Конспект занятия по формированию математических представлений в средней группе «Приключение Дюймовочки»

Кононкова Любовь Федоровна

Проводит: Кононкова Любовь Фёдоровна.

 

Программные задачи:

- формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом;

- формировать умение находить признаки сходства и различие предметов, выявлять закономерность в расположении фигур, умение сравнивать предметы по величине;

- закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку цвета, формы;

- закреплять пространственные представления: шире, уже;

- закреплять счет до пяти, умение соотносить цифры с количеством;

- продолжать учить объяснять, рассказывать, доказывать, давать развернутые ответы, по-разному строить предложения, подбирая равнозначные формулировки;

- учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга;

- развивать логическое мышление;

- воспитывать интерес к занятиям математикой.

Материал:

Демонстрационный – доска,  изображения Дюймовочки, Принца, жабы 2 шт.,  цветы (кувшинки) из цветной бумаги, крылья для эльфов 2 пары.

Раздаточный – счётные палочки, веревочки, прямоугольники из цветной бумаги.

Ход занятия.

 

I.               Вводная часть.

II.           

Ребята, сегодня мы с вами вспомним одну сказку, а какую вы догадаетесь сами, и будете мне помогать ее рассказывать.

… Из красивого цветка появилась маленькая девочка….

- Вы знаете ее? (Да, это Дюймовочка)

- - Из скорлупки ореха была сделана ее колыбелька. Когда она спала, в открытое окно запрыгнули Жабы.

 

- Сколько жаб появилось на окне? (2 Жабы)

Унесли жабы Дюймовочку на болото и поставили скорлупку на кувшинку, а сами уплыли. Вот проснулась Дюймовочка. А вокруг очень много красивых кувшинок.

- На какие группы можно разбить эти кувшинки? (По размеру и по цвету)

- Какого цвета кувшинки? (Красные и желтые)

- Каких больше, желтых или красных? (Желтых)

- Как узнали?

 

- Сейчас мы это проверим (Вызванный к доске ребенок на верхней полосе выкладывает желтые кувшинки, ниже, под каждой желтой, - красные. Выясняется, что желтых больше, чем красных (красных меньше, чем желтых)

- На сколько желтых больше, чем красных? (На 1 кувшинку)

- Что надо сделать, чтобы кувшинок стало поровну? (Убрать или добавить 1 кувшинку)

 

II. Основная часть.

… Однажды Дюймовочку увидел Майский жук. Подхватил он Дюймовочку и принес на полянку к другим жучкам. (На фланелеграфе появляется Майский жук, и переносит Дюймовочку на полянку к другим жукам)

- Жуки больше всего любили играть с палочками и веревочками. И сейчас они играли в игру «Составь фигуру». Давайте и мы поиграем? (У каждого ребёнка на столе по 2 верёвочки и набор счётных палочек), а из трех палочек - ∆.ÿ- Возьмите 4 палочки  и составьте из них

- Чем похожи эти фигуры? (У них есть углы и стороны)

- Чем отличаются? (У ÿ - 4 угла и 4 стороны, у ∆ - 3 угла и 3 стороны)

- Сделайте из 1 веревочки  Ο (круг), из другой - 0 (овал).

 и ∆?ÿ- Чем Ο и 0 отличаются от  (У Ο и 0 нет углов)

 

III. Физминутка.

- Что-то мы засиделись. А теперь веселые жучки предлагают нам провести физминутку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись.

Руками коленей коснулись.

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

 

IV. Заключительная часть.

- Наши веселые жучки наигрались, напрыгались, устали и полетели домой, а на полянке появился маленький Принц, знакомый нашей Дюймовочки. Он решил забрать с собой нашу Дюймовочку, но для этого ей нужны крылья, чтобы она могла улететь с ним. И Принц решил подарить крылья Дюймовочке. У Принца крылья широкие, а для Дюймовочки – узкие. (На доске две пары «крыльев» прямоугольной формы)

- Как определить, какие из них кому принадлежит? (Приемом наложения и приемом приложения. Дети выполняют самостоятельно, фронтальная проверка)

 

V. Итог.

- Итак, наши Дюймовочка и Принц улетели на цветочную поляну, а наше занятие подошло к концу.

- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались.