Для заместителя директора по УВР

Шемякина Ольга Николаевна

Материалы данной страницы могут быть полезны администрации школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_innovatsii_v_obrazovanii.docx102.17 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

История создания  и области применения сенсорных комнат…………….5

Оформление и оборудование сенсорной комнаты………………………….12

Методические рекомендации по проведению комплекса мероприятий в сенсорной комнате с детьми с нарушением восприятия, познавательной и эмоциональной сферы…………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………..33

Список литературы…………………………………………………………….35

Введение

     

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

            В сенсорной комнате с помощью различных элементов создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и человеком. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка - все это создает ощущение покоя, умиротворённости. Созданные условия не только дают приятные ощущения, но и применяются для терапии. Не зря сенсорную комнату называют "комната-доктор".

Пребывание в сенсорной комнате способствует:

- улучшению эмоционального состояния;

- снижению беспокойства и агрессивности;

- снятию нервного возбуждения и тревожности;

- нормализации сна;

- активизации мозговой деятельности;

- ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

           Сенсорные комнаты используются в работе как со взрослыми, так и с детьми. Отсутствие опасных предметов, "мягкий пол и стены" дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В  условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В  ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации.

           Сенсорная комната используется как дополнительный инструмент терапии и повышает эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение психического и физического здоровья человека.

           Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций).

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас, при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияния окружающей среды и передает соответствующую информацию в центральную нервную систему. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов - зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов.

Кроме того, сенсорное восприятие часто включает эмоциональную окраску, которую можно выразить парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, хорошо – плохо. В сенсорной комнате возможно создать условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. Английскими учеными установлено, что состояние релаксации наступает через 15 - 20 минут пребывания в сенсорной комнате, а это значит,  что появляется реальная возможность сократить время на восстановление сил и работоспособности.

Цель данной работы: разработка методических рекомендаций по организации работы сенсорной комнаты в образовательном учреждении.

Методические рекомендации  будут полезны  педагогическим работникам общеобразовательных учреждений  для организации коррекционно-развивающей работы с использованием сенсорной комнаты.

  1. История создания  и области применения сенсорных комнат

         Сенсорная комната представляет собой помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребенок или взрослый пребывает в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, воздействующими на все органы чувств. При этом основой сенсорной комнаты является свет, так как более 90% информации человек получает через глаза, и именно через воздействие специального света можно добиться наиболее полной релаксации, психологической разгрузки и восстановления сил человека. Сочетание разных стимулов оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Эффективность применения таких комнат в реабилитационной и терапевтической практике доказана опытом многих стран, в т.ч. России.

Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. Сенсорная комната, с точки зрения М. Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми.

Первоначально сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце 70х годов. В начале 80х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей сенсорной комнаты стала Великобритания. Одновременно значительно расширяется диапазон использования сенсорных комнат. Они стали применяться в качестве незаменимого средства в реабилитации людей, как с медицинскими, так и с психологическими и психоэмоциональными проблемами.

В настоящее время количество сенсорных комнат в мировой практике исчисляется тысячами единиц – в Европе, включая СНГ, Азии, США и Канаде.

Необходимо отметить, что до настоящего времени особенности предметной среды и содержание работы в сенсорной комнате понимаются неоднозначно. Авторы учебно-методического пособия «Сенсорная комната – волшебный мир здоровья» Л.Б. Боряева и Ю.С. Галлямова условно разделяют эту предметно-развивающую среду на три блока: среда тёмной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда для сенсомоторного развития.

Сенсорная комната предназначена как для проведения релаксационных сеансов для детей и взрослых с различными неврологическими отклонениями, так и для улучшения качества жизни здоровых людей. 

Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

  • Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
  • Активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.                                                                                                                                
  • Стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.)  
  • Создание положительного эмоционального фона.
  • Развитие двигательных функций.                                                      

   В образовательных учреждениях  сенсорная комната используется  для:

  • для педагогической коррекции детей ;
  • коррекции игровой деятельности ;
  • для решения школьных проблем (снятие стрессов, коррекция психических процессов и др.).
  • реабилитации детей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением;
  • для снятия нервно - психического напряжения  сотрудников (педагогов и других специалистов).

 Основными  направлениями  деятельности сенсорной комнаты являются:

  • Сказкотерапия — направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. 
  • Визуализация — свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании. По сути — картинки, которые наше сознание воспринимает как зрительный образ, или ощущение такого зрительного образа.
  • Релаксация (от лат. relахаtiо - уменьшение напряжения, ослабление) — состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
  • Аутотренинг — один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.

Сенсорную комнату в своей работе  могут использовать логопеды, педагоги-психологи, коррекционные педагоги.

В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
  • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух);
  • развитие двигательных функций;
  • создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

Показания для детей:

1. Различные психоневрологические проблемы:

  • неврозы и неврозоподобные состояния;
  • задержки психомоторного и речевого развития;
  • резидуально-органические поражения ЦНС с явлениями заикания, энуреза, энкопреза, тиков;
  • аутизм;
  • адаптационные расстройства;
  • школьные проблемы;
  • необходимость проведения семейной психокоррекции.

2. Все формы детского церебрального паралича.

3. Двигательные нарушения другой этиологии.

4. Нарушения зрения, слуха, речи.

Занятия  в сенсорной комнате показаны для всех возрастных категорий детей и подростков. Содержание развивающих занятий зависит от актуальных психических и психологических потребностей ребенка, подростка, обусловленных возрастным периодом:

Младший школьный возраст (7-11 лет)

- адаптация;

- развитие высших психических функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения);

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие познавательного интереса, мотивации к обучению;

- развитие способности к произвольной регуляции деятельности (снижение импульсивности, неусидчивости, развитие концентрации внимания);

- повышение стрессоустойчивости;

- снятие психоэмоционального напряжения.

Подростковый возраст (12-14 лет). Занятия с данной возрастной группой направлены на решение следующих психологических проблем:

- адаптации;

- повышенная агрессивность, склонность к разрушительным действиям.

резкие и немотивированные колебания настроения;

- чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость;

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Показаниями для взрослых к включению в занятия в сенсорной комнате могут являться:

- различные психологические проблемы: депрессивные состояния, неврозы, стрессы;

- нарушения зрения, слуха, речи;

- нарушение двигательных функций;

- различные соматические заболевания, сопровождающиеся снижением психоэмоционального состояния и повышенной тревожностью.

Противопоказаниями для проведения сеансов в сенсорной комнате являются:

- глубокая умственная отсталость

- инфекционные заболевания.

Частичными противопоказаниями являются наличие у ребенка частых эпилептических припадков, в данном случае используются только релаксационные приёмы.

Осторожно следует подходить к занятиям с детьми, имеющими следующие проблемы:

  • Астенические проявления. Активная стимуляция людей с астеническим синдромом к разнообразной деятельности часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступил спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время наращивается от 7 до 15-20 минут.
  • Коммуникативные нарушения. Рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.
  • Синдром гиперреактивности, (двигательной расторможенности). Для занятий с такими детьми в тёмной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители, необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции.
  • Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. ВНИМАНИЕ! Занятия с людьми страдающими данными заболеваниями, проводятся только после консультации с врачом- психоневрологом. Если врач допускает возможность её применения, то время пребывания в ней строго ограничено. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом. Нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния.
  • Психоневрологические заболевания. Нежелательно проводить занятия с теми, кто проходит лечение различными психотропными препаратами
  • Нарушения зрения. Занятия с такими людьми требуют особого подхода. В этом случае опора делается на более сохранные слуховые анализаторы. Занятия в тёмной комнате с людьми с нарушением зрения требуют комплексного взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.
  • Нарушение слуха. Поскольку система работы ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушением слуха трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные эффекты. Музыкальное сопровождение занятий становиться для глухих людей недоступно.
  • Тревожные дети. При работе с такими детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть следующих результатов:

  • улучшение настроения;
  • появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир;
  • получение положительных эмоций;
  • нормализация сна;
  • снижение тревожности и беспокойства;
  • уменьшение раздражительности и проявлений агрессии;
  • отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости;
  • повышение иммунитета;
  • ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после заболеваний;
  • ускорение процессов мозговой активности;
  • стимуляция познавательных процессов и двигательной активности.

Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у детей нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития восприятия и познания окружающего мира. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия, происходящие в обыкновенном медицинском кабинете  или  кабинете психолога. Специалисты отмечают положительную динамику после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их положительное влияние на развитие психики ребенка.

Сенсорная комната предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее действие. На занятиях в сенсорной комнате задействован каждый анализатор, поэтому восприятие становится более активным.

  1. Оформление и оборудование сенсорной комнаты

В зависимости от требуемой направленности воздействия на центральную нервную систему  (релаксация или активация)   оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока: релаксационный, активационный, общеоздоровительный блоки.

В релаксационный блок входят мягкие покрытия стен, пола и других поверхностей, маты или коврики, сухой интерактивный бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками), светильники, создающие мягкий рассеянный свет, игрушки (в том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков). Также расслаблению способствует наличие аромалампы или ароматических свечей, спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы.

Ребенок, с которым проводятся занятия, должен иметь возможность принять удобную позу (лежа или сидя), расслабиться и подумать о чем-то приятном, поэтому мебель должна быть мягкой и вызывать желание расположиться на ней и отдохнуть. Окружающая обстановка должна настраивать на позитивный лад, способствовать ощущению безопасности и комфорта. Ребенок в расслабленном состоянии более восприимчив к психотерапевтическому воздействию и настроен на доверительную беседу, лежа в бассейне, может принять комфортную позу и расслабиться, все тело имеет удобную, безопасную опору, при этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими сухой бассейн, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

При необходимости во время такого сеанса можно проводить психотерапевтическую работу с ребенком. Во время сеанса релаксации все остальное оптическое оборудование сенсорной комнаты (фиброоптический ковер, воздушно-пузырьковые трубки с различными наполнителями, сенсорную панель «Фонтан», водопад из светооптических волокон) желательно выключать. К этой группе также относятся фиброоптические эффекты  «Звездное небо», «Звездный дождь», «Веселый фонтан», мерцающие занавеси, а также  воздушно-пузырьковые колонны, зеркальные шары с подсветкой, ультрафиолетовое оборудование.

Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами и интерактивными переключателями, сенсорные панели и др. Можно также использовать и сухой бассейн с шариками для проведения активных подвижных игр.

Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.

Для усиления активационного воздействия к потолку подвешиваются различные подвижные конструкции – мобайлы. Они стимулируют у ребенка совершение различных действий: приближения, прикосновения, раскачивания, исследования.

Таким образом, применение оборудования активационного блока сенсорной комнаты направлено на привлечение интереса, стимуляцию подвижности и развитие исследовательской деятельности ребенка.

Для этого также используются  световые и цветовые эффекты; звуки различной высоты и интенсивности, предметы, с которыми можно производить действия, способствующие развитию крупной и мелкой моторики.

Высокий уровень надежности оборудования и безопасность в обращении делают его незаменимым для проведения лечебных сеансов с детьми, у которых в силу различных причин имеет место сенсорная депривация. 

Кроме общеактивационного эффекта вышеперечисленное оборудование мультисенсорной комнаты позволяет проводить направленную стимуляцию нарушенных сенсорных и двигательных функций.

Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных, мячей-гигантов, мячей с ручками, мягких модулей. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов со звуками природы и ароматами, аппарат аэро-ионо-профилактики и другое оборудование.

По способу воздействия на органы чувств, оборудование сенсорной комнаты можно подразделить на следующие группы:

1. Тактильные ощущения. Воздействие на органы осязания, поверхность кожи рук, ног и других частей тела создает благоприятную атмосферу для успокоения нервной системы и полного расслабления организма. Рекомендуется использовать мягкие и пушистые изделия спокойных оттенков, комбинируя их между собой. Некоторые элементы могут быть с подогревом, так как ощущение теплоты наиболее приятно, чем прохладные прикосновения. Посредством тактильных ощущений развивается чувствительность, ребенок  учится  различать предметы и квалифицировать их по группам, улучшается координация и моторика (в том числе, мелкая моторика пальцев рук, так полезная при письме и манипуляциях с небольшими предметами). Для ребенка «мягкие» ощущения важны тем, что он приучается не бояться окружающих его предметов, чувствует безопасность обстановки, и тем самым, стимулируются стремления самостоятельно познавать окружающую действительность, развиваются навыки самообслуживания. Двигательные навыки развиваются быстрее и сопровождаются позитивными эмоциями и положительными впечатлениями. В результате устраняются страхи и необоснованные переживания, снимаются неврозы, поведение становится более адекватным и регулируемым. Особенно полезно такое воздействие для детей с повышенным уровнем тревожности и для гиперактивных детей.

2. Зрительные ощущения. Мягкий свет, медленно меняющиеся картинки спокойных цветов или абстрактные расплывчатые изображения снимают возбуждение нервной системы, приводят в нормальное состояние все внутренние процессы организма. Яркие образы и сильная освещенность, напротив, стимулируют познавательные процессы, активизируют работу сознания, усиливают мозговую активность.

Важно иметь возможность регулировать степень освещения в сенсорной комнате, так как в разных ситуациях может понадобиться различный эффект. Окружающие предметы должны быть не слишком ярких оттенков, но в то же время в комнате можно оставить несколько аксессуаров для привлечения внимания. Лучше, если эти предметы можно будет перемещать с места на место или без проблем убирать из комнаты при необходимости.

3. Звуковые ощущения. Здесь также можно добиться полностью противоположных эффектов: сильный и громкий звук или быстрая музыка задают нужный темп при активных действиях, вызывают желание двигаться быстро или даже танцевать, медленный темп замедляет нервные процессы, снимает возбуждение, расслабляет и успокаивает. Часто для воздействия на психику используется музыка (в основном классическая). Доказано, что мелодия более сильно воздействует на сознание, чем простой набор звуков.

4. Обонятельные ощущения. Для стимулирования через органы обоняния чаще всего используются эфирные масла. Вообще благотворное влияние различных запахов на организм человека известно еще с древних времен. Еще тогда для лечения и профилактики болезней и психических расстройств использовались приемы ароматерапии. В дальнейшем ученые доказали, что натуральные эфирные масла успешно ликвидируют воспалительные процессы, снижают воздействие бактерий, вирусов и микробов, обладают антисептическими свойствами, успокаивают нервную систему, положительно влияют на эмоциональное и психическое состояние, стимулируют восстановительные процессы, активизируют работу защитных и иммунологических процессов и оказывают благотворное воздействие на организм в целом.

Таким образом, сенсорная комната позволяет провести сеансы светотерапии, музыкотерации, цветотерапии, ароматерапии и является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических консультаций. Обстановка сенсорных комнат оказывает воздействие на все органы  чувств - гармонизирует, способствует расслаблению, снижению утомляемости, повышению работоспособности, развитию устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации собственных защитных сил организма.

Комплект «Сенсорный уголок» состоит из безопасной пузырьковой колонны с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом. Воздушно-пузырьковая колонна  -  основной и неотъемлемый элемент любой сенсорной комнаты. Она создает сильную зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Безопасное угловое зеркало, помещенное за пузырьковой колонной, многократно увеличивает пространство, а мягкая платформа для колонны позволяет близко ощутить ее терапевтические возможности. В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной водой, резвятся разноцветные фигурки, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых. Если прижаться к трубке, можно ощутить нежную вибрацию. Для создания мягкого, удобного сиденья, пузырьковая колонна оснащается “Мягкой платформой”. А “Безопасное угловое зеркало” создает неповторимый оптический эффект расширения пространства.

Работа с использованием цветных воздушно-пузырьковых трубок посвящена  сличению по цвету двух, на первый взгляд, различных для ребенка систем: кнопок переключателя и воздушно-пузырьковых трубок с различными цветными наполнителями. Работа с данным тренажером направлена на формирование сложного понятия, что своим действием ребенок может изменить цветовое оформление окружающей его действительности.  Приложение 1. (фото 1, 2)

Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» - водопад огромного числа тонких волокон, по всей длине которых то загораются, то гаснут разноцветные «звездочки» Волокна можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Переливающиеся цвета привлекают внимание и успокаивают. Безопасный оптиковолоконный пучок «Звездный дождь» с гребнем - гребень позволяет расстелить светооптические волокна по стене, создавая эффект красивого водопада. Можно повесить у входа или как световую штору. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения. Этот элемент, является отличным дополнением к сенсорной комнате. Занятия с использованием фиброоптических волокон способствуют развитию внимания. Фиброоптические волокна, закрепленные на стене, образуют светящийся шатер, зайдя в который, Вы ощутите приятное умиротворение. Фиброоптический дождь идеально использовать для релаксации в сочетании со спокойной музыкой или сказками для детей.  Приложение 1. (фото 2)

Ковер “Звездное небо” (напольный и настенный) - оптические волокна, вплетенные в ворс черной ткани, завораживают эффектом мерцания с постоянным изменением цветов. Летящие кометы и целые галактики переносят наблюдателя в далекий космос, в мир неведомых звезд и планет. При помощи фиброоптического волокна с использованием программного блока возможно создание не только "мерцающего неба", но и последовательное или хаотичное высвечивание созвездий, эффекта северного сияния, падающей кометы и т.п.поможет  погрузиться в настоящую сказку мечтаний о бесконечности и красоте вселенной. Размеры ковра могут быть различными.  Приложение 1. (фото 3). Ковер используется для развития творческого воображения, побуждения к фантазированию, созданию новых тактильных ощущений. Панно или настенный ковер можно повесить на стену.

Музыкальный центр с набором кассет или CD дисков - музыка является неотъемлемой частью СК. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений или звуков природы усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. Спокойная музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека и активизирует иммунную систему организма. Переходы от спокойной музыки к тонизирующей способствуют регуляции процессов возбуждения и торможения. Сочетание музыки и звуков природы идеально для релаксации. Поэтому в сенсорной комнете  целесообразно использовать специальные записи, в которых музыка переплетена с шумом воды, ветра, пением птиц и т.п.

Веселый фонтан.  Прибор предназначен для создания релаксационного  светового эффекта в сенсорных комнатах, уголках релаксации, игровых комнатах, в детских учреждениях, а также для декоративного светового оформления интерьеров. Рядом спокойно посидеть, близко придвинувшись на мягком пуфе или островке, перебирать мягкие светящиеся волокна, заплетать из волокна косы, гладить, следить за изменением цветов и т.д. С помощью пульта задайте необходимый режим светоэффектов и цвет. Придумайте сюжет, к примеру: садимся полукругом возле фонтана. Все подопечные закрывают глаза. Включаем композицию с шумом водопада. Просим подопечных мысленно перенестись на другой уголок земли, где будут горы, водопады, лес и прекрасная природа. Водопад ниспадает в чистое озеро, из которого бьет ключом вода, превращаясь в завораживающий Фонтан. Попросите подопечных открыть глаза. Установите режим плавной смены цветов Фонтана на 3 минуты, постепенно увеличивая «Движение падающей воды». По завершению работы с модулем, необходимо вернуться к первоначальному режиму. Приложение 1. (фото 4).

Шар «Зеркальный». Зеркальный серебряный или цветной шар является идеальным вариантом для любой сенсорной комнаты благодаря множеству сияющих лучей, направляемых прожектором. Моторчик создаст вращение шара. Прожектор для шара это световая пушка белого луча - профессиональный источник света для зеркального шара. Закрепите шар на приводе вращения, установите на полу, столе или подвесьте под потолок, направьте прожектор на шар, и множество лучей и объемных точек закружат в  комнате. Медленное вращение привода создаст ненавязчивую и успокаивающую атмосферу. Вы увидите, как комната сразу же преобразится и подарит праздничное настроение взрослым и детям. Ловите блики на стенах, считайте их на потолке, запоминайте цвета бликов Зеркального шара; или уютно устроившись на мягких пуфах, прикройте глаза, и полностью расслабившись, насладитесь негами блаженства, под световое убаюкивание шара.  Луч света, отражаясь от зеркального шара, подвешенного к потолку, превращается в бесконечное множество “зайчиков”, которые, словно маленькие звездочки, плавно скользят по стенам, потолку и полу, меняя цвет. В сочетании со спокойной музыкой, эти блики создают ощущение сказки, героем которой вы стали.  Приложение 1. (фото 3).   Использование зеркального шара  должно применяться крайне избирательно. В частности, зеркальный шар не показан в работе с детьми, имеющими тенденцию к различного рода аутическим проявлениям, а также страдающими эпилепсией.

Сухой бассейн с подсветкой.  Неотъемлемый элемент сенсорных и детских игровых комнат. Применяется для релаксации, тактильной, зрительной и звуковой стимуляции. Полезен детям любого возраста. Легкие шарики удерживают тело ребенка, создавая ощущение невесомости. Занятие в сухом интерактивном мерцающем бассейне  является завершающим моментом занятия, в ходе которого дети должны выдавать определенную реакцию не только на изменение звукового раздражителя, но и на изменение цвета шаров. Приложение 1. (фото 3).

  1. Методические рекомендации

по проведению комплекса мероприятий в сенсорной комнате

с детьми с нарушением восприятия,

познавательной и эмоциональной сферы

Время сеансов в сенсорной комнате 40 - 45 минут.  Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена.

Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода  пациента  и педагога-психолога. Занятия  проводятся  группами по 4-6  человек  или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется    целями работы, возрастом пациентов и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта.

С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

В зависимости от проблематики и возраста пациента используются разные приёмы и методы работы в сенсорной комнате.

Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:

• вводная (ритуал приветствия, разминка);

• основная (релаксация, игра);

• завершающая (подведение итогов, ритуал прощания).

Цель работы - сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.

Задачи:

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального состояния;

3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;

4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;

5) формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;

6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Для работы в сенсорной комнате используются  методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.

1) Цвето -, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света). Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения – глаза.

Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период).

Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;

ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;

ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;

ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;

СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.

ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.

2) Звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.  С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.

Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.

При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.

К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины, в частности, в психотерапию.

3) Ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Структура занятия в сенсорной комнате:

1. Ритуал приветствия.

2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.

3. Входящая диагностика (тест Люшера; наблюдение; беседа).

4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).

5. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).

6. Конечная диагностика (тест Люшера; наблюдение, беседа).

7. Обобщение. Ритуал прощания.

Методика коррекционной работы в сенсорной комнате основана на поэтапном включении и синхронизации всех сенсорных потоков через различные виды стимулирующего воздействия и, что особенно важно, самостоятельной деятельности ребенка.

Перед посещением сенсорной комнаты проводится установочная беседа, которая должна соответствовать возрасту детей, быть легко доступной для понимания. Детям рассказывается о том, что они пойдут в «волшебную комнату», где есть много сюрпризов, но волшебник откроет их только после того, как они выполнят его задания.  Только после беседы детей вводят в комнату, где включен мягкий, приглушенный свет. Педагог, или лучше голос «волшебника», записанный на магнитофон, просит детей пройти по «волшебной дорожке». В зависимости от возраста и умственных способностей детей инструкцию нужно давать в разной форме, например, для подростков необходимо оговаривать цели и задачи пребывания в комнате, для дошкольников и младших школьников - придумать игру или сказку. Мотив работы в мультисенсорной комнате должен подбираться в зависимости от ведущей деятельности ребенка.

Завершением занятия и поощрительным призом может быть «купание» в сухом бассейне.

Для оценки эмоциональных состояний ребенка до и после занятий в мультисенсорной комнате целесообразно использовать цветовой тест Люшера, методику цветописи, разработанную Лутошкиным, рисуночные тесты.  Для оценки значимых межличностных отношений - цветовой тест отношений (ЦТО), адаптированный Эдкиным.

Перейдем к подробному рассмотрению упражнений, направленных на коррекцию конкретных нарушений восприятия, познавательной и эмоциональной сферы (развитие фантазии, устранение эмоциональной скудности, снижение уровня тревожности и уровня агрессивности). С целью коррекции этих расстройств мы предлагаем следующие варианты работы:  

УПРАЖНЕНИЕ 1.  Детей приглашают в сенсорную комнату, рассаживают по кругу.

Инструкция: «Сейчас вы закроете глаза и попробуете представить себе, что-то очень приятное, это могут быть хорошие воспоминания или мечты». Детям раздается по листу бумаги, на пол кладутся карандаши, пластилин, фломастеры. «С закрытыми глазами нужно выбрать тот материал, из которого вы бы хотели изобразить свое внутреннее состояние. Это могут быть замысловатые узоры, несуществующие цветы и т.п. Слушайте свои внутренние ощущения, которые будут направлять ваши руки. В процессе работы материал нельзя менять».

Включается спокойная расслабляющая музыка и примерно через 5 минут включается ароматизатор. Задание выполняется примерно 10-15 минут. Далее по желанию детей каждый рассказывает о своих впечатлениях, ощущениях, которые они испытали за время тренинга, что они пытались нарисовать на бумаге и т.д.

Необходимо отметить, что при обсуждении нельзя критиковать, иронизировать, подшучивать над чувствами, прозвучавшими мыслями и

ощущениями. Это распространяется не только на методиста, но и на участников группы.

УПРАЖНЕНИЕ 2.  Рассчитано на детей младшего школьного возраста. Направлено на развитие эмоциональной сферы. Задачей данного упражнения является обучение детей выражать свое эмоциональное состояние в движениях и позе, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями.

Инструкция: «Сейчас мы включим музыку и постараемся представить себя в каком-либо образе (животного, растения, папуаса и т.д.), который бы соответствовал музыке, а потом изобразим его».

При помощи этого упражнения дети учатся выражать свои эмоции в танце, что помогает осознанию своего эмоционального состояния, выплескиванию своей агрессивности не на кого-либо, а в пространство, где никто не пострадает, никто не будет ругать и осуждать. Именно в этом состоит главный психотерапевтический эффект данного упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ 3.  Рекомендовано для детей всех возрастов, направлено на преодоление ночных страхов и неврозов. Дети рассаживаются в круг.

Инструкция: «Сейчас мы с вами будем рассказывать друг другу, что нам снится. Расскажите наиболее страшный, наиболее счастливый сон или то, что приснилось сегодня». Ребенок сам должен подобрать к своему сну картинку, запах, цвет, подходящую музыку, и на созданном фоне рассказать сон. Если сон страшный, нужно стараться наиболее точно донести свои ощущения до окружающих. Это помогает ребенку вспомнить, заново пережить и проработать свои страхи. В ходе рассказа о своих ощущениях он выплескивает тревожащие его чувства.

Спектр работы с детьми подросткового возраста  довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений. Перед началом работы в сенсорной комнате или на начальных её этапах необходимо выяснить интересующие подростка темы, предпочтительную музыку. От этого будет зависеть дальнейший выбор оборудования для работы.

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.

При организации работы педагога-психолога  с детьми в сенсорной комнате можно использовать следующие игры и упражнения:

«Спонтанный танец».

Цель: мышечное расслабление; пространственная ориентировка; улучшение эмоционального фона; развитие двигательной раскрепощенности.

Детям предлагается непроизвольно двигаться в танце (под музыку) по комнате. Можно предложить представить себя птицей, каким-либо животным или сказочным героем и др. Дети любят это упражнение и, выполняя его, не испытывают стеснения друг перед другом.

«У водопада» . (Выполняется при использовании модуля «Волшебный фонтан»; занятие сопровождается музыкальной композицией «Водопад» или «У ручья»)

Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации.

Дети полукругом размещаются у фонтана, принимают удобное положение и вслушиваются в шум стекающей воды. При этом необходимо закрыть глазки и включить воображение, для того чтобы оказаться на красивом острове у водопада. Представить, какой водопад, войти в него, поплескаться, почувствовать, какая вода, и пр. По окончании упражнения проводится обсуждение: кому удалось представить себе водопад? Рассказать, что он там видел, смог ли почувствовать воду.

«В лесу у ручья» . (Для этого упражнения также используется модуль «Волшебный фонтан»; занятие сопровождается музыкальной композицией «Водопад» или «У ручья»)

Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации.

Упражнение проводится аналогично представленному выше.

«Мысленная картина». (Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, панно «Звездное небо», тактильной панели любого вида)

Цель: создание хорошего настроения; тренировка зрительной памяти.

Детей просят посмотреть на одно из вышеперечисленных изделий, закрыть глазки и попытаться удержать увиденное в памяти. Обсуждение: удалось ли удержать в памяти увиденное с закрытыми глазами?

«Писатели звездных историй» . Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, панно «Звездное небо»

Цель игры: развитие коммуникации группы; раскрепощение; развитие речи, воображения; мышечное расслабление.

Дети устраиваются полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив панно «Звездное небо», и делятся на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальнейшем развитии событий элементов, изображенных на панно или представив себя «внутри» картины, при этом объект заранее выбирается на панно. Затем каждая команда по очереди рассказывает свою историю. В конце игры подводим итоги: чей рассказ был интереснее, насыщеннее событиями? Дети могут подходить и ощупывать панно, выбирая звезду, что способствует стимуляции зрительных и тактильных анализаторов.

«Звездочеты» . (Для игры используется ковер «Звездное небо»)

Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.

Детей просят зрительно подсчитать количество звезд на панно – это способствует развитию зрительной координации, зрительному удержанию объекта, тренирует зоркость. Если кому-то не удается удержать количество звезд зрительно, могут подойти и сосчитать звезды пальчиком на самом коврике.

«Коса». (Это упражнение выполняется с помощью изделия на базе пучка фибероптических волокон)

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.

Дети устраиваются рядом с этими изделиями и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

«Золотая рыбка» . (Для игры используется воздушно-пузырьковая колонна)

Цель игры: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.

Дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.

«Что я чувствую, когда слушаю музыку» . Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.

Детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.

Каждое упражнение или игра сопровождается легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма.  Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.

Упражнение «Жгутики».   Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные т.п.). Обращается к детям: «Волокна мягкие, поэтому их можно сгибать. Давайте сделаем из волокон жгутики».

Педагог показывает детям, как при помощи переплетения волокон друг с другом получается жгутик.

Жгутики можно переплетать из двух и более волокон.

Упражнение «Заплетем косу» . Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, сплетая их и говоря: «Так как волокна мягкие, они гнутся. Давайте сплетем из них косичку».

По образцу, предложенному педагогом, дети плетут косички. Косички могут состоять из трех и более волокон.

Упражнение «Сжимаем в кулачке» . Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке».

Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке.

При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.

Упражнение «Наматывание». Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на пальцы и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик».

Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д. Педагог постоянно комментирует свои действия.

Упражнение «Узелки». Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, завязывая узелки и говоря: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся. Давайте завяжем из них узелки».

По образцу, предложенному педагогом, дети завязывают узелки: сначала на одном волокне; затем один узелок завязывается из нескольких волокон.

Другие виды светового и интерактивного оборудования и принцип работы с ними

Упражнение «Поймай взглядом» . Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания движения.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд! Заметьте, одна звездочка улыбается вам. Вон она полетела. Давайте поймаем ее глазками, - она хочет с вами поиграть».

Дети ловят взглядом звездочку.

Упражнение «Поймай пальчиком». Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Ход упражнения:

Педагог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд! Заметьте, одна звездочка улыбается вам. Вон она полетела. Давайте догоним ее, — она хочет с вами поиграть».

Дети ловят звездочку пальчиком, весело бегают за ней, не отрывая пальчика от отражения звездочки.

Упражнение «Поймай ладошками». Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Ход упражнения: Педагог обращает внимание детей на крутящийся и создающий разноцветные блики («мерцающие звезды») зеркальный шар: «Смотрите, как много звезд! Обратите внимание, звездочки улыбаются вам. Они хотят с вами поиграть. Вон они убегают от нас. Давайте, догоним их и поиграем с ними».

Дети ловят звездочки ладошками, весело бегают за ними, не отрывая ладошек от отражения звездочек.

Упражнение «Поймай звезду». Цель: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, крупной моторики, ориентировки в пространстве.

Ход упражнения. Педагог обращает внимание детей на сенсорное панно «Звездное небо», говорит им: «Давайте, представим себе, что звездочка упала и нужно ее поймать. Вот она, звезда, закружилась и полетела».

Каждому ребенку дается задание определить, куда полетела звездочка. Каждый должен в указанном месте «поймать» свою воображаемую звезду, делая хватательные движения, ловя ее и т.д.

Когда каждый ребенок поймает воображаемую звезду, педагог обращает внимание всех на то, что, к примеру, у Маши звездочка колючая, у Игоря - мягкая и т.п. Дети должны изобразить ощущения от названной звезды.

При повторении упражнения дети должны сами называть воображаемое качество своей звезды, а педагог постепенно усложняет задание: просит каждого ребенка «поймать» не одну, а несколько звездочек.

Упражнение «А у тебя какая звезда?». Цели: развитие кинестетического восприятия, воображения, памяти, мышления, ориентировки в структуре собственного тела.

Ход упражнения. Дети и педагог лежат на мягком модуле, любуясь панелью «Звездного неба». Педагог предлагает им представить звездопад и говорит: «Звезды посыпались с неба и падают на нас. Толе колючая звезда упала на животик, Наташе на плечико» и т.п. Названный ребенок, представляя, как колючая звезда колет его животик, должен изобразить это.

К каждому ребенку во время упражнения «прилетает» по одной звезде.

При повторении упражнения дети должны сами называть воображаемое качество прилетевшей звезды, а педагог постепенно усложняет задание: просит каждого ребенка изобразить телесный контакт не с одной, а с несколькими звездочками.

Упражнение «Мы звезды».Цель: развитие кинестетического анализатора, самовосприятия, эмоционального мира детей.

Ход упражнения. Педагог обращает внимание детей на Ковер «Звездное небо», говоря: «Какое оно загадочно красивое! Какие интересные звезды живут на небе».

Затем педагог предлагает детям самим стать звездочками: «Катя, ты будешь маленькой, пушистой, веселой звездочкой. Вася, ты будешь большой, шершавой, злой звездой...» и т.п.  Звучат определенные музыкальные отрывки, под которые каждая «звезда» изображает себя.

При повторении упражнения дети сами выбирают, какой будет звезда, которую каждый из них собирается изображать.

Заключение

В современном мире все мы,  взрослые и дети,  перегружены негативной информацией, нас преследуют постоянные стрессы и как приятно иногда попасть в волшебную  сказку,  в которой все звучит, переливается, манит, помогает расслабиться… Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнаты способствуют созданию у детей ощущения защищенности, спокойствия и уверенности в себе. 

Дети как младшего, так и среднего  школьного  возраста нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения. Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность, которые часто не поддаются педагогическим и  воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым  местом.
             В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых  эффектов ребенок  расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус,  снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы  эмоционально-волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате  восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка,  стимулирует психическое развитие, что является особенно важным в  условиях школы, когда ребенок практически  большую часть дня  находится в коллективе своих сверстников.

Особое место  при организации работы с сенсорной комнате  занимают игры и упражнения, направленные на обучение приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы, произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости, развитие координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления, воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового). Эти занятия, прежде всего, рассчитаны на детей младшего школьного возраста.
Особенно они необходимы детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Ощущение безопасности и принятия способствуют созданию положительного эмоционального фона и повышают мотивацию детей.

           В атмосфере медленно плывущего света, лежа в «сухом бассейне» или на мягких пуфиках,  ребенок словно попадает в сказку. В такой сенсорной комнате создается ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между ребенком и специалистом.

В сенсорной комнате созданы условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. В наше время у детей и подростков  много стрессовых ситуаций, вследствие которых случается множество случаев суицида, психических расстройств, нервных срывов. Тем самым создание таких комнат актуально, необходимо и важно в каждой школе будущего.

Список литературы

  1. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 2009.
  2. Комната психологической разгрузки  Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2010.
  3. "Сенсорная комната - волшенбый мир здоровья." Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова. 
  4. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. -М.: ООО Фирма “Вариант”, 2011.