Рабочая программа. Алгебра, 7кл., Ю.Н.Макарычев и др.

Милаева Надежда Васильевна

Рабочая программа. Алгебра, 7кл., Ю.Н.Макарычев и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрена и одобрена на заседании  кафедры математики, информатики и физики

Протокол №1  от 30.08.2013 г.

Руководитель кафедры

_______ Т.В. Сухова

УТВЕРЖДАЮ:

директор МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

_________  

А.М. Афроськин

 Приказ № 36/4-Д   от 31.08.2013

.


 
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Алгебра»

в 7 «Б»  классе

Составитель: учитель математики    

 МОУ «Большеелховская СОШ»

Милаева Надежда Васильевна

                                                        2013

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения учебного предмета:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
  • развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников. В ходе изучения курса учащиеся овладевают приёмами вычислений на калькуляторе.

Общая характеристика учебного предмета

В курсе алгебры 7 класса систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной; учащиеся знакомятся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида, действиями над степенями с натуральными показателями, формулами сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители, со способами решения систем линейных уравнений с двумя переменными, вырабатывается умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

        Изучение алгебры 7 класса нацелено на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира (одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у обучающихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Настоящая программа по алгебре для основной общеобразовательной школы 7 классасоставлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по математике  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263),  «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (приказ МО РФ от 19.05.98. № 1236), программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 22-26)

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной:

Раздел

Количество часов в программе

Количество часов в рабочей программе

Повторение

0

2

Глава I.Выражения, тождества, уравнения

18

18

Глава II. Функции

12

12

Глава III. Степень с натуральным показателем

13

13

Глава IV.Многочлены

19

19

Глава V.Формулы сокращенного умножения

18

18

Глава IV.Системы линейных уравнений

12

12

Повторение

10

5

Административные контрольные работы

0

3

Итого

102

102

Рабочих недель 34 .

Количество учебных часов на изучении дисциплины, предусмотренных учебным планом:

В год -102 ч( 3 часа в неделю)

В том числе:

Контрольных работ-12 (включая входную, по итогам Iполугодия и итоговую контрольную работу)

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 7 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим:

3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие научных знаний, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться общеупотребительной вычислительной техникой, находить в справочниках и применять нужные формулы, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. После окончанияшколы  реальной необходимостью в наши дни становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше  специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и многое другое). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится профессионально значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Использование в математике наряду с естественным нескольких математических языков дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в ее современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, что включает понимание диалектической взаимосвязи математики и действительности, представление о предмете и методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. Изучение математики развивает воображение, пространственные представления. История развития математического знания дает возможность пополнить запасы историко–научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.

Результаты освоения курса:

в личностном направлении:

1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5)умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6)способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований рациональных выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умение использовать идею координат на плоскости для интерпретации уравнений, неравенств, систем; умение применять алгебраические преобразования, аппарат уравнений и неравенств для решения задач из различных разделов курса;

5) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой; умение использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

6) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;

7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Знать и понимать

Уметь (владеть способами познавательной деятельности)

Выражения. Тождества. Уравнения

  • определение числового выражения  и выражения с переменной;
  • определение подобных слагаемых и правило их приведения;
  • определение уравнения и корня уравнения.

  • вычислять значение числового выражения;
  • вычислять значение выражения с переменной при заданном ее значении;
  • решать уравнение с одной переменной; тождественно преобразовывать выражения; решать задачи составлением простейших  уравнений.

Функции

  • определение функции;
  • способы задания функции;
  • определение линейной функции и прямой пропорциональности.
  • работать с формулой функции;
  • работать с графиком функции.

Степень с натуральным показателем

  • определение степени с натуральным показателем;
  • свойства степени;
  • определение одночлена.

  • применять свойства степени;
  • вычислять значения выражений, содержащих степени;
  • строить графики функций у = х 2 и у = х 3 и работать с ними.

Многочлены

  • определение многочлена;
  • правила сложения и вычитания многочленов;
  • правило умножения одночлена на многочлен;
  • правило умножения многочленов;
  • способы разложения многочлена на множители.

  • выполнять действия с многочленами – сложение, вычитание, умножение;
  • раскладывать многочлен на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и с помощью группировки;
  • вычислять значение многочлена.

Формулы сокращенного умножения

  • формулы (a - b)(a + b) = a2 — b2, (а + b)2= а2+ 2ab + b 2  и их словесные формулировки.

  • применять эти формулы как для преобразования произведения в многочлен (слева направо), так и для разложения   на   множители   (справа   налево).    

Системы линейных уравнений

  • понятие «линейное уравнение с двумя переменными»;
  • определение корня уравнения с двумя переменными;
  • способы решения систем.

  • строить график уравнения с двумя переменными;
  • применять алгоритмы решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными;
  • составлять системы уравнений при решении текстовых задач.

Краткое описание содержания раздела

ГЛАВА 1. Выражения, тождества, уравнения (18ч)

        Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений. Статистические характеристики.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=bпри различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

        Изучение темы завершается ознакомлением обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

Глава 2. Функции (12 ч)

        Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.

        Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

Глава 3. Степень с натуральным показателем (13 ч)

        Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3и их графики.

        Цель:выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

        В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm ·аn = аm+n;  аm :аn = аm-n, где m>n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambmучащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

        Рассмотрение функций у=х2, у=х3позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2:график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

        Умение строить графики функций у=х2и у=х3используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.

Глава 4. Многочлены (19 ч)

        Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

        Цель: выработать умение выполнять сложение, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.

        Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

Глава 5.Формулы сокращенного умножения (18 ч)

Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2b+ Заb2 ± b3,  (а ± b)(а2  а b + b2)= а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.

Цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2b+ Заb2 ± b3, (а ± b)(а2 а b + b2)= а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

Глава 6.Системы линейных уравнений (12 ч)

Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

Цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.

7. Повторение (5ч)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры 7 класса

.Системы линейных уравнений. Линейная функция и её график.Степень с натуральным показателем. Многочлены. Формулы сокращенного умножения.

Тематическое планирование

№ п\п

Наименование темы

Максимальная нагрузка

Из них

Теоретическое обучение

Контрольная работа

С/р,п/р,зачет,тест,обобщающий урок

1

Повторение

2

0

0

2

2

Глава I.Выражения, тождества, уравнения

18

10

2

6

3

Глава II. Функции

12

5

1

6

4

Глава III. Степень с натуральным показателем

13

6

1

6

5

Глава IV.Многочлены

19

6

2

11

6

Глава V.Формулы сокращенного умножения

18

6

2

10

7

Глава VI.Системы линейных уравнений

12

6

1

5

8

Итоговое повторение

5

0

0

5

9

Административные

 контрольные работы

3

0

3

0

10

Итого

102

39

12

51

 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер урока

№ п/п

Наименование разделов и тем урока

Вид

занятия

Кол-во

часов

Виды

самостоятельной

работы

Дата

План

Факт.

I  четверть( 27 уроков)

Повторение

2

1

1

Экскурсия по учебнику. Действия с рациональными числами

Урок-повторение

3.09

3.09

2

2

Решение задач практической направленности

Урок-повторение

5.09

5.09

Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнения.

18

§1.Выражения.

3

3

1.1

УКП (презентация)

Лекция.Выражения. Тождества. Уравнения.

Числовые выражения (п.1)

Урок-лекция

1

Сообщение.Как появилась алгебра(стр. 222)

СР № 1 ( по вариантам)

6.09

6.09

4

1.2

Выражение с переменными (п.2)

Урок-семинар

1

СР №23,29

10.09

10.09

5

1.3

Сравнение значений выражений (п.3)

Урок-семинар

1

Самостоятельное решение задач.

12.09

12.09

6

Входная контрольная работа

Урок-контроль

1

К/р

13.09

13.09

§2. Преобразование выражений

4

7

1.4

Анализ к/р. Основные свойства сложения и  умножения чисел (п.4)

Урок-объяснение

2

СР № 71 (б,г), № 73 (б), № 75 (в,г)

17.09

17.09

8

1.5

Решение задач по теме

«Свойства действий над числами»

(Самостоятельная работа)

Урок-практикум

СР ( 15 мин)

19.09

19.09

9

1.6

Понятие тождества. Доказательство тождеств (п.5)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

20.09

20.09

10

1.7

Тождественные преобразования

( Самостоятельная работа)

Урок-практикум

С/р (15 мин)

24.09

24.09

11

1.8

Обобщающий урок по теме

«Выражения. Тождества» УКП (презентация ) – тест-устно

Урок-обобщение

1

Тест - устно

26.09

26.09

12

1.9

Контрольная работа № 1

Урок-контроль

1

К/р.

27.09

27.09

§3. Уравнения с одной переменной

4

13

1.10

Анализ к/р. Работа над ошибками.Уравнение и его корни (п.6)

Урок-беседа

1

Самостоятельное решение задач.

1.10

1.10

14

1.11

Понятие линейного уравнения

с одной переменной (п.7)

Урок-объяснение

1

№126, № 127, № 128, № 129 (выборочно)

3.10

3.10

15

1.12

Решение задач с помощью уравнений. (п.8)

Урок-практикум

2

Самостоятельное решение задач

4.10

4.10

16

1.13

Решение задач по теме: «Линейное уравнение с одной переменной»( Математический диктант)

Урок-контроль

МД

8.10

8.10

§4. Статистические характеристики

3

17

1.14

УКП (видеоурок) Лекция. Среднее арифметическое, размах и мода (п.9)

Урок-объяснение

1

СР № 171

10.10

10.10

18

1.15

Медиана как статистическая характеристика (п.10)

Урок-семинар

2

СР № 191

11.10

11.10

19

1.16

Использование средних статистических характеристик при решении различных задач

Урок-практикум

15.10

15.10

20

1.17

Обобщение материала по теме «Уравнение с одной переменной» Тест

Урок-обобщение

1

Проверочный тест.

17.10

17.10

21

1.18

Контрольная работа № 2 по теме «Уравнение с одной переменной»

Урок-контроль

1

К/р.( п.11 –для тех, кто хочет знать больше. «Формулы»)

18.10

18.10

Глава II. Функции

12

§5. Функции и их графики

5

22

2.1

Анализ к/р. УКП.(презентация) Лекция.Функции и их графикиЧто такое функция (п.12)

Урок-беседа

2

СР № 252

22.10

22.10

23

2.2

Способы задания функции

Урок-практикум

СР № 262, № 264

24.10

24.10

24

2.3

Вычисление значений функции по формуле (п.13)

Урок-объяснение

1

СР № 294 ( по вариантам)

25.10

25.10

25

2.4

График функции.(п.14)

Урок-объяснение

2

Сообщение.

О функциях. (стр.223)

СР № 353

29.10

29.10

26

2.5

Решение задач по теме «График функции»

Урок-практикум

СР № 293 и № 356 ( по вариантам)

31.10

31.01

§6. Линейная функция

5

27

2.6

Прямая пропорциональность и ее график. (п.15)

Урок-обобщение

3

СР № 300 (в,г) и № 301 (1)

1.11

1.11

II четверть ( 21 урок )

28

2.7

График прямой пропорциональности.

Обобщение материала I четверти.

Урок-обобщение

Самостоятельное решение задач.

12.11

29

2.8

Решение задач по теме

«Прямая пропорциональность».

Урок-повторение

Опрос

14.11

30

2.9

 Линейная функция и её график (п.16)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

15.11

31

2.10

Построение графика функции

Урок-практикум

Устные упражнения

19.11

32

2.11

УКП (презентация) Обобщающий урок по теме «Линейная функция» (тест)

Урок-обобщение

1

Тест -устно

21.11

33

2.12

Контрольная работа № 3

по теме «Линейная функция»

Урок-контроль

1

К/р.( п.17 –для тех, кто хочет знать больше. «Задание функции несколькими формулами»)

22.11

Глава III.Степень с натуральным показателем

13

§7. Степень и ее свойства

6

34

3.1

Анализ к/р. Работа над ошибками.УКП(презентация).Лекция. Степень и ее свойства. Определение степени с натуральным показателем (п.18)

Урок-лекция

1

Самостоятельное решение задач.

26.11

35

3.2

Умножение и деление степеней (п.19)

Урок-семинар

3

Выступление.

С.А.Лебедев.

Самостоятельное решение задач.

28.11

36

3.3

Решение задач по теме: «Умножение и деление степеней»

Урок-практикум

Самостоятельное решение задач.

37

3.4

Урок-практикум по теме: «Умножение и деление степеней» (Самостоятельная работа)

Урок-практикум

С/р (15 мин)

38

3.5

Возведение в степень произведения и степени (п.20)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

39

3.6

Урок-практикум. Возведение  в степень произведения и степени  (тест)

Урок-практикум

Тест - устно

§8. Одночлены

5

40

3.7

Одночлен и его стандартный вид.(п.21)

Урок-объяснение

1

Устные упражнения

41

3.8

Умножение одночленов (п.22)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

42

3.9

Возведение  одночлена в степень.   ( Самостоятельная работа)

Урок-семинар

С/р ( 15 мин)

43

3.10

Функции y = x2  и  у = х3  и их графики (п.23)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

44

3.11

Графическое решение уравнений вида у = х2  и  у = х3          (тест)

Урок-практикум

Тест-устно

45

Административная работа за

I полугодие

46

3.12

Анализ к/р.

Урок-консультация по теме

«Степень с натуральным показателем».

Урок-консультация

1

Самостоятельное решение задач.

47

3.13

Контрольная работа № 4 по теме «Степень с натуральным показателем».

Урок-контроль

1

К/р. .( п.24–для тех, кто хочет знать больше. «О простых и составных числах»)

Глава 4.Многочлены

19

§9. Сумма и разность многочленов

5

48

4.1

Анализ к/р. Работа над ошибками.Лекция.Многочлены.Многочлен и его стандартный вид. (п.25)

Урок-лекция

2

Самостоятельное решение задач.

III четверть (30 уроков)

49

4.2

Нахождение значений многочлена. Обобщение материала II четверти

Урок-обобщение

Опрос

50

4.3

Сложение и вычитание

многочленов (п.26)

Урок-объяснение

3

Самостоятельное решение задач.

51

4.4

Решение различных упражнений

на сложение и вычитание многочленов

Урок-практикум

Самостоятельное решение задач.

52

4.5

Сумма и разность многочленов

Урок-практикум

Самостоятельное решение задач.

§10. Произведение одночлена и многочлена.

4

53

4.6

 Умножение

одночлена на многочлен (п.27)

Урок-объяснение

3

Самостоятельное решение задач.

54

4.7

Решение уравнений (Проверочный тест)

Урок -практикум

Проверочный тест.

55

4.8

Решение задач с помощью уравнений

Урок-практикум

Самостоятельное решение задач.

56

4.9

Вынесение общего множителя за скобки ( п.28)

Урок-объяснение

1

Самостоятельное решение задач.

57

4.10

Обобщающий урок по теме «Понятие многочлена» (тест)

Урок-обобщение

1

тест

58

4.11

Контрольная работа № 5 по теме «Понятие многочлена»

Урок-контроль

1

К/р.

§11. Произведение многочленов.

5

59

4.12

Анализ к/р. Работа над ошибками. Умножение многочлена на многочлен (п.29)

Урок-объяснение

3

Самостоятельное решение задач.

60

4.13

Применение правила умножения

многочлена на многочлен (тест)

Урок-семинар

тест

61

4.14

Решение уравнений и задач

на составление уравнений

Урок-практикум

Самостоятельное решение задач.

62

4.15

УКП (презентация). Урок-практикум по теме «Умножение многочлена на многочлен»

Урок-практикум

Тест-устно

63

4.16

Разложение многочлена на множители способом  группировки. (п.30)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

64

4.17

Применение способа группировки

разложения многочлена на множители

Урок-практикум

Самостоятельное решение задач.

65

4.18

Урок-консультация по теме «Многочлен»

Урок-консультация

1

Самостоятельное решение задач.

66

4.19

Контрольная работа № 6 по теме «Многочлен»

Урок-контроль

1

К/р. (п.31–для тех, кто хочет знать больше. « Деление  с

остатком»)

Глава 5.Формулы сокращенного умножения

18

§12. Квадрат суммы и квадрат разности

5

67

5.1

Анализ к/р. Работа над ошибками.Лекция. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений (п.32)

Урок-лекция

3

Самостоятельное решение задач.

68

5.2

Преобразование выражений с использованием формул квадрата суммы и разности

Урок-семинар

Выступление.

Евклид-древнегреческий математик. Практическая работа

69

5.3

Применение формул квадрата

суммы и разности

Урок-практикум

Сообщение.

Формулы сокращенного умножения. (стр.223) С/р

70

5.4

Разложение на множители

с помощью формул квадрата суммы и разности (п.33)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

71

5.5

УКП (презентация).Применение способа разложения  на множители с помощью формул квадрата суммы  разности при решении различных задач (тест)

Урок-практикум

Тест-устно

§13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов.

5

72

5.6

 Умножение разности

двух выражений на их сумму (п.34)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

73

5.7

Применение формул

(a ± b)2 = a2 ± 2ab + b2 и   (a – b) (a + b) = a2 – b2

к преобразованию выражений (тест)

Урок-практикум

тест

74

5.8

Разложение разности квадратов на множители (п.35)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

75

5.9

Применение формулы  разности квадратов для разложения многочлена на множители (тест)

Урок-практикум

тест

76

5.10

Разложение на множители

суммы и разности кубов (п.36)

Урок-объяснение

1

Самостоятельное решение задач.

77

5.11

Контрольная работа № 7 по теме «Формулы сокращенного умножения»

Урок-контроль

1

К/р.

78

5.12

Анализ к/р. Работа над ошибками. Применение формул сокращенного умножения при решении различных задач

Урок-обобщение

1

Самостоятельное решение задач.

IV четверть (24 урока)

§14. Преобразование целых выражений.

4

79

5.13

Преобразование целого выражения в многочлен. (п.37)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

80

5.14

Преобразование целых выражений

Обобщение материала III четверти.

Урок-обобщение

Самостоятельное решение задач.

81

5.15

Применение различных способов для   разложения на  множители (п.38)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

82

5.16

Разложение многочлена на  множители разными  способами (тест)

Урок-практикум

тест.

83

5.17

Урок-консультация по теме «Разложения многочлена  на множители»

Урок-консультация

1

Самостоятельное выполнение заданий

84

5.18

Контрольная работа № 8 по теме «Разложениямногочлена на множители»

Урок-контроль

1

К/р. (п.31–для тех, кто хочет знать больше. «Возведение двучлена в степень»)

Глава 6.Системы линейных уравнений

12

§15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.

4

85

6.1

Линейное уравнение

с двумя переменными (п.40)

Урок-объяснение

1

Самостоятельное решение задач.

86

6.2

График линейного уравнения

с двумя переменными (п.41)

Урок-объяснение

1

Сообщение. Рене Декарт и Пьер Ферма. Практическая работа.

87

6.3

Системы линейных  уравнений

с двумя переменными (п.42)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

88

6.4

Графическое решение систем

линейных уравнений с двумя переменными  (Практическая работа)

Урок-практикум

Практическая работа

§16. Решение систем линейных уравнений

4

89

6.5

Способ подстановки (п.43)

Урок-объяснение

2

Самостоятельное решение задач.

90

6.6

Решение систем линейных  уравнений способом подстановки (тест)

Урок-практикум

 тест.

91

6.7

Способ сложения (п.44)

Урок-объяснение

3

Самостоятельное решение задач.

92

6.8

Решение систем линейных  уравнений способом сложения (Самостоятельная работа)

Урок-контроль

СР ( 15 мин)

93

6.9

Решение  задач с помощью систем уравнений (п.45)

Урок-практикум

Самостоятельное решение задач.

94

6.10

Составление уравнения прямой по заданным координатам точки.

Урок-практикум

Самостоятельное выполнение заданий

95

Итоговая контрольная работа

Урок-контроль

1

ИКР

96

6.11

Анализ к/р.

Урок-консультация по теме: «Системы линейных уравнений»

Урок-консультация

1

Самостоятельное выполнение заданий

97

6.12

Контрольная работа № 9 по теме: «Системы линейных уравнений»

Урок-контроль

1

К/р. (п.36–для тех, кто хочет знать больше.«Линейные неравенства с двумя переменными»)

Повторение

5

98

1

Анализ к/р.

Системы линейных уравнений

 Линейная функция и её график.

Урок-повторение

1

Самостоятельное решение задач.

99

2

Степень с натуральным показателем.(тест)

Урок-практикум

1

тест

100

3

Многочлены и действия с ними.

Урок-повторение

1

Самостоятельное решение задач.

101

4

Формулы сокращенного умножения.

Урок-повторение

1

Самостоятельное решение задач.

102

5

Урок-игра «Аукцион»

(Повторение изученного материала за  курс 7 класса )

Урок-игра

1

ИТОГО

102

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

  1. Перечень оборудования:
  • доска магнитная,
  • комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): линейки, транспортиры, угольники, циркули.
  1. Наглядные и дидактические материалы:
  • таблицы по математике для 5-6 классов, по алгебре для 7-9 классов, по геометрии для 7-9 классов,
  • контрольные и самостоятельные работы (карточки для 5-9 классов),
  • раздаточный материал для проведения занятий по «Вероятности и статистике»,
  • Программа " Математика 5-11",
  • Диск. Алгебра 7-11. Электронный учебник - справочник. "Кудиц".2000г

Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  основного общего  образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089).
  2. Временные требования к минимуму содержания основного общего образования (утверждены приказом МО РФ от 19.05.98 № 1236).
  3. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
  4. Программа общеобразовательных учреждений. Алгебра 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н.,составительТ.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008. – с. 22-26)
  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.– М.: Дрофа, 2000.
  6. Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение,  2008 год.
  7. Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2008.
  8. Алгебра: дидакт. материалы для 7 кл. / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б» Суворова. — М.: Просвещение, 2007—2008.

Дополнительная литература:

  1. Я иду на урок математики: 7 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «1 сентября», 2000;
  2. Алгебра. 7  класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Л.А Топилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2006;
  3. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
  4. В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 7 классе-  М.: «Вербум - М», 2000;
  5. Н.П.Кострикина Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов -  М : Просвещение», 1991;
  6. Нестандартные уроки алгебры. 8 класс. Сост. Ким Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006;
  7. Алгебра: сб. заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 кл. / Л.В. Кузнецова, С.В. Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2009;
  8. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова и др.– М.: Просвещение, 2009.
  9. Вероятность и статистика. 5-9 кл.: пособие для общеобразоваь.учеб.заведений/ Е.А.Бунимович, В.А.Булычев.-М.: Дрофа, 2004.
  10. 4. Жохов, В. И.  Уроки  алгебры  в 7 классе / В. И. Жохов, Л. Б. Крайнова. – М. :Вербум, 2000.

Учебно-методический комплекс ученика:

Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,  Просвещение, 2008 год.

Вероятность и статистика. 5-9 кл.: пособие для общеобразоваь.учеб.заведений/ Е.А.Бунимович, В.А.Булычев.-М.: Дрофа, 2004.

Интернет-ресурсы

http://school.holm.ru   - Школьный мир (каталог образовательных ресурсов)

http://www.iro.yar.ru:8101   - Ярославский институт развития образования (много методических материалов, ссылки)

http://www.edu.ru - Федеральный портал Российское образование

http://www.school.edu.ru - Российский общеобразовательный портал

www.ug.ru - «Учительская газета»

www.1september.ru - все приложения к газете «1сентября»

www.informika.ru/text/magaz/herald – «Вестник образования»

http://school-sector.relarn.ru –школьный сектор дистанционного образования

http://school-collection.edu.ru  – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://vschool.km.ru виртуальная школа Кирилла и Мефодия

http://college.ru/ открытый колледж

http://mat-game.narod.ru/  математическая гимнастика

http://www.kcn.ru/school/vestnik/n36.htm  математическая гостиная

http://www.zaba.ru  математические олимпиады и олимпиадные задачи

http://mathc.chat.ru/  математический калейдоскоп

http://www.mccme.ru  Московский центр непрерывного математического образования

http://www.krug.ural.ru/keng/ Кенгуру

http://www.mathematics.ru  Открытый Колледж. Математика

http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Rusanova/title.htm  Планиметрия. Задачник

http://golovolomka.hobby.ru/  Головоломки для умных людей

http://sch0000.dol.ru/KUDITS/  Домашний компьютер и школа

http://math.child.ru  Сайт и для учителей математики
http://www.intelteach.ru/UMPcatalog/f_v801/u_w801/f_x801.esp?path=web%2Findex.htmО том, что такое стереометрия и аксиома

http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/MATH/STAT/ALGORITM/algoritm.html  20 задач по стереометрии. В начале предлагаемого списка двадцати алгоритмов представлен алфавит геометрии и список элементарных действий стереометрии

http://archive.1september.ru/nsc/2002/28/2.htm ребусы и кроссворды по геометрии

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com – сеть творческих учителей/сообщество учителей математики

http://www.uroki.net/docmat.htm - для учителя математики, алгебры и геометрии

http://matematika-na5.narod.ru/ - математика на 5! Сайт для учителей математики

http://www.uotula.ru/cgi-bin/index.cgi?id=98 - методические рекомендации учителям математики

http://www.alleng.ru/edu/math1.htm - к уроку математики

http://www.mathvaz.ru/ - досье школьного учителя математики