Внеурочная деятельность
В концепции модернизации дополнительного образования детей обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_origami.doc | 313 КБ |
master.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новотроицкая СОШ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Новотроицкая СОШ
______________ А.В.Сумина
«___»____________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Волшебный мир оригами
Автор – составитель:
Трубицын А.Н.,
учитель технологии
МОУ Новотроицкая СОШ
Татарск, 2011
Оглавление
- Пояснительная записка…………………………………………………..2
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности………………………………………………..6
- Тематический план……………………………………………………….8
- Содержание программы…………………………………………………12
- Список литературы для учителя ………………………………………25
- Список литературы для обучающихся …………………………………27
Пояснительная записка
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.
Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами?
Оригами:
- развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
- расширяет коммуникативные способности;
- воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового.
Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
- конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) – поделки оригами;
- объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
- наглядное сопровождение темы урока – например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы – на занятиях театральной студии;
- средство организации урока – например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
- элемент мероприятий – например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к искусству оригами.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года – полный курс обучения детей в начальной школе (135 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны | |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку | |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематический план
1 год обучения(33 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Знакомство с оригами | 1 | 1 | |
2. | Квадрат- основная фигура оригами | 1 | 3 | 4 |
3. | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 4 | 5 |
4. | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 4 | 5 |
5. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 3 | 4 |
6. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 | 3 | |
7. | Базовая форма «Конверт» | 3 | 3 | |
8. | Цветы к празднику 8 марта | 1 | 2 | 3 |
9. | Впереди - лето! | 2 | 2 | |
10. | Итоговое занятие. Оформление выставочных работ | 1 | 2 | 3 |
ИТОГО: | 7 | 26 | 33 |
2 год обучения
(34 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | 2 |
2. | Простые базовые формы оригами | 2 | 2 | |
3. | Осенние композиции | 2 | 2 | |
4. | Базовая форма «Треугольник» | 3 | 3 | |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | 2 | 2 | |
6. | Базовая форма «Двойной треугольник» | 2 | 2 | |
7. | Базовая форма «Двойной квадрат» | 3 | 3 | |
8. | Базовая форма «Конверт» | 3 | 3 | |
9. | Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба» | 1 | 3 | 4 |
10. | Базовая форма «Дверь» | 1 | 3 | 4 |
11. | Поздравительная открытка к празднику 8 марта | 3 | 3 | |
12. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
13. | Оформление выставочных работ | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
3 год обучения
(34 часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Диагностика обученности учащихся | 1 | 1 | |
3. | Чудесные превращения бумажного листа | 5 | 5 | |
4. | Модульное оригами | 1 | 4 | 5 |
5. | Оригами на праздничном столе | 1 | 5 | 6 |
6. | Валентинки из оригами | 1 | 1 | |
7. | Объёмные цветы к празднику 8 Марта | 3 | 3 | |
8. | Оригами - почта! | 3 | 3 | |
9. | Базовая форма «Дом» | 2 | 2 | |
10. | Впереди – лето! | 3 | 3 | |
11. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
12. | Оформление выставочных работ | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
4 год обучения
34 (часа)
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводные занятия. | 1 | 1 | 2 |
2. | Оригами в Интернете | 1 | 2 | 3 |
3. | Изделия из складки | 4 | 4 | |
4. | Базовая форма «Катамаран» | 1 | 4 | 5 |
5. | Новогодние украшения | 4 | 4 | |
6. | Базовая форма «Птица» | 4 | 4 | |
7. | Цветы и вазы оригами | 4 | 4 | |
8. | Базовая форма «Лягушка» | 2 | 2 | |
9. | Творческие работы | 2 | 2 | |
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 |
11. | Оформление выставочных работ | 2 | 2 | |
ИТОГО: | 4 | 30 | 34 |
Содержание программы
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 | Знакомство с оригами | 1 ч. | Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
| Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; |
2 | Квадрат – основная форма оригами | 4 ч. | Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. | Познавательные - знаково-символические; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение выражать свои мысли полно и точно; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; Личностные - самоопределение; |
3 | Базовая форма: | 5 ч. | Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Стаканчик. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». | Познавательные - поиск и выделение информации; - знаково-символические - моделирование - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; - смыслообразование; |
4 | Базовая форма: | 5 ч. | Кролик и щенок. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Домашние птицы на лужайке». | |
5 | Базовая форма: | 4 ч. | Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия. | |
6 | Базовая форма: | 3 ч. | Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду». | |
7 | Базовая форма «Конверт» | 3 ч. | Пароход и подводная лодка. Композиция «В море». | |
8 | Цветы к празднику 8 Марта | 3 ч. | 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника). Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
9 | Впереди – лето! | 2 ч. | Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе». | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
10 | Итоговые занятия Оформление выставочных работ | 3 ч. | Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?» Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
Содержание программы
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 | Вводные занятия | 2 ч. | Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности. Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы». | Познавательные - формулирование познавательной цели; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - волевая саморегуляция; |
2 | Простые базовые формы оригами | 3 ч. | Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. | Познавательные - знаково-символические - моделирование; - анализ; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; |
3 | Осенние композиции | 2 ч. | Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций. | Познавательные - поиск и выделение информации; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; - смыслообразование; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; - контроль и коррекция; Регулятивные - целеполагание; - волевая саморегуляция; |
4 | Базовая форма: | 3 ч. | Домик с крыльцом, домик с трубой. Домик с верандами. Деревья и травы. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - знаково-символические; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные - планирование; - постановка вопросов; - контроль, оценка; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; - контроль, оценка - волевая саморегуляция; |
5 | Базовая форма: | 2 ч. | Лебеди (2 способа). Утка с утёнком. | |
6 | Базовая форма: | 2 ч. | Тропическая рыбка. Отделка модели. | |
7 | Базовая форма: «Двойной квадрат» | 3 ч. | Золотая рыбка. Краб. Композиция «Аквариум». | |
8 | Базовая форма: «Конверт» | 2 ч. | Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки. Оформление аквариума. | |
9 | Базовая форма: «Рыба» | 4 ч. | Царевна-Лебедь. Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду». | |
10 | Базовая форма: «Дверь» | 4 ч. | Мышь и поросёнок. Бурёнка. Композиция «В деревне». | |
11 | Поздравительная открытка к празднику 8 Марта | 3 ч. | Оформление поздравительной открытки. | Познавательные - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - формулирование познавательной цели; Коммуникативные - постановка вопросов; - умение точно выражать свои мысли; Регулятивные - планирование и прогнозирование; - контроль; - коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
12 | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ | 2 ч. | Изготовление мобиля «Бабочки и цветы». Подведение итогов работы за год. Выставка моделей, изготовленных в течение года. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1 | Вводное занятие | 2 ч. | История развития искусства оригами. Входная диагностика. | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; |
2 | Чудесные превращения бумажного листа | 5 ч. | Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков. | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; |
3 | Модульное оригами | 5 ч. | Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». | Познавательные - формулирование познавательной цели - поиск и выделение информации; - моделирование; - знаково-символические; Личностные - мотивация учения; - нравственно-этическое оценивание; Коммуникативные -построение речевых высказываний; -контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - контроль и коррекция; - волевая саморегуляция; |
4. | Оригами на праздничном столе | 5 ч. | Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - анализ и синтез; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; |
5. | Валентинки из оригами | 1 ч. | Изготовление валентинок. | |
6. | Цветы к празднику 8 Марта | 3 ч. | Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов. | |
7. | Оригами – почта | 3 ч. | Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. Датское и английское письмо. | |
8. | Базовая форма «Дом» | 2 ч. | Знакомство с новой базовой формой. Изготовление пилотки и шапочки с козырьком. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
9. | Впереди – лето! | 3 ч. | Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей. | |
10. | Итоговое занятие | 2 ч. | Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - целеполагание; - оценка; Личностные - самоопределение; |
11. | Оформление выставочных работ | 2 ч. | Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам». |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тематическое планирование | Часы | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. | Вводное занятие | 2 ч. | Беседа по охране труда. Входная диагностика обученности. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - смыслоопределение; - смыслообразование; Коммуникативные -постановка вопросов; Регулятивные - контроль и оценка; |
2. | Оригами в Интернете | 3 ч. | http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации; Коммуникативные - постановка вопросов; - планирование; Регулятивные - прогнозирование; - волевая саморегуляция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
3. | Изделия из складки | 4 ч. | Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - постановка вопросов; - оценка действий партнера; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; - контроль и коррекция; Личностные - нравственно- этическое оценивание; |
4. | Базовая форма «Катамаран» | 5 ч. | Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; |
5. | Новогодние украшения | 4 ч. | Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей. | Познавательные - моделирование; - анализ, синтез, классификация; - знаково-символические; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; |
6. | Базовая форма «Птица» | 4 ч. | Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля». | Познавательные - формулирование познавательной цели; - анализ, синтез, классификация; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - целеполагание; - прогнозирование; |
7. | Цветы и вазы оригами | 4 ч. | Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. | Познавательные - формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; - построение логической цепи рассуждений; Личностные - мотивация учения; Коммуникативные -построение речевых высказываний, вопросов; - контроль, оценка, коррекция действий партнёра; Регулятивные - планирование; - прогнозирование; |
8. | Базовая форма «Лягушка» | 2 ч. | Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис. | |
9. | Творческие работы | 2 ч. | Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами». | |
10. | Итоговое занятие | 2 ч. | Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни». Анализ работ. | Познавательные - доказательство; - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные - оценка и коррекция; Личностные - самоопределение; - смыслообразование. |
11. | Оформление выставочных работ | 2 ч. | Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей. |
Список литературы для учителя
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
- Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
- Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
- Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
- Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
- Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
- Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
- Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005
Список литературы для обучающихся
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.
2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.
Предварительный просмотр:
программа дополнительного образования "Мастер"
Трубицын Андрей Николаевич, учитель технологии
Преподавание технологии, Внеклассная работа
Пояснительная записка.
В концепции модернизации дополнительного образования детей обозначена важность создания условий для творческого развития личностных потребностей детей в образовании.
Исходя из практической деятельности,образовательная программа "Мастер" составлена в соответствии с интересами и потребностями учащихся, учитываются реальные возможности их удовлетворения, что помогает ребёнку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулирует его самообразование, способствует профессиональному самоопределению и влияет на личностную реализацию. Авторская программа"Мастер" разработана с учётом типовых программ"Технология, трудовое обучение" - М., "Просвещение", 2000, "Технология". - Волгоград, "Учитель", 2006
Направленность программы.
"Мастер"является по содержанию художественно -эстетической; по функциональному предназначению- прикладной; по форме организации - кружковой;по времени реализации - двухгодичной. Программа является основой для дальнейшего знакомства детей среднего школьного возраста с элементами дизайна, декоративно - прикладного искусства.
Новизна программы Используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с творчески одарёнными детьми -программа дополнена элементами свободного творчества. Реализация данной программы является педагогически целесообразной,так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии,углубляются и расширяются на кружковых занятиях,что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество,обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время.
Образовательная программа "Мастер"разработана с учётом современных образовательных технологий, которые отражаются в следующем:
- принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- формы и методы обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.);
- методы контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов и т. д.);
- средства обучения (дидактический, наглядный, раздаточный материал; инструменты, приспособления, оборудование).
Цель и задачи: р
азвитие творческих способностей и индивидуальных дарований детей средствами декоративно - прикладного искусства,формирование у них нравственно- личностных качеств, эстетического воспитания, высокой коммуникативной культуры, дальнейшей профориентации; формирование у детей устойчивого интереса к художественно -творческой деятельности; обучение умению моделировать и конструировать изделия из древесины; воспитание аккуратности, усидчивости в работе, стремления доводить начатое дело до конца, умения работать в коллективе; развитие фантазии, ассоциативного, образного и логического мышления, художественного вкуса, и эмоционально.
- Программа "Мастер" имеет ряд отличительных особенностей от уже существующих в этой области программ:
- Образовательный процесс организуется как гибкая система, адаптированная к различным ситуациям личностного развития ребёнка;
- Программа является сквозной, т. е. большинство тем просматривается на протяжении двух лет обучения;
- Организация обучения построена таким образом, что каждый кружковец вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает задачи проблемного характера;
- Программа ориентирована на применение широкого комплекса приёмов и методов работы с древесиной;
- Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать авторские модели;
- Разнообразие творческих заданий поддерживает у учащихся высокий уровень интереса к кружковым занятиям и значительно расширяет диапазон теоретических познаний и практических навыков;
- Указанный в программе план занятий по годам обучения не предполагает прохождения тем в строгой последовательности;
- Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Организация и проведение учебно-творческого и воспитательного процессов строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка. В ходе усвоения детьми содержания программы учитываются темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту,уровень самостоятельности. Тематика занятий строится с учётом интересов учащихся,возможности их самовыражения. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки тех или иных навыков и умений,используется система проектов, это способствует развитию компетентной личности.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, - от 11 до14 лет. Дети данного возраста способны на высоком уровне выполнять предлагаемые задания.
Программа рассчитана на два года обучения.Количество детей в кружке первого года обучения- 15 человек, занятия проводятся два раза в неделю по два часа, продолжительность занятий - 40 мин.,перерыв 10 мин. Второй год - 12 человек, занятия два раза в неделю по 2 часа, продолжительность занятий - 40 мин., перерыв - 10 мин.
Программа "Мастер" реализуется поэтапно,каждый этап - это год обучения в кружке.
На первом этапе
идет ознакомление детей с материалами, инструментами, приемами работы с ними, обработкой материала, соблюдением ТБ.Ребенок овладевает различными приемами и способами обработки древесины: точением,резанием, склеиванием; учится работать с шаблонами, чертежами, используя при этом измерительные инструменты; приобретает навыки,способствующие развитию мелкой моторики,совершенствованию координации движений,точности в выполнении действий. На этом этапе ребенок учится работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку. Дети изготавливают простейшие изделия из древесины, все операции выполняются совместно с педагогом.
На втором этапе
продолжается формирование навыков обработки древесины,усвоение и расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности. Продолжается обогащение словаря детей. Осваиваются сложные способы обработки древесины механическим способом, решаются задачи приобщения детей к народной культуре. Отделка и украшение изделий из древесины развивают образное и пространственное мышление ребёнка, учат его решать композиционные задачи. В процессе изготовления изделий из древесины данными способами дети учатся работать обеими руками,начинают чувствовать материал и определённый ритм движения пальцев.
Работы кружковцев приобретают общественную значимость: их показывают на выставках, работы украшают кабинет.
Формы занятий:
- по количеству детей,
- участвующих в занятии, - индивидуальная, фронтальная и групповая, в зависимости от задач и материала, из которого создается поделка;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей
- - деловая игра, тренинг, способствующие развитию трудовых навыков и интеллекта, викторина, игра, мастерская, лаборатория, практикум, выставка с просмотром и обсуждением детских работ, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, технологические карты, учебные элементы;
- по дидактической цели
- - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.
Методы обучения.
Для того, чтобы подвести детей 11 - 14 лет к освоению навыков работы с различными материалами (древесина, фанера и др.) и изготовлению предметов быта разной степени сложности, используются следующие методы обучения:
- По видам деятельности:объяснительно-иллюстративный метод- применяется устное или печатное слово, а также наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия, направлен на получение новых знаний; репродуктивный метод применяется на практической части занятия - учитель показывает, ученик старается повторить, направлен на развитие практических навыков; при выполнении творческих проектов применяются методы: проблемного изложения и частично - поисковый - часть посильной информации предлагается уч-ся для самостоятельного поиска и изучения, а поставленные задачи для самостоятельного решения, направлены на развитие творческого воображения, конструкторских способностей, умения самостоятельно мыслить и действовать.
- По источникам информации: словесный - объяснение, инструкция, беседа, лекция; демонстрационный - применяются картинки, рисунки, иллюстрации, фотографии с описанием выполнения работы; практический - основан на практической деятельности уч-ся, формирует практические умения и навыки.
Для занятий в кружке применяются методы,учитывающие характер своеобразия и восприятия искусства, удовлетворяющие современным требованиям педагогики сотрудничества.Реализация программы требует от учащихся накопления определённых теоретических знаний,практических умений и навыков выполнения творческих заданий. Кружковцы должны уметь выполнять сложные задания по эскизам, с применением приёмов техник указанных в программе и достичь такой степени совершенства,когда выполненное изделие приобретает оригинальные, самобытные черты, и его по праву можно считать авторским.
Ожидаемые результаты освоения программы к концу первого года обучения:
Учащиеся должны знать: в
иды материалов,обозначенные в программе их свойства, название,назначение и способы обработки; приемы правильной и безопасной работы с инструментами и приспособлениями; последовательность изготовления несложных изделий: разметка,резание, сборка, оформление; способы соединения деталей: клеем, шурупами, гвоздями, подвижным соединением; способы контроля по шаблону;словарь терминов; все изученные способы обработки древесины.
Учащиеся должны уметь: организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; изготавливать изделия по образцу,рисунку, технологическими картам; работать самостоятельно инструментами и материалами,указанными в программе; использовать различные материалы в изготовлении одной поделки;применять разные способы соединения деталей;обрабатывать древесину всеми изученными способами и под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по шаблону,образцу изделия, рисунку; работать индивидуально и группами.
Учащиеся могут знать: с
пособы изготовления изделий из материалов, не указанных в программе;приемы работы с инструментами приспособлениями,не изучаемыми на данном этапе.
Учащиеся могут уметь: самостоятельно выпиливать простейшие детали без шаблона;использовать в оформлении изделий материалы, не указанные в программе; пользоваться инструментами и приспособлениями, не изучаемыми подробно на данном этапе.
Ожидаемые результаты освоения программы к концу второго года обучения:
Учащиеся должны знать: т
ехнологию изготовления изделия от эскиза до конечного результата; принципы объемного моделирования и конструирования; словарь терминов; виды материалов для изготовления игрушек; технологию обработки древесины; свойства древесины.
Учащиеся должны уметь: в
ыполнять изделия по схеме; анализировать форму изделия по чертежу,наглядному изображению, схеме; осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения деталей поделки;подбирать материал для изготовления изделий;выполнять основные операции по обработке древесины; осуществлять контроль качества изготовляемых изделий.
Учащиеся могут знать: с
пособы изготовления изделий, не описанные в программе; историю зарождения и развития дизайна.
Учащиеся могут уметь: с
амостоятельно зарисовывать схему изделия, используя готовый образец; придумывать художественные образы,комбинируя готовые элементы.
Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы и этапа освоения программы.
Программа предусматривает различные формы и методы контроля учебной и трудовой деятельности: для текущего контроля используются проверочные задания, анкеты, тесты,для проверки результатов по изучению всего программного обучения - творческие проекты,рефераты, участие в выставках, олимпиадах,конкурсах, соревнованиях и фестивалях.
Общие критерии оценки уровней освоения программы: в
ладение умениями и навыками по программе, активность кружковцев, творческий рост и личные достижения кружковцев, уровень воспитанности и культуры учащихся.
Содержание программы. Первый год обучения
Вводное занятие.
Знакомство с учащимися и родителями. Экскурсия по мастерской,ознакомление с планом работы кружка,организацией занятий, правилами по ТБ, правами и обязанностями кружковцев.
Раздел I. Основные сведения о древесине.
1.1 Строение древесины.
Микростроение древесины. Ткани древесины. Макростроение древесины. Проведение кружковцами поисковой работы и подготовка сообщений.
1.2 Основные свойства древесины
. Физические свойства. Внешний вид. Текстура. Блеск и запах.Плотность. Гидроскопичность. Механические и технологические свойства древесины: твёрдость,износостойкость, прочность, раскалываемость,упругость, пластичность.
1.3 Основные древесные породы.
Древесные породы северной и средней полосы России. Хвойные породы. Лиственные породы. Иноземные породы.
Раздел II. Обработка древесины.
2.1. Рабочее место столяра.
Устройство верстака. Приспособления для фиксации заготовок на верстачной доске. Способы закрепления заготовок на верстаке. Графическая грамота.Правила безопасной работы с инструментами.Необходимые инструменты: столярный верстак,деревянный клин, гребёнка, зажимы, струбцины.
2.2. Основы резания.
Геометрия инструмента:угол заострения, задний угол, передний угол, угол резания. Движение и виды резания: продольное,поперечное, торцовое.
2.3. Разметочные работы
.
Основные понятия.Инструменты для разметки и пользование ими:линейка, угольник, рулетка, карандаш, ерунка,малка, рейсмус. Практическая работа.
2.4. Пиление.
Общие принципы пиления. Типы зубьев пил. Инструменты и приспособления для ручного пиления древесины. Приспособления для распила заготовок.
2.5. Строгание.
Инструменты для ручного строгания: рубанок, фуганок, шерхебель, штифтик,зензубель, горбач, цинубель. Подготовка к работе и наладка ручного строгального инструмента.Приёмы ручного строгания и приспособления,облегчающие работу.
2.6. Сверление
. Инструменты для сверления.Виды свёрл. Сверление древесины ручным инструментом. Механизированное сверление.Работа на сверлильном станке. Приспособления и оборудование. Практическая работа.
2.7. Долбление и обработка криволинейных поверхностей
. Долбление и резание древесины стамесками. Виды стамесок. Обработка криволинейных поверхностей.
Раздел III. Склеивание и обработка склеенных изделий.
3.1. Применение склеивания.
Элементы игры(Сома) и некоторые задачи. Приспособления для склеивания. Практическая работа.
3.2. Подготовка материала для склеивания.
Обработка поверхности перед склеиванием. Практическая работа.
3.3. Клеи. Склеивание.
Виды клеев: природные,синтетические. Инструменты и приспособления для склеивания: прессы, струбцины. Практическая работа
3.4. Использование склеенных заготовок .
Практическая работа.
Раздел IV. Инструменты.
4.1. Разметочный и измерительный инструмент.
Общие сведения .Разметочный и измерительный инструмент(угольники, рейсмус, малка, линейка,кондуктор, гребёнка.).
4.2. Инструмент для долбления и подрезки.
Общие сведения. Стамески (штампованные, вырубные,кованные), долото.
4.3. Инструмент для строгания плоскостей.
Общие сведения. Рубанки(шерхебель, одинарный рубанок, двойной рубанок , полуфуганок , фуганок.)
4.4. Столярные зажимы и струбцины.
Общие сведения. Струбцины(с клиновым зажимом, со скользящим упором).
4.5. Инструменты для затачивания.
Напильники.Механическое точило. Способы точения (сухой, при помощи воды).
Раздел V. Соединение деталей.
5.1. Основные типы соединений.
Сплачивание.Сращивание. Соединение под углом.
5.2. Соединение на гвоздях и шурупах.
Соединение на гвоздях. Основные размеры гвоздей.Приспособление для забивания мелких гвоздей.Соединение на шурупах. Размещение шурупа на поверхности изделия. Практическая работа.
Раздел VI. Отделка и украшение изделий из древесины.
6.1. Столярная подготовка к отделке.
Подготовка поверхностей ручным инструментом. Подготовка ручного инструмента к работе. Практическая работа.
Образцы низания цепочки и сетки, плетения крестиком. Соединение отдельных рядов.
6.2. Отделочная подготовка древесины.Обессмоливание и отбеливание. Крашение.Грунтование. Практическая работа. Птицы,животные, рыбы, насекомые и сказочные герои.
6.3. Отделка древесины лакокрасочными материалами.
Воскование. Лакирование.Полирование.
6.4. Выжигание.
Выжигание орнаментальных композиций при помощи нагретых металлических стержней.
Выставки.
Отбор оформление работ. Участие в городских и областных выставках. Подведение итогов. Награждение кружковцев.
Экскурсии.
Экскурсии в музеи. Знакомство с музейными экспонатами, отражающими красоту и значимость народных промыслов в жизни человека.Экскурсии на выставки детского творчества и мастеров прикладного искусства, а также на предприятия города.
Свободное творчество.
Закрепление и совершенствование навыков по изготовлению изделий с использованием ранее изученных материалов. Практическая работа.
Изготовление изделий по выбору с применением ранее полученных знаний, умений и навыков.
Итоговое занятие.
Подведение итогов за год.Участие в закрытии кружкового сезона.Приглашение родителей. Родительское собрание в кружке. Поощрение наиболее активных учащихся.Вручение благодарственных писем родителям.Рекомендации по работе в летний период.
Второй год обучения.
Вводное занятие.
Ознакомление с планом работы кружка. Организационные вопросы. Правила по технике безопасности.
Раздел I. Основные сведения о древесине.
1.4. Природные формы и пороки древесины.
Природные формы древесины. Пороки древесины: нарост,свилеватость, грибковые поражения, гниль,червоточины.
1.5. Производство пиломатериалов
. Заготовка леса. Структура лесной промышленности.Деревообрабатывающая промышленность. Виды обработки древесины: механическая, химическая,термическая.
1.6. Сушка и хранение древесных материалов.
Виды сушки древесины: естественная, искусственная.
Раздел II. Обработка древесины.
2.2. Основы резания.
Основные способы механической и ручной обработки материала.Геометрия инструмента: угол заострения, задний угол, передний угол, угол резания. Движение и виды резания: продольное, поперечное, торцовое. Практическая работа.
2.4. Пиление.
Общие принципы пиления. Типы зубьев пил. Инструменты и приспособления для ручного пиления древесины. Приспособления для распила заготовок. Механизированное пиление древесины: круглопильные,круглопильно-фуговальные, лобзиковые станки.Практическая работа.
2.5. Строгание.
Инструменты для ручного строгания: рубанок, фуганок, шерхебель, штифтик,зензубель, горбач, цинубель. Подготовка к работе и наладка ручного строгального инструмента.Приёмы ручного строгания и приспособления ,облегчающие работу. Механизированное строгание древесины: фуговальный, рейсмусовый станки.Устройство.
Практическая работа.
2.6. Точение. Устройство и принцип работы СТД-120. Типы резцов (стамесок) для ручного точения древесины. Фиксация заготовок в станке. Основные приспособления. Приёмы работы на станке.
2.7. Изготовление и заточка резцов.
Материалы для изготовления режущего инструмента.
Термическая обработка резцов. Заточка резцов.Практическая работа.
Раздел IV. Соединение деталей.
4.1. Основные типы соединений.
Сплачивание.Сращивание. Соединение под углом.
4.3. Соединение для формирования рамок.
Виды соединений: сквозные , полупотёмочные, круглые,серединные. Практическая работа.
Раздел V. Отделка и украшение изделий из древесины.
5.1. Столярная подготовка к отделке.
Механизированная подготовка поверхностей.Приспособления для механизированного шлифования древесины: диск, бобина, барабан,головка. Устройство и принцип работы.Практическая работа. Образцы низания цепочки и сетки, плетения крестиком. Соединение отдельных рядов.
5.2. Отделочная подготовка древесины.Крашение. Грунтование, порозаполнение и шпаклевание. Практическая работа. Птицы,животные, рыбы, насекомые и сказочные герои.
5.3. Отделка древесины лакокрасочными материалами.
Полирование. Отделка изделий непрозрачными веществами.
Выставки.
Отбор оформление работ. Участие в городских и областных выставках. Подведение итогов. Награждение кружковцев.
Экскурсии.
Экскурсии в музеи. Знакомство с музейными экспонатами, отражающими красоту и значимость народных промыслов в жизни человека.Экскурсии на выставки детского творчества и мастеров прикладного искусства, а также на предприятия города.
Свободное творчество.
Закрепление и совершенствование навыков по изготовлению изделий с использованием ранее изученных материалов. Изготовление изделий по выбору с применением ранее полученных знаний, умений и навыков.
Итоговое занятие.
Подведение итогов за год.Участие в закрытии кружкового сезона.Приглашение родителей. Родительское собрание в кружке. Поощрение наиболее активных учащихся.Вручение благодарственных писем родителям.Рекомендации по работе в летний период.
- Приложение 1. Учебно-тематический план.
- Приложение 2. Методическое обеспечение.
- Приложение 3. Информационное обеспечение программы.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | I год обуч. Часы | II год обуч. Часы. | |||||
Теория | практи-ка | Всего | Теория | практи-ка | Всего | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | 2 | ||||
I. Основные сведения о древесине | |||||||
1.3Основные древесные породы.
| 2 2 1 - - - | 4 4 3 - - - | 6 6 2 - - - | - - - 1 1 1 | - - - 3 3 3 | 4 4 4 | |
II.Обработка древесины | |||||||
2.1.Рабочее место столяра. 2.2Основы резания. 2.3Разметочные работы. 2.4.Пиление. 2.5Строгание. 2.6Сверление. 2.7 Долбление и обработка криволинейных поверхностей. 2.8Точение 2.9 Изготовление и заточка резцов | 1 2 1 1 1 1 2 - - | 3 4 3 3 3 3 4 - - | 4 6 4 4 4 4 6 - - | - 1 - 1 1 - - 3 1 | - 3 - 3 3 - - 5 1 | - 4 - 4 4 - - 8 2 | |
III.Склеивание и обработка склеенных заготовок | |||||||
3.1.Применение склеивания. 3.2Подготовка материала для склеивания. 3.3Клеи. Склеивание. 3.4Использование склеенных заготовок | 2 1 1 2 | 4 3 3 4 | 6 4 4 6 | - - - - | - - - - | - - - - | |
IV.Инструменты | |||||||
4.1Разметочный и измерительный инструмент. 4.2Инструмент для долбления и подрезки 4.3 Инструмент для строгания плоскостей. 4.4 Столярные зажимы и струбцины. 4.5 Инструменты для затачивания. | 2 2 2 1 2 | 2 2 2 3 2 | 4 4 4 4 4 | ||||
V.Соединение деталей | |||||||
5.1.Основные типы соединений. 5.2. Соединения на гвоздях и шурупах. 5.3. Соединения для формирования рамок. | 2 2 - | 4 4 | 6 6 | 1
- 1 | 3 - 3 | 4 - 4 | |
V!.Отделка и украшение изделий | |||||||
6.1Столярная подготовка к отделке.. 6.2.Отделочная подготовка древесины 6.3 Отделка древесины лакокрасочными материалами. 6.4 Выжигание. | 2 2 2 2 | 4 2 4 6 | 2 4 6 8 | 1 1 1 - | 1 3 3 - | 2 4 4 - | |
VII.Выполнение творческих проектов. | 2 | 6 | 8 | 2 | 6 | 8 | |
V!II.Свободное творчество. | 6 | 6 | 6 | 6 | |||
Итоговое занятие | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
Итого | 45 | 91 | 136 | 40 | 96 | 136 | |
Всего | 136 | 136 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для реализации программных задач используются следующие методы обучения: объяснительно – иллюстрированный, репродуктивный, дедуктивный, частично – поисковый, проблемного изложения.
Применяются нетрадиционные формы проведения занятий: занятия –путешествия, занятия – практикумы, занятия – КВНы, сюжетно – ролевые занятия.
Используются различные виды показа способов выполнения работ. Полный показ чаще применяется при работе с детьми первого года обучения. При выполнении сложных работ возможен поэтапный показ.
Особое внимание уделяется выполнению коллективных и индивидуальных работ, творческих проектов. Рекомендуется делать выставки детских работ с последующим анализом. Масштабные коллективные декоративные композиции помогают детям понять преимущество совместной работы, повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении кабинета, домашнем интерьере, что в свою очередь является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие необходимого материала:
Дидактический материал:
- Тренировочные упражнения;
- Индивидуальные карточки для тестирования;
- Учебные элементы;
- Тренировочные упражнения;
- Разноуровневые задания;
- Кроссворды
Наглядный материал:
- Плакаты;
- Образцы изделий;
- Технологические карты;
- Инструкционные карты;
Раздаточный материал:
- Опорные схемы;
- Технологические карты;
- Шаблоны;
Минимальный набор инструментов:
- Рубанок – 10 шт.;
- Ножовка-10шт;
- молоток – 10 шт.
- Линейка – 10 шт.;
- Циркуль – 2шт.;
- Карандаши– 10 шт.;
- Стамеска – 10 шт.;
Минимальный набор материалов:
- Древесина, картон, клей ПВА;
- ДВП;
- Поролон;
- Стружки;
- Бросовый материал (коробки, пластиковые бутылки, баночки);
Оборудование:
- Сверлильный станок;
- верстак;
- СТД-120;
- ТВ-6;
Тесты: 1. Обработка древесины
2.Лакокрасочные покрытия.
3. Клеи.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Литература для педагога.
1.Дополнительное образование в кружках детско-юношеского центра.- Волгоград,
1996 .
2.Программы общеобразовательных учреждений: Технология, трудовое обучение. –
М., “Просвещение” 2000.
3.Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога:
Методическое пособие.- Волгоград, 1998.
4.Никишина И.В. Диагностические основы управления: Методические
рекомендации. – Волгоград, 1998.
5.Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного
искусства: Программа общеобразовательных учреждений. – М.,1996.
6. Каунов А. М. теория и методика обучения технологии и предпринимательству.-
Волгоград, «Перемена», 2006
7. Василенко В.А. Обработка древесины на токарно-винторезном станке. Волгоград: Учитель 2005
8. Бешенков А.К. Технические и проектные задания для учащихся. Москва: Дрофа 2004.
Литература для детей.
- Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских.
- Шепелев А.М. Столярные работы.
- Тхоржетский Д.А. Обработка древесины.
Дополнительная литература.
- Тхоржетский Д.А. Занятия по техническому труду.