«Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у дошкольников»
«Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у дошкольников»
Дидактические игры - одно из основных средств развития познавательных процессов, речи и мышления. Особенно велика роль этих игр в обогащении словаря детей.
Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребёнка с целью коррекции её различных дефектов.
В ходе речевого развития ребёнок постепенно овладевает и законами словообразования. Это происходит в основном период от 2 до 8 лет. Здесь так же, как и при овладении, всеми остальными сторонами речи, наблюдаются возрастные своеобразия.
У детей с недоразвитием фонетической стороны речи часто отмечается бедность словаря, как активного, так и пассивного, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Дети плохо классифицируют предметы по группам. В их словарном запасе мало глаголов, обозначающих состояние и переживания людей, существительных, характеризующих нравственный облик человека, и особенно малочисленна группа наречий и прилагательных, служащих для характеристики действий, поступков. Помимо трудностей в усвоении звуков речи для многих детей характерны также затруднения в усвоении словарного запаса языка.
Работу над обогащением словарного запаса ребёнка нельзя рассматривать как самоцель. Дело в том, что у детей с отставанием в речевом развитии запас слов может быть достаточно большой, особенно если в семье этому уделяют внимание. Но важен не сам по себе словарный запас, а умение активно пользоваться имеющимися словами, правильно сочетать их между собой, образовывать от них новые слова и т.д. Важна и правильность грамматического оформления слов.
Необходимо обогатить словарь дошкольников существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, углубить и уточнить понимание значений уже имеющихся у них слов, а так же привить детям простейшие навыки образования новых слов в процессе игр.
Обогащение словаря именами существительных
1.Обобщение
2. «Назови детёнышей животных»
3.»Назови ласково»
Обогащение словаря глаголами
4. «Кто как передвигается»
5. «Назови действия»
6. «Кто как кричит»
7. «Образование глаголов при помощи приставок»
Обогащение словаря именами прилагательными
8. «Какой на вкус»
9. «Какой по цвету»
10. «Противоположности»
11. «Что из чего сделано»
12. « Чья? Чьи? Чьё? Чей?»
Обогащение словаря наречиями
Овладение грамматическим строем языка начинается на втором году жизни. В этот период, в возрасте от полутора лет, ребёнок от употребления отдельных слов переходит к речи фразами. Именно в связи с этим у него и возникает потребность в овладении правилами связи слов друг с другом для выражения какой-то законченной мысли.
Грамматический строй речи усваивается ребёнком постепенно, самостоятельно, путём подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Первые предложения детей очень несовершенны, слова в них ещё не согласуются друг с другом, а как бы нанизываются одно на другое («Дай мишка папа» - дай мишку папе). Это так называемые детские аграмматизмы, при которых слова связываются между собой как бы вопреки законам грамматики. Такие аграмматизмы свойственны всем без исключения детям и при нормальном ходе речевого развития исчезают не позднее четырёхлетнего возраста без всякой специальной помощи. К этому времени ребёнок овладевает правилами изменения слов и связи их в предложении.
Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребёнок не осознаёт этих значений, употребляет их интуитивно.
У детей с той или иной речевой патологии, как правило, понижена способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их возможности и способности, необходимые для продуктивного и творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания. Таким детям свойственно беспорядочное сочетание грамматических средств языка.
В тех случаях, когда возрастные аграмматизмы детской речи не исчезают к положенному сроку, необходима целенаправленная, систематическая и настойчивая работа по их преодолению. В ходе специальных занятий у детей воспитываются прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться как бы отправной точкой в деле постепенного овладения ребёнком языковыми нормами.
Образованеи множественного числа имён существительных
«Один-много»
Согласование существительных с числительными
«1-2-3-5-6-7-8-9»
Согласование прилагательных с существительными
«Опиши предмет»
Употребление предлогов
Проведение на групповых, подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях игровой деятельности. Конечно, игра, проводимая на коррекционных занятиях, не является игрой в строгом смысле этого слова, так как в отличие от классического определения игры преследует учебные цели.
Поэтому перед логопедом и воспитателем, который осуществляет непосредственное руководство игрой, помимо основной задачи коррекции звукопроизношения, стоит задача знакомить детей с новыми словами, понятиями, расширять и уточнять представления, связанные с этими словами, добиваться употребления их в связной речи.
Специально организованные игры способствуют развитию лексико-грамматической стороны речи, выполнены с учётом решения максимального количества задач: для развития пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, речевой практики.