Наставничество
Материалы по наставничеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анкета для молого педагога | 13.83 КБ |
Букле в помощь молодому педагогу | 1.17 МБ |
Диагностические материалы | 39.41 КБ |
Опыт наставничества | 27.94 КБ |
Лист оценки компетенций | 16.56 КБ |
программа наставничества | 23.54 КБ |
Программа наставничества со студентом | 21.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для молодого педагога
для анализа промежуточных результатов работы
Уважаемый педагог!
Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа.
1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:
- каждый день;
- один раз в неделю;
- 2–3 раза в месяц;
- вообще не встречались;
- другое___________________________________________________________
2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?
- 3,5–2,5 часа в неделю;
- 2–1,5 часа в неделю;
- полчаса в неделю;
- другое__________________________________________________________
3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»:
- 30–70 процентов;
- 60–40 процентов;
- 70–30 процентов;
- 80–20 процентов;
- другое____________________________________________________________
4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?
- да, всегда;
- нет, не всегда;
- нет, никогда;
- другое_____________________________________________________________
5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?
- да, каждый раз после окончания задания;
- да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;
- да, раз в месяц;
- нет;
- другое____________________________________________________________
6. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?
7. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее неэффективными?
_________________________________________________________________________
8. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий период ____________________________________________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской
области
МОУ СОШ № 12 с УИОП
Диагностические материалы для оценки эффективности и результативности реализации программы наставничества в отношении педагога
Разработала: Воробьева О.С.
2020 г.
г.о. Орехово - Зуево
Анкета 1. Выявление факторов, стимулирующих и препятствующих саморазвитию молодого специалиста
№ п/п | Показатели | Постоянно | Иногда | Никогда |
Препятствующие факторы | ||||
1. | Собственная инерция. | |||
2. | Разочарование из-за неудач. | |||
3. | Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей. | |||
4. | Враждебность окружающих (зависть, злорадство и т.д.) | |||
5. | Состояние здоровья. | |||
6. | Недостаток времени. | |||
7. | Семейные и жизненные обстоятельства. | |||
Стимулирующие факторы | ||||
8. | Участие в работе ШМО | |||
9. | Пример и влияние коллег. | |||
10. | Организация труда в МОУ СОШ №12 с УИОП | |||
11. | Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментировать. | |||
12. | Интерес к работе. | |||
13 | Возрастающая ответственность. | |||
14. | Возможность получения признания в коллективе. |
Анкета 2. Степень владения молодым специалистом
навыками самостоятельной работы
№ п/п | Показатели | Очень хорошо | Хорошо | Недостаточно хорошо |
1. | Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов. | |||
2. | Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей. | |||
3. | Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти. | |||
4. | Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы. | |||
5. | Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов. | |||
6. | Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц. | |||
7. | Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий. | |||
8. | Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию. |
Анкета 3. Степень удовлетворенности молодого специалиста
работой в МОУ СОШ №12 с УИОП
№ п/п | Показатели | Высокий | Средний | Низкий |
1. | Выбранной профессией | |||
2. | Своим положением в школьном коллективе | |||
3. | Условиями труда | |||
4. | Заработной платой | |||
5. | Перспективой карьерного роста | |||
6. | Качеством оказываемых методических услуг | |||
7. | Ростом профессионального становления | |||
8. | Признанием результатов труда коллегами | |||
9. | Признанием результатов труда администрацией школы |
Анкета 4. Критерии оценивания педагогической деятельности молодого
учителя учителем-наставником
№№ | Показатели | Владеют в достаточной степени | Скорее владеют | Затрудняю тся отве- тить | Не вла- деют |
1. Теоретическая готовность к практике преподавания | |||||
1 | Уровень теоретической подготовки по преподаваемой дисциплине | ||||
2 | Умение использовать на уроке резуль- таты современных исследований в об- ласти данной науки | ||||
3 | Свободное владение материалом урока | ||||
2. Методическая готовность к практике преподавания | |||||
1 | Умение самостоятельно составлять конспект урока | ||||
2 | Умение вызвать интерес у учащихся к теме урока, к изучаемой проблеме | ||||
3 | Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися (опрос) | ||||
4 | Умение объективно оценивать ответ учащегося | ||||
5 | Умение применять разнообразные методы изложения нового мате- риала | ||||
6 | Умение использовать технологии активного обучения | ||||
7 | Умение поддерживать обратную связь с коллективом учащихся в течение всего урока | ||||
8 | Умение организовать самостоятельную творческую работу учащихся на уроке | ||||
9 | Умение стимулировать учащихся у выполнению домашнего задания | ||||
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности | |||||
1 | Умение анализировать собственную преподавательскую деятельность | ||||
2 | Умение свободного коллективного и индивидуального общения на уроке | ||||
3 | Владение вербальными и невербальными средствами общения | ||||
4 | Наличие чувства уверенности в себе |
Анкета 5. Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем наставником осуществляется по следующим критериям:
№№ | Показатели | Владеют в достаточной степени | Скорее владеют | Затрудня ются ответить | Не вла- деют |
1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной роли учителя | |||||
1 | Положительное отношение к профессии | ||||
2 | Стремление к общению с детьми и осознанность выбора форм работы с ними. | ||||
3 | Анализ и самоанализ результатов деятельности | ||||
2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством | |||||
1 | Умение излагать материал ясно, доступно, соблю- дая последовательность | ||||
2 | Умение выделять основные единицы или блоки знаний | ||||
3 | Владение навыками организации учащихся для самостоятельно- гоосмысления материала | ||||
4 | Владение различными методами и технологиями обучения | ||||
5 | Умение выстраивать систему уроков и подачу материала, использова- ниепроблемных и творческих ситуа- ций | ||||
6 | Владение технологией внекласс- нойработы с учащимися как по пред- мету. Видение структуры образовательного пространства школы | ||||
7 | Творческая организация работы. Про- ектная, исследовательская работа учащихся на уроке и во внеурочное время. | ||||
8 | Владение навыками индивидуальной работы с учащимися как в процессе учебной, так и внеклассной деятель- ности. Умение работать с диагностиче- ским паспортом ученика и класса | ||||
9 | Владение проектировочными и конструктивными умениями | ||||
3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации в процессе подготовки молодого учителя | |||||
1 | Уровень решения профессиональных задач | ||||
2 | Умение корректировать и прогнозировать результаты педагогической деятельности | ||||
3 | Адекватность самооценки готовности к работе в ОУ |
Предварительный просмотр:
Наставничество – это поддержка молодого специалиста, способствующая более эффективному распределению личностных ресурсов, самоопределению и развитию в профессиональном и культурном отношениях, формированию гражданской позиции.
Цель школьного наставничества – оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении.
Я убедился, что, как бы человек успешно
не окончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
то никогда не будет хорошим педагогом;
я сам учился у более старых педагогов…
А. С. Макаренко
Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя.
Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты: сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Помочь молодому специалисту могут коллеги: руководство школы (создать условия для легкой адаптации молодого специалиста; обеспечить необходимыми умениями, навыками; обеспечить методической литературой), преподаватели с многолетним стажем работы (поделиться личным опытом; поддерживать молодого педагога эмоционально) и педагог-наставник (совместно планировать карьеру; приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре).
В современных условиях молодой специалист, попав на новое место работы, должен в короткие сроки адаптироваться к новой практической деятельности. Помочь ему в этом может опытный наставник. Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя.
Вместе с педагогом-наставником молодому специалисту в первые месяцы работы следует наметить «траекторию», по которой он будет двигаться. Представлено это может быть в виде составления «Индивидуального образовательного маршрута».
«Индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) – структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учетом личных предпочтений и реализуемая с целью достижения ключевых компетенций.
Выявление трудностей на первом этапе является очень важным этапом для молодого педагога. Наметив все сложности, молодой специалист будет делать все, чтобы их нейтрализовать. Это также может помочь при адаптации начинающего педагога к новой деятельности.
Целью составления (проекта) индивидуального маршрута молодого педагога является структурирование всех действий, направленных на знакомство с новой средой и с новой должностью.
Задачами проекта являются:
- адаптация к новым условиям трудовой деятельности;
- знакомство молодого специалиста с должностью и обязанностями;
- сближение с коллективом;
- осуществление ролей «учитель», «классный руководитель»;
- поиск подхода к классу, а также индивидуального подхода к каждому отдельному учащемуся;
- осознание необходимости самообразования;
- изучение опыта коллег своего учреждения;
- формирование собственной системы работы;
- внедрение в свою работу новых образовательных технологий;
- развитие умений общения с родителями;
- осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений;
- осознание необходимости педагогического роста (участие в семинарах, обсуждениях, встречах; выступление с докладами на педагогических чтениях; взаимопосещение уроков; участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства; прохождение курсовой подготовки).
Форма планируемой деятельности: индикативное планирование (носит направляющий, рекомендательный характер).
Результаты деятельности будут представлены после реализации всего ИОМ в конце года. Предполагаемыми результатами являются:
- успешная адаптация к новым условиям трудовой деятельности;
- спокойное вхождение в новую должность;
- своевременное выполнение всех обязанностей;
- установление взаимопонимания с педагогическим коллективом;
- свободное вхождение в роль учителя и классного руководителя;
- установление взаимопонимания с классным коллективом;
- умение находить подход к каждому отдельному учащемуся;
- установление взаимопонимания с родительским комитетом;
- формирование собственной системы работы;
- умение внедрять в свою работу новые педагогические технологии и методы;
- осуществление первых шагов на пути к педагогическому росту.
Планируемы сроки реализации составленной стратегии: краткосрочное планирование (рассчитано на 1 год).
Описание опыта работы педагога-наставника Воробьевой Оксаны Сергеевны с молодым специалистом Кашеваровой Любовью Юрьевной
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге. Но такого учителя с готовыми качествами и умениями, на мой взгляд, трудно найти. Поэтому в сельскую школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:
- систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;
- систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;
- совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.
В этот момент начинающему учителю необходима помощь опытного педагога-наставника. И именно наставничество сегодня заслуживает самого пристального внимания, потому что в нем отражена жизненная необходимость молодого специалиста получить поддержку профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
В 2022-2023 учебном году в МОУ СОШ №12 с УИОП пришел молодой специалист, учитель русского языка и литературы Кашеварова Любовь Юрьевна. Опыта преподавания русского языка и литературы у нее не было. Решением педагогического совета школы было решено назначить молодому специалисту педагога-наставника, приказом по школе я была назначена наставником молодого специалиста.
Согласно Положению о наставничестве в мои обязанности входило не только ознакомление начинающего учителя со школой, классом, основными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к учителю, но и изучение деловых и нравственных качеств молодого специалиста, его отношения к окружающим, увлечения, наклонности, круга досугового общения. Кроме того, необходимо было проводить обучение, контролировать и оценивать самостоятельное проведение Любовью Юрьевной учебных занятий и внеклассных мероприятий, словом, оказывать молодому специалисту помощь в овладении педагогической профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
С целью качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя был разработан ряд мероприятий, который включал:
- составление плана работы наставника с молодым специалистом на учебный год;
- индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста;
- карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога;
- подборка комплекта диагностических материалов для выявления профессиональных затруднений молодого специалиста;
- разработка методических рекомендаций для организации работы;
- осуществление мониторинга всего периода профессиональной адаптации педагога и разработка рекомендаций по дальнейшей работе;
- анализ результатов работы и обзор опыта работы по наставничеству.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность преподавателю справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой учитель в своей работе.
К таким проблемам относятся:
- проблемы в отношениях с учащимися;
- проблемы в учебной работе.
Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования по трем направлениям:
- планирование работы; организация деятельности учителя;
- контроль деятельности самого учителя и обучающихся (проводился, в том числе, и во время посещения уроков).
Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, наставником которого я являюсь, и, посетив его уроки, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:
- недостаток практических навыков в учебно-воспитательной работе, недостаток знаний по предмету;
- сложность приспособления к нормам и принципам образовательной организации.
Была и еще одна серьезная проблема: большая часть времени начинающего педагога уходило на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, угасал интерес к работе. Вот с решения этой проблемы и началась работа с Любовью Юрьевной, так как считаю своей задачей дать молодому учителю инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям.
Во-первых, у молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.
Во-вторых, определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС.
С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:
- Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками
- Актуализация учениками своих знаний
- Поиск решения проблемы учениками
- Выражение решения
- Применение знаний учениками
Кроме того, нами были рассмотрены
- современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
- формы работы с обучающимися на уроке;
- система оценивания полученных результатов (затруднение вызывало оценивание письменных работ по русскому языку), а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала.
В процессе работы Любови Юрьевне были предложены опорные таблицы, позволяющие правильно спроектировать урок. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.
Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первого триместра учебного года у Любови Юрьевны сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.
В-третьих, проблемным для моей подопечной стало составление технологических карт к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, ведь обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС. Более того, правильно составленная технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута (приложение), куда были включены следующие вопросы:
- изучение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
- изучение вопросов организации и проведения образовательного процесса;
- работа по освоению учебного предмета;
- самостоятельная работа по теме самообразования;
- работа по совершенствованию профессиональных знаний и навыков;
- общественная работа, участие в заседаниях методического объединения учителей гуманитарного цикла.
В начале учебного года молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности. Например, в 2023 году сочинение ее ученицы Всероссийского конкурса сочинений стало призером муниципального этапа.
Кашеварова Любовь Юрьевна стала помощником главного редактора школьной газеты. Газета с ее помощью преобразилась.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.
Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:
- отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей;
- взаимодействия родителей и педагогов школы на практике;
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.
Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста
В настоящее время Кашеварова Л.Ю. имеет высшее профессиональное педагогическое образование, первую квалификационную категорию, показывает высокие результаты в профессиональной деятельности на школьном и региональных уровнях.
На уровне МОУ СОШ №12 с УИОП:
- проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий в рамках работы ШМО учителей гуманитарного цикла;
- выступления на заседаниях методического совета школы, методического объединения учителей гуманитарного цикла по программе профессионального самообразования «Применение информационных технологий в обучении русского языка и литературы».
На региональном уровне:
- участие в семинаре в форме мастер – класса в рамках работы Региональной инновационной площадки «Функциональная грамотность как условие достижения высокого уровня качества образовательных результатов».
Ученики Любови Юрьевны активные участники очных и заочных олимпиад, конкурсов.
Вывод: правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.
Предварительный просмотр:
Лист оценки сформированности компетенций
студента - практиканта
Ф.И.О. студента___________________________________
Результаты | Самооценка студента | Оценка учителя | Оценка наставника | ||||||||||||||
Уровень освоения | |||||||||||||||||
Низкий балл | Средний балл | Высокий балл | Низкий балл | Средний балл | Высокий балл | Низкий балл | Средний балл | Высокий балл | |||||||||
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | |||||||||||||||||
2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | |||||||||||||||||
3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | |||||||||||||||||
4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | |||||||||||||||||
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершен-ствования профессиональной деятельности. | |||||||||||||||||
6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | |||||||||||||||||
7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | |||||||||||||||||
10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | |||||||||||||||||
11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм и здоровья детей. | |||||||||||||||||
1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки | |||||||||||||||||
1.2.Проводить уроки. | |||||||||||||||||
1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения | |||||||||||||||||
1.4. Анализировать уроки. | |||||||||||||||||
3.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам общего образования |
Итоговая оценка
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской
области
МОУ СОШ № 12 с УИОП
УТВЕРЖДЕНО
Директор МОУ СОШ № 12 с УИОП
________________ С.И.Краснова
Приказ 28.12.2022 года №906
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ – СТУДЕНТ – ПРАКТИКАНТ»
2022/2025 уч.года
Составитель:
Воробьева Оксана Сергеевна
г.о.Орехово - Зуево
Пояснительная записка.
В условиях модернизации системы образования в Российской Федерации значительно возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к трудовой деятельности:
- новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым специалистом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
- различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
- необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого специалиста, его активной позиции – это формирование его как личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными умениями в данной области деятельности.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
- вхождение в профессиональное образовательное пространство;
- профессиональное самоопределение;
- творческая самореализация;
- проектирование профессиональной карьеры;
- вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
- самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Цель: оказание помощи студенту-практиканту в его профессиональном становлении и создание условий для самореализации и приобретения практических навыков, необходимых для педагогической деятельности.
Задачи:
1. Создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
2. Оказание методической и практической помощи студенту-практиканту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности;
3. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности;
4. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании и профессиональном самосовершенствовании.
Основные принципы:
- Принцип уважения и доверия к человеку.
- Принцип целостности.
- Принцип сотрудничества.
- Принцип индивидуализации.
Основные направления работы:
1.Работа с документацией.
2.Планирование и организация работы по предметам.
3.Планирование и организация воспитательной работы.
4.Работа по самообразованию.
5.Психолого-педагогическая поддержка.
6. Руководство и контроль за деятельностью студента-практиканта.
Виды деятельности в работе со студентом-практикантом:
- Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки;
- Глубокое изучение и освоение студентом рабочих учебных программ по предметам: русский язык, литература, родной язык и родная литература, требований к современному уроку, научной и методической литературы по школьным предметам;
- Овладение комплексным подходом к воспитательной работе; ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- Изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
Обязанности наставника:
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно со студентом-практикантом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету.
3.Изучать деловые и нравственные качества студента, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Знакомить практиканта со школой, с расположением учебных кабинетов, классов, служебных и бытовых помещений.
5.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).
6.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
7.Оказывать студенту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
8.Личным примером развивать положительные, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
9.Подводить итоги профессиональной практики студента-практиканта, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности студента-практиканта:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессиональной практики в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
План работы по организации наставничества.
Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Результат |
1.Нормативно- правовая база школы (программы, ФГОС, методические записки), правила внутреннего распорядка, устав школы. | Первая неделя | Инструктаж |
2.Знакомство с положениями о едином орфографическом режиме к ведению тетрадей и внешнем виде учащихся. | Первая неделя | Инструктаж. Практическое занятие. |
3. Разработка и изучение рабочих учебных программ и календарно-тематических планов по учебным предметам и программы воспитательной работы. Организация работы в ЭЖ. | Вторая неделя | Практическое занятие. |
4. Посещение молодым специалистом уроков педагога-наставника и других педагогов, преподающих русский язык и литературу. | По графику практики | Обмен опытом. |
5.Проектирование содержания родительского собрания. | По плану учителя-наставника | Посещение классного родительского собрания |
6.Воспитательная деятельность. Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников. | По графику практики | Практическое занятие. |
7.Консультация «Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся» | Четвертая неделя | Консультация-практикум. |
8.Психолого-педагогические требования к проверке, учёту и оценке знаний учащихся | Четвертая неделя | Практическое занятие |
9.Домашнее задание: как, сколько, когда. Виды контроля и оценки. | Четвертая неделя | Практическое занятие |
10.Обучение составлению отчётности по окончанию триместра. | Пятая неделя | Практическое занятие. |
Критерии оценивания педагогической деятельности студента-практиканта учителем-наставником.
1.Теоретическая готовность к практике преподавания:
1) Уровень теоретической подготовки по предметам;
2)Умение использовать на уроке результаты современных исследований в области преподаваемых предметов.
2.Методическая готовность к практике преподавания:
1) Умение самостоятельно составлять план и конспект урока;
2) Умение вызвать у учащихся интерес к теме урока, к изучаемой проблеме;
3) Умение осуществлять контроль за качеством освоения учебного материала учащимися;
4) Умение объективно оценивать ответы учащихся;
5) Умение применять разнообразные методы и приёмы изложения нового материала;
6) Умение использовать современные педагогические технологии;
7) Умение поддерживать обратную связь с учащимися в течение всего урока;
8) Умение организовать творческую самостоятельную работу учащихся на уроке;
9) умение стимулировать учащихся к выполнению домашнего задания.
3.Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности:
1)Умение анализировать свою педагогическую деятельность;
2) Умение свободно общаться на уроке;
3) Владеть вербальными и невербальными средствами общения;
4) Наличие чувства уверенности в себе.
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Управление образования администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской
области
МОУ СОШ № 12 с УИОП
Персонализированная программа наставничества сопровождения
студентки – практикантки
З курса Филологического факультета (кафедра русской и зарубежной литературы, кафедра русского языка и методики его преподавания) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Хлопковой Натальи Олеговны
Информационная справка
Хлопкова Наталья Олеговна
Образование: З курс Филологического факультета (кафедра русской и зарубежной литературы, кафедра русского языка и методики его преподавания) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы»
Сроки прохождения практики: 27.11.2023 г. – 10.12.2023 г.
Пояснительная записка
Организационно-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации студентки-практикантки, проходит в рамках договорных отношений между образовательными организациями: МОУ СОШ №12 с УИОП г.о. Орехово – Зуево и ФГАО УВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы».
Цель:
Создание благоприятных условий для формирования у студентки-практикантки профессиональных педагогических знаний, умений и навыков, успешного применения на их на практике; профессионально-личностное развитие будущего учителя, владеющего навыками творческого подхода к профессиональной деятельности и профессионального поведения.
Задачи:
1. Способствовать полноценному участию студентки в учебной и внеучебной жизни образовательной организации.
2. Провести диагностику успешности работы через анкеты-опросники: «Моё педагогическое предпочтение», «Мои педагогические компетенции», «Моя профессиональная направленность».
2. Учить планировать свою педагогическую деятельность, уметь расставлять приоритеты в профессиональной педагогической деятельности.
3. Формировать потребность в непрерывном самообразовании, умение управлять личным эмоциональным состоянием в процессе взаимодействия с обучающимися.
4. Повышать познавательную активность и мотивацию студентки к педагогической деятельности через оказание практической помощи в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства.
Формы и методы:
1. Анкетирование: «Моя педагогическая деятельность», «Мои педагогические компетенции».
2. Собеседование с наставником.
3. Изучение инструкций (электронный журнал, личные дела обучающихся; знакомство с едиными требованиями по заполнению и тетрадей).
4. Посещение мероприятий урочной и внеклассной деятельности.
5. Самостоятельное проведение занятий.
Ожидаемый результат:
- способна осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- способна нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
- готова применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения учебно-воспитательного процесса ;
- способна применять знание теоретических основ и технологий в обучении русскому языку учащихся;
- владеет современными технологиями и методами организации учебно-воспитательного процесса в урочное время.
План работы по сопровождению профессиональной адаптации Хлопоковой Натальи Олеговны, проходящей педагогическую практику
с 27.11.2023 г. – 10.12.2023 г.
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма работы | Результат |
1. | Беседа «Правила внутреннего распорядка и режим работы образовательного учреждения». Анкетирование и диагностика студентки-практикантки (на начало). | 27.11.2023 г. | Собеседование Диагностика Анкетирование | |
2. | Ознакомление с нормативной базой введения ФГОС ООО. Школьная документация (личные дела). | 27.11.2023 г. | Консультация Инструктаж Ознакомление | |
3. | Посещение уроков педагога – наставника практиканткой. | 28.11.-29.11.2023 г. | Наблюдение Оценивание | |
4. | Практическое занятие: «Планирование учебного материала: тематическое и поурочное планирование». Формы и методы работы на уроке | 30.11.2023 г. | Практическая деятельность Оценивание | |
5. | Организация уроков студентки-практикантки учителем-наставником с целью оказания методической помощи. | 01.12.2023 г. | Консультирование Инструктирование | |
6. | Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. | 04.12.2023 г. | Практикум Консультация | |
7. | Организация студенткой урока по предложенной схеме с последующим анализом. Наблюдение за коммуникативным поведением студентки-практикантки с обучающимися | 05.12.2023 г. | Наблюдение Анализ | |
8. | Посещение студенткой уроков педагога-наставника. Организация и проведение уроков с использованием здоровье сберегающих технологий | 06.12.2023 г. | Консультация | |
9. | Практическая помощь в подготовке открытого урока в рамках школы | 06.12.2023 г. | Консультация Наблюдение | |
10. | Посещение наставником открытых уроков студентки. | 07.12.2023 г. | Наблюдение Анализ | |
11. | Отчёт учителя-наставника о работе студента-практиканта. Степень выраженности личностных качеств. Отчёт студентки-практикантки о проделанной работе. Составление личной карты самообразования. Уровень сформированности организационных и коммуникативных умений студента-практиканта. | 08.12.2023 г. | Анализ Беседа |