Конспекты занятий
Конспекты логопедических занятий с учащимися 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozova_yu.e._differenciaciya_p-t_konspekt_zanyatiya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Розова Юлия Евгеньевна,
учитель-логопед ГОУ школы-интерната № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии
3 класс
Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т
в словах, предложениях, тексте.
Лексическая тема: Игра – путешествие «Ищем сокровища».
Грамматическая тема: Имя существительное.
Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме.
Задачи:
Образовательные:
- Учить различать звуки [п – т], буквы п – т на письме.
- Автоматизировать графокинетический образ букв п – т на материале слов, предложений и текста.
- Учить определять род имен существительных.
Коррекционные:
- Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки.
- Развитие зрительного гнозиса и мнезиса.
- Развитие фонематического анализа и синтеза.
- Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Поиски пиратских сокровищ ».
- Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов.
- Развитие общей и мелкой моторики рук.
- Развитие навыка самоконтроля.
Воспитательные:
- Воспитание умения слушать и слышать друг друга.
- Воспитание вежливого отношения к товарищу.
- Прививать любовь к путешествиям.
Оборудование: магнитная доска, памятка условного обозначения букв п - т, контейнеры для индивидуальной работы с песком, карточки с ребусами и пиктограммами, изографами (слова: мост, остров, пистолет, песок, пальма, парус, канат), таблицы для составлений предложений, парта для работы с песком и водой, компас, монеты, составляющие слово «знания», светильник «Пламя», массажные коврики, эмблемы морских обитателей, карта (фрагменты), предметные и сюжетные картинки по лексической теме урока.
Содержание занятия | Примечания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Сообщение темы занятия. 1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки. Логопед дает указание учащимся: - Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис, а Алина сидела рядом с Сашей. 2.Сообщение логопедической темы. - Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда и с кем, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось?
О Ё В Б С И Т О С Р Н Л О ТО В П Т И О Р Л А Д Т П Р О Л П К У Л ГА А В Й - Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие с пиратом Попугаем, но это не просто путешествие. Мы будем искать настоящие пиратские сокровища. - Когда-то давно Попугай был птицей одного известного пирата, который спрятал свои сокровища надежно от людей. Но Попугай помнит эту тайну и готов с вами поделиться. Вы готовы на время стать настоящими пиратами? -Тогда в путь. А помогут нам попугаи-пираты. (Появляется пиратский корабль с фигурками попугаев-пиратов.) - Чтобы собрать карту старого пирата, мы должны выполнить все задания урока. Вот вам первое задание. 3.Уточнение связи звука и буквы. - Назовите первый и последний звук в слове ПИРАТ. - Дайте характеристику звуку |п,|. Какая строчная буква обозначает этот звук? -Дайте характеристику звуку |т|. Какая строчная буква обозначает этот звук? - Какие буквы сегодня будем различать? - Запишите тему урока. (Число записано заранее)
А). Зрительный гнозис букв.
А) Из каких элементов состоит каждая буква? Б) Какие элементы одинаковые? В) Каким элементом отличаются?
- Молодцы! Вы справились с заданием. Получите первый фрагмент карты.
II. Основная часть. 1) Дифференциация букв п-т на уровне слова. - Чтобы найти клад, нам придется постараться и преодолеть различные препятствия.
Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, мост, пистолет, пальма, парус, песок, канат. Пиктограммы и ребусы расположены на доске, как в игре «муха», учащиеся открывают карточки по координатам учителя. Записывают их в тетрадь, выделяют буквы п – т по заданию. Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Какое слово здесь лишнее?
- Молодцы, выполнили и второе задание. Вот вам второй кусок карты. 3) Динамическая пауза. ( Может выполняться на массажных ковриках.) Игра «Море волнуется». Каждый из детей получает эмблему с изображением обитателя моря. По сигналу: «Морская фигура на месте замри!» они должны максимально точно показать: рыбу, морского конька, морскую звезду, черепаху. 4) Зрительная гимнастика. - Плыли мы, плыли, но вдруг на море начался шторм. Чтобы закрепится, нам нужно бросить якорь. Посмотрите внимательно на канаты, якорь на том канате, на котором нет узла. 5) Дифференциация букв п-т на уровне предложения. - Когда то давно после такого шторма произошло кораблекрушение, на берег выбросило много различных предметов (предметы в контейнере с водой), но лишь в одном из них хранится ценная информация. Попугай дает нам подсказку-шифр. - Используя слоговую таблицу, расшифруй название данного предмета. 80-113л-7 - Верно. В этой бутылке хитрый пират спрятал указания, где зарыт клад. Нам нужно потрудиться и разгадать его послания. Каждый ученик получает записку с зашифрованным предложением. (Дифференцированное по сложности задание) А) Составить предложение, распутав паутинку. Пиратская остров плывет на шхуна
Б) Составить предложение по координатам слов. В-1 ; А-2 ; А-3 ; Б-4 ; В-2
В) Составить предложение по подсказке-цвету.
Г) Составить предложение по подсказке-рисунку.
- Подчеркните в предложениях главные члены*. - Вы получаете третью часть карты. 6) Дифференциация букв п-т на уровне текста. - Чтобы добраться до клада, нам необходимо из ваших предложений составить текст. Попугай вспомнил подсказку. (подсказка) - Вы догадались, в каком порядке следуют предложения? -У кого первое предложение? Прочитайте его. И т.д. А) Пиратский корабль на остров плывет. Б) На острове старая пальма растет. В) Под пальмой письмо пират написал. Г) Пират попугай то письмо передал. - Попугай передает нам письмо Старого пирата. Но пират был неграмотный, он допустил в письме ошибки. Исправьте их. Плывипе на спров. Под тальмой разведите коспёр. Опложите от тальмы при камня по спрелке костра.
- Вот вам четвертый фрагмент карты. Ура! Мы собрали карту. Используем письмо пирата, найдем клад. 7) Развитие высших психических функций. Перед учениками появляется контейнер с песком, расположение всех объектов на песке соответствует плану на карте. Зажигается светильник «Пламя» (1-3 сек.), дети запоминают направление стрелки. Поиски клада. - Перед нами три сундука, но, ни одного ключа. Пират приготовил последнее испытание – «Морской бой». Сыграем. (рисунок по клеточкам «ключ» - Какой сундук открыть? Как вы считаете? Проверим удачу? (пират, сугндук, нож, картинки) - Наш сундук первый. А в нем монеты. - Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось? III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. - Правильно. На любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту. - Что нового вы узнали сегодня на занятии? - Какие звуки и буквы мы сравнивали? -Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы. И вы получаете удостоверение настоящего пирата. |
Учащиеся садятся на свои места в указанном порядке.
Учащиеся выделяют буквы определенного цвета и читают: - Остров. - Пират Попугай. - Да. - Это звуки |п,| и |т|. -|п,| - согласный, мягкий, глухой. - Буква п. -|т| - согласный, мягкий, глухой. - Буква т. - Строчные буквы п - т. Проводят сравнительный анализ букв. - Все слова – имена существительные, они обозначают предметы, отвечают на вопрос «что?» - Лишнее слово «пальма» - это существительное женского рода. - Нам нужен правый канат. - Это бутылка. Расшифровывают и записывают предложения. Составляют послание. Исправляют ошибки. -Знания. |