Методическая копилка
Скачать:
Предварительный просмотр:
Целевые ориентиры ФГОС на этапе завершения ДО.
На современном этапе (в связи с введением ФГОС) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную, которая определяется сформированной способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика. Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
ФГОС дошкольного образования направлен на обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Требования стандарта к результатам освоения Программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Говоря о преемственности результатов освоения стандартов дошкольного и начального общего образования, важно отметить, каким образом соотносятся целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования с универсальными учебными действиями (УУД) в ФГОС начального общего образования.
Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС начального общего образования. Таким образом, мы получаем четыре группы универсальных учебных действий, на развитие которых была направлена наша работа в течение всего учебного года.
В формировании предпосылок личностных универсальных учебных действий у дошкольников, большую помощь нам оказала игра в «школу». Она помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь. В игре формируются умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «мир вещей» (познавательную, предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). В старшем дошкольном возрасте появились портфели, звонки, изготовленные совместно с детьми атрибуты к сюжетно-ролевой игре в «школу».
Немаловажную роль в формировании личностных универсальных учебных действий играет чтение художественной литературы с обсуждением школьной жизни: заучивание стихов, ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них. В связи с этим нами совместно с детьми были оформлены альбомы загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах.
Формированию предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей способствуют и так называемое «Дерево добрых дел». Совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей, соотнесение их с этическими принципами происходит в процессе коллективной беседы и размещения на дереве зелёных листочков за добрые поступки.
В непосредственно образовательной деятельности (в подготовительной к школе группе), для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий мы используем следующие задания:
- участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- подведение промежуточных итогов и итогов НОД – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
- различные творческие задания – которые повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
- самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения, а также может быть предложено, оценить работу других детей;
Для формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий мы используем следующие виды заданий:
- «составь рассказ», «опеши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
- составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
- «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
- «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
- обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
- «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.
- «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности в старшем дошкольном возрасте, создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.
Для формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий мы используем коллективные работы по изо деятельности, аппликации, конструированию, лепке. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть разносторонние психические процессы. Дети учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
Столь же важным способом является и трудовая деятельность дошкольников. Мы включаем детей в реальный коллективный труд (уборка прогулочного участка), дежурства (в уголке природы), труд в природе (уход за растениями, животными).
Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий, ребенок познает азы социальных отношений, учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Формирование предпосылок регулятивных универсальных учебных действий связано с формированием произвольности поведения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.
Для формирования предпосылок регулятивных универсальных учебных действий мы используем следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
- поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
- взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
- взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;
- заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
- «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
- контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
- Такие задания как: «Что изменилось», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что похожа мелодия» и др.
Многие задания построены в виде соревнования двух и более игроков - это создает дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлеченность. Занимательный материал не только развлекает детей, дает возможность им отдохнуть, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу, стимулирует развитие нестандартного мышления. В играх происходит проигрывание дошкольником ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.
Также обязательным элементом образа жизни дошкольников подготовительной к школе группе является участие в разрешении проблемных ситуаций. Их специально взрослый может создавать в различных видах деятельности. Например, мы с ребенком стали свидетелем неблаговидного поступка других детей. Спросим у него: «Правильно ли они поступили? Как надо было поступить? А ты бы смог поступить правильно в такой ситуации?» Ответ, скорее всего, будет: «Да». Не надо сомневаться в искренности намерений ребенка, необходимо похвалить его и выразить надежду, что он также поведет себя в действительности. Проблемную ситуацию можно создать, побуждая воспитанников к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, то есть практическим заданием или вопросом столкнуть разные мнения.
Результативным способом формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов.
Важными являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности - это таинственные схемы-знаки: «Найди указанное место», «Остров в океане»; зашифрованные записи - с помощью слов, картинок, знаков; кодовые замки для решения игровой ситуации (шифровка чисел); логические цепочки «Продолжи ряд», в основе выполнения которых лежит сериация (установление последовательных взаимосвязей), нахождение закономерности. Игры «Найди фигуру», «Где спрятана простая фигура», способствуют умению вычленить из сложной фигуры заданную простую. Использование лабиринтов различной конфигурации в работе с детьми способствует повышению уровня заинтересованности детей. Для совершенствования интеллектуальных умений детей предлагаются упражнения, направленные на наглядные определения сходства и различия, а также нахождение закономерных отношений путём умозаключения. На одних и тех же рисунках сначала найти одинаковые изображения, а затем пару с одним отличием. Дети очень любят словесные головоломки. Эти головоломки могут быть как на сравнение, так и на различие, совмещение, и отрицание. При выполнении таких заданий формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения. Также используется игра «Составь целое из частей». Ребенок оперирует не изображениями предметов, а геометрическими фигурами. С помощью этой игры формируется умение расчленённо воспринимать сложную форму предмета, выделять в ней отдельные элементы, находящиеся в разных пространственных положениях.
Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование.
В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие.
В связи с этим в группе оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования. В уголке имеется разнообразное оборудование, которое постепенно пополняется в связи с расширением тематики экспериментов. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
В уголке экспериментирования «живет» персонаж Почемучка, который многое хочет узнать и всем интересуется. Он вместе с детьми «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям.
Развитие универсальных учебных действий у дошкольников в дошкольном образовательном учреждении способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин учащимися школы.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для старшей группы «Лесная школа»
Цель – закрепление знаний о цифрах от нуля до десяти
Задачи:
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10; совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке; закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; закреплять умение соотносить цифру с количеством; закреплять представления о знакомых геометрических фигурах и их свойствах;
- развивать логическое мышление, память;
- воспитывать стремление оказывать помощь другим.
Материалы и оборудование: портфель с геометрическими фигурами, карточки с цифрами от 1 до 10, карточки с цветами у которых не дорисован лепестки, цветные карандаши, презентация, мяч.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Вступительная часть
Воспитатель: Ребята, я хочу вам предложить сегодня отправиться в путешествие в лесную-школу. Согласны? (Ответы детей.) А как вы думаете, на чём можно отправиться путешествовать? (Ответы детей.) Я предлагаю отправиться в путешествие на ковре-самолёте. Вы готовы? (Ответы детей.) Тогда возьмите билетики. (Дети берут билеты, ищут своё место)
5 | ||
4 |
| 6 |
Билет Место на ковре-самолёте
Воспитатель: Усаживайтесь удобнее, закрывайте глазки, мы отправляемся в путь.
Дети вместе с педагогом усаживаются на ковре, закрывают глаза, звучит волшебная музыка. Затем волшебная мелодия сменяется пением птиц.
Воспитатель: Ребята мы с вами приземлились в лесу. Послушайте, как красиво поют птички (слушают несколько секунд.)
2. Основная часть
Воспитатель: А вот и лесная школа!
Воспитатель: Ребята, чтобы нам с вами попасть в школу, надо выполнить одно задание. Это будет наш пропуск в школу.
Игра «Чудо-ранец»
Воспитатель: Скажите, что ученики берут с собой в школу? (Ручки, карандаши, пенал, учебники, тетради и т. д.)Да, правильно. А куда они всё это складывают? (В портфель)
Посмотрите – это портфель, только необычный. В нём спрятаны геометрические фигуры. Вам надо определить на ощупь, не заглядывая в портфель, какие геометрические фигуры спрятались в чудо-ранце. Работать будем двумя руками. Надо опустить руки в ранец, нащупать геометрическую фигуру, назвать её и показать, затем придумать и назвать предмет, похожий на эту фигуру. Давайте я начну первая?!
Воспитатель демонстрирует: «Это треугольник, у него три стороны и три угла. На треугольник похожа крыша дома». Затем дети по очереди определяют фигуру на ощупь и называют предмет, который похож на данную геометрическую фигуру. Воспитатель следит за правильностью выполнения задания, оказывает помощь при необходимости.
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились! Теперь нас точно пропустят в школу!
Звенит звонок.
Воспитатель: Что это звенит? (Ответы детей.) Правильно. Это звонок на урок.
Первый урок – физкультура.
Воспитатель: Проходите в спортзал.
Каждый ребёнок получает карточку с изображением цифры от 1 до 10.
Воспитатель: Начинаем урок с разминки и построения. Вы бегаете, под весёлую музыку, а как только музыка заканчивается, строитесь в одну шеренгу по порядку. Дети выполняют задание. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: По порядку рассчитайся! (Первый, второй…) Молодцы! А теперь поиграем в мяч.
Игра с мячом «Кто знает – пусть в обратном порядке считает»
Воспитатель бросает ребёнку мяч, называя число, а ребёнок, поймав мяч, начинает считать от этого числа дальше в обратном порядке.
Звенит звонок.
Воспитатель: Ребята прозвенел звонок, наступила переменка. Можно отдохнуть.
(Дети под музыку выполняют движения)
Воспитатель: Следующий урок – математика. Проходите в класс.
Я нашёл в дупле у белки
Пять лесных орешек мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки сосчитай-ка!
Ёж спросил ежа-соседа:
- Ты откуда непоседа?
- Запасаюсь я к зиме.
Видишь, яблоки на мне?
Собираю их в лесу:
Шесть принёс, одно несу.
Призадумался сосед:
Это сколько будет всех?
Семь малюсеньких котят.
Что дают им всё едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток?
Упражнение «Найди ошибку»
(Дети находят в каждой карточке с определённым количеством предметов соответствующую цифру, выполняют задание, воспитатель при необходимости оказывает помощь).
Звенит звонок.
Воспитатель: Урок математики окончен. Теперь и отдохнуть можно немножко.
На магнитной доске(на проекторе) рисунки: 3 ёлочки, 4 круга, 5 палочек, 6 точек в круге.
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
(Выполняют три наклона)
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
(Выполняют 4 прыжка)
Сколько палочек до точки,
Столько встанем на носочки.
(5 раз поднимаются на носки)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
(6 раз поднимают руки).
(Дети выполняют движения и считают хором).
Звенит звонок.
Воспитатель: Ребята, звенит звонок на урок. Сейчас у нас урок рисования. Проходите за столы. (На столах лежат карандаши и листы бумаги на каждого ребёнка с изображением вазы).
Воспитатель: Мы нарисуем букеты цветов на память о посещении школы. Перед вами ваза, в которой должен стоять букет, но цветы не дорисованы, у них нет лепестков. А сколько у цветов должно быть лепестков написано в серединке будущего цветка. Нарисуйте красивые цветы. (Дети выполняют задание. Воспитатель оказывает помощь при необходимости).
Воспитатель: Молодцы! Вы нарисовали красивые рисунки.
Звенит звонок.
3. Итог
Воспитатель: А вы знаете, что в школе получают за работу оценки, а в лесной школе звери получают…. ………. Возьмите……. Если вам понравилось учиться в лесной школе и …… если не понравилось.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места на ковре самолёте, закрывайте глазки, мы возвращаемся в детский сад.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Ребята, где вы сегодня побывали? Понравилось вам путешествие в лесную школу? Какие уроки были в школе? На каком уроке понравилось больше всего?
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности для средней группы «Мы актёры»
Цель: совершенствование диалогической речи посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
- формировать умение выстраивать диалог с партнёром по постановке; пополнять и обогащать словарный запас (по теме театр);
- развивать артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, вы любите сказки? А что больше любите, слушать или смотреть сказки? А где можно увидеть сказки?
Есть такой чудесный дом,
Сказку ты увидишь в нём,
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех! (Театр)
Воспитатель: Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в театре? (Люди) А вы знаете как, называют этих людей в театре? (Актёры)
Воспитатель: Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.
Воспитатель: а вы хотели бы сейчас стать актёрами? Тогда я вас всех приглашаю в увлекательное путешествие в добрую и сказочную страну чудес и превращений. В путь, друзья!
Задание 1.
(На столе лежит записка, подписано от сказочника).
Воспитатель: Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?
Сказки любите читать?
Артистами хотите стать?
Вы загадки отгадайте, и путь свой дальше продолжайте:
Загадки:
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
(Семеро козлят, из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»)
У отца был мальчик странный –
Необычный, деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это?
(Буратино)
Из муки он был печён,
На окошке был стужен.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом.
(Колобок)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
(Гуси-лебеди)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
(Мышка)
Воспитатель: Молодцы, продолжим свой путь.
Задание 2:
Воспитатель:
Расскажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка? Или на козу?
Или на принца? На Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду? (Костюм)
А без костюма можно, дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что поможет здесь, друзья?
(на столе лежат грустная и весёлая маски)
Воспитатель: Что это, ребята? (маски)
Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные. Они одинаковые или разные? (разные) Какое настроение они передают? (весёлое и грустное) Правильно эти маски передают разные человеческие эмоции. Давайте попробуем изобразить эти человеческие эмоции.
Воспитатель: Итак, что же мы с вами выяснили? (Что актёр с помощью выражения лица (мимики), может показывать разные эмоции и чувства)
Задание 3.
Воспитатель: А теперь пришла пора. Общаться жестами друзья: Необходимо показать при помощи жестов, «здравствуйте», «тихо», «не балуй», «не знаю», «да», «нет», «негодование», «благодарность», «до свидания».
Задание 4.
Воспитатель: Чтобы дальше вам пройти ребятки. Нужно отгадать ещё одну загадку.
(Дети собирают пазлы «Теремок»)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Со всеми заданиями сказочника вы справились. Теперь мы стали настоящими артистами. И сейчас предлагаю вам поучаствовать в спектакле, зрители у нас есть, вы актёры, а это сцена.
А показывать мы с вами будем сказку….Теремок.
Инсценировка сказки.
Воспитатель: Вам, понравилось наше путешествие, чем понравилось, что понравилось больше всего? Как вы себя чувствуйте? (Воспитатель раскладывает карточки с мимическими изображениями). Возьмите ту карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принёс мне для вас посылку и письмо. А посылку нам прислали из Страны почемучек. Давайте её откроем и посмотрим, что нам прислали?
Воспитатель: Пусто. Посмотрите, а вот на крышке, прикреплена какая- то открытка с загадкой. Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас. (Воздух.)
Воспитатель: Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух) Правильно, а почему как вы думаете, нам прислали из страны Почемучек такую интересную посылку с воздухом?
Воспитатель: Ребята, жители страны почемучек хотят узнать о свойствах воздуха и просят нам им помочь, поможем? Давайте то, что мы узнаем о воздухе, соберём в конверт и отправим почемучкам. А чтобы больше узнать о воздухе, нам нужно стать учёными. Вы знаете, кто такие учёные? (Это люди, которые что-нибудь изучают) Многие учёные работают в помещении, где расположены приборы для экспериментов? А как называется помещение, где работают учёные и стоят приборы? (Лаборатория.)В лаборатории нужно соблюдать определённые правила. А вы знаете, какие? (Нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, быть внимательными, аккуратными, спокойными.)
Воспитатель: Я приглашаю вас в лабораторию. Каждый из вас получит эмблему. (Дети получают эмблемы.) Теперь вы научные сотрудники.
- Основной этап.
Воспитатель: Для чего нам нужен воздух? (Чтобы дышать.) А можно ли жить без воздуха? (Ответы детей.) Давайте попробуем закрыть рот и зажать нос. Не дышите. Почему вы убрали руки и открыли рот? Хорошо ли вы себя чувствовали без воздуха? А кому ещё нужен воздух? (Рыбам, животным, растениям.) Правильно, всему живому.
Игра «Дышит, не дышит»
Эксперимент № 1
«Как поймать воздух?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто из вас видит воздух? Мы можем с вами увидеть воздух? Воздух невидим. А как же нам его обнаружить? Давайте проведем с вами опыт. Попробуем поймать воздух.
(Дети берут салафановые пакетики).
Воспитатель: Что находится в пакетиках? Вы видите воздух? Какой он? (Ответы детей: воздух не имеет цвета, он прозрачный, бесцветный). Найдите знак, обозначающий это свойство воздуха.
Воспитатель: Давайте поставим на мольберт карточку, обозначающую это свойство воздуха.
Воспитатель: О каком свойстве воздуха мы узнали? (Воздух бесцветный)
Эксперимент № 2
«Воздух имеет запах?»
Воспитатель: Понюхайте воздух в пакете, есть у воздуха запах? (Нет.) Да, дети, воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху»
(Воспитатель открывает по очереди ёмкости, в которые заранее капнуты капли аромомасел: апельсиновое, пихтовое, эвкалиптовое, розовое. Дети угадывают запахи.)
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Чистый воздух не имеет запаха и вкуса. Запах ему придают окружающие его вещества).
Воспитатель: О каком свойстве воздуха мы узнали? (Воздух не имеет запаха)
Воспитатель: Давайте поставим на мольберт карточку, обозначающую это свойство воздуха.
Эксперимент № 3
«Воздух есть везде»
Воспитатель: На столе у вас стоит банка с водой и кусочек мела. Опустите его в воду. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки.)
Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в меле и вышел из него, когда он попал в воду. Возьмите резиновую игрушку. Сожмите её. Что произошло? (Из неё вышел воздух.)
Воспитатель: А теперь закройте отверстие груши и нажмите на неё. Она сжимается? (Нет) Почему? (Мешает воздух)
Вывод: Воздух есть везде, куда он может проникнуть.
Воспитатель: Давайте поставим на мольберт карточку, обозначающую это свойство воздуха
Эксперимент № 4
«Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Возьмём кусочек резины и бросим его в воду. Что произошло? (Он утонул.) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? (Предположения детей.) Что у игрушки внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух легче воды.
Воспитатель: А где это свойство воздуха часто используется? (Спасательные круги, надувные лодки.)
Воспитатель: Давайте поставим на мольберт карточку, обозначающую это свойство воздуха
Эксперимент № 5
«Чувствуем воздух»
Воспитатель: Скажите, а как мы можем почувствовать воздух. Давайте возьмём веера. Помашите ими. Что вы чувствуете? (Движение воздуха, холодок.) Куда двигался воздух? (На лицо.) А теперь подуйте на ладоши. Что вы чувствуете? (Движение воздуха, струю воздуха.) Куда двигался воздух? Что мы можем сказать о воздухе? (Он движется.) Вы почувствовали, что воздух движется.
Воспитатель: Поставим на мольберт карточку, обозначающую это свойство воздуха.
Воспитатель: Что же обозначает этот знак? (Движение воздуха.)
Эксперимент № 6
«Воздух перемещает предметы»
Игра «Волшебные пёрышки»
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Волшебные пёрышки». А поможет нам играть воздух.
Воспитатель: Я предлагаю вам взять пёрышки и положить их на ладонь. Сделайте глубокий вдох и сильно подуйте на пёрышко. Как нужно подуть, чтобы пёрышко улетело далеко? (Сильно.) Какой можно сделать вывод? (Поток воздуха может перемещать предметы). Поставим на мольберт необходимый знак.
Что этот знак обозначает?
Эксперимент № 7
Воспитатель: А вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?
Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.
Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх. А где человек использует это свойство воздуха? (Воздухоплавание.)
- А теперь я предлагаю вам узнать, где работает воздух, как он помогает человеку?
- А вы знаете, что воздухом можно рисовать?
- Хотите научиться?
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять —
Мы идём все рисовать.
(Дети шагают на месте.)
Мы в окошко поглядели,
(Повороты головы влево-вправо.)
Мы на солнце посмотрели.
Зашагали по дорожке —
Влево ножка, вправо ножка.
(Дети шагают на месте.)
Носом — вдох и выдох — ртом,
Воздух нам помощник в том.
(Дети дышат носом.)
Художественно-продуктивная деятельность
- Посмотрите на мой рисунок. Я тоже поиграла с воздухом и вот что у меня получилось. (Воспитатель показывает рисунок.)
— Сейчас мы при помощи воздуха, красок и трубочки нарисуем чудесные картины. Воздухом нужно рисовать аккуратно.
— С помощью чего мы с вами рисовали?
(С помощью воздуха.)
— Возьмём карточку с результатом, поставим знак. Обведите его у себя на листе.
- Итог
Воспитатель: Сегодня мы провели много экспериментов с воздухом. Теперь нам необходимо подвести итог наших опытов. Посмотрите на ваши листы со знаками. С какими свойствами воздуха мы ознакомились?
Ответы детей:
• Воздух может двигаться.
• Воздух не имеет цвета.
• Воздух не имеет запаха.
• Воздух перемещает предметы.
• С помощью воздуха можно рисовать.
Воспитатель: А теперь, как настоящие учёные, вы поставите подписи под своими листами. У каждого из вас свой значок. Если вам понравилась работа в лаборатории, дорисуйте соответствующий знак. Теперь мы соберём журнал экспериментов, из которого жители страны почемучек узнают о свойствах воздуха.
Предварительный просмотр:
Тельнова Анастасия Ивановна
воспитатель
БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары»
Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
2013 г.
Интенсивное изменение в окружающей жизни, все больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.
Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребёнок вырос не только сознательным человеком общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития, самообразования, инициативности. Этим требованиям в полной мере отвечает экспериментальная деятельность.
В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность в природных условиях в зоне ближайшего окружения. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Исследование и есть практическая деятельность, в ходе которой ребёнок познает объект окружающего его мира. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментальная деятельность положительно влияет на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Таким образом, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование для всестороннего развития ребенка, я проанализировала методический материал по данной теме, систематизировала его и апробировала его на практике.
Целью моей работы было: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- сформировать у детей знания об окружающем мире;
- привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
- повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;
- обогатить активный словарь;
- развить связную речь.
Набрав детей второй младшей группы, я начала работу с ними по детскому экспериментированию. Учитывая возрастные особенности и индивидуальные личностные способности детей, разработала перспективный план работы.
Во второй младшей группе, проводилась работа по темам: «Форма, цвет, величина», «Вода», «Снег», «Продукты», «Свет и тепло», «Песок».
Например, при изучении темы «Форма, Цвет, Величина» в ходе дидактических игр: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек», «Составь пару», «Подбери по цвету» дети познакомились с различными предметами, овощами и фруктами, и их вкусовыми качествами, научились различать фрукты и овощи по запаху и на вкус. При изучении темы «Вода» дети увидели, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. В ходе элементарных опытов дети научились определять ее свойства: жидкая, прозрачная, бесцветная, может изменять цвет, не имеет вкуса и запаха, бывает холодной теплой и горячей. В ходе проведения опытов со снегом: «Лепим из снега пирожки», «Снежные цветы» по теме «Снег» дети усвоили то, что снег тает, когда тепло, а именно на ладошке или в помещении. Также дети усвоили, что из липкого снега можно слепить снежки и делать постройки, а из рыхлого – нет. Все эти знания детей закреплялись практически, дети лепили снеговиков и из настоящего снега и из пластилина. В процессе экспериментирования с продуктами питания у детей накопились конкретные представления о свойствах продуктов: – молока, чая, компота, соли, сахара. В ходе опыта «Компот для Хрюши» дети узнали, что именно сахарный песок помогает сделать компот вкусным, а не соль, например, или мука. Также дети познакомились с влиянием солнечного света и тепла на отдельные объекты окружающего мира (лук, семена). При изучении темы «Песок» дети познакомились с составом и его свойствами. Например, в ходе наблюдения дети рассмотрели и поняли, что песок состоит из очень мелких песчинок, похожих на зернышки. А при проведении опыта «Пирожки для Мишки» ребята поняли, что песок может быть сухим и мокрым, лёгким и тяжёлым.
Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:
-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
-замораживание воды;
-рисование на снегу цветной водой;
-изготовление цветных льдинок;
-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;
-наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;
-рисование на сухом и мокром песке;
Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы.
В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Немаловажное значение для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В связи с этим оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В уголке имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
В уголке экспериментирования «живет» персонаж Почемучка, который многое хочет узнать и всем интересуется. Он вместе с детьми «участвует» в опытах и экспериментах, решает возникшие проблемы, приносит интересные вещи юным исследователям. Все это способствует развитию любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.
Неотъемлемой частью работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада. С целью выявления отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей было проведено анкетирование родителей. По результатам анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты. Родители положительно относятся к детскому экспериментированию, но не совсем понимают его значимость в развитии ребенка. Наибольшее затруднение вызвали вопросы об организации и руководстве детских опытов. Родители отмечали занятость на работе, и нехватку времени на экспериментальную деятельность с детьми. Работа с родителями реализовывалась в следующих формах: индивидуальные и групповые консультации, дни открытых дверей, оформлена серия наглядной информации для родителей. В результате проведенной работы родители: научились организовывать элементарные эксперименты, повысили уровень педагогических знаний по данному вопросу.
На основе наблюдений за деятельностью детей, бесед, диагностики (методика «Выбор деятельности»), были выявлены результаты проведенной работы:
- в начале года лишь 5 детей (это 18%) отдавали предпочтение исследовательской деятельности; с организацией уголка экспериментирования и проведением ряда мероприятий предпочтение данному виду деятельности отдают 17 детей (61%);
- применение экспериментирования оказало влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
- расширение представлений детей об окружающем мире.
Таким образом, опираясь на свой педагогический опыт, и на научный опыт выдающихся исследователей, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности.
Литература
- Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н.Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ, 2008. – 64с.
- «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы»/ авт.-сост. Л. Н. Меньшикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
Предварительный просмотр:
Информационные технологии в работе с дошкольниками.
В связи с бурным развитием информационных технологий, интенсивным их внедрением в различные сферы человеческой деятельности, закономерно произошло внедрение ПК и в сферу образования: в вузы, среднюю школу, а теперь и в дошкольное образование. Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Отечественные и зарубежные исследования С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др. убедительно доказывают не только возможность и целесообразность использования компьютера в детских садах, но и особую значимость и роль его в развитии интеллекта, да и в целом самой личности ребенка.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютер обладает рядом преимуществ: предъявляет информацию в игровой форме, вызывая у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; привлекает надолго внимание ребенка движением, звуком, мультипликацией; является стимулом познавательной активности детей, поощряя их при правильном решении проблемных задач; предоставляет возможность индивидуализации обучения; дает право ребенку самому регулировать темп и количество решаемых игровых обучающих задач; предоставляет возможность дошкольнику приобрести уверенность в себе в процессе работы за компьютером; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты). [2]
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
- Подбор иллюстративного материала к занятиям, информационного материала для оформления стендов, родительских уголков, папок-передвижек (сканирование, Интернет, принтер, презентация).
- Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
- Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
- Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностика развития детей, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
- Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
- Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
- Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса).
- Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
- Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности.
- Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
- Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
12.Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ. [3;1]
Между тем при реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем:
- Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, для детей 5-6 лет норма 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
- При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
- Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. [4]
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление в электронном виде перспективных планов работы, конспектов открытых занятий, результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков, аттестационных материалов, обобщения опытом и т.д. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Использование ИКТ помогло значительно изменить предметно - развивающую среду группы. Умение пользоваться интернетом позволяет мне быть в курсе происходящего в педагогических сообществах, отслеживать анонсы событий (проведение конкурсов, семинаров), получать консультации по актуальным проблемам, знакомиться с разработками мероприятий. Общение на форумах с коллегами по всей России помогает идти вперед в работе воспитателя. В дальнейшем я планирую применять в своей работе компьютерные презентации.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Литература.
- Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» // Начальное образование. - 2006. - №3. -С.9-11.
- Белая К.Ю. Роль педагога в процессе внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - №8 - С. 4-8.
- Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. // Дошкольное воспитание. - 1991. - №5 - С. 92-95.
- Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т.С. Комарова – М., 2011.
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в средней группе
«Путешествие в мир Волшебницы Воды»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Задачи:
- помогать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (бесцветная, прозрачная; может изменять цвет; на морозе превращается в лёд); уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать речь детей, активизировать словарь: бесцветная ,прозрачная;
Материалы: мостик-верёвка; камни-круги; кукла Буратино; оборудование для экспериментирования (емкости для воды, гуашь, ватные палочки, бутылка со льдом, бутылка с водой, кусочки пенопласта, салфетки);
Методика проведения
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей пришли на вас посмотреть? Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Меня зовут Анастасия Ивановна, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение и будем внимательными, чтобы многое узнать.
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте одну из моих загадок, будьте внимательны:
Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая? (вода) О чем загадка?
А хотите отправиться в путешествие в мир Волшебницы Воды? Тогда
приготовьтесь следовать за мной
Звучит фонограмма «шум воды»
Воспитатель: Ребята, вслушайтесь, на что похожи эти звуки? Все верно,
так шумит текущая вода (в реке, в ручейке, из крана, дождь)
Давайте мы с вами сейчас представим, что перед нами течет шумная река и нам ее надо перейти. Отправляемся в путешествие: сначала по узенькому мостику, затем по камням. Ступаем аккуратно, чтобы не замочить ноги.
Дети вслед за воспитателем «переходят реку» по веревке и кругам,
расположенным на полу.
Воспитатель: Ну вот, мы благополучно преодолели шумную реку....А кто это плачет? (подносит палец к губам, обращает внимание на сидящего в уголке куклу Буратино) Вот это встреча! Веселый, озорной мальчишка и вдруг плачет! Ребята, а я, кажется, знаю, почему у него плохое настроение: Буратино очень любит путешествовать, но его никто не берет с собою, а еще он ничего не знает о воде, (он ведь в школу не ходил, помните сказку?) Давайте возьмем Буратино в путешествие и расскажем ему о воде все, что знали и узнаем сегодня. Буратино присядет на стул и послушает нас. Ну, а мы с вами, ребята, станем «учеными» и постараемся больше узнать о воде, присаживаемся на стульчики.
Опыт №1 «Вода не имеет цвета, но ее можно покрасить»
Воспитатель: У вас на столах стоят баночки с водой. Поставьте их поближе к себе: рассмотрите, понюхайте и ответьте мне, какого цвета вода в баночке? (ответы детей).
Вода бесцветная, чистая, прозрачная, а так как она прозрачная, что вы увидели сквозь воду? (ответы детей)
(на дне баночек с водой лежат рыбки, крабики, ракушки)
Все эти животные живут в воде, но они живут только в чистой воде. А вода может изменить свой цвет? (ответы детей).
Давайте сделаем это: наберем на ватную палочку гуашь и опустим ее в воду. Что произошло с нашей чистой, бесцветной водой? (ответы детей)
Верно, вода изменила цвет. Была вода чистая, а стала грязная. Могут жить рыбки в такой воде? (ответы детей)
Такую воду никому нельзя пить и жить в такой воде никто не сможет.
Итак, мы с вами выяснили, что прозрачную воду можно окрасить.
Опыт №2 «Вода может превратиться в лед, а лед превращается в воду»
Воспитатель: Перед тем, как идти к вам в детский сад, я налила в бутылку воды, чтобы принести ее вам. Сейчас я ее достану
(достает бутылку со льдом)
Ой, что же случилось, куда подевалась вода и что это в бутылке? (ответы детей.) Дорога в детский сад длинная, а на улице мороз - вода в бутылке превратилась в лед. Потрогайте, какой он? (твердый, холодный и налить в стакан его нельзя.)
А мне-то нужна вода! Что же мне делать, ребята? (ответы детей).
Вы совершенно правы: на холоде вода превращается в лед, а тепле - в воду, (достает такую же бутылку с водой.)
Опыт №3 «Ветер дует - лодочка плывет»
Воспитатель: Ребята, а какой транспорт ходит по воде? (ответы детей) Корабли, лодки перевозят грузы и людей. Давайте и мы с вами пустим на воду маленькие кораблики.
Дети кладут на воду кусочки пенопласта
Воспитатель: А почему же наши кораблики не плывут? А давайте тихонько подуем на них. Что происходит с корабликом? (он плывет), а почему он поплыл? (потому что мы на него дуем). Так и настоящие лодки могут плыть благодаря ветру. Теперь давайте подуем посильнее. Что случилось? (чем сильнее мы дуем, тем быстрее плывет кораблик).
Мы сейчас с вами узнали, что вода нужна еще и для того, чтобы по ней передвигался водный транспорт.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами много говорили о воде, многое о ней узнали. Давайте сейчас расскажем Буратино, кому нужна вода?
(воспитатель обращает внимание детей на слайды «Кому нужна вода», дети
перечисляют)
- для чего вода нужна людям?
- для чего вода нужна животным и растениям?
Воспитатель: Верно, вода нужна всему живому на земле: растения надо поливать водой, иначе они погибнут.
Животным тоже нужна вода, чтобы пить, а некоторые животные в ней живут.
Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, умываться, закаляться, отдыхать возле воды, плавать по ней. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вот поэтому ВОДА - царица всей природы. А какую воду мы с вами пьем? (ТОЛЬКО ЧИСТУЮ)
Верно, для умывания, приготовления пищи, необходима только чистая вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. А чтобы наш гость Буратино не забывал об этом, мы ему подарим памятку-медаль, где написано «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!»
В память о путешествии в мир Волшебницы Воды я и вам, мои маленькие ученые, вручаю медали.
Воспитатель благодарит детей за помощь, оказанную Буратино.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проект «Наши добрые сердца»
Тип проекта: интегрированный, краткосрочный.
Продолжительность: 1 неделя (с 3 по 7 февраля)
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.
Образовательные области: социализация, коммуникация, познание.
Актуальность:
В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности.
Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается и на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов в ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент актуальной.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.
Цель проекта: формировать первоначальные представления о нравственных чувствах и эмоциях.
Задачи:
- формировать положительное отношение к себе, окружающим, окружающему миру;
- воспитывать умение внимательно и с уважением относиться друг к другу; поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
- развивать представления детей о понятиях «добро», «зло» их важности в жизни людей.
Предполагаемый результат:
Предварительная работа: подбор и изучение методической литературы, нормативных документов по данной теме; подготовка необходимого материала для реализации проекта; беседа с детьми «Добрый человек , что это значит».
Сотрудничество с семьей: консультация для родителей «Как мы воспитываем доброту?»; памятка для родителей «Воспитание добротой»;
создание родителями совместно с детьми книжек-самоделок по теме.
Продукт проектной деятельности: выставка книжек-самоделок «Поделись добротой».
План реализации проекта
Познание: НОД «Полянка Доброты», Беседа «Добрые слова улучшают настроение» д/и «Добрый или злой», «Поможем Федоре»
Социализация: наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждать детей выражать доброе отношение к окружающим (во время приветствия, во время игр, в режимных моментах). Игра - ситуация «Защитим слабого»; игра - драматизация «Дружные соседи»; д/и «Заплакала сестрёнка, и я …», «Поделись с товарищем», «Оцени поступок».
Коммуникация: ситуативный разговор о хороших и плохих поступках в течение дня, расширение словаря за счёт слов – понятий «хороший - плохой», «добрый - злой», «смелый - трусливый», «честный - лживый». Беседы «Как заботиться о близких людях», д/и «Назови ласково», «Добрые и вежливые слова». Составление описательного рассказа по серии сюжетных картинок «Добрый поступок»
Чтение художественной литературы: по данной теме (В. Осеев «Волшебное слово», Е. Благина «Пришла ко мне подружка…», А. Кондратьева «Доброе утро»); обсуждение и оценка поступков героев, решение проблемных ситуаций «Как поступить?»;
Заучивание и чтение стихотворений о доброте, чтение пословиц и поговорок, разъяснение их смысла детям;
Трудовая деятельность: «лечим книжки», ухаживаем за комнатными растениями, помогаем поддерживать порядок в группе, помогаем няне
Предварительный просмотр:
Аннотация игрового поля.
1 | Название | «Улицы города» |
2 | Цель | Формирование навыков безопасного поведения на проезжей части. |
3 | Задачи |
|
4 | Для какой возрастной группы предназначено | Старший дошкольный возраст |
5 | Материал | Картон, цветная бумага, самоклеящаяся бумага; предметы – фигурки; маркеры пространства (строения (картон, цветная бумага), деревья, дорожные знаки (коктейльные трубочки, колпачки от зуб. пасты)); предметы, обозначающие события (транспорт). |
6 | Предварительная работа | Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и плакатов по правилам дорожного движения, экскурсии и целевые прогулки к проезжей части. |
7 | Краткое описание применения игрового поля | Игровое поле может быть использовано как в образовательной деятельности, так и во время самостоятельной деятельности воспитанников. Беседы («Правила движения транспорта», «Как правильно переходить дорогу»), ситуации общения, игровые ситуации, составление рассказов, составление и отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры, режиссёрские игры, моделирование «дорожных ситуаций», дидактические игры и упражнения («Поставь дорожный знак», «Наш друг светофор», «Верно-не верно», «Вопросительный жезл»). |
8 | В чем его мобильность, вариативность использования | Игровое поле мобильно, разбирается и складывается в коробки. Легко перемещается с места на место, служит длительное время и в любой момент может быть доступно для воспитанников. В данном игровом поле меняются декорации, персонажи, макет можно дополнять разнообразным предметным материалом в зависимости от игрового замысла. |
9 | Ф.И.О. автора (авторов) | Тельнова Анастасия Ивановна |
10 | Должность | Воспитатель |
11 | Место работы автора (авторов) | БДОУ «Детский сад № 9 г. Тары» |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Формирование основ коммуникативной грамотности дошкольников через использование дидактического пособия «Речевые кубики»
Развитие функциональной грамотности в дошкольном образовании является актуальной задачей в настоящее время. Одним из важнейших условий успешной социализации ребёнка в окружающем мире является своевременное усвоение коммуникативных умений и навыков. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании, полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Главная задача педагога на первом этапе овладения функциональной грамотностью – заинтересовать детей, сделать их участниками образовательной деятельности.
Наибольшие возможности в развитии коммуникативных навыков у детей имеет игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте.
Дидактическое пособие «Речевые кубики» предназначено для развития связной речи дошкольников, формирования основ коммуникативной грамотности, выразительности речи, обогащения активного словаря. Пособие способствует повышению интереса воспитанников к получению знаний.
Кубики можно использовать в разных возрастных группах, с усложнением материала.
Кубики могу быть использованы при организации непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности дошкольников.
Описание пособия:
Дидактическое пособие представляет собой серию кубиков грани, которых оформлены в виде знакомых для детей картинок: игрушки, домашние животные, овощи, фрукты, глаголы, предметы дома, цвета, цифры до 6, геометрические фигуры.
Каждый кубик может быть использован как самостоятельно, так и в сочетаниях, по усмотрению педагога.
Цель мастер класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования речевых кубиков как средства развития речи дошкольников.
Задачи:
- Сформировать у педагогов – участников мастер – класса представление об игровой технологии.
- Обучить участников мастер – класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.
- Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции.
Материал: речевые кубики
Практический раздаточный материал: ножницы, клей, картинки, заготовки кубиков.
Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: Формирование основ коммуникативной грамотности дошкольников через использование дидактического пособия «Речевые кубики»
Эффективное развитие связной речи детей дошкольного возраста – одна из важнейших проблем современности. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
Я хочу вам представить дидактическое пособие «Речевые кубики», которое как я считаю, поможет в решении данных проблем.
Дидактическое пособие «Речевые кубики» предназначено для игр и упражнений по развитию речи.
Игры с кубиками охватывают все направления речевого развития ребенка: словарь, грамматический строй, произносительную сторону речи и связную речь (диалог и монолог).
Кубики могу быть использованы при организации непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию, в индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности дошкольников.
Игровое пособие представляет собой серию кубиков грани, которых оформлены в виде знакомых для детей картинок: игрушки, домашние животные, овощи, фрукты, глаголы, предметы дома, цвета, цифры до 6, геометрические фигуры.
Каждый кубик может быть использован как самостоятельно, так и в сочетаниях, по усмотрению педагога.
Кубики достаточно просты в изготовлении. Их можно сделать из картона или обклеить старые кубики. Кубики можно использовать в разных возрастных группах.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем кубик мы вращать!
Предлагаю вашему вниманию варианты работы с речевыми кубиками:
1 группа - Существительные. Склеиваем и начинаем играть – бросаем и задаем вопрос: «Что это?» или «Кто это?»
2 группа - Кубик с изображениями действий (стоит, лежит, идет, сидит, бежит, летит) При игре с таким кубиком задаем вопрос: «Что делает?» Соединяем в игре два кубика – предмет и действие. Объединяем в словосочетание выпавшие картинки: «Что это? Что делает?», уточняем у ребенка, бывает ли такое.
3 группа - кубики с цифрами. Учим согласовывать числительное и существительное: две матрешки, но шесть матрешек. Один мяч, два мяча, пять мячей.
4 группа - кубики с разными цветами. (красный мяч, красная матрешка, красное яблоко, красные помидоры, красный нос). Учим согласовывать существительных с прилагательными.
5 группа - кубики с геометрическими фигурами (круглые часы, круглая Луна, круглый стол, круглое блюдце) Составляем словосочетание из 2х кубиков в разных вариациях: предмет + цвет, предмет + количество, фигура + цвет, фигура + количество, предмет + действие, предмет + форма.
Следующий этап игры — сочетаем три признака и три кубика:
— предмет + количество + форма,
— предмет + цвет + форма,
— форма + цвет + количество.
Не забываем каждый раз уточнять: «Бывает не-бывает?», когда это бывает? Если «не бывает» — знакомим с вопросительной интонацией, затем можно поиграть и с восклицательной: «Красный банан?» (вопросительно), «Красный банан!» (восклицательное предложение, удивленно, восхищенно, изумленно).
6 группа – «Кубики историй»
Ребёнок берёт кубик, кидает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать историю, затем следующий ребёнок бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходя от одной картинки к другой, получаются разнообразные интересные истории.
На первых этапах игры с кубиками задачу можно упростить. Сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает воспитатель, а следующий ребёнок и т. д. Каждый раз получается новая, удивительная, неповторимая история!
А сейчас я предлагаю вам поупражняться в изготовлении кубиков и составлении истории.