Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
БАЛЯН Г.Б.-воспитатель МБДОУ д/с № 40 "Дружба"
…Твердо убежден, что есть качества души,
без которых человек не может стать насто-
ящим воспитателем, и среди этих качеств
на первом месте – умение проникнуть в
духовный мир ребенка.
Сухомлинский В.А.
Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям
Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Как его будут кормить, поить, укладывать спать? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие непрестанно плачут, как только закроется дверь за мамой или бабушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт с воспитателем, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Чем же объясняется такое разное поведение детей?
Причины могут быть самыми разными: отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения; наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании); неумение занять себя игрушкой; несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков .
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в
контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.
Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Прежде чем отдать ребенка в детский сад, необходимо провести соответствующую подготовку.
Что нужно делать родителям еще до поступления ребенка в детский сад?
Подготовка ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения со взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребенка, тем ему труднее
Узнайте распорядок дня в группе и приблизьте режим ребенка дома к распорядку дня в группе.
Обсудите в семье с ребенком, что положительного есть в детском саду (новые товарищи, много игрушек ). Нельзя угрожать ребенку детским садом как наказанием за его непослушание.
Выяснить, не ходят ли в этот сад дети Ваших знакомых. Адаптация пройдет легче, если в группе у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе. Посетите детский сад, в то время, когда дети на прогулке и познакомьте своего малыша с воспитательницей и с детьми.
Учить ребенка дома всем навыкам самообслуживания.
Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать ему понять, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются:
1.Тщаительный подбор педагогов в формирующихся группах.
2.Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.
3.Постепенное заполнение групп.
4.Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.
5.Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
6.Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт.
Очень важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
3. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации.
Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Прежде всего это:
1.Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое общение)
2.Удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных.
3. Индивидуальный подход к ребенку.
4.Максимальное приближение условий детского сада к домашним.
Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются:
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся навыков;
- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.
Список литературы.
1.Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003.
2.Белкина Л. Адаптация детей к условия ДОУ-2004 г.
3.Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006.