Конспект интегрированного занятия "Заповедник Малая Сосьва"
Опубликовано 13.11.2014 - 6:26 - Сенникова Светлана Анатольевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
ХМАО – Югра г. Советский
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация»
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 7 «Улыбка»
Тип занятия: подгрупповое.
Тема занятия «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва»
С.А.Сенникова, учитель-дефектолог
«Чтобы работать в заповеднике мало профес¬сиональных знаний.
Надо еще любить природу и уметь наблюдать ее.
И еще надо постоянно чувствовать
ответственность за окружающий мир.»
( из книги «Заповедник Малая Сосьва»)
Тип занятия: подгрупповое.
Тема занятия: «Чудесный мир заповедника Малая Сосьва»
Цель занятия: Создание условий для обогащения речи детей через их познавательную деятельность.
Задачи образовательные:
уточнять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе заповедника «Малая Сосьва»;
упражнять в образовании существительных множественного числа в родительном падеже, поиск определений - какая вода;
закреплять общие речевые навыки (звукопроизношения, четкой дикции, звучности и образования притяжательных прилагательных «Чьи следы»;
закреплять знания детей о диких животных и птицах заповедника;
закреплять у детей понятие - «Красная книга»,
развивающие:
развивать поисковую деятельность детей;
уметь находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
развивать умение прислушиваться к мнению сверстников;
развивать кинестетические ощущения тонких движений пальцев рук, используя нетрадиционные приемы.
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе заповедника;
воспитывать у детей этические началы личности - умение соблюдать правила поведения в заповеднике.
Методы:
словесный, наглядный, практический, игровой.
Приемы:
1. Организационный момент (приглашение в путешествие по заповеднику «Малая Сосьва»),
2. Использование художественного слова (стихотворения: «Заповедник, ты мой заповедник..», «Советский район»).
3. Беседа с детьми. »
4. Рассматривание карты «Советский район», ХМАО и новых знаков на маршрутном листе.
5. Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».
6. Работа с демонстрационным и раздаточным материалом.
7. Сухой бассейн: « Сложи из камешков зайчика», д\и « Опыт с водой»).
8. Музыкальная динамическая пауза: «Лисонька».
9. Сюрпризный момент с инспектором заповедника.
10. Подведение итогов
Материал и оборудование:
Карта Советского района и ХМАО.
Маршрутная лента.
Предметы для путешествия (нужные вещи: рюкзак, компас, аптечка, карта..)
Раздаточный и наглядно дидактический материал (картина с изображением животных, картинки с изображением диких птиц, следы животных, кочки на болоте, природный материал (камешки, кора деревьев, родниковая вода)
Индивидуальная работа: Ваня К- развивать умение логически правильно выражать свои мысли в речи при ответе на поставленный вопрос.
Вика С, Максим Т- правильно произносить поставленные звуки в речи.
Словарная работа:
активизировать словарь детей по теме: «Живая и не живая природа заповедника «Малая Сосьва »
обогащать словарь детей за счет слов: бобр, заповедник, кордон.
Предварительная работа:
чтение художественной литературы по данной теме;
беседы о заповедном крае, о лесных обитателях нашего края;
рассматривание иллюстраций, картин в книгах: «Советский район» Заповедники Югры);
экскурсии в лес в разные сезоны года;
наблюдение на прогулке;
дидактические игры: «Домино», «Лото», «Когда это бывает», "Чьи детки», «Кто как прячется», «Кто как кричит»
Ход занятия:
В музыкальном зале смоделирована ситуация «Осенний лес в заповеднике» Звучит спокойная музыка.
1. Организационный момент:
Введение, погружение в игровую ситуацию.
Учитель -дефектолог:
Советскому району 40 лет!
Какой срок жизни молодой и яркий.
Мы шлем ему сердечный свой привет.
И посвящяем в честь него занятие.
Учитель -дефектолог:
Дети, посмотрите на карту ХМАО. Советский район входит в состав ХМАО
Учитель -дефектолог:
Куда вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: (На озеро. В заповедник «Малая Сосьва» В лес, на речку).
Учитель -дефектолог:
Почему вы хотите путешествовать по заповеднику «Малая Сосьва»
Дети: ( Скоро юбилей Советского района. О советском районе мы многое знаем. Край наш родной - давно изучаем. И на природе часто бываем.)
Учитель -дефектолог:
Нам нужно взять только самые нужные вещи, т.к. путешествие наше будет коротким. Назовите, какие вещи в путешествии окажутся лишними? (ваза...) Какие предметы нам необходимо взять с собой
Дети: (хлеб, воду компас, аптечку, маршрутную ленту..)
Игра: «Собери рюкзак»
Учитель -дефектолог:
Что это такое и для чего она предназначена? Показы¬вает маршрутную ленту.
Дети: Это маршрутная лента. На ней топографическими знаками изображаются объекты. Она нужна нам, чтобы путешествовать по заповеднику. Во время путешествия нам нужно преодолеть лес, речку, овраг, болото.
Учитель -дефектолог:
Почему по заповеднику нельзя передвигаться на различных видах транспорта?
Дети: Нельзя нарушать привычный образ жизни заповедника и его обитателей. Животные и птицы могут испугаться шума моторов машин. Тогда мы будем передвигаться по суше пешком. А по речке на плоту. ,
Основная часть:
Учитель -дефектолог:
Заповедник, ты мой заповедник.
Чем встревожен, молчишь от чего?
Приглашаю я вас в заповедник
Ты входи без боязни в него!
Учитель -дефектолог:
Куда нам идти - подскажет маршрутная лента?
Что это за знак? (тропинка) Пойдемте, куда приведет нас тропинка? (контуры тропинки обозначены на полу)
Дети: Что это за камень около тропинки? Что-то написано.
Учитель -дефектолог:
Направо пойдешь - в болото попадешь.
Налево пойдешь - пропадешь.
Прямо пойдешь - в заповедник попадешь.
По какой тропинке пойдем? (по прямой)
Заповедник - край лесной, это место естественной природы. Куда ни кинь взгляд, везде величавая красота деревьев: сосен, елей, пихт, лиственниц, желтых берез. Тут подпирают небо громадные ели. Как руки, раскинули свои прямые сучья лиственницы и сосны. Здесь природа живет по своим законам.
Какие опасности поджидают в лесу?
Дети: Можно заблудиться, сбиться с дороги, провалиться в яму, встретиться с диким зверем..
Учитель -дефектолог:
Как нужно передвигаться по лесу?
Дети: Если дорога идет через лес, то стараться не уходить с дороги, не потерять ее. - Идут по лесу до реки М.Сосьва.
Игра: «Угадай по запаху» ( Дети с закрытыми глазами по запаху коры угадывают название деревьев, которые растут в заповеднике.)
Дети идут дальше по тропинке. Останавливаются на берегу речки.
Учитель -дефектолог:
показывает маршрутный лист:
Что на нем изображено? (плот)
Как вы думаете, почему здесь нарисован плот? (дети отвечают, что дальше передвигаться мы будем по речке на плоту).
Учитель -дефектолог:
Из чего мы его сделаем?
Дети: Обговаривают и принимают решение изготовить плот из подручного материала (бревен, веревок, веток). Дети строят плот и отправляются путешествовать дальше.
Учитель -дефектолог:
Мы готовы к отплытию. Вперед! Чтобы нам не было скучно в дороге, послушаем голоса птиц (аудиозапись на кассете)
Игра: «Много кого?» (картинки птиц обитающих в заповеднике)
Учитель -дефектолог: Послушайте, как весело щебечут птицы. Чему они радуются?
Дети: Радуются последним теплым осенним денькам.
Учитель -дефектолог:
Много в заповеднике птиц? А каких птиц много? Показывает картинки.
Дети: (много уток, гусей, кедровок, дятлов, глухарей, рябчиков, кукушек..) Журчит лесная речка, мы плывем на плоту. На пути появляется преграда - лесной завал - плотина, дети принимают решение остановиться, выйти на берег и продолжить путешествие пешком.
Беседа: о бобрах, которые занесены в Красную книгу.
Дети: Заповедник - край небольших рек и озер. В них обитают ондатры и бобры. Они перегораживают малые лесные речки, строят для жилья хатки. Грызет бобр под водой так же хорошо и быстро, как и на суше. Они смелые, ловкие. Шубы и шапки из них очень красивые и дорогие. Но лучше мы будем носить синтетические вещи, а животные пусть живут!
Из чего бобры сделали плотину?
Дети: Так хочется пить, а вода закончилась.
Обсуждение проблемы поиска воды: речная вода не пригодна для питья,нужно поискать родниковую воду
Учитель -дефектолог: показывает маршрутный лист:
Что на нем изображено? (овраг)
Как вы думаете, почему здесь нарисован овраг? Дети отвечают, наш маршрут пройдет через овраг.
Ребенок: Тихо шепчет листва в заповедном лесу.
Даже пение птиц не нарушит покой.
День, а здесь тишина, ручеек лишь журчит.
Учитель -дефектолог: Пойдемте к ручейку. Дети преодолевают спуск с горки.
Ребенок: На дне оврага почти всегда есть ручей, так как из земли бьют родники, можно набрать воду, утолить жажду.
Учитель -дефектолог:
Можно ли пить сырую воду, даже из родника?
Дети: Обсуждают.
«Опыт по фильтрации воды» - набирают воду и фильтруют ее, переливая через марлю и вату, которые лежат в аптечке. Утоляют жажду, пробуют на вкус.
Учитель -дефектолог:
Какая вода на вкус? (вкусная, чистая, прозрачная, прохладная..)
Перешагиваем через ручей и идем дальше.
Учитель -дефектолог:
Осенью в заповеднике необыкновенно красиво. Здесь можно встретить различных животных.
Игра: « Найди на картинке тех животных, которые попали в за¬поведник по ошибке».
Какие животные остались? Почему вы их не назвали?
Дети: Это дикие животные крайнего севера.
В заповеднике бродят лоси, пугают мелких животных бурые медведи, нарушают покой деревьев зайцы, лисицы, белки, трудолюбивые бобры.
Учитель -дефектолог:
Давайте остановимся на краю оврага и немного поиграем.
Музыкальная динамическая пауза
Массаж в парах (дети стоят парами по кругу)
Утром лисонька проснулась (кулачками трут глазки)
Солнцу нежно улыбнулась (массаж губных складок)
В кулачок все пальцы сжала (сжимают в паре кулачки)
Растирать все лапки стала (растирают друг другу ладошки)
Ручки, ручки растирала (первый ребенок гладит руки от плеча
вниз второму ребенку)
Ножки, ножки растирала (каждый себе гладит по коленям, пов-торяют еще раз)
А потом ладошкой пошлепала немножко ( стучат по рукам товарища от плеча к ладошке)
Вот какая красота! (ладошки на щечках, качают головой)
Ну, красавица - лиса! (руки разведены чуть в стороны,поворот головы вправо, влево)
Учитель -дефектолог: показывает маршрутный лист:
Что на нем изображено? (Палатка)
Как вы думаете, почему здесь нарисована палатка?
Дети: Палатка обозначает - привал, отдых.
Учитель -дефектолог:
Давайте остановимся на краю оврага и немного передохнем.
Дети: Смотрите, какие -то следы на песке.
Игра: «Чьи следы остались на песке»
Учитель -дефектолог:
Следы каких животных на песке? (лисьи, медвежьи, рысьи, беличьи, волчьи, заячьи....)
Игра : «Выложи из камешков зайчика»
Учитель -дефектолог:
Отдохнули немного. Давайте продолжим путь.
Посмотрим, где дальше проходит наш маршрут?
Что изображено на маршрутной ленте? (болото)
Как же нам перебраться на другой берег?
Дети предлагают свои варианты.
Вы слышите шорох в кустах, кто бы это мог быть там? (зайчик)
Дети: Маленький зайчонок, у него на лапке кровь, он ранен, наверное он пострадал от хищного зверя. Он не может передвигаться и сильно напуган. Что же делать?
Проигрывается ситуация с больным зайчиком.
Дети обсуждают ситуацию и принимают решение.
Дети: Хоть мы и очень торопимся, но надо помочь зайчишке, оказать первую помощь, полечить лапку.
Далее следуют любые импровизации детей:
У меня есть йод, я помажу больную лапку.
У меня есть пластырь, можно заклеить лапку.
Я могу забинтовать ей лапку бинтом....
Давайте возьмем его с собой. Отдадим ветеринару зоотехнику на кордоне, его подлечат и выпустят в лес.
Учитель -дефектолог:
Путешествие наше подходит к концу.
Чтобы вернуться в заповедник, нам нужно пройти через болото. Идем по кочкам через болото друг за другом.
Дети: Нас кто-то встречает.
Лесник: Здравствуйте дети! Вы вернулись на кордон заповедника, где живут и работают научные сотрудники, инспектора лесной охраны, егеря, лесники.
Дети передают раненого зайчика.
Игра: «Угадай по вкусу» (пробуют на вкус ягоды)
Лесник: С какими животными и птицами встретились? Какие препятствия вам пришлось преодолеть? Что нового вы узнали, путешествуя по заповеднику?
Что вам запомнилось во время путешествия? У меня для вас есть сюрприз.
Если вы угадаете, какую ягоду съели, я угощу вас ягодным пирогом.
Игра: «Угадай на вкус» (дети пробуют ягоды угадывают название)
1 реб. Заповедник, до свиданья!
2 реб. Могучий лес, расти на радость людям!
3 реб. Мы дружить с тобою будем.
4 реб. Отсюда мы выйдем добрее,
5реб. Мир чудесный всем сердцем любя.
Лесник: Приглашает на чаепитие.