Программа элективного курса "Технология подготовки и призентации исследовательских проектов учащимися общеобразовательной школы"
Основная направленность курса - развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, координация целесообразной деятельности в процессе самоопределения человека. Проектировочная деятельность ученика в рамках элективного курса решает те же задачи, что и проектировочная деятельность преподавателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proekta.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по УВР директор Деденевской средней
общеобразовательной школы
______________Е.В.Демченкова имени Н.К. Крупской
«___» _____________2008 г.
_______________Г.Ф.Юрченкова
«___» ______________2008 г.
Программа курса
«Технология подготовки и презентации
исследовательских проектов»
10 класс
Учитель Макарова Татьяна Григорьевна
Количество часов – 34 в год (1 час в неделю)
Программа рассмотрена на заседании кафедры учителей естественно-математического цикла Деденевской средней общеобразовательной школы имени Н.К. Крупской.
2008 г.
Программа курса
«Технология подготовки и презентации
исследовательских проектов»
10 класс
Пояснительная записка
Основная направленность курса – развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, координация целесообразной деятельности в процессе самоопределения человека.
Необходимо отметить, что проектировочная деятельность ученика в рамках элективного курса решает те же задачи, что и проектировочная деятельность преподавателя. Проектирование в образоватльных системах неразрывно связано с изучением педагогической реальности, закономерностей, исследованиями в педагогической области, с психологическими особенностями развития личности, с изучение влияния окружающей среды и социальных условий, в которых разрабатывается проект.
Цели и задачи обучения учащихся в рамках курса:
- воспитание ценностного отношения к знаниям как важным и необходимым каждому человеку;
- способствовать развтию личности старшеклассников, их профессиональному самоопределению;
- воспитание интереса к профессиям социально-гуманитарной направленности;
- развитие навыков психической и физической саморегуляции;
- формирование необходимых навыков анализа жизненных ситуаций;
- сформировать интерес к творчеству как основному виду человеческой деятельности.
Адресаты программы – школьники старших классов. Программа в объеме составляет 34 часа и валючает в себя следующие компоненты:
- постановка проблемы;
- цели и задачи проекта;
- рабочая гипотеза или исходные посылки;
- описание приемов и материалов, которые предполагается использовать в ходе реализации проекта;
- календарный план и этапы проекта;
- критерии и способы оценки результативности проекта;
- предполагаемые результаты проекта;
- предполагаемая смета проекта или описание ресурсов, необходимых для его реализации;
- приложения.
Содержание курса
Первый этап – 2 ч.
Оценка социокультурной ситуации, сложившейся в окружающем микросоциуме.
Этап является важным шагом в разработке проекта. Он предполагает, во-первых, получение объективной информации о ситуации; во-вторых, требует выделить моменты, требующие коррекции; в-третьих, необходимо проанализировать сущность проблемы, стоящей перед автором.
На данном этапе важно правильно организовать работу по сбору необходимой информации и ее анализу. Необходимо четко уяснить следующие моменты: 1. решите, какую именно информацию вы хотите получить; 2. определите целевые группы для сбора информации; 3. подберите метод сбора информации, адекватный поставленным целям исследования.
Второй этап – 3 ч.
Формулирование целей, задач. Подготовка развернутого описания проекта.
Поставьте цели и определите результаты, которых хотите достичь. Цели определяют общее направление проекта, а результаты помогут проверить, достигли ли вы поставленных целей. При подготовке развернутого описания проекта используйте структуру, предложенную в предыдущем параграфе. Для большей ясности постарайтесь разработать иерархию целей. Распределив их на далекие, средние, ближние.
В данном разделе желательно описать, в чем состоит воздействие результатов, полученных в ходе реализации проекта, какие меры предусмотрены для распространения полученных результатов в перспективе. Опишите, как вы планируете обеспечить устойчивое воспроизведение достигнутых в ходе реализации проекта результатов по его окончании.
Третий этап – 3 ч.
Определение, поиск и мобилизация ресурсов.
Перечислите все ресурсы, необходимые для достижения ожидаемых результатов, например, персонал (количество людей, затраты времени), оборудование (тип оборудования, время и место установки, пользователи, необходимая подготовка пользователей и обслуживающего персонала). Укажите виды деятельности, для выполнения которых будет использоваться одно и то же оборудование.
Попытайтесь проаналзировать возможности для реализации проекта, которые предоставляет ваше образовательное учреждение. Практически всегда на местном уровне существуют ресурсы, которые можно использовать, хотя в этом всегда трудно кого-то убедить. Под термином «ресурсы» понимают не только деньги, но любые возможности региона. Например, средства массовой информации, социальная инфраструктура, люди, библиотечный фонд и т.д. важный способ эффективного взаимодействия с местной инфраструктурой или школьными службами. Подумайте, какую помощь вам могут оказать общественные организации, местные органы власти. Сформулируйте конкретные вопросы для них. Также на этом этапе составляется бюджет проекта.
Четвертый этап – 10 ч.
Разработка конкретного содержания деятельности в рамках проекта.
Здесь разрабатывается календарный план реализаци проекта с выделением этапов и подробной разработкой содержания вашей деятельности на каждом этапе. Описание деятельности в виде методических разработок, иллюстраций, схем, таблиц выносится в приложения к проекту.
Пятый этап – 5 ч.
Разработка процедур мониторинга и рефлексии проекта.
Мониторинг проекта - это систематическая постоянная оценка достигнутого за определенный период времени. Он проводится на протяжении всей стадии осуществления проекта. При его проведении целесообразно задавать следующие вопросы:
- проводятся ли все мероприятия так, как это первоначально намечалось по плану проекта;
- проводятся ли они в установленные сроки;
- согласуются ли реальные результаты с предполагаемыми. Если не согласуются, то в какой степени.
Благодаря хорошо поставленному мониторингу, вы сможете:
- своевременно распознать проблемы и провести коррекцию;
- получить обратную связь о проделанной работе, которая имеет первостепенное значение для мотивации участников проекта;
- собрать информацию для написания отчтов о проекте обеспечения связи с
оценкой воздействия (определяя, что было сделано, как и какое воздействие было оказано).
Мониторинг реализации проекта необходимо согласовывать с поставленными целями и задачами. Требуется разработать процедуру мониторинга, подробно описать систему методов получения информации. Автор проекта должен предусмотреть формы регистрации информации.
Используйте собранную информацию для внесения усовершенствований в проект. После тщательной рефлексии проектной деятельности (в случае реализации проекта) могут быть приняты следующие решения:
- изменить проект;
- включить другие меропрятия;
- использовать другие подходы;
- завершить проект;
- распространить информацию о тех уроках, которые были извлечены в результате оценки.
Анализируя результаты рефлексии и того интереса, который вызвали полученные
данные у основных участников, вы можете сформулировать иначе свои планы и вновь начать цикл разработки проекта.
Шестой этап- 10 ч.
Разработка сценария презентации проекта
Под презентацией понимается представление разработчиками результатов своей деятельности перед потенциальными клиентами, финансирующими учреждениями, спонсорами, прессой. Презентация свидетельствует о работоспособности, производительности разработчиков проекта и в этом смысле является их своеобразной рекламой.
Формы презентации:
- письменные материалы;
- телевизионные клипы;
- персональные выступления людей.
Условия успешности презентации:
- наличие всей необходимой собранной и обобщенной информации;
- ясность цели презентации для ее инициаторов;
- учет ограничительных условий презентации;
- знание целевых групп, к которым обращена презентация;
- сосредоточение на главном в теме презентации, максимальное уменьшение сложности в содержании излагаемого материала;
- четкое структурирование информации;
- выбор целесообразных средств презентации.
В ходе презентации выступающими должны быть освещены следующие вопросы:
1. Представление себя: кто я, почему я выступаю в данной роли, какой опыт, какую компетенцию имею я для этого, какую цель имеет мое выступление (относится к отдельным выступающим или коллективу разработчиков в целом).
2. Представление темы: почему данная тема разрабатывается, в какой связи она находится с основной деятельностью разработчиков проекта, краткое описание содержания темы.
Для достижения целей презентации может быть использован поддерживающий, иллюстрирующий материал:
- надписи на доске, стенгазеты;
- раздача документов (обратите внимание на оформление, можно использовать цветную бумагу для документов, компьютерное оформление и пр.);
- использование диапозитивов, фильмов, видео, фотографий и т.д.
- выставки, стенды;
- изготовление моделей;
- средства искусства (театральное представление, музыка и т.д.);
Эффективней и разнообразией выглядит чередование выступающих. Попытайтесь представить тему по возможности привлекательно, с помощью оригинальных средств, побуждайте участников презентации к активным действиям, вовлекайте их в обсуждение темы в ходе презентации.
Заключительное занятие – 1 ч.
Календарно-тематическое планирование
курса «Технология подготовки и презентации исследовательских проектов»
10 класс
№№ занят | Тема занятия | Содержание | Время проведен. | Примечание |
Первый этап – 2 часа. | ||||
1. | Оценка социокультурной ситуации для выбора темы проекта. | Получение объективной информации о ситуации в выбираемой проблеме. | ||
2. | Организация работы по сбору необходимой информации | Подбор методов сбора информации адекватной поставленной проблеме | ||
Второй этап – 3 часа. | ||||
3. | Цели и задачи проекта | Постановка целей, определяющих общее направление проекта. Распределение их на далекие, средние и ближние | ||
4. | Структура написания проекта | Подготовка подробного плана написания проекта | ||
5. | Определение результатов, достигнутых в ходе работы. | Описание планируемого воспроизведения результатов достигнутых в ходе реализации проекта по его окончании. | ||
Третий этап – 3 часа | ||||
6. | Ресурсы, необходимые для написания проекта | Учесть затраты времени, количество людей, необходимое оборудование | ||
7. | Виды деятельности | Опрос населения, использование средств массовой информации, библиотечного фонда, интернетинформации. Помощь общественных организаций и местных органов власти | ||
8. | Бюджет проекта | Составление бюджета проекта с указанием спонсоров | ||
Четвертый этап – 2 часа. | ||||
9. | Разработка календарного плана написания проекта | Выделение этапов написания содержания проекта | ||
10. | Определение наглядного материала для приложения | Описание деятельности в виде иллюстраций, схем, таблиц, диаграмм и т.п. | ||
Пятый этап – 15 часов | ||||
11. | Оценка подобранного материала для написания проекта | Рассмотреть текстовой материал разных источников, анкетные и статистические данные | ||
12. | ||||
13. | ||||
14. | Текстовое написание проекта | Использование подобран-ного материала для написания работы. | ||
15. | ||||
16. | ||||
17. | Коррекция написанного | Оценка достигнутого. Проводятся ли меро-приятия в установленные сроки. | ||
18. | ||||
19. | Оформление приложения проекта | Оформление таблиц, рисунков, диаграмм и т.п. | ||
20. | ||||
21. | Отчет о написании проекта | Информация о проде-ланной работе, о возникших трудностях и их решении. | ||
22. | Коррекция написанного | Согласуются ли полученные результаты с предполагаемыми | ||
23. | ||||
24. | Завершение проекта | Окончательный вариант текстовой части проекта | ||
25. | ||||
Шестой этап – 8 часов. | ||||
26. | Разработка презентации проекта: - озвучивание текстового материала - компьютерные клипы - сосредоточение на главном - заключение - обсуждение темы со слушателями презентации | Представление разработ-чиками результатов своей деятельности перед потен-циальными слушателями. | ||
27. | ||||
28. | ||||
29. | ||||
30. | ||||
31. | ||||
32. | Коррекция проекта | Оценка достигнутого. Выбор средств презен-тации. | ||
33. | Защита проекта | Привлекательное, с помо-щью оригинальных средств представление проекта. | ||
34. | Заключительное занятие | Подведение итогов по каждому проекту. | ||