Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края
Доклад
Тема: «Использование проектной деятельности в ознакомлении дошкольников с природой родного края»
Подготовила: Волкова О.Ю
Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы[1].
Дошкольный возраст – один из первых этапов в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, позитивное отношение к природе и окружающему миру, а так же формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая и исследовательская деятельность в природных условиях. В этом возрасте у детей преобладает чувственное, образное восприятие окружающего мира. Экологическое воспитание начинается именно со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. Интерес к природе пробуждает у детей желание наблюдать, трудиться, играть, проявлять художественное творчество. При этом формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от ее состояния. Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь[2].
Экологические знания становятся основой экологического воспитания.
Воспитатели и родители – главные помощники в ознакомлении и общении малышей с этим миром!
В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.
В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Необходимо организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. Проектный метод объединил в себе все методы ознакомления с природой: и наглядный, и словесный, и практический.
Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку[3].
В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск. В процессе детского исследования происходит получение ребенком конкретных познавательных навыков: обучение наблюдению, рассуждению, планированию работы, прогнозированию результатов, сравнению, анализу, обобщению, развитию познавательных способностей. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира[4].
Тип проекта:
• Групповой
• Долгосрочный
• Познавательно-творческий
Проект – это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике[5].
Задачи проектной деятельности, которые ставятся перед детьми при изучении природы родного края:
– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы;
– Осваивание ближайшего окружения;
– Расширение и систематизация элементарных географических экологических представлений;
– Формирование навыков постановки элементарных опытов;
– Формирование умения делать выводы на основе полученных результатов;
– Развитие эстетических ценностей природы;
– Умение выражать в творчестве полученные впечатления;
– Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.
Проект включает три основных этапа:
1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, выбор оборудования и материалов;
2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов[6].
Предполагаемые результаты проектной деятельности дошкольников в ознакомлении с природой родного края:
– проявление ярко выраженного интереса к объектам и явлениям природы;
– бережное отношение к природе;
– стремление к правильному поведению по отношению к миру природы;
– овладение навыками экологически безопасного поведения в природе;
– ознакомление с запрещающими и разрешающими экологическими знаками;
– формирование стремления к исследованию объектов природы;
– овладение навыками по обобщению полученных данных, установлению причинно-следственных связей;
– овладение навыками по правильному ухаживанию за растениями в уголке природы;
– опыт в проведении наблюдения за объектами живой и неживой природы;
– навыки в проведении простейших и сложных опытов, исследований объектов природы[7].
К экологическому проекту всегда привлекаются родители. Так как экологическое просвещение родителей дает большой плюс в экологическом воспитании детей.
Заключение
Для развития мышления ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, ознакомление с природой родного края, в том числе и в процессе проектной деятельности.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.
[1] Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радянска школа, 1973
Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем. Сборник статей и фрагментов из работ. М.: Молодая гвардия, 1986
[2] Воронкевич О.В. Добро пожаловать в экологию! – СПб.:« Детство-пресс»; 2002.
[3] Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг, М.: Просвещение, 1993.
[4] Стрельцова, О.Б. Создание экологически развивающей среды / Стрельцова О.Б. // Творчество в детском саду – 2012 – № 2. – с .12-15
[5] Иванова, Н.Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н.Н.Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н.Ф.Губановой, Г.В.Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С.97-100.
[6] Иванова, Н.Н. Проектный метод в процессе экологического воспитания дошкольников / Н.Н.Иванова // Социально-личностное развитие: преемственные связи в работе образовательных учреждений/под ред. Н.Ф.Губановой, Г.В.Ивановой. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГОСГИ, 2012. – С.97-100.
[7] Иванова, Н.Н. Опытническая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство подготовки к школе // Преемственность дошкольного и начального образования /под ред. Т.С. Комаровой, А.В. Найбауэр, О.А, Соломенниковой. – М.:РИЦ МГГУ им.М.А. Шолохова, 2011. – с.132-140