Семинары

Пикурова Светлана Викторовна

В 2018 году коррекционные педагоги ГБОУ "Школа 2051" Гребнева В.Ю., Новотельнова О.М., Пикурова С.В., Прошина Е.Б. организовали и провели окружной семинар "Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ". Данная новость была опубликована на сайте школы, но в связи с обновлением сайта, эта новость от дошкольного корпуса №5 исчезла. Поэтому дублирую здесь свое выступление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie1.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ГБОУ «Школа 2051»

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ГБОУ «Школа 2051» созданы условия для образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Для их сопровождения и осуществления индивидуального подхода созданы психолого-педагогические условия для комфортного обучения, ухода и присмотра.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения ЦПМПк.

На сегодняшний момент в нашем отделении воспитывается 32 ребенка с ОВЗ. Из них 2 ребенка – с синдромом Дауна, 1 ребенка – с РАС, 5 детей – с ЗПР, 24 − с ТНР. Из них –  5 инвалидов.

Группа детей с ОВЗ неоднородна. Основная масса − это дети с ТНР.

Безусловно, что многие дети с ТНР нуждаются и в занятиях с дефектологом. Не все родители готовы пройти психиатра из-за страха того, что их детей поставят на учет. Здесь мы ещё развиваем нашу тактику работы с родителями.

Как же организована наша коррекционно-развивающая работа?

С детьми с ОВЗ по расписанию занимаются специалисты: психолог, логопед и дефектолог (у кого он прописан в заключении ЦПМПк). Во второй половине дня воспитатели проводят индивидуальную работу по пропущенной образовательной деятельности, а также по заданиям коррекционных педагогов.

 Основными целями совместной работы специалистов и воспитателей являются: обеспечение физического и психического здоровья детей; помощь в адаптации в детском саду; вовлечение детей в совместную (коллективную) деятельность, обучение общению.

С детьми с ТНР и ЗПР в группах организованы подгрупповые занятия с логопедом-дефектологом по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию лексико-грамматических категорий, формированию элементарных математических представлений (для детей с ЗПР), а также индивидуальные занятия по постановке и автоматизации отсутствующих звуков. При этом подгрупповые занятия мы проводим во время фронтального занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе. Наши группы устроены так, что игровая комната и спальня может быть отделена перегородкой, а может быть и общим большим помещением. Во время подгруппового занятия мы задвигаем перегородку, и дети с ТНР или ЗПР занимаются с коррекционным педагогом в спальне, а остальные ребята – с воспитателем в игровой комнате. Такая организация работы, во-первых, экономит время и организует детей − ребят не надо «выдергивать» из группы, они понимают, что заниматься будут все, а во-вторых, в условиях подгруппы хорошо использовать индивидуальный подход, все дети охвачены вниманием. Соответственно, динамика развития намного выше, нежели они занимались бы со всей группой.

Но в последнее время мы все чаще сталкиваемся с безречевыми детьми, т. е. с детьми, у которых отсутствует речь.  Группа детей с ОВЗ в дошкольных отделениях чрезвычайно неоднородна (разный возраст, разные нарушения). Но так получилось, что в нашем отделении в 2017-2018 учебном году посещали наш корпус 1 ребёнок с синдромом Дауна и 1 ребёнок с РАС одного возраста, но были они в разных группах. Посещали они сад только для коррекционной работы со специалистами (неполный день). В 2018-2019 учебном году с согласия родителей было принято решение перевести их в одну группу. Важно отметить, что в заключении ЦПМПк у данной категории не прописан ассистент. Но учитывая наполняемость групп − 30 человек и пребывание детей с особенностями уже полный день, мы почувствовали острую необходимость в дополнительном воспитателе, который работает с этими детьми по индивидуальным маршрутам. Тем самым дети вовлечены во все режимные моменты.

Дети с тяжелыми нарушениями имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет коррекционную работу с ними.

Ведь для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами, по которым передаётся информация.

А для детей со сложной структурой дефекта характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Таким образом, наша цель − научить неговорящих детей выдавать языковой продукт (научиться пользоваться пусть и неполным, но − словом, неразвернутым, но − предложением).

И неважно, какое нарушение у ребенка, задачи коррекционной работы примерно одинаковы для детей со сложными нарушениями.

Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым "скажи". На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Здесь мы применяем различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа "Делай, как я" (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии – на речевое подражание.

Следующий этап – привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:

  • развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
  • побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), использование голосоизменения, используются игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, расположить к речевому подражанию;
  • работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам;
  • развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество).

Но работая с детьми с синдромом Дауна и с РАС необходимо учитывать, что результатов придется ждать гораздо дольше, чем с нормой развития. Эти дети скорее всего никогда не смогут догнать сверстников.

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями, мы опираемся на компенсаторные возможности ребенка (слух, зрение, осязание).

Так с ребенком с синдромом Дауна ведется работа по вызыванию гласных и согласных звуков, звукокомплексов и звукоподражаний − ребенок неговорящий. Для этого используются символы звуков по Фомичевой М.Ф., а также символы звуков по Ткаченко и сопровождается любой звук жестом. Например, звук [а] − широко открыть рот, поставив указательный палец на подбородок, звук [у] − двумя указательными пальцами нажимаем на уголки рта, звук [и] − раздвигаем указательными пальцами уголки рта в улыбку и т.д.

А для ребенка с РАС применяются такие обходные стратегии, которые обеспечивают связь фонемы с ее зрительным эквивалентом – буквой.  Сохранность зрительного анализатора дает возможность рассчитывать на него в качестве компенсаторной опоры. Сутью применяемой методики является обучение неговорящих детей чтению, что может показаться с педагогической точки зрения парадоксальным. Как известно, в норме чтение – не ранняя функция и в связи с этим нормально говорящих детей не рекомендуется обучать ему пока не окрепла устная речь. Однако в патологии дело обстоит иначе. В поврежденном мозге возникают компенсаторные перестройки, благодаря которым его отдельные участки (например, зрительные зоны КГМ) могут работать усиленно.