Тема статьи: "Особенности подросткового возраста"

Шурыгина Владислава Павловна

Подростковый возраст

Подростковый возраст – период жизни каждого человек, когда он переживает сложные психофизиологические процессы, связанные с переходом из детской жизни в жизнь взрослую.

Помимо очевидных процессов, есть и скрытые, поражающие психологическое состояние подростка. Из-за гормонального всплеска может резко меняться настроение, поведение, наблюдается раздражительность, а также возникновение сексуального интереса. Меняется отношение к себе самой и к окружающим.

Как понять девочку-подростка

Для того чтобы понять, что происходит с девочкой в этот период, родителям полезно вспомнить времена, когда мама была беременна. Гормональные сдвиги, изменения форм тела, изменение внутренних систем организма, в особенности репродуктивной, перепады настроения, – и это далеко не полный список. Девочка в переходной период тоже проходит через подобные испытания. Конечно, в ее теле происходят совершенно другие процессы, не так резко, и времени это занимает в несколько раз больше. Но вы не забывайте, что в это же время организм ребенка еще успевает расти и развиваться.

Нужно отказаться от детства и в большей степени перенять взрослую модель поведения. Однако противоречивость слов, поступков и вообще жизни окружающих взрослых не дает возможности сделать это безболезненно. Да и общество не имеет четкого отношения к людям этого возраста – спрос уже не как с детей, но и считаться с мнением подростка не торопятся. Маленький человек оказывается в эпицентре взрыва физиологических, психологических и социальных систем.

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроению. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”.

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба- все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми и тактичности. И, наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшее опасение, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность.

Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя, сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда, медлительны и апатичны”.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущений себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего он претендует равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все не стабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. Наряду с чувством взрослости имеет место подростковая тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым.

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые. Появляется потребность разобраться в себе самом, что порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Основные сложности в общении детей и родителей, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат - все это препятствует успешному развитию личности подростка.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_podrastkovogo_vozrasta.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Подростковый возраст

Подростковый возраст – период жизни каждого человек, когда он переживает сложные психофизиологические процессы, связанные с переходом из детской жизни в жизнь взрослую.

Помимо очевидных процессов, есть и скрытые, поражающие психологическое состояние подростка. Из-за гормонального всплеска может резко меняться настроение, поведение, наблюдается раздражительность, а также возникновение сексуального интереса. Меняется отношение к себе самой и к окружающим.

Как понять девочку-подростка

Для того чтобы понять, что происходит с девочкой в этот период, родителям полезно вспомнить времена, когда мама была беременна. Гормональные сдвиги, изменения форм тела, изменение внутренних систем организма, в особенности репродуктивной, перепады настроения, – и это далеко не полный список. Девочка в переходной период тоже проходит через подобные испытания. Конечно, в ее теле происходят совершенно другие процессы, не так резко, и времени это занимает в несколько раз больше. Но вы не забывайте, что в это же время организм ребенка еще успевает расти и развиваться.

Нужно отказаться от детства и в большей степени перенять взрослую модель поведения. Однако противоречивость слов, поступков и вообще жизни окружающих взрослых не дает возможности сделать это безболезненно. Да и общество не имеет четкого отношения к людям этого возраста – спрос уже не как с детей, но и считаться с мнением подростка не торопятся. Маленький человек оказывается в эпицентре взрыва физиологических, психологических и социальных систем.

В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроению. Вообще, в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”.

Благодаря бурному росту и перестройки организма в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба- все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми и тактичности. И, наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшее опасение, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность.

Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя, сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с не иссякающим энтузиазмом, а иногда, медлительны и апатичны”.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникают и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как взрослому, представление, ощущений себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего он претендует равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желание оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже не смотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все не стабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально. Наряду с чувством взрослости имеет место подростковая тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым.

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства и отчасти близкие взрослые. Появляется потребность разобраться в себе самом, что порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

Основные сложности в общении детей и родителей, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат - все это препятствует успешному развитию личности подростка.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.