Муниципальный конкурс «Профессионал – 2015» номинация «Сопровождаем процесс образования».
1. Представление конкурсанта
2. Анкета участника Конкурса «Профессионал 2015»
3. Педагогическое эссе «Моя педагогическая философия»
4. Описание системы опыта работы
5. Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_konkursanta.docx | 13.79 КБ |
esse_microsoft_office_word.docx | 20.73 КБ |
opyt_raboty.docx | 48.27 КБ |
prezentatsiya_portfolio.pptx | 775.15 КБ |
Предварительный просмотр:
В управление образования тульской области
Представление конкурсанта «Профессионал – 2015»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 67 – детский сад комбинированного вида выдвигает Астафьеву Светлану Александровну работающую в должности учитель-логопед на участие в муниципальном конкурсе профессионал – 2015
Краткое обоснование выдвижения
За период работы показала себя инициативным работником, владеющим профессиональными знаниями и умениями по специальности и смежными с ней областями: психологии, олигофренопедагогике, социальной педагогике.
Углубленно работает над вопросом развития связной речи посредством пересказа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через специально организованные формы обучения. Педагог может поставить и обосновать цели и задачи образовательной области «Коммуникация» и связанных с ней областей, ориентируясь на знание нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Создала свой блог на портале «МААМ .RU», неоднократно размещала свое портфолио и конспекты непосредственно образовательной деятельности по взаимодействию с воспитанниками, имеющими отклонения в речевом развитии на nsportal.ru.
Заведующая МБДОУ № 67 Е.А.Соколовская
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №67 —
детский сад комбинированного вида второй категории.
Эссе
на тему
«Моя педагогическая философия»
учителя-логопеда
Астафьевой Светланы Александровны
Тула, 2014
«Кто никогда не был ребёнком, никогда не будет взрослым»
(Ч. Чаплин)
Проснувшись зимним утром, собравшись сама и собрав своих детей я иду на работу в другую жизнь к своим детям. По дороге размышляя про «своих» детей я задумалась: конечно, по-настоящему любить можно только своих детей, но детей на работе я тоже люблю, пусть по другому, но люблю, они тоже «мои», они неповторимы.
Пошёл лёгкий первый снежок и, упав на ладонь, невероятно красивая снежинка незамедлительно растаяла. И я задумалась – а веди дети тоже как эти снежинки, они неповторимы, проходят через нашу жизнь и исчезают, оставляя в памяти яркие воспоминания. Я иду и размышляю об этом и ещё о том, как сделать так, чтобы моя жизнь, прожитая вместе с коллегами и, главное, с детьми, не прошла бесследно, чтобы мои знания, моя помощь, моя любовь к детям оказались востребованными. Вот такие философские размышления на пороге детского сада! Хотя, наверное, каждый человек в душе философ, ведь философия – в дословном переводе с греческого – это любовь к мудрости.
Я вхожу в группу с улыбкой, здороваюсь и вижу глаза своих детей: в одних настороженность, в других интерес, в третьих радость. И уже начинаю настраиваться на работу с каждым. Ведь перед нами стоит задача не только научить детей, но и вывести его на общение, раскрыть его собственные способности, открыть для ребёнка неограниченные возможности общения, вселить в него уверенность в собственные силы, способствовать развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребёнок становится более эмоциональным, любознательным и отзывчивым; меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Для того чтобы раскрыть ребёнка, я и сама стараюсь быть открытой. Стараюсь поставить себя на его место, понять его внутреннее состояние, особенности личности. Любовь к детям – главный язык в общении с ними. Дети помогают нам, взрослым, видеть мир каждый раз по-новому: подмечать детали, не переставать удивляться, а значит, не стареть и чувствовать себя счастливыми! Из своего опыта работы я знаю, что принятие ребёнка как полноправного партнера в сотрудничестве – залог успешной коррекционно – образовательной деятельности, то есть «совместное творчество» является наиболее продуктивным и результативным.
Всё вышесказанное говорит о том, что педагог, в частности логопед, не стоит над ребёнком, а сопровождает его. В словаре русского языка глагол «сопровождать» означает идти, ехать вместе кем-либо в качестве спутника или провожатого. В дословном переводе «сопровождение» означает содействие. Сопровождение ребенка не ограничивается взаимодействием с одним специалистом, в сопровождении участвуют родители, другие специалисты, ближайшее дружеское окружение ребенка. Потому что развитие человека связано со сменой и обогащением многообразных форм общности, через которые он проходит на своем жизненном пути. Моя работа не ограничивается только работой с детьми, я включаю в коррекционный процесс и родителей, выступаю в роли партнера, наставника, консультанта, помощника в нашем совместном труде. Активное участие родителей в коррекционно – развивающем образовательном процессе, позволяет значительно повысить эффективность работы и создать единое пространство речевого развития. Приятно побеседовать с родителями, желающими получить от тебя практические советы для совместной деятельности с детьми в домашних условиях, что, несомненно, поможет их деткам преодолеть те или иные трудности в речевом развитии. Радует, когда результаты работы вижу не только я, но и родители.
В своей работе я ориентируюсь на использование игровой технологии, технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка и здоровьесберегающие образовательные технологии (дыхательная и артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, пальчиковая гимнастика, физкульминутки и динамические паузы, упражнения на релаксацию). Чтобы быть интересной детям, я готовлюсь к каждому занятию, продумываю игровые приёмы, сюжеты, подбираю дидактический материал, использую интернет ресурсы. Быть «на одной волне» с ребенком, создавать различные ситуации общения мне помогают информационные технологии. Время не стоит на месте и мы должны двигать в ногу со временем и современными детьми, поэтому в целях полноценной коррекции речевых нарушений использую ИКТ (информационно-коммуникационные технологии). Используя элементы ИКТ как часть занятия позволяет глубже вовлечь детей в образовательный процесс, заинтересовать их, позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
С дошкольниками всегда очень интересно. Конечно, есть и трудности, но радостей дети доставляют больше, чем огорчений, и к концу года так сближаешься с ними, что расстаешься с тяжёлым сердцем. Осознание того, что дети пришли ко мне с множественными речевыми дефектами, а ушли с чистой речью, что они полюбили родной русский язык; что знания, умения, навыки, полученные занимаясь со мною, помогут им в дальнейшем при обучении в школе и, вообще, в жизни – наполняет моё сердце радостью и гордостью за свою профессию!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №67 —
детский сад комбинированного вида второй категории.
Индивидуальный педагогический опыт работы
учителя-логопеда
Астафьевой Светланы Александровны
«Особенности связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Тула, 2014
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями, необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.
У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
При общем недоразвитии речи наблюдаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной речи. Это обуславливает актуальность проблемы выявления особенностей связной речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста для построения наиболее эффективной коррекционной работы.
Цель исследования: изучить особенности связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: формирование связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В основу нашей работы легла следующая гипотеза: у детей с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
4. Разработать методические рекомендации для воспитателей.
Теоретическая значимость работы заключается в описании характера нарушения связной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость заключается в разработке методов формирования связной речи у детей дошкольников с ОНР.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. И., Коротковой Э. П., Бородич А. М., Усовой А. П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения.
Спонтанное речевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
Исследование уровня сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста
Цель – выявить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.
Задачи:
1. Изучить связную речь детей шестого года жизни.
2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей.
3. Выявить особенности связной речи детей с общим недоразвитием.
В экспериментальной части нашей работы мы использовали серию заданий для исследования связной речи из "Тестовой методики диагностики устной речи Т.А.Фотековой".
Анализ полученных результатов исследования.
После анализа полученных результатов мы выделили три уровня успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии связной речи у этих детей – высокий, средний и низкий.
Результаты сравнительного исследования связной речи экспериментальной и контрольной группы отражены в диаграммах.
Данные сравнительного исследования уровня овладения связной речью.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ текста.
Таким образом, анализ полученного материала позволяет сделать вывод о том, что по уровню развития связной речи дети дошкольного возраста с ОНР значительно отстают от своих сверстников с нормальным речевым развитием.
Проведя исследование, мы выявили следующие особенности связной речи детей с ОНР:
- нарушение связности и последовательности изложения;
- низкая информативность;
- бедность и стереотипность лексико-грамматических средств языка;
- пропуски смысловых звеньев и ошибки;
- повторы слов, паузы по тексту;
- незаконченность смыслового выражения мысли;
- трудности в языковой реализации замысла;
- необходимость в стимулирующей помощи.
Формирование связной речи у детей
На основании данных проведенного исследования мы составили план работы с детьми с ОНР (III уровень), предусматривающий тематическую последовательность несколько отличную от той, что описана в специальной литературе.
Обозначился следующий порядок:
- пересказ рассказа по демонстрируемому действию;
- составление рассказа по демонстрируемому действию;
- составление рассказа с использованием фланелеграфа;
- пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;
- составление рассказа по серии сюжетных картинок;
- пересказ рассказа с использованием одной сюжетной картинки;
- составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Этими видами рассказывания мы ограничили работу над связной речью на первом году обучения.
Анализируя результаты проведённой работы, мы сделали вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчают нашим детям овладение этим видом связной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Эти и аналогичные схемы мы использовали не только для составления описательных рассказов, но и для сравнительных рассказов, придумывания загадок о предметах, а также в таком важном и сложном разделе работы, как обучение детей самостоятельной постановке вопросов.
В ходе обучения нами использовался ряд вспомогательных приёмов: жестовые указания на форму предмета, его детали; описание с опорой на рисунки. Эффективным при обучении детей с ОНР, по нашим наблюдениям, является приём параллельного описания логопедом и ребёнком двух однотипных игровых предметов, когда педагог, а вслед за ним ребёнок, составляют описание предмета по частям, называя одни и те же признаки.
В заключение хотим отметить: положительные результаты обучения детей связной речи и пересказу свидетельствуют об эффективности используемых нами приёмов.
Значительное место в работе над формированием связной речи мы отводим упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, рассказов из собственного опыта. Включали в занятия доступные задания творческого характера (составление рассказа по аналогии с пересказываемым текстом, продолжение к действию, изображенному на серии сюжетных картинок и др.).
При проведении занятий ставились следующие задачи:
- Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
- Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
- Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения.
Виды творческих заданий, включаемых в занятия по обучению различным видам рассказывания
Цель занятия | Виды занятий |
Обучение пересказу Обучение рассказыванию по картинам Обучение описанию предметов | Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения (воспитатель). Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинных панно, наглядной схемы). Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам (изображение персонажей или отдельных эпизодов рассказа (сказки) и их словесное описание). Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом (воспитатель): а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); Восстановление нужной последовательности предложений. Составление «творческих пересказов» - с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др. Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу). Придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вариантов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины («кто самый внимательный?», «кто лучше запомнил?» и др.). Упражнения в составлении предложений по данному слову (словоформе) с опорой на картину. Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.). Придумывание продолжения к действию, изображённому на картине (серии картин). Составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец логопеда). Восстановление пропущенного звена (какой-либо картинки) при составлении рассказа по серии картин. Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но не показанного фрагмента, закрытого экраном). Игра-упражнение «Узнай, что это!» Составление описания предмета по собственному рисунку (воспитатель). Использование игровых ситуаций при составлении описательных рассказов («Магазин», «Пропала собачка» и пр.) (проводит воспитатель). |
Заключение
Изучение связной речи детей шестого года жизни с ОНР выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст; большинству требуются вопросы-подсказки; рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание. Как правило, рассказы бессвязны, в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения. Налицо проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно сформирована связная речь, что проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания.
Приложение
Занятия по серии картинок «Умный ёжик» (сюжет Н.Радлова)
I период второго года обучения
Цель занятий: обучение детей составлению связного рассказа по серии картинок, изображающих основные моменты сюжетного действия.
Основные задачи:
1. Развитие навыков анализа наглядно изображенного сюжета, умений воссоздавать сюжетную ситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок;
2. Развитие фразовой речи детей, навыков составления распространенных ответов на вопросы; использование фраз из 3-6 слов при составлении рассказа и др.;
3. Формирование навыков словоизменения (в основном существительных);
4. Развитие воссоздающего и творческого воображения у детей;
5. Формирование и развитие связной речи в форме рассуждения.
Оборудование: 4 цветные картинки среднего формата, наборное полотно или демонстрационная доска.
Обучение рассказыванию по данной серии картинок проводится на двух занятиях.
Первое занятие
I. Организационная часть. Подготовка детей к основной части задания. Узнавание предмета по его описанию. Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.
Загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети».
Вопросы: - Скажите, ребята, где растут яблоки? - Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: «Где растут яблоки?» - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».)
Загадка о ёжике: «под соснами, под ёлками бежит клубок с иголками».
Педагог: «Кто скажет, где живёт ёж?»
II. Разбор содержания картинок.
Педагог: «Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошёл с одним ёжиком».
Проводится разбор содержания картин в вопросно-ответной форме.
Вопросы к картинкам. 1-я картинка
- Что вы видите на этой картине? - Какие деревья здесь растут? - Как называется место, где растут яблони? (при затруднении дается подсказка: «Это слово начинается со звука С»). - Кто изображен на картинке?
При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами «кто» и «что».
- Что делает ёжик? Что он делает с яблоками?
Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка». В случае необходимости указанные слова воспроизводятся по подсказу начального слога.
2-я картинка
Что сделал ёжик? Куда залез ёжик? (на дерево?);
Где лежат яблоки? (под деревом);
Где сидит ёжик? (на дереве).
(Дети упражняются в словоизменении на основе слов «дерево» и «яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)
3-я картинка
Что сделал ёжик? Как прыгнул (упал) ёжик? (Вводятся словоформы – «на спину», «спиной вниз».) Куда упал ёжик? (на яблоки).
4-я картинка
Что изображено на этой картинке? Куда пошел ёжик?
(Вводятся слова «наколоты», «нанизаны», которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)
В заключение даётся ряд общих вопросов:
«Почему яблоки лежат на земле?» (Внимание акцентируется на слове «созрели».)
Какое время года здесь изображено? Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания закрепляются в развёрнутых фразах-ответах, например: - Яблоки созревают в конце лета.
При работе с детьми более сильной группы разбирается содержание 1, 2 и 4-ой картинок.
III. Размещение картинок детьми в нужной последовательности на наборном полотне. Составление рассказа по цепочке (по одному фрагменту каждым ребёнком).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Раздел 1 – Общие сведения; Раздел 2 – Основные документы, обеспечивающие деятельность учителя – логопеда ДОУ; а) нормативно-правовая учителя-логопеда б) специальная документация учителя логопеда Раздел 3 – Содержание коррекционно–развивающей деятельности. Раздел 4 - Организация работы с детьми. Раздел 5 – Учебно-методическое обеспечение. Раздел 6 – Развитие речевого дыхания
Раздел 1 . Общие сведения. ФИО Астафьева Светлана Александровна Год рождения 1981 Образование Средне – специальное Высшее Учебное заведение Тульский педагогический колледж №2 Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Квалификация 1. Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в интеллектуальном развитии и с задержкой в психическом развитии, в речевом развитии по специальности Специальное дошкольное образование. 2. Педагог психолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии по специальности " коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)"
Категория I квалификационная категория Общий стаж работы Педагогический стаж Стаж по специальности 10 лет Должность и место работы Учитель-логопед МБДОУ №67 – детский сад комбинированного вида
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ I - 1 Нормативно-правовая база Федерального уровня. 1-01 Конвенция ООН о правах ребёнка. 1-02 Закон РФ « Об образовании». 1-03 Типовое положение о ДОУ № 666 от 12 сентября 2008 г. 1-04 Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии № 212 от 10.03.2000г. 1-05 Письмо М.О. Р.Ф. « О специфике деятельности специальных ( коррекционных) образовательных учреждений» № 48 от 26.12.200г. 1-06 Письмо М.О.Р.Ф. « Об учителях-логопедах» № 20-58-07 ин/ 20-4 от 22 января 1998г.. 1-07 Приказ М.О.Р.Ф. « Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений» № 1908 от 26.06.2000г. 1-8 Приказ М.З.Р.Ф. «О специализированной помощи при нарушениях речи и других ВПФ» № 383 от 28.12.1998г. 1-9 Приказ М.З.Р.Ф. « Об утверждении клинического расстройства «модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств»» № 311 от 06.08.1999г. I – 2 Нормативно- правовая база Регионального уровня. 2-01 Инструктивно методическое письмо ГУО г. Тулы « об организации работы учителей-логопедов образовательных учреждений» № 19/1 от 09.01.2003 г. 2-02 Управление образования администрации г.Тулы методические рекомендации « по составлению учебных планов для старшей и подготовительной групп образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и имеющих в своём составе группы для детей с нарушениями речи» дополнение к документу № 188 от 02.02.2007г. I – 3 Нормативно-правовая база Локального уровня. 3-01 Трудовой договор. 3-02 Должностная инструкция учителя-логопеда МДОУ № 28 № 07. 3-03 Инструкция по охране труда для логопеда ИОТ-09-2008г.. 3-04 Приказ заведующей МДОУ № 28 « об открытии коррекционных групп. Раздел 2 – Основные документы, обеспечивающие деятельность учителя – логопеда ДОУ
Перечень специальной документации учителя-логопеда 1 Диагностика 1-01 Диагностический пакет с методиками. 1-02 Отчёты. 2 Личное дело каждого воспитанника 2-01 Заявление от родителей 2-02 Анкеты для родителей. 2-03 Протокол обследования ПМПК. 2-04 Речевая карта. 2-05 Индивидуальный коррекционный маршрут. 2-06 Перспективный план работы с ребёнком на учебный год. 2-07 Результаты работы над речью ребёнка. 3 Планирование 3-01 Общий план логопедической работы на учебный год. 3-02 План коррекционной работы с детьми (согласно диагнозу и срокам обучения). 3-03 Календарный план. 3-04 План индивидуальных занятий. 3-05 Циклограмма деятельности ( по дням недели). 4 Взаимодействие ( участники коррекционно-образовательного процесса). 4-01 Схема взаимодействия. Функции участников коррекционной работы; 4-02 Тетради совместной работы учителя-логопеда и воспитателя. 5 Журналы 5-01 Журнал регистрации детей в логопедическом кабинете 5-02 Журнал учёта посещаемости детьми логопедических занятий. 5-03 Журнал логопедического мониторинга 6 Рабочие тетради 6-01 Рабочие тетради по развитию лексико-грамматических категорий. 6-02 Рабочие тетради по подготовке к обучению грамоте. Грамота. 6-03 Тетради для домашних заданий и коррекции звукопроизношения. 7 Паспорт логопедического кабинета. 7-01 Приказ заведующей ДОУ о функционировании логопедического кабинета. 7-02 Положение о логопедическом кабинете 7-03 Визитная карта кабинета. 7-04 Инвентарь логопедического кабинета. 7-05 Список литературы. 7-06 Программы. 7-07 Папка для воспитателей. 7-08 Папка для родителей.
Раздел 3 . Содержание коррекционно-развивающей деятельности. Целью логопедической работы является обеспечение своевременной и наиболее адекватной потребностям и возможностям ребёнка с речевыми нарушениями диагностической, профилактической и коррекционно – педагогической помощи .
Обследование воспитанников общеразвивающих групп и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно – речевой помощи. Изучение уровня речевого, познавательного, моторного развития и индивидуально – типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Коррекционно-воспитательное воздействие на речь воспитанников в процессе логопедических занятий; Комплексное развитие речи детей, направленное на формирование правильного звукопроизношения; подготовка к обучению грамоте; обогащение и развитие словаря; развитие грамматического строя речи; формирование связной речи учащихся. Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды. Координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми. Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи детей Задачи логопедической работы
Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются фронтальные и индивидуальные занятия. Продолжительность занятий составляет 15-25 мин. и зависит от возраста, диагноза и индивидуальных особенностей детей. Раздел 4 . Организация работы с детьми.
На фронтальных занятиях дети получают знания об окружающем мире, закрепляют лексико-грамматические категории, проводится работа по развитию связной речи, развитие фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте, по развитию мелкой и общей моторики.
Индивидуальная работа проводится в следующих направлениях: проверка, отработка домашних заданий; закрепление материалов фронтальных занятий; развитие психических процессов восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания; развитие общей и мелкой моторики; развитие дыхания; артикуляционные упражнения; коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его различение.
Раздел 5 . Учебно-методическое обеспечение. Время не стоит на месте, и поэтому наряду с традиционными методами логопедического воздействия пользуюсь современными средствами информационно-коммуникационных технологий, которые использую для проведения занятий, создания презентаций, наглядных пособий, подготовки к занятиям. Использую в практике работы наглядное моделирование При подготовке детей к обучению грамоте; В коррекции звукопроизношения; В развитии фонематического слуха и восприятия; При формировании лексико-грамматических категорий; В развитии связной речи
Мои помощники: в подготовке и проведении фронтальных занятий
Индивидуальных занятий
Логопедический уголок в группе Логопедический стенд в МБДОУ
Раздел 6. Развитие речевого дыхания У детей с речевой патологией физиологическое дыхание имеет свои особенности. Оно поверхностное, верхнерёберного типа, ритм неустойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у них ниже возрастной нормы. Дошкольникам с речевыми нарушениями необходимо развивать физиологическое дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений. Для развития физиологического дыхания использую различные пособия, многие из них изготовлены мною самостоятельно. Работа по развитию дыхания с применением пособий позволяет: - обучить детей длительному, целенаправленному ротовому выдоху; - сформировать такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность Чтобы поддержать интерес к упражнениям на развитие правильного дыхания, применяются различные игровые упражнения. Вертушки Остуди чай Задувание свечей Игра «Прожорливые фрукты» Игры «Рыбки», «Бабочки», «Собери яблоки», «Сдуй снежинку», «Разгони облака», и др. привлекают детей своей красочностью. Упражнение «Буря в стакане» или «Шторм в стакане» Мыльные пузыри
Спасибо за внимание!!!