Из опыта работы.
Материалы открытого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку. 6 класс. | 822.05 КБ |
Конспект урока. 6 класс. | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В этом учебном году мы знакомились с жанрами изобразительного искусства в живописи. Какими?
Тема урока. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр ( от лат. Genus ) - род, вид, племя, поколение , в ИЗО и отвечает на вопрос, что изображено. То, что этим хотел сказать художник, называется содержанием произведения. Жанры – это свидетельства богатства и разнообразия содержания искусства, его вариативных возможностей в ИЗО реальности.
Жанры в изобразительном искусстве. Жанры возникали в разное время. Древнейший- анималистический ( от франц. Animale -животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники.
Почтенный возраст у портретного жанра . Поразительные совершенства он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысяче- летий назад. Это самый распространён- ный жанр в ИЗО. Какие он имеет разно- видности ?
Пейзажный жанр возник в Европе недавно,хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина, исторический и даже индустриальный. 1. 2. 3. 4 . 5 .
Натюрморт оформился в самостоятельный жанр в XVII веке в Голландии. Это слово переводится «мёртвая натура», натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы- цветах, плодах, дарах …
Родина бытового жанра - Голландия XVII века. В наше время этот жанр является очень рас- п ространённым . К бытовому жанру относятся картины, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Особое место принадлежит историческому жанру , который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значитель - ные для истории народа события.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание. Проиллюстрировать беглым рисунком «Жанры изобразительного искусства ». Подписать изображаемые жанры.
ФИЗМИНУТКА
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Задание. Проиллюстрировать беглым рисунком «Жанры изобразительного искусства ». Подписать изображаемые жанры.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ Тестовое задание. Определить жанр и записать под цифрой название жанра.. 1. ??? 2. ??? 3. ??? 4. ??? 5. ??? 6. ???
Проверяем тестовое задание. Портрет Натюрморт Пейзаж Бытовой жанр Исторический жанр Анималистический жанр
ИТОГ УРОКА Что нового узнали на уроке? Перечислите жанры изобразительного искусства. - Легко ли вам было определить жанры?
ВЫВОД Работая над иллюстрированием словаря « Жанры в ИЗО искусстве», Мы убедились в том, что чистота жанра художником не соблюдается. Синтез различных жанров особенно характерен для современного ИЗО . У вас получились прекрасные словари!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Продолжить работу со словарём; подготовить сообщение о своём любимом жанре.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА.
Предмет: Изобразительное искусство
Урок № 27
Класс: 6-Б
Учитель: Бондарева И.А.
Тема урока: «ЖАНРЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
Цел и : систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства; познакомить с предметами изображения и картиной мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи; воспитывать интерес к мировой культуре и искусству; укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство, мировая художественная культура, музыка, литература, история).
Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация с репродукциями картин разных жанров; тестовые задания.
Словарь: портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический жанр.
Ход урока
1. Организационный момент.
1.Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3.Смачивание красок.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Вы уже знакомы с некоторыми жанрами в живописи и скульптуре. Какими? Правильно, натюрмортом и портретом. Но есть и другие жанры. Сегодня мы рассмотрим все виды жанров и оформим в словаре раздел «Жанры изобразительного искусства».
III.Изучение нового материала.
1.Сообщение теоретических сведений. 1 ) Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве.
Учитель. Жанр (франц. Genre от лат. Genus - род, вид, племя, поколение) - общность художественных произведений, складывающаяся в процессе исторического развития в искусстве на основе их самоопределения по предметному смыслу.
В отличие от других близких понятий, жанр точнее всего отражает актуальность искусства, отклик творческих усилий художников на потребности времени, исторической обстановки. Сначала появляется идея, а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому границы жанра расплывчаты, подвижны, и разные жанры непрерывно переходят один в другой, соединяются и разделяются.
В XVI веке теоретики академического искусства разделили живопись на «высокий» и «низкий» в зависимости от предмета изображения, темы, сюжеты. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX веков. «Высоким» считались исторический (героический) и мифологический жанры, «низким» - портрет (за исключением парадного, церемониального), пейзаж, натюрморт.
В протестантской Голландии XVII века, напротив, «низкие» жанры - пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки - оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех. Жанровая определённость художественного произведения зависит от специфики вида искусства. Например, в скульптуре многие темы, естественные для живописи, как то: пространство, свет и воздух почти неизобразимы. Жанры в скульптуре складываются либо по способу художественногообобщения (монумент, портрет),либо по формальным критериям.
2) Жанры в изобразительном искусстве.
Жанры возникли в разное время. Древнейший - анималистический (от франц. Animale - животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники.
Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства (прежде всего - в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад.
Портрет - один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный, погруд-ный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет.
Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно, хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (от итал. marina - морской). В 1897 году вместе с картиной Рериха «Гонец» возник пейзаж исторический, показывающий природу во всей ее древности, как бы увиденной глазами наших далеких предков.
Произведения А. М. Васнецова, посвященные прошлому Москвы, можно отнести к историческому городскому пейзажу. Написав в 1923 году картину «Транспорт налаживается», Б. Н. Яковлев стал основоположником советского индустриального пейзажа.
Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XVII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как «мертвая натура», натюрморт рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы - цветах, плодах, дарах моря и т. д.
Родина бытового жанра, как и натюрморта, — Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно, в первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми или относящимися к жанровой живописи (от франц. Genre - род, вид). К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни.
Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события.
Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое .
IV. Практическая работа . ЗАДАНИЕ. Проиллюстрировать в словаре раздел «Жанры в ИЗО» беглым рисунком и подписать их.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль ОРМ;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3)оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4)контроль объема и качества выполняемой работы.
Физкультминутка
Выполнение упражнений:
- Исходное положение - сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, развести стопы в стороны.
- Исходное положение - стоя, руки на поясе, стопы параллельны на ширине ступни. Выполнять перекат с пятки на носок.
- Исходное положение - стоя, руки опущены вниз. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.
VI. Итог урока.
- Выставка работ учащихся.
- 3аключительное слово учителя.
Работая над иллюстрированием раздела словаря «Жанры в изобразительном искусстве», вы убедились в том, что очень часто чистота жанра художником не соблюдается. Синтез различных жанров особенно характерен для современного изобразительного искусства.
Домашняя работа: продолжить работу со словарем; подготовить сообщение о своем любимом жанре искусства живописи.