Эссе « Я- учитель»

Камкина Ольга Владимировна

Эссе « Я- учитель»

 

     Хочу свое эссе начать с одной известной восточной притчи: «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках»
Прочитав ее в первый  раз, я поняла, какой   глубокий смысл раскрывает  эта притча: «От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной»
     Издревле считается, а в годы подготовки к Олимпиаде в Сочи-2014 это только укрепилось, что отношение к физкультуре и спорту,  здоровье нации должно быть своего рода «визитной карточкой» государства, показателем его культуры. И в этом плане мой предмет уникален. Он обеспечивает овладение  учащимися важных знаний  о человеке, его развитии, решает задачи воспитания необходимых ему двигательных навыков. Поэтому для меня урок - это не погоня за результатами, а кропотливая работа над укреплением здоровья детей.

     Не навредить здоровью детей!  Именно этот принцип считаю самым важным. Ребенка лучше «не догрузить» физическими упражнениями, чем «перегрузить». Нельзя давать ребенку чувствовать, будто он хуже других, нельзя унижать его достоинство. А вот согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрым, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого ребенка уверенность, помочь в преодолении трудности и гордиться его успехом – задача каждого учителя и лично моя.

      Дорога в школу началась в  1996 г. Я с отличием закончила Индустриально педагогический колледж им. Ю.А.Гагарина, в 1998 поступила в Саратовский СПИСГАУ на заочное отделение учителей физкультуры, в 2003 году получила диплом учителя.

     Учебная практика, которую я проходила в стенах родной Комсомольской школы,  стала для меня ещё одним удивлением. Огромная страна – школа – распахнула передо мною двери. Оказавшись в этой стране, поняла, что я – житель её, и никуда отсюда не уйду!  Путь к настоящему учительству только начинался: впереди- школа жизни,  стремление узнать как можно больше.

     А жизненная дорога проходила своим маршрутом.

     Учительство в МОУ ООШ с. Чкалово. Мой первый школьный день в качестве учителя в этой школе  не забуду никогда. Сколько волнений: как одеться, что сказать коллегам, ученикам!  Необходимость ежедневно преодолевать семикилометровое расстояние от дома до работы. И в любую погоду! Годы не прошли для меня даром: я научилась ценить не только свое время, но и время моих учеников!

     Полетели дни, недели, месяцы. Такие похожие и такие разные.  И вот я – учитель в родном селе - МОУ СОШ с. Комсомольское.  На каждом уроке, несмотря на план, есть место импровизации. Ведь невозможно предугадать вопросы детей. Их так много, и порой они такие неожиданные. Я училась и учусь  каждый день одновременно с ребятами. По дороге знаний мы идём вместе, и я с радостью ощущаю, что я им нужна, нам вместе интересно. Современные, «без комплексов», ученики заставляют меня «держать планку»: осваивать основательно ПК, находить изюминки для каждого урока.

     По-разному приходят в школу учителя. Разные бывают пути. Кто-то претворяет в жизнь детскую мечту, кто-то продолжает семейную династию, а у кого-то это желание быть похожим на своего учителя. Очень часто я вспоминаю уроки моего любимого учителя – А.У. Машанова. В нашем селе, пожалуй, нет человека, который бы не учился у него, не любил бы его.  Среднего роста, самый обычный, он превращался в волшебника, когда входил в класс. Александр Уразович  возил нас на все возможные соревнования: районного, областного, всероссийского  уровней. Учитель – МАСТЕР, учитель – ДРУГ, он всегда был и будет для меня примером. Очень талантливый, любящий свою работу,  наверное, тренируясь у него и наблюдая за его работой, за тем,  как он радуется нашим успехам, как мы тянулись  к нему, я и заболела спортом. А главное, я захотела учить детей.

     Своим ученикам я хочу передать опыт моего Учителя. Проверенный временем, он помог мне определиться в жизни: служить примером ученикам, облегчая им путь к познанию, а не только наставлять и поучать – одна из моих главных педагогических задач.

     Думаю, быть учителем – это не только учить конкретным знаниям, а через предмет помочь ученикам разобраться в себе, составить систему ценностей, стать личностью.

     Всем известно, что за последние годы уровень здоровья подрастающего поколения  резко снизился. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культурой или полностью освобождены. Одной из главных задач своей работы вижу изменение отношения к уроку физической культуры, как самих детей, так и их родителей. Как обидно слышать о том, что есть важные предметы и не очень, что физическая культура  не относится к тем, самым важным. Переубедить детей и их родителей - одна из моих задач. Разговаривая с детьми, убеждаюсь, что во многих семьях отсутствуют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Исправить положение можно лишь изменив отношение к физической культуре.

            Так что же такое урок физкультуры? Для меня это время, отведенное на общение с детьми, но общение необычное: через движение к положительным эмоциям. Урок физкультуры - это урок, где сухие строки учебной программы  превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант ученика. Радостно  наблюдать за изменением настроя ребят, когда они входят в спортивный зал. Уходят на второй план неудачи, забывается «двойка»  по математике  или  русскому языку, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. И за это только похвалят! Приятно видеть, как неуклюжие, скованные в движении на первых уроках ученики постепенно расправляют плечи, становятся крепче и увереннее, превращаясь в умелого и ловкого мальчишку или  шуструю девчонку.

      Урок физической культуры - это фрагмент естественной жизни детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а главное, несет здоровье и радость. Это и есть главная цель уроков физкультуры. Основными принципами в своей работе считаю следующие:

- понять ученика, вникнуть в его душу, познать его интересы и желания;

- дать ученику возможность поверить в себя-  недостаток веры уничтожает инициативу, становится преградой для счастья на пути реализации возможностей человека, барьером для развития- нельзя допускать, чтобы дети чувствовали себя слабыми, они могут свыкнуться с этой мыслью навсегда;

- полное доверие – направляю деятельность учащихся, давая какое – либо задание, а они уже сами работают над совершенствованием техники.

            Наш предмет вариативен. И достичь положительного эффекта можно при непременном соблюдении одного из важнейших условий – методически грамотного  использования физических упражнений на основе знаний правил и основных закономерностей их применения с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Несложно представить, насколько  различается трудность выполнения одного  и того же двигательного задания для разных учеников. Одному легко даются нагрузки, а другому не хватает силы, выносливости. А значит, необходим индивидуальный подход. Главным направлением в своей работе я считаю реабилитацию и сохранение здоровья всех учеников: и вполне здоровых, и нуждающихся в этом, поскольку здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

     Много ли лет я прожила?

     С одной стороны, нет. Ведь в жизни много интересного и познавательного. И каждый день человек, перенимая опыт коллег, учится на своих ошибках, учится у своих учеников.

     С другой, да. Так как за все те годы, проведённые в школе, я приобрела не только профессиональные навыки, но и опыт общения с детьми разного уровня. Научилась глубокому самоанализу, критике, умению делать правильные выводы и при этом помогать другим.

     Ведь, по слова Л.Н.Толстого:  «в каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя». Конечно, это не значит, что всё, что я ни делаю, всегда получается замечательно. Есть ошибки и душевные смущения, сомнения и разочарования, которые только усиливают внутреннюю работу над собой, заставляя признавать, как бы ни было больно и тяжело, неверность собственных решений или поступков.

     Будучи студенткой, на одной из лекций по психологии, преподаватель задал вопрос: «По какой причине вы идёте работать в школу? Что движет вами?» В группе присутствовало 30 человек. Все давали разные ответы. Сама я думала о том, что мне нравится предмет, нравится учить детей, передавать знания. И никто из сидящих в аудитории, в том числе и я,  не сказали  самого простого, того, лежит что в основе воспитания и преподавания -  необходимо прежде всего любить детей!

     Как правильно любить детей? Оказывается, это очень сложно. Но профессия учителя позволяет раскрыть глубокое чувство любви, в основе которого должна быть доброта. Учитель, сохраняющий в своём сердце доброе отношение к миру способен раскрыть в своих учениках духовно богатый мир, нравственные ценности которого очень высоки. В Православии Учителем для людей и апостолов был Иисус Христос. Его задача:  научить народ добру, любви, взаимопониманию, прощению, человечности, тем простым истинам, которые помогают жить, делают настоящим Человеком. Учитель пострадал за людей, которые шли за ним, слушали проповеди и восхищались. А потому, жизненная дорога сегодняшнего учителя не может быть простой. Она испытывается временем, опытом.

     Сегодня для развития спорта и спортивного духа, пропаганды здорового образа жизни на своей территории я, как учитель, стараюсь делать все возможное. Более половины всех моих учеников посещают спортивные секции. Вовлекаю своих учеников во все спортивные соревнования и массовые мероприятия района, но самое главное, чему я научилась  еще со школы у своего учителя физкультуры – я слушаю и слышу детей.  Теперь ко мне бегают такие же девчонки и мальчишки, делятся своими проблемами, советуются,  прислушиваются к моему мнению, да просто говорят. Мои детки неоднократно занимали призовые места и были призерами районных соревнований:  Пронудин Кирилл – 1 место в прыжках в длину.  Сапиев Бауржан-  1 место  в эстафете 4х100,  1 место по подтягиванию.

В  областных соревнованиях  «Президентские состязания»    Сапиев Б, Журавлев С, Шатпаков С, Бибоснова М  заняли 1 место. Поверьте, в такие моменты я счастлива! Эта и моя победа!

Стараюсь своим примером вдохновлять своих учеников, стремиться к преодолению новых вершин в спорте:  принимаю самое активное  участие в различных соревнованиях:  эстафета 4x100 – 1 место «Кубок города Красный Кут 2011г», эстафета 4х60 – 1 место «45 лет г.Красный Кут», прыжки в длину- 1 место «Кубок города Красный Кут». Много лет занимаюсь армрестлингом, настольным теннисом. Я, так же как и мои ученики, влюблена в спорт!

     Думаю, что многим моим выпускникам   пригодилось в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться. Я буду рада, если сумею наполнить  жизнь детей  радостью, помогу  ощутить ее ценность и полноту. Мое учительское счастье хочу выразить словами  Ф.Тютчева:

«Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека»                            

     Исполнить мечты, воплотить их в жизнь мне удалось только в школе. Найти своё призвание, реализоваться как личность, быть полезным детям, обществу – это счастье!

 

            

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_olga.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе « Я- учитель»

     Хочу свое эссе начать с одной известной восточной притчи: «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках»
Прочитав ее в первый  раз, я поняла, какой   глубокий смысл раскрывает  эта притча: «От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной»
     Издревле считается, а в годы подготовки к Олимпиаде в Сочи-2014 это только укрепилось, что отношение к физкультуре и спорту,  здоровье нации должно быть своего рода «визитной карточкой» государства, показателем его культуры. И в этом плане мой предмет уникален. Он обеспечивает овладение  учащимися важных знаний  о человеке, его развитии, решает задачи воспитания необходимых ему двигательных навыков. Поэтому для меня урок - это не погоня за результатами, а кропотливая работа над укреплением здоровья детей.

     Не навредить здоровью детей!  Именно этот принцип считаю самым важным. Ребенка лучше «не догрузить» физическими упражнениями, чем «перегрузить». Нельзя давать ребенку чувствовать, будто он хуже других, нельзя унижать его достоинство. А вот согреть каждого, не оставить никого в тени, быть мудрым, очень осторожно и бережно помочь раскрыться, вселить в каждого ребенка уверенность, помочь в преодолении трудности и гордиться его успехом – задача каждого учителя и лично моя.

      Дорога в школу началась в  1996 г. Я с отличием закончила Индустриально педагогический колледж им. Ю.А.Гагарина, в 1998 поступила в Саратовский СПИСГАУ на заочное отделение учителей физкультуры, в 2003 году получила диплом учителя.

     Учебная практика, которую я проходила в стенах родной Комсомольской школы,  стала для меня ещё одним удивлением. Огромная страна – школа – распахнула передо мною двери. Оказавшись в этой стране, поняла, что я – житель её, и никуда отсюда не уйду!  Путь к настоящему учительству только начинался: впереди- школа жизни,  стремление узнать как можно больше.

     А жизненная дорога проходила своим маршрутом.

     Учительство в МОУ ООШ с. Чкалово. Мой первый школьный день в качестве учителя в этой школе  не забуду никогда. Сколько волнений: как одеться, что сказать коллегам, ученикам!  Необходимость ежедневно преодолевать семикилометровое расстояние от дома до работы. И в любую погоду! Годы не прошли для меня даром: я научилась ценить не только свое время, но и время моих учеников!

     Полетели дни, недели, месяцы. Такие похожие и такие разные.  И вот я – учитель в родном селе - МОУ СОШ с. Комсомольское.  На каждом уроке, несмотря на план, есть место импровизации. Ведь невозможно предугадать вопросы детей. Их так много, и порой они такие неожиданные. Я училась и учусь  каждый день одновременно с ребятами. По дороге знаний мы идём вместе, и я с радостью ощущаю, что я им нужна, нам вместе интересно. Современные, «без комплексов», ученики заставляют меня «держать планку»: осваивать основательно ПК, находить изюминки для каждого урока.

     По-разному приходят в школу учителя. Разные бывают пути. Кто-то претворяет в жизнь детскую мечту, кто-то продолжает семейную династию, а у кого-то это желание быть похожим на своего учителя. Очень часто я вспоминаю уроки моего любимого учителя – А.У. Машанова. В нашем селе, пожалуй, нет человека, который бы не учился у него, не любил бы его.  Среднего роста, самый обычный, он превращался в волшебника, когда входил в класс. Александр Уразович  возил нас на все возможные соревнования: районного, областного, всероссийского  уровней. Учитель – МАСТЕР, учитель – ДРУГ, он всегда был и будет для меня примером. Очень талантливый, любящий свою работу,  наверное, тренируясь у него и наблюдая за его работой, за тем,  как он радуется нашим успехам, как мы тянулись  к нему, я и заболела спортом. А главное, я захотела учить детей.

     Своим ученикам я хочу передать опыт моего Учителя. Проверенный временем, он помог мне определиться в жизни: служить примером ученикам, облегчая им путь к познанию, а не только наставлять и поучать – одна из моих главных педагогических задач.

     Думаю, быть учителем – это не только учить конкретным знаниям, а через предмет помочь ученикам разобраться в себе, составить систему ценностей, стать личностью.

     Всем известно, что за последние годы уровень здоровья подрастающего поколения  резко снизился. Достаточно посмотреть на количество учеников, которые имеют различные ограничения к занятиям физической культурой или полностью освобождены. Одной из главных задач своей работы вижу изменение отношения к уроку физической культуры, как самих детей, так и их родителей. Как обидно слышать о том, что есть важные предметы и не очень, что физическая культура  не относится к тем, самым важным. Переубедить детей и их родителей - одна из моих задач. Разговаривая с детьми, убеждаюсь, что во многих семьях отсутствуют самостоятельные занятия физическими упражнениями. Исправить положение можно лишь изменив отношение к физической культуре.

            Так что же такое урок физкультуры? Для меня это время, отведенное на общение с детьми, но общение необычное: через движение к положительным эмоциям. Урок физкультуры - это урок, где сухие строки учебной программы  превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант ученика. Радостно  наблюдать за изменением настроя ребят, когда они входят в спортивный зал. Уходят на второй план неудачи, забывается «двойка»  по математике  или  русскому языку, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. И за это только похвалят! Приятно видеть, как неуклюжие, скованные в движении на первых уроках ученики постепенно расправляют плечи, становятся крепче и увереннее, превращаясь в умелого и ловкого мальчишку или  шуструю девчонку.

      Урок физической культуры - это фрагмент естественной жизни детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а главное, несет здоровье и радость. Это и есть главная цель уроков физкультуры. Основными принципами в своей работе считаю следующие:

- понять ученика, вникнуть в его душу, познать его интересы и желания;

- дать ученику возможность поверить в себя-  недостаток веры уничтожает инициативу, становится преградой для счастья на пути реализации возможностей человека, барьером для развития- нельзя допускать, чтобы дети чувствовали себя слабыми, они могут свыкнуться с этой мыслью навсегда;

- полное доверие – направляю деятельность учащихся, давая какое – либо задание, а они уже сами работают над совершенствованием техники.

            Наш предмет вариативен. И достичь положительного эффекта можно при непременном соблюдении одного из важнейших условий – методически грамотного  использования физических упражнений на основе знаний правил и основных закономерностей их применения с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Несложно представить, насколько  различается трудность выполнения одного  и того же двигательного задания для разных учеников. Одному легко даются нагрузки, а другому не хватает силы, выносливости. А значит, необходим индивидуальный подход. Главным направлением в своей работе я считаю реабилитацию и сохранение здоровья всех учеников: и вполне здоровых, и нуждающихся в этом, поскольку здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

     Много ли лет я прожила?

     С одной стороны, нет. Ведь в жизни много интересного и познавательного. И каждый день человек, перенимая опыт коллег, учится на своих ошибках, учится у своих учеников.

     С другой, да. Так как за все те годы, проведённые в школе, я приобрела не только профессиональные навыки, но и опыт общения с детьми разного уровня. Научилась глубокому самоанализу, критике, умению делать правильные выводы и при этом помогать другим.

     Ведь, по слова Л.Н.Толстого:  «в каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя». Конечно, это не значит, что всё, что я ни делаю, всегда получается замечательно. Есть ошибки и душевные смущения, сомнения и разочарования, которые только усиливают внутреннюю работу над собой, заставляя признавать, как бы ни было больно и тяжело, неверность собственных решений или поступков.

     Будучи студенткой, на одной из лекций по психологии, преподаватель задал вопрос: «По какой причине вы идёте работать в школу? Что движет вами?» В группе присутствовало 30 человек. Все давали разные ответы. Сама я думала о том, что мне нравится предмет, нравится учить детей, передавать знания. И никто из сидящих в аудитории, в том числе и я,  не сказали  самого простого, того, лежит что в основе воспитания и преподавания -  необходимо прежде всего любить детей!

     Как правильно любить детей? Оказывается, это очень сложно. Но профессия учителя позволяет раскрыть глубокое чувство любви, в основе которого должна быть доброта. Учитель, сохраняющий в своём сердце доброе отношение к миру способен раскрыть в своих учениках духовно богатый мир, нравственные ценности которого очень высоки. В Православии Учителем для людей и апостолов был Иисус Христос. Его задача:  научить народ добру, любви, взаимопониманию, прощению, человечности, тем простым истинам, которые помогают жить, делают настоящим Человеком. Учитель пострадал за людей, которые шли за ним, слушали проповеди и восхищались. А потому, жизненная дорога сегодняшнего учителя не может быть простой. Она испытывается временем, опытом.

     Сегодня для развития спорта и спортивного духа, пропаганды здорового образа жизни на своей территории я, как учитель, стараюсь делать все возможное. Более половины всех моих учеников посещают спортивные секции. Вовлекаю своих учеников во все спортивные соревнования и массовые мероприятия района, но самое главное, чему я научилась  еще со школы у своего учителя физкультуры – я слушаю и слышу детей.  Теперь ко мне бегают такие же девчонки и мальчишки, делятся своими проблемами, советуются,  прислушиваются к моему мнению, да просто говорят. Мои детки неоднократно занимали призовые места и были призерами районных соревнований:  Пронудин Кирилл – 1 место в прыжках в длину.  Сапиев Бауржан-  1 место  в эстафете 4х100,  1 место по подтягиванию.

В  областных соревнованиях  «Президентские состязания»    Сапиев Б, Журавлев С, Шатпаков С, Бибоснова М  заняли 1 место. Поверьте, в такие моменты я счастлива! Эта и моя победа!

Стараюсь своим примером вдохновлять своих учеников, стремиться к преодолению новых вершин в спорте:  принимаю самое активное  участие в различных соревнованиях:  эстафета 4x100 – 1 место «Кубок города Красный Кут 2011г», эстафета 4х60 – 1 место «45 лет г.Красный Кут», прыжки в длину- 1 место «Кубок города Красный Кут». Много лет занимаюсь армрестлингом, настольным теннисом. Я, так же как и мои ученики, влюблена в спорт!

     Думаю, что многим моим выпускникам   пригодилось в жизни умение преодолевать трудности, способность радоваться в жизни не только своим, но и чужим успехам, огорчаться, но не отчаиваться. Я буду рада, если сумею наполнить  жизнь детей  радостью, помогу  ощутить ее ценность и полноту. Мое учительское счастье хочу выразить словами  Ф.Тютчева:

«Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся,

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека»                            

     Исполнить мечты, воплотить их в жизнь мне удалось только в школе. Найти своё призвание, реализоваться как личность, быть полезным детям, обществу – это счастье!