Мои аудиозаписи

Куманева Елена Владимировна

Лечение музыкой

В статье описывается методика проведения сеансов коррекции психофизиологического состояния беременных женщин с использованием музыки. Изучены некоторые эффекты воздействия программы музыкальной коррекции. В результате исследования установлено, что программа оказывает положительное воздействие на физиологическую сферу и эмоциональное состояние женщин, благотворно сказывается на качестве родов и исходе беременности. Кроме того, музыкальная коррекция положительно отражается на постнатальном развитии детей, родившихся у тех женщин, которые участвовали в программе музыкальной коррекции.

The method of conducting the sessions for correcting psychophysiological condition of pregnant women through the means of music is described in the paper. Some effects of the program of the musical correction were studied. It was found that the program has a positive effect on the physiological sphere and emotional condition of women as well as on the quality of childbirth and the outcome of pregnancy. Additionally, musical correction has a positive impact on the postnatal development of babies born from those women, who participated in the program of musical correction.

 

Введение

Музыкальная терапия является такой областью лечебной практики, которая основана на использовании музыки. К Брусциа (Bruscia 1989) определяет музыкальную терапию как целенаправленный процесс, «…в ходе которого психотерапевт помогает клиенту улучшить, сохранить или восстановить свое психическое здоровье, используя для этого музыкальный опыт и психотерапевтические отношения, которые, развиваясь в ходе занятий, выступают движущим фактором психических изменений». В настоящее время в Российской Федерации накоплен определенный опыт лечебного и здоровьесберегающего использования музыки, отраженный, в частности, в работах Л. С. Брусиловского (Брусиловский Л. С. 1973), М. Л. Лазарева (Лазарев М. Л. 1993), В. И. Петрушина (Петрушин В. И. 1997), С. В. Шушарджана (Шушарджан С. В. 1998), В. М. Элькина (Элькин 2000), А. Г. Юсфина (Юсфин А. Г. 2001). Проблемам музыкальной терапии посвящены также книги таких авторов, как К. Рюгер (Рюгер К. 1998), Г.-Г. Декер-Фойгт (Декер-Фойгт Г.-Г. 2003).

В некоторых случаях музыка в ее импрессивных (прослушивание музыки) и экспрессивных (исполнение музыки) формах используется в ходе занятий арт-терапией и психотерапии искусством. В книжке А. И. Копытина «Тренинг коммуникации: арт-терапия» (Копытин А. И. 2006) предлагаются различные техники, игры и упражнения, предполагающие применением музыки в комплексе с другими модальностями творческого самовыражения – рисунком, драматизацией, движением и танцем. Это позволяет предполагать, что дополнение музыки иными экспрессивными формами повышает терапевтические возможности программы.

Известны примеры использования музыки в работе с беременными (Лазарев М. Л. 1993, Юсфин А. Г. 2001). М. Л. Лазарев указывает на три фактора лечебного, гармонизирующего воздействия музыки на организм беременной женщины: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд); физиологический (воздействие на различные функции организма); физический или вибрационный (вибрационное воздействие на клетки плода, приводящее к активизации биохимических процессов) (Лазарев М. Л. 1993). Кэмпбелл Д. (Кэмпбелл Д. 1999) отмечает, что музыка влияет на биохимические процессы организма: «Музыкальная стимуляция увеличивает выделение эндорфина и лимфоцитов, которые повышают сопротивляемость организма болезням» (с. 89). Психологическое объяснение целебности музыкального влияния дает Г.-Г. Декер-Фойгт: «Музыка способна «поднять со дна» те слои переживаний, которые образовались в предвербальное время, т. е. задолго до того, как человек научился говорить. Поняв данные причины, намного легче осознать, почему музыка обладает такой могучей целительной силой» (Декер-Фойгт Г.-Г. 2003, с. 180).

Несмотря на многочисленные эмпирические свидетельства целебного, гармонизирующего воздействия музыки, такие эффекты пока изучены с применением современных методов научного исследования явно недостаточно. Это, в частности, относится и к такой быстро развивающейся области психологической и психотерапевтической практики, как перинатальная психология и психотерапия.

С учетом этого, нами была построена программа психологической коррекции самочувствия беременных женщин средствами музыки. Реализация данной программы позволила изучить некоторые эффекты ее воздействия на беременных женщин, а также определить связь этих эффектов с особенностями музыкального восприятия, личностными свойствами и психическим состоянием.

 

Задачи, материал и методы исследования

Задачи исследования включали:

  • изучение личностных свойств и особенностей психического состояния беременных женщин;
  • уточнение критериев подбора музыки, используемой с целью коррекции самочувствия беременных женщин, с учетом их личностных свойств и особенностей психического состояния;
  • уточнение формы организации психологической помощи беременным женщинам средствами музыки;
  • исследование влияния программы музыкальной коррекции на самочувствие и эмоциональное состояние женщин;
  • изучение диагностических возможностей восприятия музыки беременными женщинами;
  • анализ динамики психического состояния беременных женщин под влиянием музыкальной коррекции;
  • изучение влияния музыкальной коррекции на течение родов и психофизиологическое развитие детей.

 Нами были использованы следующие методыисследования:

  • опросник С. Будасси для определения акцентуаций характера;
  • опросник Айзенка;
  •  16-факторный опросник Р. Кеттелла;
  • самоотчеты беременных женщин;
  • методика САН;
  • тест Люшера;
  • физиологические измерения (частота сердечных сокращений, ЧСС, частота дыхания, ЧД, контрольная пауза дыхания КП);
  • метод изучения цветомузыкальных ассоциаций.

Работа проводилась в течение восьми лет на базе одной из поликлиник г. Сыктывкара. Музыкальная коррекция была проведена с 233 женщинами. Были также обследованы дети первого года жизни (35 человек), родившихся от женщин, участвовавших в программе музыкальной коррекции. В контрольную группу вошли 100 женщин, которые посещали дневной стационар женской консультации. Эти женщины в программе музыкальной коррекции участия не принимали. У 35 женщин, составивших контрольную группу, мы также изучили особенности развития детей в течение первого года жизни.

 

Структура и содержание сеансов музыкальной коррекции

Сеансы музыкальной коррекции проводились два раза в неделю и длились – 1час 30 минут. Курс включал от 5 до 16-18 занятий, в зависимости от срока беременности. В ходе каждого сеанса дважды проводились тестирование и замеры физиологических параметров (в начале и в конце сеанса).

Затем женщинам предлагались для прослушивания четыре произведения в «живом» фортепианном исполнении (исполнителем выступала автор исследования). Исполнялись шедевры классической музыки, народные песни и романсы без участия голоса и текста. Последовательность исполняемых произведений была следующей: вначале звучало произведение, образно-эмоциональный строй которого соответствовал настроению слушателей, а затем исполнялись такие произведения, которые способствовали оптимизации состояния и созданию светлого мироощущения в конце сеанса. Некоторые занятия могли включать разучивание и пение женщинами колыбельных песен, а также песен, предполагающих пропевание текстов, описывающих уход за детьми.

Во время звучания музыки женщины заполняли анкету, оценивая свое состояние по пятибалльной шкале. Им также предлагалось указать свои цветовые ощущения, возникающие в результате музыкального восприятия.

Нередко первая часть сеанса включала рисование, которое использовалось в качестве дополнительного диагностического и коррекционного средства. В то же время, музыка рассматривалась как основной фактор психокоррекционного воздействия. Рисунки создавались в основном на фоне звучания классической и духовной музыки. Нередко женщинам предлагались темы для рисования, такие, как «Мой ребенок», «Я и мой ребенок», «Моя семья», «Рождение». В отдельных случаях рисунки создавались на свободную тему. Обсуждение рисунков, как правило, было непродолжительным и использовалось с целью уточнения ассоциаций с рисунком и его элементами.

Иногда во время сеансов предлагалась такая форма работы, как движение под музыку с целью общей активизации женщин. Однако движения при этом были относительно спокойными и соответствовали характеру музыки. 

Вторая часть сеанса была посвящена выполнению упражнения, развивающего навыки релаксации. Это упражнение проводилось на фоне звучания медитативной музыки в магнитофонной записи и произнесения коррекционного настроя.

 

Результаты исследования

Анализ показателей, отражающих личностные свойства и самочувствие беременных женщин, показал, что в начале курса в экспериментальной группе преобладали женщины подвижной (65,7% обследуемых) и чувствительной (31,4%) акцентуаций характера. Экстраверты составили 40 %, интроверты – 31,4% обследуемых. 54,2% женщин обладали повышенным нейротизмом. Около трети беременных (28,3%) имели неудовлетворительное самочувствие; низкая активность наблюдалась у большинства (56,6%), при этом 59,4% обследуемых отличались хорошим настроением.

В ходе работы изучалась динамика состояния женщин в течение всего курса музыкальной коррекции, а также в течение каждого занятия. В течение занятий снижение ЧСС наблюдалось в среднем у 54,2% женщин, что могло говорить о достижении релаксация. ЧД уменьшалась в среднем у 25,5% обследуемых. У остальных эти показатели были неустойчивы. КП (контрольная пауза дыхания – показатель выносливости человека, проявляющийся в способности некоторое время обходиться без кислорода) увеличивалась в течение сеанса у 61,2% женщин.

Наиболее неустойчивым в течение сеансов был уровень тревожности и энергии. У относительно небольшого числа женщин (17%) положительно менялся коэффициент вегетативной неустойчивости (определяемый с использованием тест а Люшера) и коэффициент тревожности (также по цветовому тесту). В течение курса музыкальной коррекции уменьшение тревожности наблюдалось у 40% обследуемых, а отсутствие динамики в уровне тревожности -- у 32%.

Поскольку одним из критериев оценки эффективности курса музыкальной коррекции являлись качество родов и исход беременности, мы провели сравнение этих показателей в экспериментальной и контрольной группах. В результате такого сравнения оказалось, что при большем количестве случаев вынашивания в условиях психотравм в экспериментальной группе (9,5% таких случаев было в экспериментальной группе, а 6,4% -- в контрольной группе), необходимость применения операции кесарева сечения и иных медицинских вмешательств была намного ниже, чем у женщин контрольной группы. Напротив, нормально протекающие роды у женщин экспериментальной группы встречались в 2,4 раза чаще, чем у женщин контрольной группы. Сформированные на занятиях навыки релаксации
положительно сказались на поведении женщин экспериментальной группы в родах: его смогли применить больше половины женщин (52,3%).

Другим важным показателем эффективности курса музыкальной коррекции было постнатальное развитие детей в экспериментальной и контрольной группах. Сравнение характеристик постнатального развития детей в обеих группах показало, что количество детей, развивающихся соответственно возрастной норме или опережающих в развитии в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Опережение в развития у детей экспериментальной группы проявлялось в более раннем вставании, хождении и появлении речи, ярко выраженной реакцией на музыкальные звуки. Отставание в развитии детей экспериментальной группы наблюдалось в 5 раз реже, чем в контрольной группе (2,8% и 14,2%, соответственно). Случаи последствий родовых травм у детей экспериментальной группы встречались реже, чем у детей контрольной группы (25,7% и 45,7%, соответственно). Особую восприимчивость к музыкальным звучаниям обнаружило большинство детей экспериментальной группы (71,4%), чего нельзя сказать о детях контрольной группы (2,8%).Такая восприимчивость проявлялась в наличии заметной концентрации внимания и появлении улыбки при звуках музыки.

Зависимость особенностей музыкального восприятия беременных женщин от их личностных свойств и психического состояния представлена в табл. 1, 2 и 3.

Таблица 1

Зависимость особенностей музыкального восприятия беременных женщин от их личностных свойств

Особенности музыкального восприятия

Личностные свойства

Положительная реакция на глубокое эмоционально-образное содержание музыки

Интровертность, музыкальность, богатый слуховой опыт

Отрицательная реакция на глубокого эмоционально-образное содержание музыки

Гипертимность, экстравертность при небогатом слуховом опыте

Приемлемость малопонятной по «языку» музыки

Высокий уровень слуховой культуры, креативность, профессиональные музыканты

Широкий круг музыкальных предпочтений

Развитое воображение, креативность, музыкальность, большой слуховой опыт, профессиональные музыканты

Отрицательная реакция на „поверхностную” музыку, популярные мелодии

Развитое воображение, богатый слуховой опыт, профессиональные музыканты

 

 

Таблица 2

Зависимость особенностей музыкального восприятия беременных женщин от психического состояния

Особенности музыкального

восприятия

Психическое состояние

 

Повышенная чувствительность к громкой музыке

Психогенные реакции, невротическое состояние, повышенная тревожность

Отрицательная реакция на диссонансные и драматические звучания

Психогенные реакции, невротическое состояние, повышенная тревожность

Катарсическая реакция на волнующую, драматическую музыку

Напряженность, психогенные реакции

 

Таблица 3

Зависимость особенностей музыкального восприятия беременных женщин от их личностных свойств и психического состояния

Особенности музыкального

восприятия

Личностные свойства и

психическое состояние

 

Положительная реакция на грустную музыку

Чувствительность, дистимность, депрессивное состояние

Отрицательная реакция на грустные, печальные образы в музыке

Гипертимность, повышенная тревожность, психотравма

Положительная реакция на печальные и драматические звучания

Музыкальность, творческая направленность личности, профессиональные музыканты, зрелость, психофизиологическое благополучие

Положительная реакция на веселую, энергичную музыку

Экстравертность, гипертимность, психофизиологическое благополучие

Отрицательная реакция на веселую, энергичную музыку

Невроз, депрессивное состояние, тревожные интроверты

Неадекватность эмоциональных и цветовых реакций на музыку

Повышенная тревожность, напряженность, психическая травма; гипертимность

Высокая потребность в созвучности музыки своему состоянию

Психическая травма, невроз

 

 

Важную информацию о состоянии и личностных особенностях женщин несли рисунки. В то же время, изучение связи между содержательными и формальными особенностями рисунков беременных женщин с их состоянием и личностными характеристиками не являлось задачей нашего исследования. Поэтому мы ограничимся демонстрацией нескольких рисунков, считая их показательными для беременных женщин. Эти рисунки свидетельствуют, в частности, о положительном отношении женщин к ребенку, переживании материнских чувств, восприятии беременности как гармоничного, ресурсного состояния. Приводимые в качестве примера рисунки также могут рассматриваться в качестве особого средства символической, образной коммуникации женщины с ребенком. Есть основания предполагать, что как в процессе, так и после их создания женщины могли вести с ребенком некий «внутренний диалог», стараясь выразить в «общении» с ним свои чувства и мысли.

Анжела Т. (беременность 27 недель, второй ребенок) представила три рисунка: «Рождение», «Мой ребенок» и рисунок без названия. Первый рисунок (Рис. 1) изображает гнездо с вылупившимися птенцами, обогреваемыми оранжево-красным солнцем.

Второй рисунок (Рис. 2) выполнен с использованием основных цветов. Оранжево-желтое солнце ровным теплом согревает ребенка в ладони матери. Изображение оставляет впечатление зрелого материнства.

На третьем рисунке (Рис. 3) изображено яблоневое дерево с цветами и плодами. Крона нежно-зеленого цвета, яблоки – золотисто-желтые, а цветы – розовые и пурпурные. Рисунок передает ощущение чувственного полнокровия, представление о плодородии и благодати. Мощный ствол производит впечатление устойчивости, хорошей связи с землей и, в то же время, устремленности ввысь.

Татьяна П. (беременность 30 недель, третий ребенок) при создании рисунка «Мой ребенок» (Рис. 4) использовала основные цвета (красный, желтый, синий). Хотя рисунок, на первый взгляд, имеет отвлеченно-символический характер, на нем угадывается изображение детородного органа с плацентой (более крупная форма внизу, изображенная всеми тремя основными цветами), а также самого ребенка (округлая форма наверху, изображенная желтым цветом). Связь между матерью и ребенком изображена в виде устремленной ввысь формы в виде треугольника розового цвета. Обращают на себя внимание размытые контуры элементов рисунка, нежное «перетекание» одного цвета в другой при сохранении их чистоты и полупрозрачности. Возможно и иное «прочтение» символических элементов рисунка.

Анжела и Татьяна в конце курса музыкальной коррекции обнаружили психологическую готовность к родам. Роды прошли без осложнений, дети развиваются нормально.

 

Заключение

Нами была создана методика по проведению сеансов музыкальной коррекции с беременными женщинами и изучены некоторые эффекты ее воздействия. В результате проведенных исследований с использованием набора психологических методик и физиологических замеров было показано, что сеансы музыкальной коррекции оказывают ряд физиологических эффектов, говорящих о достижении многими женщинами в ходе сеансов состояния релаксации. Хотя уровень тревожности и энергии (определяемый с использованием теста Люшера) в ходе сеансов был неустойчивым, преобладающая тенденция была все же связана со снижением тревожности и возрастанием энергии.

Сравнение исходов беременности в экспериментальной и контрольной группах позволяет сделать вывод о том, что проведением сеансов музыкальной коррекции снижает вероятность применения операции кесарева сечения и иных медицинских вмешательств в родах и в целом повышает их качество. Однако мы не можем утверждать, что это было связано только с использованием музыки. Поскольку в ходе сеансов женщины обучались навыкам релаксации, и многие из них в дальнейшем активно их использовали, в том числе, в родах, профилактические эффекты сеансов могли быть связаны с комплексом факторов.

Нельзя также не учитывать положительного воздействия изобразительной деятельности на состояние женщин, поскольку многие из них в ходе сеансов рисовали. Создание рисунков позволяло женщинам выразить и упорядочить свои чувства и представления, связанные с беременностью, предстоящими родами и ребенком, и во многих случаях служило своеобразным средством «общения» с ним.

Сравнение характеристик постнатального развития детей в экспериментальной и контрольной группах позволяет говорить о благоприятном воздействии сеансов музыкальной коррекции не только на женщин, но и их детей. Это подтверждается тем, что количество детей, развивающихся соответственно возрастной норме или даже опережающих в развитии, в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Проведенное исследование позволяет говорить о некоторых особенностях музыкального восприятия будущих мам. Так, мы обратили внимание на то, что все они предпочитают лирическую, мелодичную, негромкую музыку. Большинство женщин отвергают громкие, диссонансные звучания, печальную и трагическую музыку.

В то же время, некоторые женщины положительно реагируют на грустную, а также драматичную, печальную и тревожную музыку. Однако мы не можем сказать, какую терапевтическую ценность имеет прослушивание такой музыки, и какие потребности женщин она удовлетворяет. Неадекватные реакции на музыку, проявляемые в несоответствии цветовых ассоциаций и чувств женщин эмоциональному и образному строю музыки, были характерны для психологически травмированных, тревожных женщин, а также женщин с осложненно протекающей беременностью.

На основании этого мы считаем, что особенности музыкального восприятия в какой-то мере могут служить одним из критериев оценки состояния слушателей. Однако нельзя не признать того, что механизмы музыкального восприятия имеют комплексный характер. Эмоциональные и ассоциативные реакции на музыку могут быть опосредованы как психофизиологическим состоянием, так и особенностями личности слушателей, их культурным опытом, навыками музыкального восприятия, а если речь идет о специально организованных сеансах музыкальной коррекции или музыкальной терапии, то и от условий, в которых они проводятся, отношений участников сеансов с тем, кто их проводит, и иных факторов.

Проводимые нами сеансы по целому ряду причин не могут быть отнесены к музыкальной терапии в строгом смысле этого слова. В ходе их проведения мы не прибегали к обстоятельному обсуждению чувств и ассоциаций женщин с музыкальным материалом. Работа со сложными в психологическом отношениями состояниями не входила в задачи нашей работы, хотя мы признаем, что многие беременные женщины, переживающие такие состояния, нуждаются в тех или иных формах психологической помощи, в том числе, связанных с применением элементов музыкальной терапии.  

 

Литература:

Брусиловский Л. С. (1973) Музыка в системе восстановительного лечения психически больных. Дисс. на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. - Ленинградский НИИ  им. В. М. Бехтерева.

Декер-Фойгт Г.-Г. (2003) Введение в музыкотерапию. СПб.: Питер.

Копытин А. И. (2006) Тренинг коммуникации: арт-терапия. Москва: издательство института психотерапии.

Кэмпбелл Д.. (1999) Эффект Моцарта. Минск: БАСК.

Лазарев М. Л. (1993) Сонатал. Школа дородовой педагогики. М.

Петрушин В. И. (1997) Музыкальная психотерапия. М.

Рюгер К. (1998) Домашняя музыкальная аптечка. Ростов-на-Дону: Феникс.

Шушарджан С. В. (1998) Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М.: Антидор.

Элькин В. М. (2000) Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. СПб.

Юсфин А. Г. (2001) Музыкальное восприятие в перинатальном периоде: проблема начала // Сборник материалов конференции по перинатальной психологии и медицине, 25-27 мая 2001 г. - СПб..

Bruscia K. (1989) Defining music therapy. Sporing City, PA: Spring House Books.

 

Сведения об авторе: Толчинская Елена – закончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию (музыковед), в последующем получила психологическое образование. Работает психологом в детской поликлинике и музыкальным педагогом -- республиканском училище искусств г. Сыктывкара.