Методическая разработка
Предлагаю вашему вниманию свою методическую разработку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_zanyatiy_po_podgotovke_ruki_k_pismu_v_starshey_gruppe.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование занятий по подготовке руки к письму в старшей группе.
Месяц, неделя. Лексическая тема. | Программное содержание. | Задания. | Примечания. |
Сентябрь 1-2 неделя «Диагностика» |
Работать над развитием координации движений с речью. | 1. "Обведи предмет по контуру". 2. "Обведи предмет по точкам". 3. "Раскрась предмет не выезжая за контуры". 4. "Выложи геометрические фигуры на плоскости листа по словесной инструкции". 5. "Повтори за мной". | |
Сентябрь 3 неделя «Игрушки» |
Упражнять в ориентации на листе бумаги – видеть клетки и строку. | 1. Игра "чудесный мешочек" 2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась игрушку. 3. Игра "Будь внимателен" (хлопни в ладоши, когда назовут игрушку). 4. Задание "Дорожки" в прописи. 5. Игра "Фигуры рассыпались" (выкладывание из палочек по образцу. 6. Работа в тетрадях: знакомство с клеткой и рабочей строкой. 7. Игра "Передай другому" (написание фигур на спине). | |
Сентябрь 4 неделя «Деревья» | 1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики – выкладывать формы из шнура. 2. Работать над развитием графических умений и навыков. 3. Продолжать учить ориентироваться на плоскости по словесным инструкциям. 4.Работать над развитием психических процессов и координацией движений с речью. | 1. Задание "Выложи фигуру из шнура". 2. Задание в прописи "Преврати фигуры в какой-нибудь предмет", "Раскрась только дубовые листочки". 3. Задание в прописи "Закончи строку". 4. Задание в прописи "Заштрихуй формы". | |
Октябрь 1 неделя "Овощи" | 1. Продолжать работать над развитием общей моторики. 2. Совершенствовать графические умения и навыки, упражнять в штриховке. 3. Работать над развитием зрительно-пространственным восприятием, слуховой памяти, внимания. 4. Упражнять в ориентировке на листе в клетку. | 1. Игра "Отвезем урожай в овощехранилище". 2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась овощи. 3. Задание "Лабиринт". 4. Работа в тетрадях "Штриховка овощей". 5. Задание в прописи "Закончи строчку". | |
Октябрь 2неделя "Фрукты" | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью. 2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку в разных направлениях и проведении линий без отрыва руки от бумаги. 3. Упражнять в ориентировке на листе в клетку. 4. Работать над развитием логического мышления. | 1. Графический диктант (работа в тетрадях). 2. Игра "Продолжи узор". 3. Задания на штриховку и проведение линий без отрыва руки от листа. 4. Пальчиковая гимнастика по теме "Фрукты". 5. Тактильное обследование "Чудесный мешочек" (фрукты). 6. "Лабиринт". | |
Октябрь 3 неделя "Лес" | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить выкладывать рисунки из шнура. 2. Формирование графических навыков и умений. 3. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости, упражнять в понимании зеркального изображения. 4. Работать над развитием психических процессов. | 1. Задания на развитие мышления и внимания. 2. Рассматривание зашумленных картин и нахождение предметов. 3. Игра "Зеркало" (в парах). 4. Выкладывание разных видов листьев из гречки, шнура. 5. Пальчиковая гимнастика "В лесу". 6. Задание "Дорожки". | |
Октябрь 4 неделя "Лесные ягоды. Грибы" | 1. Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности. 2. Совершенствовать графические умения и навыки, учить рисовать пунктирные и волнистые линии, упражнять в штриховке в горизонтальном направлении. 3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами. 4. Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, памяти. | 1. Задание "Раскрась ягоды и грибы в соответствии с цифрами". 2. Игра "Найди предмет такой же формы" (на ощупь). 3. Задание "Заштрихуй только съедобные грибы". 4. Пальчиковая гимнастика "Про лес". 5. "Собери грибы, ягоды" (разрезные картинки). | |
Ноябрь 1 неделя "Тело человека. Одежда, обувь, головные уборы" | 1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики и координации движений руки и глаз, упражнять в вырезании круга из квадрата. 2. Совершенствовать графические навыки - упражнять в штриховке и обведении по точкам. 3. Упражнять составлять целое из частей. 4. Работать над развитием психических процессов: логического мышления и воображения. | 1. Задание "Вырежи голову человека". (из квадрата - круг) 2. Игра "Найди одежду, обувь, головной убор, части которых похожи на геометрические фигуры". 3. Пальчиковая гимнастика "Этот пальчик дедушка...". 4. Задание "Заштрихуй одежду". 5. "Обведи по точкам". 6. Игра "Составь одежду, обувь из частей". | |
Ноябрь 2 неделя "Жилище человека" | 1.Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям, ориентироваться на листе бумаги. 2. Продолжать работать над развитием мелкой моторики, упражнять в координации движений рук. 3. Совершенствовать навыки обведения рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги. 4. Продолжать работать над развитием психических процессов: памяти, мышления, слухового внимания. | 1. Графический диктант. 2. "Выложи из палочек жилище человека" 3.Задание "нарисуй заборчик" не отрывая руки. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Изготовление зашумленных картин (работа с трафаретами в парах). 6. Игра со шнуровкой "Дом". | |
Ноябрь 3 неделя "Мебель. Бытовая техника" | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики и зрительно-моторных функций. 2. Упражнять в обведении рисунка по точкам и симметричном дорисовывании второй половины. Совершенствовать навыки вертикальной штриховки. 3. Продолжать работать над развитием слухового внимания, памяти, логического мышления. | 1. Задание "Лабиринт". 2. Игра "Мебель в квартире". 3. Задание "Обведи и раскрась". 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Игра "Кто быстрее смотает нитку на катушку". 6. Задание "Нарисуй вторую половину предмета". 7. Лепка "Мебель". | |
Ноябрь 4 неделя "Посуда. Продукты питания" | 1. Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке. 2. Совершенствовать графические умения и навыки (работа в прописях). 3. Упражнять в ориентировке на листе в клетку, учить делить клетки по диагонали. 4. Работать над развитием психических процессов. | 1. Работа со шнуровками. 2. Задание "Нарисуй вокруг предмета, постепенно увеличивая". 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Тактильное обследование из бархатной бумаги предметов посуды, продуктов питания. 5. Выкладывание посуды из палочек. | |
Декабрь 1 неделя "Зима" | 1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций, учить срисовывать выложенный из спичек узор. 2. Продолжать учить раскрашивать картинку, не выезжая за края. 3. Упражнять в ориентировке на листе 1/2 А4. 4. Работать над развитием зрительного внимания, логического мышления, воображения. | 1. Графический диктант. 2. Игра "На что похоже?" (силуэтные изображения). 3. Задание "Выложи узор и зарисуй его на листе" (из палочек). 4. Пальчиковая игра "Зима". 5. Раскрашивание зимней картины. 6. Обведение по точкам "Зимняя одежда". | |
Декабрь 2 неделя "Дикие животные" | 1. Продолжать работать над развитием зрительно- моторной координации. 2. Упражнять в проведении линий без отрыва руки от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. 3. Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости. 4.Совершенствовать зрительную и слуховую память и внимание. | 1. Игра "Что изменилось?" 2. "Выполни штриховку диких животных". 3. Работа с зашумленными картинками. 4. Тактильное обследование силуэтов диких животных. 5. Выкладывание силуэтов из шнура. 6. "Шнуровка". | |
Декабрь 3 неделя "Домашние животные" | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить работать с трафаретом, шаблоном. 2. Тренировать в раскрашивании картинок. 3. Развивать зрительно-пространственную ориентировку на плоскости. 4. Развивать логическое мышление и воображение. | 1. Игра "Разрезные картинки". 2. Задание "Нарисуй по трафарету". 3. Задание "Раскрась по образцу". 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Тактильное обследование картинок с домашними животными. 6. "Лабиринт". | |
Декабрь 4 неделя "Зимние забавы. Новый год" | 1. Продолжать развивать зрительно-моторные функции. 2. Совершенствовать графические умения и навыки, учить срисовывать узор. 3. Упражнять в ориентировке на плоскости, учить сопровождать действия - словами: вверх, вниз, влево, вправо и .... 4. Учить группировать предметы по 1 признаку. | 1.Игра "Наведем порядок". 2. Задание "Лабиринт". 3. Выкладывание елки, санок, снежинки из спичек, счетных палочек. 4. Пальчиковая игра "Новый год". 5. Задание "Нарисуй на второй рукавице такой же узор". | |
Январь 2 неделя "Физкультура. Спорт" | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. 2. Развивать зрительно-пространственное восприятие. 3. Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить по точкам без отрыва руки от листа бумаги. 4. Развивать зрительное внимание, тактильную память и логическое мышление. | 1. Лото "Спорт". 2. Работа с зашумленными картинками. 3. Задание "Соедини точки". 4. Задание "Выложи узор по образцу". 5. "Графический узор". 6. "Дорисуй предмет". | |
Январь 3 неделя "Зимующие птицы" | 1. Работать над развитием зрительно-моторных функций, закреплять умения находить выход из лабиринта. 2. Упражнять в штриховке фигур разными способами. 3. Развивать зрительно-пространственное восприятие, упражнять в ориентировке на листе в клетку. 4. Развивать психические процессы: память, мышление, внимание, воображение. | 1. Задание "Выполни штриховку". 2. Пальчиковая гимнастика. 3. "Лабиринт". 4. Игра "Закончи строчку". 5. Игра "Строение птицы". 6. Обведение по точкам не отрывая руки. | |
Январь 4 неделя "Обитатели холодных стран" | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики и зрительно-моторной координации. 2. Упражнять находить выход из лабиринта, проводить линию посередине извилистой дорожки. 3. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в ориентировке на плоскости. 4. Развивать зрительное и слуховое внимание и тактильную память. | 1. Зрительный диктант "Нарисуй в пустых клетках такие же фигуры". 2. Работа с зашумленными картинками. 3. Игра "Передай другому" (рисование на спине). 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Задание "Дорожки". 6. "Лабиринт". | |
Февраль 1 неделя "Обитатели жарких стран" | 1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. 2. Упражнять в работе с трафаретами и шаблонами. 3. Упражнять в обведении и раскрашивании рисунка. 4. Продолжать учить узнавать предмет по силуэтному изображению, совершенствовать ориентировку на листе в клетку. 5. Развивать логическое мышление и память. | 1.Изготовление зашумленных картинок (трафареты животных). 2.Тактильное обследование фигурок животных жарких стран. 3. Лепка. 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Задание "Соедини точки". | |
Февраль 2 неделя "Морские обитатели" | 1. Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций, координации движений с речью. Продолжать работать с ножницами. 2. Совершенствовать графические навыки. 3. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и на картинке, учить оперировать предлогами. 4. Продолжать работать над развитием внимания, памяти, воображения, логического мышления. | 1. Игра "Скажи правильно с предлогом". 2.ЯГрафический диктант. 3. Игра "Разложи правильно по памяти". 4. Пальчиковая гимнастика. 5. Задание "Обведи по контуру". 6. Задание "Вырежи по контуру". | |
Февраль 3 неделя "Рыбы" | 1. Упражнять в выкладывании фигур из спичек. 2. Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку различными способами. 3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, упражнять в срисовывании выложенных из спичек фигур в тетрадь. 4. Работать над развитием зрительного внимания и памяти. | 1. Игра "Выложи узор по образцу". 2.Игра "Найди рыбку". 3. Задание "Продолжи рисунок". 4. Выложи рыбку из спичек". 5. Пальчиковая гимнастика. 6. "Штриховка". 7. "Рыбалка". | |
Февраль 4 неделя "Защитники Отечества" | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в обведении рисунка по точкам без отрыва руки от бумаги. 2. Упражнять в штриховке разными способами. 3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку. 4. Работать над развитием логического мышления, внимания, памяти. | 1. Игра "Разрезные картинки". 2.Пальчиковая гимнастика. 3. Открытка для папы. 4. Игра "Что случилось?" 5. Работа с трафаретом. 6. Штриховка "Звезда". 7. Выложи звезду из бросового материала. | |
Март 1 неделя "Весна" | 1. Упражнять работать ножницами. 2. Совершенствовать графические навыки. 3. Продолжать развивать зрительное восприятие. 4. Развивать зрительное внимание и память. | 1. Игра "Найди картинку для определения времени года". 2. Пальчиковая гимнастика. 3. "Продолжи узор". 4. Выложи солнце из бросового материала. 5. "Сделай солнцу лучики". | |
Март 2 неделя "Семья. 8 марта" | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики и координации движений. 2. Совершенствовать графические навыки и умения. 3. Упражнять в ориентировке на листе бумаги, действовать по словесной инструкции. 4. Развивать слуховую и зрительную память, внимание и логическое мышление. | 1. Выкладывание из счетных палочек, спичек " 8 марта". 2. Дидактическая игра "Семья". 3. "Продолжи строку" в прописи. 4. Открытка маме. | |
Март 3 неделя "Профессии" | 1. Продолжать работать над развитием мелкой моторики, развивать общую моторику. 2. Упражнять в раскрашивании и штриховке предметов. 3. Упражнять в ориентировке в пространстве и на листе бумаги. 4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. | 1. Разрезные картинки "Профессии". 2. "Соедини предмет с профессией". 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Штриховка "топор". 5. "Продолжи узор". | |
Март 4 неделя "Транспорт" | 1. Упражнять в обследовании предметов на ощупь. 2. Закреплять умение работать с зашумленными картинками. 3. Учить зарисовывать в тетрадь геометрические фигуры по образцу. 4. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. 5. Развивать внимание и память. | 1. "Чудесный мешочек с транспортом". 2. "Что изменилось?". 3. Геометрический узор. 4. "Расставь транспорт по своим гаражам". 5. Обведение по точкам "троллейбус". | |
Апрель 1 неделя "Город" | 1. Работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в выкладывании рисунков из спичек. 2. Совершенствование графических умений и навыков, учить работать в тетради аккуратно. 3. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги. 4. Работать над развитием психических процессов. | 1. Игра "Найди отличия". 2. "Выложи город, дома из спичек". 3. Задание "Закончи строку" в тетради. 4. Срисовывание города по трафарету. 5. Ориентировка на большой картине "Город". | |
Апрель 2 неделя "Космос" Апрель 3 неделя "Насекомые" | 1. Упражнять в умении работать с трафаретами и шаблонами. 2. Упражнять в штриховке разными способами. 3. Упражнять в ориентировке на листе в клетку. 4. Продолжать работать над развитием памяти и воображения. 1. Упражнять в вырезании по контуру, обследовании предметов на ощупь. 2. Упражнять в проведении линий по извилистой дорожке. 3. Продолжать ориентироваться на листе бумаги. 4. Продолжать работать над развитием логического мышления, тактильной памяти. | 1. Работа с трафаретом "Звезда". 2. Пальчиковая гимнастика. 3. Заштрихуй "Звезда" (линиями по диагонали). 4. Обведи по точкам. 5. "Выложи ракету из геометрических фигур или спичек". 1. "Вырежи божью коровку". 2. "Найди лишнее слово". 3. "Проведи гусеницу к листику" (лабиринт). 4. "Дорожка" в тетради. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. "Волшебный мешочек с насекомыми" 7. "Зашумленные картинки". 8. Обведение по точкам. | |
Апрель 4 неделя "Цветы" | 1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики. 2. Упражнять в раскрашивании фигур по схеме. 3. Упражнять в ориентировании на плоскости. 4. Работать над развитием внимания, памяти, логического мышления. | 1. "Дорисуй цветок". 2. "Раскрась цветик-семицветик". 3. "Продолжи узор". 4. Выкладывание "цветка" из спичек. 5. Пальчиковая гимнастика. 6. "Нарисуй на полянке цветы". | |
Май 1 неделя "Школа" | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2. Упражнять в выполнении заданий "Закончи сточку". 3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. 4. Работать над развитием зрительно-пространственной траектории, развитие внимания, памяти, логического мышления. | 1. Упражнение "Заполни всю строчку". 2.Ориентировка на большой картине "Школа". 3. Игра "Положи в рюкзак на свои места". 4. Игра "Найди что нужно для школы". | |
Май 2 неделя "Лето" | 1. Продолжать развивать мелкую моторику. 2. Упражнять в выполнении заданий "Закончи сточку". 3. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги. 4. Работать над развитием зрительно-пространственной траектории, развитие внимания, памяти, логического мышления. | 1. "Дорисуй вторую половину". 2. Игра "Выложи на летней лужайке". 3. Игра "Нелепицы". 4. Игра "Времена года". 5. Задание "Расставь в цветочках значки по образцу" в прописи. | |
Май 3-4 неделя "Диагностика" | 1. Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей: зрительно-моторную координацию, умение обводить рисунок по точкам, раскрашивать его, штриховать, выкладывать по образцу, перерисовывать и дорисовывать вторую половину предмета. 2. Проверить умение ориентироваться на листе бумаги. 3.Выявить уровень развития координации движений с речью. | 1. "Обведи предмет по контуру". 2. "Обведи предмет по точкам". 3. "Раскрась предмет не выезжая за контуры". 4. "Выложи геометрические фигуры на плоскости листа по словесной инструкции". 5. "Повтори за мной". 6. "Заштрихуй". 7. "Нарисуй вторую половину, перерисуй справа такой же предмет, рисунок". |