Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой государственной итоговой аттестации выпускников школ нашей страны. Результаты ЕГЭ используют высшие и средние специальные учебные заведения в качестве результатов вступительных испытаний. ЕГЭ проводится по единым правилам, по единому расписанию с использованием заданий стандартизованной формы и специальных бланков для оформления ответов на задания.
Экзаменационные задания ЕГЭ – это контрольные измерительные материалы (КИМ), которые разрабатываются в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Выполнение заданий КИМ позволяет установить уровень освоения участником ЕГЭ основных общеобразовательных программ. КИМ разрабатываются ФГНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ) в соответствии со школьной программой.
В соответствии с действующими нормативными документами результат выполнения экзаменационной работы не влияет на аттестационную отметку выпускника. По результатам ЕГЭ устанавливается минимальный балл, достижение которого необходимо для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании. В этих условиях выполнение заданий части 1 экзаменационной работы (задания1–9) свидетельствует о наличии общематематических умений, необходимых человеку в современном обществе. Задания этой части проверяют базовые вычислительные и логические умения и навыки, умение анализировать информацию, представленную на графиках и в таблицах, использовать простейшие вероятностные и статистические модели, ориентироваться в простейших геометрических конструкциях. В часть 1 работы включены задания по всем основным разделам предметных требований ФГОС: геометрия(планиметрия и стереометрия), алгебра, начала математического анализа, теория вероятностей и статистика.
В целях более эффективного отбора выпускников для продолжения образования в высших учебных заведениях с различными требованиями к уровню математической подготовки выпускников задания части 2 работы предназначены для проверки знаний на том уровне требований, которые традиционно предъявляются вузами с профильным экзаменом по математике. Последние три задания части 2 предназначены для конкурсного отбора в вузы с повышенными требованиями к математической подготовке абитуриентов.
Сохранена успешно зарекомендовавшая себя в 2010–2014 гг. система оценивания заданий с развёрнутым ответом. Эта система, продолжившая традиции выпускных и вступительных экзаменов по математике, основывается на следующих принципах.
1. Возможны различные способы и записи развёрнутого решения. Главное требование– решение должно быть математически грамотным, из него должен быть понятен ход рассуждений автора работы. В остальном метод, форма записи) решение может быть произвольным. Полнота и обоснованность рассуждений оцениваются независимо от выбранного метода решения. При этом оценивается продвижение выпускника в решении задачи, а не недочёты по сравнению с«эталонным» решением.
2. При решении задачи можно использовать без доказательств и ссылок математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, допущенных или рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:
– часть 1 содержит 9 заданий (задания 1–9) с кратким ответом;
– часть 2 содержит 5 заданий (задания 10–14) с кратким ответом и 7 заданий (задания 15–21) с развёрнутым ответом.
По уровню сложности задания распределяются следующим образом: задания 1–9 имеют базовый уровень, задания 10–19 – повышенный уровень, задания 20 и 21 относятся к высокому уровню сложности.
Задания первой части предназначены для определения математических компетентностей выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего(полного) общего образования на базовом уровне.
Задание с кратким ответом (1–14) считается выполненным, если в бланке ответов №1 зафиксирован верный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби.
Задания 15–21 с развёрнутым ответом, в числе которых пять заданий повышенного и два задания высокого уровней сложности, предназначены для более точной дифференциации абитуриентов вузов.
При выполнении заданий с развёрнутым ответом части 2 экзаменационной работы в бланке ответов №2 должно быть записано полное обоснованное решение и ответ для каждой задачи.
Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить комплекс умений по предмету:
- уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- уметь выполнять вычисления и преобразования;
- уметь решать уравнения и неравенства;
- уметь выполнять действия с функциями;
- уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами;
- уметь строить и исследовать математические модели.
ОЦЕНКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Правильное решение каждого из заданий 1–14 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если экзаменуемый дал правильный ответ в виде целого числа или конечной десятичной дроби.
Решения заданий с развёрнутым ответом оцениваются от 0 до 4 баллов. Полное правильное решение каждого из заданий 15–17 оценивается 2 баллами, каждого из заданий 18 и 19 – 3 баллами, каждого из заданий 20 и 21 – 4 баллами.
Проверка выполнения заданий 15–21 проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
Максимальный первичный балл за всю работу – 34. Первичные баллы переводятся в итоговые по 100-балльной шкале.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение экзаменационной работы по математике дается 3 часа 55 минут (235 минут).
Ответы к заданиям 1–14 записываются в виде целого числа или конечной десятичной дроби. Числа запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.
При выполнении заданий 15–21 требуется записать полное решение и ответ в бланке ответов №2.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если у Вас останется время.
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Если участник не согласен с результатами ЕГЭ, он может подать апелляцию.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
Задания к ЕГЭ по математике — контрольные измерительные материалы (КИМ) — разработаны специалистами ФИПИ на основе школьной программы. Поэтому к экзамену можно готовиться по школьным учебникам, рекомендованным и допущенным Минобрнауки России.
Кроме того, Вы можете самостоятельно подготовиться, используя бесплатные демонстрационные материалы разных сайтов, а также задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий по математике.
В статье использованы материалы ФГБНУ "ФИПИ" http://fipi.ru/