воспитание в структурном подразделении детский дом

Куркова Виктория Анатольевна

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное образовательное учреждение «Лицей «Звёздный»

 

 

 

          ТЕХНОЛОГИИ МЕТОДЫ

 

ПРИНЦИПЫ

 

ФОРМЫ

ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель         Куркова Виктория Анатольевна

                                            

 

 

                                               2013-2014

 

 

 

Пояснительная записка: Данный материал взят мною из разных источников и скорректирован для работы непосредственно с воспитанниками структурного подразделения детский дом «Лицея «Звёздный».

Так как принципы, методы, формы воспитания остаются неизменными, я хочу предложить данный материал воспитателям работающим детьми старше 15 лет и испытывающим трудности в подготовке к написанию программ и планов по воспитательной работе.

Хочу заметить, что при работе по каждому из пунктов необходимо учитывать личностные качества воспитанников, черты их характера и учитывать предполагаемую реакцию воспитанника. Воспитатель работающий с детьми сиротами старше 15 лет должен учитывать что не всё и всегда получится так как мы хотим, нам приходится порой исправлять недочёты не только воспитания полученное в раннем возрасте, но и просчеты в воспитании полученном в детском доме. Необходимо обладать огромным терпением и тактом, чтобы подросток понял и принял наши требования и при этом не заметил, что мы его воспитываем.

Также предлагаю примерные планы работы воспитателя составленные лично мною на каждый месяц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы методы и содержание процесса воспитания.

План.

1.Содержание процесса воспитания.

2.Классификация видов воспитания.

3.Специфика принципов воспитания, требования к ним.

4.Выбор методов воспитания.

5.Классификация методов воспитания и их характеристика.

Содержание процесса воспитания.

Содержание воспитания – это система знаний убеждений и навыков качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В основе содержания процесса воспитания лежат следующие идеи:

 Реализм цели воспитания - это разностороннее развитие человека, которое опирается на его способности и дарования. Средство достижения этой цели – это освоение человеком базовых основ культуры (виды воспитания). Это культура жизненного самоопределения.

 Совместная деятельность педагогов и учащихся - поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, культурной деятельности и выработка собственных ценностей, норм и законов жизни составляющие содержание работы педагога, обеспечивающую активную личностную позицию школьника в воспитательном процессе.

 Самоопределение - способствует формированию целостности личности, т. е человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. В гармонии человека с самим собой должны идти не только профессиональное самоопределение, но и гражданские и нравственные, личные характеристики, как субъектов собственной жизни и собственного счастья.

 Личностная направленность воспитания – в центре воспитательной работы находится сам ребёнок. Надо развивать его индивидуальные склонности и интересы своеобразие характера и чувства собственного достоинства.

 Добровольность – детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если педагог, опирается на интерес ребёнка, чувства товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

 Коллективистская направленность – воспитание должно подготавливать личность к 3 главным ролям в жизни:

- гражданина,

- работника,

- семьянина.

 

 

 

 

Классификация видов воспитания

Виды воспитания:

1. по объекту воспитания:

- экономическое,

- гражданское,

- интеллектуальное,

- интернациональное,

- правовое,

- прогностическое,

- духовно-нравственное,

- эстетическое,

- патриотическое.

2. по содержанию:

- трудовое,

- умственное,

- физическое.

3. по формам:

- воспитание в специальных учебных заведениях:

 школьное - семейное,

 профессиональное,

 внешкольное - по месту жительства.

4. по отношению воспитателя к воспитаннику:

- демократическое,

- свободное,

- авторитарное.

Специфика принципов воспитания, требования к ним.

Принцип воспитания - это общее исходное положение, в котором выражаются основные требования к содержанию методам и организации воспитательного процесса.

Требования к принципам воспитания:

 обязательность (полное воплощение их в практику);

 комплексность (одновременное, а не поочерёдное применение принципов на всех этапах воспитательного процесса);

 равнозначность (среди этих требований нет главных и второстепенных, одинаковое внимание уделяется ко всем принципам воспитания)

Принципы воспитания, которые опираются на воспитательный процесс составляют систему.

Современная, отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1. Общественная направленность воспитания.

- в его основе лежит общественно полезный труд:

a) Дети должны понимать роль труда в жизни общества и жизни каждого человека.

b) Уважать людей труда, которые создают материальные и духовные ценности.

c) Бережно относится к общественному достоянию и природному богатству.

 

2. Связь воспитания с жизнью и трудом.

- это не терпимое отношение к проявлениям без хозяйственности, безответственности и нарушением трудовой дисциплины.

3. Опора на положительное в воспитании.

- главное это формирование положительных черт и качеств, которые необходимо выявить и развить у учащихся,

- только терпение, сотрудничество и заинтересованность педагога в судббе воспитанника дают положительные результаты,

4. Гуманизация воспитания.

Этот принцип требует:

- гуманного отношения к личности воспитанника,

- уважение его прав и свобод,

- предъявление воспитаннику пассивных требований,

- уважение его даже тогда, когда ребёнок отказывается выполнять предъявляемые требования,

- уважение права личности быть самим собой,

- отказ от унижающих достоинства личности наказаний,

- формирование требуемых качеств

5. Личностный подход в воспитании

- это опора на личностные качества ученика, поэтому педагог должен:

a) Изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, вкусы, взгляды и привычки своих воспитанников

b) Уметь диагностировать и выявлять уровень воспитанности школьников

c) Сочетать воспитание с самовоспитанием личности

d) Развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность учащихся и не столько руководить, как умело организовывать и направлять ведущую к успеху деятельность

6. Единство воспитательных воздействий

- личность воспитанника формируется под влиянием семьи, друзей, окружающих взрослых людей, общества и педагога

- большая роль отводится семье

- педагог должен быть воспитан сам, чтобы прививать эти качества детям

- возникают конфликты, если педагог не согласен с деятельностью семьи, а семья отрицательно относится к требованиям педагогов

- единая система воспитания на занятиях и во внеурочное время

Выделяют следующие формы воспитания:

По количеству охватываемых процессов воспитания детей формы делятся на:

- индивидуальные

- микро групповые

- групповые (коллективные)

- массовые

Число учащихся в группе колеблется от 5 – 7 до 25 – 40 человек, а при массовых формах воспитания верхний предел числа неограничен

Формы воспитания – внешнее выражение процесса воспитания

Выбор методов воспитания.

Метод воспитания в переводе с греческого означает путь, поэтому это путь достижения заданной цели воспитания.

Метод – это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки положительных качеств.

На практике стоит задача непросто применять один из методов, а выбрать наилучший, т.е. оптимальный.

Выбор метода – поиск оптимального пути воспитания.

Оптимальный – это значит наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и доступно достичь намеченной цели

Выбор метода воспитания зависит от:

a) От цели и задачи воспитания

b) От содержания воспитания

c) От возрастных особенностей школьников

d) От уровня сформированности коллектива

e) От индивидуальных, личностных особенностей школьников

f) От условий воспитания

g) От средств воспитания

h) От уровня педагогической квалификации

i) От времени воспитания

j) От ожидаемых конечных результатов

Классификация методов воспитания и их характеристика.

Классификация – это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания на основе направленности Г.И. Щукиной.

Выделяют 3 группы методов воспитания:

a) Методы формирования сознания личности

- убеждение

- рассказ

- объяснение

- разъяснение

- лекция

- этическая беседа

- внушение

- инструктаж

- диспут

- доклад

- пример

b) Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения

- упражнения

- приучение

- педагогическое требование

- общественное мнение

- поручение

- воспитательные ситуации

c) Методы стимулирования поведения деятельности

- соревнования

- поощрение

- наказание

Рассказ на этическую тему – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, воздействующее на чувство, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Разъяснение – это метод эмоционального, словесного воздействия на воспитанников. Важная черта – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применяется только тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, так или иначе повлиять на его сознание

Внушение – проникая незаметно в психику, действует на личность человека.

Создаются установки и мотивы деятельности. Используются в том случае когда воспитанник должен принять определенную установку. (используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие воспитателей и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнение собеседников.

Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на том, что явления, воспринимаемые зрением быстро и без труда запечатлеются в сознании. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, активную деятельность. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом.

Упражнение - практический метод воспитания, существование которого состоит в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые качества личности, навыки и привычки.

Эффективность упражнения зависит от:

 Систематики упражнений

 Содержания

 Объема

 Доступности и пассивности

 Частоты повторения

 Контроля и коррекции

 Личных особенностей воспитанника

 Места и времени выполнения упражнения

 Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнени1

 Мотивация и стимулирование

(надо начинать упражнение как можно раньше, чем моложе организм, тем быстрее укореняются в нем привычки).

Требование – метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества.

По форме представления:

 Прямые

 Косвенные

Косвенные могут быть:

 Требование совет

 Требование в игровой форме

 Требование доверием

 Требование просьба

 Требование намек

 Требование одобрение

По результатам воспитания:

 Позитивное

 Негативное

По способу предъявления:

 Непосредственные

 опосредованные

Приучение – это интенсивно выполняемые упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформулировать требуемое качество. Нередко сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Применяется на всех этапах воспитательного процесса.

Поручение – с его помощью школьников приучают к положительным поступкам. Поручение дают для того, чтобы развивать необходимые качества.

Метод воспитательной ситуации – ситуации не должны быть надуманными. Ситуации должны быть естественные. Немаловажную роль играет неожиданность.

Поощрение – выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрение основано на возбуждении положительных эмоций. Оно вселяет уверенность, повышает ответственность.

Виды поощрения:

 одобрение

 ободрение

 похвала

 благодарность

 награждение грамотой или подарком

С поощрением нужно быть осторожным, чтобы не переусердствовать.

Соревнование – это естественные потребности школьников к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь школьник развивает физические, нравственные качества. Эффективность соревнований повышается когда его цели, задачи и условия проведения определяют сами школьники, они же подводят итоги и определяют победителей.

Наказание – метод педагогического воздействия, который должен предупреждать не желательные поступки, тормозить школьников, вызывая чувство вины перед собой и другими.

Виды наказания:

 связанно с наложение дополнительных обязанностей

 лишение или ограничением прав

 выражение моральных порицаний м осуждений

Формы наказаний:

 неодобрение

 замечание

 предупреждение

 обсуждение на собрании

 отстранение от занятий

 исключение

Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сентябрь

№  

мероприятие

Форма проведения

Цель

1

«Давайте познакомимся»

Общее собрание всех воспитанников

Знакомство первокурсников с воспитателями,  с правилами проживания в д/д, со старыми воспитанниками и т.д.

2

« Как я провел лето»

Беседы с воспитанниками

Обмен впечатлениями, восстановление контактов, вливание в коллектив новых воспитанников

3

« помощь друга»

 

Создать мотивацию к процессу обучения

4

Социально педагогический портрет

анкетирование

Изучение личности воспитанника

5

Как мы хотим проводить свой досуг

Индивидуальные беседы, анкетирование

Выявление творческих способностей, стремлений воспитанников

6

Подготовка ко дню учителя и дню пожилого человека

Конкурс эскизов стенгазет и поздравлений

Развитие способностей, вовлечение в жизнь лицея и д/д

7

Чистота залог уюта

 

Организация дежурств по этажу и в комнатах.

Октябрь

мероприятие

Форма проведения

Цель

1

День учителя

Оформление стендов, поздравление педагогов

 

2

Мой город,

Экскурсия

Развитие познавательных способностей, знакомство с городом

3

Разработка сценария к

 « Осенинам»

Совместная работа с воспитателем Козловой

Ознакомление воспитанников с традиционными праздниками -проводимыми в д/д

4

Работа с отстающими в учебе

Инд. Беседы

Выяснение причин

5

«день лицеиста»

Собрание в группах, беседа

Развитие инициатив и индивидуальных способностей воспитанников

 6

Энергетические напитки-вред или польза?

беседа

Пропаганда здорового образа жизни, приучить читать состав напитков, способность к здравомыслию

7

Рейды чистоты

Совместная проверка комнат воспитанников

Приучение к чистоте, развитие навыков самообслуживания.

Ноябрь

мероприятия

Форма проведения

Цель

1

День воинской славы России

Оформление стендов, викторина

Развитие познавательской деятельности, привитие интереса к истории России

2

День отказа от курения

Цикл бесед, анкетирование

Пропаганда здорового образа жизни.

3

«Осенины»

чаепитие

Развитие творческих способностей, знакомство с традициями

4

Личная гигиена

Индивидуальные беседы

Привитие навыков самообслуживания и личной гигиены.

5

Искоренить ненависть

диспут

Создать условия для осознания воспитанниками реальных социальных проблем.

6

Мое отношение к спорту

беседа

Выяснения причин негативного отношения к занятиям по физкультуре

7

Рейды чистоты

Генеральная уборка общежития

Привитие навыков коллективной работы

 8

Международный день защиты прав ребёнка

Диспут, оформление стенда

Развитие инициатив, умения высказывать своё мнение, умение выслушивать.

 

 

Декабрь

мероприятия

форма проведения

              цель

1

Итоги первой декады уч. года

Общее собрание

Научить делать выводы, товарищей

2

Под крышей дома моего

анкетирование

Изучение личности воспитанников

3

День героев отечества

Беседа, конкурс плакатов

Создать условия для осознания идеи героизма, какие подвиги ценились ,как изменились представления о подвиге

 

 

 

 

4

Помочь - значить защитить

Участие в клубе волонтеров, беседа

Воспитание сострадания, толерантности

5

Новый год – праздник обновления и надежд

Цикл бесед, занятий, подготовка к общелицейскому празднику

Развивать навыки культуры общения, расширять представления об исторических традициях

6

Как я планирую провести каникулы

Индивидуальные беседы

 

7

Чистота – залог привлекательности

Ген. Уборка комнат и ощежития к новому году, украшение комнат.

Продолжать прививать потребность к чистоте, развивать вкус и эстетические чувства

 

 

Январь.

мероприятие

Форма проведения

Цель

1

Рождественские посиделки

концерт

Продолжать знакомить с традициями, закреплять навыки общения

2

Я против наркотиков

Анкетирование, диспут

Формировать представление о здоровом образе жизни.

3

Блокадный Ленинград

Посещение дома ветеранов

Развитие патриотизма

4

Подготовка презентации к неделе физики

Разработка проекта, помощь в подборе материала рефератов

Расширение кругозора, развитие исследовательской деятельности.

5

Праздники планеты

Тематическая декада

Создание условий для собственного отношения к всемирным проблемам.

6

Индивидуальные беседы

 

Создание условий для доверительных бесед с воспитателям, помощь в решении личных проблем.

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

мероприятие

Форма проведения

Цель

1

Всё побеждает любовь

Просмотр видеофильмов, лит. композиция

Формирование представлений о безграничности чувства любви и т.д.

2

День святого валентина

Стенгазета, конкурс на лучшее признание в чувствах

Знакомство с вечными сюжетами о любви, продолжать прививать интерес к исследовательской деятельности

3

День защитника отечества

Принять участие в спортивном празднике в лицее, подготовить презентации для конкурса

Развивать чувства ответственности, умения ценить коллективную работу, помогать преодолевать трудности общения.

4

Санкт-Петербург – город военной славы России

Экскурсии по городу, в музе военной техники

Развивать кругозор, воспитывать чувство гордости за родной город

5

Как я отношусь к службе в армии

Диспут, анкетирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

мероприятие

Форма проведения

цель

1

Общее собрание воспитанников

 

Итоги за прошедшие 3 месяца

2

Материнская любовь

Презентация, просмотр кинофильмов, диспут.

Показать, что для всех людей на земле есть нерушимые ценности

3

Во славу и пользу отечества

Цикл бесед к памятным датам

Продолжать развивать интерес к жизни и деятельности исторических личностей, расширение кругозора.

3

Как слово твоё отзовётся

Беседа о чистоте речи

Прививать навыки культурного общения

4

Физики и химики

Конференция по естественно-научным дисциплинам в п\у №70

Воспитание исследовательской деятельности,

5

Международный день театра

Посещение театра

Развивать культуру поведения, создание условий культурного времяпровождения

6

Рейды чистоты

Совместная проверка санитарного состояния комнат

Приучать к чистоте, воспитание навыков коллективного общения

7

В России год экологии

Подготовка к проведению конкурса между  д\д  НПО

 

 

апрель

мероприятия

Форма проведения

Цель

1

Международный день смеха

Оформление стенда, «капустник»

Познакомить с историей празднования дня смеха в разных странах, расширение кругозора, словарного запаса

2

Я выбираю свободу

Анкетирование, диспут о вреде наркотиков

Создать условия и формировать понятия о здоровом образе жизни

3

Человек может летать

Презентация, просмотр видеофильмов, оформление стенда

Дать представление об истории космонавтики, показать роль космонавтики в жизни людей

4

Конкурс самодеятельных коллективов

 

Учить принимать гостей из других лицеев, показать как должны вести себя хозяева, продолжать развивать навыки культурного общения

5

Что такое патриотизм

беседа

воспитывать чувства патриотизма в целом, а также способствовать эмоциональному развитию

май

мероприятие

Форма проведения

 Цель

1

Общее собрание воспитанников

 

Подведение итогов, разработка плана текущий месяц, разное

2

«Чтим память героев»

Концерт в доме ветеранов, оформление стенда (стенгазета)

Продолжать воспитывать чувства патриотизма, умения выражать положительные эмоции

3

Международный день музеев

Беседа, экскурсии

Развитие эстетических чувств, прививать интерес к историческим и культурным ценностям СПб

4

День города

Викторина, экскурсии, оформление стенда

Закрепление знаний о Санкт-Петербурге, развитие познавательского интереса.

5

Как готовиться к экзаменам

 

Помощь в подготовке к экзаменам

6

Летний отдых

беседа

Учить планировать своё время и материальные возможности

7

Рейды чистоты

Выпуск газеты,ген.уборка

общежития