Страничка для ребят с ОВЗ
Ребята, на этой страничке вы можете найти полезную информацию для сабя. Найти вопросы и ответы на интересующие вас вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
я такой как все и все мы разные | 251.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект развивающего занятия
с элементами тренинга для детей с ограниченными возможностями здоровья
«Я, такой как все, и все мы разные»
План занятия с использованием элементов тренинга.
Развивающее занятие для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
(ДЦП и нарушения опорно-двигательного аппарата).
« Я, такой как все, и все мы разные»
Цель развивающего занятия является осознание ребенком с ОВЗ своего творческого потенциала, который заложен в каждом ребенке, и развитие личностных качеств, необходимых для успешности реализации своих потенциальных возможностей; позитивное отношение к себе и миру; умение посмотреть по проблему со стороны; решительность, настойчивость, уверенность в себе; способность фантазировать и др.
При разработке занятия мы ставили перед собой задачи:
- помочь каждому ребенку с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата в осознании своего творческого потенциала, развитии креативности;
- изменить мнение ребенка о собственной значимость, ценности своего
Я;
- повысить уверенность в себе и самооценку, так как без должной уверенности в себе невозможно творить, выражать чувства полно и конструктивно;
- сформировать мотивацию саморазвития.
В развивающем занятии представлены упражнения, направленные на проявление отдельных сторон креативности: гибкости, оригинальности, беглости мышления, воображения и др., а также упражнения, направленные на развитие самосознания, получение участниками более полного представления о своей уникальности, о своих сильных и слабых сторонах, принятия их в себе, развитие адекватной самооценки и уверенности в себе.
Значительную часть упражнений составляют разминки, так как в силу своего здоровья дети не способны долгое время концентрироваться на выполнении основных упражнений. Использование таких эмоциональных разрядок приводит к улучшению психоэмоционального состояния детей с диагнозом ДЦП, к умению управлять ими, повышать работоспособность. Двигательные переменки также помогают сплотить группу участников.
Целевая группа: дети с ограниченными возможностями здоровья вместе с здоровыми детьми.
Методы: развивающие упражнения, элементы тренинга, беседа.
Методики: упражнение «Скала», «Слепой и поводырь», «Аплодисменты по кругу, упражнение для снятия напряжения.
Психологическое назначение таких упражнений: развитие наблюдательности, внимания, памяти, умения слушать и слышать, смотреть
и видеть, понимать себя и других, умение понимать друг друга без слов, с помощью движений (невербальное общение), умение общаться, сопереживать и помогать друг другу.
Средства фиксации эффективности занятия: наблюдения психолога, обсуждение в конце занятия, образный отчет.
Оборудование музыкальное сопровождение для релаксации, ПК и колонки.
Требования к помещению для занятия предполагает наличие сидячих мест для участников, пространства, достаточного для подвижных игр и обсуждения в круге участников, доски для представления наглядного материала. Содержание занятия может меняться в зависимости от состава группы, потребности ее участников.
Работа в группе руководствуется определенными правилами, вырабатываемыми каждой группой отдельно.
Правила поведения во время тренинга
1.Единая форма обращения друг к другу на «ты» (по имени) 2.Общение по принципу “здесь и теперь”
3.Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга.
4.Говорим только от своего имени и только лично кому-то. 5.Уважение к говорящему.
Вводная часть.
Ход занятия.
Ритуал приветствия:
Добрый день дорогие ребята! Я рада приветствовать Вас всех на нашем занятии. Надеюсь, наша встреча принесет нам всем радость общения и хорошее настроение.
Общий круг. Ребята берутся за руки. Смотрят друг другу в глаза.
- Ребята, посмотрите в окно, что там светит и улыбается нам? (Солнце)
Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся и подарим свои солнечные улыбки друг другу. От ваших улыбок становится теплее и уютнее.
Мотивация к занятию
- А теперь, повернитесь ко мне и представим, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
- Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
- Чем мы с вами сегодня будем заниматься?
Играми и упражнениями. Всякая психологическая игра имеет «двойное дно» – на поверхности лежит возможность получить удовольствие, но ее смысл к этому не сводится, игра также дает возможность лучше узнать себя и других, чему-нибудь научиться и т.п.. Изучением некоторых наших психологических качеств и обсуждением полученных результатов, мы будем заниматься.
2. Какую пользу это нам принесет? Мы сможем лучше понять самих себя: свои чувства, переживания, желания. Мы будем учиться выражать свои чувства и желания так, чтобы другие люди лучше понимали нас. Мы сможем более успешно общаться с другими людьми: лучше понимать их, меньше конфликтовать. Наконец, мы просто хорошо и весело проведем время!
Упражнение – разминка «Карандаши»
Описание упражнения. Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучек, закрытых колпачками, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг напротив друга на расстоянии
70–90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Дается задание: не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад.
После выполнения подготовительного задания группа встает в свободный круг (расстояние между соседями 50–60 см), карандаши зажимаются между подушечками указательных пальцев соседей. Группа, не отпуская карандашей, синхронно выполняет задания:
- Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.
- Вытянуть руки вперед, отвести назад.
- Сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед (сужение и расширение круга).
- Наклониться вперед, назад, выпрямиться.
- Присесть, встать.
В дальнейшем можно усложнить и разнообразить упражнение: сочетать одновременно два движения (например, шагнуть вперед – поднять руки); использовать не указательные, а безымянные пальцы или мизинцы; держать руки не в стороны, а скрестить их перед грудью; выполнять упражнение с закрытыми глазами.
Психологический смысл упражнения. При выполнении упражнения от участников требуется четкая координация совместных действий на основе невербального восприятия друг друга. Если каждый участник будет думать только о своих действиях, то упражнение практически невыполнимо. Необходимо строить свои действия с учетом движений партнеров.
Обсуждение. Какие действия должен выполнять каждый из участников, чтобы карандаши в кругу не падали? А на что ориентироваться при выполнении этих действий? Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?
От этого обсуждения делаем переход к теме психологического тренинга, на который пришли участники. Тренинг направлен на то, чтобы в игровой форме развивать необходимые для этого умения – например, координировать совместные действия, устанавливать взаимопонимание с окружающими,
«чувствовать» человека, который находится рядом. А такие умения необходимы для достижения успеха в очень многих жизненных ситуациях (примеры ситуаций приводят сами дети).
Процедура знакомства
«Имя-движение». Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и
движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации.
Основная часть
Упражнение «Скала»
Цель: Сплочение, диагностика межличностных отношений (для психолога). Время проведения: 10-15мин.
Один участник - альпинист, группа выстраивается в шеренгу, имитируя скалу. Задача альпиниста пройти вдоль скалы, преодолевая препятствия. Пройдя путь, альпинист встает в конце шеренги и примыкает к скале, путь начинает следующий участник.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: Доверие, осознание своих страхов во взаимоотношениях с другими Время проведения: 10 мин.
Упражнение в парах. Участники договариваются, кто какую играет роль. "Слепой" завязывает глаза платком.
Задание ведущего: поводырь знакомит своего подопечного с окружающим миром, передает свое отношение 5-7 минут, меняемся ролями.
В конце - обсуждение. Что было легче, комфортнее? Какие мысли и чувства возникали во время игры?
Релаксация:
Упражнение «Порхание бабочки»
Заключительная часть.
Рефлексия:
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Подведение итогов.
1.Что нового я узнал на занятии…
- Какие эмоции я испытывал во время занятия…
- Мне понравилось во время занятия…
- Мне не понравилось на занятии…
- Неожиданным для меня на занятии было…
- Пожалуйста, оцените свое самочувствие в конце занятия …
Ритуал прощания.
«Солнечные лучики»
Дети встают в круг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя тёплым лучиком.
Занятие окончено. Спасибо за работу. До новых встреч!
Список литературы
Лютова Е., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.- СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. -190 с., ил.
Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги.- 3-е изд., испр. –М.: Психотерапия, 2008. – 256 с. -32 илл.