Проект-презентация
Проект - презентация по физике за 10 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Иллюзия | 2.48 МБ |
Исследование физического явления Гало | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта: Возрастная группа: учащиеся 9 – 11 классов Характеристика проекта : 1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности - информационный; 2. По признаку предметно-содержательной области – межпредметный; 3. По характеру контактов – внутренний; ; 4. По продолжительности проекта – долгосрочный; 5. По результатам – банк информационных материалов, созданный в программе Microsoft Power Point .
Актуальность: Изучение иллюзий, которые существуют в нашем мире.
Проблема: Многие не задумываются о том, что существует множество интересных иллюзий, которые обманывают наше воображение.
Цель проекта: 1.Изучение существующих иллюзий. 2.Изучение их действий.
Гарантированный результат реализации проекта: Изучение иллюзий позволит расширить свой кругозор. Овладение умениями искать, понимать, выбирать и создавать свои иллюзии. Овладение методами информационных технологий через применение программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point. Приобретение знаний, создающих посыл для воспитания уважения к опыту предыдущих поколений, к воспитанию самоуважения и стремлению к самосовершенствованию .
Заключение: Работа над проектом ведётся месяц. Практическая и педагогическая цели проекта достигаются в течение каждого учебного года, то есть мы имеем гарантированный результат реализации проекта, но в данном проекте важнее всего достижение отсроченного результата. И, что очень важно в данном проекте происходит включение в проектную деятельность всё большего количества учащихся.
Банк информационных материалов: Stanislav-milevich.ru ru.wikipedia.org www.rsyportal.net mindhobby.com www.molomo.ru
Иллюзии Сначала для себя мы создаем такой вопрос: «Что такое иллюзия?» Иллю́зия ( лат. illusio — заблуждение, обман) — искажённое восприятие реально существующего объекта или явления, допускающее неоднозначную интерпретацию . Иллюзии могут возникать у психически здоровых людей (физические, физиологические иллюзии, метаморфопсии).
Физические иллюзии: Физические иллюзии — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия : чайная ложка, погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная).
Из категории явлений, относящихся к физическим иллюзиям, наиболее ярко представлены оптические иллюзии, они обусловлены тем, что происходит преломление пучка света в различных средах, отличающихся по плотности. Существует всем известный оптический феномен, называемый мираж. Даже те, кто не сталкивался с этим лично, знают о нем из различных источников или со слов очевидцев. При данной физической иллюзии мираж воспринимается человеком как предмет, реально существующий в природе. Неправильной оценке подвергаются лишь его размеры, а также имеющееся расстояние. Например, широко известен мираж, который наблюдали жители города Вервье, в Бельгии, в 1825 году. В небе появились сражающиеся войска, и так отчетливо, что можно было рассмотреть каждую подробность. Люди наблюдали сражение при Ватерлоо, до которого было расстояние в сто пять километров. Еще один, очень своеобразный феномен, являющийся физической иллюзией, наблюдается периодически в горах Швейцарии, Германии. Метеорологи называют его «гало». Он заключается в том, что изображение людей превращается в колоссальные теневые фигуры, которые проецируются на облака, к тому же они имеют радужные ореолы. Подобные теневые фигуры могут повторять любой жест присутствующих – снять шляпу, помахать рукой, похлопать в ладоши, и прочее. Ученые еще не изучили до конца оптические закономерности, являющиеся причиной гало.
Особенности физических иллюзий: Проявление физических иллюзий очень многообразно, и встречаются состояния, которые свойственны при определенных видах деятельности, связанных с профессией. Например, летчики рассказывают, что если полет проходит над поверхностью моря в лунную и звездную ночь, когда происходит отражение звезд от морской глади, то возникает ощущение, что полет проходит в перевернутом положении. Главной особенностью физический иллюзий можно считать тот факт, что они не зависят от того, в каком психическом состоянии находится человек. Оптические иллюзии всеми воспринимаются совершенно одинаково. Физические иллюзии являются оптическим обманом нашего мозга. Хотя глаз видит изображение таким, как оно есть, мозг воспринимает это по-своему. Когда картинка становится доступной органу зрения, происходит включение огромного количества мозговых процессов, мозг анализирует полученную информацию подобно компьютеру. То есть, производится анализ расположения углов и граней, позиций источников света, структуры света. В большинстве случаев на бессознательном уровне данный анализ оказывается неточным, так как имеет место коррекция зрительных образов. Физические иллюзии различаются на различные типы, и у каждого свои отличительные особенности. К примеру, нередко возникает иллюзия восприятия цвета. Она основана на том, что объекты одинаково освещены, но изображены так, что воспринимаются мозгом, как имеющие различные цвета и оттенки. Если рассматривать иллюзию движения, то в этом случае неподвижный рисунок или изображение может вертеться в определенную сторону, словно оживая, или создается впечатление, что он пульсирует, хотя в действительности это обычный статический рисунок. Существуют так называемые невозможные фигуры, и на первый взгляд такие рисунки ничем не примечательны, но если вглядываться внимательно, можно обнаружить немало парадоксов. Такие рисунки первым начал создавать Морис Корнелис Эшер, голландский график. Еще один вид физических иллюзий – это иллюзия восприятия глубины. При этом человек неадекватно воспринимает как сам элемент, так и его свойства. Максимально изученными считаются иллюзии, которые возникают во время зрительного восприятия контурных двухмерных изображений.
Восприятие физических иллюзий: Восприятие изображений или предметов во много обусловлено направлением внешнего освещения, которое играет значительную роль практически при каждой физической иллюзии. Существуют оптические иллюзии, которые называются парейдоличными, они подразумевают иллюзорное восприятие объекта, существующего в реальности. Если двойные изображения, созданные специально, с целью провоцирования иллюзий, то парейдолии появляются при восприятии непосредственно самих объектов. Например, рассматривая орнамент на обоях или трещины на потолке, человек может увидеть лица людей, фантастических существ, животных, и прочее. Среди физических иллюзий немало различных вращающихся картинок, имеющих эффект мерцания, и другие виды зрительного обмана. Если долго смотреть на изображение, то следует эффект последействия, когда посмотрев в сторону на белый фон можно увидеть то же самое изображение. Похожее воздействие оказывает и медитация глядя на горящую свечку. В вечернее время, а также по ночам, шишковидная железа имеет наибольшую активность, поэтому считается, что различные медитативные практики в сфере дыхания наиболее эффективны. Еще в древности подобные системы использовались для того, чтобы усилить чувствительность органов зрения. Физические иллюзии могут проявляться в меньшей степени, если проводить по утрам и в вечернее время тренировку вестибулярного аппарата. Выполняются наклоны и вращения, повороты, потягивания. Это помогает развить чувство равновесия и стабилизировать координацию движений. К тому же подобные занятия укрепляют психику, и делают более устойчивыми полевые структуры человека.
Оптические иллюзии: Оптическая иллюзия ( зрительная иллюзия ) — ошибка в зрительном восприятии , вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа ( лунная иллюзия , неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой). Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения , так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия. В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Мориса Эшера (см., например, его литографии: «Вверх и вниз» (1947), «Выпуклое и вогнутое» (1955), « Бельведер » (1958) и т.д. Создание оптических иллюзий часто было темой работ Сальвадора Дали . Некоторые оптические иллюзии изучались в рамках гештальтпсихологии .
Обман зрения: Существует эффект зрительного восприятия, когда наблюдатель сознательно или же непроизвольно даёт не соответствующее действительности объяснение наблюдаемой им картине. Он хорошо известен каждому, кто наблюдал бегущие по небу облака, подчас принимающие форму известных зрительных объектов. Такой же эффект может иметь место при наблюдении картины распределения теней трёхмерных объектов при некоторых их ракурсах по отношению к источникам света. Именно этим объясняются имеющие форму сенсации в средствах массовой информации сообщения о наблюдении на Марсе человеческой головы и т. п. Вместе с тем объяснение случайно созданного пятна иногда используется психологами для выяснения свойств интеллекта испытуемого, у которого обман зрения вызывается преднамеренно.
Иллюзии восприятия цвета: Уже около ста лет известно, что когда на сетчатке глаза возникает изображение, состоящее из светлых и тёмных областей, свет от ярко освещённых участков как бы перетекает на тёмные участки. Это явление называется оптической иррадиацией . Одна из таких иллюзий описана в 1995 году профессором Массачусетского технологического института Эдвардом Адельсоном («иллюзия тени Адельсона»). Он обратил внимание, что восприятие цвета существенно зависит от фона и одинаковые цвета на разном фоне воспринимаются нами как разные, даже если находятся близко и видны нами одновременно.
Восприятие глубины: Иллюзии восприятия глубины — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Мозг бессознательно видит рисунки только одновыпуклые (одновогнутые). Восприятие зависит от направления внешнего (реального или подразумеваемого) освещения. 3D эффект (2D изображения кажутся объёмными):
Восприятие размера: Иллюзии часто приводят к совершенно неверным количественным оценкам реальных геометрических величин. Оказывается, что можно ошибиться на 25 % и больше, если глазомерные оценки не проверить линейкой. Глазомерные оценки геометрических реальных величин очень сильно зависят от характера фона изображения. Это относится к длинам ( иллюзия Понцо ), площадям, радиусам кривизны. Можно показать также, что сказанное справедливо и в отношении углов, форм и так далее.
Стерео-иллюзии: Стереопары , наложенные на периодическую структуру позволяют наблюдать стереоизображение так же, как и обычную стереопару. Периодическое изображение облегчает «разведение» глаз (как правило, на бесконечность), что после фокусировки глаз на расстояние несколько десятков сантиметров позволяет увидеть стереоизображение. Метод позволяет частично совмещать изображения стереопары, снимая ограничения на их размер, однако накладывает некоторые ограничения на содержание рисунков и практически рассчитывается с помощью компьютеров. Известны также под калькированным с английского названием « автостереограммы ».
Перевёртыши: Перевёртыш — вид оптической иллюзии, в которой от направления взгляда зависит характер воспринимаемого объекта. Одной из таких иллюзий является «уткозаяц»: изображение может трактоваться и как изображение утки, и как изображение зайца.
Комната Эймса: Комната, придуманная Адельбертом Эймсом-мл. в 1946 году, представляет собой пример трёхмерной оптической иллюзии. Комната спроектирована таким образом, что при взгляде спереди кажется обычной, с перпендикулярными стенами и потолком. На самом деле, форма комнаты представляет собой трапецию, где дальняя стена расположена под очень острым углом к одной стене и, соответственно, под тупым углом к другой. Правый угол, таким образом, значительно ближе к наблюдателю, чем левый. За счёт иллюзии, усиливаемой соответственно искажёнными шахматными клетками на полу и стенах, человек, стоящий в ближнем углу, выглядит великаном по сравнению со стоящим в дальнем. Когда человек переходит из угла в угол, наблюдателю кажется, что он резко растёт или, наоборот, уменьшается.
Движущиеся иллюзии: Эффект усиливается при наклонах, вращениях, приближении/удалении головы Неподвижное изображение кажется движущимся При рассматривании одинаковых движущихся мячей, можно увидеть, что они разного размера. Одно и то же анимационное изображение может изображать вращающийся объект по часовой, против часовой или попеременно (совершать колебательные движения)
Звуковые иллюзии Ступеньки Впервые эта иллюзия была обнаружена профессором психологии Diana Deutsch, показавшей, как мозг группирует рядом стоящие ноты вместе. В демонстрации проигрывается две мелодии - одна возрастающая по тону, другая убывающая, причем ноты различны для двух ушей - к примеру, правое ухо слышит первую ноту первой мелодии, потом вторую ноту второй мелодии, и так далее. Большинство слушателей группируют высокие и низкие ноты вместе, при этом получается так, что одно ухо слышит сначала убывающую а потом возрастающую последовательность, а второе, наоборот - возрастающую, а потом убывающую. Наш мозг собирает из каши более-менее красивую мелодию, которую нам и "преподносит". К тому же, если вы правша, то вначале справа вы будете слышать возрастающий тон, а в левом - убывающий, а если левша - наоборот.
Фантомные мелодии: Некоторые мелодии состоят из быстрых проигрышей, отличающихся друг от друга очень незначительно. Если играть достаточно быстро, то мозг "выхватывает" на скорости отдельные ноты и "компонует" их в какую-то свою мелодию. Если же проиграть ту же композицию медленнее, то такой иллюзии не возникает - наше сознание успевает воспринимать все элементы проигрыша.
"Возрастающая" последовательность : Эту иллюзию обнаружил французский композитор Jean-Claude Risset. Пары нот следуют одна за одной, создавая иллюзию повышения, как будто на пианино вы нажимаете клавиши слева направо.. На самом деле тон не повышается, и если после окончания мелодии вы сразу нажмете кнопку PLAY снова, то мелодия будет продолжаться, и так до бесконечности. Но повышаться до бесконечности тон не может, в отличие от иллюзии, которую создает наш мозг.
"Падающие" колокола : Создается впечатление, что колокола на записи "падают" в пространстве, снижая высоту тона. Но если прислушаться повнимательней, слышно, что тон УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. Высота тона вначале ниже, чем высота тона в конце.
Аффективные иллюзии: Возникновение аффективных иллюзий возможно в ситуациях аффекта или необычного для человека эмоционального состояния - при сильном страхе, чрезмерном желании, как правило, недосягаемом, напряжённом ожидании, подавленном и тревожном состоянии. Аффективные иллюзии возникают особенно часто в период болезненных изменений эмоционального состояния. Возможно возникновение подобного явления в совершенно определённых условиях окружающей среды, например, при недостаточной освещённости, в сумерках, в ночное время при сверкании молний (в этот момент искажается и преломляется световое освещение). Шевелящаяся занавеска может восприниматься как притаившийся грабитель, пояс на кресле - как змея, готовая прыгнуть и пр. Возникают аффективные иллюзии и в случаях, когда кроме аффективного напряжения, проявляется слабость (невнятность) раздражительного признака (удалённость объекта, тихие шуршащие звуки, невнятная неразборчивая речь ) и признаки явной астении.
У любого совершенно здорового психически человека может возникнуть явление аффективной иллюзии, если он находится в непривычной для него обстановке, незнакомом месте, в необычном эмоциональном состоянии (классическим примером является посещение ночью кладбища). "Материализуются" в аффективные иллюзии у здорового человека и постоянное ожидание чего-либо ему неприятного (например, если человек очень боится собак, то в незнакомой обстановке при плохом освещении каждое постороннее движение будет ему казаться бросающейся на него собакой). Возникновение вербальных , или слуховых иллюзий тоже может происходить также на основе какого-либо аффектного состояния и выражаться в ошибочном искажённом восприятии смысла или звука разговора окружающих людей, при этом нейтральную обычную речь (её смысл) больной человек воспринимает (или трактует подсознательно) как угрозу своей жизни, оскорбления, ругань или обвинения. Аффективные иллюзии у больных людей возникают при различных болезненных состояниях, на разных стадиях развития болезней, они проявляются при делирии, тревожно-депрессивном синдроме, парафренном синдроме, параноидном синдроме.
Начальные этапы, например, развития делирия, острые стадии парафренных и параноидных синдромов характеризуются возникновением аффективных иллюзий, выражающихся в ощущениях угрозы, при обманных ощущениях - звуки металлического типа воспринимаются, как оружейный звук, льющаяся из крана вода - как начинающийся потоп и др. Аффективные или вербальные иллюзии в психопатологическом отношении имеют весьма неоднородный характер. Часть из них относятся к депрессиям, часть является отражением влияния состояния бреда, некоторые иллюзии выражены отчётливыми постоянными бредовыми (ошибочными) убеждениями. Как правило (в большинстве случаев) аффективные иллюзии связаны с возникновением ведущего аффекта и основой их являются психопатологическая симптоматика. Возникновение аффективных иллюзий свойственно больному не только при состоянии простой депрессии, но и при явных тенденциях к депрессивному явлению бредообразования. Больной человек, находящийся в состоянии актированной депрессии бредового типа постоянно находится в ожидании наказания, казни, возмездия за прегрешения, осуждения окружающих. При этом у здорового человека необходимо обязательно отличать от аффективных иллюзий ошибочность суждения или неправильное умозаключение, сделанное под влиянием какого-либо физического явления.
Вербальные иллюзии: Возникновение вербальных иллюзий (от лат. verbalis - устный, словесный) основано на реально происходящих вокруг человека разговорах, звучании речи, а действующие на больного человека звуковые раздражители воспринимаются им совершенно в другом виде, как правило, в угрожающих тонах. Другими словами, иллюзии слухового характера, которые содержат отдельные слова, сказанные нечаянно кем-то, находящимся рядом с больным человеком, или произнесённые фразы, называются вербальными. Явление ярких, навязчивых, постоянно возникающих вербальных иллюзий психиатры обозначают "иллюзорным галлюцинозом". Их появление возможно на фоне болезненного, изменённого аффективного состояния, при возникновении тревоги или страха, и достаточно часто они сопровождаются бредовым истолкованием содержания. В связи с тем, что эти явления основаны на страхе и аффекте, то смысл услышанного разговора больным человеком, как правило, воспринимается, как угроза, обвинение, ругань, направленные исключительно на него.
Слуховые (вербальные) иллюзии могут возникнуть не только при звуках речи, но и в форме неречевых обманов, таких, как шипение, шумов (кранов, например), отдельных звуков (выстрелов, шумов прибоя). Если человек слышит один голос, то речь идёт о моновокальных слуховых иллюзиях, если два голоса - о диалоге, три и больше - говорят о поливокальных иллюзиях. Истоки механизма иллюзий, в том числе, и вербальных (как и галлюцинаций), до сегодняшнего времени до конца не изучены, поэтому причины, вызывающие эти явления, проявляющиеся при иллюзиях, то есть, нарушения активного, но очень избирательного характера восприятия человеком тех или иных звуков, пока ещё недостаточно ясны.
Парейдолия: Парейдоли́я (парейдолическая иллюзия) (греч. para — рядом, около, отклонение от чего-либо, eidolon — изображение) — разновидность зрительных иллюзий (так называемые «сенсорные иллюзии дополнения»); заключается в формировании иллюзорных образов, в качестве основы которых выступают детали реального объекта. Таким образом, смутный и невразумительный зрительный образ воспринимается как что-либо отчетливое и определенное — например, фигуры людей и животных в облаках, изображение лица человека на поверхности Марса. Парейдолии часто возникают в инициальных стадиях острых психозов. Если парейдолии теряют характер объективности, реальности для пациента и это сопровождается появлением чувства их сделанности, иллюзорности, бредовым толкованием, то они называются псевдопарейдолиями.
На этом все Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта . Возрастная группа: учащиеся 9 – 11 классов Характеристика проекта по классификации Е.С. Полат : 1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности - информационный; 2. По признаку предметно-содержательной области – межпредметный (физика, история, ИКТ); 3. По характеру контактов – внутренний; 4. По количеству участников проекта – групповой; 5. По продолжительности проекта – долгосрочный; 6. По результатам – банк информационных материалов, созданный в программе Microsoft Power Point .
Актуальность: В условиях информационного общества современный ученик должен уметь эффективно работать с информацией, создавать новую в различных доступных для восприятия формах и видах, значимую для других, вырабатывать у себя тонкий информационный вкус Физика прошла большой и сложный путь развития - от египетских пирамид до космических полетов.
Проблема: На практике учащиеся на любом этапе обучения в школе недостаточно используют новейшие источники информации, не умеют найти, обработать, систематизировать ее, то есть у учащихся недостаточно сформирована информационная компетенция.
Цель и задачи проекта: Цель: Педагогическая – создание условий для формирования ключевых компетентностей: информационной, рефлексивной, проектной, социальной, коммуникативной, технологической. Задачи: 1. Познакомиться с процессами рассеяния и рефракции света. 2. Объяснить возникновение световых явлений в природе.
Гарантированный результат реализации проекта: Развитие информационной компетенции позволит научиться создавать ученикам мультимедийный объект Овладение умениями искать, понимать, выбирать, обрабатывать, систематизировать информацию. Овладение методами информационных технологий через применение программ: Microsoft Word , Microsoft Power Point . Приобретение опыта проектной деятельности через создание, редактирование, оформление, сохранение информационных объектов. Приобретение знаний, создающих посыл для воспитания уважения к опыту предыдущих поколений, к воспитанию самоуважения и стремлению к самосовершенствованию .
Отсроченный результат реализации проекта: Умение эффективно работать с информацией в любой отрасли знаний, участие детей в научно-практических конференциях. Формирование всесторонне развитой, обладающей высоким уровнем воспитанности, личности.
Этапы реализации проекта: Этапы Форма работы Сроки I Представление учащимся информации о проекте. Рассказ учителя об интересных фактах (иногда смешных и даже курьёзных) из жизни учёных с целью вызвать интерес к личности учёного. Осмысление. Выбор объекта. Комплектование групп. Сентябрь II Постановка проблемы, целеполагание , выдвижение гипотез. Работа по сбору и анализу информации. Систематизация материала . Консультации. Техническая работа по созданию продукта. Консультации. Октябрь III Представление продукта каждой группой. Защита презентации в своём классе. Оценка работы учащимися других классов (продукт представляет учитель). Подведение итогов в классе. Оценка Ноябрь
Введение Так рано утором, когда на луговое разнотравье падёт чистая роса и огненно зарозовеет небо, каждая крохотная росинка, мерцая, отражает в себе явившийся людям торжественный, сияющий над всей землёй, славящий жизнь солнечный лик… В.А. Закруткин
Свет… его значение в нашей жизни очень велико. Учение о свете и световых явлениях составляет очень важный раздел физики, называемый оптикой. Знание основных оптических законов имеет большое познавательное практическое значение. Чтобы выяснить причины тех или иных световых явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими и объяснить его на основании определенного закона природы. Тогда загадочность явления исчезает, и мы приобретаем о нем научное знание. Человек отвыкает наблюдать за небом. Поэтому хочется призвать всех: при каждой возможности отрывайте взгляд от земли и смотрите на небо! Как разнообразно оно и каждый раз по-своему удивительно красиво!
«Венцы» Когда Солнце или Луна просвечивают сквозь тонкие облака, состоящих из водяных капель или кристаллов, они часто кажутся окруженными голубоватым сиянием в виде кольца, непосредственно примыкающего к диску светила и оканчивающегося наружным красным краем. Это так называемый венец первого порядка. За ореолом следуют концентрические с ним венцы второго, третьего и следующих порядков, разделенные темными промежутками. Расположение цветов во всех кольцах одинаковое: внутренний край синевато-зеленоватый переходит в желтый, оранжевый и кончается наружным красным краем. Обычно виден только один ореол; иногда число колец доходит до трех-четырех. Размеры венцов бывают самыми различными. Венцы называют малыми кругами вокруг Солнца или Луны, в отличие от больших кругов гало. Они одинаково часто появляются вокруг Солнца и Луны, однако в ярком свете Солнца и неба вокруг него плохо различимы. Их можно видеть через закопченное стекло, дымчатые очки или наблюдая отражение Солнца в спокойной воде. Венцы в облаках, состоящих из капелек ( высоко-кучевых и слоисто-кучевых), не очень красивы. Обычно виден только один ореол в виде голубовато-белого сияния, даже красный край плохо заметен. Это объясняется наличием в этих облаках капелек разного размера. Каждый размер дает свой венец, закладываясь друг на друга, венцы капель разного размера «смазывают» картину. Вокруг искусственных источников света также могут появляться венцы. Например, вокруг уличных фонарей в туманную погоду.
Венец вокруг Луны Венец вокруг Солнца Венец вокруг Солнца
«Глории» Глория представляет собой одно или несколько ярких радужных концентрических колец вокруг тени самолета, отбрасываемой на нижележащее облако.
«Призрак Броккена » Явление, аналогичное глории, можно наблюдать в горах вокруг тени человека, падающей на вертикальную стену тумана или облака, окутывающих горную вершину. Сам человек находится на некотором расстоянии на другой, соседней вершине в слабом тумане или небольшом облачке. Такие условия часто создаются в горах рано утром, когда солнечные лучи падают на горы в направлении, близком к горизонтальному. Увеличенная тень человека (ее размеры будут тем больше, чем дальше стена тумана или облака) оказывается окруженной радужными кольцами. Неожиданное появление яркой гигантской глории производит сильное впечатление. Человек что-то делает, например, поднимает руку, и его тень в центре глории повторяет все его движения. Это явление впервые было описано по наблюдениям на г. Броккен в горном массиве Гарц в Средней Германии и получило название «призрак Броккена ».
«Гало» Если Солнце или Луна просвечивают через тонкие перисто-слоистые облака, состоящие из ледяных кристаллов, на небе часто появляются световые явления, называемые гало. Явления гало отличаются большим многообразием. В моменты близкие к заходу или восходу Солнца, над Солнцем, а иногда и под ним, появляются световые столбы. Повторяемость гало обусловлена частотой появления перисто-слоистых облаков. Часто на небе наблюдается одновременно несколько форм гало. Сложный комплекс из разнообразных гало наблюдался в Петербурге 18 июля 1794г. Он был тщательно зарисован и описан петербургским астрономом Т.Ловицем и вошел в литературу под названием Петербургского феномена. На небе одновременно наблюдалось 12 различных кругов и дуг, из них 9 цветных. Описаны и другие сложные гало, которые наблюдались в разных местах земного шара. Появление на небе одновременно нескольких солнц, световых крестов, косых дуг, которые, особенно во время зари, казались «кровавыми мечами», в прежние времена вызывало у людей страх, рождало суеверия, воспринималось как предвестие большой беды – войны, голода.
«Миражи» Давным - давно, еще в средние века, из уст в уста передавались легенды и поверия о «Летучем голландце» - призрачном корабле, являющемся во время шторма морякам, обреченным на гибель; о «Фата- Моргане»- призрачных дворцах, вырастающих на горизонте и исчезающих по мере приближения к ним; о « Брокенских призраках»- возникающих на небосводе движущихся гигантских фигурах людей и животных. Непонятные явления вселяли в людей мистический ужас. А ученые пытались объяснить их. В ХI веке попытки были предприняты арабским ученым Ибн Аль- Хайтаном , в XVII веке Иоган Кеплер пытался решить эту задачу, но самый большой вклад в ее решение внес великий Исаак Ньютон. Кто не слышал о миражах или не читал их описаний, сделанных путешественниками по пустыням Азии и Африки. Появление миража обычно описывается примерно так. По раскаленным Солнцем безжизненным пескам пустыни, страдая от нестерпимой жары и жажды, медленно движется караван верблюдов. И люди и животные давно устали. Вода в бурдюках кончилась. И вдруг вдали, на горизонте, среди песков блеснула полоска воды. Нет, это не узкая полоска, а целое озеро, сверкающее на Солнце. Озеро кажется как бы парящим в воздухе. Такие кажущиеся «озера» жители северной Африки называют «морями дьявола». В восточных сказаниях и легендах говорится о коварной фее Моргане, которая заманивала путников в пустыню, показывая им хрустальные воздушные дворцы. По имени этой сказочной героини сложного вида миражи и теперь называют «фата - моргана » (от латинского «фата» - «фея»). Что же такое мираж? Является ли он реальностью или это плод воображения измученных зноем и жаждой людей? Можно ли мираж запечатлеть объективно, например, сфотографировать или заснять на кинопленку? Слово мираж французского происхождения и имеет два значения: «отражение» и «обманчивое видение». Оба значения этого слова хорошо отражают сущность явления. Мираж представляет собою изображение реально существующего на Земле предмета, часто увеличенное и сильно искаженное. Мираж можно зарисовать, сфотографировать, заснять на кинопленку, что многократно и делалось. Различают несколько видов миражей в зависимости от того, где располагается изображение по отношению к предмету. Миражи бывают: верхние, нижние, боковые и сложные. Наиболее часто наблюдаемые верхние и нижние миражи возникают при необычном распределении плотности по высоте, когда на некоторой высоте или у самой поверхности Земли имеется сравнительно тонкий слой очень теплого воздуха, в котором лучи, идущие от наземных предметов, испытывают полное внутренне отражение.
Нижние миражи Нижние миражи Боковые миражи
«Радуги» Первая попытка объяснить радугу как естественное явление была сделана в 1611 г. архиепископом Антонио Доминисом . Его объяснение радуги противоречило библейскому, поэтому он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни. Обычно наблюдаемая радуга – это цветная дуга, видимая на фоне завесы ливневого дождя или полос падения дождя, часто не достигающих поверхности земли. Радуга видна в стороне небосвода, противоположной Солнцу, и обязательно при Солнце, не закрытом облаками. Такие условия чаще всего создаются при выпадении летних ливневых дождей, называемых в народе « грибными дождями ».
Туманная радуга В природе встречаются белые радуги. Они появляются при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из капелек радиусом 0,025 мм или менее. Их называют туманными радугами. Кроме основной радуги в виде блестящей белой дуги с едва заметным желтоватым краем наблюдаются иногда окрашенные дополнительные дуги: очень слабая голубая или зеленая дуга, а затем белесовато-красная. Аналогичного вида белую радугу можно увидеть, когда луч прожектора, расположенного сзади вас, освещает интенсивную дымку или слабый туман перед вами. Даже уличный фонарь может создать, хотя и очень слабую, белую радугу, видимую на темном фоне ночного неба.
Лунная радуга Аналогично солнечным могут возникать и лунные радуги. Они более слабые и появляются при полной Луне. Лунные радуги явление более редкое, чем солнечные. Для их возникновения необходимо сочетание двух условий: полная Луна, не закрытая облаками, и выпадение ливневого дождя. Лунные радуги могут наблюдаться в любом месте земного шара, где осуществятся перечисленные два условия. Дневные, солнечные радуги, даже образованные самыми мелкими каплями дождя или тумана, довольно белесые, светлые, и все же наружный край их хотя бы слабо, но окрашен в оранжевый или желтый цвет. Радуги, образованные лунными лучами, совсем не оправдывают своего названия, так как они не радужные и выглядят как светлые, совершенно белые дуги. Отсутствие красного цвета у лунных дуг даже при крупных каплях ливневого дождя объясняется низким уровнем освещения ночью, при котором полностью теряется чувствительность глаза к лучам красного цвета. Остальные цветные лучи радуги также теряют в значительной степени свой цветовой тон из-за не окрашенности ночного зрения человека.
Огненная радуга Лунная радуга Туманная радуга
Молнии. Шаровая молния. Шаровая молния — редкое природное явление, единой физической теории возникновения и протекания которого к настоящему времени не представлено. Существуют около 200 теорий, объясняющих явление, но ни одна из них не получила абсолютного признания в академической среде. В лабораторных условиях похожие, но кратковременные явления удалось получить несколькими разными способами. Но о природе естественной шаровой молнии вопрос остаётся открытым.
Огни Святого Эльма . Довольно распространенное явление, вызываемое повышенной напряженностью электрического поля перед грозой, во время грозы и сразу после. Первыми свидетелями этого явления были моряки, наблюдавшие огни святого Эльма на мачтах и других вертикальных заостренных предметах
Заключение . Работа над проектом велась 3 месяца и еще не закончена . Банк информационных материалов –световые явления ежегодно пополняется и совершенствуется. Практическая и педагогическая цели проекта достигаются в течение каждого учебного года. В данном проекте важнее всего достижение отсроченного результата. И, что очень важно в данном проекте происходит включение в проектную деятельность всё большего количества учащихся, так как интерес к проекту возникает ещё в 7 – 8 классе.
Банк информационных материалов 1 Венцы 2 Глории 3 «Призрак Броккена » 4 Гало 5 Миражи 6Радуги 7 Туманная радуга 8 Лунная радуга 9 Молнии. 10 Шаровая молния. 11 Огни Святого Эльма
Информационные ресурсы Куценко А.Н. “Необыкновенная физика”. Прохоров А.М. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1974. . Павленко Н.И. “Искусство и физика” ( www.Best Referat.ru ). Научный сайт http://ru.wikipedia.org/wiki/