для родителей

Помыткина Елена Васильевна

Предварительный просмотр:

Требования к ведению школьного дневника

Дневник – основной документ школьника на то время, пока он учится. Его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами, которые должны соблюдаться всеми участниками образовательного процесса.

Чем взрослее становится ребенок, тем больше находчивости он проявляет для того, чтобы скрыть от родителей негативные школьные новости и факты. Большинство учеников не хотят демонстрировать родителям свои неудовлетворительные оценки, сообщать о новом вызове их в учебное заведение или упоминать о количестве домашних заданий. По обыкновению дневник в самый ответственный момент "забывается", "одалживается заболевшему однокласснику", "теряется", "портится" и т. п. Чтобы предотвратить такие "случайные" неприятности и повысить родительский контроль, в современной российской школе дополнительно внедряется система электронных дневников. Однако без традиционных дневников пока что обойтись все равно невозможно.

Дневник школьника – это:

  • журнал, в котором регистрируются оценки учащегося;
  • показатель успеваемости ученика;
  • средство для обращения школы к родителям.

Современная печатная индустрия превращает дневник в модный школьный аксессуар, предлагая на выбор дневники разных форматов, с красочными обложками (лакированными, тиснеными фольгой, матовыми, ламинированными), с цветными форзацами, содержащими различные справочные материалы, карты и т. п.

Яркое оформление отвлекает ученика, он забывает, что дневник остается основным документом школьника, а его ведение и заполнение регламентируется определенными правилами. В противном случае дневник становится формальным, не интересным даже для "хорошистов" и "отличников" и не нужным для родителей предметом.

Требования к ведению дневника учащимися, учителями-предметниками, классными руководителями, администрацией школы и родителями закрепляются только локальным актом образовательного учреждения (Положением о ведении дневника). Ни в Законе РФ "Об образовании", ни в иных нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, не упоминается об обязанности ученика вести школьный дневник.

Что должен знать учащийся о ведении дневника

Учащемуся периодически необходимо напоминать, что дневник является его школьным документом, по которому можно судить о прилежании и уровне сознательности, и что заполнять его он должен в строгом соответствии с указаниями, изложенными в нем и в Положении о ведении дневника.

Положение

о единых требованиях к ведению и заполнению ученического дневника

  • Дневник является школьным документом учащегося. Ответственность за его обязательное и аккуратное ведение несет сам ученик.
  • Все записи в дневнике учащийся делает синими чернилами.
  • Ученик заполняет лицевую сторону обложки; записывает названия предметов и фамилии, имена и отчества преподавателей; приводит расписание уроков, факультативных занятий и, по мере необходимости, внеклассных и внешкольных мероприятий; указывает месяц и число. Посторонние записи и рисунки в дневнике недопустимы.
  • Ученик ежедневно записывает домашние задания для самостоятельной работы в графы того дня, на который они заданы; в период школьных каникул оформляется план внеклассных и внешкольных мероприятий.
  • Учащийся предъявляет дневник по требованию учителей-предметников и классного руководителя.
  • Учитель, оценивая ответ учащегося, выставляет отметку в классный журнал и одновременно вписывает ее в дневник и заверяет своей подписью.
  • Классный руководитель еженедельно следит за выполнением требований, предъявляемых к ведению дневника, наличием в дневнике отметок, полученных учащимися в течение недели, и отмечает количество опозданий и пропущенных занятий. В конце дневника классный руководитель выставляет итоговые сведения об успеваемости и посещаемости учащегося и заверяет их своей подписью в специально отведенных графах.
  • Записи о выполненной учеником работе в период трудовой практики осуществляют лица, ответственные за организацию этих работ.
  • Для заметок учителей и классного руководителя используются свободные графы или специально выделенные графы и страницы дневника.
  • Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года просматривают и подписывают дневник, при необходимости контролируют его ведение.
  • Администрация школы осуществляет систематический контроль за ведением дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с данными требованиями.

Учащийся должен знать об обязанности предъявлять свой дневник по требованию сотрудников школы.

Работа учителей-предметников с дневниками школьников

В последнее время учителя нередко используют словесные оценки. Они способствуют повышению самооценки ученика и его положительному эмоциональному настрою. Тематика записей может быть разнообразной:

Словесные оценки, похвала ("Молодец!", "Умница!", "Замечательно выполнил задание!", "Очень хорошо подготовился!", "Отлично!", "Блестяще!", "Прекрасно!", "Я горжусь тем, что у меня есть такой ученик!").

Замечания.

Благодарности ("Объявляется (выражается) благодарность...", "Спасибо за...", "Выражаю признательность...").

Приглашения ("Уважаемый ________________________! Приглашаю Вас на родительское собрание по теме _______________________________________________________, которое состоится __________ в кабинете № __________. Классный руководитель _____________________").

Объявления.

Рекомендации ("Прошу обратить внимание на...").

Информирование родителей об успехах их детей.

Извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе.

Поздравления с праздниками.

Поздравления с победами на олимпиадах, достижениями в спорте.

Обращения к родителям.

Если необходимо записать замечание или обращение к родителям, то делать это следует корректно, кратко и четко, не унижая достоинства ученика, и без каких-либо намеков в адрес родителей по поводу плохого воспитания детей. Безграмотность, нарушение норм литературного языка в формулировках, неразборчивый, небрежный почерк, нарушения этикета (бестактность) – для учителя не допустимы!

Важно помнить, что однотипные записи и частые замечания в дневнике, особенно если это касается поведения или невыученных уроков, вызывают привыкание и не оказывают никакого воздействия на недобросовестного ученика. Эффективнее будет пригласить родителей в школу, может быть, даже специальным уведомлением.

Учитель обязан контролировать запись учащимися домашнего задания по своему предмету, уделяя особое внимание слабоуспевающим и неуспевающим школьникам; регулярно выставлять все полученные учащимися за урок отметки.

Работа классных руководителей с дневниками школьников

Работа классных руководителей с дневниками учащихся регламентируется их должностными обязанностями в образовательном учреждении.

Классный руководитель обязан:

еженедельно проверять дневники учеников своего класса;

следить за выполнением учащимися требований, предъявляемых к ведению дневника;

контролировать наличие в дневнике всех отметок, полученных учащимися в течение недели;

отмечать число пропущенных уроков за неделю и количество опозданий;

контролировать: аккуратность, грамотность записей, исправлять в них ошибки; правильность заполнения дневника; обратную связь с родителями;

заверять своей подписью проверку дневника.

отражать активность и результативность участия ученика в жизни класса и школы.

Разнообразие полиграфического исполнения дневников затрудняет их проверку, т. к. не в каждом из них предусмотрены страницы для замечаний, каникулярных записей, расписания на четверть и т. п. Поэтому предлагаем приобретать на класс одинаковые дневники (по решению родительского собрания, проводимого в мае или августе, или родительского актива класса) с учетом общешкольных требований.

Проверка дневника школьника родителями

Родители еженедельно, а также в конце учебной четверти (учебного триместра), полугодия и года должны просматривать и подписывать дневник, при необходимости проверять правильность его ведения.

Заполненный в соответствии с требованиями дневник позволяет родителям: видеть успехи или неудачи своего ребенка; контролировать его сборы в школу; знать о режиме учебных занятий, каникулярных мероприятиях; а также быть в курсе школьных событий.

Работа администрации образовательного учреждения с дневниками школьников

Администрация школы осуществляет систематический контроль (по плану ВШК) ведения дневников учащихся 2–11-х классов в соответствии с требованиями, закрепленными в Положении о ведении дневников. При административном контроле дневников проверяется наличие в них:

  • информации о педагогах класса;
  • расписания уроков на четверть (триместр) и на текущую неделю;
  • времени звонков на уроки;
  • расписания работы секций, проведения факультативных занятий, занятий проектной деятельностью и т. п.;
  • домашних заданий;
  • данных о пропусках и опозданиях на учебные занятия;
  • неэтичных замечаний учащимся и обращений к родителям от учителей-предметников и классного руководителя;
  • текущих отметок, которые должны выставлять учителя-предметники, а не классные руководители;
  • подписей родителей;
  • проставленных отметок за письменные работы в день их проведения.

Кроме этого контролируется качество и частота проверки дневников классным руководителем, а также культура ведения и эстетика оформления дневника учащимися.

По итогам административного контроля администратор, проводивший проверку дневников, составляет справку, в которой указывает выявленные нарушения, формулирует замечания и дает рекомендации по устранению нарушений за определенный период времени.



Предварительный просмотр:

Логотип%20Центра

Центр гражданского образования «Восхождение» (г.Казань)

Памятки для родителей

БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА?

Изучение психологами малолетних преступников и закоренелых рецидивистов показало, что преобладающее их большинство в детстве страдало от недостатка любви, а не от недостатка наказаний. Сегодня научное воспитание ребенка подразумевает полный отказ не только от физического, но и от психологического наказания в пользу диалога на равных.  

Вы долго, спокойно и разумно пытаетесь показать ребенку, что он сделал “плохо”, а он не понимает. И тогда вы, исчерпав весь запас своих педагогических способностей, решаетесь прибегнуть к наказанию. Остановитесь! Ведь пока вы общаетесь с ним “по-хорошему”, и ваши отношения остаются хорошими. Ребенок искренне пытается понять вас, уважает ваш авторитет и испытывает чувство гордости, что вы общаетесь с ним, как с равным. А если он все же “не понял” своей вины, наказание не поможет. Видите ли, родители, которые ежедневно наказывают своих детей даже за незначительные проступки, так же бессильно разводят руками со словами “он не понимает”.

Систематические наказания не выполняют никакой воспитательной функции: это лишь акт насилия, вызывающий в ребенке только страх, ненависть и абсолютное непонимание.

Чего бы вы ни добивались, получите один и тот же результат: не устранение причины, а увиливание от следствия (наказания). То есть вранье, замкнутость, недоверие, когда откровенность с родителями вместо облегчения и конкретной помощи приносит только порицание и дополнительные неприятности. Многие ли девушки доверили матерям свои “женские” проблемы? Многие ли парни обратились к отцам, столкнувшись с уличными неприятностями? Нет. Проще сделать аборт, “лишь бы мать не узнала”. Или увязнуть в криминале, “а то отец узнает – прибьет”. А что будет потом? Малодушие, апатия, безынициативность, жестокость. И подсознательное копирование своего детства в воспитании собственных детей. 

ЗАДЕРЖАНИЕ РЕБЕНКА ПОЛИЦИЕЙ

Если Вам стало известно, что ребенок задержан и находится в здании правоохранительных органов:

Как можно быстрее выезжайте по месту его нахождения, желательно с адвокатом, имеющим ордер. Для этого заранее необходимо иметь контакты нескольких адвокатов, к которым можно было бы обратиться в любое время за срочной юридической помощью. Участие юриста при возникновении каких-либо проблем с правоохранительными органами обязательно, так как в большинстве своем граждане не имеют специальных юридических знаний, и не могут воспользоваться всеми правами.

Потребуйте от сотрудников полиции документы, фиксирующие факт задержания. Это могут быть протоколы административного правонарушения, протоколы задержания по подозрению в совершении преступления.

Вы имеете право ознакомиться и получить копии с любых документов, которые составлялись в отношении Вашего ребенка или Вас (копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, постановлений о возбуждении уголовного дела, копии объяснений, допросов, заключения экспертов и т.п.). Попросите сотрудников правоохранительных органов ознакомить Вас со всеми документами, которые вынесены в отношении Вашего ребенка и подписаны им. Копии с них можно снять после вынесения решения по результатам проведенной проверки.

Необходимо знать!

За любое административное или уголовное правонарушение подростка ставят на учет в полицию. Об этом инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) сообщают по месту учебы, работы подростка и его родителей.

Постановка на учет служит поводом для проверки Вашего ребенка, впоследствии всякий раз, когда в микрорайоне совершается преступление неизвестными подростками.

Памятка составлена Правозащитным центром города Казани

ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК КУРИТ…

Начинать антитабачную (и антиалкогольную) пропаганду необходимо, когда ребенок еще бегает в коротких штанишках. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение и алкоголь приносит организму вред, любую историю, увиденную по TV, – своими репликами показывать отношение к этим явлениям. Все услышанное накапливается у ребенка в голове.

Надо загодя создавать ребенку окружение, то есть с умом выбирать школу, класс, кружок или спортивную секцию – детский коллектив, где наш ребенок будет находить друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговаривать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчиво отсекать. В 11–12 лет мнение сверстников более значимо для ребенка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья.

Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь? Найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию! Подростки обычно бывают не против сути наших требований. Их возмущает форма предъявления этих требований. Попробуйте поговорить с ним, как со взрослым, то есть дайте ему возможность самому принять решение. Подростки сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет…» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наибольшее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга и про несовместимость курения и спорта… Девочкам – про маловесных, слабеньких детей, которые рождаются у курящих мам. В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК ПРОГУЛИВАЕТ ШКОЛУ?

Причин, по которым дети прогуливают школу, так же много, как причин, по которым взрослые люди отлынивают от исполнения тех или иных своих обязанностей.

Находятся дела поинтереснее или погода слишком хорошая, или настроение слишком плохое. Может быть, обязанности слишком не по душе. Может быть, нет ни малейшей веры в успех – нечего и время тратить. Наверное, каждый взрослый вспомнит хотя бы один случай, когда он по "совершенно объективным" обстоятельствам опаздывал или пропускал нежелательную встречу; слишком поздно вспоминал о необходимости позвонить по неприятному делу.

Гадать, что именно побуждает вашего ребенка прогуливать школу, практически бесполезно. Гораздо более простой и эффективный путь – спросить. Если ребенок вам доверяет и хотя бы немножко надеется на вашу способность помочь, он все расскажет с чувством большого облегчения. Если не рассказывает, есть смысл расспросить всех, кто может что-то знать. Но при этом намотайте себе на ус: главная ваша проблема вовсе не в том, что ребенок прогуливает школу, а что он вам не доверяет и на вас не надеется.

Какие меры надо принять, зависит целиком от причин прогулов. Например, если ребенок время от времени прогуливает скучные с его точки зрения уроки, успеваемость его не страдает, учителя не в претензии, а время он тратит на занятия осмысленные и непредосудительные, то можно такие прогулы просто легализовать, то есть попросить ребенка ставить вас в известность заранее.

Совсем другое дело, если ребенок прогуливает школу потому, что его дразнят или поколачивают одноклассники; или потому, что в это время он курит "травку" в подворотне; или потому, что учитель велел без родителей не являться. В любом из этих случаев меры придется принимать, и очень серьезные.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПОСТОЯТЬ ЗА СЕБЯ?

Не попрекайте ребенка тем, что он не может постоять за себя. Защищать детей нужно обязательно. Конечно, не стоит уподобляться склочникам, которые по любому поводу бегут «качать права» в школу или во двор. Но оставлять ребенка беззащитным взрослые просто не имеют права. Ведь это самое натуральное предательство.

Поверьте, если бы ребенок мог расправиться с обидчиками без посторонних, он бы с удовольствием это сделал. Никому не хочется чувствовать себя слабаком и трусом. Как только он соберется с силами, ваша помощь станет ему не нужна. А пока этого не произошло, долг родителей - обеспечивать ему надежную защиту.

Если сына или дочь регулярно обижают в школе, необходимо поговорить с учителем. Помните: администрация школы по закону отвечает за его физическое и психическое здоровье. Поэтому учителя обязаны следить за психологическим климатом в классе, унимать драчунов, не позволять одним детям дразнить других. Если же учителя не могут урезонить задиру или не считают нужным это делать, лучше сменить школу.

Но если ребенок везде, куда бы ни попадал, оказывается жертвой драчунов — значит, дело не только в коллективе. Скорее всего, в нем самом есть нечто провоцирующее обидчиков. Слабых, но тихих, неконфликтных детей обычно не обижают. Устойчивую агрессию провоцируют «занозистые» дети. Такие, которые сами задираются, а потом бегут жаловаться. И учить их надо не столько давать сдачи, сколько ладить с окружающими: не завидовать, не обижаться, не претендовать на постоянное лидерство, относиться к ребятам доброжелательно и т. п.

Но как же все-таки побороть страх перед обидчиками? Ведь одно дело, когда человек не дает сдачи из благородства, а другое — когда он просто трусит. Трусость, конечно, надо преодолевать. Приемы борьбы тоже не мешает освоить. Мало ли в какую переделку может попасть человек?  

ВАШ РЕБЁНОК ХОЧЕТ СОТОВЫЙ

Для того, чтобы обеспечить контроль за поведением ребенка, знать, где он находится, родители все чаще стали приобретать сотовые телефоны для своих детей, порой не задумываясь, что он может стать объектом преступного посягательства. В последнее время в милицейских сводках все чаще фиксируются факты краж мобильников у подростков, особенно в вечернее время. Как предотвратить подобные случаи? Вот некоторые советы специалистов:

  1. При покупке сотового телефона для ребенка родителям необходимо определить, для каких целей приобретается эта вещь: как средство связи или как подтверждение материального благополучия. В первом случае надо помнить, что чем дешевле и проще с виду аппарат, тем меньше вероятности, что на него положит глаз грабитель.
  2. Необходимо отказаться от покупки "недорогого" сотового телефона у малознакомых людей, особенно у подростков. Возможно, вам предлагают краденую вещь, которую впоследствии могут безвозвратно изъять сотрудники правоохранительных органов, а вам придется разыскивать продавцов, чтобы вернуть свои деньги.
  3. Необходимо разъяснить ребенку, как пользоваться сотовым телефоном:
  • Не допускать ношения поверх одежды или в руках, так как наиболее часто телефоны просто срывают с шеи или выхватывают из рук.
  • Не играть с телефоном, особенно в людных местах, в школе, во дворе.
  • Не давать звонить незнакомым людям.
  • При попытке отобрать телефон обратиться за помощью к прохожим.

В случае кражи или грабежа как можно быстрее известить вас о случившемся и сообщить в милицию. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новый закон об образовании

Слайд 2

Десять основных положений нового закона об образовании 1. Школьное образование остается бесплатным По новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образованных стандартов (ФГОС). При этом платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям.

Слайд 3

Десять основных положений нового закона об образовании 2. Мониторинг эффективности вузов становится ежегодным и обязательным как для государственных, так и для частных вузов Осенью 2012 года Минобрнауки впервые провело мониторинг высших учебных заведений. В нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. По его итогам около 30 университетов и 262 филиала были признаны неэффективными и нуждающимися в реорганизации.

Слайд 4

Десять основных положений нового закона об образовании 3. Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) будут действовать пять лет Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Теперь у тех, кто не смог поступить в университет сразу после окончания школы, шансов сделать это стало больше.

Слайд 5

Десять основных положений нового закона об образовании 4. Изменяется порядок поступления в вузы для льготников Новый закон устанавливает квоту в пределах 10% для поступления инвалидов в вуз. Остальные категории — дети-сироты, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, чернобыльцы, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других ведомств — будут бесплатно учиться на подготовительных отделениях вузов. Возможность такого обучения допускается только один раз, при этом дает преимущество при поступлении в университет.

Слайд 6

Десять основных положений нового закона об образовании 5. Дошкольное образование становится первым уровнем в системе образования Дошкольное образование станет первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее. При этом дошкольный уровень не предусматривает итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. Учить ребенка в детсаду будут бесплатно, но за присмотр родители, как и раньше, должны платить сами. Детям из малообеспеченных семей будут предоставлены льготы. Дети-инвалиды, дети-сироты и больные туберкулезом будут по-прежнему освобождены от платы.

Слайд 7

Десять основных положений нового закона об образовании 6. Муниципалитеты обязаны предоставить ребенку место в первом классе По новому закону местный орган управления образованием закрепляет за каждым микрорайоном школу и обеспечивает прием туда детей, проживающих на данной территории. Администрация учебного заведения может отказать принять ребенка в первый класс только при отсутствии свободных мест. В этом случае управление образованием должно предоставить родителям информацию о вакантных местах в других школах микрорайона.

Слайд 8

Десять основных положений нового закона об образовании 7. Учитываются индивидуальные потребности учащихся Закон отдает приоритет инклюзивному образованию, которое предполагает обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях. В документе уделено внимание получению образования одаренными детьми. Таким образом, закон ориентирован на разные образовательные потребности и устанавливает индивидуальный подход к обучению каждого ребенка. В частности, законодатель закрепляет право учащегося на индивидуальный учебный график и на выбор предметов по курсу.

Слайд 9

Десять основных положений нового закона об образовании 8. Изменяется система профессионального образования Теперь в систему высшего образования входят бакалавриат, специалитет и магистратура, а также послевузовское профессиональное образование. Училища переходят в систему среднего профессионального образования в качестве первой ступени подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Согласно закону, среднее профобразование должно быть общедоступным. .

Слайд 10

Десять основных положений нового закона об образовании 9. Учителя получают особый статус Новый закон впервые законодательно закрепляет особый статус педагогического работника. В том числе, учителя получают право пройти дополнительное профобразование по профилю не реже, чем один раз в 5 лет. Новый закон также закрепляет норму, по которой расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в данном субъекте РФ.

Слайд 11

Десять основных положений нового закона об образовании 10. Государственная аттестация девятиклассников становится обязательной Государственная итоговая аттестация (ГИА) для девятиклассников становится обязательной. Эксперименты по введению ГИА проводились в различных регионах с 2002 года. Экзамен проходит в виде тестирования на специальных бланках, похожих на бланки ЕГЭ. За организацию и проведение аттестации девятиклассников отвечают региональные власти, которые также проводят обработку результатов. Разработка контрольных измерительных материалов происходит на федеральном уровне.

Слайд 12

Десять основных положений нового закона об образовании Одним из самых важных нововведений, предусматриваемых законопроектом, можно считать появление общественного контроля над образовательными организациями. В частности, учебные заведения будут обязаны иметь актуальный интернет-сайт, публиковать отчеты о самообследовании и предоставлять возможность проводить оценку эффективности образовательного процесса.

Слайд 13

Введение школьной формы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Контроль за выполнением школьником домашних заданий

                                    Рекомендации родителям

Уважаемые родители!

Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте  терпимость и уважение к личности своего ребенка.

  • Не сравнивайте его умения с умением других детей.
  • Не кричите, лучше определите причину отсутствия  у ребенка умения выполнить  заданное упражнение.
  • Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
  • Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание это сослужит им плохую службу.
  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
  • Требуйте от своего  ребенка  внимательного прочтения инструкций по выполнению домашних заданий, формулировки вопросов.
  • Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных
  • материалов, правил и инструкций.
  • Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
  • Хвалите ребенка за своевременно и  качественно выполненное домашнее задание.
  • Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями  и сестрами.
  • Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях
  • Формируйте привычку  доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
  • Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью  к учителю – предметнику или завучу.
  • Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
  • Не отмахивайтесь от вопросов ребенка Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

                     

Дети учатся жить у жизни

                                           

                                              Советы родителям 

  Если:

                ребенка постоянно критикуют,        он учится ненавидеть;

           Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

           Ребенка высмеивают, он становится  замкнутым;

           Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

           Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

           Ребенка хвалят, он учится быть благородным;

           Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

           Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

           Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

              Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить     любовь в этом  мире.

     

Памятка

«Как готовить домашние задания»

  • Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.
  • Если что-то не понятно, не стесняйтесь задать вопрос.
  • Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.
  • Учиться пользоваться  справочниками и словарями, чтобы уметь выяснить значение незнакомых слов и выражений.
  • Научиться находить интересующую  нужную информацию с помощью компьютера.
  • Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу его запомнить.
  • Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.
  • Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.
  • Перед выполнением  домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.
  • Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

   

  • На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся учебные принадлежности, которые

      необходимы для выполнения задания

      по следующему предмету.

  • В процессе приготовления домашнего задания необходимо делать перерывы.
  • Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.
  • Перед выполнением  письменной работы необходимо выучить  все правила, которые могут тебе пригодиться.
  • Читая учебник, надо задавать  себе вопросы по тексту.
  • Узнавая новые понятия, надо связывать   их по смыслу с уже известными ранее.
  • Большое  задание необходимо разбивать на части и работать  над каждой из них в отдельности.
  • Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.
  • Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.
  • Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Метод ключевых слов

  Этот метод может помочь при изучении  большого по объему текста.

   Ключевыми словами называются самые важные слова в абзаце. Когда вспоминаешь ключевые слова – сразу вспоминаешь, о чем сказано в нужной части текста.

   При чтении абзаца выбирается одно или два ключевых (самых важных)  слова. После этого выбранные слова записываются, в нужной последовательности и к каждому слову ставится вопрос, который связывает его с соответствующей частью текста. Затем два ключевых слова надо соединить при помощи вопросов, в результате получается цепочка. Ее нужно записать и выучить. Пересказывая заданный текст, опираются именно на эту цепочку.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль домашнего задания в самообразовании школьника

Слайд 2

Д.И Писарев Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта

Слайд 3

Если наши дети хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями . Н. Г. Чернышевский

Слайд 4

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Слайд 5

Домашнее задание выполняет различные функции

Слайд 6

Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

Слайд 7

Вторая функция домашнего задания — это стимулирование позна­вательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

Слайд 8

Третья функция домашнего задания — развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Слайд 9

Назначение домашнего задания

Слайд 10

Воспитание волевых усилий ребенка и самостоятельности, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание

Слайд 11

Формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей

Слайд 12

Формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т.д.).

Слайд 13

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних задании, или пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений .

Слайд 14

Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело .

Слайд 15

Рекомендации родителям по контролю за выполнением школьником домашних заданий

Слайд 16

Нужно помогать ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия. Чаще тренировать его память, внимание и мышления используя для этого развивающие игры. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады. Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым, развивая его волю и собранность. Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах

Слайд 17

Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок

Слайд 18

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

Слайд 19

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд . И.Кант.

Слайд 20

Спасибо за внимание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль семьи в развитии способностей ребенка» Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам — советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети.

Слайд 2

Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез. У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстриро¬вать свои работы. Я не ру гаю ребенка за беспорядок в комнате или на сто¬ле, если это связано с творческим занятием и работа еше не закончена. Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий. Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его дос¬тижения.

Слайд 3

Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы. Я помогаю ребенку строить его планы и принимать решения. Я стараюсь показать ребенку интересные места. Я помогаю ребенку' улучшать результаты его работы. Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми и рад видеть их у себя в доме. Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей. Я никогда не наказываю ребенка унижением. Я покупаю ребенку книги, связанные с его интересами. Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.

Слайд 4

Я регулярно читаю ребенку . Я приучаю ребенка к чтению с детства. Я пробуждаю фантазию и воображение ребенка. Я внимательно отношусь к потребностям ребенка. Я нахожу время, чтобы каждый день побыть с ребенком наедине. Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейного бюд­жета. Я никогда не ру гаю ребенка за неумение и ошибки. Я хвалю ребенка за учебную инициативу.

Слайд 5

Если вы согласны с 20% этих советов, то вам необходимо срочно подумать над остальным. Если советы устраивают вас и соответствуют вашей программе воспитания на 50%, у вас все должно получится, у вас есть на это шанс. Если вы выполняете эти советы на 90%, дайте больше свободы ребенку и себе.

Слайд 6

«Роль семьи в развитии социальных потребностей и творческого потенциала личности» Каждый человек проходит свои пути развития. Выделим , например, следующие этапы развития человека: 1) 0-3 года; 2) 3-5 лет; 3) 6-10 лет; 4)11-14 лет; 5) 15-17 лет. ЗАДАНИЕ: вспомните себя в каждом из этих периодов. Напишите, кто оказывал на вас наибольшее влияние? Чему вы научились?

Слайд 8

Памятка Ребенка хвалят - он учится быть благородным. Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей. Ребенка поддерживают – он учится ценить себя. Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в мире.

Слайд 10

Интернет олимпиада по математике Браткова Мария Кузнецова Дарья Хомяков Егор II место каждый

Слайд 11

Олимпиада по истории Свечникова Катя I место Пажитнова Маша III место

Слайд 12

Конкурс «Галактяне», посвященный Дню Космонавтики Браткова Мария Горбунов Артем Кузнецова Дарья Манжасина Надежда Пажитнова Мария МОЛОДЦЫ!

Слайд 13

В ЦДО «Поиск». Планетарий

Слайд 14

Конкурс компьютерной графики, посвященный творчеству Носова Н.Н. Манжасина Надя Подмарькова Даша

Слайд 15

Конкурс творческих эссе, посвященных 70-летию Победы Кузнецова Дарья Окорочкова Саша Горбунов Артем Пажитнова Мария МОЛОДЦЫ!

Слайд 19

Проект «Самара 1941 года» 1. Дубинина Светлана 2. Калекаева Ксения 3. Икон Анастасия 4. Иващенко Ангелина 5. Краснова Елизавета 6. Горбунов Артем 7. Окорочкова Александра 8. Браткова Мария

Слайд 20

Акция «Посылка солдату» Всем! Спасибо!

Слайд 21

Классный час «Поздравлялка!» Балашов Рома Барнаев Дима МОЛОДЦЫ! Дубинина Света Пажитнова Мария Свечникова Катя Икон Настя Манжасина Надя Ильичева Маша Подмарькова Даша


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация учебной деятельности школьников при подготовке к ЕГЭ по математике

Слайд 2

ФИПИ

Слайд 3

http://egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege

Слайд 4

Тесты для подготовки к ЕГЭ (профильный уровень)

Слайд 5

Базовый уровень

Слайд 9

https://ege.yandex.ru/mathematics/

Слайд 10

http://alexlarin.net/ege15.html

Слайд 12

http://egeigia.ru/map-video-uroki/174-video-uroki-ege



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по безопасному использованию Internet детьми.

 Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Мы понимаем, что Интернет — это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них — дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. 

Данные рекомендации — практическая информация для родителей, которая поможет предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной.   

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в «мировой паутине»:         

Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно на этапе освоения.  

Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета и как вовремя предупредить угрозы.  

Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе сеть: 

Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям. 

Объясните ребенку, что размещать свои личные данные (адрес, телефон, место учебы) в социальных сетях и других открытых источниках нежелательно и даже опасно.  

Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с Вашей помощью.  

Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернет, особенно путём отправки sms, — во избежание потери денег. 

Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.  

Объясните, что нежелательно переходить по ссылкам в Интернете. Доказано, что за 6 кликов можно перейти от «белого» сайта к «чёрному». 

Научите ребенка самостоятельно вносить адрес в адресную строку браузера. Это позволит избежать сайтов-клонов.  

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:

Установите на Ваш компьютер необходимое программное обеспечение — решение родительского контроля, антивирус Касперского или DoctorWeb. 

Простые настройки компьютера позволят Вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребенок. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает Ваш ребенок. 

Пользуйтесь программами семейной безопасности, которые позволяют полностью перекрыть доступ в интернет или установить веб-фильтры, а также проверить, на какие сайты заходит ребенок, какие программы использует, сколько времени проводит в сети. 

Если Ваш ребенок — учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте время пребывания Вашего ребенка в Интернете.  

Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.  

Создавайте разные учетные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить Ваши личные данные.  

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей: 

Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами. 

Знакомьте всех членов Вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.  

Учитесь у ребенка! Дети XXIвека нередко продвинутее родителей в вопросах компьютера и Интернета. В форме игры попросите ребенка показать свои возможности и научить вас незнакомым действиям.  

Правило 5. Будьте внимательны к поведению ребенка, отслеживайте признакиИнтернет-зависимости: 

Уясните, вредные привычки влияют на здоровье, а Интернет-зависимость наносит вред психике человека. По мнению врачей и психологов, зависимость от Интернета является «удобным» типом зависимости для родителей, так как носит неявный характер по сравнению с другими серьезными проблемами, к примеру, алкоголем и наркотиками.  

Будьте внимательны к переменам в поведении ребенка Раздражительность, рассеянность, замкнутость, потеря интереса к любимым занятиям, ложь о количестве времени, которое ребенок проводит в сети, частое употребление пищи перед компьютером — все это может быть признаками зависимости от Интернета.  

Придумайте полезную альтернативу Интернету. Это может быть увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, обычная прогулка с друзьями или родителями.  

Старайтесь распознать зависимость как можно раньше и при необходимости обратиться к специалисту. 

Правило 6. Руководствуйтесь рекомендациями педиатров:

До 7 лет врачи не рекомендуют допускать детей к компьютеру/Интернету. 

7-10 лет время за компьютером рекомендовано ограничить 30 мин. в день.  

10-12 лет до 1 часа за компьютером.  

старше 12 лет — не более 1,5 часов с обязательными перерывами.  

Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечнососудистые заболевания.  

Источник: http://aplik.ru/ 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Как помочь ребёнку учиться?"

Сегодня наш разговор пойдет о том, как родители могут помочь своим детям в выполнении домашних заданий, в организации учебной деятельности. Тема нашего родительского собрания "Как помочь ребѐнку учиться?"

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Чтобы сохранить у ребенка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребенка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Мы, учителя, объясняем детям приемы работы, а как усвоил ребенок эти приемы, как он их использует и использует ли вообще, остается вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребенка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий. Усилия семьи и школы в решении этой проблемы – едины. Помощь детям должна быть эффективной, грамотной и должна идти в трех направлениях:

организация домашнего труда школьника;

приучение детей к самостоятельности.

контроль за выполнением домашних заданий;

1.Организация режима дня.

Организация режима дня позволяет ребенку:

- легче справляться с учебной нагрузкой;

- защищает нервную систему от переутомления, т.е. укрепляет здоровье.

Точный распорядок занятий – это основа любого труда.

Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т.е. вырабатывается установка. При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т.е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться, и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.

Совершенно необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Желательно в одно и тоже время. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением любых задач.

Важный вопрос в организации режима дня – это организация досуга. Важно не оставлять ребенка без присмотра, а дать возможность заниматься любимым делом в свободное от учебы время.

Позаботьтесь, чтобы после ужина ребенок не перевозбуждался, не смотрел «страшные фильмы», не играл в шумные игры. Все это отразится на сне, на самочувствии и работоспособности ребенка на следующий день. Хорошо прогуляться перед сном 30 – 40 мин. Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.

2. Организация рабочего места.

Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Рабочее место должно быть достаточно освещено. Стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки ит.п. Надо также всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков.

Не рекомендуется для письма использовать тяжелые ручки, так как увеличение ее веса даже на Iг усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда (НОТ). К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга.

*разница между высотой стола и стула — от 21 до 27 см.         

* расстояние от глаз до поверхности стола — 35 см,

*между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони.

* ноги должны опираться всей ступней на пол или подножку стола.

* не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.

При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8—9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов.

Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

в 1 классе - до 1 часа (3/4 часа);

во 2 классе - 1,5 часа (1 час);

в 3 классе - 2 часа (1,5 часа);

в 6 классе - до 2,5 часов (2-2,5 часа);

в 8 классе - 3 часа (2,5 часа);

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

3. Выработка привычки обязательного выполнения домашнего задания.

У каждого школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка.

Говоря о привычке, имеется в виду следующее. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет, и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.

На первых порах ребѐнок скорее жаждет, чтобы ему задали что-нибудь на дом. Это действительно так. Но когда пройдут первые школьные переживания, и жизнь войдѐт в привычную колею, трепетное отношение к домашним заданиям сменится более трезвым, и тут выяснится, что далеко не всегда уроки так уж хочется делать. Первое, что здесь может прийти на помощь ребѐнку, - это понимание того, что уроки приготовить надо, вот и всѐ. Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьезному делу, вызывающему уважительное отношение со стороны взрослых.

Возможно, вам приходилось наблюдать семьи, где мама считает допустимым прервать занятия сына, или дочери. Выясняется, что надо срочно сбегать в магазин, или вынести мусорное ведро, что пора есть – приготовлен обед или ужин. Иной раз и папа предлагает отложить уроки, чтобы вместе посмотреть интересную передачу или фильм по телевизору или сходить в гараж. К сожалению, взрослые не понимают, что своим поведением они воспитывают у школьника отношение к учѐбе как к чему- то маловажному, второстепенному делу. В подобных ситуациях маме лучше самой сходить в булочную или лишний раз разогреть еду, чем вырабатывать у ребѐнка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в иерархии домашних дел и обязанностей.

Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребѐнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьѐзными делами, которыми заняты взрослые. Школьник чувствует это прекрасно.

4. Атмосфера домашних занятий.

Прежде всего, занятия дома должны быть лишены школьной напряженности, ребенок может встать и подвигаться, как ему хочется. Дома родители не ставят оценок. Безоценочность рождает атмосферу свободы, спокойствия, творчества, безопасности, в которой можно учиться в ситуации поддержки и веры в успех, а не стресса. Еще один плюс: домашние занятия могут организовываться с учетом индивидуальных способностей работоспособности ребенка. Для некоторых детей характерна так называемая эпизодическая работоспособность, при которой ребенок может удерживать внимание на учебных задачах всего 7-10 минут, а затем отвлекается, давая своей нервной системе перерыв для восстановления. Пятиминутный перерыв для отдыха – и школьник готов продолжать заниматься. В школе нет возможности предусматривать подобные перерывы для каждого ученика, а дома родители для собственного ребенка могут организовать индивидуальный режим, учитывающий пики и спады его работоспособности. Особенно полезен индивидуальный подход к гиперактивным или слишком тревожным детям.

5. Приучение детей к самостоятельности.

«Папа у Васи силен в математике...» – помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? А продолжение ее?

…Учится папа за Васю весь год.

Где это видано?! Где это слыхано?!

Папа решает, а Вася сдает!

Смешно, не так ли? Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины. Как правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь своим чадам. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать ему.

Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них – чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая – полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего – выучился!

Как сохранить «правильный баланс»?

В начальной школе детям необходима помощь взрослых в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте навык планирования у ребят еще недостаточно развит. Но постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий. Поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий. Неизменными остаются лишь интерес и внимание к жизни школьника, умение радоваться его успехам, а при первом появлении трудностей в учебе или общении вы, конечно, должны помочь ему.

Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашнее задание только в присутствии родителей, педагогов или вместе с ними.

Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков. Это означает, что ребенок должен уметь:

· сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

· спланировать порядок действий: что он будет делать сначала, что потом и т. д.;

· распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

· понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

· применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

· представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны. Наблюдения за самостоятельной работой школьников показывают, что без специального обучения дети, начиная выполнять работу, действуют импульсивно. Они пытаются решить задачу сразу, без анализа и осмысления, работают торопливо, допускают ошибки. Либо наоборот, дети включаются в работу слишком медленно, не думают над заданием, не решаются приступить к решению и в результате домашнее задание растягивается не на один час.

На характер приготовления домашнего задания так же влияет эмоциональное состояние ребенка. Психологи доказали, что более половины детей, выполняя задания самостоятельно, испытывают тревогу: одни – потому, что слишком эмоциональны, другие – потому, что не уверенны в своих знаниях, третьи – потому, что боятся быть неуспешными.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, а особенно родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь.

Какое участие родителей будет способствовать формированию самостоятельности в выполнении детьми домашних заданий?

С одной стороны важно оставлять ребенка наедине с заданием, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками, с другой, если ребенок при этом систематически будет сталкиваться с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашнего задания.

Если вы уже сталкиваетесь с проблемой оттягивания ребенком времени выполнения домашнего задания как можно дольше, вплоть до сна, или если ребенок утаивает часть задания, это значит, что проблема уже существует.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий наиболее оптимальна? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б. Гиппенрейтер: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому».

Возможно, вы уже оказались в ситуации, когда ребенок не выполняет работу самостоятельно и вам приходится сидеть рядом с ним.

Во-первых, это вовсе не значит, что ребенок не умеет действовать сам. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, ребенок сознательно решает ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит.

В таком случае, надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

Как учитывать особенности нервной системы ребенка при выполнении домашних заданий?

Ученые выделяют два основных типа нервной системы, каждая из которых характеризуется определенными чертами и проявляется в особенностях работоспособности. Так, например, у учащихся обладающих «сильной» нервной системой утомление наступает позже и они постепенно втягиваются в работу, поэтому, если у ребенка нет своих особых предпочтений, при


подготовке уроков лучше придерживаться последовательности заданий от легких к трудным.

Учащиеся со «слабой» нервной системой утомляются гораздо быстрее и им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки заданий. Такие ребята в большей степени испытывают потребность в полной тишине и уединении для занятий. Последовательность выполнения заданий должна быть от трудных к легким. Для успешного выполнения домашних заданий им так же необходим четкий ритм занятий и создание необходимых условий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5—10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Как поддержать чувство успешности ребенка при выполнении домашних заданий?

Родитель может поддержать чувство успешности ребенка, если будет правильно реагировать на его успехи и ошибки. Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться Фк заданию без отвращения и чувства бессилия.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того, как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что все сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникает желание хорошо выполнить следующее задание.

Для того чтобы у ребенка закрепилось позитивное отношение к учебе, огромное значение имеют положительные эмоции, переживаемые в процессе обучения и в том числе при выполнении домашних заданий. Поэтому при подготовке домашних заданий постарайтесь давать ребенку больше позитивной обратной связи, обращайте его внимание на то, что у него получается лучше всего, реагируйте эмоционально на его успех. И, наоборот, если ребенок допускает ошибку, укажите на нее спокойным, ровным тоном.

В этой связи, становится очень важным эмоциональное состояние самого родителя. Выполняя с ребенком домашние задания, позаботьтесь о своем эмоциональном настрое: если вы чем-то огорчены или расстроены, дайте себе время отдохнуть, переключиться и только после этого садитесь за уроки.


Если вам трудно переключиться, и вы испытываете сильные негативные переживания во время приготовления ребенком уроков, то, возможно, лучше перепоручить это другому человеку (родственнику, педагогу и т. д.). Выполняя эти рекомендации, вы сбережете и свои взаимоотношения с ребенком, и поможете ему поддержать познавательный интерес.

Если вы решили помогать ребенку в приготовлении домашних заданий, ПОСЛУШАЙТЕ основные правила организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему действительно пользу, а не вред.

· Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.

· Постарайтесь убедить ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без стеснения потренироваться в том, что пока не получается.

· Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.

· Работайте спокойно, без нервотрѐпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

· Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в правильном выполнении помогает.

· Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.

· Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может ―заучить ошибку. Но избегайте слов ―ты делаешь не так, ―это неправильно.

· Для того чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает.

·

6. Контроль за выполнением домашних заданий.

Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:


- какие отметки?

- выполнил ли уроки?

После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.

Некоторые родители не контролируют детей вообще, объясняя это нехваткой времени, занятостью. В результате дети не усваивают материал, работы выполняются небрежно, грязно, пробелы начинают накапливаться, что может привести к интеллектуальной пассивности ребенка. Он не понимает вопросов учителя, ответов товарищей. Ему становится неинтересно на уроке, он не пытается умственно работать, а не желание напрягаться мысленно, перерастает в привычку, т.е. развивается интеллектуальная пассивность. Что приводит ребенка к нежеланию учиться. Поэтому помощь детям должна оказываться своевременно. В противном случае пробелы в знаниях будут накапливаться, а ликвидировать их потом будет просто невозможно. То есть контроль должен быть постоянным, каждодневным, особенно в начальной школе.

Ещѐ один очень важный момент. Чтобы объективно осуществлять контроль и своевременно оказывать своему ребѐнку помощь, нужно чаще встречаться с учителями, посещать родительские собрания. Поверьте, от этого во многом зависят успехи ваших детей. Посмотрите нашу школьную статистику: (диаграмма "Зависимость успеваемости учащихся в классе от посещаемости родителями родительских собраний")

Эта диаграмма наглядно показывает, что успеваемость зависит не только от возраста учащихся, но и от того, насколько слаженно работает связь "Родители - школа"

И ещѐ несколько советов. Как можно больше требовательности к детям и как можно больше уважения. Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным.

Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:

· Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

· Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

· Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

· Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

· Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.


· Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

· Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

· Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.

Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

· Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.

· Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.

· Чаше играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.

· Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах.

• В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять своего ребенка – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая направит вашего ребѐнка на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви к познанию.