Для учеников
Проверь себя!
http://learningapps.org/256862
http://learningapps.org/1528846
http://learningapps.org/141071
http://learningapps.org/101232
http://learningapps.org/210288
http://learningapps.org/168359
http://learningapps.org/129844
http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Vnutrennie-vody-Rossii-Reki-3513/Default.aspx
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_uchashchimsya.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как выделять главное.
Главное – это мысль, которая выражает содержание текст.
- Внимательно прочитай или прослушай текст, вникая в его содержание.
- Установи, что тебе известно о прочитанном или услышанном.
- Ответь на вопросы учителя по содержанию текста или задай их себе сам.
- Прочти или прослушай текст еще раз.
- Раздели его на логические части, выдели в каждой из них основную мысль,
- кратко запиши ее.
- Опираясь на свои записи, сформулируй главную мысль всего текста.
- Запиши главную мысль и проверь, выражает ли она содержание каждой
- части текста.
- Проговори вслух главную мысль текста.
Как научиться пересказывать подробно.
Подробный пересказ – это вид пересказа без сокращения текста с сохранением стиля.
- Выразительно прочитай текст.
- Установи, что тебе уже известно о прочитанном.
- Определи стиль, тип речи.
- Задай вопросы к тексту.
- Найди главную мысль.
- Раздели текст на логические части. Читая каждую часть, записывай опорные слова, словосочетания, фразы.
- Перескажи текст, опираясь на записи.
- Прочитай текст, сравнивая с пересказом, найди пропущенное.
- Повторно перескажи текст, учитывая недочеты.
Как научиться пересказывать выборочно.
Выборочный пересказ – это вид пересказа, передающего заданную тему в выбранном тобой стиле.
- Выразительно прочитай текст.
- Установи, что тебе уже известно о прочитанном.
- Определи особенности текста, который ты будешь пересказывать.
- Выдели логические части и расположи части в определенной последовательности.
- Читая каждую часть, записывай опорные слова, словосочетания, фразы.
- Найди слова для связи частей.
- Перескажи получившийся текст, опираясь на записи, а затем без нее.
- Прочитай выбранные части, сравнивая с пересказом, найди пропущенное.
- Повторно перескажи исправленный текст.
Как научиться пересказывать сжато.
Сжатый пересказ – это вид пересказа, передающего основное содержание без сохранения стиля.
- Выразительно прочитай текст.
- Определи, что тебе уже известно.
- Определи тип речи и выдели логические части.
- Определи главную мысль каждой логической части и запиши ее.
- Найди и запиши слова, словосочетания, фразы, связывающие логические части.
- Составь текст.
- Перескажи, опираясь на записи.
- Перескажи без записей.
- Сравни свой пересказ с записями и установи несоответствия.
- Исправь ошибки и перескажи вновь.
КАК СОСТАВИТЬ КЛАССИФИКАЦИЮ
КЛАССИФИКАЦИЯ - это распределение предметов
по группам.
Состоит из нескольких последовательных ступеней деления.
1-е правило: При составлении классификации необходимо выбрать один существенный признак деления понятий на группы.
Этот признак называется основанием классификации.
2-е правило: Выбранный признак должен сохраняться до конца классификации.
Задание 1:
Предложите основания классификаций: 1) горных пород;
2) государств мира; 3) географических карт;
Задание 2: Классификация горных пород.
ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
МАГМАТИЧЕСКИЕ ОСАДОЧНЫЕ
глубинные излившиеся строительные топливные
(гранит) (базальт) (песок) (торф)
- Объясните, какая ошибка допущена в ее составлении?
Обобщить – это, значит, найти общие признаки и качества изучаемого явления (темы, курса и т.д.).
- Вспомни и назови общие свойства изучаемого явления (темы).
- Проанализируй и сравни их с общими свойствами ранее изученных явлений.
- Выбери существенные свойства.
- Сделай вывод об использовании существенных свойств изучаемого явления (темы, курса) в практической деятельности.
ОПИСАНИЕ - состоит из перечисления внешних черт предмета или явления и показывает его отличие от других.
Как составить описание предмета?
Во-первых, какие отличительные признаки можно определить по карте?
Во-вторых, из отдельных признаков, определенных по карте, можно вывести новый признак (новое суждение).
Например: признаки определенные по карте - Карское море находится в полярных широтах;
новый признак - значит оно холодное;
Как составить опорный конспект.
- Напиши название опорного конспекта.
- Прочти указанный текст.
- Найди главную мысль.
- Задай вопросы к тексту.
- Раздели текст на логические части. Определи главную мысль каждой логической части и занеси её в конспект.
- При составлении ОК используй условные обозначения: слова, символы, знаки, пиктограммы, сигналы. Главное помести в центр опорного конспекта, а от него во все стороны наноси остальное.
- Попробуй пересказать текст, опираясь на записи ОК.
- Прочитай ещё раз текст сравни с пересказом.
- Повторно перескажи текст, учитывая недочёты.
КАК СОСТАВИТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ.
Во-первых, определяя содержание понятия, мы всякий раз находим, частью какого более широкого по смыслу термина оно является:
карта-вид изображения местности...; меридиан-воображаемая линия...
Во-вторых, мы находим, какими существенными признаками эта часть отличается от других.
В-третьих, делаем вывод.
Определение понятия можно построить по следующей схеме:
ПОНЯТИЕ | ЧТО ТАКОЕ? | СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ |
Географическая карта | Изображение земной поверхности | 1)обобщенное 2)на плоскости 3)в масштабе 4)с помощью усл. знаков |
ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ
1-е правило: Определение должно быть соразмерным, т.е. оно не должно быть ни слишком широким, ни узким по смыслу.
2-е правило: Определение не должно быть отрицательным, т.е. в определении понятия должны указываться признаки, которыми оно обладает:
лава - это не мантия
3-е правило: Понятие нельзя определять через само это понятие:
географическая широта - широта северная и южная
4-е правило: Определение научного термина должно быть ясным и понятным:
Вулканический кратер-это чашеобразное углубление суши или океанического дна; на дне кратера находится одно или несколько жерл, через которое на земную поверхность поступают или могут поступать лава и др. продукты вулканической деятельности.
- Верно ли определение? Можно ли сформулировать его короче.
Как сравнивать.
Сравнить – это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений путем сопоставления по данному учителем основанию.
- Найди общие свойства сравниваемых предметов, вещей, явлений.
- Назови найденные общие свойства.
- Среди всех свойств выбери существенные, т.е. которые лежат в основе определения сравниваемых предметов.
- Сопоставь предметы по существенным свойствам, чтобы найти различия сравниваемых предметов.
- Назови общие и различные свойства в сравниваемых предметах.
- Подведи итог сравнения.