… Однажды сшила даже полушубок из овчины для одного казаха. Он был так удивлён, обрадован и благодарен,  что написал книгу “ История одного полушубка ”.

Описание: C:\Users\Elena\Downloads\обувь.jpg       Описание: C:\Users\Elena\Desktop\thumbs.jpg

 

Учитель. Сегодня мы попытались объяснить, почему в музее, наряду с оружием, касками, фронтовыми документами достойное место занимают простые лапти, которые плели во время войны. Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово - "подвиг"?

 (Учащиеся рассуждают.)

Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель. Можно ли каждодневную работу в тылу врага считать подвигом?

(Учащиеся рассуждают.)

У кого есть вопросы?

Ученик. А почему в музее нет полушубка?

Ученик. Интересно, а Евдокия Романовна встретилась с этим казахом после войны?

Ученик. А книга эта есть в нашем музее?

(Вопросы сыпались один за другим. Ответить сразу на них было нельзя, поэтому было принято решение продолжить исследовательскую работу по этой теме.)

   Учитель. К сожалению,  этой книги у нас в музее нет. Хорошо было бы её разыскать, чтобы пополнить экспозицию. А так же узнать о судьбе казаха, для которого был сшит полушубок.

Послесловие.

Обучающиеся 4 класса в, вместе с классным руководителем провели исследовательскую работу и установили следующее:

1. Ади Шарипов (Саша-казах) окончил институт до войны и по распределению поехал работать простым учителем в поселок Каскелен Алматинской области. В это время он женился, а вскоре его призвали служить в Советскую армию на западную границу в город Белосток в Белоруссии.

В первые дни войны именно их военные формирования приняли на себя удар врага. Вскоре дивизия, где служил Ади Шарипович, оказалась в окружении. С самолетов фашисты сбрасывали листовки с призывом:

«Сдавайтесь! Вы окружены!». Тогда Ади принял решение и с 16-ю молодыми ребятами, захватив рацию, ушел вглубь непроходимых болот. Как им удалось найти тропу в этих гиблых местах, до сих пор уму непостижимо! И оттуда, связавшись с Большой землей по рации, Ади получил задание оставаться там и организовать партизанский отряд. Так он стал командиром.

Разве это не поразительно: простой казахский парень, который родился в бескрайних степных просторах, смог не только выжить и сориентироваться в чужих лесах и непроходимых топях, но и превратить свой отряд в грозное оружие против фашистов! Причем никто их не снабжал ни питанием, ни оружием.

Он всегда до последних дней с чувством благодарности вспоминал простых белорусов и украинцев, жителей сел и деревень, которые попадались на их пути. Они сами жили в оккупации, терпели лишения, но партизанам помогали всем, чем могли.

В декабре 1941 года его тяжело ранили. Здесь нужно сказать, что у него на теле не было, как говорят, живого места: оно было все в рубцах и шрамах, он потерял несколько ребер. Так вот, когда его ранило в грудь, товарищи в страшный мороз вытащили его с поля боя и укрылись у лесника Романа Анодина.

Ади Шарипович описал это событие в своей книге, где немного сгладил боль и страшные моменты. А на самом деле множество осколков из его спины молодой белорусский врач вытаскивал без наркоза (в тех условиях о нем не могло быть и речи!), ему только смогли найти самогон, который он залпом выпил.

Ади Шарипович часто терял сознание, а когда приходил в себя, то в соседней комнате видел склоненную голову удивительно красивой девушки. Она всю ночь что-то шила. А утром прибежал лесник: «Немцы близко! Немедленно уходите!». Ади переложили на носилки, а накрыть его нечем – шинель была вся пропитана кровью. Ясно, что он погибнет на морозе, и тогда девушка подарила ему полушубок, который шила всю ночь. «Он согреет вас», – сказала она. И долгих четыре года этот полушубок был для него талисманом, все эти годы он уберегал его от смерти и согревал в лютые морозы. После войны Ади Шарипович сдал его в музей и написал удивительно трогательную повесть «История одного полушубка», которую посвятил этой девушке – Евдокии Анодиной.

Партизан Саша-казах, для которого Евдокия Анодина сшила полушубок, после войны стал заслуженным учителем республики, работал вначале заместителем министра, а потом министром просвещения Казахской ССР, заместителем председателя Совета Министров КазССР, затем вновь министром, но уже иностранных дел. В конце 1960-х годов он – первый секретарь Союза писателей Казахстана, секретарь Союза писателей СССР, избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР 5-го и 6-го созывов, депутатом Верховного Совета СССР и заместителем председателя Совета Союза Верховного Совета СССР. В 1971 году Ади Шарипова, доктора филологических наук, назначают директором Института литературы и искусства им. М. Ауэзова.

Перу Ади Шарипова принадлежат романы, повести и рассказы: «Дочь партизана», «Исповедь друга», «У могилы отца», «История одного полушубка», «Дочь степей», «Лекарь» и другие. Помимо этого он является автором более 350 научных и публицистических работ, исследований по педагогике.

По его сценарию была поставлена кинокартина «Лесная баллада», которая получила премии на кинофестивалях в Ташкенте и Алма-Ате. Этот фильм во многом автобиографичен. После войны он приезжал к Евдокие Романовне Бондаревой (Анодиной). Умер Ади Шарипов в 1993 году.

2. Разыскали книгу «История одного полушубка». Издательство «Советский писатель», М. 1971 год.

3. Подарили книгу школьному музею.

Литература:

1.Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2т.:Т1-М.:Дрофа:Вече,2002-512с.(Библиотека отечественной классической художественной литературы)

2. «Казахстанская правда» общенациональная ежедневная газета № 232 (27506) 13.07.2013

3. Научно-популярный интернет журнал "История Казахстана"  https://vk.com/history_kz