методические разработки

Тагирова Екатерина Владимировна

Программы  дополнительного образования

Методические разработки

Сценарии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_narodnyh_igr.docx20.91 КБ
Файл programma.docx76.88 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека музыкальных народных игр

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

«Колпачок»

«Мы на луг ходили»

«Кто в домике живёт»

«Дударь»

«Заря – заряница» («Гори, гори ясно»)

«Я по горенке иду»

«Маша на базар ходила»

«Золотые ворота»

«Воротики»

«Плетень»

«Пирог»

«Как скакала коза»

«Ручеёк»

«Балалайка»

«Челнок бежит»

«Колпачок»

В центре круга на корточках сидит ребенок, на голове колпачок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили (дети останавливаются)

Мы тебя кормили

На ноги поставили (поднимают ведущего)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь (дети хлопают)

Выбирай, кого захочешь, (ведущий выбирает друга, вместе с ним танцуют. Следующим

                                                     ведущим становится выбранный ребёнок)

«Мы на луг ходили» Дети встают в хоровод. Выбираем водящего (зайчик), он встает в центр круга.

Мы на луг ходили хоровод водили,  (идём по кругу)

Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза)

Мы ромашки рвали, мяту собирали (наклоняются собирают цветы)

Вот так на лугу мяту собирали (2 раза)

Задремал на кочке зайка в холодочке  (показывают, как зайка спит)

Вот так, задремал зайка в холодочке. (2 раза)

Зайку мы будили, в барабаны били,  (дети указательными пальцами делают движения)

Вот так, вот так в барабаны били (2 раза)

Разбудить хотели в дудки мы дудели

Вот так, на лугу в дудки мы дудели (перебираем пальчиками)

Зайка просыпайся, быстро поднимайся (поднимаем руки)

Вот так, не ленись быстро поднимайся (прыгаем вместе с зайчиком)

Мы с тобой попляшем в хороводе нашем (выставление ноги на пятку)

Вот так на лугу мы с тобой попляшем. («пружинка»)

«Дударь»

Все встают, взявшись за руки, образуя круг. В середине – «дударь». Хоровод идёт по кругу вокруг «дударя» и поет песню:

Дударь, Дударь, Дударище —

Старый, старый старичище.

Его под колоду, его под сырую,

Его под гнилую.

– Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет то место, которое якобы болит (рука, голова, спина, коленка, нос и пр.). Игроки должны положить руки друг другу на это место и снова начать водить хоровод с этой же песней.

По окончании игры Дударь говорит : «Ничего не болит! Выздоровел!»

(Как вариант: после этих слов все бросаются врассыпную, а «дударь» ловит кого-нибудь – тот и становится новым «дударем»)

Вариант 2:

«Дударь-дударь, дударище, (Хоровод по солнцу вокруг дударя.)

Старый, старый старичище,

Мы тебя полечим, (Сужаются к центру.)

Чтоб расправил плечи, (Расходятся.)

Мы тебе поможем, (Движения такие же, как в двух предшествующих

строках.)

Станешь ты пригожим:

Ты омолодишься (Разомкнутыми руками дети «лечат» дударя.)

И развеселишься! (Хлопают в ладоши.)

Дударь, дударь, что болит?»

- Нога! (Хоровод повторяется до ответа: Да я уже здоров! )

«Я по горенке иду»

Дети стоят по кругу. Водящий идёт внутри круга. Все поют песню

Я по горенке иду,

Друга милого найду! (водящий выбирает друга, останавливается к нему лицом)

Вот ты!

2 хлопка в ладоши друг друга

Вот я!

2 хлопка в свои ладоши

Вот компания моя! Берутся за руки, кружатся и водящим становится выбранный ребёнок. Вариант 2: идут выбирают друга уже 2 участника

«Гори, гори ясно»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.

Дети хором:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берёт у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит.

«Заря – заряница» 

Все дети стоят в кругу. А Заря-заряница стоит за кругом и держит в руках платочек (ленту). Хоровод идёт в одну сторону по кругу, а Заря-заряница — в другую сторону вокруг хоровода. Дети поют или приговаривают:

Заря-заряница

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые

«За водой пошла!». Заря кладет свой платочек на плечо игроку в хороводе

 Все игроки хором говорят: «Раз, два, три, не воронь! Беги, как огонь!»

На эти слова Заряница и ребенок, которому положили на плечо платок, бегут в разные стороны вокруг хоровода и обегают полный круг. Кто быстрее обежит хоровод и встанет в него, заняв место, тот будет играть в хороводе. Тот, кто не успел становится Заряницей и игра продолжается.

«Маша на базар ходила»

Дети стоят в кругу, в середине круга- водящий, у него в руках два валенка. Дети идут хороводом по кругу, водящий идёт противоходом.

 Дети поют:

«Маша на базар ходила, Маша валенки купила, стали мы её просить, дай немножко поносить…»

«Маша» (говорит):

«Мне не жалко, поносите, поносите, но верните» – отдаёт по одному валенку детям, между которыми она остановилась.

Дети: Раз, два, не воронь, беги как огонь!

Водящим становится тот, кто первым прибежал

«Кто в домике живёт»

Вокруг дома похожу

И в окошко погляжу.

Подойду да постучу-

Кто живёт узнать хочу

Тук-тук

-Кто там

- Я- Дел Мороз (Баба Яга, Домовой Кузя......). А ты кто?

- Я (ребёнок называет своё имя)

- Давай поиграем

- Давай!

Дети: Раз, два, три, беги! Дети бегут в разные стороны за кругом

 «Золотые ворота»

Участники игры (3-4 человека) образуют круг, стоя лицом к центру и подняв сомкнутые руки. Через эти «ворота» пробегает цепочка остальных игроков, взявшихся за руки. Стоящие игроки (ворота) поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй раз - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

После слов «не пропустим вас» те, кто образует «ворота», руки опускают. Оказавшиеся внутри круга берутся за руки с образующими круг, увеличивая число «ворот». Не пойманные восстанавливают цепочку и бегут снова. С каждым закрытием ворот бегущих всё меньше. Троих не пойманных участников игры объявляют победителями.

«Пирог»

Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга (2 шеренги). Между ними стоит «пирог». Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он, какой высоконький,

Вот он, какой широконький,

Вот он, какой мякошенький,

Режь его да ешь!      

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

«Как скакала коза» 

По считалке выбирают «козу» и ставят в середину круга.

Дети ходят по кругу со словами:  

«Как скакала коза да по ельничку,

Парней, девок собирала на беседочку».

 У козы спрашивают: «А кого коза возме?».

Коза отвечает: «Ме-ме-ме» и выбирает водящего. Выбранный ребенок становится за спиной, три раза хлопают в ладоши и прыжком разворачиваются Выбранный ребёнок становится головой, а первый ребенок становится хвостиком.   Голова все время меняется.  

Игра «Челнок»

«Челнок бежит,

Земля дрожит.

Шьет – пошивает,

Дале посылает»

дети в 2 шеренги: шеренги сходятся – расходятся, а челноки меняются местами. Темп ускоряется.

 «Балалайка»

Играющие образуют круг. В центре круга - ведущий с балалайкой в руках имитирует игру на балалайке. Играющие, держась за руки, идут хороводным шагом и поют:

                                       «Я по улице гуляю, в балалаечку играю.

                                       Ну-ка, бала – балалайка, себе друга выбирай-ка!»

Все останавливаются, поворачиваются лицом в круг. На повторение 3-4 тактов (без пения), ведущий выбирает из числа играющих «друга», берёт его за руку и выводит в центр круга.

На проигрыш все хлопают в ладоши, а ведущий с «другом» выполняют любые знакомые танцевальные движения.

Играющие берутся за руки, начинают игру с начала. Ведущий и его «друг» уже вдвоём идут противоходом внутри круга и имитируют игру на балалайке. На повторение 3-4тактов (без пения) и ведущий и его «друг» выбирают себе новых «друзей». В следующем повторении игры уже 4 человека приглашают играющих, дальше – 8 человек. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не будут вовлечены в танцевальную импровизацию.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Малыш» Асбестовского городского округа

Рабочая образовательная программа

Память о прошлом и настоящем – для будущего

для детей 4-7 лет

                                                         

,

Составитель: Тагирова Е.В.,

музыкальный руководитель, ВКК

                                                   

       

г.Асбест

ВВЕДЕНИЕ

  1. Описание проблемы (исходной ситуации), требующей решения и краткий анализ состояния проблемы на основе анализа имеющихся данных и опыта практической деятельности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы на конкретных примерах.

3. Этапы и содержание реализации практики.

4. Описание полученных результатов с наличием подтвержденных    статистических данных.

5. Взаимодействие с социальными        партнерами, представителями  реального сектора экономики и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Анализ достигнутых результатов.
  2. Возможность тиражирования представленной практики с описанием внутренних и внешних факторов, необходимых для ее реализации в других организациях/муниципальных образованиях.
  3. Перспективные направления развития представленной практики для образовательной организации

ВВЕДЕНИЕ

  1. Описание проблемы, требующей решения и краткий анализ на основе имеющихся  данных и опыта практической деятельности.

Одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». На современном этапе развития образования духовно-нравственное и патриотическое воспитание  является одной из важнейших задач в  воспитании подрастающего поколения. 

Дошкольное детство  – это очень важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире,  о своей большой и малой Родине,  представление  о семейных традициях и укладе. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями его обогатят.

Раскрытие личности в ребенке возможно через включение его в культуру собственного народа. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

Погружаясь в историю русского народа, его национальный быт,  дети усваивают мудрость, его духовное богатство, красоту, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость,  бережное отношение к природе, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку. Народное культурное наследие является уникальным сочетанием прошлого и настоящего.

Тем самым создаётся естественная среда для овладения языком родного народа, его традициями, укладом жизни и, таким образом, пробуждается любовь к малой и большой Родине.

Наблюдая за детьми в образовательной деятельности, беседуя с ними, педагогами был сделан вывод, что современные родители в силу своей занятости не рассказывают детям о народных традициях, русской культуре, и они очень мало знают об истории своей Родины.

Поэтому важной задачей педагога является воспитание  дошкольников средствами народной культуры, развитие у них интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, любви к большой и малой Родине, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности средствами народного творчества.

Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры, разработали программу дополнительного образования «Память о прошлом и настоящем – для будущего» и реализовали открытие музея «Русская изба».

Данная программа позволяет: познакомить детей с традициями и истоками русской народной культуры; сформировать у детей знания о русском крестьянском быте, о  народных и семейных традициях, русском фольклоре и народных промыслах.

На экскурсиях в музее дети имеют возможность познакомиться с экспонатами, взять их в руки, рассмотреть, понять, как и из чего они сделаны и попробовать их в действии. На площадке музея организуются занятия по изучению народных промыслов, народных игр устного народного творчества (пословицы, поговорки, потешки), что является настоящим богатством народной мудрости.  Экспонаты музея используются педагогами и специалистами детского сада в образовательной деятельности: для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка, для ознакомления с окружающим миром, в сфере художественной  деятельности.

Цель и задачи

Цель:  Создание условий для приобщения детей к традициям  и истокам  русской народной культуры.

Задачи:

  • Формирование и углубление знаний детей: о русском крестьянском быте; о  народных и семейных традициях; о русском фольклоре и народных промыслах.
  • Обогащение и активизация словаря, через использование народных пословиц, потешек, поговорок, закличек. 
  • Воспитание уважения к обычаям и традициям, через бережное отношение к старинным вещам, предметам народных промыслов.
  • Формирование интереса к  русской народной культуре, желания узнавать новое об истории своего народа. 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы на конкретных примерах

Зачастую на занятиях в детском саду, педагог лишь поверхностно знакомит детей с русским бытом, традициями, культурой, своей страной, краем и городом, не углубляясь и не раскрывая всей сути. И у детей возникает огромное количество вопросов, а из чего сделана посуда? А почему полотенце называется рушник?  Откуда появилось название городецкая роспись? Что за куклы-обереги и куклы -пеленашки? (почему одними можно играть, а другими нет)  и мн.др. И вот тогда на помощь приходит музей.

Работа в нашем музее «Русская изба» представляет собой организованную и содержательную систему мероприятий с использованием разнообразных форм и подходов: экскурсии, образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной деятельности, досуги и многое другое.

Через посещение избы педагоги дают знания детям о назначении кухонной утвари, русского быта, помогают усваивать правила гостеприимства, которым славен русский народ, знакомят с пословицами и потешками,  раскрывают их значение. На занятиях по ознакомлению с русскими народными инструментами, ребята не просто узнают об их разнообразии и применении, но и сами обучаются играть на них и демонстрируют свои творческие номера на утренниках. Дети учатся пользоваться прялкой и веретеном. Качая колыбель, ставя ухватом чугун в печь, кажется, что дети играют, но эта игра помогает не оборвать нить, связующую времена и поколения.

Большой интерес у дошкольников вызывают  занятия по ознакомлению с народным искусством: хохломская, дымковкая, гжель, городецкая роспись. Очень интересно детям ребятам знакомиться с народной вышивкой, разными видами старорусских игрушек (деревянные лошадки, свистульки, куклы - пеленашки, глиняные игрушки). Погружаясь в работу на занятиях в гончарной мастерской, ребята могут самостоятельно творить свои изделия (глиняные игрушки, посуду, сувениры). А после процесса их создания, дети с удовольствием расписывают их.

Экспонаты музея можно рассмотреть и потрогать. К тому же музей не просто часть детского сада, он стал родным, потому что дети вместе с родителями и педагогами принимали участие в его создании.

Музей стал неотъемлемой частью развивающей предметно - пространственной средой нашего дошкольного учреждения. Детские впечатления от увиденного в музее всегда находят свое воплощение в других видах детской деятельности: художественно-продуктивной, проектно-исследовательской, игровой, художественно-творческой.

Погружение дошкольников в существующую музейную среду предоставляет уникальную возможность приобщения малышей к духовным богатствам, традициям и ценностям общества, помогает им осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым. Всё это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее зажигают в сердцах ребят искорки любви, уважения и бесконечной гордости к истории своей страны, родного края. По-настоящему радостно видеть заинтересованные, горящие глаза детей, их лица, когда они участвуют в работе музея. Приятно узнать от родителей, как много ребята знают, запоминают и с огромным желанием рассказывают дома о посещении музея детского сада.

  1. Этапы и содержание реализации практики

Программа разработана для детей  дошкольного возраста с 4 до 7 лет, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Экскурсии по экспозиции «Русская изба» проводятся  один раз в месяц, в соответствии  с планом.

Экскурсия по экспозиции «Наша малая Родина – Асбест» проводится один раз в квартал, в соответствии с планом.

Содержание учебного плана в полном объеме реализуется в совместной и специально организованной деятельности педагога и детей, а также через оптимальную организацию самостоятельной деятельности детей.

Специально организованная деятельность проходит в групповом помещении детского сада, расположенного по адресу: ул. Горняков, 31.

В работе используются различные формы взаимодействия: экскурсии, тематические занятия, тематические досуги, презентации и т.д.

Принципы организации программы

Основные принципы: 

1. Принцип интеграции - способствует реализации интегрированного подхода в обучении. Наполняемость музея, позволяет познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. 

2. Принцип ведущей деятельности  - дает возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять  собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в центре активности. 

3. Принцип природосообразности. При организации музея учтены психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и созданы условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.

4. Принцип культуросообразности. Музей  приобщает дошкольников к народной культуре, общечеловеческим ценностям.

5. Принципы динамичности и вариативности. Экспозиции музея постоянно обновляются, дополняются тематическими выставками, насыщаются новым содержанием.  Экспонаты музея мобильны.

 6. Принцип учета регионального компонента. Экспонаты  отражают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.

Основные виды деятельности музея:

1. Поисковая работа.

2.Экскурсионная работа.

3.Фондово-архивная работа.

4. Научно-исследовательская работа.

5. Организационно-массовая работа.

Организация поисковой работы:

- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью статей об интересных людях и событиях города;

- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

Создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера музея;

- Проведение экскурсионной работы в музее.

Экскурсионная работа:

- проведение экскурсий, занятий, тематических досугов;

- участие в областных, районных конкурсах;

Фондово-архивная работа:

- оформление выставок, плакатов, планшетов, информационных стендов;

- оформление экспозиций;

Организационно-массовая работа:

- создание информационных карт, видео экскурсий по экспозициям, материалам музея;

- разработка методических рекомендаций по работе музея.

Руководство работой музея

Практической деятельностью музея «Русская изба» осуществляет руководитель, назначаемый приказом заведующего ДОУ. В своей деятельности музей руководствуется Уставом ДОУ, Положением о музее, программой деятельности музея и тематическим планом работы.

Тематический план работы  музея «Русская изба» 1 год (для детей 4-5 лет)

Месяц

Тема

сентябрь

«В гости к хозяюшке»

Познакомить детей с русской избой, отметить ее строение и внешний вид. Рассмотреть внутреннее убранство избы

октябрь

«Матушка печка»

Знакомство детей с печью. Рассказать для чего нужна была

печь раньше, объяснить её функции

ноябрь

«Хорош чугунок – хорош и обед»

Продолжать знакомить детей с русской избой, печкой, кухонной утварью, с тем как раньше люди готовили себе еду. Рассказать о гостеприимстве и семейных традициях.

декабрь

«К нам гости пришли»

Рассказать о самоваре. Познакомить с правилами гостеприимства русского народа.

январь

«Русские народные костюмы»

Праздничная и повседневная русская одежда. Познакомить детей с русской народной одеждой, историей ее возникновения (сарафан, рубаха, валенки, лапти).

февраль

«Волшебная прялица»

Рассказать детям способы изготовления одежды. Знакомство с прялкой.

март

«Ах, ты, котенька – коток»

Дать понятия о домашних животных, живущих в избе с людьми. Раскрыть образ «котеньки – кота» в русском быту, в музыкальных произведениях, в устном народном творчестве. Пение колыбельных: «Уж ты, котенька – коток», «Котик белый ротик»

апрель

 «Как у наших у ворот»

Знакомство детей с устным народным творчеством и музыкальным фольклором. Потешки, заклички, хороводные игры «Балалаечка», «Колпачок», «Мы на луг ходили».

май

«Пастух –пастушок, заиграй во рожок»

Формирование у детей представлений о старинных крестьянских профессиях. Познакомить детей с

музыкальными инструментами, на которых они играли. Формировать у детей мотивацию к творчеству через музицирование, игру и театрализацию.

Тематический план работы музея «Русская изба» 2 год (5-6 лет)

Месяц

Тема

сентябрь

«В гости к хозяюшке»

Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. (расширение словарного запаса: изба, бревно, мох, наличники).

Обогащать речь детей поговорками, пословицами.

октябрь

«Мир старинных вещей»

Продолжать знакомить детей с домашней утварью:

ухват, кочерга, коромысло, колода, люлька. Дать

представление, как ими пользовались в хозяйстве.

Разучить поговорки, пословицы, загадки.

ноябрь

«Русские народные костюмы»

Продолжать знакомить детей с русской народной одеждой.

Побеседовать с детьми о русских народных головных уборах (мужских: шапка малахай – овчинная треуха, женских: повой, кичка, кокошник), кто носил и что они значили.

декабрь

«Вечера долгие – руки умелые»

Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.

январь

«Пришла коляда накануне Рождества»

Побеседовать с детьми о рождественских праздниках, святках (с 7 января по 19 января), святочных гаданиях. Рассказать о колядовании. разучить с детьми рождественские колядки.

февраль

«Народные традиции. Масленица»

Беседа о традициях праздника Масленицы. Разучивание закличек, изготовление куклы

март

«Народная игрушка»

Беседа с детьми о возникновении русских народных игрушек (матрешка, лошадка), об их символизации в жизни людей.

апрель

«Как у наших у ворот»

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством и музыкальным фольклором. Пословицы и поговорки, народные игры «Воротики», «Заря-заряница»

май

«В гостях у сказки»

Формировать у детей интерес к участию в драматизации сказок

Тематический план работы  музея «Русская изба» 3 год (6-7 лет)

Месяц

Тема

сентябрь

«Милости просим в нашу избу»

Закрепление знаний о жилище русской старины. Обогащать словарь детей: терем, горница.

Познакомить детей с пословицами и поговорками

о гостеприимстве. Воспитывать уважение к народу с кем рядом живешь (татары, башкиры, удмурты, и др.).

октябрь

«Эх, посуда хороша!»

Познакомить детей с русской кухней. Расширять словарь детей за счет названий блюд, посуды: чугунок, ухват, казан,

крынка, горшок, плошка.

ноябрь

«Костюмы народов России»

Познакомить детей с разнообразием костюмов народов России. Игры народов России.

декабрь

«Бабушкин сундук»

(загадки, пословицы, поговорки, потешки, заклички, частушки)

январь

«Как ходила коляда»

Расширять представление детей о рождественских праздниках, святках, святочных гаданиях. Разучить с детьми рождественские колядки.

февраль

«Народная игрушка»

Беседа с детьми о возникновении русских народных игрушек (кукла-пеленашка, куклы-обереги), о их символизации в жизни людей.

март

«Народные промыслы». Золотая хохлома

Формировать целостное представление детей о народных промыслах, о традициях народного искусства.

Знакомство детей с хохломской росписью. Рассказать о традициях хохломской росписи.

апрель

«Народные промыслы». Гжель

Познакомить детей с гжельским художественным промыслом, особенностями гжельской росписи, цветовой гаммой, историей ее возникновения. Воспитывать интерес к народному промыслу.

май

«Народные промыслы». «Гончарные мастеровые»

Рассказать детям о гончарном промысле. Познакомить со всеми этапами изготовления глиняной посуды.

Тематический план работы мини-музея «Наша малая Родина – Асбест»

Целевая аудитория: возрастная группа с 4-7 лет.

Цель: создание условий для приобщения дошкольников к истории и культуре родного города местным достопримечательностям. Воспитание патриотических чувств, любви и гордости к своей стране, своей малой Родине.

Экскурсия  проводится 1 раз в квартал:

1. Открытие месторождения хризотил-асбеста: знакомство с потомственным дворянином Ладыженским Алексем Павловичем первооткрывателем Баженовского асбестового месторождения (октябрь)

2. История создания и развития поселка Куделька: быт, традиции, культура, народное творчество, одежда (январь)

3. История создания и развития города Асбеста: символика города (гимн, герб, флаг), промышленные и градообразующие предприятия города (Ураласбест, завод АТИ), достопримечательности и культурные объекты города (карьер, ДК, ЦДТ), основоположники города, писатели родного края, поэты, писатели об Асбесте (апрель).

  1. Описание        полученных результатов с наличием подтвержденных статистических данных

По результатам первичной (на начало уч.года) диагностики по определению уровня сформированности представлений у детей дошкольного возраста о русской народной культуре, были получены следующие результаты: низкий уровень – 8 детей ( 53%);  средний уровень – 4 детей ( 27%);  высокий уровень – 3 детей ( 20%) (см.Приложение)

Результаты сбора данных показали, что огромное количество 53% детей сталкиваются с трудностями при различении народных игр, потешек, пословиц, поговорок, закличек, имеют плохое представление о традициях и праздниках. Дошкольники называют отдельные признаки, отображающие второстепенные характеристики предметов народной культуры. Всего 20% воспитанников, имеют правильное обобщенное представление о предметах культуры, о чем свидетельствует подробное изложение о них. (см.Приложение 4).

В целях определения умений детей использовать представления о традициях своего народа в самостоятельной деятельности исследовалась игровая, художественно - эстетическая деятельность. Полученные результаты свидетельствуют о том, что  самостоятельная игра носит выраженный репродуктивный характер, дети не умеют руководствоваться имеющимися представлениями о традициях русской национальной культуры в ссамостоятельной деятельности.

В процессе работы с родителями, было проведено анкетирование. Родители отвечали на несколько вопросов, были получены следующие результаты:

100% считают тему интересной и актуальной;

27% знают о видах народного искусства;

23% знают о народных промыслах;

43% регулярно читают детям сказки;

6% употребляют пословицы, поговорки;

12% посещают краеведческие и другие музеи;

20% поют колыбельные песни.

Самыми актуальными формами работы в детском саду родители хотят видеть:

66% совместные мероприятия (досуги, развлечения);

11% совместные посещения музеев.

Анкетирование родителей показало, что большинство из них имеет положительное отношение к традициям и культуре русского народа,  желание узнать больше об истории родного края. Большинство родителей обращают внимание и осознают, что основную работу по приобщению детей к национальной культуре ведет детский сад. Вместе с тем ответы родителей показали недостаточную информированность семей о традициях народа, культуре,  отсутствие национальных семейных праздниках. Все это свидетельствует об определенной утрате преемственности поколений к культуре своего народа.

По итогам вторичной диагностики (на конец уч.г.) уровень сформированности представлений у детей дошкольного возраста о русской народной культуре увеличился и составил: высокий – 53% (8 чел.), средний 40% (6 чел.), низкий 7%(1 чел.). (см. Приложение 5)

Сравнительная таблица результатов диагностической  методики сформированности представлений о русской народной культуре детей (начало и конец уч.г.).  (см. Приложение 6).

  1. Взаимодействие с социальными        партнерами, представителями реального сектора экономики

При организации работы музея, для пополнения и обогащения предметно-пространственной среды принимали участие не только педагоги и родители воспитанников детского сада, но и социальные партнеры: сотрудники и отдыхающие отделения дневного пребывания «Рябинушка» КЦСОН города Асбеста;  ПАО "Ураласбест".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. Анализ достигнутых результатов

Таким образом, последовательная система работы музея дала устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

  1. Возможность тиражирования представленной практики с описанием внутренних и внешних факторов, необходимых для ее реализации в других организациях/муниципальных образованиях

Возможность тиражирования данной работы музея «Русская изба» может осуществляться посредством:

- создание презентаций: «Как в старину ткали половики», «Зачем в избе русская печь», «Традиции и быт русского народа», «Обычаи и обряды»;

- создание видеороликов на темы: «Народные игры», «Фольклорное творчество», «Народные ремесла»;

- создание дидактических и интерактивных игр;

с их последующим распространением в сети интернет (сайт ДОУ, страница группы детского сада в ВК), на различных мероприятиях (ГПО, мастер-классы, вебинары, конкурсное участие с представлением опыта работы).

Разработанные в данной программе  занятия, экскурсии, досуги могут быть использованы  педагогами в образовательной деятельности как часть занятия, могут быть рекомендованы музейным работникам, педагогам других образовательных учреждений, педагогам - организатором, педагогам дополнительного образования, экскурсоводам.   

  1. Перспективные направления развития представленной практики для образовательной организации

Мы намерены продолжать свою работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Планируется  обогащение (пополнение)  развивающей предметно пространственной среды музея.

Будет сделано коромысло, расписаны ведра под хохлому, дополнены экспонаты кухонной утварью (разными расписными подносами), русской народной одеждой.

Создание презентаций: «Как в старину ткали половики», «Зачем в избе русская печь», «Традиции и быт русского народа», «Обычаи и обряды». Создание видеороликов на темы: «Народные игры», «Фольклорное творчество», «Народные ремесла».

Появится амбарный сундук: с инструментами и с различными тканями, лентами, кружевами, бусинами и шнуровками. Будут созданы дидактические  и интерактивные игры: «Русские народные костюмы», «Что лишнее», «Ремесла на Руси», «Вот они какие - русские народные инструменты».

Реализация работы музея «Русская изба» позволила повысить интерес дошкольников к занятиям по изучению и сохранению культурного наследия народа. Каждый ребенок получил возможность проявить себя в различных видах деятельности музея, выполнении творческих заданий (игра на музыкальных инструментах, роспись, гончарное ремесло, вышивка, изготовление кукол оберегов и кукол пеленашек и др.).

В дальнейшей работе мини - музея «Наша малая Родина – Асбест» планируется обновление и пополнение образцов музея (макет ДК, ЦДТ, завод АТИ, информационные стенды, информационные карты).

Большой интерес к работе музея проявили родители и педагоги детского сада. Они с огромным желанием помогли обогащению пространственной среды музея.

Планируется представление опыта работы музея на муниципальном и региональных уровнях.

Реализация работы данного музея не только повысила профессиональную компетентность педагогов в работе  с детьми и родителями, но и повлияла на повышение качества воспитательно - образовательного процесса в детском саду.

Приложение 1

Критерии и показатели сформированности представлений о русской народной культуре 

Название критерия

 

Показатель

 

Интеллектуальный

- представления о материальной русской народной культуре (быте, одежде, кухне, костюме, жилище);

-представления о духовной русской народной культуре (традициях, обычаях, праздниках)

 

Эмоционально мотивационный

-желание изучать духовную и материальную русскую народную культуру;

- эмоционально-положительное отношение к русской народной культуре

 

Поведенческий

-умение применять усвоенные знания, нормы и правила поведения, принятые в русской народной культуре;

- стремление участвовать в мероприятиях, связанных с русской народной культурой

Приложение 2

Диагностика уровня сформированности представлений о русской народной культуре у детей дошкольного возраста 

1.

Цель: выявить особенности представлений об народно декоративно-прикладном искусстве.

1.    Какие декоративно-прикладные промыслы ты знаешь?

2.    Какие народные виды рукоделия ты знаешь?

3.    Что ты знаешь о русских народных игрушках?

 

 

2.

Цель: выявить особенности представлений об устном народном творчестве.

1.    Знает несколько фольклорных произведений.

2.    Охотно участвует в их драматизациях и инсценировании.

3.    Называет известных русских героев-богатырей, которых традиционно русские люди прославляют как сильных, смелых и отважных защитников Родины.

3.

Цель: определить представления о приобщении к искусству.

1.    Наличие представлений о народных игрушках.

2.    Наличие знаний о видах искусств.

3.    Наличие представлений о видах росписи.

 

4.

Цель: определить своеобразие представлений о традиционных предметах быта.

1.    Рассмотри картинки и расскажи, что ты на них видишь? Как их можно назвать?

2.    Какие предметы быта тебе знакомы? Назови.

3.    Покажи, где коромысло, сундук, и т. д., где их можно встретить в наше время?

4.    Что ты знаешь о занятиях людей в старину.

5.

Цель: выявить наличие представлений о традиционном славянском костюме.

1.    Назови детали русской народной одежды.

2.    Назови элементы традиционного русского костюма.

6.

Цель: определить представления и особенности отношения детей к русской традиционной культуре, оценить проявления активности и любознательности.

1.   Изучить интерес у детей старшего дошкольного возраста к русской традиционной культуре.

2.   Определить своеобразие представлений о русской традиционной культуре у детей старшего дошкольного возраста, к некоторым составляющим ее материальной и духовной культуры.

3.   Выявить желание детей отражать вышеназванные представления в разных видах деятельности.

7.

Цель: выявить особенности представлений детей об основных обрядовых праздниках русского народа.

1.    Выбери те праздники, которые ты знаешь, назови их. Как узнал?

2.    Расскажи, что ты знаешь об этом празднике?

3.    Чем праздники отличаются от будней?

8.

Цель: определить особенности интереса детей к русским народным играм.

Рассмотри картинки:

1.    Выбери из них те, которые тебе нравятся больше других. Чем они тебе нравятся?

2.    В какие из них тебе хотелось бы поиграть? Как будешь играть?

3.    Выбери те игры, которые ты видишь впервые.

4.    Хотел бы ты узнать о них и поиграть?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Дошкольное образовательное учреждение в рамках реализации рабочей образовательной программы

«Память о прошлом и настоящем – для будущего» проводит анкетирование родителей по вопросам приобщения дошкольников к основам русской народной культуры

1.Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?__________________________________________________________________

2.Какие виды народного искусства Вы знаете?__________________________________________________________________

3.Какие русские народные промыслы Вам знакомы?_________________________________________________________________

4.Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки, былины?__________________________________________________________________

5.Употребляете ли Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?_________________________________________________________

6.Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?____________________________                   

7. Ходите ли Вы с ребёнком в музей? __________________________________

8. Какую информацию Вы хотели бы получить от дошкольного учреждения по приобщению дошкольников к основам русской народной культуры? ________________________________________________________

Благодарим Вас за участие! 

Приложение 4

Результаты диагностики представлений  дошкольников  о русской народной культуре  (начало года)

 

№ п/п

Ф.И. ребенка

Компоненты представлений  дошкольников  о русской народной культуре

баллы

уровень

Интеллектуальный

Эмоционально - мотивационный

Поведенческий

1

3

3

3

9

Н

2

2

3

2

7

Н

3

3

2

1

6

Н

4

3

2

3

8

Н

5

5

4

3

12

С

6

4

5

2

11

С

7

3

2

2

7

Н

8

6

4

3

13

С

9

3

3

4

10

С

10

6

5

4

15

В

11

2

4

2

8

Н

12

5

6

6

17

В

13

3

1

3

7

Н

14

4

6

5

15

В

15

2

3

2

7

Н

Ср.б.

3,6

3,5

3

10,1

 

 

 

 

 

Приложение 5

Результаты диагностики представлений  дошкольников  о русской народной культуре  (конец года)

№ п/п

Ф.И. ребенка

Компоненты представлений  дошкольников  о русской народной культуре

баллы

уровень

Интеллектуальный

Эмоционально - мотивационный

Поведенческий

1

5

5

4

14

С

2

6

5

4

15

В

3

5

5

4

14

С

4

6

6

4

16

В

5

5

4

6

15

В

6

7

5

6

18

В

7

5

4

4

13

В

8

6

4

3

13

С

9

3

3

4

10

С

10

6

5

4

15

В

11

3

4

4

11

С

12

5

6

6

17

В

13

5

3

4

12

С

14

7

6

6

19

В

15

3

3

3

9

Н

Ср.б.

5,1

4,5

4,6

14,1

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Динамика результатов диагностики сформированности о русской народной культуре детей начало и конец уч.г.