Физическая культура

иконникова светлана владимировна

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 6»

Корсаковский городской округ

Сахалинская область

Рабочая программа

 по предмету

 «Физическая культура»

                                        

                                                                                                                                                     Составитель:

Учитель  начальных классов

Иконникова Светлана Владимировна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по физической культуре разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской  программы В. И. Лях: «Физическая культура. 1—4 классы»  утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Лях, В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Лях, В.И. Физическая культура. 1-4 классы. Рабочие программы / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2012.

Статус программы –адаптивная.

Общая характеристика учебного материала

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание  и организацию учебного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ первоначальных представлений о значении физической культуры и ее влияние на развитие человека.

Предметом обучения физической культуры в начальной школе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств, освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.

Выполнение данной цели связано с решением    следующих образовательных задач:

- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека; укрепление здоровья, улучшения осанки, содействие гармоничному физическому развитию;

- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;

- обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности;

- приобретение в области физической культуры знаний и умений, направленных на укрепление здоровья;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными   играми;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.

Место учебного предмета в учебном плане

        Согласно образовательному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в начальной школе выделяется 405 часов (на основании приказа Минобрнауки РФ от 30.08.2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений..»),  из них в 1 классе  99 часов ( 3 раза в неделю),   во 2-4 классе 102 часа   ( 3 раза в неделю).

На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного стандарта конкретного   образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

Тематическое планирование 1 класс

№№

Тема раздела (главы)

Кол-во часов

1

Знания о физической культуре

4

2

Легкая атлетика

26

3

Подвижные игры, элементы спортивных игр

25

4

Лыжные гонки

12

5

Гимнастика с основами акробатики

32

ВСЕГО

99

Тематическое планирование 2 класс

№№

Тема раздела (главы)

Кол-во часов

1

Знания о физической культуре

6

2

Легкая атлетика

26

3

Подвижные игры, элементы спортивных игр

26

4

Лыжные гонки

12

5

Гимнастика с основами акробатики

32

ВСЕГО

102

Тематическое планирование 3 класс

№№

Тема раздела (главы)

Кол-во часов

1

Знания о физической культуре

6

2

Легкая атлетика

28

3

Подвижные игры, элементы спортивных игр

28

4

Лыжные гонки

12

5

Гимнастика с основами акробатики

28

ВСЕГО

102

Тематическое планирование 4 класс

№№

Тема раздела (главы)

Кол-во часов

1

Знания о физической культуре

5

2

Легкая атлетика

28

3

Подвижные игры, элементы спортивных игр

29

4

Лыжные гонки

12

5

Гимнастика с основами акробатики

28

ВСЕГО

102

Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса являются:

- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;

- оказание помощи своим сверстникам и уважение к ним.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий и способы их исправления;

- общение и взаимодействие со сверстниками;

- обеспечение защиты и сохранности природы во время спортивных мероприятий, турпоходов и др.;

- занятия физическими упражнениями с учетом требований безопасности.

Предметными результатами изучения  курса являются:

- организация отдыха и досуга средствами физической культуры;

- изложение фактов истории физической культуры;

- измерение показателей физического развития (рост, вес, масса тела);

- бережное обращение с оборудованием и инвентарём.

Структура курса

Структура и содержание  учебного предмета задаются в программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы физической деятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела  «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе, знания о человеке, знания об обществе. Раздел «Способы физической деятельности» соотносится с представлениями  о самостоятельных  занятиях физическими  упражнениями, способах организации исполнения и контроля  за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся. Содержание «Физическое совершенствование» ориентировано    на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а также общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.

Содержание курса

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной.

Основанием базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика.

Базовый компонент составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся, с учетом местных особенностей работы школы.

Программа состоит из взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня; внеклассная работа и физкультурно-массовые мероприятия.

«Знания о физической культуре»

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека.

   Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

«Способы физкультурной деятельности»

Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.

«Физическое совершенствование»

Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.

Легкая атлетика

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.

Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

Метание малого мяча на дальность из-за головы.

Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход. Спуски в основной стойке. Подъем «лесенкой».Торможение «плугом».

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».

На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».

Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».

Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок». Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств. 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Учащиеся должны знать:

Об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских играх;

О способах и особенностях движений и передвижений человека, роль и значении психических биологических процессов в осуществлении двигательных актов;

О работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;

Об обучении движениям, роль зрительного и слухового анализатора при их освоении и выполнении;

О терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;

О физических качествах и общих правилах их тестирования;

Об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержание достойного внешнего вида;

О причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;

Вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режим нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;

Организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;

Взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.

Двигательные умения, навыки и способности:

Правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скоростью бега до 60 м по дорожке стадиона, бег в равномерном темпе до 10 мин; быстро стартовать из различных исходных положений; сильно отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 7-6 шагов; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату и др., преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; прыгать в высоту с прямого и бокового разбега с 7-9 шагов; прыгать с поворотами на 180º - 360º; совершать опорные прыжки на горку с гимнастических матов, коня, козла.

В метаниях на дальность и на меткость: метать не большие предметы массой 150 г на дальность из разных исходных положений (стоя, с колена, сидя) правой и левой рукой (с места и с 1-3 шагов разбега); толкать набивной мяч массой 1 кг с одного шага; попадать малым мячом внутрь гимнастического обруча, установленного на расстоянии 10 м для мальчиков и 7 м для девочек.

В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритмы движения; выполнять строевые упражнения, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предметов и с предметами (большим и малым мячами, палкой, обручем, набивным мячом массой 1 кг, гантелями массой 0.5-2 кг с соблюдением правильной осанки); слитно выполнять кувырок вперёд и назад; осуществлять прыжок с мостика на козла высотой 100 см и выполнять прыжок на маты с поворотом вправо или влево; уверенно ходить по бревну высотой 50-100 см с выполнением стоя и в приседе поворотов на 90º и 180º, приседаний и переходов в упор присев, стоя на колене, сидя; выполнять висы и упоры, рекомендованные комплексной программой для учащихся 1-4 классов; прыгать через скакалку, стоя на месте, вращая её вперёд и назад; в положении наклона туловища вперёд (ноги в коленях не сгибать) касаться пальцами рук пола.

В подвижных играх: уметь играть в подвижных играх с бегом, прыжками, метаниями; элементарно владеть мячом: держание, передача на расстояние до 5 м, ловля, ведение, броски в процессе соответственно подобранных подвижных игр; играть в одну из игр, комплексно воздействующих на организм ребёнка, типа "Пионербол", "Борьба за мяч", "Перестрелка", мини-футбол, мини-гандбол, мини-баскетбол.

Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже чем средний уровень основных физических способностей (см. таблицу)

Физические способности

Физические упражнения

Мальчики

Девочки

Скоростные

Бег 30 м с высокого старта(с)

6.5

7.0

Силовые

Прыжок в длину с места (см)

Сгибание рук в висе лёжа (кол-во раз)

130

5

125

4

К выносливости

Бег 1000 м

Передвижение на лыжах 1.5 км

Без учета времени

К координации

Челночный бег 3x10 м (с)

11.0

11.5

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения утренней гимнастики, закаливающие процедуры, применять рекомендованные для начальной школы подвижные игры и другие физические упражнения с целью укрепления здоровья и повышения физической работоспособности.

Способы спортивной деятельности: осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта (по упрощенным правилам).

Способы поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать порядок, безопасность и гигиенические нормы; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих слабые результаты; быть честным, дисциплинированным, активным во время проведения подвижных игр и выполнения других занятий.

Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры, составляющей вариативную часть (материал по выбору учителя, учащихся, определяемой самой школой, по углублённому изучению одного или нескольких видов спорта), развивает и определяет учитель.

Уровень физической подготовленности

1класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

11 – 12

9 – 10

7 – 8

9 – 10

7 – 8

5 – 6

Прыжок в длину с места, см

118 – 120

115 – 117

105 – 114

116 – 118

113 – 115

95 – 112

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,2 – 7,0

6,3 – 6,1

6,9 – 6,5

7,2 – 7,0

Бег 1000 м

Без учета времени

2 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз

14 – 16

8 – 13

5 – 7

13 – 15

8 – 12

5 – 7

Прыжок в длину с места, см

143 – 150

128 – 142

119 – 127

136 – 146

118 – 135

108 – 117

Наклон вперед, не сгибая ног в коленях

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Коснуться лбом колен

Коснуться ладонями пола

Коснуться пальцами пола

Бег 30 м с высокого старта, с

6,0 – 5,8

6,7 – 6,1

7,0 – 6,8

6,2 – 6,0

6,7 – 6,3

7,0 – 6,8

Бег 1000 м

Без учета времени

3 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

5

4

3

Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз

12

8

5

Прыжок в длину с места, см

150 – 160

131 – 149

120 – 130

143 – 152

126 – 142

115 – 125

Бег 30 м с высокого старта, с

5,8 – 5,6

6,3 – 5,9

6,6 – 6,4

6,3 – 6,0

6,5 – 5,9

6,8 – 6,6

Бег 1000 м, мин. с

5.00

5.30

6.00

6.00

6.30

7.00

Ходьба на лыжах 1 км, мин. с

8.00

8.30

9.00

8.30

9.00

9.30

4 класс

Контрольные упражнения

Уровень

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Мальчики

Девочки

Подтягивание в висе, кол-во раз

6

4

3

Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз

18

15

10

Бег 60 м с высокого старта, с

10,0

10,8

11,0

10.3

11,0

11,5

Бег 1000 м, мин. с

4,30

5.00

5,30

5,00

5,40

6,30

Ходьба на лыжах 1 км, мин. с

7,00

7.30

8.00

7.30

8.00

8.30

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:

       - старт не из требуемого положения;

       - отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;

       - бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

       - несинхронность выполнения упражнения.

Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Характеристика цифровой оценки (отметки).

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

В 1-4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, лазанье. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.

ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ 1 КЛАСС: проводятся в начале и в конце учебного года в рамках урока с целью выявления динамики физического развития учащихся (см. таблицу)

Нормативы

1 класс

5

4

3

1

Бег 30 м (сек.)

м

6,0

6,6

7,1

д

6,3

6,9

7,4

2

Бег 1000 м (мин,сек.) ("+" - без учета

времени)

м

+

+

+

д

+

+

+

3

Прыжок в длину

с места (см)

м

150

130

115

д

140

125

110

4

Прыжок в высоту,

способом

"Перешагивания" (см)

м

80

75

70

д

70

65

60

5

Прыжки через

скакалку (кол-во раз/мин.)

м

70

60

50

д

80

70

60

6

Отжимания (кол-

во раз)

м

10

8

6

д

8

6

4

7

Подтягивания

(кол-во раз)

м

3

2

1

8

Метание т/м (м)

м

15

12

10

д

12

10

8

9

Подъем туловища из

положения лежа на спине (кол-во

раз/мин)

м

28

26

24

д

23

21

19

10

Приседания

(кол-во раз/мин)

м

40

38

36

д

38

36

34

КОНТРОЛЬНЫЕ УРОКИ

2 класс

Тема

Дата

1

Разновидности бега: Челночный бег 3+10 м.

1 четверть

2

Прыжок в длину с разбега.

1 четверть

3

Прыжок в длину с места.

1 четверть

4

Метание малого мяча из-за головы на дальность.

1 четверть

5

Бросок набивного мяча из-за головы на дальность

1 четверть

6

Кувырок в перед, стойка на лопатках.

2 четверть

7

Мост из положения лежа. Кувырок назад.

2 четверть

8

Акробатические комбинации.

2 четверть

9

Повороты на месте налево и направо. В висе поднимание согнутых и прямых ног.

2 четверть

10

Вис спереди, подтягивание.

2 четверть

11

Перелезание через коня.

2 четверть

12

Ступающий шаг.

3 четверть

   13

Скользящий шаг без палок.

3 четверть

14

Скользящий шаг с палками.

3 четверть

15

Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте

3 четверть

16

Подъемы ступающим и скользящим шагом.

3 четверть

17

Подъем “Лесенкой “. Спуск в основной стойке

3 четверть

18

Торможение падением. Передвижение на лыжах до 1 км.

3 четверть

19

Прыжок в длину с разбега.

4 четверть

20

Прыжок в длину с места.

4 четверть

21

Кувырок в перед, стойка на лопатках.

4 четверть

22

Мост из положения лежа. Кувырок назад

4 четверть

3 класс

Тема

Дата

1

Разновидности бега: бег 30 м из низкого старта.

1 четверть

2

Прыжок в длину с разбега.

1 четверть

3

Прыжок в высоту с прямого разбега.

1 четверть

4

Метание малого мяча из-за головы на дальность.

1 четверть

5

Бросок набивного мяча от груди из положения стоя.

1 четверть

6

Кувырок в перед, стойка на лопатках.

        2 четверть

7

Мост из положения лежа. Кувырок назад.

2 четверть

8

Акробатические комбинации.

2 четверть

9

Повороты на месте налево и направо. В висе поднимание согнутых и прямых ног.

2 четверть

10

Вис спереди, подтягивание.

2 четверть

11

Перелезание через коня.

2 четверть

12

Ступающий шаг. Спуск в низкой стойке

3 четверть

13

Скользящий шаг без палок.

3 четверть

14

Скользящий шаг с палками.

3 четверть

15

Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием на месте

3 четверть

16

Подъемы ступающим и скользящим шагом.

3 четверть

17

Торможение падением. Передвижение на лыжах до 2 км

3 четверть

18

Прыжок в длину с разбега.

4 четверть

19

Прыжок в длину с места.

4 четверть

20

Кувырок в перед, стойка на лопатках.

4 четверть

21

Мост из положения лежа. Кувырок назад.

4 четверть

22

Повороты на месте налево и направо. В висе поднимание согнутых и прямых ног.

4 четверть

23

Вис спереди, подтягивание.

4 четверть

Список литературы для обучающихся

1. Веселая физкультура: учебник для учащихся 1 класса четырехлетней  начальной школы [Текст] / Е.Н. Литвинов, Г.И. Погадаев. – 2 изд. – М.: «Просвещение», 1997. – 64с.

2. Володченко В.Ю. Выходи играть во двор. – 2 изд., доп. [Текст] / В.Ю. Володченко. – М.: Мол. Гвардия, 1989. -139с.

3. Коротков И.М. Подвижные игры во дворе [Текст] / И.М. Коротков. – М.: Знание, 1987. – 96с.

4. Лях В.И. Мой друг –физкультура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы.[Текст] / В.И. Лях–М.:«Просвещение», 2004 – 190с.

5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. [Текст] / В.Н.Платонов. – Киев: Олимпийская литература, 1997.- 196с.

Список литературы для учителя

1. Былева Л.Б. Игра?... Игра! [Текст] / Л.Б. Былева, В.Л. Таборко. – М.: Молодая гвардия, 1998. – 223с.

2. Вавилов Ю.Н. Президентские состязания [Текст] / Ю.Н. Вавилов // Физическая культура в школе– 1997. -№7. С. 51-58.

3. Горбувов Г.Д. Психопедагогика. [Текст] / Г.Д.Горбунов – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 322 с.

4. Лях В.И., Зданевич А.А.. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: «Просвещение», 2011. – 126с.

5. Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы [Текст] / В.И. Лях. – М.: «Просвещение», 2011. – 209с.

6. Мустаев В.Л. Физическая культура: Учебно-методическое пособие [Текст] / В.Л. Мустаев. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1996. -130с..

7. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. [Текст] / Н.Г.Озолин – М.: Физкультура и спорт, 1995. – 226с.

8. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. [Текст]  / Н.Г.Озолин – М.: Астрель,2003. – 186 с

9. Талачев Е. Энциклопедия физических упражнений. [Текст] / Е.Талаче. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 422с.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по физкультуре во 2  классе

Тема: «Подвижные игры»

 

Цель урока:

         - Укрепление здоровья;

         - Развитие двигательных навыков и физических качеств посредством                  

           подвижных игр;

Задачи урока:

  1. Формирование учебно-познавательных компетенций:

             а)  умение целенаправленно организовывать свою деятельность;

             б) умение сравнивать, анализировать, синтезировать,  обобщать;

  1. Формирование коммуникативных компетенций:  навыки    работы    в       группе,  владение    различными социальными ролями в коллективе.
  2. Развитие скоростно-силовых качеств в подвижных играх:

а) воспитание коллективизма и взаимовыручки,  дружеских отношений в классном коллективе.

Тип урока: комбинированный

Место проведения: спортивный зал 

Время: 45 минут

Содержание урока

Дозировка

Организация и методика

I

Подготовительная часть:

12-14 мин.

Обратить внимание на внешний вид и на готовность к уроку.

 1.

Вход в спортивный зал,

 построение в шеренгу,

 приветствие, расчёт по порядку,

 сдача рапорта.

 

 2

Тема и цель урока: 

- А кто из вас знает, что нам надо делать для того, чтобы всегда быть здоровыми?(делать зарядку, заниматься спортом, закаляться, правильно питаться, выполнять дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, больше гулять на улице)

- «Очень важно быть физически хорошо развитым, ловким. Сегодня на уроке мы должны показать свою ловкость во время эстафет и подвижных игр.»

Вводный инструктаж по  ТБ.: «Давайте вспомним правила техники безопасности.

- Итак, если я произнесу верное высказывание (правило), вы хлопните в ладоши, если я произнесу ложное высказывание, топаете.

1. Во время занятия необходимо следить за своим самочувствием.

2. Строго выполнять указания и рекомендации учителя.

3. На уроке ФК можно есть конфеты, жвачки, нужно громко чавкать.

4. Необходимо соблюдать дистанцию в строю и при выполнении упражнений.

5. Можно кричать и драться.

6. Завязывать шнурки нужно вне строя.

7. Можно резко и быстро выполнять все упражнения, чтобы достигнуть лучшего результата.

8. Запрещается толкаться, ставить подножки товарищу, заниматься с развязанными шнурками, перебивать учителя, общаться с товарищем на интересные темы.

 

 3

Ходьба по залу с заданиями на осанку, с изменением положения рук:

а) на носках, 
б) на пятках, 
в) перекат с пятки на носок, 

г) ходьба с имитацией движения лыжника (руки за спину)

д) спортивная ходьба с переходом на медленный бег.

Следить за осанкой и соблюдать дистанцию.

 4

· Бег с заданиями:

Высоко поднимая бедро

С захлестыванием голени назад

Бег по диагонали

Бег змейкой

Спиной вперед

 

Дышать равномерно. Вдох носом, выдох свободный.

 

 

 

Смотреть через правое плечо

 

5

 Ходьба, восстановление дыхания.

Следить за равнением и дистанцией.

6

Упражнения в движении:

 

 

а) упражнения для рук и плечевого пояса,

Руки через стороны вверх – вдох, наклон – руки вниз выдох.

 

б) наклоны к прямой ноге на каждый шаг (ногу ставить на пятку),

Отведение прямых рук и согнутых, руки на уровне груди.

 

в) выпады поочередно левой и правой ногой с пружинящим покачиванием,

Сзади стоящая нога прямая, руки на колено впереди стоящей ноги.

 

г) махи согнутой и прямой ногой на каждый шаг.

Мах прямой ногой, опорную ногу в колене не сгибать.

 

д) прыжки в полном присяде

 

 

е) легкий бег с переходом на ходьбу

Следить за равнением и дистанцией.

7.

Построение в круг (образуем солнышко)

«Минутки для души»

1.Упр. на мелкую моторику рук.

2.Упр. «Бабочка» сидя на коленях руки опущены, заведя руки за спину, соединить ладони. Затем, вывернув сложенные руки пальцами вверх, расположите кисти так, чтобы мизинцы по всей длине касались позвоночника.

 

3.Упр. «Лебедь» сидя отвести плечи назад, приблизив лопатки друг к другу, руки за спиной взять в замок и выпрямить в локтях

- А сейчас давайте поиграем в игру «наведи чистоту». Вам дается минута, чтобы собрать свои гимнастические коврики, убрать их на место. Таким образом наведем с вами порядок.

1 мин

Упражнения

для успокоения,

для формирования правильной осанки

(упр. выполняются на гимнастических ковриках под музыку)

II

Основная часть.

 

 

1

Перестроение в одну шеренгу (на первый второй третий расчитайся)

 

Следить за равнением.

2

Игра «Волшебные буквы»

2 мин

Каждый участник по очереди бежит до конца зала и берет одну карточку с буквой. Из букв команда собирает слово (быстрота, гибкость, ловкость).Побеждает команда, которая первой соберет слово.

СЛОВО «ДРУЖБА»

3

Игра «Будь внимателен»

Дети   стоят  в  шеренгу   и  маршируют.  Учитель  произвольно,  с  разными  интервалами  и  вперемешку   дает   команды.  Дети  выполняют:

       Зайцы!   -  Дети  прыгают,  имитируя  движение   зайцев.

       Лошади!  -  Дети  ударяют  ногой  об  пол,  будто  лошадь   бьет   копы -

        том.

        Раки!  -  Дети   пятятся   назад,  как   раки.  

        Птицы!  -  Бегают,  раскинув  руки.

        Аист!   -  Прыжки   на  месте   на  одной  ноге.

        Лягушка!   -  Присесть   и  скакать  вприсядку.

2 мин

Развивает способность к концентрации и переключению внимания.

4.

    Игра «Мяч  капитану» (на две команды)

(Выходит капитан, бросает каждому игроку своей команды мяч, тот, кто ловит мяч, возвращает его капитану, а сам присаживается, и так пока не присядет вся команда).

 3 мин

5

Игра «Пионербол»

8 мин

6.

«Охотники».

Она развивает меткость и гибкость. Дети бегают по спортивному залу. В разных местах залах стоят, предварительно назначенные Охотниками, трое ребят с мячами в руках (если детей очень много, то Охотников может быть больше, если мало, то меньше). По сигналу водящего: «Стой!» - все участники останавливаются. Задача Охотников – с места попасть в кого-либо из участников мячиком. «Пораженная добыча» сменяет Охотника. Участники имеют право уклоняться от мяча, но они не должны сходить со своего места. Если участник сошел с места после команды «Стой!», то он обязан сам стать Охотником. 

4 мин

III

Заключительная часть

4  мин

 

1.

Игра на внимание «3-13-33»

1 мин

На счет «3» -руки вперед, «13»-руки к плечам, «33»-руки вверх. Допустивший ошибку делает шаг вперед и продолжает игру.

2.

Итоги урока:

- Какие упражнения, проделанные за урок, были наиболее трудные, и почему?

- Менялось ли у вас настроение за урок?

Оценивание за урок.

2 мин

 

3

Домашнее задание.

Рассказать близким о том, как очень важно быть бодрым и ловким.

30 сек

 

Анализ урока

Функциональные возможности организма ребенка, особенно в начальной школе, в большей степени связаны с двигательной активностью, являющейся биологической потребностью ребенка.

Значительное снижение двигательной активности приводит к задержке роста и развития, ухудшению состояния здоровья, уменьшению адаптационных возможностей организма школьника.

Видимо, поэтому приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей в специальных коррекционных школах-интернатах  является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности.

Одна из основных форм физического воспитания – это урок физической культуры.

Мой урок –«Подвижные игры»

Тема: «Подвижные игры , как один из способов повышения двигательной активности на уроке физической культуры в начальных классах».

Цель: Укрепление здоровья;  развитие двигательных навыков и физических качеств посредством подвижных игр;  использование подвижных игр для всестороннего и гармоничного  развития детей младшего школьного возраста.

Перед детьми я поставила следующие задачи:

Образовательная  -  совершенствование двигательных действий и физических качеств через подвижные игры (быстроты, выносливости, ловкости, ориентировка в пространстве, координации, силы).

Оздоровительная – укрепление морфофункциональных систем организма, формирование психологических свойств организма (логическое мышление, воображение, память, внимание и т.д.) и положительных эмоций.

Воспитательная – формирование дружной и согласованной работы, формирование нравственных качеств: организованности, самостоятельности, воспитывать чувство коллективизма.

Заранее был подготовлен инвентарь соответствующий данной теме урока.

Инвентарь: 3 волейбольных мяча, буквы, кегли, гимнастические коврики, ноутбук с музыкой.

Урок состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.

Цель подготовительной части урока:  

- заинтересовать занимающихся  к уроку, создание эмоционального фона.

- подготовка организма детей к предстоящей нагрузке.

Для привития интереса к уроку использовала: игровые методы.

В подготовке организма детей к предстоящей нагрузке.

применила такие средства как:

- дыхательные упражнения;

- упражнения на формирование осанки (изменение положения рук);

- упражнения для профилактики плоскостопия (различные виды ходьбы);

- упражнения для укрепления мышц спины, плечевого пояса, икроножных мышц (ОРУ).

Упражнения выполнялись в игровой форме. Детям было интересно, упражнения выполнялись с удовольствием т.к. были  не сложны по своему содержанию и соответствовали возрасту детей. Организм детей был подготовлен к предстоящей нагрузке.

 В основной части урока использовал  подвижные игры  для совершенствования физических качеств и двигательных действий.  Для детей игры были новые, но не составили сложности в применении. В каждой игре наблюдалась смена деятельности, что характерно для данного возраста.

«Охотники»

«Наведи чистоту»

«Собери слово»

«Игра на внимание»

При проведении игр старалась развивать и совершенствовать не только физические качества и двигательные действия, но и развивать психологические процессы такие как: память, внимание, воображение, логическое мышление.

Во время подвижных игр дети проявили организованность, самостоятельность, взаимовыручку, что подтверждает значение воспитательной задачи.

Заключительная часть урока так же несла оздоровительное значение

 использовала упражнения на релаксацию для мышечного расслабления – это способствует профилактике заболеваний органов кровообращения, облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения.

 Подвела итог урока, где выявила победителей, дети получили поощрение.

Методы, использованные при проведении урока.

Методы организации деятельности занимающихся на уроке:

1 фронтальный (весь состав класса)

2 групповой метод

3 индивидуальный метод

4 соревновательный

Методы наглядности:

- ориентиры (буквы)

Словесный метод (рассказ, объяснение).

С поставленными задачами справилась. Весь урок дети проявляли интерес к предстоящему виду деятельности, прослеживался большой эмоциональный подъем. На протяжении всего урока дети были активны, организованы; прекрасно слышали учителя и выполняли задания. Думаю, что по окончанию занятия дети получили заряд бодрости и энергии.



Предварительный просмотр:

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ.

1. Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии.

2. Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам.

3. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки (в 1-3 кл. катание на лыжах без палок).

4. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме.

5. Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной. ОБЯЗАТЕЛЬНО иметь при себе варежки.

6. При возникновении каких-либо проблем у вас или вашего товарища обязательно сообщить учителю.

7. Идём на место проведения занятий по лыжам и обратно в школу организованно парами, не толкаемся (лыжи несём вертикально), слушаем команды учителя и дорогу переходим строго вместе с учителем.

8. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал 3-4 м, при спусках - не менее 30 м.

9. Если впереди идущий товарищ передвигается на лыжах медленнее вас, то можно вежливо попросить уступить лыжню.

10. При спусках не выставляйте вперед лыжные палки.

11. Если возникает необходимость, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади).

12. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

13. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.

14. При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сообщить учителю. Растирание нужно делать сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

15. Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

16. Перед входом в помещение счистить снег с лыж.

17. Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.

18. Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой следующие: температура не ниже -13ºС, тихий ветер. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, занятия на лыжах отменяются.

 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ.

1. Лыжи должны быть подобраны по росту занимающегося и находиться в исправном состоянии.

2. Крепления должны быть отрегулированы так, чтобы можно было без посторонней помощи прикреплять лыжи к лыжным ботинкам.

3. Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки (в 1-3 кл. катание на лыжах без палок).

4. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру: тесная или очень свободная обувь может привести к потертостям или травме.

5. Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной. ОБЯЗАТЕЛЬНО иметь при себе варежки.

6. При возникновении каких-либо проблем у вас или вашего товарища обязательно сообщить учителю.

7. Идём на место проведения занятий по лыжам и обратно в школу организованно парами, не толкаемся (лыжи несём вертикально), слушаем команды учителя и дорогу переходим строго вместе с учителем.

8. При передвижении на лыжах по дистанции соблюдайте интервал 3-4 м, при спусках - не менее 30 м.

9. Если впереди идущий товарищ передвигается на лыжах медленнее вас, то можно вежливо попросить уступить лыжню.

10. При спусках не выставляйте вперед лыжные палки.

11. Если возникает необходимость, приседая, падать на бок (обязательно держа при этом палки сзади).

12. Не пересекать лыжню, по которой передвигаются спускающиеся со склона лыжники.

13. Не прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи. Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет: это можно делать только рукой.

14. При занятиях лыжным спортом могут быть обморожения. При потере чувствительности кожи ушей, носа, щек следует немедленно сообщить учителю. Растирание нужно делать сухой рукой, а не снегом, так как в последнем случае можно повредить кожу и занести инфекцию.

15. Нельзя раздеваться во время передвижения на лыжах по дистанции (это приведет к простуде). Лучше снять лишнюю одежду до начала лыжной гонки, а после ее завершения надеть вновь.

16. Перед входом в помещение счистить снег с лыж.

17. Сразу после занятий по лыжной подготовке не пить холодную воду, чтобы не заболело горло.

18. Ограничения по температуре воздуха и погодным условиям при занятиях лыжной подготовкой следующие: температура не ниже -13ºС, тихий ветер. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, занятия на лыжах отменяются.