Работа с родителями

Кисель Татьяна Ефимовна

 "Хочу на родительское собрание!". Необычное желание родителей, неправда ли? Но именно так бывает там, где классный руководитель заботится о повышении педагогической культуры родителей, об обогащении их психолого-педагогическими знаниями.

  Контакты учителя начальных классов с родителями многогранны и сложны. Сколько раз с надеждой приходят к классному руководителю мамы и папы за помощью и советом. Что делать, если сын вдруг стал грубить? Как быть, если дочка-тихоня превратилась вдруг в кокетку и модницу? Как отвлечь ребенка от компьютера? Точных ответов на эти вопросы не знает никто. Но есть направление поиска, есть подобные и уже решенные проблемы, есть опыт других родителей и педагогов, который, по мнению К.Д.Ушинского, нельзя перенять, но можно использовать мысль (идею), выведенную из него.

  Семья-первый и главный воспитатель ребенка. Воспитание детей начинается с воспитания и самовоспитания родителей. Нельзя дать общую для всех формулу успешного воспитания, можно лишь назвать некоторые слагаемые успеха, помогающие обеспечить хорошие результаты семейного воспитания.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ваш ребенок идет в школу

(организационное родительское собрание)

Уважаемые родители!

Вот и наступил год и приближается тот день, когда ваши дочка или сын впервые войдут в школьный класс. Но еще раньше начинается тревожный и радостный этап жизни – подготовка ребенка к школе.

Наверное, среди вас нет ни одного, которого бы не волновало, как его ребенок будет учиться в школе, какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение будет для него радостным и полезным.

Итак, ребенку шесть с половиной лет. Если мы посмотрим на группу шестилетних детей, то увидим, что не все они кажутся одногодками. Вот этот, хоть ему и шесть лет, выглядит и ведет себя как пятилетний. А этому вполне можно дать семь, он явно взрослее своих сверстников. Почему так? Оказывается, кроме так называемого “паспортного” возраста, у каждого ребенка есть еще и биологический. А биологические часы у всех идут немного по-разному. Мальчики в этом возрасте в среднем почти на целый год младше своих сверстниц.

Развитие ребенка идет скачками, и не исключено, что тот, кто сейчас как бы отстает от сверстников, в какой-то момент не только догонит, но и перегонит многих из них. Но в школу, к сожалению, детей принимают по паспортному возрасту. А это значит, что они оказываются не в равных условиях: одни из них старше, а другие младше.

У ребенка этого возраста очень слабая мускулатура, управляющая сохранением определенной позы, А это значит, что он может без устали бегать и прыгать, а вот сохранять одну и ту же позу в течение даже 15 минут для него сложно. Он устает, у него возникают неприятные ощущения в спине, шее, руках. Ему срочно нужно подвигаться, сменить позу. Если мы ему этого не позволим, то думать об учебе в таком состоянии он все равно не сможет.

Для нормального развития психики ребенку необходимо чувство защищенности.. Наши дети в трудную минуту должны иметь возможность прижаться к маме. Это важно для их здоровья, и физического, и психического.

Если вам кажется, что ребенок ленив, то, скорее всего, ваши требования превышают его возможности. Ребенок – это вечный экспериментатор. Ему все интересно, он все хочет знать. Но хотеть знать и хотеть учиться – это не одно и тоже. Не надо обольщаться: ваш ребенок идет в школу не для того, чтобы учиться, шестилетний ребенок еще не может ставить познавательных целей. Он идет в школу, потому что купят красивую школьную сумку или рюкзак, потому что “днем не надо спать”, потому что “надоело в детском саду”, потому что “я буду школьником”. Если ребенок говорит, что хочет учиться, то скорее всего, он просто повторяет слова взрослых.

Шестилетки отличаются тем, что не умеют проигрывать, т.е. для них непереносимо знать, что они слабые, неумелые, плохие. Ребенок в этом возрасте еще не способен оценить себя, результаты своей работы. Он оценивает только свои усилия. Если он старался, то все, что он сделал, ему нравится. Если его оценка совпала с вашей – все в порядке. Если же ему нравится, а вам нет, то у ребенка два выхода. Первый – как бы не замечать вашей оценки. Вы говорите “плохо”, а он не слышит. Нам это кажется проявлением плохого поведения, неуважением к нам. А на самом деле это тот выход, который дает возможность ребенку сохранить себя. Второй выход – поверить вашей плохой оценке его труда, а значит признаться, что он “плохой”. Такая ситуация очень тяжело переживается ребенком, т.к. он не умеет проигрывать. Это ранит его психику и очень тяжело преодолевается. Именно поэтому будьте осторожны, оценивая работу своего первоклассника. Это не значит, что их всегда нужно только хвалить. Но если вы говорите ребенку, что он что-то сделал плохо, вы должны дать ему почувствовать, что оцениваете только его работу, а не его личность. Он должен чувствовать, что даже когда вы его ругаете, вы все равно его любите.

В жизни ребенок постоянно включается в решение задач, которые ему пока не по силам. Получилось – хорошо, не получилось – тоже не страшно: в этом случае все равно идет развитие мозга и психики. А мы этого не замечаем, видим только одно – не получилось. Ребенок на то и ребенок, чтобы чего-то не знать и не уметь. И пока он маленький, мы умиляемся его ошибкам и промахам. И это нормально.

Но вот ребенок пошел в школу. Конечно, он будет продолжать делать ошибки и с чем-то не справляться. Обучение идет через ошибки. Они корректируют путь развития, они необходимы. Но очень часто получается так, что мы перестаем умиляться, и начинаем сердиться. Почему? Что он такого сделал? Отсчитал не то количество клеточек, написал не ту букву, неправильно прочитал слово? Мы говорим – невнимательный. А кто сказал, что ребенок должен быть таким же внимательным, как взрослый? Ребенок делает ошибки и не может их не делать. Мы, конечно, должны помочь ему увидеть эти ошибки и исправить их, но при этом важно не превратиться из любящего родителя в злобного цензора. На наш взгляд, один из самых страшных пороков обучения первоклассников – это воспитание боязни ошибки.

Если ребенок панически боится ошибиться, он не ищет закономерностей, не пробует, не экспериментирует. Боязнь ошибки порождает трусость мысли. Он перестает думать, размышлять, анализировать, сопоставлять – он только вспоминает. Он мучительно вспоминает то, что говорил учитель или мама, то, что написано в учебнике. Полученные таким образом знания не встраиваются в целостное мировоззрение, а слабо держатся в памяти несвязными кусками. А это значит: ответил и забыл. Или: на уроке типовые задачи решаю, а в жизни применять свои знания не могу. Тогда зачем такие знания? Ради “5” в дневнике, которой можно похвастаться, сказав заветное: “Мой-то отличник”.

А если он не станет отличником? Если он постоянно делает ошибки? Совет один: терпение, терпение, терпение. Стыдно демонстрировать ребенку свое превосходство над ним. На его фоне вы умнее. Вы правильно считаете клеточки, знаете, что корова пишется через “о”…А что будет, когда он вырастет, а вы состаритесь, и память начнет вас подводить? Вы хотите, чтобы он тогда раздражался и сердился, как вы сейчас, и подчеркивал свое превосходство?

Итак, при первых школьных трудностях надо решить для себя главное: вы на стороне ребенка против его трудностей, или вы сторонний наблюдатель, или вы обличитель, а значит, на стороне трудностей и против ребенка? Какова ваша цель: уличить ребенка в незнании и неумении или помочь научиться? Важно сохранить у первоклассника желание познавать, желание ходить в школу, желание возвращаться домой и делиться с самыми родными людьми своими радостями и горестями, сохранить радость жизни. Он все равно научиться читать, писать, считать. Он может что-то не понять или забыть, но если он сохранит желание познавать, все остальное преодолимо. А вот если уже в начальной школе у ребенка возникнет отвращение к учению – это беда.

Каждый взрослый человек знает, что для успешного осуществления любой деятельности нужно обладать рядом таких качеств, как ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность.

Организованность проявляется и в малом, и в большом: умеет ли ребенок без подсказки родителей приготовить все необходимое для прогулки, игры или труда; в заданном темпе выполнить просьбу, поручение: убрать на место вещи, игрушки и т.д.

Задолго до школы ребенка нужно приучать к режиму дня, особенно в выходные дни. Обычно в выходные дни режим жизни детей резко нарушается. Помните, что ребенок должен спать не менее 10 часов в сутки, ложиться спать не позднее 21 часа. Хлопоты по хозяйству, личные проблемы взрослых членов семьи не должны отрицательно влиять на организацию интересной и полезной деятельности ребенка. Содержательное (пусть кратковременное) общение со взрослыми является потребностью детей этого возраста и жизненно им необходимо, т.к. определяет развитие личности.

Важным показателем нравственной готовности к школьному обучению является самостоятельность, активное отношение ребенка ко всему тому, что происходит в семье. Наблюдения показывают, как уверенно и легко входят в новую для них учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности и как много затруднений испытывают те, которые многого не умеют делать сами, как неуверенно, робко проявляют они себя в школьной жизни. Воспитанию организованности, самостоятельности способствует выполнение детьми постоянных посильных обязанностей в семье.

Переход от положения дошкольника к положению школьника – это новые права и обязанности учащихся, первое чувство ответственности перед семьей, обществом, самим собой. Этот начальный момент становления ответственности очень важен. Чтобы это необходимое качество формировалось у детей, родителям следует разъяснять им, зачем люди учатся, почему нужно многое знать и уметь, и на конкретных примерах показывать преимущества знающего человека для творческого труда, содержательной жизни.

Но перед всеми родителями обязательно возникают вопросы: нужно ли учить малыша читать и писать до школы? Как он должен считать? Какими знаниями должен обладать, чтобы первый школьный год прошел легко, чтобы ребенок ходил в школу с удовольствием?

У ребенка еще слабая рука, плохо развита мускулатура. Вы должны помочь овладеть ему ручной умелостью. Для этого пусть он рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает перебирать крупу, вышивает, вяжет – это и есть подготовка руки к письму. Конечно, перебирая мелкие предметы, ребенок не научится писать. Но разовьется его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, разовьется зрительный контроль за движением руки, и вы увидите, как легко ваш ребенок овладеет письмом в первом классе.

Советы родителям:

Совет 1. Подготовьте место для занятий ребенка дома.

Совет 2. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.

Совет 3. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Совет 4. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Успехов Вам в обучении ваших первоклассников!

        Для приема ребенка в первый класс родители (законные представители) предъявляют документ, удостоверяющий личность одного из родителей, и в обязательном порядке предоставляют полный пакет документов:

        письменное заявление о приеме ребенка в первый класс;

        медицинскую карту установленного образца (форма № 026/у) или копию медицинской карты, заверенную руководителем дошкольного образовательного учреждения;

        оригинал и ксерокопию свидетельства о рождении ребенка (ксерокопия заверяется подписью директора образовательного учреждения и печатью, после чего оригинал документа возвращается родителям (законным представителям);

        документ, подтверждающий право быть принятым в данное образовательное учреждение (по территориальной принадлежности)

Оригинал медицинской карты предоставляется в образовательное учреждение не позднее 30 августа текущего года.

 Уважаемые родители!

         С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

         Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

         Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

         Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической  и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, и т.д.

        Продолжительность уроков в начальной школе:

   в 1 классе – 35 минут

         Продолжительность учебного года:

   в 1 классе – 33 учебные недели;

    Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).



Предварительный просмотр:

Поощрение и наказание ребёнка в семье

(родительское собрание)

Уважаемые мамы и папы!

      Тема нашего сегодняшнего родительского собрания  «Поощрение и наказание ребёнка в семье». Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.

      Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. « Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы  поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…

      Поощрение ребенка, за что то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.

      Особенно важно поощрять ребёнка за умение находить и выполнять дела, нужные и полезные для семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь указания родителей, по своей инициативе оказал помощь престарелым родственникам, самостоятельно прополол огород, принёс воды. Эти факты положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – « Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.»

      Не всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт, превратилось в привычку, стало традицией, не требует поощрения. Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение следует применять с учетом индивидуальных особенностей ребёнка.

      Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно, так как адаптационные механизмы привыкания к часто повторяющимся воспитательным приёмам и методам снижают эффективность их влияния на процесс развития личности ребёнка. Вместе с тем не следует слишком увлекаться поощрениями. При частом повторении они перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.

      В процессе воспитания дисциплинированности приходится прибегать и к наказаниям.

      Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми  своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от

 тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.

      Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.

      Разумеется, не следует увлекаться наказаниями. Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: « Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».

      Надо стремиться к тому, чтобы наказание не унижало личность ребёнка, не оскорбляло его человеческое достоинство. Наказание не достигает цели, если налагается в состоянии раздражения. Сознательную дисциплину невозможно установить путём грубых окриков. Порицание нужно делать кратко, ясно, твёрдо и требовательно, но без запальчивости и раздражения.

      Наказание не должны быть слишком частыми. Если ими злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Но  в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.

      Особого подхода требуют дети легко возбудимые. Процессы возбуждения у них преобладают над процессами торможения. Поэтому нередко в отношениях с другими детьми, а иногда и взрослыми они проявляют резкость, грубость, развязность. Запрещения и замечания взрослых, особенно если делаются в резкой форме, не всегда положительно влияют на таких детей. Здесь полезно предъявлять требования в виде просьбы, совета.

      Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Если родители уверены в целесообразности наказания, то всё равно нужно проявлять гибкость и дипломатичность. Пожалуйста, помните следующее:

1.  Вы можете ошибаться.

2. Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно.

3. Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки.

Но и конечно есть небольшие советы по поводу того, как сделать наказание эффективным, если соблюдать следующее условия:

1.  Наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.

2.  Наказание не должно восприниматься ребёнком как месть или произвол. При наложении наказания взрослый ни в коем случае не должен демонстрировать

    сильный гнев или раздражение. О наказании сообщается спокойным тоном; при    этом особо подчёркивается, что наказывается поступок, а не личность.

3.  После наказания проступок должен быть «предан забвению». О нем больше не напоминают точно так же, как не вспоминают и наказании.

4.   Необходимо чтобы наказания не лились целыми потоками, одно за другим. В этом случае они не приносят никакой пользы, только нервируют ребёнка, а вследствие своего большого количества даже не могут быть приведены в исполнение.

5.   Наказание должно в некоторых случаях отменяться, если ребёнок заявляет, что он готов в будущем исправить своё поведение, не повторять своих ошибок.

6.  Каждое наказание нужно строго индивидуализировать.

      Главным методом воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.

      В заключение своего выступления мне хотелось бы дать вам, уважаемые родители, дать несколько полезных, на мой взгляд, советов « как поощрять ребёнка в семье»:

1.   Как можно чаще улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда общается с вами.

2.    Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время выполнения какого – либо задания, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.

3.   Дарите ребёнку подарки, но при этом учите его, их принимать.

4.  Учите своего ребёнка быть благодарными за любые знаки внимания, проявленные к нему.

      Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядиться, и обсудите это с ним.



Предварительный просмотр:

О воспитании правдивости

(родительское собрание)

Цели:

- получить сведения об уровне правдивости учащихся;

- выяснить какие способы применяют родители для воспитания правдивости у детей;

- познакомить родителей с основными причинами, по которым дети лгут;

- дать рекомендации родителям о том, как воспитывать у детей правдивость.

Участники: родители учащихся 4 класс, классный руководитель.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся и родителей.

Ход родительского собрания

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

  Уважаемые родители, тема нашего собрания, несомненно, актуальна. «О воспитании правдивости».

Эпиграф собрания: «Правдивость – это краеугольный камень характера, и если он непрочно заложен в юности, то в фундаменте на всю жизнь остаётся слабое место» (Д.Дэвис)

Результаты анкетирования.

3. Сообщение классного руководителя.

  «Мальчик-пастушок кричал: «Волки! Волки!» Прибежали крестьяне – нет волков. И раз, и два так шутил мальчишка. Но однажды и вправду напали на стадо волки. Сколько не кричал пастушок – никто не пришел на помощь, все знали, что мальчишка лгун.» Это очень старая басня - ей почти две тысячи лет. Как просто и ясно сказано: лгать нельзя. Но почему люди не всегда говорят правду. Как возникает у ребенка понятие правды? Из практического опыта. Мама говорит, что утюг и огонь обжигает, иголка колет, нож и ножницы режут, а дверь может прищемить пальчики и все это больно.

  А как появляется понятие о неправде? Увы, тоже из жизненных наблюдений и, что самое неприятное, за поведением любимых, авторитетных. уважаемых ребенком людей.

Происходит непонятное. Самые близкие люди начинают вести себя странно. Папа дома, а мама по телефону отвечает, что папы нет. Ребенок подсказывает: «Да посмотри, папа дома!» А мама: «Отойди, не мешай, без тебя знаю!» Дети слышат, как мама говорит тете, что у нее красивое платье, хороший вкус, а, когда тетя уходит, оказывается, что платье было уродливым и безвкусным.

  Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще и потому, что в ту минуту мы, как правило, оказываемся бессильными что-либо предпринять Из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный – пытаться запугать детей. Наконец, у ребенка вполне могли быть свои основания сказать неправду. Поскольку мы должны быть готовы к тому, что рано или поздно это случится, следует разобраться, почему ребенок лжет и как правильнее поступать в таких случаях.

  Психологи выделяют такие причины, по которым дети лгут:

  • чтобы добиться нашей похвалы или проявления  любви;
  • чтобы скрыть свою вину;
  • чтобы избежать наказания
  • чтобы выразить свою враждебность к нам.

Если вы поймете причины, почему ребенок говорит неправду, вы поймете также, что ваша вспышка в ответ на его ложь лишь усилит его потребность лгать. Он и в самом деле почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться  найти возможность заслужить похвалу, избежать упреков и наказаний. В то же время его враждебность к вам лишь усилится из-за того, что с ним обошлись так грубо. Первое, что необходимо сделать, дабы отучить ребенка лгать, – постараться настолько душевно успокоить его, чтобы он не испытывал никакой потребности говорить неправду. Если дети будут уверены в вашей любви и в вашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Ведь нередко они делают это именно потому, что опасаются сказать вам истину. Именно вы, родители, должны внушить детям, что целиком на их стороне. Хотите выяснить у ребенка, почему он солгал, скажите ему: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то  виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать». Другое важное соображение по этому поводу касается характера ваших взаимоотношений с ребенком. Вы ждете от детей гораздо большего, нежели они в силах совершить. Ребенок начинает догадываться, что можно сохранить ваше расположение гораздо проще – не надо сообщать вам обо всех своих поступках, так как  то, что вы не узнаем, не причинит ему никакого вреда.

  Все, что вы сделаете для общего улучшения взаимоотношений с ребенком, будет иметь огромное значение, прежде всего для предотвращения лжи и даже позволит совсем исключить её. Если, к примеру, сын случайно разобьет какую-то вещь, и вы отнесетесь к этому как к случайности, а не к преднамеренному действию, он не станет вам лгать, когда точно так же, случайно, разобьет вазу в ваше отсутствие. Иными словами, чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о самом себе, тем реже у него будет возникать потребность скрывать правду.   Даже дети, которые лгут скорее из стремления проявить свою враждебность, нежели из страха, что будут наказаны, могут извлечь пользу при улучшении отношений с родителями. Они прекрасно знают, что ложь раздражает вас и говорить неправду так же скверно, как непристойно выражаться, но они именно этого и добиваются – хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание.  

Это их способ отплатить вам той же монетой -  ведь это такой подвиг: заставить родителей выйти из себя!

4. Работа в микрогруппах.

  Ситуация 1.  Маленького Игорька отец побил за то, что разбил чашку и не сознался.

- Ах ты, врунишка!- бушевал папа. – Как тебе не стыдно! Никогда не смей врать!

  И он же, отец, придя однажды навеселе, когда дома  был один Игорек, заговорщицки подмигнул ему и сказал шепотом:

- Смотри, сынок, не говори мамке, хорошо? А я тебе за это шоколадку дам…

  Игорек съел шоколадку и отца не выдал – до тех пор, пока ему снова не попало от него за вранье. Обиженный, он рассказал матери – задним числом – про выпивку, и та дала ему за это две шоколадки, а отца ругала. Игорек испытывал мстительное удовлетворение.

-  Кто из родителей прав, а кто нет в данном случае? Или оба не правы?

- В чем заключается вред и опасность подкупа детей?

- Каким может вырасти Игорек?

Ситуация 2. Ученик П. не в первый раз обманывал своих товарищей, своих учителей. И делал он это даже с какой-то лихой издёвкой. Где-то в самой глубине его глаз вдруг на какое-то мгновение обозначалась вполне откровенная насмешка. Он словно бы говорил своей учительнице: «Да, я вру. Да, я такой. Но вот попробуйте что-нибудь сделать со мной, не выйдет!» Как правило, после разговора с П. в школу являлся пылающий благородным  гневом отец: «Опять притесняете моего мальчика? Всегда он у вас козел отпущения, всегда должен отвечать за других. Но на этот раз я это дело так не оставлю» .

-  Проанализируйте поведение ученика П.  Чем объясняете его немальчишескую наглость и самоуверенность?

- К чему может привести уверенность в безнаказанности, которую поддерживает в мальчике отец?

5. Ролевая игра.

  Не только дети, но и взрослые встречаются с ситуациями, выход из которых найдешь не сразу. Говорить неправду нехорошо – это, в общем, ясно. А если умолчать правду, когда о ней никто не спрашивает? А хорошо ли быть доносчиком и потихоньку сообщить правду о товарищах? Уже в школе дети встречаются с обстоятельствами, ставящими подобные вопросы. Ребята напроказничали, а учитель требует назвать виновника. Как быть: промолчать или донести? Где здесь смелость, а где – трусость?

6. Решение собрания.

В качестве решения родительского собрания предлагаются рекомендации родителям, которые им раздаются в виде памяток.

ПАМЯТКА

* Обучая ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понять, что вы не можете смириться с ложью, всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас – тоже ложь.

* Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление сложится у него о себе, тем реже у него будет возникать желание солгать.

* Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.

* Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.

( Причинами лжи могут быть нужда в похвале или проявлении любви взрослого, попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания, желание выразить свою враждебность тому, кому он лжет.)

* Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.

* Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дает оценку собственному поступку

* Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.