Если речь замедлена

Осипенко Светлана Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rech_zamedlena.docx16.42 КБ

Предварительный просмотр:

Если речь замедлена.

Замедленная речь – брадилалия – относится к числу расстройств, где главным образом нарушается темп речи. Дети говорят медленно, вяло, растягивая слова на гласных. Речь звучит смазанно и монотонно.

Замедленная речь, действительно, может служить одной из причин неуспеваемости, так как ученики не справляются с темпом прохождения материала, который предлагается учителем. Чтобы выполнить письменную работу, ребёнку с замедленной речью приходится затрачивать времени в полтора-два раза больше, чем остальным детям. Учителя, родители часто неправильно истолковывают причину замедленной речи (особенно, если брадилалия не очень резко выражена), считают это шалостями, кривлянием, предъявляют неверные требования и тем самым лишь ухудшают дело.

Что же является причиной брадилалии? Чаще всего этот дефект речи возникает у детей после заболеваний – менингитов, энцефалитов, травм головы, хронических заболеваний лёгких, желудочно-кишечного тракта, истощающих организм и его нервную систему. Астенические состояния замедляют процессы возбуждения и ведут к снижению двигательных реакций, к замедлению работы мышц речевого аппарата. Брадилалия может быть вызвана и наследственными факторами. Замечено, что в некоторых семьях замедленностью речи страдало несколько поколений. Отмечаются случаи возникновения дефекта по подражанию.

Борьба с дефектом требует как медицинских, так и педагогических мер воздействия. Детям-астеникам необходимо высококалорийное питание, твёрдый режим дня, иногда назначается и медикаментозное лечение. Здесь надо руководствоваться советами врача-психоневролога. Педагогические (логопедические) методы предусматривают специальную работу над речью. Приёмы такой работы несложны: при консультации с логопедом родители быстро овладевают ими и небезуспешно занимаются с детьми в домашних условиях.

Занятия надо проводить ежедневно, продолжительность их 20-30 минут. Каждое занятие начинайте с артикуляционной гимнастики перед зеркалом:

- попеременное открывание и закрывание рта;

- губы в улыбку, в трубочку;        - цоканье языком.

Затем переходите к разучиванию коротких ритмичных стихотворений с постепенным убыстрением. Вы задаёте темп чтения, а ребёнок продолжает, подражая вам. В качестве материала для занятий можно использовать стихи А. Пушкина «Ветер по морю гуляет», К.Чуковского «Муха-Цокотуха», С Михалкова «Дядя Стёпа», а также стихотворения по программе того класса, в котором учится ребёнок. Очень полезны игры-инсценировки, поставленные по мотивам басен И.Крылова, русских народных сказок.

Разучивание стиотворений чередуйте с чтением прозаических произведений. Устраивайте прослушивание аудиозаписей , в которых звучит речь мастеров художественного слова. Можно использовать и магнитофон: записывайте речь ребёнка и систематически сравнивайте результаты. При прослушивании записей дети быстрее смогут уловить разницу между замедленной и нормальной речью.

Одновременно с исправлением речи необходимо работать и над развитием ловкости и координации движений ребёнка. Проводите занятия на координацию слова с движением. Движения выполняются в соответствии с текстом. Рекомендуются также подвижные игры на свежем воздухе (футбол, хоккей, прятки), катание на коньках, лыжах, велосипеде, роликах, самокате.

Спустя месяц после начала занятий можно ввести в их программу и скороговорки. Вот некоторые из них:

- На окошке крошку мошку ловит лапкой кошка.

- Похожи три брата: Панкрат на Марата,

Марат на Кондрата, Кондрат на Панкрата.

- Говорит попугай попугаю: - Я тебя, попугай, попугаю.

Попугаю в ответ попугай: попугай, попугай, попугай! И т.д.

На быстрый успех рассчитывать не стоит – брадилалия преодолевается медленно. Эффект будет виден после шести-двенадцати месяцев регулярных занятий.