Для вас,мои ученики

Манохина Ольга Владимировна

Зайдя на эту страницу,мои ученики смогут распечатать необходимый им материал и выполнить предложенные мною задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon index.php_.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово !

Цели:1)Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи.

2) Развивать логическое мышление, интерес к глубокому изучению языка, слова, речи.

3) Формировать уважительное и бережное отношение к родному языку; повышать культуру речи учащихся, воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: Выставка стенгазет, словарей, презентация, компьютер,

Ход мероприятия:

1.Сообщение темы. Песня «Наш край».

2.Слово учителя:

-Дорогие коллеги, ребята! Нашу встречу,  мы открыли песней о Родине. Я хотела бы обратить ваше внимание на то, что Родина- это не только огромная территория и природное богатство, но и наш родной язык, великое русское слово, выделяющее нас как нацию среди миллионов людей на планете. Слово, обладающее магической властью и необыкновенной силой:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждом шагу,-

Как знамена в чехле берегу.

1ведущий: Сократ считал, что человек- творец самого себя. Представления о Сократе, как о синониме мудрости, мужества мысли сохранились до нашего времени. Рассказывают, что, когда к Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты, наконец, чтобы я мог тебя узнать!».

2 ведущий: Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому надо учиться- учиться  упорно и терпеливо. Писатель Толстой отмечал, что обращаться с языком кое-как -  значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Значение языка, речи, слова отмечают русские пословицы и поговорки:

-От доброго слова язык не усохнет;

-Каков разум, таковы и речи;

-Ветер горы разрушает, слово народы поднимает;

-Что написано пером, того не вырубишь топором.

Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык- это самое худшее, что есть на свете. Послушайте, пожалуйста:

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: « Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы. Вдохновлять на подвиги. Выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.»

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое худшее.

Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.

Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу : « Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»

Предание гласит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.

1 вед: Мы всегда должны помнить, что наша речь- это наша визитная карточка.

2 вед: Ведь не случайно Сократ сказал: «Заговори же ты, что я тебя узнал, наконец!».

1 вед: Так давай же сейчас предложим просмотреть несколько миниатюр на узнаваемость:

Театрализованное представление «Вали кулем!» слайд№1

Действующие лица: Андрюха, Шкара, Цыпа, инопланетянин, инопланетянка, учительница, ученики другой планеты:

Сценка

Слышится шум, появляются инопланетяне (он и она), услышав голоса, прячутся за штору в классе. Вбегают ученики.

Андрюха. Людя?! Я знаете, что просек? Контроша будет!

Шкара. Не врубился!

Цыпа. Тут кто-то вякнул7Вали кулем!

Андрюха. Афигел! Ашники сказали ,в натуре, контроша!

Шкара. Атас! Учиха хряет!

Появляется учительница.

Учитель. Дети! Хто не забрал польта в калидоре, несите в галдероб. И не нодо впадать в амбицую!

Раздается стук, в обморок падает инопланетянка.

Учитель. Войдите!

Андрюха. Да это инопланетяне прикостыляли откуда-то!

Учитель . Хто ето? Дайте стуло!

Шкара. Они с летающей тарелки!

Цыпа. Закрой каробучку, дубанутый! Фильтруй базар!

Инопланетянин. Мы прибыли на землю с далекой планеты. Мы долго готовились, изучали Ваш язык!

 Инопланетянка. А теперь мы сомневаемся, туда ли мы попали и язык ли это великого Пушкина!

Андрюха. Ну задолбали! Вы что, с трудностями? Русиш язык не доползает?

Инопланетянин. Соблаговолите пояснить значение слов, которые вы употребляете! Как вас зовут?

Андрюха. Я- Мопед, это- Шкара, это -Цыпа. Если кому в зубы засвистеть или бланш под глазом поставить- только скажите! Так засвечу-  все потухнут!

Инопланетянка. Будьте любезны, переведите все те непонятные выражения, которые вы употребляете в речи!

В разговор вступает учительница.

Учитель. Дети! Я скоко разов вам вдолблювала, оставьте свои хвокусы! Не выражайтеся!

Цыпа. Я же говорю. Приволоклися мы на матешу, только порфедолы под столы затырили, а тут такой прикол!

Шкара. Мы все повяли на раз!

Инопланетянка снова падает в обморок.

Инопланетянин. Держись, дорогая! Нам осталось доснять фильм, Подумай, сколько нового узнают дети нашей планеты!

Уроки у инопланетян на другой планете.

 Инопланетянка. Проверим, как  вы усвоили неологизмы русской речи! Начнем!

Ученики. Костыль! Клешня! Грабли! Балда! Лох!

Инопланетянка. Как заменить слова «Пришел»?

1-й ученик.  (мнется) Припер.

2-й ученик. Причапал, приволокся!

Инопланетянка. А как сказать «котрольная работа»?

Ученики. Контроша! Котробаша!

Инопланетянка. Конает! (Неактивному ученику) А ты что шлангом прикинулся гафрированным? Затолкай себе в башку: чтобы родители витамин ”р” не выписали, люби и изучай язык великого Пушкина!

1-й ведущий. Наверняка многие наши знакомые в  этих персонажах узнали себя. А вот еще одна миниатюра. И чтобы сказал Пушкин, если бы услышал, как говорит то  «младое, незнакомое племя» о его романе  «Евгений Онегин».

Сценка  (слайд № 2 ).

 Ученик и ученица.

- Димка, ну че, прочитал?

- Прочитал.

- Прикольно или стремно?

- Прикольно. Слушай. Короче, одного понтового чела достала лайф. Сам в порядке, зелени до бровей. А ему все по барабану. Свалил в деревню. Стал типа колхозником. Нашел себе дружбана, Ленского.

Сидят вечером, за жизнь перетирают. Запала на парнишку девчонка деревенская, ничо так, прикольная. Но Онегину не в кайф. Он ей культурно: « Учитесь, девушка, властвовать собой, не всякий, типа, Вас, как я, поймет».

- Вот лох!

- А тут, блин, праздники. Ну и подкатил Онегин к подруге своего другана. Тот за ствол.

- Ух, ты!

- Не хорошо получилось. Кровь пролилась. Пацан в бега … Короче…А короче, Лена, знаешь, я играл роль моего современника. И мне было как-то нехорошо и от этих манер, и от этого языка.

- Дима, наш слог, действительно, ужасен. А вот слог Александра Сергеевича Пушкина. Двести лет назад он написал, обращаясь к нам, а как современно, просто и гениально звучит:

Кто б ни был ты, о мой читатель,

Друг, недруг, я хочу с тобой

Расстаться нынче как приятель.

Прости. Чего бы ты за мной

Здесь ни искал в строфах безбрежных,

Воспоминаний ли мятежных,

Отдохновенья ль от трудов,

Живых картин, иль острых слов,

Иль грамматических ошибок,

Дай Бог, чтоб в этой книжке ты

Для развлеченья, для мечты,

Для сердца, для журнальных сшибок

Хотя б крупицу мог найти,

За сим расстанемся, прости!

 2 вед: Хочется и нам сказать: «Простите и Вы нас, Александр Сергеевич, за наше отношение к тому языку, который Вы нам подарили.

1 вед: 2007 год был объявлен Президентом Российской Федерации Годом русского языка. И это не случайно. В последнее время остро стоит проблема чистоты русского языка. Многие ученые бьют тревогу о надвигающейся катастрофе- вымирании русского языка.

Миниатюра  «Двенадцать стульев» (слайд № 3)

Инсценировка:

Действующие лица: автор, Эллочка, Эрнест Павлович Щукин (муж Эллочки).

Автор: Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Жена инженера Щукина, Эллочка Щукина, легко и свободно обходилась тридцатью.

Эллочка: Хамите! Хо-хо!

Автор: Выражает в зависимости от обстоятельств восторг, многословного и могучего русского языка.

Эллочка: Знаменито! Мрак! Жуть!

Автор: Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: «Жуткая встреча».

Эллочка: Парнишка.

Автор: Обращение ко всем знакомым мужчинам.

Эллочка: Не учите меня жить! Красотка! Поедем на извозчике!

Автор: Говорится мужу.

Эллочка: Поедем на таксо.

Автор: Говорится другим мужчинам.

Эллочка: У вас вся спина белая.

Автор: Шутка. Остальное небольшое количество слов служило передаточным звеном между Эллочкой и продавцами магазинов.

Несчастный муж Эллочки, Эрнест Павлович Щукин, и не подозревал о том, что его жена купила на аукционе 2 стула. Семейный бюджет был подрезан под самый корень.

Щукин: Здравствуй, Еленочка! Откуда стулья?

Эллочка: Хо-хо.

Щукин: Нет, в самом деле?

Эллочка: Блеск!

Щукин: Да, стулья хорошие. Подарил кто-нибудь?

Эллочка: Ого!

Щукин: Как? Неужели ты купила на последние деньги? А жить на что?

Эллочка: Хамишь, парниша!

Щукин: Что же делать?

Эллочка: Подумаешь!

Щукин: Ты живешь не по средствам.

Эллочка: Шутишь!

Щукин: Да-да, не по средствам.

Эллочка: Не учите меня жить!

Щукин: Нет, давайте поговорим серьезно. Я получаю 200 рублей…

Эллочка: Мрак!

Щукин: Взяток не беру, денег не краду, подделывать не умею…

Эллочка: Жуть!

Щукин: Вот что: так жить нельзя, нам нужно разойтись.

Эллочка: Хо-хо!

Щукин: Мы не сходимся характерами.

Эллочка: Шутите!

Щукин: И откуда у тебя этот идиотский жаргон?

Эллочка: Не учите меня жить!

Щукин: Нет, это невыносимо! Живи, как тебе хочется, а я так больше не могу.

Эллочка: Красота!

Автор: Муж ждал, что жена хоть этом случае воздержится от своих обычных металлических словечек. Эллочка напряглась и стала искать подходящие слова. Они быстро нашлись.

Эллочка: У тебя вся спина белая!

Эллочка и Щукин в конце сценки забирают по одному стулу и расходятся в разные стороны.

2 вед: Ситуация, описанная Ильфом и Петровым, относилась к первой половине 20 столетия, однако русский язык не был побежден такими, как Эллочка.

Русский язык могуч и богат!

Из уважения к предкам

Не позволяйте коверкать язык

Эллочкам - людоедкам!

1 вед: Плохо, однако, и то, если речь человека перенасыщена неуместно употребляемой лексикой так, как в рассказе- шутке  «Сотрудник института синонимов». (слайд №4 )

Сценку разыгрывают три актера.

Роли: рассказчик, Михайлов, Сидорчук.

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

- Моя фамилия Михайлов,- отрекомендовался посетитель.

- А моя -  Сидорчук, -сказал начальник ЖЭКа.

- Я работаю старшим научным сотрудником в институте синонимов.

Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению…

- Ну и что?

- Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела... Не

надо меня торопить, погонять, понукать, подхлестывать, подстегивать…

- Товарищ Михайлов, я все-таки хотел бы…

- Хотеть, делать, желать, стремиться-  это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

- Но что я должен сотворить? Что?- взорвался Сидорчук.

- Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

- Наконец-то вы сказали, в чем дело. Только … вот  такой справки я    

выдать не могу. Их выдает паспортистка Мария Ивановна Кукушкина.

-Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…

-Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но, увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

- Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет. – Только, пожалуйста, уходите, выйдете, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявления на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются».

Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

- Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальника ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему все-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлепать, притопать…»

 2 вед: Ребята, мы ходим в школу, чтобы учиться, получить знания, стать грамотными и культурными людьми. Еще в 18 веке писатель Фонвизин в своей комедии  «Недоросль» в образе Митрофанушки высмеивал невежество. Лень, тупость. Необразованность. Но, не правда ли, некоторые сцены из этой пьесы и сейчас кажутся вполне современными? !!!

 1 вед: Наша встреча подходит к концу. В заключение хочется прочитать стихотворение поэтессы Анны Ахматовой  «Клятва», которое было написано в годы ВОВ

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь.

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

 2 вед: Всех каверз и смешных ситуаций, в которые попадали наши герои, можно было бы избежать, умело используя правила русского языка. Да, тогда зазвучала бы прекрасная русская речь.

1 вед: Учащиеся нашей школы обеспокоены тем, что в речи появляются слова-паразиты, на которые никто не обращает внимания, а порой ребята даже гордятся тем, что могут круто разговаривать. Живя в стране стыдно не знать язык. Выражаем благодарность всем, кто ответил на нашу анкету и желаем оставаться такими же неуспокоенными. Быть активными участниками-борцами за чистоту языка.

 2 вед: Чтобы быть достойным гражданином своей страны. Сохранить ее культуру и традиции необходимо в совершенстве владеть родным словом.

  1 вед: Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается наша Родина.

Итог. Слово учителя: У нас сегодня, ребята, состоялся очень важный разговор. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту русского языка. Эта проблема решается и на государственном уровне. Не случайно в материалах ЕГЭ много вопросов по культуре речи.

-А как бороться? Что для этого надо делать? О чем мы говорим каждый день, на каждом уроке?

- Начать надо с себя. Читать! Читать! Читать! Слово тоже нуждается в защите.

Заповеди речевого поведения: (слайд №5 )

Защита, защитить, защищать. Нужно защищать Родину от врагов; Можно защитить близкого человека или друга от обидчика. Можно защищать честь мундира, свою собственную честь. Но сегодня мы должны защитить слово. Слово тоже нуждается в защите.

Это так, а не иначе,

Ты мне, друг мой, не перечь:

Люди стали жить богаче,

Но беднее стала речь.

Гаснет устная словесность

Разговорная краса,

Отступают в неизвестность

Речи русской чудеса.

 Чем лучше человек знает язык, тем свободнее он владеет его богатствами, тем выше культура речи этого человека.

Культура речи - это правильность, точность, выразительность и разнообразие.

Чтобы повысить культуру своей речи нужно знать и помнить                                                                                                      заповеди речевого поведения.

Вот они: (слайд №6 ).

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость- основа речевого поведения.

3. Избегай слов-паразитов.

4. Говори просто, четко, понятно.

5.Следуй высоким образцам.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Избегай речевого однообразия.

   Домашнее задание: Ответить на вопросы анкеты  (слайд №7).

Анкета:

1.Считаете ли вы, что русский язык меняется не в лучшую сторону?

2.Используете ли вы жаргонизмы в своей речи?

3.допустимо ли использование жаргонных слов и выражений в СМИ?

4.Какой телеканал, программа, телеведущий чаще других, по- вашему, использует жаргонную лексику?

5.Обращаете ли вы внимание на ошибки на афишах, объявлениях и т. д. Как относитесь к этому?

6.Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?

Сила слова «Словом можно убить, словом можно спасти…»

Путь к слову – трудный путь. И пусть сердце учителя никогда не успокаивается. В руках учителя величайшие возможности открыть сознание моментально. Одной фразой: «Ты все сможешь!» Разбудить ученика - вот наша главная задача, разбудить так, чтобы рука писала, а сердце не молчало (слайд №8).