Конспект урока по творчеству Н.М.Рубцова.
Конспект урока по творчеству Н.М.Рубцова
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся
Тема: «Тихая моя родина…»
- Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.Рубцова.
Цель: обобщить представление учащихся о поэтическом мире Н.Рубцова.
Задачи: 1) совершенствовать умение учащихся анализировать поэтический текст на примере стихотворений Н.М.Рубцова, продолжить отработку навыков художественного чтения поэтического произведения;
2) коррегировать и развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся;
- логическое мышление на основе упражнений на анализ и синтез, сравнение; - установление причинно-следственных связей;
- вербальную память на основе упражнений на запоминание и воспроизводство;
3) воспитывать любовь к творчеству Н.Рубцова
Методы: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые
Форма: классная, индивидуальная
Оборудование: портреты Николая Рубцова, выставка произведений Н.Рубцова, фотографии музея и памятника Рубцова, карточки со словом «Родина», тесты, записи на доске, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Упражнение на развитие речи
- Здравствуйте, уважаемые гости!
- Вас приветствуют учащиеся 9 класса и наша учительница Евгения Васильевна.
- Сегодня на уроке мы представим Вам литературно-музыкальную композицию по творчеству Н.Рубцова.
- Мы будем говорить о жизни Николая Михайловича Рубцова, его творчестве.
- Мы вам покажем, как мы умеем работать на уроках, читать, думать, размышлять.
- Мы постараемся выявить главную мысль: о чем хотел сказать автор в своих стихотворениях.
- Итак, мы начинаем урок чтения.
2. Учитель: На уроке мы будем говорить о поэзии. Давайте вспомним, с творчеством, каких известных поэтов мы познакомились на уроках.
- Проведем такую работу. Слева записаны фамилии известных поэтов, справа годы их жизни. Назовите годы жизни каждого.
А.С. Пушкин 1936 – 1971
М.Ю.Лермонтов 1799 – 1837
С.А.Есенин 1814 - 1841
Н.М.Рубцов 1895- 1925
II. Сообщение темы и цели урока.
- Итак, годы жизни Н.Рубцова определили. (слайд № 1)
- Сколько лет поэт прожил? Как посчитали? Какую дату отмечали в этом году?
- Сегодня у нас обобщающий урок, посвященный творчеству Николая Рубцова, на котором мы будем читать стихотворения Рубцова, попытаемся проникнуться настроениями, размышлениями поэта.
- Наша цель: выделить этапы творческого пути поэта, получить представление о поэтическом мире Рубцова с помощью анализа его стихотворений
На доске слова:
“Особенно люблю темы … и скитаний, жизни и смерти, … и удали» (Н.Рубцов) (родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали)
- Кто из поэтов так писал о своем творчестве? (слайд №1)
Тема урока: «Тихая моя родина”. (слайд № 2)
Постановка проблемы (запись на доске):
а) Какие темы звучат в стихотворениях Н.Рубцова?
б) Почему в теме урока родина «тихая»?
- Давайте вначале вспомним, на что мы должны обращать внимание при выразительном чтении стихотворения:
- логическое ударение;
- паузы;
- темп;
- интонация.
- Какой темп чтения выберем?
Эпиграф урока: «Русь моя, люблю твои березы!» ( без знаков препинания)
- Прочтите эпиграф урока с разной интонацией.
- Почему словосочетание Русь моя отделили запятой?
- Какой план работы вы можете предложить?
План:
- Биография Н.М.Рубцова.
- Творческое наследие.
- Произведения для внеклассного чтения.
II. Биография Н.Рубцова.
(на слайдах наиболее значимые даты из жизни Н.Рубцова.)
1936 (слайд № 3)
Н.М. Рубцов родился 3 января 1936 года в семье Михаила и Александры Рубцовых.
1940 (слайд № 4)
В автобиографии сообщит: « В 1940 г. переехал вместе с семьей в Вологду, где нас и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году. Вскоре умерла мать.
После смерти матери старших детей взяли родственники, а младшие — Николай и Борис — попали в детский дом.
1950—1952 (слайд № 5)
Мальчик очень любил море. Уходит служить во флот. Мечта его сбылась.
1959—1960 (слайд № 6)
После армии начинает работать кочегаром на заводе, живет в заводском общежитии. «С получки особенно хорошо, — сообщает он другу, — хожу в театры и в кино». Поступает в вечернюю школу. Начинает писать стихи.
1962 (слайд № 7)
Подготовил сборник стихотворений «Волны и скалы», в который вошли такие известные в будущем стихи, как «Видения на холме», «Березы». Поступает в Литературный институт.
«Берёзы» (ученик читает стихотворение)
1966—1967 (слайд № 8)
Н.М. Рубцов много ездит по стране: Вологда — Барнаул — Москва — Хабаровск— Вологда. Николай Рубцов выступает со своими стихами.
«Николай Рубцов стихи читал прекрасно. Встанет перед людьми прямо, прищурится зорко и начнет вздымать слово за слово: «Взбегу на холм и упаду в траву...» выходит сборник стихов «Звезда полей»
1969 (слайд № 9 )
Вышла третья книга Николая Рубцова «Душа хранит»
1970 (слайд № 10)
Вышла четвертая книга «Сосен шум»
1971 (слайд № 11)
Гибель поэта Николая Рубцова 19 января, в крещенские морозы
Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат березы.
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
V. Творческое наследие Н.Рубцова. (слайд № 12)
- Сколько сборников стихотворений Н.Рубцова были изданы?
«Волны и скалы
«Душа хранит»
«Сосен шум»
Стихотворение «Тихая моя родина» (слайд № 13
1.Работа с тестом. .
- Прочитайте, ребята, слова и словосочетания в левом столбике теста.
Из какого стихотворения они взяты?
- Давайте прочитаем стихотворение Н.Рубцова «Тихая моя родина». .
Задания и вопросы:
- У вас на карточках напечатаны имена прилагательные.
Выберите нужное и докажите, какое чувство преобладает в этом стихотворении? (карточки)
(чувство гордости за свою родину, восхищение родной природой,
её тайнами, спокойствия, радости, грусти, торжества))
- Какие слова и выражения помогают вам понять это чувство?
2. Индивидуальная работа.
Что такое «Родина»?
- Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло их детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.
- У Рубцова Родина – это? (ивы, река, соловьи, школа)
- Ребята давайте напишем ассоциативную цепочку к слову «Родина».
(учащиеся работают на карточках)
- Проверка.
- Родина: семья, детство, школа, друзья, мать, Отечество, Россия, Ериловка.
- Как много хороших слов входит в понятие слова «Родина». Все слова указывают на что-то близкое, родное, дорогое сердцу.
- На стихи Н.М.Рубцова написанo много песен.
Послушаем песню в исполнении А. Подболотова. Релаксация
Стихотворение «Русский огонек» (слайд № 14)
- В каком из стихотворений Н.Рубцов говорит об одиночестве путника в заснеженном поле?
Работа с тестом.
-Впишите в тест слова и выражения, которые вы запомнили из этого стихотворения.
3. Чтение стихотворения по ролям. Упражнение на развитие диалогической речи
- Почему автор назвал стихотворение «Русский огонек»?
- Ответьте на вопрос 3 на стр. 219 учебника (слайд № 15)
(гостеприимство, простота, доброжелательность, скромность, бескорыстие)
- Сформулируйте вопрос сами.
- Прочитайте строчки, в которых выражена основная мысль стихотворения?
V. Физкультминутка. (слайд № 16)
Музыка на стихи Н.Рубцова «Я буду долго гнать велосипед»
VI.Продолжение работы по творчеству Н.Рубцова.
Стихотворение «Зимняя песня» (слайд № 17)
1.- Какое из стихотворений, изученное на уроке, построено как спор двух собеседников? Кто эти собеседники?
«Зимняя песня» ( чтение по строфам)
- Как говорит поэт о своей нелегкой жизни?
- Что позволяет ему забыть свои трудности?
- Скажите, что значат для поэта непогашенные огни в доме.
- Чтение стихотворения наизусть.
2. Работа с тестом.
- Напишите те выражения, которые подчеркивают красоту зимней ночи.
VII. Работа по произведениям, изученным на уроке внеклассного чтения.- - Ребята, на уроке внеклассного чтения мы читали и другие стихотворения поэта Н.Рубцова. Поделитесь своим мнением. Кому, что особенно запомнилось?
1. «Видение на холме», чтение отрывка. (слайд № 18)
Россия, Русь — куда я ни взгляну...
- Скажите, за что любит поэт Россию, что ему особенно дорого?
- Многие называют творчество Рубцова “поэзией света”. Согласны ли вы с таким мнением? Давайте послушаем это стихотворение “В горнице”(слайд № 19)
- Какие эмоции вызвало в вас данное стихотворение? ( чувство света, радости, спокойствия)
Прослушивание песни. Релаксация
В каком стихотворении (“До конца») поэт практически подводит итог своей жизни и творчества, определяет смысл земного существования человека?
- Чтение стихотворения «До конца».
VII. Итог урока.
1.Решение проблемы: (слайд № 20)
Темы творчества Н.Рубцова.
а) Любовь к Родине, России.
б) Любовь к природе, людям.
в) Грусть, одиночество
- В каком из стихотворений звучат данные темы творчества Н.Рубцова.
Обозначьте цифрами.
- «Тихая моя родина»
- «Русский огонек»
- «Зимняя песня»
- «Березы»
- «Видение на холме»
- «В горнице»
- «До конца»
- Как мы прочтем высказывание Н.Рубцова?
«Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали»
Решим второй вопрос проблемы:
- Почему в теме урока родина «тихая»? Подберите синонимы к слову «тихая». (скромная, незаметная, неброская, спокойная)
2. Сочинение - миниатюра: (устно)
- Закончите любое из предложений:
Когда я читаю стихи Н.Рубцова, я представляю …
Стихи Н.Рубцова заставили меня задуматься о…
Поэзия Рубцова научила меня …
- Ваши размышления, ребята, и будут итогом урока.
VIII. Оценки .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihaya_moya_rodina.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.М. Рубцов
1936
1940
1950 - 1952
1956 - 1958
1959 -1960
1962
1966
1966 «Душа хранит»
«Сосен шум» 1970
1971
Творческое наследие Н.Рубцова
«Тихая моя родина»
«Русский огонёк»
Гостеприимство Простота Доброжелательность Скромность Бескорыстие
«Зимняя песня»
«Видение на холме»
«В горнице»
Любовь к Родине, России; Любовь к природе, к людям; Грусть и одиночество. Темы поэзии: