Рабочая программа. Алгебра, 7кл., Ю.Н.Макарычев и др.
Рабочая программа. Алгебра, 7кл., Ю.Н.Макарычев и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа. Алгебра,7 кл.,Ю.Н.Макарычев и др. | 104.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры математики, информатики и физики Протокол №1 от 30.08.2013 г. Руководитель кафедры _______ Т.В. Сухова | УТВЕРЖДАЮ: директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа» _________ А.М. Афроськин Приказ № 36/4-Д от 31.08.2013 . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Алгебра»
в 7 «Б» классе
Составитель: учитель математики
МОУ «Большеелховская СОШ»
Милаева Надежда Васильевна
2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(Базовый уровень)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
- развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе алгебры 7 класса систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной; учащиеся знакомятся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида, действиями над степенями с натуральными показателями, формулами сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители, со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, вырабатывается умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение алгебры 7 класса нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 7 классасоставлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 22-26)
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:
Раздел | Количество часов в программе | Количество часов в рабочей программе |
Повторение | 0 | 2 |
Глава I.Выражения, тождества, уравнения | 18 | 18 |
Глава II. Функции | 12 | 12 |
Глава III. Степень с натуральным показателем | 13 | 13 |
Глава IV.Многочлены | 19 | 19 |
Глава V.Формулы сокращенного умножения | 18 | 18 |
Глава IV.Системы линейных уравнений | 12 | 12 |
Повторение | 10 | 5 |
Административные контрольные работы | 0 | 3 |
Итого | 102 | 102 |
Рабочих недель 34 .
Количество учебных часов на изучении дисциплины, предусмотренных учебным планом:
В год -102 ч( 3 часа в неделю)
В том числе:
Контрольных работ-12 (включая входную, по итогам Iполугодия и итоговую контрольную работу)
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим:
3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. После окончанияшколы реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Результаты освоения курса:
в личностном направлении:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5)умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6)способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;
5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Планируемые результаты изучения учебного предмета | |
Знать и понимать | Уметь (владеть способами познавательной деятельности) |
Выражения. Тождества. Уравнения | |
|
|
Функции | |
|
|
Степень с натуральным показателем | |
|
|
Многочлены | |
|
|
Формулы сокращенного умножения | |
|
|
Системы линейных уравнений | |
|
|
Краткое описание содержания раздела
ГЛАВА 1. Выражения, тождества, уравнения (18ч)
Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.
Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.
Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.
В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.
При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.
Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=bпри различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.
Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.
Глава 2. Функции (12 ч)
Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.
Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.
Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.
Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.
Глава 3. Степень с натуральным показателем (13 ч)
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3и их графики.
Цель:выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.
В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm ·аn = аm+n; аm :аn = аm-n, где m>n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambmучащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.
Рассмотрение функций у=х2, у=х3позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2:график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.
Умение строить графики функций у=х2и у=х3используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.
Глава 4. Многочлены (19 ч)
Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.
Цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.
Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.
Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.
Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.
В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.
Глава 5.Формулы сокращенного умножения (18 ч)
Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2b+ Заb2 ± b3, (а ± b)(а2 а b + b2)= а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.
Цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.
В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2b+ Заb2 ± b3, (а ± b)(а2 а b + b2)= а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.
В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.
Глава 6.Системы линейных уравнений (12 ч)
Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.
Цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.
Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.
Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.
Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.
7. Повторение (5ч)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса
.Системы линейных уравнений. Линейная функция и её график.Степень с натуральным показателем. Многочлены. Формулы сокращенного умножения.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование темы | Максимальная нагрузка | Из них | ||||
Теоретическое обучение | Контрольная работа | С/р,п/р,зачет,тест,обобщающий урок | |||||
1 | Повторение | 2 | 0 | 0 | 2 | ||
2 | Глава I.Выражения, тождества, уравнения | 18 | 10 | 2 | 6 | ||
3 | Глава II. Функции | 12 | 5 | 1 | 6 | ||
4 | Глава III. Степень с натуральным показателем | 13 | 6 | 1 | 6 | ||
5 | Глава IV.Многочлены | 19 | 6 | 2 | 11 | ||
6 | Глава V.Формулы сокращенного умножения | 18 | 6 | 2 | 10 | ||
7 | Глава VI.Системы линейных уравнений | 12 | 6 | 1 | 5 | ||
8 | Итоговое повторение | 5 | 0 | 0 | 5 | ||
9 | Административные контрольные работы | 3 | 0 | 3 | 0 | ||
10 | Итого | 102 | 39 | 12 | 51 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Номер урока | № п/п | Наименование разделов и тем урока | Вид занятия | Кол-во часов | Виды самостоятельной работы | Дата | |
План | Факт. | ||||||
I четверть( 27 уроков) | |||||||
Повторение | 2 | ||||||
1 | 1 | Экскурсия по учебнику. Действия с рациональными числами | Урок-повторение | 3.09 | 3.09 | ||
2 | 2 | Решение задач практической направленности | Урок-повторение | 5.09 | 5.09 | ||
Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнения. | 18 | ||||||
§1.Выражения. | 3 | ||||||
3 | 1.1 | УКП (презентация) Лекция.Выражения. Тождества. Уравнения. Числовые выражения (п.1) | Урок-лекция | 1 | Сообщение.Как появилась алгебра(стр. 222) СР № 1 ( по вариантам) | 6.09 | 6.09 |
4 | 1.2 | Выражение с переменными (п.2) | Урок-семинар | 1 | СР №23,29 | 10.09 | 10.09 |
5 | 1.3 | Сравнение значений выражений (п.3) | Урок-семинар | 1 | Самостоятельное решение задач. | 12.09 | 12.09 |
6 | Входная контрольная работа | Урок-контроль | 1 | К/р | 13.09 | 13.09 | |
§2. Преобразование выражений | 4 | ||||||
7 | 1.4 | Анализ к/р. Основные свойства сложения и умножения чисел (п.4) | Урок-объяснение | 2 | СР № 71 (б,г), № 73 (б), № 75 (в,г) | 17.09 | 17.09 |
8 | 1.5 | Решение задач по теме «Свойства действий над числами» (Самостоятельная работа) | Урок-практикум | СР ( 15 мин) | 19.09 | 19.09 | |
9 | 1.6 | Понятие тождества. Доказательство тождеств (п.5) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | 20.09 | 20.09 |
10 | 1.7 | Тождественные преобразования ( Самостоятельная работа) | Урок-практикум | С/р (15 мин) | 24.09 | 24.09 | |
11 | 1.8 | Обобщающий урок по теме «Выражения. Тождества» УКП (презентация ) – тест-устно | Урок-обобщение | 1 | Тест - устно | 26.09 | 26.09 |
12 | 1.9 | Контрольная работа № 1 | Урок-контроль | 1 | К/р. | 27.09 | 27.09 |
§3. Уравнения с одной переменной | 4 | ||||||
13 | 1.10 | Анализ к/р. Работа над ошибками.Уравнение и его корни (п.6) | Урок-беседа | 1 | Самостоятельное решение задач. | 1.10 | 1.10 |
14 | 1.11 | Понятие линейного уравнения с одной переменной (п.7) | Урок-объяснение | 1 | №126, № 127, № 128, № 129 (выборочно) | 3.10 | 3.10 |
15 | 1.12 | Решение задач с помощью уравнений. (п.8) | Урок-практикум | 2 | Самостоятельное решение задач | 4.10 | 4.10 |
16 | 1.13 | Решение задач по теме: «Линейное уравнение с одной переменной»( Математический диктант) | Урок-контроль | МД | 8.10 | 8.10 | |
§4. Статистические характеристики | 3 | ||||||
17 | 1.14 | УКП (видеоурок) Лекция. Среднее арифметическое, размах и мода (п.9) | Урок-объяснение | 1 | СР № 171 | 10.10 | 10.10 |
18 | 1.15 | Медиана как статистическая характеристика (п.10) | Урок-семинар | 2 | СР № 191 | 11.10 | 11.10 |
19 | 1.16 | Использование средних статистических характеристик при решении различных задач | Урок-практикум | 15.10 | 15.10 | ||
20 | 1.17 | Обобщение материала по теме «Уравнение с одной переменной» Тест | Урок-обобщение | 1 | Проверочный тест. | 17.10 | 17.10 |
21 | 1.18 | Контрольная работа № 2 по теме «Уравнение с одной переменной» | Урок-контроль | 1 | К/р.( п.11 –для тех, кто хочет знать больше. «Формулы») | 18.10 | 18.10 |
Глава II. Функции | 12 | ||||||
§5. Функции и их графики | 5 | ||||||
22 | 2.1 | Анализ к/р. УКП.(презентация) Лекция.Функции и их графикиЧто такое функция (п.12) | Урок-беседа | 2 | СР № 252 | 22.10 | 22.10 |
23 | 2.2 | Способы задания функции | Урок-практикум | СР № 262, № 264 | 24.10 | 24.10 | |
24 | 2.3 | Вычисление значений функции по формуле (п.13) | Урок-объяснение | 1 | СР № 294 ( по вариантам) | 25.10 | 25.10 |
25 | 2.4 | График функции.(п.14) | Урок-объяснение | 2 | Сообщение. О функциях. (стр.223) СР № 353 | 29.10 | 29.10 |
26 | 2.5 | Решение задач по теме «График функции» | Урок-практикум | СР № 293 и № 356 ( по вариантам) | 31.10 | 31.01 | |
§6. Линейная функция | 5 | ||||||
27 | 2.6 | Прямая пропорциональность и ее график. (п.15) | Урок-обобщение | 3 | СР № 300 (в,г) и № 301 (1) | 1.11 | 1.11 |
II четверть ( 21 урок ) | |||||||
28 | 2.7 | График прямой пропорциональности. Обобщение материала I четверти. | Урок-обобщение | Самостоятельное решение задач. | 12.11 | ||
29 | 2.8 | Решение задач по теме «Прямая пропорциональность». | Урок-повторение | Опрос | 14.11 | ||
30 | 2.9 | Линейная функция и её график (п.16) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | 15.11 | |
31 | 2.10 | Построение графика функции | Урок-практикум | Устные упражнения | 19.11 | ||
32 | 2.11 | УКП (презентация) Обобщающий урок по теме «Линейная функция» (тест) | Урок-обобщение | 1 | Тест -устно | 21.11 | |
33 | 2.12 | Контрольная работа № 3 по теме «Линейная функция» | Урок-контроль | 1 | К/р.( п.17 –для тех, кто хочет знать больше. «Задание функции несколькими формулами») | 22.11 | |
Глава III.Степень с натуральным показателем | 13 | ||||||
§7. Степень и ее свойства | 6 | ||||||
34 | 3.1 | Анализ к/р. Работа над ошибками.УКП(презентация).Лекция. Степень и ее свойства. Определение степени с натуральным показателем (п.18) | Урок-лекция | 1 | Самостоятельное решение задач. | 26.11 | |
35 | 3.2 | Умножение и деление степеней (п.19) | Урок-семинар | 3 | Выступление. С.А.Лебедев. Самостоятельное решение задач. | 28.11 | |
36 | 3.3 | Решение задач по теме: «Умножение и деление степеней» | Урок-практикум | Самостоятельное решение задач. | |||
37 | 3.4 | Урок-практикум по теме: «Умножение и деление степеней» (Самостоятельная работа) | Урок-практикум | С/р (15 мин) | |||
38 | 3.5 | Возведение в степень произведения и степени (п.20) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
39 | 3.6 | Урок-практикум. Возведение в степень произведения и степени (тест) | Урок-практикум | Тест - устно | |||
§8. Одночлены | 5 | ||||||
40 | 3.7 | Одночлен и его стандартный вид.(п.21) | Урок-объяснение | 1 | Устные упражнения | ||
41 | 3.8 | Умножение одночленов (п.22) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
42 | 3.9 | Возведение одночлена в степень. ( Самостоятельная работа) | Урок-семинар | С/р ( 15 мин) | |||
43 | 3.10 | Функции y = x2 и у = х3 и их графики (п.23) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
44 | 3.11 | Графическое решение уравнений вида у = х2 и у = х3 (тест) | Урок-практикум | Тест-устно | |||
45 | Административная работа за I полугодие | ||||||
46 | 3.12 | Анализ к/р. Урок-консультация по теме «Степень с натуральным показателем». | Урок-консультация | 1 | Самостоятельное решение задач. | ||
47 | 3.13 | Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем». | Урок-контроль | 1 | К/р. .( п.24–для тех, кто хочет знать больше. «О простых и составных числах») | ||
Глава 4.Многочлены | 19 | ||||||
§9. Сумма и разность многочленов | 5 | ||||||
48 | 4.1 | Анализ к/р. Работа над ошибками.Лекция.Многочлены.Многочлен и его стандартный вид. (п.25) | Урок-лекция | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
III четверть (30 уроков) | |||||||
49 | 4.2 | Нахождение значений многочлена. Обобщение материала II четверти | Урок-обобщение | Опрос | |||
50 | 4.3 | Сложение и вычитание многочленов (п.26) | Урок-объяснение | 3 | Самостоятельное решение задач. | ||
51 | 4.4 | Решение различных упражнений на сложение и вычитание многочленов | Урок-практикум | Самостоятельное решение задач. | |||
52 | 4.5 | Сумма и разность многочленов | Урок-практикум | Самостоятельное решение задач. | |||
§10. Произведение одночлена и многочлена. | 4 | ||||||
53 | 4.6 | Умножение одночлена на многочлен (п.27) | Урок-объяснение | 3 | Самостоятельное решение задач. | ||
54 | 4.7 | Решение уравнений (Проверочный тест) | Урок -практикум | Проверочный тест. | |||
55 | 4.8 | Решение задач с помощью уравнений | Урок-практикум | Самостоятельное решение задач. | |||
56 | 4.9 | Вынесение общего множителя за скобки ( п.28) | Урок-объяснение | 1 | Самостоятельное решение задач. | ||
57 | 4.10 | Обобщающий урок по теме «Понятие многочлена» (тест) | Урок-обобщение | 1 | тест | ||
58 | 4.11 | Контрольная работа № 5 по теме «Понятие многочлена» | Урок-контроль | 1 | К/р. | ||
§11. Произведение многочленов. | 5 | ||||||
59 | 4.12 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Умножение многочлена на многочлен (п.29) | Урок-объяснение | 3 | Самостоятельное решение задач. | ||
60 | 4.13 | Применение правила умножения многочлена на многочлен (тест) | Урок-семинар | тест | |||
61 | 4.14 | Решение уравнений и задач на составление уравнений | Урок-практикум | Самостоятельное решение задач. | |||
62 | 4.15 | УКП (презентация). Урок-практикум по теме «Умножение многочлена на многочлен» | Урок-практикум | Тест-устно | |||
63 | 4.16 | Разложение многочлена на множители способом группировки. (п.30) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
64 | 4.17 | Применение способа группировки разложения многочлена на множители | Урок-практикум | Самостоятельное решение задач. | |||
65 | 4.18 | Урок-консультация по теме «Многочлен» | Урок-консультация | 1 | Самостоятельное решение задач. | ||
66 | 4.19 | Контрольная работа № 6 по теме «Многочлен» | Урок-контроль | 1 | К/р. (п.31–для тех, кто хочет знать больше. « Деление с остатком») | ||
Глава 5.Формулы сокращенного умножения | 18 | ||||||
§12. Квадрат суммы и квадрат разности | 5 | ||||||
67 | 5.1 | Анализ к/р. Работа над ошибками.Лекция. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений (п.32) | Урок-лекция | 3 | Самостоятельное решение задач. | ||
68 | 5.2 | Преобразование выражений с использованием формул квадрата суммы и разности | Урок-семинар | Выступление. Евклид-древнегреческий математик. Практическая работа | |||
69 | 5.3 | Применение формул квадрата суммы и разности | Урок-практикум | Сообщение. Формулы сокращенного умножения. (стр.223) С/р | |||
70 | 5.4 | Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и разности (п.33) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
71 | 5.5 | УКП (презентация).Применение способа разложения на множители с помощью формул квадрата суммы разности при решении различных задач (тест) | Урок-практикум | Тест-устно | |||
§13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. | 5 | ||||||
72 | 5.6 | Умножение разности двух выражений на их сумму (п.34) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
73 | 5.7 | Применение формул (a ± b)2 = a2 ± 2ab + b2 и (a – b) (a + b) = a2 – b2 к преобразованию выражений (тест) | Урок-практикум | тест | |||
74 | 5.8 | Разложение разности квадратов на множители (п.35) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
75 | 5.9 | Применение формулы разности квадратов для разложения многочлена на множители (тест) | Урок-практикум | тест | |||
76 | 5.10 | Разложение на множители суммы и разности кубов (п.36) | Урок-объяснение | 1 | Самостоятельное решение задач. | ||
77 | 5.11 | Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения» | Урок-контроль | 1 | К/р. | ||
78 | 5.12 | Анализ к/р. Работа над ошибками. Применение формул сокращенного умножения при решении различных задач | Урок-обобщение | 1 | Самостоятельное решение задач. | ||
IV четверть (24 урока) | |||||||
§14. Преобразование целых выражений. | 4 | ||||||
79 | 5.13 | Преобразование целого выражения в многочлен. (п.37) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
80 | 5.14 | Преобразование целых выражений Обобщение материала III четверти. | Урок-обобщение | Самостоятельное решение задач. | |||
81 | 5.15 | Применение различных способов для разложения на множители (п.38) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
82 | 5.16 | Разложение многочлена на множители разными способами (тест) | Урок-практикум | тест. | |||
83 | 5.17 | Урок-консультация по теме «Разложения многочлена на множители» | Урок-консультация | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | ||
84 | 5.18 | Контрольная работа № 8 по теме «Разложениямногочлена на множители» | Урок-контроль | 1 | К/р. (п.31–для тех, кто хочет знать больше. «Возведение двучлена в степень») | ||
Глава 6.Системы линейных уравнений | 12 | ||||||
§15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. | 4 | ||||||
85 | 6.1 | Линейное уравнение с двумя переменными (п.40) | Урок-объяснение | 1 | Самостоятельное решение задач. | ||
86 | 6.2 | График линейного уравнения с двумя переменными (п.41) | Урок-объяснение | 1 | Сообщение. Рене Декарт и Пьер Ферма. Практическая работа. | ||
87 | 6.3 | Системы линейных уравнений с двумя переменными (п.42) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
88 | 6.4 | Графическое решение систем линейных уравнений с двумя переменными (Практическая работа) | Урок-практикум | Практическая работа | |||
§16. Решение систем линейных уравнений | 4 | ||||||
89 | 6.5 | Способ подстановки (п.43) | Урок-объяснение | 2 | Самостоятельное решение задач. | ||
90 | 6.6 | Решение систем линейных уравнений способом подстановки (тест) | Урок-практикум | тест. | |||
91 | 6.7 | Способ сложения (п.44) | Урок-объяснение | 3 | Самостоятельное решение задач. | ||
92 | 6.8 | Решение систем линейных уравнений способом сложения (Самостоятельная работа) | Урок-контроль | СР ( 15 мин) | |||
93 | 6.9 | Решение задач с помощью систем уравнений (п.45) | Урок-практикум | Самостоятельное решение задач. | |||
94 | 6.10 | Составление уравнения прямой по заданным координатам точки. | Урок-практикум | Самостоятельное выполнение заданий | |||
95 | Итоговая контрольная работа | Урок-контроль | 1 | ИКР | |||
96 | 6.11 | Анализ к/р. Урок-консультация по теме: «Системы линейных уравнений» | Урок-консультация | 1 | Самостоятельное выполнение заданий | ||
97 | 6.12 | Контрольная работа № 9 по теме: «Системы линейных уравнений» | Урок-контроль | 1 | К/р. (п.36–для тех, кто хочет знать больше.«Линейные неравенства с двумя переменными») | ||
Повторение | 5 | ||||||
98 | 1 | Анализ к/р. Системы линейных уравнений Линейная функция и её график. | Урок-повторение | 1 | Самостоятельное решение задач. | ||
99 | 2 | Степень с натуральным показателем.(тест) | Урок-практикум | 1 | тест | ||
100 | 3 | Многочлены и действия с ними. | Урок-повторение | 1 | Самостоятельное решение задач. | ||
101 | 4 | Формулы сокращенного умножения. | Урок-повторение | 1 | Самостоятельное решение задач. | ||
102 | 5 | Урок-игра «Аукцион» (Повторение изученного материала за курс 7 класса ) | Урок-игра | 1 | |||
ИТОГО | 102 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
- Перечень оборудования:
- доска магнитная,
- комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейки, транспортиры, угольники, циркули.
- Наглядные и дидактические материалы:
- таблицы по математике для 5-6 классов, по алгебре для 7-9 классов, по геометрии для 7-9 классов,
- контрольные и самостоятельные работы (карточки для 5-9 классов),
- раздаточный материал для проведения занятий по «Вероятности и статистике»,
- Программа " Математика 5-11",
- Диск. Алгебра 7-11. Электронный учебник - справочник. "Кудиц".2000г
Учебно-методическое обеспечение предмета
Основная учебно-методическая литература
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
- Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
- Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
- Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н.,составительТ.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 22-26)
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
- Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 год.
- Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2008.
- Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.
Дополнительная литература:
- Я иду на урок математики: 7 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «1 сентября», 2000;
- Алгебра. 7 класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Л.А Топилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2006;
- Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
- В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 7 классе- М.: «Вербум - М», 2000;
- Н.П.Кострикина Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов - М : Просвещение», 1991;
- Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. Сост. Ким Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006;
- Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. / Л.В. Кузнецова, С.В. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2009;
- Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова и др.– М.: Просвещение, 2009.
- Вероятность и статистика. 5-9 кл.: пособие для общеобразоваь.учеб.заведений/ Е.А.Бунимович, В.А.Булычев.-М.: Дрофа, 2004.
- 4. Жохов, В. И. Уроки алгебры в 7 классе / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнова. – М. :Вербум, 2000.
Учебно-методический комплекс ученика:
Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, Просвещение, 2008 год.
Вероятность и статистика. 5-9 кл.: пособие для общеобразоваь.учеб.заведений/ Е.А.Бунимович, В.А.Булычев.-М.: Дрофа, 2004.
Интернет-ресурсы
http://school.holm.ru - Школьный мир (каталог образовательных ресурсов)
http://www.iro.yar.ru:8101 - Ярославский институт развития образования (много методических материалов, ссылки)
http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование
http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал
www.ug.ru - «Учительская газета»
www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»
www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»
http://school-sector.relarn.ru –школьный сектор дистанционного образования
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://college.ru/ открытый колледж
http://mat-game.narod.ru/ математическая гимнастика
http://www.kcn.ru/school/vestnik/n36.htm математическая гостиная
http://www.zaba.ru математические олимпиады и олимпиадные задачи
http://mathc.chat.ru/ математический калейдоскоп
http://www.mccme.ru Московский центр непрерывного математического образования
http://www.krug.ural.ru/keng/ Кенгуру
http://www.mathematics.ru Открытый Колледж. Математика
http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Rusanova/title.htm Планиметрия. Задачник
http://golovolomka.hobby.ru/ Головоломки для умных людей
http://sch0000.dol.ru/KUDITS/ Домашний компьютер и школа
http://math.child.ru Сайт и для учителей математики
http://www.intelteach.ru/UMPcatalog/f_v801/u_w801/f_x801.esp?path=web%2Findex.htmО том, что такое стереометрия и аксиома
http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/MATH/STAT/ALGORITM/algoritm.html 20 задач по стереометрии. В начале предлагаемого списка двадцати алгоритмов представлен алфавит геометрии и список элементарных действий стереометрии
http://archive.1september.ru/nsc/2002/28/2.htm ребусы и кроссворды по геометрии
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com – сеть творческих учителей/сообщество учителей математики
http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии
http://matematika-na5.narod.ru/ - математика на 5! Сайт для учителей математики
http://www.uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=98 - методические рекомендации учителям математики
http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики
http://www.mathvaz.ru/ - досье школьного учителя математики