Страничка для ребят с ОВЗ

Земцева Евгения Витальевна

Ребята, на этой страничке вы можете найти полезную информацию для сабя. Найти вопросы и ответы на интересующие вас вопросы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл я такой как все и все мы разные251.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развивающего занятия

с элементами тренинга для детей с ограниченными  возможностями здоровья  

«Я, такой как все, и все мы разные»

C:\Users\пк\Desktop\Новая папка (2)\seminar_shag_na_vstrechu.png

План занятия с использованием элементов тренинга.

Развивающее занятие для обучающихся  

с ограниченными возможностями  здоровья

(ДЦП и нарушения опорно-двигательного аппарата).

« Я, такой как все, и все мы разные»

Цель развивающего занятия является осознание ребенком с ОВЗ своего творческого потенциала, который  заложен в каждом ребенке, и развитие личностных качеств, необходимых для успешности реализации своих потенциальных возможностей; позитивное отношение к себе и миру; умение посмотреть по проблему со стороны;  решительность, настойчивость, уверенность в себе; способность фантазировать и др.

При разработке занятия мы ставили перед собой задачи:

  • помочь   каждому  ребенку с  ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата в осознании своего творческого потенциала, развитии креативности;
  • изменить мнение ребенка о собственной значимость, ценности своего

      Я;

  • повысить уверенность в себе и самооценку, так как без должной уверенности в себе невозможно творить, выражать чувства полно и конструктивно;
  • сформировать мотивацию саморазвития.

В развивающем занятии представлены упражнения, направленные на проявление отдельных сторон креативности: гибкости, оригинальности, беглости мышления, воображения и др., а также упражнения, направленные на развитие самосознания, получение участниками более полного представления о своей уникальности, о своих сильных и слабых сторонах, принятия их в себе, развитие адекватной самооценки и уверенности в себе.

Значительную часть упражнений составляют разминки, так как в силу своего здоровья дети не способны долгое время концентрироваться на выполнении основных упражнений. Использование таких эмоциональных разрядок приводит к улучшению психоэмоционального состояния детей с диагнозом ДЦП, к умению управлять ими, повышать работоспособность. Двигательные переменки также помогают сплотить группу участников.

Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья вместе с здоровыми детьми.

Методы: развивающие упражнения, элементы тренинга, беседа.

Методики: упражнение «Скала», «Слепой  и поводырь», «Аплодисменты по кругу, упражнение для снятия напряжения.

Психологическое        назначение        таких        упражнений:        развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть

и видеть, понимать себя и других, умение понимать друг друга без слов, с помощью движений (невербальное общение), умение общаться, сопереживать и помогать друг другу.

Средства фиксации эффективности занятия: наблюдения психолога,  обсуждение в конце занятия, образный отчет.

Оборудование музыкальное сопровождение для релаксации, ПК и колонки.

Требования к помещению для занятия предполагает наличие сидячих мест для участников, пространства, достаточного для подвижных игр и обсуждения в круге участников, доски для представления наглядного материала. Содержание занятия может меняться в зависимости от состава группы, потребности ее участников.

Работа в группе руководствуется определенными правилами, вырабатываемыми каждой группой отдельно.

Правила поведения во время тренинга

1.Единая форма обращения друг к другу на «ты» (по имени) 2.Общение по принципу “здесь и теперь”

3.Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.

4.Говорим только от своего имени и только лично кому-то. 5.Уважение к говорящему.

Вводная часть.

Ход занятия.

   Ритуал приветствия:

Добрый день дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.

         Общий круг. Ребята берутся за руки. Смотрят друг другу в глаза.

  • Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? (Солнце)

Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся  и подарим  свои солнечные улыбки друг другу. От ваших улыбок  становится  теплее и уютнее.

Мотивация к занятию

  • А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
  • Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

  1. Чем мы с вами сегодня будем заниматься?

Играми и упражнениями. Всякая психологическая игра имеет «двойное дно» – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но ее смысл к этому не сводится, игра также дает возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться и т.п.. Изучением некоторых наших психологических качеств и обсуждением полученных результатов, мы будем заниматься.

2. Какую пользу это нам принесет? Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания. Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас. Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать. Наконец, мы просто хорошо и весело проведем время!

Упражнение – разминка «Карандаши»

Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии

70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.

После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:

  1. Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
  2. Вытянуть руки вперед, отвести назад.
  3. Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
  4. Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
  5. Присесть, встать.

В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение: сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед – поднять руки); использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы; держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью; выполнять упражнение с закрытыми глазами.

Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.

Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

От этого обсуждения делаем переход к теме психологического тренинга, на который пришли участники. Тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для этого умения – например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими,

«чувствовать» человека, который находится рядом. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень многих жизненных ситуациях (примеры ситуаций приводят сами дети).

Процедура знакомства

«Имя-движение». Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и

движения        воспроизводятся        в        кругу        уже        по        памяти,        без        повторной демонстрации.

Основная часть

Упражнение «Скала»

Цель: Сплочение, диагностика межличностных отношений (для психолога). Время проведения: 10-15мин.

Один участник - альпинист, группа выстраивается в шеренгу, имитируя скалу. Задача альпиниста пройти вдоль скалы, преодолевая препятствия. Пройдя путь, альпинист встает в конце шеренги и примыкает к скале, путь начинает следующий участник.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: Доверие, осознание своих страхов во взаимоотношениях с другими Время проведения: 10 мин.

Упражнение в парах. Участники договариваются, кто какую играет роль. "Слепой" завязывает глаза платком.

Задание ведущего: поводырь знакомит своего подопечного с окружающим миром, передает свое отношение 5-7 минут, меняемся ролями.

В конце - обсуждение. Что было легче, комфортнее? Какие мысли и чувства возникали во время игры?

Релаксация:

Упражнение «Порхание бабочки»

Заключительная часть.

Рефлексия:

Упражнение «Аплодисменты по кругу»

Подведение итогов.

1.Что нового я узнал на занятии…

  1. Какие эмоции я испытывал во время занятия…
  2. Мне понравилось во время занятия…
  3. Мне не понравилось на занятии…
  4. Неожиданным для меня на занятии было…
  5. Пожалуйста, оцените свое самочувствие в конце занятия …

Ритуал прощания.

«Солнечные лучики»

Дети встают в круг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя тёплым лучиком.

Занятие окончено. Спасибо за работу. До новых  встреч!

Список литературы

Лютова Е., Монина  Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. -190 с., ил.

Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.- 3-е изд., испр. –М.: Психотерапия, 2008. – 256 с. -32 илл.